Что значит троичен в молитвослове
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Молитвы утренние с толкованием
Содержание
(1) Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Молитва мы́таря
Боже, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)
См. (Лк.18:13): Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. “Грешник”, “язычник” и “мытарь” были синонимами у евреев того времени (см. Мф.5:46 ; Лк.5:30 ). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа.
Молитва предначина́тельная 1
Сла́ва 6 Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
1 Предначинательная – начальная.
2 Иисус – с евр. Спаситель.
3 Христос – с греч. Помазанник, по-еврейски Машиах, отсюда слово Мессия.
4 См. Сын Божий.
5 Молитв ради – по молитвам.
6 Слава – от слова слыть (быть известным). Соответствующее еврейское слово в Ветхом Завете имеет такие значения, как весомость, значительность, почет, уважение.
Молитва Святому Духу
Трисвятое 1
1 В 438 году в Константинополе было землетрясение. Во время покаянного молебна одному молящемуся мальчику раскрылось небо, и он услышал, как ангелы поют Трисвятую песнь. Народ стал повторять эти слова, добавляя Помилуй нас!, и землетрясение прекратилось.
2 Крепкий – Всесильный.
1 Ныне и присно и во веки веков – ныне, и всегда, и в бесконечные веки. Ныне и присно относятся к нашему миру, а во веки веков – к вечности.
Молитва ко Пресвятой Троице
1 Посети и исцели немощи наша – приди (к нам) и уврачуй наши духовные немощи, бессилие, слабость.
Го́споди, поми́луй. (Трижды 1 ). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
1 Трижды – по числу Лиц Святой Троицы.
Молитва Господня 1
1 Этой молитвой заповедал Своим ученикам и всем христианам молиться Сам Господь Иисус Христос (см. Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ).
2 Да святится имя Твое – да прославится. Комментарий св. Иоанна Златоуста: “Говоря да святится имя Твое, мы не приносим Богу якобы не существующую у Него святость, но существующую прославляем”.
3 Насущный – букв. с греч. – необходимый для существования. Свв. отцы помимо обычного хлеба понимали под насущным хлебом Святые Дары, подаваемые причащающимся.
4 Не введи нас во искушение – не допусти нам впасть в соблазн. Ср. ( Иак.1:14 ): В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; ( 2Пет.2:9 ): Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения; ( 1Кор.10:13 ): Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести; ( Мф.26:41 ): Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
5 От лукавого – от диавола и, вообще, от всякого зла.
Тропари Тро́ичные 1
1 Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице.
2 Припадаем Ти – припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам).
3 Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:2–3 ). (Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств).
4 Богородицею – по молитвам Богородицы.
1 Воздви́гл мя еси́ – поднял меня.
2 Во е́же пе́ти Тя – чтобы воспевать Тебя.
1 Внеза́пно (церковнославянск. – напрасно) Судия́ прии́дет – внезапно придет Господь судить каждого из нас (наша смерть), и все человечество (Страшный Суд). См. Мк.13:36 и др.
2 Коего́ждо дея́ния обнажа́тся – дела каждого (человека) откроются (См. 1Кор.3:13 ).
3 Но стра́хом зове́м в полу́нощи – но со страхом, в страхе зовем в ночи греховной.
Полночь – время полуночных молитв. Кроме того, полночь здесь употребляется, возможно, и как образ внезапности пришествия Судии (см. притчу о 10 девах ( Мф.25:1–13 ), где жених приходит также в полночь, а также Песн.5:2–7 ).
Молитва ко Пресвятой Троице
1 Я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости – ибо по Твоей великой милости, потому что ты благ (ср. Мк.10:18 ).
2 Ниже́ погуби́л мя еси́ – и не погубил (лишил жизни) меня.
3 Человеколю́бствовал еси́ обы́чно – явил обычное, постоянное человеколюбие.
4 В неча́янии – находящегося в неведении, отчаянии.
5 Во е́же у́треневати – чтобы, встав рано, вознести (Тебе) утреннюю молитву.
6 Державу – власть (также – силу, могущество, господство).
7 О́чи мы́сленныя – мысли, ум.
8 Поуча́тися словесе́м Твои́м – при чтении Священного Писания и в молитве размышлять над словом Божиим и учиться понимать волю Его.
9 Пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем – прославлять, воспевать Тебя (с) благодарным сердцем.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м 1 Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
1 Ср. ( Пс.94:6–7 ): Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити (пастбища) Его, и овцы руки Его (послушные руке Его).
Припадем – букв. припадем к стопам.
Псалом 50 1
1 50‑й псалом представляет собой покаянную молитву царя Давида, написанную после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в содеянных преступлениях: подстроенной им смерти в бою воина Урия и прелюбодеянии с его женой Вирсавией.
По глубине покаяния и по силе выраженного в нем смирения 50‑й псалом превосходит, быть может, все остальные. Он входит в состав малого повечерия, полунощницы, третьего часа, утренних молитв, последования ко святому Причащению и др.
2 По велицей милости – по беспредельной милости, т.к. и грехи мои беспредельны.
3 Наипаче – особенно, преимущественно, многократно.
4 Выну – всегда, постоянно.
5 Тебе единому – Тебе Одному, именно Тебе.
6 Я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х – так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем.
7 Победи́ши внегда́ суди́ти Ти – победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).
8 Се бо – ибо вот (вводные слова, обычно не переводятся).
9 В беззакониих – по святоотеческому толкованию под беззакониями здесь разумеется унаследованная от прародителей тленная (т.е. подверженная смерти) природа, с которой сопряжено множество грехов, беззаконий. О том же говорится и дальше.
10 Во гресех роди – в грехах родила. Роди – букв. страстно возжелала (и в евр. оригинале, и в греч. переводе).
11 Истину возлюбил еси – (Ты) любишь истину.
12 Безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси – неизреченные тайны Промысла Твоего открываешь мне.
13 Окропиши мя иссопом – окропи меня иссопом. Иссоп – душистый полукустарник с розовыми, белыми или голубыми цветами. Прутики его, связанные в пучок, использовались для окропления. Ими кропили прокаженных для очищения их болезни. Давид говорит об окроплении своей души.
14 Слуху моему даси – букв. сделай так, чтобы я услышал, возгласи во мне (радость о моем помиловании).
15 Возрадуются кости смиренныя – здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).
16 Сердце чисто созижди – очисти сердце мое, (падшую) мою душу восстанови в первоначальной красоте.
17 Дух прав – дух правильный, справедливый, правдивый, верный. Ср. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них ( Иез.11:19 ).
18 Обнови во утробе моей – возобнови внутри меня, во мне.
19 Воздаждь – верни, дай.
20 Владычним – владычествующим, способным предводительствовать мною, вести меня.
21 От кровей – возможно, речь идет о пролитой крови Урии, а также о Божией каре по ветхозаветному закону за неправедно пролитую кровь. Так Ною Бог говорит ( Быт.9:6 ): Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.
22 Боже спасения моего – Боже, Спаситель мой.
23 Возрадуется язык мой правде Твоей – да в радости поведает язык мой о правде и милости Твоей.
24 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ – Господи, открой уста мои, и уста мои будут прославлять Тебя.
25 Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо – если бы Тебе угодны были жертвы (бессловесных животных) которые законом повелевалось приносить), то я, конечно, принес бы их (Тебе).
26 Всесожже́ния не благоволи́ши – (но Ты) таких жертв не принимаешь или они стали уже не так благоугодны Тебе (хотя всесожжения) считались выше других жертвоприношений.
27 Се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т – от души сокрушенной и смиренной Бог не отвращается.
28 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на – благотвори Господи, по благоволению Твоему, Сиону. Здесь Давид, пророчествуя, просит о возобновлении Иерусалима после Вавилонского плена.
29 Да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския – да будут построены стены Иерусалима, разрушенные вавилонянами.
30 Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая – тогда Ты примешь правильную жертву, которую иудеям можно было приносить только в Иерусалимском храме. Возношение – приносимая в жертву часть животного, всесожигаемая – все тело.
31 Тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы – тогда иудеи принесут жертву всесожжения. В ветхозаветном храме было два алтаря: для жертвоприношений (жертвенник) и алтарь кадильный ( Лк.1:11 ). Здесь имеется в виду жертвенник.
По толкованию свв. отцов последние строки псалма – это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии.
Символ веры 1
Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
Испове́дую еди́но креще́ние 24 во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю 25 воскресе́ния ме́ртвых,
1 Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений.
2 Единаго – одного единственного; (ср. Ин.17:3 ): Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
3 Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; (ср. Откр.1:8 ): Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
4 Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – (см. Кол.1:16 ): Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…
5 Единороднаго – (ср. Ин.3:16 ): Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
6 Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец.
7 Света от Света – (ср. 1Ин.1:5 ): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
8 Рожденна, несотворенна – (ср. Евр.5:5 ): Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; а также ( 1Ин.5:1 ): Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е. Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него.
9 Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. ( Ин.10:30 ): Я и Отец – одно; ( Ин.14:11 ): Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.
10 Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; (ср. Ин.1:3 ): Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть.
11 Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности.
12 Сшедшего с небес – (см. Ин.3:13 ): Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; ( Ин.6:38 ): Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
13 Воплотившагося – см. ( Ин.1:14 ): И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.
14 От Духа Свята и Марии Девы – см. ( Лк.1:30–31, 35 ): И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
15 Вочеловечшася – т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. ( Флп.2:6–7 ): Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.
16 Распятого же за ны – распятого за нас.
17 Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.
18 По Писанием – (ср. 1Кор.15:3–4 ): Я (т.е. ап. Павел) первоначально преподал вам… что Христос… воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: ( Пс.15:10 ): Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. ( Ион.2:1 ): И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (В Новом Завете на это место ссылается Сам Господь – Мф.12:40 ).
19 Седяща одесную Отца – (ср. Мф.26:64 ): …отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. ( Пс.109:1 ): Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т.е. справа)царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу.
20 Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. ( Мф.16:27 ): ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его; ( Деян.1:10–11 ): И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся о вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
21 Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т.е. Царство Небесное, будет вечным.
22 Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. ( Ин.15:26 ): Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.
23 Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого) Которому поклоняемся и Которого прославляем наравне с Отцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. ( Мф.28:19 ): Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; ( 1Ин.5:7 ): Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино; а также ( 2Пет.1:21 ): Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
24 Едино крещение – одно единственное крещение; (ср. Еф.4:5 ): один Господь, одна вера, одно крещение.
25 Чаю – ожидаю, надеюсь.
26 Жизни будущаго века – будущей жизни (вечной), Царствия Небесного; (ср. 1Ин.5:11 ): …Бог даровал нам жизнь вечную, и ся жизнь в Сыне Его.
Молитва 1‑я, святого Макария Великого
1 Я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю – ибо я никогда не сделал ничего благого, доброго перед Тобой.
2 От лукаваго – от диавола, от всякого зла.
3 Да будет во мне воля Твоя – см. молитву “Отче наш” ( Мф.6:10, 11:2 ).
4 Да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная – да открою мои недостойные (хвалить Тебя) уста, не подвергаясь за это осуждению (ибо: Не всякий говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное ( Мф.7:21 ).
Молитва 2‑я, того же святого
1 Полунощную песнь – (ср. Пс.118:62 ): В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. Или отрывок из притчи о 10 девах ( Мф.25:6 ): В полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
2 Припадая вопию Ти – припадая (букв. к стопам Твоим), восклицаю.
3 Не даждь ми уснути во греховной смерти – ночь является образом греховной смерти (тьма ночи – тьма смерти, греха). Середина ночи (полночь – самый темный ее час) символизирует сгущенность тьмы греховной. Так как пробуждение от сна есть образ восстания от смерти телесной, то мы просим Господа о восстании от смерти греховной.
4 Но ущедри мя – но умилосердись надо мной (смилуйся надо мной).
5 Распныйся волею – (Ты,) принявший распятие по Своей воле.
6 В лености– в беспечности (о своем спасении).
7 Ускорив возстави – поспеши поднять, восставить.
8 По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения).
9 Возсияй ми день безгрешен – ниспошли мне день светлый, безгрешный (расширительно; жизнь безгрешную).
Молитва 3‑я, того же святого
1 Прибегаю – спешу обратиться (с молитвой).
2 На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим – в надежде на милосердную Твою помощь устремляюсь, поспешаю на совершение дел во имя Твое, дел, Тебе угодных. Ср. ( Ин.15:5 ): Без Меня не можете делать ничего.
3 Помози ми – помоги мне.
4 На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем.
5 От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего. Ср. ( Тит.2:11–13 ): Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. ( 1Ин.2:15–17 ): Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
6 Диавольскаго поспешения – церк.-слав. слово поспешение означает собственно действие, в данном случае – настойчивое стремление диавола действовать на нас через наши страсти (через мирское). Ср. ( Рим.7:5 ): Когда мы жили во плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Ср. также из молитвы пятой св. Василия Великого ко Св. Причащению: И да будут ми святая сия… во отгнание… действа диавольскаго, мысленне во удесех моих действуемаго (т.е. через мысли внушая склоняться ко злу).
7 Ты бо еси мой Сотворитель – ибо Ты – мой Творец.
8 Промысленник и Податель – Премудрый Попечитель и Источник (всякого блага).
9 О Тебе – на Тебя.
Молитва 4‑я, того же святого
1 Господи, Иже многою Твоею благостию – Господи, Ты, по многой Твоей благости.
2 Мимошедшее – прошедшее.
3 Без напасти прейти от всякаго зла противна – провести без искушений от всякого противостоящего (мне) зла.
4 Всяческих Творче – Творец (Создатель) всего.
5 Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою – удостой меня озарения (озари, просвети меня) истинным Твоим светом (ср. Ин.1:9 ): Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир) и просвети светом Твоим (удостой просвещения) сердце мое, чтобы я творил волю Твою.
Молитва 5‑я, святого Василия Великого
Молитва 6‑я, того же святого
1 Благословим – воссылаем хвалу, славословим.
2 Вышний – находящийся превыше всего.
3 Вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа – великие и непостижимые, славные и вызывающие изумление (трепет, страх) дела, которым нет числа.
4 Во упокоение немощи нашея – для отдыха, необходимого из-за нашей телесной немощи.
5 Ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти – (и для) расслабления, облегчения от трудов (т.е. страданий, болезней) многострадальной, многоболезненной плоти.
6 Но человеколю́бствовал еси́ обы́чно – но явил обычное (Твое) человеколюбие.
7 В неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси – во сне, словно бессознательном состоянии, лежащих поднял, пробудил нас.
8 Во е́же славосло́вити держа́ву Твою – чтобы мы прославляли Твое владычество (силу, могущество).
9 Темже – поэтому.
10 Очеса – очи. О чистоте очей наших говорит Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф.6:22–23 ).
11 Ум наш от тяжкаго сна лености возстави – восстанови (верни в изначальное состояние) наш ум, находящийся во сне греховных мирских помышлений, ленящийся восходить к Богу и отгонять лукавые помыслы.
12 Исполни я Твоего хваления – наполни их хвалами, Тебе возносимыми. Ср. с тем, что от лица всех верующих по Причащении поет хор (при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник): Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою…
13 Я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе – да сможем мы с непоколебимой (ничем, никакими искушениями) верой приносить Тебе хвалебное пение и исповедывать Тебя (нашим Богом).
14 Во всех и от всех – во всем творении и всеми созданиями (славимому).
Молитва 7‑я, ко Пресвятой Богородице
Молитва 8‑я, ко Господу нашему Иисусу Христу
1 Многомилостиве и Всемилостиве – (Ты), исполненный многой и совершенной милости.
2 Сшел и воплотился еси – сошел (с Небес) и воспринял плоть человеческую. (См. пояснения 12 и 13 к Символу веры).
3 Яко да спасеши – чтобы спасти.
4 Паки – снова (вновь).
5 Аще бо – ибо если.
6 Несть се благодать и дар, но долг паче – (то) это не благодать и дар, но более долг (т.е. то, что должным образом причитается как награда за дела).
7 Ей – да, истинно.
8 Веруяй бо в Мя, рекл еси – ибо верующий в Меня, – сказал Ты (Христе) (см. ( Ин.6:47 ): Верующий в Меня имеет жизнь вечную).
9 А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую – итак, если вера в Тебя спасает отчаявшихся (потерявших всякую надежду), то вот, я верую (и прошу).
10 Не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя – ибо не найдешь никаких дел, оправдывающих меня.
11 Да довлеет – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.
12 Та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника – но да даст она ответ (за меня), да оправдает меня, да соделает меня участником.
13 Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве – итак, да не завладеет мною сатана и не будет (этим) хвалиться, о, Слово (Божие).
14 Еже отторгнути мя – что я отторгнут.
15 Ограды – защиты (ограждения).
16 Или́ не хощу́… предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х – но если и не хочу, то поспеши и опереди меня, иначе я вскоре погибну.
17 Якоже – так же, как.
18 Иногда – некогда, однажды.
19 Тощно – прилежно, с усердием.
20 Льстивому – лживому, коварному.
21 Наипаче же – но особенно (но более всего).
22 Живота – жизни.
Молитва 9‑я, к Ангелу-Хранителю
1 Предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни – поставленный для охраны, оберегающий бедную, жалкую, исполненную борьбы мою душу и несчастную (подверженную бедствиям и страстям) мою жизнь.
2 Ниже отступи от мене – и не отступай, не отходи (не удаляйся, не отказывайся) от меня.
3 Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́ – не дай возможности (не попусти) злому и коварному демону завладеть мной (подчинить себе) через угнетение, порабощение моего смертного тела (через мои страсти телесные).
4 Укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния – укрепи (букв. крепко возьми)мою несчастную, опустившуюся, слабую, безвольную руку (под рукой обычно понимают волю) и выведи меня на путь спасения.
5 Ей – да, истинно.
6 Вся мне прости, еликими тя оскорбих – прости мне все, чем я оскорбил тебя.
7 А́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя – если в чем-либо согрешил в эту прошедшую ночь, защити, огради меня.
8 От всякаго искушения противнаго – от всякаго вражеского (т.е. диавольского) искушения.
9 Да ни в коем гресе прогневаю Бога – чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога.
10 Да утвердит мя в страсе Своем – и да укрепит Он во мне страх (огорчить) Его. Ср. ( Притч.1:7 ): Начало мудрости – страх Господень.
Молитва 10‑я, ко Пресвятой Богородице
1 Отжени от мене – отгони, удали от меня.
2 Смиреннаго и окаяннаго – удрученнаго, изможденнаго, бедного, жалкого, достойного сожаления.
3 Забвение – забывчивость, невнимательность ( в деле спасения).
4 Нерадение – отсутствие старания, усилия; небрежение.
5 Скверная – нечистые.
6 Лукавая – злые, завистливые.
7 Нищ – здесь: нищий добродетелями, их не имеющий.
8 Лютых воспоминаний и предприятий – жестоких, пагубных мыслей (образов) и замыслов, намерений.
9 Яко благословенна еси от всех родов – ибо Тебя благословляют (прославляют) все народы, все поколения.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь 1
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою ; благословенна Ты в женах – см. ( Лк.1:28 ) – слова Архангела Деве Марии.
Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – см. ( Лк.1:42 ) – слова праведной Елизаветы.
1 Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия.
2 Благодатная – исполненная благодати Божией; букв. облагодатствованная.
3 В женах – среди женщин.
4 Яко Спаса родила еси – ибо Ты родила Спасителя.
Тропарь Кресту и молитва за отечество
1 Люди Твоя – людей Твоих, народ Твой.
2 Достояние Твое – букв. – наследие Твое (т.е. верующих).
3 На сопротивныя – над врагами, противниками.
4 Твое сохраняя Крестом Твоим жительство – силой Твоего Креста сохраняя Твой народ, православных христиан (здесь жительство в значении жителей).
Молитва о живых
Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), сро́дников (имена), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена их) и всех правосла́вных христиа́н.
Молитва о усопших 1
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена их), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
1 О усопших – об умерших (о почивших). Умершие называются “усопшими”, потому что они некогда встанут из гробов (как бы ото сна), воскреснут.
Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:
О живых
Спаси, Господи, и помилуй Богом хранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)
О усопших
Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон.)
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)
Окончание молитв
Автором песни “Честнейшую Херувим…” считается прп. Косма, епископ Маиумский, творец канонов (†787 г.). А первую часть – “Достойно есть…” – по преданию воспел пред иконой Пресвятой Богородицы Ангел, явившийся в X веке одному иноку на Афоне.
1 Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу – поистине справедливо прославлять Тебя, Богородицу.
2 Присноблаже́нную и Пренепоро́чную – всегда ублажаемую, всегда славимую и в высшей степени, совершенно Непорочную.
3 Честнейшую Херувим – удостоенную большей почести, чем Херувимы (Ангелы, ближайшие к Богу после Серафимов).
4 Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м – несравненно славнейшую, славимую более, чем Серафимы (Ангелы, ближе всех находящиеся к Богу, высшие из девяти чинов Небесных сил, чинов Ангельских).
5 Без истления – безболезненно, неповрежденно.
6 Сущую Богородицу – истинную Богородицу.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди 1 Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.
1 Молитв ради – по молитвам.
Примечания
( 1) Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
( 3) В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать “зовем”, а не “зовём”, “твое”, а не “твоё”, “мое”, а не “моё” и т.д.
( 4) От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9‑й песни пасхального канона:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».
Это замечание относится и к вечерним молитвам.