Что значит три пятнадцать
Три, пятнадцать
Смотреть что такое «Три, пятнадцать» в других словарях:
Ровно в три пятнадцать — Ровно в 3:15 … Википедия
пятнадцать — числ., употр. часто Морфология: сколько? пятнадцать, (нет) скольких? пятнадцати, скольким? пятнадцати, (вижу) сколько? пятнадцать, сколькими? пятнадцатью, о скольких? о пятнадцати 1. Пятнадцать это число 15. Пятью три пятнадцать. | Трамвай номер… … Толковый словарь Дмитриева
три петра — пятнадцать лет лишения свободы … Воровской жаргон
Три сестры — У этого термина существуют и другие значения, см. Три сестры (значения). Три сестры … Википедия
Три мушкетёра — У этого термина существуют и другие значения, см. Три мушкетёра (значения). Три мушкетёра Les trois mousquetaires … Википедия
Три отрока в пещи огненной — Анания, Азария и Мисаил Анания, Азария и Мисаил … Википедия
пятнадцать — и; числ. колич. 1. Число 15; цифра, обозначающая это число. Пятью три п. Трамвай номер п. 2. Количество 15. П. рублей. В группе п. человек. ◁ Пятнадцатый, ая, ое. П. день. П. раз … Энциклопедический словарь
пятнадцать — и; числ. колич. см. тж. пятнадцатый 1) Число 15; цифра, обозначающая это число. Пятью три пятна/дцать. Трамвай номер пятна/дцать. 2) Количество 15. Пятна/дцать рублей. В группе пятн … Словарь многих выражений
Раз, два, три, туфлю застегни — Раз,два пряжку застегни. One,two,buckle my shoe/ Жанр: детектив Автор: Агата Кристи Язык оригинала: английский Год написания: 1940 «Раз, два, три, туфлю застегни» роман Агаты Кристи 1940 года издания. Альтернативное название … Википедия
Весёлые человечки — Весёлые человечки группа сказочных персонажей, ставших постоянными героями рассказов и комиксов в журнале «Весёлые картинки» (с 1956), а также детских книг и мультфильмов. Содержание 1 Состав и история группы … Википедия
Иногда его называют «Часом Ведьм», но общее у них одно, в это время по поверью происходит самая буйная активность нечистой силы. Это время упоминается даже у Шекспира в трагедии «Гамлет»:
Аналоги Часа Дьявола есть и в культуре американских индейцев и в испаноязычном фольклоре. О нем ходит немало страшилок в стиле Городских легенд, а также с ним связывают некоторые реальные преступления.
10. Сатанинское значение
Час Дьявола установлен именно на 3 часа ночи, потому что считается, что именно в это время на кресте умер Иисус Христос. Час смерти Иисуса по Библии действительно высчитывают на 3 часа, правда дня, а не ночи. Однако считается, что Дьявол особенно силен именно ночью, поэтому и совместили 3 часа и ночь.
В 3 часа ночи распятие на стене может перевернуться вверх ногами и такое якобы можно заметить во многих домах с привидениями. Также число 3 считается святым числом в христианстве и ссылается на Святую Троицу: Отца, Сына и святого Духа.
А если вы просыпаетесь ночью ровно в три часа, то согласно народному поверью, это означает, что к вам приходил Дьявол.
9. Практика колдовства
Впервые термин «Час Колдовства» был введен в 1560 году Папой Пием IV, в те годы как раз началась охота на ведьм, которых люди первым делом обвиняли в наведении болезней. А делалось это наведение с помощью колдовства и обязательно по ночам, потому что ночью ведьмам помогала нечистая сила.
Если кто-то был замечен в том, что в середине ночи он делает в доме что-то непонятное, то его могли обвинить в колдовстве (и обвиняли).
За 16-18 века примерно 60 тысяч человек по всей Европе были казнены через повешение или сжигание на кострах за обвинение в колдовстве. Позже, когда ведьмы уже стали неактуальными, Час Ведьм, он же Час Колдовства, превратился просто в час Дьявола.
8. Ужас Амитивилля
На суде Дефео никак не мог объяснить свой поступок и путался в показаниях, на основе чего у многих людей возникло подозрение, что он был одержим злыми силами и не контролировал свои действия, но был признан вменяемым и приговорен к 150 годам тюрьмы. В истории преступление осталось как «Ужас Амитивилля».
К странным показаниям Дефео можно отнести не менее странные другие факты вокруг этого убийства. Никто из соседей не слышал звуков выстрелов и никто из членов семьи не проснулся, когда Дефео начал делать первые выстрелы. При этом каждый убитый лежал в своей постели ничком, головой вниз.
7. Легенда о Ла Мара Хора
Легенда о Ла Мара Хора это городская легенда, родом из Нью-Йорка. Она рассказывает о том, что в 3 часа ночи на одиноких путников может нападать злой дух в виде старой женщины со страшным демоническим лицом.
Когда она подходит к путнику близко и тот останавливается, чтобы ее выслушать или помочь ей, то она говорит ему, что скоро кто-то из его близких умрет. Чаще всего ее якобы встречали в сельской местности. Происхождение легенды неизвестно, а в основном ее рассказывают на окраинных районах города.
6. Необычное описание в романе Брэдбери
Роман Рэя Брэдбери под названием «Надвигается беда» был написан в 1962 году и повествует о зловещем карнавале, которым управляет не менее зловещий господин Тьма. Он живет за счет жизненной энергии тех, кто попал в его плен. В романе есть необычная ссылка на Час Дьявола.
«О, Боже, проснуться в полночь не плохо, вы просто просыпаетесь, а потом снова идете спать. То же самое в 1 или в 2 часа утра. Вы потом снова спокойно засыпаете. И если вы проснетесь в 5 или 6 часов утра, то потом тоже можно нормально заснуть. Но не в 3 часа, Иисус Христос, не в 3 часа!
В романе также утверждается спорный факт о том, что больше всего людей в больницах умирают именно в 3 часа ночи. Это является недоказанным, однако американская администрация безопасности дорожного движения как-то сообщила, что больше всего ДТП с участием пьяных людей происходит в промежуток между полуночью и 3 часами утра.
5. Гормональная бессонница
Если вы регулярно просыпаетесь в Час Дьявола, то это может означать, что вы страдаете от бессонницы из-за низкой концентрации гормона мелатонина. Этот гормон выделяется эпифизом и является регулятором циркадного ритма всех живых существ.
Люди с таким состоянием очень часто просыпаются в три часа ночи или в четвертом часу. Врачи рекомендуют этим пациентам отказаться от кофеина и других стимуляторов, а также заниматься физической активностью.
4. Тревожность и паранормальные переживания
Такие люди могут просыпаться в середине ночи и в том числе в 3 часа, из-за того, что у них высокая тревожность и стрессовое состояние. А когда они проснувшись, оказываются в темноте и тишине, то им может померещиться всякое в этой темноте.
Это также объясняет, почему некоторые вдовы, то есть женщины прошедшие через сильнейший стресс от потери любимого человека, рассказывают, что по ночам к ним приходит призрак любимого.
3. Вирусный тренд
В 2017 году в сети возник тренд, связанный с Часом Дьявола. Пользователям предлагали внезапно проснуться в 3 часа ночи и попробовать заснять вокруг себя что-то необычное и пугающее.
Некоторым тогда и правда удавалось заснять что-то вроде призраков, двигающихся предметов или странных шариков-орбов. летающих в воздухе, причем уверялось, что это не подделка, а реальность.
Чаще всего подобный тред ходил среди детей и подростков и они напугали немало родителей, просыпаясь в 3 часа ночи и крича от страха. Тенденция вскоре сошла на нет, но этот любопытный феномен и сейчас интересует исследователей аномальных явлений. Почему-то взрослые призраков и аномальщину почти не видели, зато дети в этом преуспели. Неужели и правда детям дано видеть то, чего не видят взрослые?
2. 8-часовой сон это миф
Историк Роджер Икирч в свое время потратил 16 лет своей жизни на изучение проблем сна и первым делом выяснил, что 8-часовой сон достаточно новое явление в истории человечества. Наши предки пару столетий назад делили сон на две или даже на три части.
Первый сон обычно длился часа два и начинался сразу после заката солнца. Потом люди просыпались и бодрствовали в течении 1-2 часов, чтобы потом снова лечь и заснуть. Именно поэтому некоторые из нас часто просыпаются в середине ночи и не могут потом заснуть.
В прошлые века промежуток между 1 и 2 снами уделялся молитвам, написанию писем, чтению книг или зачатию детей. В 16 веке во Франции был выпущен документ, где указывалось, что лучшее время для зачатия ребенка это как раз промежуток между двумя снами.
Двойной сон упоминался и в старинной английской балладе Old Robin of Portingale: «После пробуждения от первого сна вам надо выпить горячий напиток, тогда после второго сна ваша скорбь пройдет».
1. Электромагнитные поля
Тот же исследователь сна Роджер Икирч выяснил, что просыпаемся посредине ночи мы скорее всего из-за излучения электромагнитного поля. Все наши электроприборы излучают такое поля от сотовых телефонов и телевизоров, до музыкальных центров и кондиционеров.
В том числе свет телефонов в темноте замедляет производство мелатонина, который, как описывалось выше, контролирует наши циклы сна. А очень много людей перед сном сейчас сидят в смартфонах и ноутбуках.
Использование гаджетов до поздней ночи в целом негативно влияет на работу вашего мозга и неудивительно, если проснувшись потом ночью, вы увидите, что рядом с вами в темноте находится что-то странное. Ваш напряженный мозг может выдавать и такие фокусы.
Три-пятнадцать!
Подвижная, прыгучая игра для школьников. Это игра, развивающая ловкость, прыгучесть и быстроту реакции.
Правила игры три-пятнадцать-десять-двадцать
Вариант 1 На ступеньках (иногда называется ступеньки)
Для игры необходимо найти 7-10 широких ступенек, отличный вариант — ступеньки при входе в школу.
В начале игры выбирается водящий и все игроки и водящий встают внизу лестницы.
— Три-пятнадцать-десять-двадцать! (можно сократить и просто говорить три-пятнадать!)
После этого водящий и все игроки одновременно прыгают на ступеньки.
Можно занять любую позу на ступеньках — обеими ногами на одной ступеньке, одна нога на одной, другая на другой ступеньке, ноги через ступеньку.
Главна задача игроков — занять позу не как у водящего, но, т.к. все прыгают одновременно это непросто.
Можно попытаться предугадать куда поставит водящий ноги в следующий прыжок и постараться прыгнуть на другие ступеньки.
После совершенного прыжка все смотрят на ноги — если поза ног у водящего и у кого-то из игроков совпала, этот игрок считается проигравшим и становится водящим.
Если совпадений нет, то водящий командует еще раз:
— Три-пятнадцать-десять-двадцать!
и все делают еще один прыжок и так далее, пока кто-то не прыгнет так же, как водящий.
В случае, если так же, как и водящий прыгнули несколько игроков, проигравший не назначается и игра продолжается с тем же водящим.
Вариант 2 В кругу
Этот вариант игры достаточно жесткий и в него чаще играют мальчишки.
Игроки становятся в круг, выставив правые ноги в середину так, чтобы они соприкасались. Во избежание дальнейших споров, центр круга можно пометить мелком или положить камень.
Затем все хором кричат:
— Три-пятнадцать-десять-двадцать!
и отпрыгивают как можно дальше от центра круга.
Тот, кто отпрыгнул дальше всех, становится водящим, и командует:
— Три-пятнадцать-десять-двадцать!
и прыгает, пытаясь наступить на ногу соседу справа. Тот, в свою очередь пытается отпрыгнуть и спастить.
Остальные игроки стоят неподвижно в тех местах, куда они прыгнули в самом начале игры.
Если игроку удалось отпрыгнуть и ему не успели наступить на ногу, он командует:
— Три-пятнадцать-десять-двадцать!
и прыгает, пытаясь наступить на ногу своему соседу справа и так далее игра идет по кругу.
Проигрывает тот, кто прыгнул раньше окончания считалочки или кому наступили на ногу. Он становится водящим и игра начинается сначала.
Известен вариант игры «на выбывание», где игроки, которым наступили на ногу, выходят из игры, круг уменьшается, и так до тех пор, пока не останется один — победитель!
Толкование на Бытие 3:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 3:15 / Быт 3:15
Амвросий Медиоланский (
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Источник: О бегстве от мира.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Змий, наконец, из кроткого и покорного человеку животного делается враждебным ему. Образ сей вражды, в описании Моисея, соответствует нынешнему состоянию обоих животных.
…В образе вражды между змием и человеком с особенною ясностью описывается восстановление царства Благодати на развалинах владычества греха и смерти. Вражда знаменует не только разделение, но и желание вредить и предполагает предшествовавший мир или согласие. Посредством греха человек вошел в согласие с диаволом. После сего союза Бог угрожает враждою диаволу; из сего видно, что разрушение оного союза последует со стороны человека; и вражда сего последнего будет состоять в удалении от греха и в старании победить диавола. Вражду положить обещает Сам Бог. Человек, сотворив грех, есть уже раб греха (Ин. 8:34) и не имеет сил расторгнуть узы его, — дабы противостать диаволу. Итак, Бог для сего дарует ему свою силу, которая есть Благодать. Вражда полагается между змеем и женою. Сим не исключается муж, но показывается то, что для противоборства змию не мужеская будет потребна крепость; что та самая жена, которую он низложил коварством, восстанет против него в силе; что сила Божия в немощи совершаться будет (2 Кор. 12:9). Вражда долженствует продолжаться между семенем змия и между семенем жены. Имя семени, пронесенное от растений к высшим родам существ, в Св. Писании означает потомство вообще (Быт. 9:9, 11), одно лице в потомстве (Быт. 4:25), чад обетования (Рим. 9:7−8), обетованного Избавителя (Гал. 3:16); иногда также рождение нравственное, то есть преемственно сохраняемое расположение духа и образ жизни (Ис. 1:4). Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3:7) и чадами диавола (1 Ин. 3:10), так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3:12). И, наконец, преимущественно таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2:3). Семя жены не означает просто и вообще рода человеческого; сие открывается как понятие о семени змия, так равно из самого наименования семени жены, поскольку в обыкновенном разумении семя или потомство присвояется мужу. Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12−13); по превосходству же — чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4:4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8). Обетованием постоянной вражды между семенем змия и жены возвещается утверждение и непрерывное сохранение Церкви воинствующей. Величайшая казнь змия и величайшая тайна семени жены заключается в словах: оно будет поражать тебя в голову. К изъяснению сих слов пролагает путь перевода семидесяти толковников: αυτος σου τηρησει κεφαλήν, Он будет метить тебе в голову. Слово αυτος, Он, не согласное со словом σπέρμα, семя, показывает, что переводчик имел в мыслях не столько слово семя, сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый; и что семя жены принимал он за одно лицо. В самом деле, семя жены противополагается здесь не множеству семени змия, но одному змию и потому преимущественно долженствует означать единого Вождя и Главу верующих; ко множеству же верующих сказанное в сем месте потолику только быть может отнесено, поколику они составляют с оным единое тело (Рим. 16:20). Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак, сим возвещается победа над диаволом, совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия и самой плоти от тления. Сия величественная победа снова объясняет и возвышает понятие о победоносном семени жены. Если Сам Бог полагает, или начинает, вражду между змием и женою, то кто, кроме Бога, может окончить оную торжеством и славою? Впрочем, до торжественного прекращения вражды оставляется некоторая часть власти и змию: ты будешь жалить его в пяту. Сие попускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу. Змий уязвляет в пяту, которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого; в пяту, которая, и быв уязвлена в падение, оставляет еще для человека другую пяту на восстание. Так уязвляются верующие соблазнами, бедствиями, смертью телесною. От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное и божественное семя жены, или Глава и Избавитель верующих. Но как Он не мог быть подвержен уязвлению сему по собственной вине или по собственной слабости, то должно заключить, что Он подвергается уязвлению для понесения болезней других и для сокрушения чрез сие главы змия. Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53:5). Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение.
170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?
171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?
Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»?
Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.
173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?
Польза от этого обещания была такова, что люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего.
Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть вторая. О вере. О третьем члене Символа веры.
Ириней Лионский († кон. II в.)
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Источник: Против ересей.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту
На слова, сказанные змию: вражду положу между вами и проч.
Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус. Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужеского и без умаления Ее чистоты.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Между Царством Божиим на земле и царством сатаны — постоянная борьба. Царство Божие на земле — Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24−27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их… Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога!
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Августин (354−430)
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Вражда полагается не между змеем и мужем, но между змеем и женою. Может быть, потому, что он не обманывает и не соблазняет мужей? Но ведь очевидно, что обманывает. Или потому, что он искусил не Адама, но его жену? Но разве из-за этого он не стал врагом Адама, которого обман достиг через жену, тем более что о будущем уже сказано: вражду положу между тобою и между женою? Если причина в том, что змей не сразу соблазнил Адама, так он и Еву соблазнил не сразу. Почему же так сказано? Не потому ли, что тем самым нам дается понять: дьявол может соблазнить нас лишь через посредство животной части, являющей в едином и цельном человеке женский образ, о чем мы уже немало говорили выше?
Источник: О Книге Бытия против манихеев.
Иероним Стридонский (
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
В еврейском тексте сказано лучше: «Он будет попирать твою голову, а ты будешь попирать его пяту». Ведь и нашему шествию препятствует змей, и «Господь скоро покорит сатану под ноги наши».
Источник: Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту
И сии грозные слова ближайшим образом относятся к змию — животному, но под образом вражды к нему жены и семени ее и поражения его в главу семенем жены дают нам видеть собственно борьбу с диаволом и победу над ним Христа Спасителя и в общении со Христом избранной части человечества. В самом наказании диаволу, изреченном в сих словах, Господь подает человеку надежду спасения во Христе, являет согрешившему человеку милость свою, и ею утешает его. Вот первое обетование или перво-евангелие о Христе: оно служит зерном, из которого разовьются все дальнейшие обетования и пророчества о Христе, приготовлявшие к принятию Его ветхозаветных верующих.
«И вражду положу между тобою и между женою». Жена вступила в противоестественный союз с духовным змием-искусителем, на пагубу себе и своему потомству. Но милосердый Господь не хощет погибели грешника, к которой неизбежно ведет союз с врагом Бога и всякого добра. Спасти человека не иначе можно, как чрез расторжение этого союза. Сам человек своими силами не может расторгнуть его, не может разорвать греховные цепи, которыми опутал его диавол, даже не может начать самой борьбы с диаволом, — он раб его, будучи «рабом греха» (Ин. 8:34). И вот за этого злосчастного раба вступается Господь. Он Сам начинает дело освобождения его возбуждением борьбы между ним и диаволом, Сам поставляет человека во враждебное отношение к диаволу, и таким образом полагает начало царству благодати, спасающей человека. Он Сам Своею благодатию касается сердца грешника и дарует ему силу для сопротивления греху и диаволу. «Вражду положу», говорит Господь змию, «между тобою и между женою». Первая в мире жена первою попала в сеть диавола и легко отдалась во власть его, но она же своим раскаянием потрясет его власть над собою. Равно и во многих других женах, особенно в лице преблагословенной жены Девы Марии, он встретит сильный отпор своим козням. — «И между семенем твоим, и между семенем тоя». Под семенем духовного змия, так как у него не может быть естественного потомства, разумеются подчиненные ему злые духи, также нечестивые люди, которых слово Божие ясно именует «порождениями ехидны» (Мф. 3:7) и чадами диавола (Ин. 3:10), и особенно главное исчадие диавола — антихрист (2 Сол. 2:3). По обетованию Господа, не будет мира между сими исчадиями диавола и семенем жены. Под семенем жены, враждебным семени змия, должно разуметь собственно одно лицо (Быт. 4:25) из потомков жены, именно Того из них, который от вечности предопределен к спасению людей, и во времени родился от жены (Гал. 4:4) без семени мужа. Он затем и явился в мир, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8), т. е. царство диавола, наполненное его слугами, его семенем. Но Богочеловек явился борцом против семени змия, или царства диавола, не только личною своею деятельностью во днех плоти своея, а вместе в лице тех потомков жены, которые до явления Его в мир ратовали против семени змия под знаменем Его, с верою в Него, и тех, которые по пришествии Его соединились под Его победное знамя для той же борьбы. Он так близок к ним, так тесно соединен с ними, как глава с членами тела. При таком отношении их ко Христу не будет противоречия в том, если мы под семенем жены, враждебным семени змия, разумея собственно Христа, будем вместе разуметь верующих в Него, или всю воинствующую Церковь, как тело Его.
«Той твою блюсти [поражать] будет главу». — «Той», следовало бы сказать «то», т. е. семя жены. Примечаемый здесь недостаток грамматического согласования в роде греческими и за ними славянскими переводчиками намеренно допущен вследствие того, что они под семенем жены признают собственно одно лицо, т. е. Христа. Их мнение тем более достойно уважения, что здесь семя жены противополагается не множеству «семени змия», но одному «змию». — «твою сотрет главу». Для естественного змия может быть смертельно только в голову нанесенное поражение: если же у него голова цела, не раздавлена, то хотя бы все остальные части его были изрублены, он может еще сохранять жизнь и уязвлять ядовитым жалом. Соответственно сему, поражение духовного змия в главу семенем жены означает, что Христос совершенно победит диавола и отнимет у него всю силу вредить людям. Сего торжества над диаволом Христос достигнул посредством крестной смерти, незадолго до которой Он сам сказал: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). Но и при самом вступлении в служение искупителя, и в продолжение сего служения Христос побеждал диавола, когда был искушаем от него в пустыне, когда изгонял из людей бесов, когда повсюду распространял и утверждал в сердцах людей истину, неприятную отцу лжи. По вознесении Господнем и по сошествии Св. Духа быстрое распространение христианства свидетельствовало о столь же быстром сокращении пределов царства сатаны, который, впрочем, окончательно будет приведен в бездействие не раньше второго пришествия Христова. «И ты блюсти будеши Его пяту». До второго пришествия диаволу дается возможность вредить людям, и в их лице самому Христу, но его уязвления легко будут исцеляемы, как уязвления в пяту, неопасные потому, что в пяте, покрытой твердой кожей, мало крови. Уязвление в пяту бессильною злобою диавола было нанесено самому Христу, против Которого он возмутил неверных иудеев, распявших Его. Но это уязвление послужило только к вящему посрамлению диавола и исцелению человечества.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
«и вражду положу…» Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин. 3:19−20; Ин. 7:7; 1Ин. 2:15), — эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр. 12:7−9).
«Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).
Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Откр. 12:13, 17; Гал. 4:4; Ис. 7:14; Лк. 2:7; Иер. 31:22). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.
«и между семенем твоим и семенем ее». Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т. е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т. е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну; но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т. е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то «порождениями ехидны» (Мф. 3:7; Мф. 12:34; Мф. 23:33), то «плевелами на Божьей ниве» (Мф. 13:38−40), то прямо «сынами погибели, противления, диавола» (Ин. 8:44; Деян. 13:10).
Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», т. е. антихриста (2 Фес. 2:3). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство — весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Священное Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал. 4:4; Быт. 17:7, 19), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.
«оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим. 16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту — все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «все во всем» (1 Кор. 15:28; ср. Ин. 12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (αυτος — местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на голову (2 Фес. 2:8−9; Откр. 20:10).
Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст Самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.