Что значит тренинг в школе

Что значит тренинг в школе

Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.

Что значит тренинг в школеТренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.

В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

Виды тренинга

Сегодня среди видов тренинга выделяются…

Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Источник

Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

Источник

Форма организации учебной деятельности. Урок-тренинг

Презентация к уроку

Технология уроков-тренингов была адаптирована для учащихся начальных классов в 1996 г. учителями г. Москвы И.Е.Куликовой, Н.А. Итатиной, О.Б. Калининой. Учителя нашей школы заинтересовались и стали широко использовать эту технологию с 2004 г. Зам. директора по УВР Валяевой Н.В. и мною был обобщён опыт по данной теме и размещён на сайте «Первое сентября». Спустя какое-то время технология уроков – тренингов нами была забыта. С введением федеральных государственных общеобразовательных стандартом к технологии уроков-тренингов обратились вновь.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.

Урок – тренинг отвечает всем требованиям современного урока. Урок опирается на следующие принципы [1]:

Урок – тренинг – это такая форма учебной деятельности, которая способствует формированию личностных и метапредметных результатов. А это одно из важных требований ФГОС НОО [1].

Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Урок – тренинг это урок активной мыслительно-речевой деятельности учащихся.

В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.

Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при обобщении и систематизации знаний.

Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание каждого ученика. Эффективность уроков-тренингов зависит от высокой организации урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться: из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности.

Урок-тренинг имеет определённую структуру.

1. Постановка цели.

На этом этапе урока формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия.

Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока. (Регулятивные УУД) Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Мотивация на работу подкрепляется в круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.(Личностные УУД)

2. Самостоятельная работа.

На втором этапе урока происходит формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей. Анализирую задания, учащиеся определяют, какие знания имеются для решения поставленной задачи, какие знания необходимо добыть.

3. Работа в парах (четверках).

Третий этап урока формирует личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.

При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал, почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению.

Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений.

Содержание четвёртого этапа урока способствует формированию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Представители от каждой группы объясняют, почему их группа сделала тот или иной выбор, что способствует формированию умения оформлять свои мысли в устной форме.

Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли её в свою речь. (Познавательные УУД)

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи. (Регулятивные УУД)

5. Экспертная оценка.

После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора. Сравнивают с эталоном (Регулятивные УУД)

6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

Этому способствует система вопросов:

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий. Вся работа на данном этапе способствует формированию регулятивных УУД

7. Подведение итогов.

Подведение итогов проходит в круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие его смысла. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь реализовывать свои возможности.

Уроки-тренинги позволяют развиваться учащимся в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.

Технологию урока-тренинга можно применять не только на обобщающих уроках по математике и русскому языку, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории.

Творческий подход учителя к проведению данного типа уроков сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого учащегося.

Источник

Тренинги как инновационная форма обучения в системе школьного образования

Что значит тренинг в школе

Что значит тренинг в школе

Содержимое разработки

Тренинги как инновационная форма обучения в системе школьного образования

Гулистанский государственный университет

Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе. Подробно рассматривается трегинг как особая форма обучения, дается алгоритм работы в команде. Описаны виды упражнений тренинга: организационные, мотивационные, коммуникативные, креативные, развитие когнитивных процессов, рефлексивные. Также показана структура урока-тренинга.

Abstract: the article discusses the main features of the organization of educational activities of students in the classroom. The article also distinguishes the main forms of organization of educational activities at the present stage. Training as a special form of training is considered in detail, the algorithm of team work is given. The types of training exercises are described: organizational, motivational, communicative, creative, development of cognitive processes, reflexive. The structure of the training lesson is also shown.

Ключевые слова: урок-тренинг, интерактивная форма работы, работа в команде, школьное образование, деятельностный подход.

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!»

Новые цели образования требуют обновления содержания образования и поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и поиск знаний. Ученик в школе учится не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи; не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития; не только восприятию культуры, но и ее созданию. Этим требованиям отвечает тренинговый подход, который становится все более и более популярным, в том числе и в системе школьного образования.

Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного процесса, что соответствует деятельностному подходу, разработанному Л. Выготским, А. Леонтьевым, П. Гальпериным, Д. Элькониным. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в деятельностном подходе является коллективный диалог, организованный в рамках тренинга. Именно через тренинговую форму работы осуществляется общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может реализовываться в парах, в группах и в целом классе под руководством учителя. Данная организационная форма урока, разработанная сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.

Тренинг – это специальная тренировка, обучение чему-либо, термин, при помощи которого обозначают различные методы, направленные на формирование и развитие у индивида полезных привычек, умений и навыков.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале ХХ века. В частности, в 1912 г. в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления.

Различают разные виды тренингов (социально-психологический, тренинг личностного роста и др.), общее, что их объединяет – возможность моделирования разнообразных реальных ситуаций. Другими словами, обучение не ради обучения, а обучение для жизни. Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение ориентировано по существу на передачу информации и знаний; тренинговое обучение сориентировано на постановку проблемы (вопроса) и поиск ее решения (ответа).

В отличие от традиционных форм обучения, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т.д. Тренинг, как и любое учебное занятие, имеет определенную цель: информирование и приобретение участниками тренинга новых способов действий; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

— атмосфера взаимодействия и общения;

— интерактивные методы обучения;

— структура тренингового занятия;

— оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем.

Различают следующие виды упражнений тренинга: организационные, мотивационные, коммуникативные, креативные, развитие когнитивных процессов, рефлексивные.

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точке зрения, развитие когнитивных творческих процессов, развитие коммуникативной компетенции.

Проведение тренинга − дело непростое. От учителя требуется особое мастерство. На таком уроке учитель − организатор, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся. Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик. Тренинг ассоциируется не со скучными лекциями, а с интерактивными формами обучения: ролевыми играми, ситуационными задачами, бизнес-симуляциями, групповыми обсуждениями; иными словами, формами обучения, требующими активного взаимодействия участников между собой и с тренером. В западной и российской литературе, посвященной технологиям проектирования и проведения тренингов, такой подход называется интерактивным.

Не совсем правильным будет понимание интерактивного подхода в обучении просто как использование активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (дискуссии, игры и т.д.). Основу концепции интерактивного подхода составляет акцент на потребности обучающихся: тренинг – это решение их задач, он ориентируется на ученика, а не на учителя. Учителю нужно сосредоточиться на том, чему хочет научиться ученик, какие навыки он желает развивать, а не на том, чему он хочет научить. Такой подход требует от педагога постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии, направленной на то, чтобы увидеть происходящее глазами участников.

Еще одна принципиально важная характеристика интерактивного подхода – вовлечение участника тренинга как партнера в процесс поиска решения его задач. Участник тренинга не пассивный созерцатель, которому все дают, − он ставит задачи и решает их с помощью ресурсов, которые предоставляет ему учитель.

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с «раскрытием тайны слов». Как правило, урок имеет эпиграф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом. Учитель помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания. Если это начало учебного дня, предлагаем обратиться друг к другу с теплым приветствием, комплиментом, пожеланием и т.д.

2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают «правила» работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Например, «Каждый должен высказаться и выслушать каждого». Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в багаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

3. Работа в парах (четверках)

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

В момент логического осмысления, структурирования речи происходит корректировка понятий, структурирование знаний.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений

Предоставляя слово для высказывания различным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

Внимательно ли ты слушал товарища?

— Смог ли доказать правильность своего выбора?

— Если нет, то почему?

— Что получилось, что было трудно? Почему?

— Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.Учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам − от 2 к 6. Всего тренинги включают от 4 до 7 заданий.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. На этом этапе происходит раскрытие «тайны слов» эпиграфа. Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.

Тренинги не надо путать с уроками-практикумами, где за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков. Отличаются они и от тестирования, хотя также предусматривают выбор ответа. Однако при тестировании учителю трудно проследить, насколько обосновано был сделан выбор учеником, не исключается выбор наугад, так как рассуждения ученика остаются на уровне внутренней речи.

Таким образом, суть уроков-тренингов – это выработка единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем. Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой являются продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка. Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Тренинг является инновационной формой обучения, но весьма перспективной, поскольку позволяет создать условия для формирования универсальных практических умений и навыков обучающихся, которые являются основой для компетенций, необходимых в жизни будущим выпускникам.

1.Азимов, Э.Г. Щукинг А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf

2.Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/019/73019/files/psyrazv19.pdf

3. Овчинникова, И, Кобзева, Н. Тренинг как технология активного обучения «Молодой ученый» № 10 май 2015 [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18587/

4. Немова, А.С. Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий при обучении информатики [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007054

5. Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность//Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». – Донецк: ДонГУ, 1997, с. 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *