Что значит традишка в рисовании
Что значит традишка в рисовании
Работа для художника ищу иллюстратора дизайнера запись закреплена
ОХ УЖ ЭТА ТЕРМИНОЛОГИЯ)
Традишка (traditional art) – работа, созданная с помощью классических материалов и инструментов: акварель на бумаге, маслом на холсте и т.п.
Дидж, диджитал-арт (digital art) – изображение, созданное в графическом редакторе
Реф, референс (reference) – вспомогательное изображение на основе которого выполняется рисунок.
Туториал (tutorial) – пошаговый урок создания рисунка
Скетч (sketch) – набросок, эскиз
Драфт (draft) – быстрый, неаккуратный набросок.
Лайн (line) – чистовой рисунок, но без заливки и теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над общим проектом.
Реквест (request) – работа, выполненная по бартеру (за рекламу, другую услуги и т.д).
Редизайн (redesign) – изменение или улучшение стиля рисунка.
Редрав (redraw) – копирование своей работы спустя время.
Челлендж (challenge) – соревнования, вызов.
Трейд (trade) – обмен рисунками.
Чар (character), перс – персонажи с готовой биографией.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд (headshot) –рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – рисунок по пояс.
Фулбоди, фул (fullbody) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без контура
Антро, фурри (antro, furry) – животные, похожие на человека.
Ватермарка (watermark) – водяной знак, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого художника или фото.
Как и зачем до сих пор рисуют традишку
Сейчас краски, холсты и бумага воспринимаются как какой-то атавизм. Ну или, на крайняк, милое развлечение, годное разве что для сбора лайков в инстаграме. При этом традишка вполне себе жива, настоящие крутаны работают с ней и не умирают от голода.
Эшли Вуд
Источник: 7174publishing.com
Эшли Вуд — австралийский художник комиксов и иллюстратор. Он пишет маслом, рисует комиксы (причем, масло использует и для них) и крутые концепты. Пожалуй, самый известный его комикс — «Зомби против роботов», но он также рисовал комиксы по мотивам игр Кодзимы, Metal Gear Solid и её продолжения Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (в России выпускались издательством «Комильфо»), и еще много крутых вещей для DC, Image и IDW Publishing.
Источник: 7174publishing.com
Источник: instagram
Зомби против роботов
В коллаборации с группой Die Antwoord Вуд рисовал комикс «F*ck Everyone»
Источник: muzoko.ru
В 2008 году Вуд совместно с гонгконгским производителем игрушек Kim Fung Wong основал компанию ThreeA. Компания просуществовала до 2019 года и выпустила много классного для своих оригинальных линий World War Robot, Popbot, Tomorrow Kings, Adventure Kartel, Isobelle Pascha и лицензионные фигурки для Hasbro’s Transformers, Marvel, DC Comics, 2000 AD и разработчиков видеоигр Bethesda, Valve, Bungie, Konami и 343 Industries.
Источник: line.17qq.com
Источники: ebay и actionfigurepics.com
Джерард Бром
Бром начинал карьеру в двадцать лет как рекламный художник. Через три года он иллюстрировал настольные ролевые игры компании TSR. С тех пор успел поработать в геймдеве, киноиндустрии и комиксах. В последнее время Бром написал и проиллюстрировал несколько романов с потрясающе проработанными вселенными.
Источник: bromart.com
«Закончив образование, я опустился до работы в рекламе — другой в Атланте было не найти. Поначалу я трепетал от восторга просто потому, что зарабатываю своим творчеством, но вскоре осознал: коммерческая реклама губит душу.»
Источник: bromart.com
«Я отправился бы и на обратную сторону Луны, если бы только мог рисовать там монстров полный рабочий день.»
Plucker («Вырывашка» в русском переводе), 2005
На замысел первого романа Брома натолкнули сыновья. Его поражали сложность характеров и иерархии, которые дети приписывали игрушкам. Бром соединил это со своими собственными детскими страхами, и через три года родилась история. Издательства не хотели за нее браться, потому что считалось, что книжки с картинками предназначены для детей, а история «Плюкера» была слишком мрачной. И только Говард Ривз из Abrams, любивший графические романы, решился рискнуть.
Источник: ozon.ru
Иллюстрации к «Плюкеру», артбук «Сердце в тени»
Роза дьявола, 2007
«Эта книга началась с желания изобразить мертвецов на мотоциклах. Изначально она замышлялась как сногсшибательная сага об охотнике за головами, выслеживающем сбежавшие из пекла души по приказанию самого Дьявола, но по пути случилась интересная вещь: герои взбунтовались и написали сказку по-своему» — Бром
Источник: ozon.ru
Иллюстрации к «Розе Дьявола», артбук «Сердце в тени»
Похититель детей, 2009
Источник: ozon.ru
Бром создал свою версию истории Питера Пэна, гораздо более мрачную и тесно связанную с кельтской мифологией. И если «Плюкер» и «Роза Дьявола» были небольшими историями, где иллюстрации и текст дополняли друг друга, то «Похититель детей» стал полноценным романом на 500 страниц.
«Уже взрослым, прочитав «Питера Пэна» Джеймса Барри, я был изумлен его мрачным, зловещим подтекстом. Вот цитата: «Мальчишек на острове бывает то больше, то меньше, смотря по тому, сколько их убивают и всякое такое; когда они подрастают, что противоречит правилам, Питер их немного прореживает; сейчас их было шестеро, и двое из них близнецы, если считать близнецов за двоих». Прореживает? Это как? Убивает? Или отправляет куда-то в другое место? Если да, то куда? Или просто постоянно подвергает ребят таким опасностям, что их ряды всегда нуждаются в пополнении? Один этот абзац навсегда изменил мое представление о безобидном проказнике Питере Пэне, превратив его в гораздо более зловещий персонаж» — Бром
Источник: bromart.com
Крампус, повелитель Йоля, 2013
Источник: ozon.ru
После «Похитителя детей» Бром продолжил работать над объемными романами. Следующей стала Йольская история. Бром тщательно изучил мифологию, прежде чем перенести персонажей в Америку (кстати, в работе над всеми своими книгами, а не только над этой, передайте привет Марвел).
«Несколько лет назад мне подвернулось под руку множество винтажных рождественских открыток с изображениями Крампуса, радостно волокущего в ад целый мешок отчаянно рыдающих детей и с бесовской ухмылкой похлопывающейго по задницам грудастых бабенок. Заинтригованный и восхищенный, я захотел узнать о нем побольше. И вскоре выяснил, что Крампус обладает обширной и красочной историей, уходящей корнями к самым древним языческим зимним празднествам, к традициям Йоля. Вопреки большей части современных мифов, изображающих его рабом Санта-Клауса, на самом-то деле Крампус появился первым, хотя и он, и Санта происходят от одних и тех же йольских корней. Каково же Крампусу теперь, когда он объявлен дьяволом и отвергнут, когда его место узурпировал Санта, а многочисленные традиции Йоля украдены и превращены в рождественские? Из этих размышлений родилась новая сказка» — Бром.
Источник: bromart.com
Потерянные Боги, 2017
Источник: ozon.ru
Это моя самая любимая книга Брома. После прочтения я долго не могла прийти в себя и привыкнуть к тому, что всё, в эту вселенную я уже не погружусь. Автор создал загробный мир, в котором совершенно органично сплетаются все человеческие представления об этом самом мире — всех времен и всех религий. И в этой тщательно продуманной вселенной рассказал захватывающую историю.
Источник: bromart.com
Сиа Оум
Художница-комиксистка из США, работала c DC, Marvel и над своими собственными книгами.
Источник: instagram
Сиа начинала с цифрового рисунка, но сейчас использует маркеры и акварель. В видео рассказывет, что теперь процесс гораздо более приятный)
На ее сайте много интересного про рабочий процесс. Статьи про инструменты и видео-туториалы.
Надеюсь, эти ребята не только меня вдохновят расчехлить акварель, или чем вы там рисовали, пока не пересели в фотошопы.
Что значит традишка в рисовании
Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника
«Возьму комишки на хеды, халфы и фуллы. В традишке и дидж, лайн, безлайн», – такие объявления можно обнаружить в группах начинающих художников. «Не могу разобрать слова, это на эльфийском?», – подумаете вы.
Всё течёт, все изменяется, и вместо привычных нам «графика, гризайль, акварель» в среде художников можно услышать вот такую абракадабру. Чаще всего эти термины используют подростки-самоучки и фрилансеры, но они всё прочнее входят в лексикон и далеких от сферы людей.
С развитием всемирной сети Интернет художники из разных стран объединились на тематических площадках для продвижения, поиска работы и обмена опытом. А так как универсальным языком для общения во всем мире признан английский, не удивительно, что именно оттуда вышло большинство современных профессиональных жаргонизмов. Давайте пройдёмся по самым основным из них.
Начнём с того, что собственно сам художник это артер (arter), а рисунок – арт (art).
Разделение по техникам:
На смену деления работ на живопись, графику и так далее, пришли более обобщённые категории: диджитал и традиционный рисунок.
Традишка (традиционный рисунок, traditional art) – работа, выполненная с помощью традиционных материалов и инструментов: гуашью на бумаге, маслом на холсте и т.д. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное изображение всё равно будет традишкой.
О процессе:
Туториал (tutorial) – пошаговый урок, показывающий, как что-либо нарисовать.
Скетч (sketch) – набросок, эскиз, намётка рисунка со вспомогательными линиями, тренировка поз и мимики персонажей, набивка руки перед чистовым рисунком. Соответственно, скетчбук – альбом или блокнот для набросков.
Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок.
Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей.
Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения.
Лайн (line) – аккуратный чистовой (либо черновой) рисунок, но без цвета и свето-теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения.
Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.
Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую).
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над одним артом.
Реквест (request) – работа, выполненная на заказ бесплатно или в обмен на спасибо, лайки, репосты, рекламу.
Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля.
Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования.
Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile.
Випка (WIP, W.I.P., work in progress) – работа, выкладываемая в процессе её создания, с целью показать сам процесс или попросить совета.
Трейд (trade) – обмен рисунками: ты рисуешь – тебе рисуют в ответ.
ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.
Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера.
О рисунках:
Чар (character), перс – персонажи с собственной биографией, палитрой цветов, именем, характеристиками.
ОС (original character) – оригинальный персонаж художника, тот, которого он сам себе придумал.
Адопт (adoptable, adopt) – способ создания персонажей. Художник придумывает персонажа и выставляет на продажу. Как только покупатель его приобретает, адопт и права на него полностью оказываются в распоряжении купившего.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд ( headshot ) – «летающая» голова, рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – «половина» тела, рисунок «по пояс».
Фулбоди, фул ( fullbody ) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без ободочного контура, в котором объем передан только свето-тенями и цветом.
Антро (antro) – антропоморфные животные, похожие на человека практически во всём.
Фурри (furry) – животные, как правило, обладающие мехом, которым присваиваются человеческие качества в той или иной степени. Кто-то разделяет фурри и антро, кто-то считает, что это одно и то же.
Юч/YCH (your character here) – набросок персонажа, который можно купить или забронировать. Выбранный набросок будет покрашен под вашего персонажа.
Ватермарка (watermark) – сигнатура, клеймо, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого человека для подсказок или указания ошибок. Иногда оверпэйнтом называют обводку, обмазку, обмазон – когда автор размазал, заблюрил (blur – вид обработки в графическом редакторе), исказил фильтрами готовую фотографию и выдаёт за свой рисунок.
И еще много-много странных слов. Как можно заметить, многие из них имеют отношения к продажам или продвижению работ, налаживанию социальных связей между художниками и их поклонниками, зрителями, получению обратной связи. Это также новые веяния в среде художников, дизайнеров и иллюстраторов, подробнее об этом можно прочесть в другой нашей статье.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты
Комментарии
Ну что ж – о практической пользе этой статьи немного упомянуто по касательной в самой статье.
Так вот, миллионы художников со всего мира сидят на англоязычных площадках (так как российских адекватных аналогов практически нет), и общаются. Общение – это способ их учебы. Продвинутые матера выкладывают пресловутые туториалы и випки, делают уроки на ютуб-каналах – зачастую, на английском языке, с использованием этих терминов. Они, рассказывают о приемах, которые используют, делятся со своими подписчиками бесплатными авторскими наработками: кистями, текстурами, шрифтами, распространяя знания. Эти слова, как и многие другие – лишь условное общепринятое средство передачи информации и знаний от людей с разными языками и культурными традициями.
И так было всегда. Достаточно знать историю искусств, чтобы понимать, что подавляющая часть художественных терминов, а также техник и приемов – пришли в нашу культуру извне. В Х-ХІІ веках на художественные традиции Руси сильно влияла Византия, оттуда пришла иконопись. XVII век – засилье европейской культуры. Все слова, которым учат в художественных школах, все эти колориты, палитры, композиции – слова немецкого и французского происхождения. Помогают ли они научиться лучше рисовать, имеют ли практическую пользу? Ну, наверное, да, раз их учат. Перед погружением в какую-то сферу как правило учат базовый категорийный аппарат. И все это было перенесено в русскую культуру в процессе расширения культурных и политических связей, грубо говоря – общения между странами, и затем переработано в некий самобытный продукт русской культуры. Ну а те, кто отрицает очевидное – в России еще предостаточно невырубленной тайги. Можно уйти в лес и там в землянке баловаться лубком, или берестой ))
53 способа рисовать: цифровое или традиционное?
Для того, чтобы начать рисовать, мало бумаги и карандаша. Нужна смелость, желание выразить себя. Причем такое, когда уже не можешь себя сдерживать. «53 новости» знакомят читателей с проектом о художественном творчестве вместе с его ведущей Ольгой Ольской. Наши читатели пройдут путь от замысла произведения до его воплощения в жизнь, познакомятся с трудностями и радостями рисования. И сегодня автор проекта «53 способа рисовать» расскажет о разнице между цифровым и традиционным рисованием.
Сегодня мы поговорим о том, что удобнее: традиционное рисование или цифровое; поймем, в чем их разница и узнаем с чего же лучше начинать.
Когда начинающие только приходят в рисование, перед ними встает выбор прежде всего в материалах, способах и средствах. Во всех предыдущих статьях я говорила о том, что каждый сам должен для себя решить, что же ему больше нравится. Повторюсь и тут. Вы сами должны решить чего хотите. И, прежде всего, отбросить мысль о том, что как только у вас появится планшет, вы тут же начнете творить шедевры. Не начнёте, ведь, всё будет зависеть не от программы, а от ваших навыков.
Перед выбором стоит учесть, что традиционное рисование, или, как говорят в арт-комьюнити, традишка, сама по себе дороже. Впрочем, цифровое рисование, или дидж, при неправильном использовании тоже недёшево.
Для традишки нужны материалы в виде скетчбуков, альбомов, ватманов, карандашей и красок. Более того, эти ресурсы истощаются и приходится регулярно покупать новое. Это я не говорю о том, что хорошие недорогие скетчбуки с подходящей бумагой сейчас днём с огнем не сыщешь. Все свои действительно качественные скетчбуки с бумагой не похожей на уплотненную кальку, я покупала за 700, а то и за 1 000 рублей. И это было пару лет назад. Сейчас они, скорее всего, подорожали. «Но это недорого!» — скажет кто-то. Нет, дорого. Большинство начинающих приходят к нам со школы. Откуда у неработающих школьников такие деньги? Но, всё же, если быть достаточно пронырливым, то отыскать недорогие, но качественные материалы можно. Таким образом я однажды нашла скетчбук с хорошей бумагой, 180 г/м, в одной из торговых сетей за 180 рублей, а замечательные карандаши и гуашь за 150 и 200.
Тем временем, диджитал требует только наличие планшета и программы. Но давайте разберемся. Графический планшет — это не скетчбук. Более-менее пригодный планшет в последний раз я покупала за 14 000 рублей. И я любитель. Если вы собираетесь становиться профессионалом в диджитале, то, со временем, вам придется купить что-то более дорогое. И это что-то будет стоить как полгода обучения в университете. Ну и не забываем, что техника ломается. Но, всё же, она более долговечна, чем те же карандаши.
Для полноценного функционирования планшета, надо скачать и установить драйвера. Учитывайте то, потянет или увидит их ваш компьютер или ноутбук. Далее идёт программа. Программ для рисования очень много. Начинать перечисление можно с того же Пейнта. Да, бесплатная программа, в которой тоже можно рисовать что-то хорошее. Например, вы всегда можете пойти в пиксель-арт. Да и недавно художники приняли челлендж и решили доказать, что эта программа не так плоха, как о ней говорят. Вышло много довольно красивых работ. В общем, программы есть как платные, так и бесплатные. Если поискать, то найти устраивающую именно вас программу можно.
Еще стоит вспомнить о функциональности. Традишка в этом плане очень ограничена, но именно этим свойством она и воспитывает ответственность к своей работе. Если вы поставили не там кляксу или провели линию карандашом в середине работы, это будет довольно сложно замаскировать или исправить. В диджитале вы всегда можете нанести новый слой и закрасить, применить «пластику» в фотошопе, растянуть или уменьшить деталь, поменять композицию или ракурс. Даже сможете полностью поменять концепт. В традиционном рисовании нарисовал криво или не там — стирай и перерисовывай заново. Или вообще закрашивай, если работаешь кроющим материалом. Только кроющий материал при множестве слоёв будет наслаиваться и наслаиваться. И, рано или поздно, добавить следующий слой так, чтобы не смазать все предыдущие просто не получится, если это, например, гуашь. Зато в дидже у вас всегда могут отключить не вовремя свет или вылететь программа.
Значительный минус в рисовании на электронных носителях — практически полное отсутствие мобильности. Если у вас графический планшет и компьютер, вы не выйдете на пленэр. Ноутбук вынести, конечно, проще, но он тоже не очень удобен и имеет свойство разряжаться. Можно воспользоваться таким чудесным устройством, как IPad. Но и ему нужна зарядка. Сейчас пошла мода рисовать на телефонах. Это тоже, конечно, вариант, но, опять же, исключительно на ваше усмотрение. Зато скетчбук всегда можно взять с собой, как акварель и карандаши. Для этого даже существуют походные наборы той же акварели.
Не менее важным пунктом в развитии навыков играет смена материалов. Рутина рано или поздно надоедает и тянет на что-то новенькое. В случае традишки приходится учиться взаимодействовать с новым материалом заново. С нуля. Или развернуть целое поле с экспериментами, применить тот материал, который использовали только одним способом, как-то по-новому. Получить при этом совершенно неожиданный результат. Когда-то лучше, когда-то хуже, но тем не менее. В диджитале можно скачать новые кисти или программу. Научиться рисовать ими или в ней. Сделать рисунок с помощью только одной текстурной кисти. Тоже неплохая перемена.
Не забудем о такой чудеснейшей вещи в этом мире, как эстетика. Традишники, в большинстве своём, любят шорох грифеля по бумаге, расплывающуюся акварель или текстуру мазков кроющих материалов. Не меньше они любят тот момент, когда заходишь в арт-магазин, будто в магазин подарков или волшебную рождественскую лавку. Там столько всего и хочется всё и сразу унести домой. А распаковка новой акварели, например? Будто конфетки разворачиваешь. Точно такой же трепет и от распаковки новых материалов, которые решил опробовать впервые. Можно сидеть, изучать, вертеть в руках, делать осторожные первые касания на бумаге. В общем, да, эстетики в традиционном рисовании на порядок больше. Но достаточно и тех людей, которые в ней не нуждаются.
Хоть и, как многие думают, традишка уходит в прошлое, есть и те, кто не считает диджитал за что-то серьезное. В конце-концов, пиксели не подержишь в руках. И вот, видите ли, хоть традишников и меньшинство, а те, кто рисует на планшете — не художники. За них рисует программа. Это точно такая же ошибка закостенелых умов, как и то мнение, что традишка со временем потеряет свою актуальность и вымрет. Увы, как бы нам этого не хотелось, но в фотошопе нет волшебной кнопки «Сделать красиво». Всё решает только навык человека. Да, такой текстурности, как в традишке, в дидже не добиться. Хотя бы потому, что обычный принтер может распечатать рисунок, но рельеф мазков гуаши он не распечатает.
Но давайте будем честны. Редко кто сейчас запрашивает отправку рисунка по почте. Большинство заказчиков обходятся и обработанным фото традишных рисунков. А это тоже просто пиксели.
Итак. Есть диджитал. С него вполне спокойно можно начинать рисовать. Вовсе необязательно, как считают многие, сначала научиться рисовать на бумаге.
Есть традишка. Говорят, что в ней и картинка не такая яркая, и вообще всё не то. Но в традиционном рисовании есть свои нюансы. И они не менее важные, чем в том же диджитале.
Но, как это обычно и случается, со временем появились те, кто совмещает одно с другим. Например, таким художникам может быть легче нарисовать скетч на бумаге и покрасить его в диджитале. Сейчас это довольно распространенная практика.
В моей собственной деятельности был только один такой момент. Попалась некачественная бумага и слои акварели смывались так, что было невозможно нанести тени. Я добавила их при редактировании в графике.
Ну а что же для вас будет лучше — диджитал или традиш, решайте сами. Начинать можно как с одного, так и с другого. Процесс рисования, прежде всего, должен приносить удовольствие. В конце-концов, вам никто не может запретить совмещать одно с другим. Даже художники, рисующие в традишке, используют фотошоп для редактирования своих работ перед тем, как выложить их в сети.