Что значит транзитное положение

Что такое транзитные операции?

По итогам 2014 года, чистый отток капитала из России составил более 150 млрд. долларов. Логично, что государство хочет сократить этот поток, поэтому ЦБ начал бороться с наиболее популярными схемами транзита.

Неплохо было бы сначала рассказать о том, что такое «транзит» или «транзитные операции». Этот термин довольно часто употребляется и в прессе, и в различных нормативных актах, и в судебной практике. Несмотря на это, в законодательстве его определение отсутствует. Термин также довольно сложно вывести из судебной практики, так как арбитры рассматривают конкретные ситуации и не дают общего понятия. Отсутствует даже определение признаков, по которым можно понять, что имеет место именно «транзит», а не обычная банковская операция. Сам по себе транзит денег законодательно не запрещен. Нельзя ведь запретить то, чего официально не существует. Проблемы начинаются тогда, когда государство решает, что операция причиняет ему ущерб. В таком случае под транзитом обычно понимают движение средств между организациями, не обусловленное экономическими причинами. Как правило, его цель – аккумулирование денег с целью их дальнейшего использования в каких-либо целях, в том числе, и незаконных (взятки, откаты, уклонение от уплаты налогов, черная зарплата и так далее). Оседают средства на счетах в тех странах, где налоговое законодательство не такое жесткое и внимательное, либо в банках, которые находятся в странах, конфликтующих с Российской Федерацией.

Виды транзита

Видов транзита, наверное, столько же, сколько и получателей транзитных денег. Схемы совершенствуются постоянно. Однако основных вариантов всего три.

Первый – это консалтинг. Самый простой и самый заметный метод. Организация в России перечисляет за рубеж средства за консалтинговые услуги (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, технические и другие). Фиктивность таких сделок за частую слишком очевидна, так как получатели денег, как пра вило, имеют короткий срок существования, не имеют необходимого штата и возможностей для оказания услуг. Да и материальный результат в виде отчета обычно не представляется.

Отсутствует даже определение признаков, по которым можно понять, что имеет место именно «транзит», а не обычная банковская операция.

Второй вариант – закупка оборудования. Организация данного метода сложнее, но доказать факт «транзита» в этом случае также сложнее. Российская компания при таком варианте действительно закупает за рубежом какое-либо оборудование, стоимость которого затем многократно увеличивается за счет большого числа посредников. При этом часть участников цепочки платит налоги в минимальных размерах, а потом прекращает деятельность.

Третий вариант транзита – покупка иностранных ценных бумаг, как фиктивных, так и вполне реальных. Преимущество данного способа заключается в том, что далеко не всегда возможно определить реальную стоимость приобретаемого актива, который, к тому же, можно легко и быстро продать и получить деньги на зарубежный счет или так необходимые наличные средства.

С целью запутать следы и усложнить контроль, большинство сделок совершается через цепочку подставных контрагентов и несколько банков. Транзитная сумма может дробиться, чтобы потом быть аккумулированной на одном или нескольких зарубежных счетах. При этом практикуется так называемый «разрыв цепочки», когда один из участников в случае возникновения претензий просто уплачивает все требуемые налоговой инспекцией суммы, тем самым лишая юридических оснований для обоснования схемы в целом.

Способы контроля

На самом деле какого-либо эффективного механизма контроля нет и, похоже, не предвидится. Иначе схема давно перестала бы существовать. Наиболее действенным способом является аналитика, которая может осуществляться, в том числе, и электронными методами. Есть только одна существенная проблема: к тому моменту, когда схема станет очевидна, деньги окажутся за рубежом. И будет уже поздно.

Именно поэтому теперь акцент будет сделан на превентивные операции. То есть, в очередной раз будет усилен контроль. Такое уже было: 2 марта 2012 года Центробанк принял Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ содержал неисчерпывающий список из порядка сотни признаков, по которым можно было судить, что та или иная операция направлена на отмывание денег или финансирование терроризма. Фактически это означает тот же самый транзит. Положение давало банку право замораживать средства или отказывать в осуществлении конкретной транзакции и даже полностью закрывать счет. Причин для этого было не нужно, достаточно подозрений. При этом банки были освобождены от ответственности.

В случае если транзакция все же привлекла внимание, то надо максимально подробно объяснять ее смысл с представлением соответствующих документов. При этом оперативность ответа имеет существенное значение.

Что еще может придумать ЦБ, пока неясно. Наверняка, в ближайшее время появится новый документ на эту тему, тайный или явный.

Действие Положения № 374-П почувствовали на себе не очень многие компании, но сейчас таких будет явно больше. Давление на банки со стороны государства усиливается, как минимум потому, что их число сокращается, а значит и внимания к каждому становится больше.

Алгоритм будет приблизительно следующим. Банк замораживает транзакцию (или даже счет), посчитав какую-то операцию подозрительной, и направляет письмо клиенту с требованием представить соответствующие пояснения с приложением документов. Содержание пакета бумаг и комплекта пояснений целиком и полностью зависит от фантазии банковских клерков, так как предусмотреть все ситуации ни в одном Положении не получится. Если пояснения будут признаны недостаточными или не поступят вовсе, наиболее вероятной реакцией будет закрытие счета и сообщение о подозрениях кредитного учреждения в государственные органы, что приведет к непредсказуемым для компании последствиям.

Вполне возможно, что государство также создаст дополнительный механизм привлечения банков к ответственности за нарушения, допущенные клиентами, помимо уже существующего отзыва лицензии.

Что с этим делать?

Серьезная проблема российского законодательства заключается в очень существенной «размытости» его формулировок. Поэтому дать четкий алгоритм действий, что именно стоит делать, а чего нет, чтобы избежать проблем, невозможно.

В таких условиях самый действенный способ – не привлекать к себе внимание. Те операции, которые компания совершает с зарубежными партнерами, должны быть близки по своему экономическому смыслу к обычным операциям организации. То есть, если фирма торгует металлом, то приобретение продуктов питания может вызвать вопросы. Стоит также тщательно оформлять документы, в том числе внимательно заполнять поле «назначение платежа». Фразы «по договору», «за товар» и им подобные вызывают сильное раздражение в банках.

Также всегда стоит иметь запасной вариант. Для этого желательно сотрудничать с несколькими банками, не входящими в одну и ту же группу. Также стоит учитывать особые требования некоторых кредитных учреждений к тем или иным операциям.

В случае если транзакция все же привлекла внимание, то надо максимально подробно объяснять ее смысл с представлением соответствующих документов. При этом оперативность ответа имеет существенное значение. При его неполучении банк может привлечь к разрешению ситуации государственные органы. И тогда решить проблему в интересах клиента банка будет значительно сложнее.

Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина-Сибирь», для журнала «Расчет»

Что значит транзитное положение Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>

Источник

Таможенный транзит как таможенная процедура

Таможенный транзит – это особый вид таможенных процедур, которые состоят в оформлении грузов, перемещающихся по таможенной территории одного или нескольких стран ТС транзитом под контролем таможенных структур. Этой процедуре присвоены собственные коды – ЭК80 или ИМ80. Своеобразие процедуры в том, что она не предусматривает взимание таможенных платежей и товары сохраняют статус зарубежных.

Случаи таможенного транзита

Под эту процедуру грузы помещаются в случаях, когда:

груз транспортируется из одной части страны в другую, но морем или через таможенное пространство других стран, которые в ТС не входят;

продукция ТС помещается под таможенную процедуру экспорта или свободной таможенной зоны;

часть маршрута, по которому перевозится иностранная продукция в третьи страны, проходит по территории ТС.

Что значит транзитное положение

Варианты таможенного транзита:

Транспортировка товаров зарубежного производства между таможенными пунктами назначения и убытия.

Перевозка импортных товаров от места прибытия до таможенного поста, расположенного внутри страны.

Перемещение импортных товаров от внутреннего пункта контроля до места убытия.

Транспортировка груза между внутренними таможенными подразделениями.

Перевозка груза морским транспортом или по территории третьих стран, несмотря на то, что местами прибытия и убытия являются таможенные органы ТС.

Документы и подаваемые сведения

Что значит транзитное положение

Процедура таможенного транзита обязательно сопровождается подачей ДТ. Таможенная операция начинается, когда декларация подается по месту прибытия, а завершается, когда груз доставляется до таможенного поста убытия. В ДТ указывается подробная информация о таможенной процедуре, декларанте, ТС, грузе, в том числе:

страны происхождения и назначения;

сведения о льготах и преференциях и другое.

Обратите внимание! Товар должен быть разрешен к ввозу на территорию ТС.

Подавать таможенную декларацию по процедуре таможенного транзита имеет право любой участник ВЭД, т.е. юридические и физические лица, ИП, владелец груза, экспедитор, таможенный брокер, представитель транспортной компании и некоторые другие.

После принятия документов ДТ присваивается номер, который проставляется в правом верхнем углу.

Особенности таможенного оформления по ТК ЕАЭС

По закону грузы, которые помещаются под процедуру таможенного транзита, освобождаются от уплаты налогов, акцизов и таможенных пошлин любого вида. Но обеспечение этих платежей вносить все-таки нужно. Расчет суммы выполняется как для процедуры импорт 40, т.е. выпуска для внутреннего потребления, причем по максимальным ставкам и максимальной таможенной стоимости товаров. Внесение обеспечения является своего рода гарантией доставки товара в пункт убытия. Случаи, когда обеспечение не вносится, указаны в ст. 146 ТН ЕАЭС.

Должны соблюдаться запреты и ограничения за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Что значит транзитное положение

Товары под процедурой таможенного транзита могут перемещаться только транспортными средствами, допущенными к международным перевозкам. Это подтверждается специальным свидетельством. Что в свою очередь подразумевает соответствие транспортных средств требованиям ТК ЕАЭС и соблюдение правил международной перевозки грузов. В частности при перемещении товаров наземными видами транспорта грузовой отсек транспортного средства следует опечатать или опломбировать. Данное требование не касается воздушных и морских судов, а также тех случаев, когда:

перевозятся живые животные;

перемещаются почтовые отправления в спецконтейнерах или мешках;

перевозка выполняется по территории государств, не входящих в состав ТС;

товары, помещаемые под процедуру таможенного транзита перевозятся в одном грузовом отсеке с товарами, которые под эту процедуру не помещаются.

Обязанности декларанта при заявленной процедуре таможенного транзита:

Зарегистрировать ДТ и сопроводить ее пакетом документов, подтверждающих указанные сведения.

Обеспечить соблюдение запретов и правил, установленных ТК ЕАЭС.

Предоставить таможенным органам возможность идентификации товара и его досмотра.

Предоставить сертификат обеспечения.

Обратите внимание! Таможенный инспектор может принять решение о необходимости таможенного сопровождения.

Что значит транзитное положение

Помещая товары под данную таможенную процедуру, инспектор определяется сроки, учитывая вид транспорта и особенности маршрута, а также место доставки товаров. По заявлению декларанта сроки могут быть продлены. Но максимальный срок установлен законодательно: не более 1 месяца на 2 тыс. км. Местом доставки товаров является ЗТК, относящаяся к таможенному органу назначения. Место доставки товаров можно изменить, в том числе в ходе процедуры таможенного транзита, если оно расположено в зоне деятельности того же самого таможенного органа назначения.

Ограничения

Некоторые товары под таможенную процедуру таможенного транзита не помещаются:

Если самолет, на котором транспортируются грузы, совершает вынужденную посадку на территории одного из государств ЕС (грузы все время остаются на борту самолета).

Если местом прибытия и убытия товаров определен один и тот же приграничный таможенный пост, т.е. товары не покидают зону таможенного контроля.

Если это товары, перемещаемые по линиям электропередач.

Если ранее существовало деление на транзитное перемещение между внутренними таможнями и международный транзит, т.е. с перемещением товаров через границы транзитного государства, то сейчас это разделение упразднено.

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.

Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.

Источник

Процедура таможенного транзита применяется в большинстве случаев для иностранных товаров, которые прибывают в приграничную таможню, а для дальнейшего оформления следуют во внутреннюю таможню, а также для грузов, перемещаемых внутри страны между внутренними таможнями или следующих транзитом по территории ЕАЭС. Применяется также при вывозе некоторых групп товаров.

Условиями, необходимыми для помещения товаров под процедуру таможенного транзита, являются: обеспечение оплаты платежей, идентификация перемещаемых товаров, соблюдение ограничений и запретов на ввоз или вывоз. Транспортное средство, которое осуществляет перевозку, также должно соответствовать требованиям: иметь техническую возможность для наложения пломбы на грузовой отсек, не иметь повреждений тента и скрытых мест для хранения.

При открытии процедуры необходимо предоставить в таможню транзитную декларацию или другой документ её заменяющий (книжку МДП (Carnet TIR), товаротранспортную накладную и прочие).

Таможенный орган при отправлении определяет срок транзита, обязанность соблюдать который несёт перевозчик. Предельный срок определяется инспектором из расчёта две тысячи километров за один месяц (не менее семи дней для ж/д транспорта), при этом учитывается реальное расстояние и прочие обстоятельства.

Во время следования к месту доставки с разрешения таможни возможна перегрузка товара и другие грузовые операции.

Действие процедуры таможенного транзита завершается при прибытии перевозчика в зону контроля таможни, указанной в транзитной декларации.

В течение восьми последующих часов декларант или перевозчик должны совершить с грузом следующие действия: поместить его на склад временного хранения либо задекларировать.

Источник

Как россиянину лететь транзитом через закрытые страны?

Авиакомпании продают билеты в открытые для туристов страны с пересадками в Польше, Австрии и других государствах. Но эти транзитные страны для туристов из России закрыты. Посадят ли на такой рейс, если нет уважительной причины?

Туристам из РФ разрешают транзит, но запрещают въезд Австрия, Венгрия, Латвия, Германия, Польша, Сингапур, Катар. В статье я расскажу, какие документы понадобятся, чтобы лететь через эти государства, и на что вообще обратить внимание, чтобы вас не сняли с рейса прямо в аэропорту.

Что важно проверить перед покупкой билетов

Разрешена ли пересадка. У каждой страны свои требования. Авиакомпании могут продавать билеты на рейсы, которые заведомо не подходят для туристов. Они не в курсе, есть ли у вас разрешение на полет в эту страну, и предполагают, что если вы берете билет, то знаете, что делаете.

Например, в некоторых агрегаторах в начале июня можно было найти множество билетов с пересадкой в Турции, хотя авиасообщение с этой страной официально ограничили и возобновили только 22 июня. Купить билет Pegasus Airlines можно было, а вот на самолет туриста бы не посадили. Я звонила на горячую линию авиакомпании — там советовали брать билеты с вылетом не раньше 1 июля, но только на официальном сайте. Меня уверили, что если бы авиасообщение не восстановили, такой билет можно было бы вернуть.

Нужна ли виза. Некоторые страны ЕС разрешают пересадку без визы, в других она обязательна. Если летите больше чем с одной пересадкой, проверяйте, нет ли ограничений по количеству пересадок или их суммарной продолжительности. Например, в Нидерландах транзит разрешен, только если на пути не более одной пересадки в странах Шенгенского соглашения.

Одна моя знакомая пыталась улететь из Марокко и дважды попала в неприятную ситуацию. Сначала она взяла билет до Москвы с двумя пересадками: во Франции и Нидерландах. Но на рейс ее не посадили, потому что при двух пересадках требовался шенген. Билет был авиакомпании KLM. Знакомая тут же позвонила в поддержку и объяснила, что не может улететь. Ей повезло: билет был возвратный, поэтому авиакомпания вернула деньги.

Потом она решила полететь в Анталью и снова взяла билеты с двумя пересадками — теперь в Лионе и Стамбуле. И снова история повторилась: на стойке ее развернули, потому что в Лионе нет специального терминала для безвизовых транзитных пассажиров. Билеты она искала в агрегаторе с фильтром «без визы», поэтому деньги снова удалось вернуть. Для этого она написала в поддержку агрегатора и приложила скриншот, где у билета стоял фильтр «без визы».

Какая ситуация в аэропорту. Это необязательный пункт, но иногда лучше об этом знать. Например, я летела через Австрию и не подозревала, что почти все кафе в аэропорту будут закрыты. Если бы я знала об этом заранее, то плотнее поела бы перед вылетом из Москвы или заказала еду в самолете. Еще в моем терминале не оказалось бизнес-зала, в котором я планировала отдохнуть во время длинной пересадки.

Источник

Когда оформляется транзитная декларация

Что это такое

Стандартная форма отчетности предусмотрена к заполнению при перемещении товаров под таможенную процедуру транзита. Простыми словами, когда товары, перемещаемые через государственные границы, не подпадают под нормы таможенного регулирования. Для транзитной продукции не предусмотрено обложение пошлинами и налогами.

Поместить товар под транзитную процедуру без оформленной сопроводительной отчетности нельзя. Что такое транзитная декларация — это обязательный отчет для транзитных операций с товарами, перемещаемыми через государственные границы.

Под транзитную процедуру подпадает не вся иностранная продукция, а только та, что перевозится от одного таможенного органа в месте прибытия до места отправления либо до внутреннего таможенного отдела ( ст. 215 ТК ТС ). Повторимся: для чего нужна транзитная декларация — чтобы освободить транзитные грузы от норм таможенного регулирования.

Виды декларации

Для формы T1 декларации предусмотрены два вида:

Возможен и третий вариант оформления отчета. Он используется крайне редко. Допускается только при условии, что в отчетности отражена вся необходимая информация для оформления процедуры.

Если сведений в отчетности недостаточно, декларант обязан подать подтверждающие бумаги и справки, которые отражают достоверную и полную информацию о транзитной продукции. Если этого не сделать, товар будет помещен под меры таможенного регулирования. То есть обложен пошлинами и налогами.

В каких случаях заполняется

Транзитный декларационный отчет заполняется для сопровождения грузов, путь перемещения которых предусматривает пересечение Европейского союза. Примеры:

Это лишь основные случаи, когда оформляется экспортная транзитная декларация. Форму Т1 придется заполнить и экспортерам из России. Например, когда российские товары поступают в страну Евросоюза. Допустим, во Францию или Германию. Декларацию составляют на основании инвойса, доверенности и упаковочного листа. Документ формируют перед пересечением первой приграничной страны Европейского союза. Бумага сопровождает российские товары до места назначения.

Кто заполняет Т1

Ответственным за оформление документации выступает поставщик. Декларантом или лицом, кто оформляет транзитную декларацию, может выступать уполномоченный представитель поставщика. Для поверенного обязательно наличие действующей доверенности, свидетельств, лицензий и прочих разрешительных бумаг.

Бланк и порядок заполнения

Унифицированная декларация Т1 закреплена решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *