Что значит традиции человеческого общежития
§ 1. Иерархия норм общежития людей
§ 1. Иерархия норм общежития людей
Нормы права не провисают в обществе, они венчают пирамиду, основание которой представлено архаичными первоначалами «табу», запретами, принципом талиона.
За архаичными первоначалами следуют религиозные нормы, которые являются откровением Бога, имеют безапелляционный характер требований и запретов; предписывают определенное состояние души и внешнего поведения; предполагают «суд Божий» в качестве санкции; распространяются только на тех, кто исповедует данную веру.
Религиозные нормы сменяются нравственными нормами, в основе которых лежат общечеловеческие ценности, и где доминирует принцип «часть равнозначна целому». Человек не «винтик» общества, а автономный субъект суверенной воли, принимающий решения и берущий всю меру ответственности за последствия. Среди этих ценностей особое место занимают альтруизм, солидарность, справедливость, мера.
Следующий уровень представлен нормами морали, которые от нравственных отличаются корпоративным характером. Ее субъекты осознают свою принадлежность к сообществу, где доминирует принцип «Целое важнее частей». Нормы морали работают в пределах корпорации, содружества, сообщества, общества. Они требуют, чтобы субъект согласовывал линию поведения с поведенческими стереотипами данной общности людей. Психологическим гарантом этих норм является стыд, как боязнь всеобщего осуждения.
Правовые нормы вершат пирамиду, обеспечивая преемственность всех представленных уровней от архаического до идеологического. Они призваны защищать индивида, общество, государство, от любых форм произвола и насилия. Правовые нормы призваны разрешать социальные коллизии.
В нормах права доминирует волевое начало и пафос долженствования. Каждая норма складывается из гипотезы (условий, при которых действует норма); диспозиции (правил должного поведения) и санкции (мер воздействия для тех, кто не принимает норму).
Как формы должного, правовые нормы представлены общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание включает обыденное, официальное и теоретическое.
? Обыденное – это представление людей о принципах права, о юридических законах, о системе судопроизводства, о мере справедливости;
? Официальное – это сумма нормативных предписаний, исходящих от верховной власти и требующих надлежащего поведения граждан.
? Теоретическое – это сумма доктрин рационального обоснования существующих правовых требований.
На уровне теоретического правосознания сложились два направления: естественное право и позитивное право.
Естественное право (jus naturale) исходит из положения, что нормы права опираются на общечеловеческие ценности и обладают абсолютным долженствованием. Они укоренены в миропорядке и человеческой природе. Их источником является гармония мироздания. Характер их безусловный и предоставлены человеку фактом его рождения. Это право на жизнь, общение, собственность, свободное волеизъявление и так далее. Субъектом естественного права выступает физическое лицо.
Позитивное (положительное) право (jus civile) – это продукт цивилизации, ориентированный на обеспечение правопорядка. Субъектом права выступают государство и юридические лица. Его нормы носят относительный и локальный характер. Они меняются в историческом времени и социальном пространстве.
Естественное и позитивное право не исключают друг друга, а взаимодополняют.
Что касается правосознания то оно предполагает:
— понимание субъектом необходимости социального порядка;
— уверенности в способности права обеспечить этот порядок;
— уважение к авторитету власти;
— чувство ответственности за свое поведение;
— наличие воли противостоять искушению, стать на путь правонарушений.
Стабильный порядок обеспечивается не страхом, а механизмом инверсии внешней необходимости во внутреннее побуждение.
Право, в котором выражена воля цивилизационного сообщества к самосохранению, защищает, упорядочивает и регулирует внутреннюю жизнь людей. Оно обеспечивает не только обязательства граждан, но и их права, отстаивая интересы государства и личности.
Право прочерчивает демаркационную линию, определяющую цивилизованность и варварство, свободу и произвол, должное и недопустимое.
Эта граница обозначена в юридических текстах. Нормы права имеют двойную направленность.
Во-первых, они заставляют людей адаптировать требования социальной системы; во-вторых, они блокируют ту активность, которая носит деструктивный характер.
Право ведет по пути законопослушного поведения тех, чьи ориентиры не противоречат нормам общежития, тащит тех, кто сопротивляется и наказывает тех, кто подрывает устои социального порядка.
Правовая воля облекается в законы и обеспечивается принуждением. Способность права защищать и укреплять порядок является условием его дееспособности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава II. Развитие фетишизма норм
Глава II. Развитие фетишизма норм XVОсновной и первоначальной из нормативных форм является обычай. В своем элементарном виде он был не чем иным, как техническим правилом социального поведения людей. — Чтобы община могла побеждать врагов, для этого надо всем воинам в
§ 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ
§ 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы, начиная от первичных инстинктивно-эгоистических побуждений и кончая утонченными духовными запросами, заставляют человека
§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ
§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ После всего сказанного нетрудно понять, каковы основные формы человеческого общежития.Для того, чтобы состоялось общение, люди должны иметь возможность воспринимать друг друга: слышать живое слово или, по крайней мере, прочитать его в записи, видеть
§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или
§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к
§ 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ
§ 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы, начиная от первичных инстинктивно-эгоистических побуждений и кончая утонченными духовными запросами, заставляют человека
§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ
§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ После всего сказанного нетрудно понять, каковы основные формы человеческого общежития.Для того, чтобы состоялось общение, люди должны иметь возможность воспринимать друг друга: слышать живое слово или, по крайней мере, прочитать его в записи, видеть
§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или
§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к
12. Дуализм фактов и норм
12. Дуализм фактов и норм В настоящей моей книге я говорил о дуализме фактов и решений и отмечал, следуя Л. Дж. Расселу (см. прим. 5 (3) к гл. 5), что этот дуализм можно описать как дуализм предложений (propositions) и предложений-проектов, или рекомендаций
16. Дуализм фактов и норм и идея либерализма
16. Дуализм фактов и норм и идея либерализма По моему глубокому убеждению, учение о дуализме фактов и норм — это одна из основ либеральной традиции. Дело в том, что неотъемлемой частью этой традиции является признание реального существования в
Глава 4. РАЗРУШЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕЖИТИЯ
Глава 4. РАЗРУШЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕЖИТИЯ Круг явлений, охватываемых понятием «угроза», простирается от сиюминутных мелочей до вселенских бедствий. Это может привести к спорам об иерархии и классификации угроз, о причине и следствии, о курице и яйце. Чтобы избежать
3.1. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
3.1. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда — «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные
Что значит традиции человеческого общежития
Общественный порядок, согласно общему принципу эволюции и гетерогонии целей, не остается неизменным, но и не устанавливается произвольно и сознательно. Начинается эта эволюция с самых простых форм общественного устройства и постепенно переходит к более сложным. Простейшие формы общежития отличаются слабой дифференциацией общества, т.е. слабым различием его составных элементов, но в то же время и слабой интеграцией общества, т.е. слабой степенью его сплоченности. Главные различия в составе первобытной орды, как его рисует себе социология, покоятся на естественных различиях ее членов по полу и возрасту и сопровождающих эти различия неодинаковых условий образа жизни и занятий. Простотой отличается и управление такой ордой: наиболее смелый и предприимчивый ее член в силу естественного хода вещей занимает передовое место в походе или на охоте. С другой стороны, и сплоченность такой орды весьма слаба: она легко распадается и члены ее без особых затруднений могут составить отдельные группы. По мере культурного развития усложняется строение человеческого общества, является разница в богатстве, занятиях, общественном положении, вырастают сословные группы. В связи с этим усложняются внутренние отношения между членами общества, меняется и получает более рациональный характер и порядок управления. Общественный строй делается более сплоченным и более устойчивым. Набольшую сложность получает общественный строй и управление в государстве.
Разнообразная деятельность государства, с которой мы ознакомились в предыдущем отделе, в связи с сложностью его внутреннего строения, вызывает с необходимостью возникновение самых разнородных способов для поддержания в нем внутреннего порядка, для урегулирования отношений целого к его частям и частей между собою. Является масса норм различного типа, которые имеют целью определить место каждого индивида в государстве, задачи сложного целого и функции его частей. Но на этом не останавливается процесс социальной эволюции: государства вступают в общение между собою и в этом международном общении также возникает тенденция к прочному упорядочению взаимных отношений на почве общих норм.
Дело в том, что, хотя отдельный индивид и стоит в теснейшей зависимости от окружающей его социальной среды, но он все же не вполне ею поглощается и, чем дальше подвигается культурное развитие, тем в большей мере каждый индивид сознает себя самостоятельной личностью (см. о происхождении индивидуальных различий § 6, I ). Если правильно понимать задачи общественного развития, то в них вовсе не входит подавление этих индивидуальных различий и индивидуальной свободы; напротив, только широкий простор индивидуального творчества может создать живую общественную деятельность. Индивидуальные различия в обществе взаимно пополняют друг друга и придают разнообразие и разносторонность всему процессу социальной эволюции. Но в то же время крайний индивидуализм может оказаться и весьма опасными для общества, взятого как целое. У общества могут быть свои особые задачи, содействовать выполнению которых для отдельных личностей может быть нежелательно, но которые для всего общества, как целого, являются насущными, так что без разрешения их самок существование общества делается проблематичным. В таких случаях общество, как целое, не может войти в конфликт с своими отдельными членами и не принять мер к ограничению их индивидуальной свободы. К этим мерам общество вынуждается простым чувством самосохранения. Таким образом, конфликты неизбежны; интересы личности, взятой в отдельности, и общества, взятого как целое, не всегда совпадают. Но с другой стороны, верно и то, что благосостояние общества зиждется всегда на благосостоянии отдельных личностей.
Но, конечно, не всякая деятельность имеет одинаковую этическую ценность. Первым и необходимым условием является то, что она должна стоять в согласии с социальной природой человека. Отдельный человек не должен преследовать таких целей, при которых делается невозможной жизнь всего общежития, к которому он принадлежит; все социальное целое не должно развивать своей деятельности в направлении, подавляющем личную свободу и самодеятельность.
Понимаемое с этой точки зрения благосостояние сводится к свободной и разумной деятельности социального характера. Благосостояние каждого индивидуума состоит в возможности свободно развивать все его свойства и задатки в гармонии с целями общества. Благосостояние общества состоит в свободном развитии социального целого на почве разнообразия свойств и задатков входящих в его состав людей. Такого рода деятельность есть сама по себе благо, и притом более прочное, нежели все внешние блага. Не в удовлетворенности, а в стремлении к идеалу следует полагать цену жизни. Эта идея составляет канву Гетевского «Фауста» [5] и энергично выражена во многих стихах поэмы, между прочим в одном из заключительных хоров:
Чья жизнь стремлением была,
Человеческое сознание понемногу овладевает этим материалом заложенных в человеческой природе чувств и претворяет в ясную формулу то, что до сих пор было побудительным агентом воли, не вполне освещаясь сознанием.
[1] См. о ней Вундт, очерк психологии (русс. пер.), стр. 361.
Некоторые ключевые понятия темы
Нормативная регламентация социального регулирования — это регулирование общественных отношений путем установления норм — общих правил поведения.
Традиции — это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и т.д.).
Церемония — это последовательность действий, имеющих символическое значение, посвященных празднованию какого-либо события или даты.
Обряд — это правило поведения, заключающееся в символических действиях, глубоко проникающих в психику конкретного человека и преследующих идеологические (воспитательные) цели.
Юридический обряд — это ряд действий, выражающих сущность происходящего, подтверждающих значение факта в праве, переход фактического в правовое, посредством признания обязательности совершения определенных действий для наступления юридических последствий.
Ритуал — это правило поведения, в котором внешняя форма исполнения определенных действий способствует общему настрою на совершение совместной деятельности.
Каноническое (церковное) право — это совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также к жизни верующих.
Религиозные тексты — это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.
Священные книги — это различные письменные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признаваемые государством и обществом в качестве общеобязательных (сейчас — в мусульманском и иудейском праве).
Совесть — это категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; это внутренняя потребность поступать справедливо; это система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.
Деловая этика (этика деловых отношений) — это система универсальных и специфических нравственных требований и норм по-
ведения, реализуемых в профессиональной деятельности (этическая оценка внутренней и внешней политики организации; моральные принципы членов организации; моральный климат в организации; нормы делового этикета).
§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ
После всего сказанного нетрудно понять, каковы основные формы человеческого общежития.
По самому происхождению своему люди связуются кровным родством в семью. Самым простым и типичным составом семьи может считаться троичный состав: отец, мать и ребенок. Однако в действительности этот простейший состав обыкновенно являлся и нередко является и теперь осложненным. Первобытные народы жили не в единобрачии, а в многобрачии. Это, конечно, не нарушало троичного характера семейной ячейки, подсказанного самою природою, но приводило к тому, что порядок совместной жизни складывался более запутанно и сложно. Так, у народов, живших охотою, мать, оставаясь у очага и поддерживая необходимый минимум оседлой жизни, могла иметь и воспитывать детей от разных мужей; обратно этому у индусов и магометан, допускающих многоженство, семья состоит из одного мужа и нескольких жен, нередко с большим количеством детей. Современная наука полагает, что строгое единобрачие сложилось в результате долгого развития человеческих нравов и учреждений.
Тот строй семьи, который с достоверностью отмечен историей, есть строй патриархальный, т. е. основанный на власти отца. В далекие времена, когда охота, торговля и войны постоянно и надолго уводили отца семейства от домашнего очага, власть его, понятно, не могла быть велика и власть матери создавала и поддерживала строй жизни. Но с переходом к земледелию и оседлому труду, с возникновением городов и оседлой жизни власть сосредоточивается в руках отца. В эту эпоху браки совершаются обычно в установленном религиею порядке, и отец получает свою власть как бы от божества. Он является домовладыкой: вся собственность семьи принадлежит ему; над женою и над детьми он имеет право жизни и смерти; он может временно уступить третьему лицу свою власть над сыном и даже продать его в рабство. Домовладыка является в пределах семьи верховным жрецом и судьею: он совершает богослужение и разбирает споры между членами семьи.
Дальнейшее развитие семейного строя идет в двух направлениях: во-первых, все более упрочивается порядок единобрачия; во-вторых, власть отца постепенно ограничивается, вновь начинает признаваться некоторая самостоятельность матери и слагается сознание обязанностей родителей по отношению к детям. Вследствие того, что власть отца не прекращалась со вступлением детей в зрелый возраст, каждая семья, естественно, развивалась в целое гнездо семей, связанных общим происхождением от одного предка и следовательно – кровным родством. Такая разросшаяся семья образовывала род. Род в основном своем составе продолжал единую, совместную жизнь. Он был подчинен единому родоначальнику – патриарху и связан множеством общих интересов и взаимных обязанностей. Род владел землею сообща, под управлением и руководством патриарха; имущество переходило по наследству от родича к родичу; родичи были обязаны помогать друг другу и защищаться сообща от нападений; за убийство родича весь род мстил кровавою местью; род был объединен общим именем, он имел общие религиозные празднества и общее кладбище.
Естественно, что при увеличении рода связь между членами его все более ослабевала и постепенно утрачивалась. Он распадался в свою очередь на несколько самостоятельных родов, отдельные члены которых уже не могли установить свое родство через отдаленного родоначальника. Однако развитие в одном климате, при одинаковых природных условиях, участие предков в совместной жизни и кровное, хотя и отдаленное сродство, – все это оставляло у потомков черты сходства в строении тела и в укладе душевной жизни. Родовая близость уступала место племенному сходству; люди оказывались объединенными в племя. Единоплеменники не только напоминают друг друга цветом волос, или строением головы и лица, или разговорным диалектом; они часто продолжают жить в одной и той же местности, добывают себе пропитание одинаковым трудом, имеют общую религию, одинаковый семейный строй и сходные обычаи. Мало того, племя нередко сохраняет единство управления и суда, но во главе стоит уже не родоначальник, а старейшина, иногда избираемый племенем, иногда передающий власть по наследству своим детям, часто окруженный советом мудрых и опытных мужей.
Дальнейшее развитие идет обычно сразу по двум путям: внутренняя жизнь племени становится все сложнее и разнообразнее, а внешним образом племя несмотря на свой численный рост достигает постепенно большей объединенности. При этом войны между племенами, переселения и торговые сношения нередко перепутывают племена между собою и нарушают чистоту племенной крови. И когда племена разрастаются в целые нации, объединенные в государства, то каждая нация оказывается обыкновенно смешеньем нескольких племен, причем одно из племен нередко преобладает в этом смешении.
В историческом развитии кровно-родовое единение людей постепенно уступает свое место единению, основанному на других началах. Правда, семейный союз не только не исчезает, но получает даже особую самостоятельность, освобождаясь от родового быта; но зато род и племя вытесняются хозяйственными, духовными и правовыми связями.
Люди, объединенные совместною жизнью в одном роде или племени, легко оказываются в различных хозяйственных положениях: специализация в труде делит людей на опытных и неумелых; размеры личных способностей и удача быстро ведут к имущественному неравенству; стремление родителей передать имущество детям упрочивает это неравенство, а жажда наживы обостряет его. Постепенно люди начинают сознавать, что наиболее обеспечен тот, кто владеет орудиями производства, т. е. землей, машинами, а потом фабриками и т. д. Так постепенно общество разделяется в зависимости от хозяйственного положения и хозяйственного интереса отдельных людей на классы; классы с течением времени начинают сознавать общность своих интересов, объединяются и вступают друг с другом в борьбу. Такова, например, борьба крестьян с крупными землевладельцами или фабричных рабочих с фабрикантами и промышленниками. Некоторые ученые пытались даже изобразить всю историю человечества как борьбу различных классов между собою.
Классы не следует смешивать с сословиями. Сословием следует называть группу людей, особливое и самостоятельное положение которой в общей жизни и деятельности признается и поддерживается правовыми нормами. Это особливое положение далеко не всегда состоит в одинаковом имущественном богатстве. Люди делятся на сословия иногда по родовитому происхождению и заслугам предков (напр., потомственные дворяне), иногда по роду занятий (напр., духовенство, купечество, крестьянство), иногда по характеру несомых повинностей (напр., прежнее русское деление на «податные» сословия – крестьяне и мещане, и «неподатные»). Нередко сословия имеют особый суд и особое управление. Иногда деление на сословия оказывается совершенно устаревшим, и тогда отличие сословия от класса становится особенно наглядным.
Наряду с этими широкими делениями совместная жизнь людей непрерывно создает более тесные и специальные группы людей, свободно и добровольно объединяющихся для достижения общих целей. Эти цели могут быть, например, хозяйственными и повести к созданию производительных товариществ, потребительных обществ, обществ взаимного кредита, страховых компаний и т. д. Или же эти цели могут иметь характер духовный; тогда возникают, например, различные ученые общества или общества, стремящиеся усовершенствовать жизнь людей (напр., благотворительные общества, религиозно-нравственные союзы, общества трезвости, кружки для самообразования, издательские группы, спортивные и т. д.). Каждый интерес, присущий нескольким людям, может вызвать к жизни тот или иной союз; а так как каждому человеку присущи самые различные интересы, то нередко бывает так, что один человек участвует в самых различных союзах и обществах. Понятно, что борьба за существование нередко сталкивает интересы отдельных людей и союзов и, может быть, человечество распалось бы на бесконечное множество враждующих между собою ячеек, если бы самые противоположности и столкновения интересов не вызывали к жизни обширные, устойчивые организации людей, именуемые государствами (см. §§ 16–18).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что значит традиции человеческого общежития
Общественный порядок, согласно общему принципу эволюции и гетерогонии целей, не остается неизменным, но и не устанавливается произвольно и сознательно. Начинается эта эволюция с самых простых форм общественного устройства и постепенно переходит к более сложным. Простейшие формы общежития отличаются слабой дифференциацией общества, т.е. слабым различием его составных элементов, но в то же время и слабой интеграцией общества, т.е. слабой степенью его сплоченности. Главные различия в составе первобытной орды, как его рисует себе социология, покоятся на естественных различиях ее членов по полу и возрасту и сопровождающих эти различия неодинаковых условий образа жизни и занятий. Простотой отличается и управление такой ордой: наиболее смелый и предприимчивый ее член в силу естественного хода вещей занимает передовое место в походе или на охоте. С другой стороны, и сплоченность такой орды весьма слаба: она легко распадается и члены ее без особых затруднений могут составить отдельные группы. По мере культурного развития усложняется строение человеческого общества, является разница в богатстве, занятиях, общественном положении, вырастают сословные группы. В связи с этим усложняются внутренние отношения между членами общества, меняется и получает более рациональный характер и порядок управления. Общественный строй делается более сплоченным и более устойчивым. Набольшую сложность получает общественный строй и управление в государстве.
Разнообразная деятельность государства, с которой мы ознакомились в предыдущем отделе, в связи с сложностью его внутреннего строения, вызывает с необходимостью возникновение самых разнородных способов для поддержания в нем внутреннего порядка, для урегулирования отношений целого к его частям и частей между собою. Является масса норм различного типа, которые имеют целью определить место каждого индивида в государстве, задачи сложного целого и функции его частей. Но на этом не останавливается процесс социальной эволюции: государства вступают в общение между собою и в этом международном общении также возникает тенденция к прочному упорядочению взаимных отношений на почве общих норм.
Дело в том, что, хотя отдельный индивид и стоит в теснейшей зависимости от окружающей его социальной среды, но он все же не вполне ею поглощается и, чем дальше подвигается культурное развитие, тем в большей мере каждый индивид сознает себя самостоятельной личностью (см. о происхождении индивидуальных различий § 6, I ). Если правильно понимать задачи общественного развития, то в них вовсе не входит подавление этих индивидуальных различий и индивидуальной свободы; напротив, только широкий простор индивидуального творчества может создать живую общественную деятельность. Индивидуальные различия в обществе взаимно пополняют друг друга и придают разнообразие и разносторонность всему процессу социальной эволюции. Но в то же время крайний индивидуализм может оказаться и весьма опасными для общества, взятого как целое. У общества могут быть свои особые задачи, содействовать выполнению которых для отдельных личностей может быть нежелательно, но которые для всего общества, как целого, являются насущными, так что без разрешения их самок существование общества делается проблематичным. В таких случаях общество, как целое, не может войти в конфликт с своими отдельными членами и не принять мер к ограничению их индивидуальной свободы. К этим мерам общество вынуждается простым чувством самосохранения. Таким образом, конфликты неизбежны; интересы личности, взятой в отдельности, и общества, взятого как целое, не всегда совпадают. Но с другой стороны, верно и то, что благосостояние общества зиждется всегда на благосостоянии отдельных личностей.
Но, конечно, не всякая деятельность имеет одинаковую этическую ценность. Первым и необходимым условием является то, что она должна стоять в согласии с социальной природой человека. Отдельный человек не должен преследовать таких целей, при которых делается невозможной жизнь всего общежития, к которому он принадлежит; все социальное целое не должно развивать своей деятельности в направлении, подавляющем личную свободу и самодеятельность.
Понимаемое с этой точки зрения благосостояние сводится к свободной и разумной деятельности социального характера. Благосостояние каждого индивидуума состоит в возможности свободно развивать все его свойства и задатки в гармонии с целями общества. Благосостояние общества состоит в свободном развитии социального целого на почве разнообразия свойств и задатков входящих в его состав людей. Такого рода деятельность есть сама по себе благо, и притом более прочное, нежели все внешние блага. Не в удовлетворенности, а в стремлении к идеалу следует полагать цену жизни. Эта идея составляет канву Гетевского «Фауста» [5] и энергично выражена во многих стихах поэмы, между прочим в одном из заключительных хоров:
Чья жизнь стремлением была,
Человеческое сознание понемногу овладевает этим материалом заложенных в человеческой природе чувств и претворяет в ясную формулу то, что до сих пор было побудительным агентом воли, не вполне освещаясь сознанием.
[1] См. о ней Вундт, очерк психологии (русс. пер.), стр. 361.