Что значит травоядный мужчина
Антон Абрамов: Травоядные мужчины
Травоядные мужчины не заморская экзотика. Это общемировая тенденция и наше горькое будущее, которое придёт в Россию. Возможно, в иной форме, но придёт обязательно.
Термин «травоядные мужчины» впервые ввёл в обиход японский журналист Маки Фукасава в статье 2006 года. Новое словосочетание быстро вошло в обыденную речь. Фукасава метафорически отсылает нас к миру животных, где вегетарианская травоядность считается признаком пассивности, а хищная плотоядность синонимом мужественности и агрессии.
Нужно сразу отметить, что травоядные мужчины с нормальной сексуальной ориентацией. Им нравятся девушки, но они не готовы инициировать отношения и вступать в брак. Японский философ Масахиро Мориока писал, что видит в травоядных мужчинах добрых и нежных, которые не ищут жадных романтических отношений и не хотят причинять боль ни себе, ни другим.
В Японии травоядные мужчины тихо ломают национальную модель семейных отношений.
«Настоящий Японский Мужчина» должен получить образование, начать карьеру, работать по 10-12 часов и «гореть на работе». А после вступить в брак, отдавать зарплату жене и не вникать в тонкости семейного бюджета, получая мизерную сумму на карманные расходы.
По этому сценарию жили послевоенные поколения японцев. Но десятилетие назад система дала сбой. Травоядные мужчины охотно общаются с девушками и даже дружат с ними. Но дальше дружбы дело не идёт. Они учатся, работают, отдыхают, но жениться не спешат. Традиционным семейным радостям эти молодые японцы предпочитают саморазвитие и карьеру.
Существует ещё один аспект. Рожать вне брака в Японии не принято. И если в Америке и Европе чуть меньше половины детей рождаются или растут в неполной семье, то в Японии таких меньше двух процентов.
Травоядные мужчины не хотят повторять путь отцов и тихо реализуют тест: «С приходом женщины в твою жизнь она должна стать лучше, а не хуже. И брак должен приносит радость обоим, а не выгоды ей»
В ответ японские невесты клянут травоядных, обвиняя в трусости и бесхребетности. Мужчины не реагируют на возмущение: «Вам это надо, девочки, вы и старайтесь! А нам и так хорошо»! А после идут развлекаться с друзьями. Старая модель брака, в которой мужчина низведён до безмолвного поставщика материальных ресурсов, их более не устраивает.
В России дела обстоят не намного лучше. Один знакомый, прогрессивно мыслящий молодой предприниматель, как только слышит «настоящий мужчина должен», тотчас отвечает, что к нему это не относится. До тех пор пока ему не предъявили долговую расписку с его подписью. «О том, что должен мужчина, говорит Налоговый кодекс. Что не должен — Уголовный. Всё остальное — на его усмотрение», добавляет мой знакомый.
Ученые, политики и журналисты выдвигают гипотезы о причинах появления травоядных мужчин, начиная с экономических и заканчивая социальными. На мой взгляд, всё гораздо проще. В японской культуре настоящий мужчина должен намного больше, чем в Европе. Но если сто или двести лет назад суровый самурай получал полное повиновение и власть над семьёй, то в современной Японии это не так.
Мужчина по-прежнему должен многое. А что должна настоящая женщина? Что она делает? Каковы её обязанности? Внятного ответа на этот вопрос социального контракта нет. И не только в Японии. Традиционная семья переживает кризис на всех континентах.
Есть еще одна причина появления травоядных. Мы живем в эпоху агрессивного феминизма. Если взять принципы феминизма — «Я хочу реализоваться вне семьи», «Моё тело — моё дело», «Я делаю то, что мне нравится» и «Не надо нас сексуализировать», — и приложить их к сильному полу, то и получатся те самые травоядные мужчины. Ну, пожалуй, ещё нужно выпустить из них остатки тестостерона.
В который раз убеждаюсь, что семья — это Божье постановление. Именно Бог её Автор: «Не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2-18). Как только человечество пытается внести греховные коррективы в Богом утверждённый процесс, всё начинает рушиться. Травоядные мужчины в Японии тому подтверждение.
Дополнительно
В Италии стали появляться специальные приюты для мужчин. Они не бездомные и не наркоманы, обычные мужики, которых разорил развод. В приютах они получают крышу над головой, еду, а также помощь юристов и психологов. Особенности местного правосудия таковы, что при разводе мужчина должен содержать не только детей, но и супругу. При этом общая недвижимость отходит жене. В один момент мужчина остается без детей, денег и крыши над головой. И всё это в соответствии с решением суда. Законно.
Травоядные мужчины. Феминизм испортил сильный пол
В Японии нулевых появилось понятие «травоядных мужчин» — так называли молодых людей, которые отказались от традиционных представлений о мужественности и предпочли для себя более нежный и женственный образ. Сейчас травоядные мужчины — общемировое явление. А привело к этому то, что девушки устали быть хрупкими.
Истоки мужской травоядности
Появление травоядных мужчин в Японии не должно было стать сюрпризом — испокон веков местные представители сильной половины человечества были максимально маскулинными. Сначала это были самураи, отважные воины, люди чести, готовые отдать за нее жизнь. Самураи не помогали женщинам в быту и презирали подобные «женские» занятия, потому что главным в их жизни было служение сюзерену.
Протоиерей Смирнов назвал мужчин России национальной трагедией
Свойственный японцам трудоголизм передавался из поколения в поколение, а к началу нулевых экономический кризис и эмансипация женщин позволили мужчинам взять долгожданный «отпуск». Травоядные представители не имеют материальных устремлений предыдущих поколений, им это больше не нужно.
Эпоха сильных женщин и слабых мужчин
Сейчас травоядными стали не только японцы, но и мужчины по всему миру. С распространением феминизма, войн за права женщин, появлением обратного сексизма они сдались. И, кажется, им понравилось.
Россияне стали чаще избегать соседей. Печальный опыт Японии не за горами
Многие молодые люди по всему миру уже не стремятся к высоким должностям, большим зарплатам и идеальной фигуре стереотипного мачо. С тех пор как женщины решили состязаться с мужчинами во всем, чтобы доказать свое превосходство, у последних банально пропало желание что-то доказывать.
Тем более, что многие страны на законодательном уровне поддержали феминистические инициативы, которые могут оказаться не равными правами для мужчин и женщин, а обыкновенным обратным притеснением.
Дело, наверное, в том, что все не могут быть сильными — кто-то должен оказаться слабым. И раз современные женщины устали от бремени хрупкости, мужчинам пришлось взять его на себя. Да и сложно носить на руках женщину, которая всем своим видом и поведением показывает, что она сильная и независимая — даже если она остается женственной.
И, конечно, никто не может сказать, хорошо это или плохо — это данность. Теперь мы живем в мире, где многие мужчины отнюдь не против поделить чек на свидании на двоих, где мужчины не хотят делать первый шаг и добиваться женщин, опасаясь обвинений в том же харассменте или домогательствах, даже не слишком интересуются сексом.
Мужчины стали больше следить за своей внешностью — ухаживать за кожей, волосами, руками, уделять больше внимания одежде. Но все это не для того, чтобы соответствовать женщине, а для себя. И ведь именно с такими лозунгами выступают феминистки всего мира — будь такой, как нравится тебе, делай это для себя. Что ж, мужчины извлекли из феминизма хороший урок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
По словам Фукасавы, травоядные мужчины «не лишены романтических отношений, но имеют неуверенное, безразличное отношение к желаниям плоти». Философ Масахиро Мориока определяет травоядные мужчины как «добрых и нежных мужчин, которые, не будучи связанными мужественностью, не стремятся к романтическим отношениям жадно и не имеют склонности к обиде или причинению вреда другим». [3]
Этот термин быстро стал сенсацией в средствах массовой информации и приобрел негативный оттенок, поскольку молодые люди утратили свою «мужественность» и были ответственны за Снижение рождаемости в Японии и стагнация экономики. В средствах массовой информации ярлык травоядного мужчины стал ассоциироваться с безответственными, чрезмерно женственными мужчинами, которые слишком заботились о своей внешности, а не о браке или поиске стабильной работы, которые традиционно считались мужскими целями. Определение мужчин-травоядных до сих пор обсуждается из-за этого, что затрудняет оценку того, сколько мужчин в Японии идентифицируют себя как мужчин-травоядных, особенно с учетом социальной стигмы, связанной с этим термином.
Содержание
Этимология
Хотя термин «человек-травоядный» не имеет общепринятого определения, есть несколько определяющих характеристик мужчин-травоядных, которые, по-видимому, широко согласуются. Это в значительной степени связано с тем, что черты, связанные с травоядными мужчинами, определяются популярной культурой и средствами массовой информации, а не академическими областями, как показано на контрасте между взглядом на мужественность, который Маки Фукусава намеревался передать при введении этого термина, по сравнению с его текущим значением.
Поскольку границы того, что определяет мужчин-травоядных, неясны, широко цитируемые исследования, такие как исследование, проведенное LifeNet, показали, что в выборке из 1000 не состоящих в браке мужчин и женщин в возрасте от 20 до 30 лет 378 мужчин сообщили, что считают себя «травоядными». [4] Тем не менее, в ходе опроса участникам предлагалось выбрать между тем, считают ли они себя плотоядными или травоядными, при этом 45,9% респондентов пояснили, что, хотя они явно не называют себя травоядными, они предпочитают его по сравнению с плотоядными. Кроме того, определение LifeNet для «травоядных» было основано на двух определяющих аспектах: общая пассивность в отношении любви и предпочтение держаться при себе, даже если им есть что сказать.
Социальное клеймо
Безразличие к браку и преданным отношениям было наблюдаемой тенденцией во многих социально и экономически развитых обществах. Уникальный рынок труда структурирован вокруг поддержки служащие а также его недавний экономический спад были названы причинами роста числа травоядных мужчин. Экономический спад показал хрупкость наемных работников и постоянная занятость стал менее привлекательным, поскольку многие молодые люди отказываются от этого пути трудоустройства после учебы и предпочитают работать неполный рабочий день. По состоянию на 2007 год около 920 000 мужчин халявщики, молодые люди работают исключительно на условиях неполного рабочего дня. [5] Уровень безработицы среди молодежи достиг пика в 2010 г. и составил 9,47%. [6] Многим из этих молодых людей также трудно выйти замуж, потому что работа и брак в Японии настолько взаимосвязаны. Многие женщины отказываются выходить замуж за мужчин, у которых нет постоянной работы, поскольку стабильная работа рассматривается как признак зрелости, а представления о господствующей мужественности навязывают идею о том, что мужчины должны быть кормильцами семьи. Представление о свободолюбивых как амбициозных, безответственных и не-мужественных людях соответствует многим характеристикам, присущим травоядным мужчинам, причем обе группы часто выступают в качестве козлов отпущения за экономический спад Японии. [5]
Возможные эффекты
Япония записала субзамещающая фертильность скорость всего 1,42 общая фертильность в 2014 году по сравнению с 1,84 в середине 1980-х годов. [12] Многие винят в этом резком падении рост числа травоядных мужчин в Японии. Снижение рождаемости объясняется нежеланием мужчин-травоядных жениться. [11] Население Японии начал снижаться в 2011 году. [13] В 2014 году население Японии оценивалось в 127 миллионов человек; ожидается, что эта цифра сократится до 107 миллионов (16%) к 2040 году и до 97 миллионов (24%) к 2050 году, если текущая демографическая тенденция сохранится. [14]
В СМИ
Одинокая леди (お 一 人 様, Ohitorisama) был теледрамой, транслировавшейся в 2009 году, в которой основное внимание уделялось отношениям между травоядным мужчиной и его коллегой, которые в конечном итоге делят квартиру. Шиничи, травоядный мужчина, изображается как полная противоположность традиционному «мужественному» мужчине, которому не хватает амбиций в работе, опыта отношений и намерения поддерживать отношения, которые связаны с мужественностью. Драма была относительно популярной и имела рейтинг аудитории 9,45%. [16] В последнее время травоядные мужчины стали более заметными в японской культуре, и это явление было представлено в средствах массовой информации Японии.
«Травоядные мужчины»: глобальный тренд или японская специфика?
Согласно опросу, проведенному брачным агентством «O-net» в 2012 году, 29,6 % японских мужчин в возрасте от 25 до 34 лет сохранили целомудрие
В последнее время в Стране Восходящего солнца появилась новая порода мужчин. Вы, наверное, думаете, что это современные самураи? Нет, ничего подобного! Все как раз наоборот. Речь идет о так называемых «травоядных мужчинах». Прошу не путать с вегетарианцами.
Термин «травоядный мужчина» появился в 2006 году и довольно быстро вошел в обиход. Более того, в 2009 году он вошел в десятку самых модных новых слов года. Так кто же они, эти «травоядные мужчины»?
В основном это молодые ребята, которые хоть и общаются с девушками, но меньше флиртуют с ними и не «охотятся» за противоположным полом, демонстрируя низкий интерес к чувственным желаниям. Интересно, что это отнюдь не представители сексуальных меньшинств, так как «травоядные мужчины» не обязательно равнодушны к другому полу. И это не тот тип мужчин, которых интересуют только виртуальные девушки (анимэ).
«Травоядные» просто считают ту роль, которая традиционно отводилась мужчинам, слишком обременительной для себя. Например, им непонятно, почему мужчина должен первым признаться в любви, брать на себя финансовые расходы во время «конфетно-букетного периода» ухаживания за девушкой и обеспечивать в будущем семью. «Травоядные» совсем не согласны с устоявшимся мнением, что настоящий мужчина должен заниматься сексом, когда сама женщина намекает, что она не против этого.
Интересно, что те, кто заинтересовался этим феноменом и первым начал серьезно анализировать явление, оценили «травоядных» достаточно позитивно. По их мнению, такие мужчины могут наладить хорошие и поистине равные отношения с женщинами, так как они более мягкосердечные, не привязаны к стереотипам маскулинности и придают больше значения развитию внутренних качеств человека. Однако все чаще понятие «травоядный мужчина» ассоциируется с бесхарактерными, инфантильными и хилыми парнями, которые не хотят и совсем не умеют ухаживать за женщинами.
Теперь о преркасном поле. С ростом популярности термина «травоядный мужчина» растет неудовольствие и недоумение среди девушек. Они все чаще жалуются, что парни стали слишком пассивны и не хотят брать на себя инициативу даже во время свидания.
Наверное, такой тип мужчин в Японии был и раньше. Но в течение многих лет это явление не было слишком очевидным. Возможно, потому, что родственники и услужливые японские «апашки» еще могли сосватать стеснительных мужчин.
Есть мнение, что поколение «травоядных» сформировалось в период замедления роста японской экономики, которое продолжается уже почти 20 лет. Многим из них сейчас сложнее найти постоянную работу, чем людям моего поколения и старше – тем, кому за 40 лет. И у большинства молодых людей просто нет возможности щедро тратиться на девушек, а уж тем более содержать домохозяйку.
Кстати, в Казахстане, где я прожила довольно долгое время, мне лично почти никогда не встречались «травоядные мужчины». Может быть, потому, что здесь всегда больше любят «мясо», чем «траву». Или же скрытые «травоядные» опасаются открыто заявлять о себе в обществе, где доминируют классические представления о роли мужчин и женщин. Интересно, что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?
Об авторе
Нацуко Ока родилась в Токио. Выросла в маленьком городе Чино, в префектуре Нагано. В 1987 году поступила в Токийский университет на отделение русской культуры. С октября 1990-го по июль 1991 года проходила стажировку в МГПУ (Московский государственный педагогический университет). В 1992-м поступила в магистратуру Токийского университета (Graduate School of Arts and Sciences). С 1994 года работает научным сотрудником Института развивающихся экономик при JETRO (Японская организация содействия развитию внешней торговли). В 2008 году получила научную степень PhD в университете британского города Лидс по специальности «политолог». Впервые побывала в Казахстане в декабре 1990 года. С мая 1999 года по март 2000-го, затем с мая по декабрь 2011-го жила в Алматы, где занималась научными исследованиями. Замужем, имеет сына.
По словам Фукасавы, травоядные мужчины «не лишены романтических отношений, но имеют неуверенное, безразличное отношение к желаниям плоти ».
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Хотя термин «человек-травоядный» не имеет общепринятого определения, есть несколько определяющих характеристик мужчин-травоядных, которые, по-видимому, широко согласуются. Это в значительной степени связано с тем, что черты, связанные с травоядными мужчинами, определяются популярной культурой и средствами массовой информации, а не академическими областями, что демонстрируется контрастом между взглядом на мужественность, который Маки Фукусава намеревался передать при введении этого термина, по сравнению с его текущим значением.
Поскольку границы того, что определяет мужчин-травоядных, неясны, широко цитируемые исследования, такие как исследование, проведенное LifeNet, показали, что в выборке из 1000 не состоящих в браке мужчин и женщин в возрасте от 20 до 30 лет 378 мужчин сообщили, что считают себя «травоядными». Тем не менее, в ходе опроса участникам предлагалось выбрать между тем, считают ли они себя хищными или травоядными, при этом 45,9% респондентов пояснили, что, хотя они явно не называют себя травоядными, они предпочитают его по сравнению с плотоядными. Кроме того, определение LifeNet для «травоядных» было основано на двух определяющих аспектах: общая пассивность в отношении любви и предпочтение держаться при себе, даже если им есть что сказать.
Социальное клеймо
Возможные эффекты
В Японии в 2014 году был зафиксирован субзамещающий коэффициент фертильности всего 1,42 от общей рождаемости по сравнению с 1,84 в середине 1980-х годов. Многие винят в этом резком падении рост числа травоядных мужчин в Японии. Снижение рождаемости объясняется нежеланием мужчин-травоядных жениться.
Население Японии начало сокращаться в 2011 году. В 2014 году население Японии оценивалось в 127 миллионов человек; ожидается, что эта цифра сократится до 107 миллионов (16%) к 2040 году и до 97 миллионов (24%) к 2050 году, если текущая демографическая тенденция сохранится.