Что значит цифра 8 на кольце
Almaz-Fashion: журнал ювелирной моды
Как читать клеймо на ювелирных изделиях
Заходя в любой ювелирный салон, трудно сделать правильный выбор. От различных форм ювелирных украшений и сияния драгоценных камней захватывает дух. Так как же не ошибиться при выборе в качестве ювелирного украшения? Для этого мы обратимся к процессу клеймения изделий из драгоценных металлов.
Государственное пробирное клеймо – это специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. В государственное пробирное клеймо входит именник (клеймо фирмы или мастера) и знак пробы, которые могут проставляться как вместе (в одном изображении), так и отдельно.
Историческая справка
Пробирный надзор России существует с 17 века, в то время клеймение золота и серебра производилось в Москве, в Серебряном ряду. Серебряный ряд был единственным местом, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. В наши дни в основные функции пробирной палаты входит опробование и анализ не только украшений, но и бытовых предметов из драгоценных металлов. А также экспертизу оттисков пробирных клейм, техническую экспертизу и контрольные анализы изделий из драгоценных металлов, и, конечно, драгоценных камней.
Первое датированное московское клеймо — двуглавый орел, сопровождающийся датой, относится к 1651–1652 гг. Первые клейма еще не являлись показателем пробы в современном понимании этого слова. Как правило, качественным украшением считалось изделие от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе привозных монет, которые переплавляли для изготовления украшений.
Первоначально в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников (1 фунт = 0,40 кг, следовательно, 1 золотник ≈ 4,27 г.). Таким образом, 96-золотниковое золото являлось абсолютно чистым, 48-золотниковое состояло наполовину из примесей и т. д.
Современное клеймение в России
Все современные изготовленные в России ювелирные украшения и другие изделия из золота, серебра, платины, палладия должны соответствовать пробам, определенным постановлением правительства Российской Федерации № 643, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.
Таблица проб для золота с 1952 г.
Таблица проб для серебра с 1952 г.
Таблица проб для платины с 1952 г.
Клеймению подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них.
В России существуют следующие пробы:
Из золота 999 изготавливают слитки, которые используются как золотовалютные резервы. Наиболее распространенными пробами для изготвления украшений являются 585 и 750 пробы для золота и платины. В стоматологии используется в основном 375 проба золота.
Клеймение серебряных изделий
Для серебра существует лотовая, метрическая и золотниковая пробы. Если изделие изготовлено в конце XIX — начале XX в., пробирное клеймо — в золотниковой системе (пробы 78; 84; 90). Если изделие было произведено до конца XX в., то оно имело оттиск римскими цифрами — лотовой пробой.
Проба на импортных изделиях
На золотых импортных изделиях указываются каратные пробы и слово «GOLD» (российская 583-я проба соответствует 14K-ому золоту, 375-я проба — 9K-ому золоту, 500 — 12K, 585 — не имеет прямого аналога, близка к 14K, пришла на смену более старой и традиционной 583, в точности составляет 14,04K, 750 — 18K, 958 — 23K, 996 — 23,9K, 999,9 — 24K — «Чистое» золото именно такой пробы оно и бывает в слитках).
Если же на украшениях маркировка «gold-feld», то это означает, что изделие из определенного сплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота и толщину напыления. Если такое украшение изготовлено в Германии, то на нем указывается пояснительная маркировка «Goldmult» — «нарисовано золотом».
Об авторе
Гулина Юлия Викторовна
Окончила Московский Государственный Промышленный Университет (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, кафедру Проектирования и реставрации ювелирных изделий. Участвовала в дизайн-проекте Nokia Sirocco Edition, работала дизайнером в ювелирной компании «Эстет«, в данный момент художник-дизайнер Московского Экспериментального Ювелирного Завода «Ювелирпром» и автор, а также, редактор статей журнала «Деко»
Что значит цифра 8 на кольце
Категории: Пробы и клейма | Дата: 2020-06-09 16:10:04 | Обновлена дата: 2021-05-03 18:15:13 | Автор: Евгения
Лотовая система проб – одна из самых ранних систем измерения чистоты серебряного сплава, в соответствии с которой содержание серебра в сплаве измерялось в лотах.
Лотовая система измерения была распространена в Германии в Средние века, при маркировке применялись римские цифры. Так, чистое серебро соответствовало 16 лотам – это современная 999-я проба серебра. А наиболее распространенными лотовыми пробами были: 6 лотов, 8 лотов, 10 лотов, 12 лотов, 14 лотов и 16 лотов.
6 лотов или VI лотовая проба: в сплаве 6 частей серебра, 10 частей – лигатура
8 лотов или VIII лотовая проба: в сплаве 8 частей серебра, 8 частей – лигатура
10 лотов или X лотовая проба: в сплаве 10 частей серебра, 6 частей – лигатура
12 лотов или XII лотовая проба: в сплаве 12 частей серебра, 4 части – лигатура
14 лотов или XIV лотовая проба: в сплаве 14 частей серебра, 2 части – лигатура
16 лотов или XVI лотовая проба: в сплаве 16 частей серебра, 100% чистый сплав
В качестве легирующего металла в серебряных сплавах использовалась медь.
Лотовые пробы в метрической системе измерения
Для пересчета лотовой пробы в метрическую и наоборот Вы можете воспользоваться следующим уравнением:
Х : Y = 16 : 1000 где Х — лотовая проба, а Y — метрическая
Лотовая проба рассчитывается по формуле: Х = Y * 16 : 1000
Т.е. 875 проба это Х = 875 * 16 : 1000 = 14 лотов
Т.о. 875 пробе серебра соответствует проба в 14 лотов.
Метрическая проба рассчитывается по формуле: Y = X * 1000 : 16
Т.е. 8 лотов это Y = 8 * 1000 : 16 = 500
Т.о. лотовое серебро 8-й пробы соответствует 500 проба серебра
Путем несложных расчетов получаем:
Лотовые пробы в каратной системе измерения
Для пересчета лотовой пробы в каратную и наоборот Вы можете воспользоваться следующим уравнением:
Х : Y = 16 : 24 где Х — лотовая проба, а Y — каратная
Лотовая проба рассчитывается по формуле: Х = Y * 16 : 24
Т.е. проба серебра 21 карат это Х = 21 * 16 : 24 = 14 лотов
Т.о. 21 карат серебра соответствует 14 лотам.
Каратная проба рассчитывается по формуле: Y = X * 24 : 16
Т.е. проба серебра 10 лотов это Y = 10 * 24 : 16 = 15 карат
Т.о. лотовое серебро 10-й пробы соответствует 15-ти каратам
Итого лотовые пробы серебра в каратах:
6 лотов – 9 карат
8 лотов – 12 карат
10 лотов – 15 карат
12 лотов – 18 карат
14 лотов – 21 карат
16 лотов – 24 карата
Лотовые пробы в золотниковой системе измерения
Для пересчета лотовой пробы в золотниковую и наоборот Вы можете воспользоваться следующим уравнением:
Х : Y = 16 : 96 где Х — лотовая проба, а Y — золотниковая
Лотовая проба рассчитывается по формуле: Х = Y * 16 : 96
Т.е. 84 золотниковая проба это Х = 84 * 16 : 96 = 14 лотов
Т.о. 84 золотника соответствует 14 лотам.
Золотниковая проба рассчитывается по формуле: Y = X * 96 : 16
Т.е. 12 лотов это Y = 12 * 96 : 16 = 72 золотника
Т.о. лотовое серебро 12-й пробы соответствует 72 золотникам
Итак, лотовые пробы серебра в золотниках:
6 лотов – 36-я проба
8 лотов – 48-я проба
10 лотов – 60-я проба
12 лотов – 72-я проба
14 лотов – 84-я проба
16 лотов – 96-я проба
Для удобства сведем полученные результаты в таблицу.
«ТАБЛИЦА «ПРОБЫ СЕРЕБРА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ИЗМЕРЕНИЯ»
Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Довольно часто нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит довольно часто.
Небольшая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит в себе интересную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв простому обывателю порой не под силу. О чем нам расскажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
Во многих зарубежных странах представленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию покупатель получает от продавца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, продавец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответствующий документ, которым, как правило, является Сертификат на изделие.
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются лишь на украшения с бриллиантами весом свыше 1 карата. Для всех остальных изделий Сертификаты соответствия качества заменяют бирки или этикетки.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители часто жалуются на мизерные размеры бирок, указанные в стандарте. А ведь на этих бирках необходимо поместить всю нужную информацию о предприятии-изготовителе, а также исчерпывающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав украшения.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простеньких прямоугольных этикеток до художественно-оформленных красочных книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с индивидуальным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и маркетинговой политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала своеобразным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым здесь является лишь соблюдение всех нужных размеров и стандартов заполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование обязательно для всех изделий с драгоценными камнями.
А теперь давайте подробно рассмотрим, что за информацию мы видим на бирке, и как нам понять, что же это означает.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы возникают регулярно, так как выглядит эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте вместе попробуем разобраться, что же там «зашифровано».
Стандарт ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия характеристик драгоценных камней, от которых зависит их коммерческая стоимость. Такими характеристиками являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет небольшой размер, нанести большой объем информации на нее не получается. Поэтому в нормативных документах было разрешено вносить названия камней и некоторые другие характеристики, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются следующие правила:
Во-первых, если в составе изделия несколько камней, то информация о них располагается на бирке в определенной последовательности: сначала описываются камни бриллиантовой группы, затем драгоценной, потом полудрагоценной, далее органического происхождения, поделочные и искусственные камни.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: сначала количество камней, затем наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-вторых, разрешено группировать камни по размерам внутри одного наименования. Так, например, если в украшении есть несколько сапфиров со схожими характеристиками формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-третьих, в зависимости от типа камня установлен перечень информации, вносимый на бирку. Ниже приведен перечень информации для разных типов камней:
В-четвертых, при внесении информации о наименовании камня допускается его сокращенное название.
Давайте разберем на примерах форму записи характеристик различных драгоценных камней.
Начнем с самого дорого камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, вслед за указанием количества и наименования камней должна быть написана их форма огранки.
Чаще всего при огранке бриллианту придают форму «Круг». Именно эта фигура видна если смотреть на камень в проекции «сверху». Считается, что это оптимальная форма для максимального преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в этом случае «играет» во всю силу и раскрывает всю свою красоту. В настоящее время классическим бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое означает количество граней у камня.
Следующая характеристика – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма. Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с тремя знаками после запятой. Хотя иногда производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана в первую очередь с очень высокой ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Кроме того, цена бриллиантов в зависимости от их веса растет не в арифметической прогрессии, а в геометрической: цена за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, так как бриллианты 0,29 ct относятся еще к мелким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии цена за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, существенно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже крупными. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия растет быстрее. Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Далее пишут две цифры через дробь.
Первая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от практически бесцветных бриллиантов до черных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует абсолютно бесцветному камню, который в природе практически не встречается. Иногда цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в пределах одной цветовой группы.
Так, например, цифра «8» означает, что дефект будет виден невооруженным взглядом, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – дефект сможет увидеть только профессионал при помощи «продвинутых» приборов, ну а «1» среди природных, а не искусственно выращенных, камней практически не встречается.
Ну и в самом конце буквой указывается качество огранки. Буквами от А до Г обозначается 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их характеристик существуют несколько иные технические условия. Согласно им, при описании камней указываются: количество камней; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители часто указывают только диаметр камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами, более привычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных дефектов предусмотрены 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Менее определенной является запись характеристик для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой стандарт ОСТ 117-3-002-95 не требует указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» или «фацетная».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И здесь опять стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами.
В заключение отмечу, что в настоящее время в различных нормативных документах нередко встречаются противоречия и неоднозначность в названиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Поэтому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некоторыми отклонениями от описанных мной правил, что тоже следует учитывать.
Теперь для вас не составит труда прочесть зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
Виды клейма на золотых изделиях в России и мире
Запись обновлена: Окт 9, 2020
Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.
Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.
Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве.
Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое пробирное клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.
Системы золотых проб
В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.
В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.
В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.
На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.
В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.
В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.
В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.
Популярные пробы золота
В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.
375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.
500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).
585-я — смесь 58,5 процента золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.
750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.
958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.
Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.
Клейма на золоте
Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.
В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.
Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.
В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифровую маркировку.
Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровую маркировку пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.
Виды клейма
Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.
Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.
С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.
В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.
Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила пробирное клеймо.
Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.
На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.
Подделка золотой пробы
Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.
В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.