Что значит тороватый в стихотворении фета
ТОРОВАТЫЙ
Смотреть что такое «ТОРОВАТЫЙ» в других словарях:
ТОРОВАТЫЙ — ТОРОВАТЫЙ, великодушный, щедрый, чивый, т(о)чивый, ·противоп. прижимистый, скупой, поватый, бережливый. Тороватого от богатого не распознаешь. Тороватое жалование, награда, подарок. Торовато жить себе досадить. Тороватая природа одарила его… … Толковый словарь Даля
тороватый — широкая душа, щедрый, чивый, щедрое сердце, не жадный, широкая натура, щедрая душа Словарь русских синонимов. тороватый см. щедрый 4 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ТОРОВАТЫЙ — ТОРОВАТЫЙ, тороватая, тороватое; тороват, торовата, торовато. 1. Щедрый (прост.). «Не богат, да тороват.» (посл.) Тороватый хозяин. «Куда на выдумки природа торовата!» Крылов. 2. Расторопный, бойкий (обл.). Тороватый в деле. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
Тороватый — I прил. местн. 1. Щедрый, склонный к расточительству. 2. перен. Несдержанный, склонный к излишествам в проявлении чего либо. II прил. местн. Расторопный, ловкий, проворный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тороватый — тороватый, тороватая, тороватое, тороватые, тороватого, тороватой, тороватого, тороватых, тороватому, тороватой, тороватому, тороватым, тороватый, тороватую, тороватое, тороватые, тороватого, тороватую, тороватое, тороватых, тороватым, тороватой … Формы слов
тороватый — торов атый … Русский орфографический словарь
тороватый — … Орфографический словарь русского языка
тороватый — ая, ое; ват, а, о. Нар. разг. 1. Щедрый, великодушный, хлебосольный Т. мужик. Тороват на посулы кто л. (ирон.; не скупится на обещания). * Не проси у богатого, проси у тароватого (Посл.). ◁ Торовато, нареч. Т. сорит деньгами. Тороватость, и; ж … Энциклопедический словарь
тороватый — ая, ое; ва/т, а, о., нар. разг. см. тж. торовато, тороватость Щедрый, великодушный, хлебосольный Торова/тый мужик. Тороват на посулы кто л. (ирон.; не скупится на обещания) … Словарь многих выражений
Словари
1. Щедрый, склонный к расточительству.
Несдержанный, склонный к излишествам в проявлении чего-либо.
Расторопный, ловкий, проворный.
ТОРОВА́ТЫЙ, тороватая, тороватое; тороват, торовата, торовато.
1. Щедрый (прост.). «Не богат, да тороват.» (посл.) Тороватый хозяин. «Куда на выдумки природа торовата!» Крылов.
2. Расторопный, бойкий (обл.). Тороватый в деле.
| Тороватый малый, вост. расторопный, ловкий, бойкий, развязный; вежливый, приветливый, радушный. Тороватей подавай на стол! вологод. проворнее. Тороватый в деле, ловкий, наторелый. Он на все выдумки тороват. Тороватость жен. свойство, качество ·по·прилаг. Торово нареч. торовато, щедро, чиво. Тороватеть, становиться более тороватым, щедреть. Никак он под старость тороватеет!
1. Щедрый, великодушный, хлебосольный Т. мужик. Тороват на посулы кто-л. (ирон.; не скупится на обещания). * Не проси у богатого, проси у тароватого (Посл.).
Угощенье у него бывало на широкую руку, мужик был богатый и тороватый, любил народ угостить. Мельников-Печерский, В лесах.
2. Расторопный, ловкий, проворный.
— Мать говорила, что я к хозяйству больше торовата. Решетников, Тетушка Опарина.
Ярославские маляры, тороватые, говорливые мужики в фартуках, сидели при своих ведрах с целым набором больших кистей. Форш, Михайловский замок.
торова́тый, торова́тая, торова́тое, торова́тые, торова́того, торова́той, торова́тых, торова́тому, торова́тым, торова́тую, торова́тою, торова́тыми, торова́том, торова́т, торова́та, торова́то, торова́ты, торова́тее, поторова́тее, торова́тей, поторова́тей
Значение слова «тороватый»
1. Щедрый. Угощенье у него бывало на широкую руку, мужик был богатый и тороватый, любил народ угостить. Мельников-Печерский, В лесах.
2. Расторопный, ловкий, проворный. — Мать говорила, что я к хозяйству больше торовата. Решетников, Тетушка Опарина. Ярославские маляры, тороватые, говорливые мужики в фартуках, сидели при своих ведрах с целым набором больших кистей. Форш, Михайловский замок.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
торова́тый
1. устар. то же, что щедрый во всех значениях ◆ Тороватый подарок. ◆ А церковный староста, мужик богатый и тороватый, нарочно подошёл к служивому осведомиться: кто он, откуда и куда путь-дорогу держит. Мельников-Печерский, «На горах», 1875-1881 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. несдержанный, склонный к излишествам в проявлении чего-либо ◆ и отводила душу в бесконечных разговорах о пустяках, на которые Иудушка был тороват по природе, а она сделалась тороватою вследствие старости. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы», 1875—1880 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова краковяк (существительное):
Анализ стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка»
Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.
В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.
Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.
Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.
Анализы других стихотворений
Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Основная тема
Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.
Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.
«Мама! глянь-ка из окошка…» А.Фет
«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»
Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.
В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.
Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.
Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.
Композиция и жанр
Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:
Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».
Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.
тороватый
1. Щедрый, великодушный, хлебосольный Т. мужик. Тороват на посулы кто-л. (ирон.; не скупится на обещания). * Не проси у богатого, проси у тароватого (Посл.).
Источник: Большой толковый словарь русского языка Кузнецова на Gufo.me
Значения в других словарях
Средства выразительности
При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.
Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.
Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.
Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.
Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.
Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.
Стихотворение и анализ «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Грязи нет, весь двор одело,
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
Краткое содержание
Очень светлое, жизнерадостное стихотворение для детей «Мама! Глянь-ка из окошка…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в 1887 году. Главная его тема – приход долгожданной зимы, которой рады все, независимо от возраста. Ведь зима – по-настоящему волшебное время года, время игр, снежков, катаний на санках и новогодних подарков. Дети мечтают о зимних забавах, а взрослые – о домашнем уюте, душевном покое, народных гуляньях и, конечно же, о долгожданном отдыхе после тяжелого крестьянского труда.
С. Тутунов. Зима пришла. Детство. 1960
Дело происходит ранним зимним утром, в деревенской избе. Главный герой – мальчик, смотрит в окно и радостно сообщает маме, что наконец-то наступила зима. Он говорит, что не зря вчера вечером кошка умывала свой нос, это была примета, что наутро на землю опустится мороз. И сейчас, выглядывая в окошко, малыш с восторгом рассматривает преобразившийся двор, припорошенный искрящимся первым снегом.
Мальчику не терпится схватить санки и побежать на горку, но, прежде всего, он должен отпроситься у мамы. Поэтому он подбирает самые убедительные выражения для описания волшебного утра: «Грязи нет, весь двор одело, посветлело, побелело – видно, есть мороз». Эти слова звучат как заверение, что он не испачкает свою одежду, ведь грязи уже нет, вся земля покрылась белым, чистым снегом. Причем, форма, в которой звучит ненавязчивая просьба, указывает на то, что этот маленький хитрец уже обладает определенной смекалкой и народной мудростью. Он преподносит свое желание так, что маме трудно будет отказать ему прокатиться по первому снегу, он как бы сам говорит за нее: «А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!» Конечно же, после этих слов мама даст свое согласие на прогулку, иначе стихотворение не заканчивалось бы на такой жизнерадостной ноте.
Анализ
История создания
На закате жизни А.А. Фет все чаще предавался воспоминаниям о своей несостоявшейся любви к Марии Лазич, отношения с которой он променял на выгодный брак по расчету. Вскоре после этого девушка погибла, и Фет до конца жизни считал себя косвенно причастным к ее смерти. Большую часть своих стихов он посвящал Марии, мечтая встретиться с ней после смерти и вымолить у нее прощение.
Но иногда что-то возвращало его к жизни, и тогда на свет появлялись произведения совсем другого содержания, наполненные радостью и жизнелюбием. Одно из них – стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», написанное в 1887 году. Отход в нем от «чистой поэзии» и использование простых выражений позволили Фету передать восторг крестьянского мальчика от увиденной в окно зимней сказки. Стихотворение впоследствии стало хрестоматийным и считается одним из лучших образцов пейзажной лирики второй половины девятнадцатого столетия.
Персонажи и образы
На роль главного героя поэт выбрал простого сельского мальчика, это помогло ему добиться той восторженности, с которой он объявляет о наступлении зимы. Сделать это стандартными средствами было бы гораздо сложнее, ведь дети, благодаря своей непосредственности и любознательности, могут найти повод для радости в любой ситуации.
Читатель лишь ощущает присутствие мамы, ее образ остается скрытым, но эмоциональная речь мальчика позволяет предположить, что она улыбается. Они вместе радуются первому снегу, а горячее желание сына покататься на салазках не оставляет ей другого выбора, кроме как уступить ему в этой маленькой просьбе.
Композиция
Композиция стихотворения линейная, состоит оно из трех строф по шесть строчек каждая и делится на три смысловые части. В первой части читатель знакомится с маленьким героем, который с восторгом встречает наступившую зиму. Своим открытием он спешит поделиться с мамой, упоминая о кошке, которая весь вечер умывала нос, что, согласно примете, означает наступление холодов. Вторая часть посвящена описанию зимних красот. Через восхищение ребенка автор создает великолепные образы покрывшего ветви инея, свежей, белой ватой убранных кустов. И, наконец, самая эмоциональная, третья часть. Сынишка с замирающим сердцем ожидает разрешения мамы на прогулку. Он упреждает ее ответ словами: «Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!».
Литературное направление стихотворения – реализм. По родовой принадлежности – это лирика. Жанр можно определить, как пейзажное и бытовое лирическое стихотворение, выполненное в формате монолога или обращения.
Размер и средства художественной выразительности
Произведение написано с использованием хорея со смешанной рифмой. Фет использует различные средства художественной выразительности. Очарование первого дня зимы изображено при помощи сравнения: «свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты» – снег, выпавший ночью, немного уплотнился морозом и стал похож на белую вату, которая крепко осела на кустах. Эпитеты «светло-синий», «тороватый» также добавляют тексту эмоциональной выразительности. Олицетворение «по ветвям развешан иней» наделяет зиму и снег свойствами живого существа.
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении не рассматриваются какие-либо проблемы, оно лишено идейной направленности. Основная тема – счастье ребенка при виде выпавшего за ночь снега. Для поэзии Фета характерна связь природы с настроением человека. Так же и в этом стихотворении – начало зимы люди встречают с радостью. Особенно счастлив маленький мальчик, ведь в его жизни приход веселой зимней поры – большое событие.
Необычным для этого произведения Фета является то, что на роль главного героя он выбрал крестьянского ребенка. Это можно определить по просторечным выражениям: «тороватый», «глянь-ка», «салазки». Скорее всего, сделано это не случайно. Поэт хотел показать читателю, что счастье можно испытывать даже от таких простых вещей, как наступление зимы, и совсем не обязательно быть для этого знаменитым и богатым.