Что значит трехстопный анапест
Что значит трехстопный анапест
АНА;ПЕСТ, анапеста, муж.(греч. anapaistos, обратный дактилю, букв. отражённый назад) — в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU—» В силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
Кстати, в связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным).
2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа _ _ | ; Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой _ _| ;,, | ;,, | ;,, | ;. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы вносит печально.
(1759 г.)
Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.
Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:
Я те | бе ниче | го не ска | жу,
Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,
И о | том, что я | молча твер | жу,
Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.
(А. Фет)
Я у | бит подо | Ржевом / | /
В безы | мянном бо | лоте, / | /
В пятой | роте, на | левом, / | /
При жес | током на | лете. / | /
(А. Твардовский)
То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):
Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. / | /
А тю | ремные | дни будто | годы; / | /
И ок | но высо | ко над зем | лей, / / | /
А у | двери сто | ит часо | вой. / / | /
(М. Лермонтов)
Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):
Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, / | /
И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, / / | /
Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев / | /
Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. / / | /
(М. Исаковский)
Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):
До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, / / | /
Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. / | /
Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, / / | /
Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. / | /
(А. Сурков)
; Я пи | шу, как ды | шу.
; По дру | гому пи | сать не у | мею. / | /
; Поде | литься спе | шу
; То вос | торгом, то | болью сво | ею. / | /
(В. Звягинцева)
Итак, АНАПЕСТ:
1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный.
Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета :
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
«Тройка» Н. А. Некрасова:
А. А. Блок (на начальном слоге строки сверхсхемное ударение):
ТАм, в ночнОй завывАющей стУже
В пОле звЁзд отыскАл я кольцО.
ВОт лицО возникАет из крУжев,
ВозникАет из крУжев лицО.
Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
*Ана;круса (тж. анакру;за; др.-греч. ; ;;;;;;;;;;, отталкивание, попятное движение, обратный ход) — самостоятельный долгий или краткий слог в начале стиха до первой стопы.
Анакруза в метрике и силлабо-метрике
В метрике и силлабо-метрике анакруза рассматривается только в том случае, когда частным образом видоизменяет устойчивую ритмическую единицу. Это может быть брахий (псевдо-стопа, самостоятельный краткий слог) или самостоятельный долгий слог, добавленный перед стихом. Напр. у Алкея встречается Малый сапфический стих, модифицированный брахием:
—U—U—UU—U—U ; U¦—U—U—UU—U—U
Такой анакрузой мог быть модифицирован также любой трохеический стих:
—U—U—U—U… ; U¦—U—U—U—U…
И дактилический:
—UU—UU—UU… ; U¦—UU—UU—UU…
Такая анакруза возникала, как правило, перед сильной долей, то есть предшествовала трохею или дактилю (реже). Отсюда первый трохей при анакрузе мог рассматриваться как амфибрахий (U—U), и получал собственное название брахихорей (U¦—U), то есть амфибрахий в начале стиха, возникающий в результате анакрузы трохея брахием.
Анакруза в силлабо-тонике
Анакруза в теории русского силлабо-тонического стихосложения — безударный слог в начале строки до первого ударения. Напр.: в амфибрахическом стихе: «Руса;лка плыла; по реке; голубой; // Озаря;ема по;лной луно;й» (М. Ю. Лермонтов), U;U|U;U|U;U|U; // U¦U;U|U;U|U;, где анакруза — первый слог во второй строке.
Анакрузой также называют группу слогов перед первым ударением в стихе, независимо от того, входят эти слоги в стопу или нет. Напр. в ямбе U;|U;…, анапесте UU;|UU;…, 4-м эпитрите UUU;|UUU;… соответственно первые 1, 2 и 3 безударных слога являются анакрузой в этом значении.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Анапест
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стихотворный размер | |
---|---|
Двухсложные | |
˘ ˘ | пиррихий, дибрахий |
¯ ˘ | хорей |
˘ ¯ | ямб |
¯ ¯ | спондей |
Трёхсложные | |
˘ ˘ ˘ | трибрахий |
¯ ˘ ˘ | дактиль |
˘ ¯ ˘ | амфибрахий |
˘ ˘ ¯ | анапест, антидактиль |
˘ ¯ ¯ | бакхий |
¯ ¯ ˘ | антибакхий |
¯ ˘ ¯ | кретик, амфимакр |
¯ ¯ ¯ | Молосс |
См. основную статью для четырёхсложных. |
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος «отражённый назад; обратный »); менее распространено ударение анапе́ст (соответствующее нем. Anapä́st ) — трёхсложный стихотворный размер.
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких слогов и одного долгого.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога.
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
Вечный студент
Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию
Photo Gallery Slideshow
Подписаться на блог по эл. почте
Поиск
Финалист конкурса «На Благо Мира»
Изображение
Аранжировка на заказ
Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.
Группа «Время и времена» ВКонтакте
Популярные записи и страницы
Онлайн агентство «Вектор мастерства»
Финалист Московской литературной премии
Метки
Вздохи анапеста
Анапест в переводе с древнегреческого – «обращенный назад, в обратную сторону». Вероятно, это в сравнении с дактилем, начинающимся с ударной стопы. Дактиль в восприятии древних греков, видимо, был обращен вперед, а вот анапест – назад.
Итак, анапест! Два безударных слога и третий – ударный.
Помните, в нашем разговоре о ямбе и хорее мы сравнивали ударный слог с выдохом, а безударный со вздохом?
А вот попробуйте подышать в ритме анапеста. Вдох, длинный, удвоенный, и короткий одинарный выдох. Какое эмоциональное состояние ощущаете?
Скорее всего, это похоже на печальный вздох.
В самом деле, анапест – самый меланхоличный из стихотворных размеров. Где-то там, за кадром, кроется глубокая печаль – может быть, тоска, может быть, боль. И даже если в стихотворении нет ни слова о печали, она будет где-то там, на заднем плане, присутствовать.
Вот, казалось бы, мощное, энергичное блоковское «О весна, без конца и без краю…» Тут и мечта, и жизнь, и звон щита! Так и принято читать это стихотворение в школе: с лихорадочным блеском глаз, со слегка истеричным звоном в голосе. Так вроде и тянет маршем пройтись! Да вот не годится анапест для марша, совсем не годится.
Давайте послушаем это стихотворение в исполнении Петра Дубинского
Что-то с первых же светлых, звонких строк затемняет это, на первый взгляд, весеннее ликование. Слишком тягостно тянутся строчки, почти безнадежно звучит: «без конца и без краю». Хотя идет-то речь о весне и мечте, но стоит за всем этим какая-то сумрачная тень.
Смотрите, что происходит! Мысль о неудаче пришла первой – ее поэт принимает. А удаче всего лишь привет – где-то далеко она, не принять.
А дальше! Первой приходит мысль о заколдованной области плача, а уж потом о тайне смеха. И неожиданно больно разящее «позорного нет». Как такое жестокое слово явилось рядом с весной и мечтой.
Прочитаем стихотворение до конца и найдем в нем и бессонные споры, и пустынные веси, и колодцы городов, и холодные сжатые губы… А конец-то какой у этого «ликования»!
Сплошная боль, которую поэт пересилил. Вышел из какого-то тягостного состояния, как за волосы себя из болота вытащил, и теперь торжествует свою победу. Но болото – вот оно, за плечами, никуда не ушло.
А вот совсем другое настроение. Послушаем стихотворение Александра Твардовского «О книге». Читает Петр Дубинский.
Перед нами двустопный анапест, короткий легкий.
Помните, как звучали другие двустопные размеры? Воздушные, совершенно невесомые! Но анапест и двустопный очень весом, тяжело опускается на землю. И в этом стихотворении хотя и не чувствуем мы беды и тоски, но слышим речь много повидавшего пожилого человека – речь спокойную, мудрую и добрую.
Перед нами трехстопный анапест Татьяны Щепкиной-Куперник «Белая ночь». И здесь тяжело растекающийся анапест создает вот это самое, задуманное поэтессой, ощущение призрачности, тягостности, томительности бессонной белой ночи.
А вот четырехстопный анапест: завораживающий стих Константина Бальмонта «Ступени». Совершенно колдовской стих.
Попробуйте передать его содержание – немыслимо. Нет там этой необходимой для передачи информативной части. Оно все на смутных, почти бессвязных образах, на ощущениях самого поэта. Но при этом в нас самих возникает полная иллюзия того, что мы прочитали и осознали много. Что осознали? Откуда это взялось? А из нас самих.
Колдовской стих Бальмонта с его тягучим анапестом, медитативными повторами и закольцованностью, заставил нас поднять из собственного подсознания целый мир, только нам одним доступный.
Вот такой это меланхоличный, текучий, призрачный размер. Идеален для тайны, печали, душевной боли и муки.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Трехстопный анапест. Тема свободная.
. СОХРАНИТЬ.
Сохранить поцелуй на губах,
В тишине заходящих лучей,
И познав неизведанный страх,
Раствориться в наивной мечте.
Навсегда сохранить этот миг,
И запомнить твой голос и смех,
Чтобы в сотнях каких-то других
Узнавать сразу твой среди всех.
И в бездонных янтарных глазах
Вновь увидеть негаснущий свет,
Что хранится давно мной в мечтах,
И меня согревает в ответ.
Как в забытых несбывшихся снах,
Посмотри на мгновенья сквозь снег.
На моих пусть замерзших губах
Твое имя застынет навек.
Где-то рядом со мной навсегда
Будут кем-то сжигаться мосты,
Но осколками хрупкого льда
Где-то в сердце моем будешь ты.
13.02.2008.
Не пытайтесь сбежать от любви,
Не пытайтесь ее победить.
Ведь вернется – зови-не зови –
И заставит опять полюбить…
Невозможно забыть свет тех глаз,
Что дороже всего на земле,
Никогда не забыть нежных фраз,
Посвященных тебе, лишь тебе…
Так не будем же лгать мы себе,
Говоря, что не помним о тех,
Кто навек будет в нашей судьбе,
Без кого невозможен успех…
Подожди, подожди мой герой,
Находи ты во мне красоту,
Я тебя увожу за собой,
Все спешить, все спешить за мечтой.
Не ходи, не ходи далеко,
Я ждала бесконечно тебя,
Мне с тобой говорить не легко,
Обманула жестоко себя.
Запрети, запрети так любить,
Разреши об одном говоритя
Миллионы путей неаходи
Из груди ясно-свет подаря.
Устремив свои мысли к мечте,
Невозможно вернуться назад.
Закорючки на белом листе
Отключают мои тормоза.
Заморожены сны и слова,
И запрет на цезуре лежит,
Невозможен к истокам возврат,
Заплутал я во тьме сладкой лжи.
Заискрится обманчивый свет,
И затмит золотые года,
Я встречаю последний рассвет
Без похмелья, обид и стыда.
Я опять распростилась с тобой,
белый город, безумья белей,
заблудилась шальной головой
в лабиринте цветов и камней.
В лабиринте следов и корней…
Пайку горя мне честно отмерь.
Ведь потеря моя не страшней
вереницы похожих потерь.
Улови средиземных дождей
полузимнюю, хлесткую стынь.
Над расколом до царства теней,
где зияют провалы пустынь.
Семи дней легендарных чреда,
семи бед неизменный ответ…
Неужели прошло навсегда?
Может быть… Почему бы и нет?!
Ты ведь знаешь, что я так люблю,
Когда ты говоришь мне: «Родная,
Я тебя никогда не забуду,
Для тебя мое сердце растает»
У тебя есть другая конечно.
Не такой уж здоровый сердечно
Наш союз, хоть он с виду прекрасен,
Но становится просто опасен.
Я тебя уж давно не любила,
И теперь быстро все позабыла.
Все! Навеки прощай, мой хороший,
Забирай из прихожей галоши,
Мы с тобою так были похожи,
Но становишься ныне прохожим
В моей жизни навеки теперь,
Пред тобой закрываю я дверь.
Что значит трехстопный анапест
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метр. Размер. Стопа. (техника стихосложения)
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Четырёхстопный ямб
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой. ü
(М.Ю. Лермонтов)
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)