Что значит трансграничная передача
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных. Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
11. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О персональных данных» и Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст. 1110; N 43, ст. 4919; 2011, N 4, ст. 572; 2014, N 27, ст. 3754; N 30 (ч. II), ст. 4286; 2015, N 21, ст. 3092).
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
14. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ.
15. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право на:
7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
9. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
10. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:
2.13. Трансграничная передача персональных данных лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2.1 Правил, производится при осуществлении таможенными органами, организациями международной деятельности в установленном порядке при условии получения письменного согласия указанных лиц на обработку персональных данных, если иное не установлено статьей 12 Федерального закона «О персональных данных».
Что значит трансграничная передача
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Трансграничная передача персональных данных это: определение понятия и его правовая основа
Трансграничная передача персональных данных – это весьма непростая процедура, в которой участвуют два государства в целях пересылки определенной информации гражданина одной из стран. Несмотря на то, что в России на федеральном уровне существует несколько законов, оговаривающих принципы проведения трансграничной передачи данных, на практике этот процесс сталкивается с неизбежными трудностями. Основной проблемой является обеспечение полной защиты передаваемых сведений, от которой может зависеть не только благополучие субъекта ТППД, но и всего государства, от которого исходит сообщение. О том, как происходит трансграничная передача персональных данных и какие ограничения она предполагает рассказываем далее.
Трансграничная передача персональных данных
Что такое трансграничная передача данных
Под трансграничной передачей персональных данных (далее по тексту ТППД) подразумевается процесс пересылки определенной информации за пределы Российской Федерации в одно из иностранных государств. Пересылка осуществляется операторами и предназначается органам власти, физлицу или юрлицу соответствующей страны.
Наиболее полную информацию о ТППД можно подчерпнуть из третьей статьи ФЗ, посвященной персональным данным и способам их существования в информационном пространстве. Также ТППД затрагивается и сто пятьдесят вторым ФЗ, в котором содержится еще одно определение данного явления.
3 статья ФЗ О персональных данных
Ограничения
Государство имеет право наложить запрет на передачу ПД через границу страны в тех случаях, когда утечка данных будет грозить следующими опасными последствиями:
Передача персональных данных через государственные границы сопряжена с рядом опасностей
Во всех прочих ситуациях законодательством не предусматриваются никакие запреты на пересылки ПД. При этом пересылка эта может адресоваться только тем странам, которые способны обеспечить защиту прав граждан РФ. К безопасным в отношении передачи данных странам являются те государства, которые считаются сторонами Конвенции или же государства, указанные в специальном перечне, составленном с помощью Роскомнадзора.
Передача данных небезопасным странам
Если же говорить о странах, на которые требования Конвенции не распространяются, то они также могут участвовать в ТППД. Однако для того, чтобы осуществить передачу сведений стране, которая не гарантирует безопасность участникам ТППД, потребуется учесть несколько обязательных пунктов:
При передаче данных в небезопасную страну потребуется предварительное заключение договора
Из всех вышеуказанных пунктов можно сделать вывод о том, что ТППД возможна и при участии стран, не гарантирующих безопасность субъекту передачи данных. Для этого потребуется наличие предварительной договоренности или задокументированного согласия лица, чья сведения будут переданы.
Для стран, гарантирующих субъекту ТППД защиту его прав, подобные соглашения не требуются. Однако в целях безопасности оператор, отвечающих за пересылку сведений должен заблаговременно сообщить субъекту ПД о том, что его данные будут переданы за пределы РФ. При оповещении субъекта учитываются три опорных пункта:
При передаче персональных данных лица, само это лицо должно быть в обязательном порядке оповещено о процедуре
Порядок трансграничной передачи данных
Трансграничная отправка данных является непростой процедурой, предполагающей целый ряд формальных действий, обязательных к исполнению. Для того, чтобы она была осуществлена на законных основаниях, требуются определенные условия.
Таблица 1. Трансграничная передача данных поэтапно
Этап | Описание |
---|---|
Уведомление Роскомнадзора | Перед отправкой информации в Роскомнадзор отправляется уведомление |
Информирование субъекта ТППД | Субъект должен быть осведомлен в том зачем пересылаются его данное и каков их объем |
Составление оператором нормативных документов | В нормативных документах должна подтверждаться законность проводимой процедуры со ссылкой на соответствующие законы |
Заключение договора с организацией-получателем исходных данных | С посредником оговариваются способы передачи данных и степень их защищенности |
Обеспечение должной защиты канала | Канал, по которому произойдет отправка информации, обязан быть зашифрованным |
О каждом из упомянутых условий мы и поговорим в данном разделе.
Уведомление Роскомнадзора
Роскомнадзор должен быть первой инстанцией, которая будет поставлена в известность о планирующейся трансграничной передаче данных. Для того, чтобы проинформировать Роскомнадзор потребуется:
Роскомнадзор должен быть оповещен о предстоящей передаче персональных данных за пределы РФ
Информирование субъекта ТППД
Как уже говорилось, субъект ТППД должен быть оповещен о планирующейся операции еще до того, как она произойдет. Эта информация должна быть зафиксирована в следующих документах:
В договоре, который адресуется обладателю персональных данных указываются цели трансграничной передачи
Составление нормативных документов
Внутренние нормативные документы, составляемые оператором, осуществляющим передачу данных, должны включать в себя следующие детали:
О том, что такое криптографическая защита информации и какие методы она применяет можно прочесть ниже.
Криптографические методы защиты данных
Заключение договора с посредником
Договор с посредником, отвечающим за передачу персональных данных, в обязательном порядке состоит из таких пунктов, как:
Компания-посредник должна обеспечить полную безопасность передаваемых данных в силу своих возможностей
Защита канала
Под защитой канала понимается предотвращение всех случайных или злонамеренных попыток получить доступ к охраняемой информации. Особого внимания требует передача данных, осуществляющаяся посредством интернета – в таких ситуациях операторы обязаны использовать специальные способы шифровки сведений.
Иногда допускается практикование средств криптографической защиты, не прошедших необходимую по закону сертификацию ввиду:
Конвенция 108 EST оговаривает особенности охраны персональных данных
Нововведения
Отдельного внимания заслуживают изменения, которые были внесены Федеральным законом 242 пятилетней давности, дополняющий 152 закон. 242 ФЗ, прежде всего, специализируется на области информационно-коммуникационных сетей, в связи с чем добавляет к уже существующему закону важный пункт. Дополнение это заключается в том, что отныне на операторов возлагаются следующие задачи:
Также данный закон предусматривает получение ПД россиян при помощи баз данных, располагающихся на территории данной страны.
Несмотря на то, что 152 закону удается прояснить некоторые детали, в свое время он породил бурные обсуждения, после которых многие вопросы остаются без ответа и по сей день. Среди таких дискуссионных моментов значатся следующие:
На данный момент продолжаются активные обсуждения вопроса о том, как обеспечить безопасную трансграничную передачу данных
В связи с всеобщим недовольством 242 статьей, члены Государственной Думы уже рассматривали возможные поправки и законопроекты, которые смогли бы внести ясность в сложившуюся противоречивую ситуацию. Однако на данный момент у властей нет исчерпывающих ответов на вопрос о том, каким образом будут хранится и подвергаться обработке персональные данные россиян.
Весьма закономерно, что упомянутые сложности поведут за собой неизбежное увеличение издержек для операторов, чьи базы данных находятся за пределами России. Стараясь усилить охрану персональных данных россиян, законодатели тем самым неизбежно сужают возможности ее использования и передачи. В связи с этим многие специалисты советуют операторам переносить свои базы данных на территорию России.
Видео: Что такое персональные данные
Особенности трансграничной передачи персональных данных: регламент отправки, документы и безопасность
Информация является важнейшей основой современных экономики и бизнеса. Всё больше экспертов полагают, что объёмы цифровой торговли и потоков трансграничных сведений будут расти быстрее, чем общие темпы глобальной торговли.
Однако всё больше государств вводят барьеры, которые делают процесс отправки более дорогостоящим и трудоёмким. Некоторые из них обосновывают своё решение защитой конфиденциальности данных и кибербезопасности.
Тем не менее, сегодня очевидно, что невозможно полностью оставить распространение информации через границы государств, но нужен баланс между свободным перемещением и безопасностью личных сведений.
Что это такое?
В российском законодательстве под этим явлением понимается передача персональных данных иностранному государству, иностранному государственному агентству, гражданину иностранного государства или иностранному юридическому лицу. Такое определение прописано в статье 3 редакции 2017 года Федерального Закона “О Персональных данных” от 27.07.2006.
Регламент отправки
Касательно регламента отправки, в случае необходимости трансграничной передачи персональных данных за пределы границы РФ любое лицо, выполняющее обработку такой информации, должно удостовериться, что права и интересы субъекта будут соблюдены в достаточной мере, то есть необходимо его согласие. Все страны, которые подписали Страсбургскую Конвенцию считаются способными обеспечивать достаточную защиту прав и интересов субъекта.
Также существует официальный список, принятый Роскомнадзором, стран, которые тоже удовлетворяют требованиям защиты информации при переводе через границу. В частности, туда входят:
Согласно закону “О Персональных данных” передача сведений через границу может быть запрещена по причине:
В то же время, трансграничная передача персональных данных в страны, которые не способны обеспечить достаточную защиту такой информации, разрешена только в нескольких случаях:
Пошаговая инструкция
Таким образом, для того, чтобы осуществить перевод конфиденциальных сведений в другую страну необходимо:
Как обеспечить безопасность?
Для надежной отправки данных необходимо провести защиту каналов передачи персональной информации. Если же эта операция производится через Интернет или через другие незащищённые каналы, то рекомендуется использовать средства шифрования.
Какие документы сопровождают процедуру?
Ответственность за незаконные действия
Если же об использовании конфиденциальных сведений не будет сообщено в Роскомнадзор, то это будет считаться незаконным переводом информации в другую страну. Это является нарушением статьи 19.7 Административного Законодательства РФ, что соответствует наказанию в размере 5 тысяч рублей. Если уведомление Роскомнадзора будут совершено после того, как персональные будут обработаны, то это будет таким же правонарушением.
Оформление согласия
Правила заполнения этого документа описаны в Федеральном Законе № 152. Его содержание является достаточно произвольным, однако нужно помнить о необходимых элементах заявления:
Также в части 1 статье 9 Закона № 152 описаны критерии, которым должен соответствовать документ о согласии. Главными же из них являются добровольное заполнение заявление и присутствие необходимых элементов в нём.
Общепринятой же формы заполнения не существует, поэтому придется сделать это самостоятельно или при помощи соответствующих служб.
В заключение можно сказать, что законодательство в сфере защиты персональных данных само по себе является в существенном усовершенствование, так как это довольно молодая сфера. Осуществление передачи персональных данных трансграничным способом и перевод подобных данных в другую страну является ещё более сложным явлением, так как зачастую необходимо учитывать законы несколько государств и международных организаций.