Что значит товарное авто
Автодилер рассказал, почему лучше поторопиться с покупкой автомобиля
Каждое четвертое продаваемое авто в России к 2035 году будет электрокаром
«Снижение цен вряд ли будет, потому что остается дефицит автомобилей. Проблемы с поставками автомобилей определенных моделей и комплектаций все равно будут, поэтому, если автомобиль нужен сейчас, нужно покупать его именно сейчас», — отметил он.
В свою очередь, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» отметили, что на сегодняшний день автокредиты имеют достаточно выгодные условия. Однако не стоит рассчитывать на особые акции от продавцов не стоит. «Сейчас из-за длительного дефицита покупка автомобиля проходит практически без привычных скидок. Но при этом повышение цен от производителей продолжится далее», — рассказали URA.RU в объединении.
Согласно информации «Эквифакс», в марте сумма выданных автокредитов в России выросла на 27% и достигла рекордных 77,9 миллиардов рублей. Количество ссуд на покупку автомобилей возросло на 19,3% (до 78 тысяч единиц).
Президент ассоциации Владимир Моженков объяснил причины роста числа кредитов. «Ценники стали расти на все автомобили, и люди понимают, что это продолжится», — сказал президент ассоциации корреспонденту URA.RU. Также он связал тенденцию с отложенным спросом во время пандемии и растущим уровнем инфляции. Специалист подчеркнул, что на данный момент условия кредитования достаточно выгодны.
«Сейчас существует мировая тенденция на покупку авто в кредит, — считает партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто. — На долю кредитных автомобилей в США приходится 90%, в Европе больше 80%, в России же этот показатель составляет около 50%». Моржаретто объяснил рост числа таких займов тем, что они позволяют приобрести машину прямо сейчас. «Многие берут кредиты больше, чем могут себе позволить», — объяснил он.
Барыга, нажми на тормоза! Дефицит новых авто неизбежен
Аппетиты официальных дилеров автомобильного рынка хотят ограничить на уровне 10%
Власти России опять взялись за силовое регулирование коллапсирующей экономики. Очередной объект внимания чиновников — торговцы новыми автомобилями. Наценки на машины хотят ограничить на уровне 10%, а в качестве «пряника» правительство обещает вновь запустить программу льготного автокредитования. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и объединение автопроизводителей вроде как договорились с Минпромторгом о снижении наценок на новые авто.
«Мы в процессе организации договоренности между РОАД и объединением автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили 10%. Такая наценка останется выгодной для автодилеров. Норма прибыли автопроизводителей — 5−6%. Считается, что норма наценки у официального дилера на новый автомобиль составляет 7−10%. Это позволяет официальному дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу», — заявил ТАСС некий «источник» в министерстве.
В последнее время СМИ явно намеренно «раздували» скандалы на тему так называемого «дополнительного оборудования», которым официальные дилеры дооснащают авто. Дескать, купить машину в заводской комплектации стало совершенно невозможно. Да, это так, но началось сие уже очень давно.
Более того, приобрести так называемую «базовую комплектацию» той или иной модели — авто с самым скромным мотором и минимальным набором заводских опций — практически невозможно. Уже лет десять как. Подобные версии всегда отсутствуют в наличии, да и заказать их крайне сложно. Теоретически это реально, но на практике — далеко не всегда.
В Европе, бесспорно, местные «официалы» тоже попытаются впарить вам комплектацию подороже, но ни о каком отказе поставить «базу» речи быть даже не может. В противном случае разгневанный покупатель «настучит» в местное представительство компании-производителя плюс подаст в суд. Мало не покажется: и дилерства могут лишить, и за моральный ущерб придётся заплатить, причём астрономическую сумму.
В России суды вообще не принимают иски о моральном ущербе, а если таковой и фигурирует в материалах дела, в лучшем случае выпишут издевательскую тысячу рублей. Да и то не всегда. Добиться лишения дилера официального статуса тоже практически невозможно. Даже если задокументированы факты самых тяжких злоупотреблений и нарушений правил, установленных компанией-производителем, бизнесменам как-то удаётся всё спускать на тормозах. В таких тепличных условиях официальные дилеры творят что хотят.
«Нет, этой комплектации нет и в ближайшее время не будет. Нет, заказы на неё временно не принимаем. Когда будем принимать, не знаю. Мы ничего и никому не обязаны, что там на сайте представительства нас не интересует. Машины есть в наличии, приезжайте. Да, намного дороже. Зато в наличии. И комплектации хорошие плюс дополнительное оборудование, а зимние шины в подарок», — это автор пытался выступить в роли покупателя бюджетного седана французского производства.
Печально отнюдь не это, к такому все давно привыкли. Ровно как и к «разводилову» на дополнительное оборудование. Самое поганое то, что установлено оно через известное место.
«Деньги были, „развели“ меня, конечно, прилично, но большую часть из этого я и так собирался ставить. Вот только как всё установили… Монтировали парктроники — оборвали все клипсы на бамперах, в салоне то же самое, панели теперь стоят криво. Электрика „на соплях“, вместо разъёмов скрутки, даже не заизолированные, всё глючит и отваливается. Камера заднего вида на днях вообще выпала и на проводах болталась. А эти ещё хамят и пытаются „перевести стрелки“, дескать, я сам виноват. Два месяца с ними воюю, уже не рад, что продал прежнюю машину и купил новую, та была ещё не старая, и могла поездить», — жалуется владелец новенького японского кроссовера.
В аналитическом агентстве Gruzdev-analyze посчитали, что в России не хватает более 67 000 автомехаников. И таковые в обозримом будущем не появятся, так как система подготовки технических кадров напрочь уничтожена. Государству это просто не нужно, чиновники озабочены совсем иным, чем — известно каждому.
«Набрать абы кого можно. Можно платить по 120−150 тысяч рублей в месяц. Но способны ли такие кадры действительно отремонтировать автомобиль?» — задаёт риторический вопрос глава агентства Александр Груздев.
Не способны. Те, кто ответственно подходит к своему делу, просто уходит с рынка и меняет сферу деятельности.
«Пришлось закрыться, хотя СТО у меня была неплохая — десять постов, включая два по автоэлектрике. Платил прилично, даже выше рынка, а ряд „дефицитных“ специалистов зарабатывали не меньше, чем я сам. Но „текучка“… Кого-то переманили, кто-то переехал и ему стало неудобно добираться до работы, иные и на пенсию ушли, у меня хватало старых кадров, новых-то нет, особенно такого уровня. И в один прекрасный момент я понял, что фирму придётся закрывать. Пошли рекламации, набранные (на приличные деньги!) механики стали „косячить“, хамить начальству и клиентам. Дескать, мы тут незаменимые. Мне это надоело», — рассказывает бывший владелец автосервиса Сергей.
У официальных дилеров ровно та же самая ситуация, автомехаников просто нет, а уж более-менее грамотный автоэлектрик ныне совершенно ненаучная фантастика. Да и не рвутся действительно качественные специалисты к «официалам», предпочитают работать самостоятельно, а не на «дядю».
Это, так сказать, рыночная ситуация. Расходы на квалифицированный персонал у дилеров растут, иные затраты тоже. И это не только ЖКХ и аренда, если помещение съёмное (чаще своё). Рост ставок по банковским кредитам также не способствует уменьшению маржи с каждого проданного автомобиля, поэтому запретительные меры могут лишь усугубить ситуацию.
Никакой жалости к автобарыгам, простая логика. Да, пока идёт рост продаж, люди пытаются как-то пристроить стремительно дешевеющие рубли. Но в целом покупательная способность населения катится в пропасть, и «официальные» автосалоны, бизнес которых будет «зарегулирован», вскоре уйдут за грань выживания.
Данный процесс усугубляется ещё и тем, что мировые автопроизводители потихоньку покидают наш рынок. Помимо Ford из России уехали Opel и Honda, есть опасения, что процесс продолжится. Более того, оставшиеся (пока!) компании максимально сузили модельные линейки, представленные на российском рынке, что тоже не способствует бизнесу официальных дилеров.
«Автосалоны будут закрываться и перепрофилироваться в „серых“ дилеров, иначе не выжить. Останутся только крупные участники рынка, да и то не все, вспомните недавнюю историю с „Рольфом“. В целом ничего хорошего я не вижу. Хотя, и плохого, наверное, тоже. Уж больно зажрались „официалы“. Да и уровень сервиса падает, а цены на ТО растут. Зайдите на любой форум по любой марке и модели, кроме как ОД (непечатное выражение) иных отзывов вы там не увидите. Но есть и объективные причины, с которыми они никак справиться не могут. Например, „официалы“ не имеют права продавать „неофициальные“ авто», — считает совладелец одной фирмы по торговле машинами.
Много лет россиян приучали к Ford Focus, машина, действительно, неплохая. С Opel Astra та же история. И где они нынче теперь? Понятно где — у «серых» дилеров. Аналогичная история и с теми авто, которые к нам не возят, например, Toyota Land Cruiser J70, Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Nissan Patrol Y61, Chevrolet Silverado, Ford F-250 / 350 Тоже продаются, но не официально.
С обещанной правительством программой льготного (с госсубсидиями) автокредитования всё непросто. Во-первых, по срокам.
«По льготному автокредитованию мы будем принимать решение на границе первого и второго квартала 2022 года. Сейчас мы все средства направляем на стимулирование локализации», — вещает всё тот же самый анонимный «голос» Минпромторга.
В данном случае «голос» несёт чушь. Никакой «локализации» нет и не предвидится. Рассуждения того же самого «источника» про то, что у АвтоВАЗа «все производится здесь» — не меньшая нелепость. Чиновник, видимо, не в курсе, что вся электрика и электроника привозная. И не только. В целом, по выпускаемым в Тольятти авто доля привозных комплектующих не менее 50%, и она постоянно растёт. Конвейер долго простаивал после того, как компания Bosch прекратила поставки своей продукции на завод. Вместо качественной электрики на машины теперь ставят, выражаясь языком автофорумов, «лютый Кетай».
Своей нет — уничтожили. Причём уже путинские ребята. С середины 90-х завод «Квант» производил электронные блоки управления «Январь-4.1». Они и сегодня популярны у автолюбителей, славятся своей надёжностью, простотой и возможностью перепрограммирования. Но в 2008-м предприятие обанкротили, оборудование сдали в чермет, а производственные площади — в аренду под склады.
Это и есть во-вторых. Будут ли отечественные авто, покупку которых хотят субсидировать, — очень хороший вопрос. Ещё парочку запретов на поставки — и конвейер снова встанет. А там, глядишь, французов додавят, и те спихнут России обратно завод на Волге. В виде «недвижимости», ведь всё локализованное производство ими уничтожено. Но за огромные деньги. И едросы заплатят, перед иностранцами они привыкли заискивать. Прецедент есть, те же французские «Мистрали».
ГАЗ, кстати, тоже встанет, ровно как УАЗ, КамАЗ и всё остальное. По той же самой причине — отсутствие автокомпонентов.
«Серые» дилеры, отсутствие гарантии на машины, криворукие мастера и проблемы с запчастями — вот «светлое» будущее российского авторынка. Причём настанет оно уже завтра. Деньги у населения заканчиваются, чиновники давят официальных дилеров, а иностранцы «закрывают» страну.
Каковы предварительные итоги авторынка в 2021 году?
Уходящий год на авторынке прошел под знаком тотального дефицита. Какие еще факторы определяли состояние российского авторитейла в 2021 году? Какие марки и сегменты были в наиболее благоприятном положении, а какие понесли наибольшие потери? С этими вопросами мы обратились к ведущим автомобильным дилерам нашей страны.
Юлия Овчинникова, директор по развитию, ГК «КЛЮЧАВТО»:
— У нас нет иллюзий относительно 2021 года в связи со сложившейся на рынке ситуацией с дефицитом автомобилей. Несмотря на то, что весь год рынок показывал рост продаж относительно 2020 года, сравнивать с ним не совсем корректно, поскольку пандемия внесла свой вклад в автомобильную сферу – остановились цепочки поставок и производств. То есть этот рост был обусловлен низкой базой для сравнения. Относительно же 2019-го, допандемийного года, мы ожидаем небольшое снижение объема продаж автомобилей.
Что касается возможного результата 2021 года «без дефицита», то на этот вопрос нет однозначного ответа. Это многофакторная модель. С одной стороны, не было бы дефицита, не было бы и ажиотажного спроса. С другой стороны, никто не отменял отложенный спрос с прошлого года. Также не стоит забывать о клиентах, которые приняли решение из-за дефицита покупать авто с пробегом вместо новой машины. Однозначно можно сказать только одно: ключевой задачей производителей стало бы восполнение потерь 2020 года, что привело бы к наращиванию поставок автомобилей и значительному увеличению планов продаж для дилеров.
Рано или поздно проблема с микрочипами будет решена, поставки новых автомобилей нормализуются. Соответственно, усилится борьба дилерских центров за клиентов. И выигрывать будут те игроки, которые смогут обеспечить первоклассный клиентский сервис для покупателей как в офлайне, так и в онлайне.
За время пандемии на автомобильном рынке сформировался высокий отложенный спрос. Прежде всего, он связан с дефицитом новых автомобилей, сложным экономическим положением в стране, усугубившимся санкциями и нестабильностью рубля, что повлекло за собой снижение уровня жизни. И на фоне постоянного удорожания автомобилей клиенты начали откладывать покупку до лучших времен. Особенно явно это проявляется у потребителей автомобилей бюджетного сегмента – их аудитория наиболее остро реагирует на экономические изменения. Значительная часть отложенного спроса на текущий момент уже реализована. Но в любом случае остались клиенты, которые откладывают свою покупку на неопределенный срок из-за повышения цен на автомобили.
За последний год цены на новые автомобили сильно выросли. Основными причинами такого роста являются инфляция, колебания курса валют, сохраняющийся дефицит микрочипов и его последствия – нехватка автомобилей. В ближайшее время снижения уровня цен точно не предвидится. Цены будут продолжать расти до тех пор, пока не достигнут предела. Никто из импортеров не знает, где этот уровень. А значит, все будут повышать цены, пока спрос не начнет резко снижаться.
В 2021 году в наиболее благоприятном положении оказались автомобили массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними идут кроссоверы и хэтчбеки. Если говорить о конкретных моделях иномарок, то в целом по стране выросли продажи по наиболее популярным моделям таких брендов, как Kia, Hyundai, Renault, Toyota и пр. Есть бренды, по которым произошло снижение объемов продаж. Это, опять же, связано с сохраняющимся дефицитом микрочипов и его последствиями – нехваткой автомобилей.
Что касается прорыва ведущих китайских марок, то спрос на них растет благодаря их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций, а также яркого и привлекательного дизайна. К тому же китайские автопроизводители не столь подвержены влиянию общего дефицита электронных компонентов в сравнении с другими брендами. Это связано с тем, что они устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды.
Мы ожидаем, что через 3 – 5 лет китайские бренды увеличат долю присутствия на российском рынке. Существующая на данный момент проблема, препятствующая высокому росту, – стереотип в умах людей. Многие до сих пор склонны верить, что китайские автомобили – это некачественно, недолговечно и ненадежно. Если китайцам удастся сломать этот стереотип, мы в скором времени увидим их значительный рост на автомобильном рынке России.
Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, АГ «АВИЛОН»:
— На протяжении всего 2021 года продажи на российском автомобильном рынке зависели от доступности автомобилей. С января по декабрь дилеры получали разные объемы поставок, но этого не было достаточно для удовлетворения и без того высокого покупательского спроса, так как часть автомобилей передавалась оформившим предзаказ и давно ожидающим свой автомобиль клиентам – в свободной продаже имелось не так много предложений. Таким образом, доступность автомобилей сказывалась на итогах каждого месяца и в целом отразится на результатах года. От этого же фактора будет зависеть развитие рынка в 2022 году: предположительно, ситуация с дефицитными автомобилями будет не сильно отличаться от текущей ситуации – дефицит автомобилей будет сохраняться, а цены на рынке продолжат рост.
Дефицит в наибольшей степени отразился на моделях, в комплектации которых входят различные инновационные опции – камеры кругового обзора, панорамные крыши, мультимедийные дисплеи и многое другое. Именно эти опции по ряду марок недоступны для заказа. Стоит отметить, что как на автомобили массового сегмента, так и на премиум-модели сроки ожидания заказанных автомобилей увеличены.
За два года у россиян сформировался серьезный отложенный спрос, он до сих пор не реализовался до конца по причине отсутствия автомобилей: мы видим высокую заинтересованность клиентов в покупке, но автомобилей не хватает, свободные комплектации очень быстро находят своего владельца. Трудно прогнозировать сроки стабилизации ситуации: пока производители не будут получать необходимый объем комплектующих и микрочипов для выпуска автомобилей, они не смогут в полной мере удовлетворить спрос. Очевидно, что в 2022 году дефицит в автопроме сохранится и продолжит оказывать влияние на рынок.
Цены на автомобильном рынке в этом году росли из месяца в месяц, на фоне этого и в ожидании очередного повышения клиенты спешили с покупкой, чтобы успеть приобрести новый автомобиль до следующей индексации. Главным фактором данной тенденции является дефицит автомобилей и комплектующих. Во-вторых, стоит учесть общемировой рост цен на сырье, металлы и логистику. Дополнительное влияние на повышение стоимости оказывали колебания курса валют, индексация и обновление модельного года.
Алексей Шибаков, руководитель направления продаж новых автомобилей, ГК «Автомир»:
— В ноябре, по данным АЕБ, в России было реализовано 125 466 новых автомобилей, что на 20,4% меньше по сравнению с прошлым годом. Однако в годовом выражении результат января – ноября 2021 года все же остается положительным: 1 млн 439 тыс. 045 проданных автомобилей (без учета марок BMW и Mercedes-Benz), что на 6,9% превышает показатель за аналогичный период 2020 года. Если декабрь не преподнесет сюрпризов, то я рассчитываю на итоговую цифру около 1 млн 649 тыс. 800 единиц. Одним из основных факторов, влияющих на состояние рынка в 2021 году, несомненно, был дефицит автомобилей по большинству брендов. Отложенный спрос, безусловно, сократился, но по некоторым маркам по-прежнему сохраняется повышенный интерес клиентов к самым популярным и востребованным моделям.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор, ГК «АвтоСпецЦентр»:
— Скорее всего, оптимистичные прогнозы на конец 2021 года, которые строили большинство участников российского рынка по итогам второго квартала, не оправдаются. Объем продаж новых автомобилей пятый месяц подряд сокращается: за июль – ноябрь их реализовано на 17,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Дефицит микросхем и сокращение выпуска новых автомобилей, перебои в логистике и регулярное увеличение производителями стоимости машин, сходящих с конвейера – основные причины сокращения авторынка по итогам года.
На сегодняшний день отложенный спрос уже прибавил к продажам текущего года 5 – 7%. Сейчас по-прежнему предложение существенно отстает от потребности россиян в новых автомобилях, и эта тенденция продолжится в следующем году. С учетом того, что дефицит микросхем сохранится как минимум еще год, новых автомобилей будет также недостаточно. Фактор нехватки полупроводников для сборки автомобилей был усилен традиционным сезоном отпусков автоконцернов в августе, когда многие производства ушли в плановый корпоративный отпуск и мощности практически простаивали. Таким образом, за счет повышения цен автоконцерны рассчитывают компенсировать издержки от простоя, а также от сужения модельного ряда новых авто. Больше всего это заметно в премиальном сегменте – цены на некоторые модели увеличились до 20%, например, популярные модели Mercedes-Benz, Jeep, Cadillac прибавили в цене в среднем 18%.
При этом продажи китайских автобрендов в течение года на фоне общей негативной динамики авторынка России уверенно растут, авто из Поднебесной пользуются большим спросом. Это говорит о том, что китайские заводы не испытывают серьезного дефицита комплектующих, а значит, их экспансия на российском рынке будет развиваться дальше. Отсутствие дефицита популярных китайских кроссоверов, постоянное обновление модельного ряда и максимальное удержание роста цен – предпосылки для лидерства китайских брендов по продажам на российском рынке. Остановить увеличение доли китайского автопрома в российском авторитейле могут только, пожалуй, перебои в логистике – когда производители, локализованные в России, столкнутся с дефицитом комплектующих и снизят объемы выпуска.
Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО
Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.
Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.
Что произошло
Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».
Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.
Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:
А вот что изменилось.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ
Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.
Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.
Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.
Изменения в справочники будут вносить чаще
Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.
Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.
В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане
Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.
Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.
Что с утратой товарной стоимости
После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.
В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.
В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.
Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.