Что значит требовательный учитель
Что значит требовательный учитель
Руководитель школы сможет добиться высоких результатов в учебно-воспитательном процессе лишь при одном условии: хорошей, квалифицированной работе учителей.
Каждый опытный директор знает, что все его усилия по оформлению школы и кабинетов, самой совершенной организации воспитательных мероприятий ничего не значат, если учителя работают неумело, уроки проводят на низком уровне, если нет дисциплины и порядка на учебных занятиях и классных часах.
Учитель химии Ольга Семеновна не просто изучает тему, формулы, законы, она шаг за шагом, проникая в творческую лабораторию ученых, рассказывает, как ученые дошли до открытия истины, какие у них были ошибки, сомнения, споры. Учительница с большим знанием дела раскрывает и дальнейшие перспективы развития науки, не боится пофантазировать, помечтать. Ученики Ольги Семеновны влюблены в химию, они заводят «домашние лаборатории», делают «открытия», принимают участие во всех районных и областных олимпиадах. Бывший ее ученик, ныне студент химфака, рассказывает: «Может быть, я бы все равно занялся химией, но Ольга Семеновна взяла на себя роль ускорителя, катализатора. Ее уроки заставляли думать, размышлять. Я как бы участвовал в открытиях, сам проходил тернистый путь науки. Редкую перемену я проводил не в кабинете, опыты мы могли проводить постоянно, нам было доступно практически все!»
Такие учителя, как правило, с претензиями, они любят работать на показ, на демонстрацию, на эффект, но учительский труд для них не цель, не содержание жизни, а средство для самоутверждения и самовыдвижения. Как разобраться? Да в общем это несложно: барометром являются ученики. Их увлеченность предметом и уровень знаний и есть подлинный показатель результатов труда учителя. Талантливые учителя требуют бережного к себе отношения. Умелые руководители школ пытаются оберегать их от всяких неприятностей, от всего, что могло бы их раздражать, выводить из колеи. Некоторая односторонность приемов их работы вполне окупается глубиной раскрытия темы, оригинальностью средств педагогического воздействия, высоким уровнем развития и знаний учащихся.
Прошло несколько лет, и Петр Спиридонович стал подлинным мастером-педагогом, лучшим учителем литературы в старших классах.
Учитель математики Терентий Ильич любил только старшие классы. Он скучал с малышами, не имел к ним подхода, его раздражали простейшие задачи, а в старших классах учитель преображался, глаза его горели, он страстно спорил с учениками, творчески решал задачи, мог допоздна заседать с ребятами в кружке. Да, учителя бывают разные.
Система требований, разработанная Ириной Ивановной, включала все виды работ, поведение и активность на уроке, четкость выполнения домашних заданий, дежурство, ответственность за порученное дело, культуру поведения, порядок отдыха.
Так постепенно складывалась особая манера организации детского коллектива, так формировалось мастерство молодой учительницы.
Для этих учителей организуются целевые открытые уроки: урок-беседа, урок-лекция, комбинированный урок, приемы самостоятельной работы с учебником и т. д.
Лучшие мастера-учителя, овладевшие тем или иным приемом работы, предварительно рассказывают об этом учителям, а потом на открытом уроке или цикле уроков демонстрируют эти приемы в действии.
В одной из школ Московской области мы выявили небольшую группу таких «средних» и «слабых» учителей. И директор, и его заместитель неоднократно бывали на их уроках, вопрос обсуждали в профкоме, на педсовете и даже в органах народного образования. По договоренности с руководителями школ на каждого из этих учителей была составлена карточка с описанием положительных и отрицательных сторон системы их работы. Вот одно из описаний.
1. Учитель, бесспорно, знает программный материал, начитан, образован.
2. Уроки, посвященные изложению материала, проходят интересно, даже увлекательно.
3. Но учитель не планирует работу, не продумывает дозировку материала, изложение ведется стихийно.
4. Учитель не владеет приемами активизации учащихся на уроках, формально проводит опрос, не закрепляет материал, не работает над формированием знаний учащихся.
5. Учитель редко проводит письменные работы, неряшливо их проверяет, боится черновой учительской работы.
6. Знания учащихся проверяются формально, не изучаются пробелы в знаниях, не осуществляется дифференцированное обучение, никакой работы с отстающими и сильными не проводится.
В чем причина? Учитель не любит преподавательской работы, не увлечен работой. Мы посетили уроки по целой теме, провели контрольный опрос и письменную работу, накопили достаточный информационный материал. На методической комиссии учителя, принимавшие участие в изучении работы учителя, всесторонне вскрыли и положительные и теневые стороны в деятельности преподавателей. В личной беседе мы предложили им перестроить работу. Убежденные объективными факторами, силой общественного мнения, учителя вынуждены были это сделать. Мы дружески помогали им во всем: в планировании, в выборе приемов объяснения, в «постижении» активизирующих средств обучения, в распределении времени на уроках и т. д. Эта предварительная работа показала, что учителя просто не овладели арсеналом педагогической работы, за многие годы у них сложился свой прочный стиль работы, не легко было перестроиться учителям, но неотвратимый повседневный контроль «вынудил» их применять новые методы работы и они действительно перестроились, даже увлеклись, ибо результаты очень скоро показали полезность такой деятельности.
Понятие «слабые учителя» чаще всего (хотя и не всегда) применяют к так называемым нерадивым учителям. Они плохо готовятся к урокам, неряшливы, редко проводят контрольные работы, невнимательно их проверяют, формально ставят оценки, явно завышая их, создавая видимость благополучия и высокой успеваемости. Среди этих учителей встречаются и довольно активные деятели, способные раздуть или создать любой конфликт, лишь бы отвлечь от себя внимание и переложить ответственность за срывы в работе на администрацию.
У таких учителей виновны все: ученики, которые «не хотят» работать, родители, «которые не смотрят за детьми», администрация, «которая не помогает учителям», пионервожатые, «которые ничего не делают», профсоюзные организации, «которые всегда на стороне администрации» и даже министерство, «которое не знает школы и дает непосильные задания», и т. д.
Администрации очень тяжело работать с этой категорией учителей, особенно потому, что они в наибольшей степени нуждаются в контроле, всячески поэтому стремятся его избежать.
Прежде всего руководству школы надо фиксировать всякое нарушение государственной дисциплины и педагогических норм. Проверяя планы, журналы, тут же писать замечания, устанавливать сроки исправления и заставлять расписываться в получении указаний. Посещая уроки (иногда приглашая специалиста или представителя общественности), тщательно анализировать их и также требовать и объяснений в случаях явного нарушения единых педагогических требований.
Как установить качество работы учителя? К сожалению, еще бывают случаи, когда руководители школы по одному-двум посещениям уроков или по отзывам отдельных недовольных родителей, других учителей, или в результате какой-то конфликтной ситуации оценивают деятельность преподавателя и долгое время относятся к нему именно с этих позиций.
Практика опровергает поспешные решения. Нужно увидеть лучшее, на что способен учитель, раскрыть его потенциальные возможности, всесторонне изучить его педагогический почерк, следить за постепенным ростом педагогического мастерства.
Нередко я за несколько дней предупреждал учителя о посещении урока, согласовывал с ним тему занятий, переносил посещение по его просьбе, следил за тем, как исправляет он отмеченные недостатки. Нужно исключить случайности в анализе работы, подойти к нему углубленно, с научных позиций, раскрывая все стороны деятельности учителя.
Иногда учителя тот или иной метод общения или даже вспомогательный прием объясняют как универсальный, единственный, самый главный, и все (!) внимание уделяют только ему, достигая при этом выдающихся успехов в этой ограниченной области. Так было с применением технических средств обучения, абсолютизацией «обратной связи», проблемным обучением, программированием и т. д. Руководители школ не должны идти на поводу у этих увлеченных учителей. Чувство меры везде необходимо, в педагогике особенно.
Важно найти место тому или иному методу обучения в общей системе и правильно ориентировать учителей. Индивидуальный подход к учителю в значительной степени зависит от руководителей школы, их деликатности, выдержки, терпения, доброжелательства. И неприятные вещи следует говорить так, чтобы учитель не обиделся, не затаил «зла», чтобы в нем выработалось желание работать над собой, усовершенствовать свой труд. Один директор школы заявил молодому учителю: «Родители жалуются на вас, придется поменять вам класс». Молодой учитель потерял веру в себя, стал чувствовать себя еще неувереннее в коллективе, в конце концов ушел в другую школу. Можно привести много образных примеров, когда в труднейшей ситуации руководители школы находили не только педагогически правильные пути совершенствования труда учителя, но и нужный тон, особую систему отношений, поддержавших учителя в трудную минуту, и добивались серьезных успехов в формировании педагогического мастерства этих преподавателей.
В коллективе учителей такие руководители вырабатывают правильный стиль взаимоотношений, основанный на стремлении предельно помогать друг другу и вместе с тем доброжелательно разбирать недостатки и ошибки, чтобы общими усилиями как можно быстрее ликвидировать их. В этом суть!
«Учить надо лучше, не будет орать!» Как отличить строгость от насилия и противостоять учителю-тирану
Но взгляд к делу не пришьешь, да. Трудно даже объяснить, что именно происходит. Чуть проще, если тебе 15. А в 7 почти нереально. Да и некоторые учителя не ограничиваются взглядом…
«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия
Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.
2. Вербальная агрессия.
3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.
4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.
5. Игнорирование, невнимание.
6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.
7. Токсичная критика. Конечно, критика интегрирована в школьный процесс, ведь кто-то не доучил, не проявил в чем-то старания, забыл нужное. Но она становится токсичной в следующих случаях:
8. Невербальная агрессия.
9. Разделение на «любимчиков» и «козлов отпущения». Очень токсичная штука, даже если есть только полюс «любимчиков». Получается, что учитель применяет разные критерии для разных учеников. Учитель занижает оценки. Несправедливость в том, что «любимчикам» нужно тратить меньше сил на тот же результат, по сравнению с «обычными» учениками.
Прошу подойти к этому списку через понятие баланса. Все это (или почти все) встречается в мягких формах, иных формулировках или иногда в обычных отношениях с учителем. Все мы люди, мы можем устать или быть погруженными в свои проблемы, реагируя не так удачно, как хотелось бы.
Строгость таких симптомов не имеет.
Больше всех страдают отличники
Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такая «сильная» педагогиня орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это «мы» сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали «схему распределения крика». Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь.
Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе.
А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего.
«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?
Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить.
Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание.
Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя «идеально». Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям.
Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, «так ему и надо». Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация «легитимизированной» травли.
Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).
Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей.
Что будет, если ребенку не помогать
Бежать или выгонять. Что еще можно сделать
Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант.
Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.
Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить.
Вариант «бежать», здесь разных путей больше:
Обратите внимание на последний вариант, ведь он очень интересен, особенно для небольших городков и сел. Если переходить некуда, вы по Закону об образовании РФ имеете право перевести ребенка на очно-заочное обучение. Это означает, что часть предметов ребенок посещает очно, а часть (можно даже один) – изучает заочно. Если предмет в расписании стоит в середине дня, то ребенок может проводить это время в библиотеке (по вашему заявлению).
Да, мы должны обеспечить изучение предмета, занимаясь самостоятельно или наняв репетитора. Вы договариваетесь о том, как будет происходить аттестация по предмету (это обычно решает школа, общих правил тут нет). Задания чаще всего даются в тестовой форме, так что занизить оценку довольно сложно. К тому же вы можете просить, чтобы вас аттестовывал другой учитель, если он есть.
Отказать в очно-заочной форме вам не могут. И, возможно, если половина учеников перейдут на такую форму, скажем, по математике, это заставит задуматься администрацию школы.
«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?
Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание.
Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка. Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы. Но убедить учителя «так себя не вести» будет крайне затруднительно, увы. Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум.
Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились.
Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию.
Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11. Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают. В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна.
Насилие – это не уважение к предмету, а власть
Друзья, такие учителя не «сильные». Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно).
Не путайте строгость с жестокостью.
Не путайте требовательность с унижением.
Не нужно говорить: «Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет». Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.
Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.
Помните, если такой монстр выбирает себе «мишень», то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты.
Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания».
Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.
Я очень верю, что придет время, и в понятии «сильный учитель» прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься.
Неплохо было бы создать некий «протокол действий» родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.
Иллюстрация: фрагмент картины Нормана Роквелла
12 признаков хорошего учителя
Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.
1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы
Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).
Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.
Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?
2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди
Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.
Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?
3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела
Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.
Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.
Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.
4. Хороший учитель — это честный, благородный человек
Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!
5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной
Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».
6. Хороший учитель обладает чувством юмора
Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.
Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.
7. Хороший учитель — взрослый человек
Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.
Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.
8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями
Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.
В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.
9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде
Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.
10. Хороший учитель — не выгоревший
Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.
11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп
Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.
Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.
12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями
Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.
Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.