Что значит топчаки ольберы ревуги
Что значит топчаки ольберы ревуги
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Отличие украинцев от русских (часть 3)
Большая часть Украины входила в Хазарский каганат
Хазарский каганат простирался от украинской реки Южный Буг до Заволжья. Хазары были тюрками с более монголоидной внешностью, чем булгары, потому, что в этногенезе хазар участвовали тюркюты. Хазары имели форму головы европеоидный-брахикранный и смешанный монголоидно-европеоидный, по найденным многочисленным хазарским захоронениям на территории Украины. В 8 веке хазары установили контроль над славянами Поднепровья. В Керчи, в 40-50-х годах 8 века резиденция хазарского кагана. В бассейне реки Ворскла были найдены кочевнические памятники (Перещепино, Новые Санжары, Рябовка, Мачуха и др.). Хазары разрушили Пастырское городище (Расположено на обоих берегах реки Сухой Ташлык (приток р. Тясмина), близ с. Пастырское Смелянского района Черкасской области), что находилось в Черкасской области.
Величина венгерского влияния на Украину не ясна. На Украине есть венгерские погребения, но они достаточно немногочисленны, эти захоронения есть в Харьковской, Донецкой, Полтавской областях, возле Галича. Изначально венгры были фино-угорским народом, который ощутимо смешался с тюркскими народами, настолько, что персидские и арабские авторы 9 и 10-го века и византийцы, считали венгров тюркским народом. Венгры осуществили много набегов на земли Украины, но оставались ли они на территории современной Украины и смешивались с славянами живущими там до конца не известно. Венгры разрушили Волынецкое городище на Старокиевской горе. Венгры под предводительством своего командующего Алмуша осаждали Киев, после чего пошёл в Паннонию через Волынь и Галицию.
Немного половцы оказали расовое влияние на украинцев. Хазары разрушили Пастырское городище, что находилось в Черкасской области «Северная граница половецких кочевий на правом берегу Днепра проходила примерно по городам Могилёв-Подольский–Черкассы. Глобальной войны ведомой тюркским народом половцами (команами/куманами/кипчаками) против Руси не было. Древнерусские летописи сохранили свидетельства о полторе десятке браков между князьями Юга Руси и знати Юга Руси заключённых с дочерьми половецких ханов. Из таких знаменитостей: внук Ярослава Мудрого, Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Андрей Волынский, Юрий Долгорыкий, Владимир Галицкий, Мстислав Удалой, Рюрик Киевский, Ярослав Всеволодович и др. Будущие половецкие знатные жёны переселяясь на Юг Руси брали с собой кучу прислуг, которые в последствии ассимилировались. Князья Юга Руси 11-13 века неоднократно предпринимали успешные походы на половцев, приводя тысячи пленников, часть из которых навсегда оставалась. Археологические данные сообщают о компактном проживании половцев в Поросье, в селе Зеленки Мироновского района Киевской обл.были обнаружены два половецких могильника. В Волыни были найдены остатки трёх половецких котлов. Возможно половцы жили на границах Киевского княжества, т.к. в Украине есть ряд половецких топонимов село Половецкое в Бердычевско районе, село Половецкое в Богуславском районе, село Великополовецкое в Сквирском районе, село Малополовецкое в Фастовском районе. У жителей сёл Великополовецкое и Малополовецкое был обнаружен повышенный показатель одного из дематоглифических признаков, который является «чувствительным индикатором монголоидной примеси» (из книги «Антропологiчный склад украiнского народу: етногенетичный аспект. Киiв» Сегеда С.).
После первого появления татаров в половецких степях, начался массовый исход кипчаков в соседние страны, включая русские княжества. Свидетель тех событий арабский историк Ибн аль-Асир писал: «Когда татары овладели овладели землею кипчаков и кипчаки разбрелись…..то большая толпа из низ ушла в землю русских, эта страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними». Историк Н.М. Карамзин на основании своих источников писал о переселении в 1223 г. Половцев на Киевщину «многие половцы ушли в Киевскую область со своими жёнами скотом и богатством». Малороссами украинцы были названы только условно.
Татаро-монгольское вторжение на земли населённые украинцами. Весной 1239 г. татары взяли Переяславль, осенью взяли Чернигов и разорили города по реке Десне и Сейму. Осенью 1240 г. был захвачен Киев и разорено множество городов Киевского и Галицко-Волынского княжеств. Татары продвинулись вглубь на Запад до Чехии. В результате завоеваний татар степная и лесостепная часть Украины вошли в состав улуса Джучи.
Слово «казак» тюркское, оно обозначает «бродяга», «разбойник», «свободный человек».
Что значит топчаки ольберы ревуги
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы
Гапаксами являются те слова, которые встречаются только в «Слове о полку Игореве» (а иногда и в «Задонщине», но в контексте, зависящем от «Слова»), происхождение и значение которых все еще остается неясным. Это, например, названия тюркских родов: «могуты», «татраны», «шельбиры», «топчаки», «ревуги», «ольберы» [1].
Названия этих родов — самое темное место в тексте «Слова». До сих пор у исследователей «Слова» нет даже намека на понимание этих названий.
Так это выглядит в тексте:
А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу.
Перевод: А уже не вижу власти сильного и богатого, и с воинами многими брата моего Ярослава, с черниговскими бойлами (болярами-боярами): с могутами и с татранами, и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами. Те же без щитов, с одними засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня в прадеднюю славу.
Расположим эти рода по порядку перечисления в тексте «Слова»:
1. Могуты,
2. Татраны,
3. Шельбиры,
4. Топчаки,
5. Ревуги,
6. Ольберы.
А теперь откроем «Джагфар Тарихы» с родословной булгарских родов от Атиллы до Кубрата:
1. Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол, Аттила, Атила, Этцель, Атилла (434-453 гг.). Сын Муенчака, самый знаменитый булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г..
Имя Эрнака, как и других царей Гуннии, засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах (Приск Панийский), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерские источники), Ирник («Именник болгарских ханов»), а в армянских источниках он, возможно, фигурирует под именем «царя гуннов» Херана, которое почти совпадает с вариантом у Приска Панийского — Эрнах. Формы Эрнах и Херан в своей основе имеют тюркское Эрен. Отсюда эпическое — Алп-Эрен, что тоже подтверждает обожествление исторических личностей у ряда позднеантичных и раннесредневековых народов. После смерти отца и разгрома гуннов в битве при Недао, младшие сыновья (старший Эллак погиб) Эрнак и Денгизик отвели основные силы к низовьям Дуная, в Приазовье и Прикаспий. Территория державы гуннов стала сокращаться. Армянский историк Егише сообщал: «…Этот Херан… истребил в Албании персидские войска [в 451 году] и в наезде своем достиг страны Греческой [Византии], и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». Известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против царя Сасанидской державы Йездигерда II и помог им в 451 году разбить войска иранского шаха. В 460 году гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче II, поднявшего восстание против Сасанидов [4].
3. Ружа-Джураш Масгут (489-505 гг.). Сын Кермека от дочери масгутского бека Ружи, почему и был назван Ружа.
4. Банджа- Татра Банант или «Мундо» (505-520 гг.). Сын Ружа-Джураша.
5. Боян- Чельбир или Сандугач, Шан Талгау, Синдилх, Утрик (535-590 гг.). Сын Банджа-Татры. Чельбир — повод, узда; бунчук — знак царской власти; самодержец. Из книги Кул Гали «Хон китабы»: «. Имя «Чельбир» значит «самодержец», а сложилось оно из двух суварских слов «чельб» — «весь мир», «вселенная» — и «бир» — «владетель». Татар. галәм «космос, вселенная; мир, человечество; сообщество», казах. ғалам «вселенная», нид. heelal «вселенная», нид. hemel, нем. Himmel, фр. ciel, лат. caelus «небо», ит. cielo «небо; небосвод; небеса».
6. Аскал Кельбир («Алвар») или Тубджак (563-593 гг.). Сын Боян-Чельбира. Находясь на службе Эчке-Иделю, где правил его отец, управлял Эскелем и воевал в Тубджаке (Казахстан) — в союзе с аварами — против войск Тюркского каганата.
7. Албури Аспар Аскал (593-602 гг.). Старший сын Аскал-Кельбира.
8. Арбуга Юрган. Младший брат Алвара Бу-Юрган («Органа») сохранил независимость Булгарского тарханства при поддержке Византии, союз с которой заключил еще Алвар. В 619 г. Бу-Юрган для закрепления этого союза принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен («Корсунь», «Херсонес»). С той поры булгары называют православных булгар «кряшенами». Этот шаг Бу-Юргана вызвал недовольство большинства булгар-тенгрианцев, и Бу-Юргану пришлось уступить власть в тарханстве старшему сыну Алвара — тенгрианцу Курбату («Кубрат») [5].
В «Бревиарии» Константинопольского патриарха Никифора I Исповедника (ок. 760—828) — в записях за 619 год — фигурирует дядя Кувара (предполагаемого Кубрата) — «государь гуннского народа» Органа, который вместе со своими старейшинами и оруженосцами прибыл в Константинополь с просьбой к императору Ираклию I об обращении в христианство. Император охотно принял «гуннов» (болгар), окрестив всех «в Божественной купели»: византийские (ромейские) архонты стали восприемниками болгарских («гуннских») старейшин, а супруги архонтов — их жён. Помимо этого, представители «гуннской» (болгарской) знати были одарены императорскими дарами и наделены почётными званиями. Самого же «государя гуннского народа» император удостоил титула патрикия и «благосклонно отпустил в гуннскую страну».
В «Хронике» Иоанна Никиусского указывается, что Кетрадес (предполагаемый Кубрат) — племянник Куернака (предполагаемого Органы) был крещён и воспитывался в Константинополе «в недрах христианства», вырос в императорском дворце. В дальнейшем, он был удостоен Ираклием I титула патрикия и выступал уже в качестве христианского государя. «В силу святого и животворящего крещения, им полученного, — писал Иоанн Никиусский, — он побеждал всех варваров и язычников» [6].
9. Кубрат — старший сын Албури. В момент гибели отца был еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури — Юрган (Бюрган) Телес. Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом.
Как мы видим, вся черниговская знать (бойлы) «Слова» состояла сплошь из потомков знатных булгарских родов. Порядок перечисления родов в «Слове» почти в точности соответствует последовательности правления булгарских правителей (балтаваров). Путанница возникает с ревугами — потомками Арбуги Юргана-Органы. В тексте он назван младшим братом Тубджака и одновременно его старшим сыном. Текст «Джагфар Тарихы» составлен из разных источников и с этим надо разбираться.
1. Могуты (Масгуты, Массагеты) — потомки Ружа-Джураш Масгута (489-505 гг.) — сына Ирника, внука Атиллы;
2. Татраны — потомки Банджа- Татра Бананта (505-520 гг.) — правнука Атиллы;
3. Шельбиры (Чельбиры) — потомки Боян- Чельбира (535-590 гг.);
4. Топчаки (Тубджаки) — потомки Аскал Кельбира или Тубджака (563-593 гг.);
5. Ревуги (Арбугинцы; ревуги Арбуги Юргана (Бу-Юргана);
6. Ольберы (Эльбиры Албури Аспар Аскала (593-602 гг.) — отца легендарного Кубрата.
Ревугы
А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ. 26—27.
Полезное
Смотреть что такое «Ревугы» в других словарях:
Ярославь — Ярослав Ярославъ, Ярославь (6) 1. Ярослав Владимирович Мудрый, князь Киевский, сын Владимира Святославича Святого, Владимира 1: Тогда пущашеть (Боян) і̃ соколовь на стадо лебедѣи: которыи дотечаше, та преди пѣснѣ пояше старому Ярославу, храброму… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
бо — (26) 1. Постпозитивный союз. Присоединяет придаточные предложения причины потому что, так как: Игорь плъкы заворочаетъ: жаль бо ему мила брата Всеволода. 18. Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось. Уже бо, братіе, невеселая… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
быль — Быля, быль вельможа, боярин (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Не боися быля се бо… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
власть — (2) 1. Господство повелителя, могущество: А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Тогда глагола … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
засапожникъ — (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
звонити — Звонить звонити (2) 1. Производить звон, ударять в звенящий предмет: Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. 25 26. 1148: На утрии же дьнь пославъ Изяславъ на… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
и — (88) 1. Соединительный союз. Употребляется для соединения однородных членов предложения или целых предложений: Иже истягну (Игорь) умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ. 5. Братіе и дружино! луцѣ жъ бы потяту быти, неже полонену… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
многовои — обладающий множеством войска (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Ср. Много вои,… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Ольберы — этноним (?) (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Что значит топчаки ольберы ревуги
Альтернативная версия истории
Мы должны забрать историю из рук академиков и вернуть ее в первородное состояние.
В мире все относительно… современная наука плохо воспринимает логический путь исследования на основе интуитивного подхода и считает современный уровень науки догмой, отходить от которой путем логики является признаком плохого тона.
На писаную историю полагаться нельзя. Во многих случаях оказывается, что все было совсем не так. Пристрастия, предубеждения или просто тупые суждения, навеки мумифицированные на страницах книг и документов!
«Уже одно то обстоятельство, что в нашей среде никогда не прекращались сомнения в истине НАШЕЙ ИСТОРИИ и возражения против нее, указывает на ее недостаточную убедительность, на присутствие в ней натяжек и противоречий, на ее искусственное построение. И действительно, чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более и более выступают наружу натяжки и противоречия ТРАДИЦИОННОЙ ИСТОРИИ. Если она удерживала до сих пор господствующее положение, то главным образом благодаря своей наружной стройности, своему положительному тону и относительному единству своих защитников; между тем как противники наносили ей удары врассыпную, поражали некоторые отдельные доказательства; но мало трогали самую существенную ее основу».
Это написал знаменитый русский историк Иловайский, но только вместо выделенных здесь слов у него было другое: «скандинавской теории» и «норманнской системы». Мне пришлось слегка подправить известного ученого лишь с одной целью: то, что он писал в свое время о норманнской теории, сейчас уже можно говорить обо всей нашей традиционной истории в целом.
В девяностые годы двадцатого столетия исторической науке был нанесен целый ряд существенных и болезненных ударов. Носовский и Фоменко, Валянский и Калюжный, Бушков, Жабинский, Гуц — далеко не полный список тех, кто выступил против традиционных схем нашей истории, доказав ее слабость, догматичность и показав настоящее и бездарное лицо историков, стоящих на ее страже. Благодаря смелым и решительным действиям исследователей, нестандартности их мышления наша история стала трещать по швам, а академики и профессора показали полную неспособность ее защитить.
Поток все новых и новых сведений об ошибках и заблуждениях традиционной истории не ослабевает, несмотря, казалось бы, на предельно «выработанное» количество доказательств ошибочности описаний и построений известных исторических схем и событий. Это, в свою очередь, только доказывает, насколько широкий потенциал имеется у критиков традиционной версии истории и что она сама не выдерживает никакой критики.
Первоначальный принцип действия схем нашей истории известен. Группой первых историков несколько столетий назад была выстроена хронологическая цепочка определенных исторических событий. Эта хронология была принята за основу, и с тех пор все исторические документы жестко привязывались к ней. Те документы и свидетельства, что вступали с ней в противоречие, объявлялись ложными и в дальнейшем не рассматривались. Судьба их, как правило, печальна: они или уничтожались, или до сих пор лежат невостребованными в каких-либо хранилищах. Многие исторические документы переписывались в угоду составленной хронологии, при этом оригиналы уничтожались. А сколько гуляет по свету различных трудов древних авторов! Но многие из этих книг на самом деле написаны в лучшем случае в средние века: либо как художественные произведения того периода, либо просто ради шутки, а что-то под именем этих древних авторов и вовсе было подделано с целью обогащения. Между тем, эти книги беспрерывно переиздаются, комментируются, детально изучаются, а сведения, почерпнутые из них, прочно лежат в основе древней истории.
Ряд отечественных исследователей отмечали, что при сравнивании различных летописей и иных исторических документов, как между собой, так и с зарубежными источниками, во многих из них обнаруживаются правки, подчистки и иные поздние изменения текста. Это во многом обусловлено еще и тем, что подавляющее большинство этих документов всего лишь поздние копии. При этом внимание особо следует акцентировать на том, что многие пергаментные рукописи постоянно грешат следами подчисток и вписыванием нового текста.
В наших архивах не сохранилось ни одного монгольского ярлыка. Это странно вдвойне, потому что ярлыки были документами, подтверждающими право на то или иное владение. То есть были веские причины сохранять такие ярлыки. Все наши летописи и иные документы написаны на кириллице, однако в древности она была не единственным способом записи. Не является ли все это косвенным признаком того, что древние документы не так уж и стары?
Летописи и книги писались живыми людьми, которые, естественно, имели свое предвзятое мнение в отношении тех или иных исторических событий. Многие летописцы и историки были людьми подневольными, творившими по повелению императоров и князей. Так появлялись исторические, выражусь мягче, заблуждения. В последующие столетия появлялись новые особые мнения, которые, опираясь на старые, приводили к новым заблуждениям. Все это наслаивалось друг на друга, а наши историки цитировали и цитируют все это как истинные свидетельства, не вникая в их суть, не обращая внимания, что первоисточники уже давно противоречат друг другу. А если и обращают внима-ние, то только для того, чтобы объявить часть из них, не встраивающихся в их исторический ряд, поддельными.
Многие древние историки, очевидцы исторических событий, чье мнение безоговорочно принимается на веру, были, мягко говоря, людьми с фантазией. К примеру, знаменитый византийский историк Лев Диакон, чьи труды по истории X века высоко ценятся среди историков, некоторые события описывал, попросту копируя тексты греческого историка Агафия, жившего в VI веке.
А историки более поздних эпох догматично принимали эти фантазии на веру. Вот что писал Погодин о его разговоре с Карамзиным. «Когда я в 1825 году, именно 26 декабря, имел счастье представлять Карамзину мое рассуждение о происхождении Руси и вместе с тем перевод Эверса, то он меня спросил: „Зачем вы переводили Эверса?“ — „Чтобы русская публика видела всю слабость его доказательств“, — отвечал я. „Это излишне, — возразил Карамзин. — Если есть какая-нибудь истина, то эта та, что Рюрик, Синеус, Трувор были норманны; это для меня так же ясно, как то, что Сципион был римлянин“. Это сказал сам Карамзин, что же можно ждать от современной бесталанной поросли?
Возьмем, к примеру, недавно изданную книгу Евгения Пчелова (бесталанным, кстати, его не назвать) «Рюриковичи. История династии», книгу, возможно и неплохую, но вот в ней традиционный и симптоматичный пассаж: «Все летописные источники однозначно говорят: Игорь был сыном Рюрика. И пока нет других, в которых говорилось бы обратное, мы ОБЯЗАНЫ ВЕРИТЬ имеющимся. Неупоминание же — не есть аргумент в пользу отрицания». Итак, получается, что во все, что сказано у древних историков, современные историки ОБЯЗАНЫ верить. Отрицать что-либо нельзя, даже то, что не упоминается! Странный, но закономерный для традиционной истории вывод.
Но сделаем маленькое отступление. Ответьте, что ОБЯЗАНЫ сказать историки на такие строки: «Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают». Историки ОБЯЗАНЫ в это ВЕРИТЬ. Потому что это строки из «Повести временных лет». Интересно, а сам-то господин Пчелов в это верит?
Татуры в «Слове о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» есть такая речь Святослава:
«Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: „О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена. Се ли створисте моеи сребренеи сѣдинѣ! А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего || Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. Тіи бо бес щитовь съ засапожники кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. Нъ рекосте: «Мужаимѣся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѣлимь». (строки 26-27)»[1]
Прозаический перевод на русский язык этой речи.
«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечами кровавить, а себе славы искать: без чести для себя ведь вы одолели, без чести для себя кровь поганую пролили. Храбрые сердца ваши из харалуга крепкого скованы, в отваге закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине!
Уже не вижу я силы могучего и богатого и воинами обильного брата моего Ярослава с черниговскими былями, с могутами и с татранами, с шельбирами, топчаками, ревугами и ольберами: те ведь без щитов, с одними ножами засапожными, кликом полки побеждают, звеня прадедовской славой.
Вы сказали: «Помужаемся сами, и прошлую славу себе возьмем, и нынешнюю поделим!»»
Поэтический перевод этого отрывка Н.Заблоцкого.
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.
Со слезами смешано, сказав:
«О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».
В «Слове о полку Игореве» упоминается и Шарокан (Шарукан), и его сын Кончак.
Кто же такие Татраны?
Вот что в [1] об этом пишут:
«L. Rásonyi (Les noms de tribus dans Le «Сл. о п. Иг.». — Seminarium Kondakovianum, t. VIII, Praha, 1936, s. 295—296) считает, что «племенное название татраны …тюркского происхождения». Он упоминает, что в предшествующей своей работе (Rásonyi-Nagy. Der Volksname Берендѣй. — Seminarium Kondakovianum, t. VI, Praha, 1933, s. 224) говорит об употреблении того же племенного названия в «Алексиаде» Анны Комниной (см.: Анна Комнина. Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1081—1118), ч. I. СПб., 1859, с. 357—358, — В. В.) в качестве печенежского личного имени Τατρανης. Он приводит также географические наименования Tatrang в Румынии и Татран в Казахстане. Указывая на название деревни Tatrang в Трансильвании, засвидетельствованное в конце XV в., Л. Рашоньи пишет, что «это название места является несомненно более древним, чем первое упоминание, которое дошло до нас; по всей вероятности, к этим встречающимся древним племенным названиям тюркского происхождения нужно подходить, быть может, как памяти о тюркских племенах, обосновавшихся под защитой …Карпат».
*Татырγан) «производное от глагола татыр- … татур-: древнетюрк. татур — „испытывать удовольствие, пробуя на вкус“ …чагатайск. татур — „смаковать“… Ср. тюркск. половецк. тат „сладость, вкус“ и „пробовать (пищу), смаковать, сластничать“, казахск. таты- среднетюркск. таты- „иметь вкус, быть приятным“ у Махмуда Кашгарского». К. Г. Менгес (Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 137): «Татранъ можно рассматривать как обозначение достоинства со значением такой (или такие), кто попробовал, т. е. ‘опытный’, и как семантическую аналогию с тат., тоб. tatymal ‘зрелый и опытный человек’ (тат.), ‘способный, превосходный человек’ (тоб., Радлов). Истоком этого значения является значение ‘опытный’, 1 43°59′00″ с. ш. 22°52′00″ в. д.
Банджа-Татра Банант или «Мундо» (505-520 гг.). Сын Ружа-Джураша, был правителем Булгарского бейлика (Кара-Бершуд) 15 лет. Всегда признавал Чапан-бия верховным булгарским правителем и был очень дружен с ним. Прославился воинственностью и необычайной храбростью в бою. В решающей битве в войне против Византии его тысячный конный отряд («банант») атаковал и опрокинул 15-тысячное византийское войско, после чего он получил также прозвище «Банант». Разгромленная Византия согласилась платить Кара-Бершуду огромную дань и уступила ему большую часть Балканского полуострова. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив Ак-Бершуд и Эскель. Был воспет в болгарском народном эпосе «Шан Талгау» под именем Тат-Ырана.
Буляк-Болгар Джилки или «Болох» (520-522 гг.). Старший сын Банджа-Татры, был управителем Чаллы-Бурджанской (Предкавказской) части Ибер-Сэбэра. Родился в год лошади (в 490 г.), почему получил имя Джилки («Лошадь»). Вначале брал дань с Византии и Барджиля (Персии) только для Чалап-бия, но затем стал взимать для себя дополнительную дань с Барджиля (по настоянию жены — Бояр-кыз). Желая избавиться от этой дополнительной дани, барджильский шах Курбат (Кавад) пригласил его в Персию для участия в походе на арьякцев (армян) и пообещал за это передать Джилки область Дяу-Хонджак (Карабах). Джилки поверил и был коварно убит вместе с большей частью своей дружины людьми Курбата. Перед смертью Джилки завещал своим родным отомстить барджийцам (персам) за их коварство. Двое двоюродных братьев Джилки Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу и были через некоторое время отпущены…»
Уже здесь мы видим, что Татр в народном эпосе воспет как Татыран – Татыр
В тексте так же есть упоминание о Дунайской Болгарии 5-6 века. Имеено тогда из этого региона началась экспансия славян, а горы, видимо, стали носить имя Татра = Татур — сына Ружа-Джураш Масгута.
В.В. Мавродин пишет [4]: «Часть болгар оттеснили на север лесостепи позднейшие пришельцы — венгры и печенеги. Потомками этих древних тюрок-болгар следует считать черниговских «былей» «Слова о полку Игореве»: шельбиров, ольберов, ревугов, татранов. … Это — именитое черниговское боярство, давно обрусевшая знать, тюркское происхождение которых было основательно позабыто ко временам Игоря Святославовича. Сам термин быль уводит нас в Дунайскую Болгарию, где он был заимствован славянами у тюрок-болгар, и в Орхоно-Енисейский край, где в древних тюркских надписях он выступает в значении сановник».
Я не буду комментировать сведение Мавроди болгар к тюркам: язык народа еще не является признаком его этнического происхождения, но мы видим, что в части происхождения названия «татран» версия В.В. Мавроди совпадает с повествованием летописи «Джагфар тарихы».
Но какова связь булгар и алан (осетин), в нартском эпосе которых есть имя Татраз? Вот что об этом сказано в летописи «Джагфар тарихы».
«Часть масгутов и оймеков, поступивших на службу Аланской династии Иделя, стали называть аланами…
В VII в. Булгария раскололась на пять крупных частей: Улаг-Болгар (Дунайская Болгария), Кара-Болгар (будущая Русь и Причерноморье), Хазар (Хазария), Авар (Авария) и Ак-Болгар (Волго-Урало-Сибирская Болгария). Воспользовавшись этим оймеки (кимаки), ранее подчинявшиеся Булгарии, провозгласили себя Оймекским (Кимакским) каганатом….
Ставка оймекских ханов находилась на месте прежней ставки кана Булюмара и кагана тюрков Иджима (Истеми) на реке Иджим (Ишим), которую булгары называли Кызыл (Куман) Яр (Джар), что означало Красная, а также Желтая и Золотая (Кызыл, Куман) голова (яр, джар). Кыпчаки называли эту ставку сокращенно «Куман», почему и получили еще одно прозвище «куманы»…
В 1020-х годах первая крупная караоймекская орда хана Кумана бежала из Кызыл Яра в Булгар и была в 1028 г. нанята булгарским царем Балуком Ашрафом на службу. Тогда же Балук добавил к титулу булгарских царей выражение «царь Кыпчака (Дешт-и Кыпчака)». Куман должен был своими силами поддерживать порядок среди племен булгарских торков, постоянно нападавших друг на друга. В 1035 г. на службу Балуку в Саксине нанялась еще большая караоймекская орда хана Ишима, а люди Кумана получили разрешение заселить часть Горной и Луговой (Заказанской) сторон Средней Волги..»
Здесь нужно отметить, что отец Шарукана хан Осеня ( Асень, Азан, Асан), ставший с 1061 г. главой саксинских куманов, был сыном Ишима. Татур – правнук Шарукана, согласно летописи «Джагфар тарихы», поселился на Горной стороне Средней Волги. А отец Банджа-Татры (505-520 гг.) был женат на дочери масгутского бека Ружи.
Но продолжим цитировать летопись «Джагфар тарихы».
«Кубан. Сын Кашана. Великий булгарский музыкант и сказитель, царь Иделя. Создал ряд поэм-песен, в которых отразил мифологию и историю булгар. Кул Гали сохранил такие его слова:
«Джам-Иджик собрал под своей властью семь племен,
Благодаря чему сложился один великий народ булгар.
Таргиз заставил всех задуматься о необходимости сохранять единство тем,
Что отступился от власти.
Азан решил расширить Кашан от Семиречья до Сулы — и это ему удалось.
Все эти действия настолько непонятны,
Что ясно: они предприняты по внушению Тангры:
Я, живущий на берегах сакланской реки (Кубань), Кубан — потомок Иджика, Таргиза и Азана,
А поэтому я прошу Тангру: вразумляй меня также, как [вразумлял] моих предков.»….
Алан (140-107 гг. до н.э.). Внук Кубана, сын Сувар-Маджи, Тархан. Оттесненный от власти другими родственниками, заключил союз с Кельбиром, по которому Кельбир помог Алану в 140 г. до н.э. стать царем Иделя, а Алан объявил Кельбира и его потомков тарханами (автономными правителями) Саклана. Кельбир женился на дочери Алана Узбике. Во время свадьбы на берегу реки Кубан на пирующих неожиданно напало войско Бершуда (Боспорское царство) во главе с Тама-Диу и захватило в плен малолетнего сына Алана Сакмара или Саумака («Савмак» римско-греческих источников). Из-за этого разразилась война между Иделем и Бершудом. В этой войне булгарские войска возглавлял вначале Кельбир, а затем — Балак (сын Кельбира и Узбики). Сын Уразмана Таш-Баш поддерживал их. В конце концов бершудцы были разбиты, а Саумак — освобожден. Но тут царь Дарбазана (Понтийское царство) пришел на помощь бершудцам и при поддержке того же Тама-Диу вновь пленил Саумака (в 107 г. до н.э. по данным римско-греческих источников). Узнав об этом, Алан умер от расстройства. А Саумак умер в заточении в Дарбазане. Его тело было выкуплено за большое количество золота и серебра и погребено на родине, на берегу реки Сакмак или Сакмар (Сакмара). Алан — основатель Аланской династии.»
Последний из Спартокидов — Перисад V — принуждён был отречься от престола. В 108 г. до н. э. он передал власть правителю Понтийского царства (Юго-Восточное Причерноморье — восточная часть современной Турции) Митридату VI Евпатору, владевшему тогда обширными территориями и ставшему опасным врагом самого Рима.
Мы видим, что история алан, масгутов, оймеков, булгар представляет нечто едной целое, которое отражено и в эпических нартских сказаниях, и летописях булгар и которое проявляется через имена реальных и былинных исторических персонажей.
Имя Татра тому свидетельство: Тотраз/Тотыр — нартский эпос, Тотыр/Тотраз/Тотурдза — осетинские имена, Татра – булгарская летопись, Татран – «Слово о полку Игореве», Татур – половецкое (оймекское) имя.
Литература
1. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; Под ред. Б. Л. Богородского,Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Сост. В. Л. Виноградова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984. С. 15—25.
2. Цагараев М.А., «Славных предков имена», сборник имен восточно–иранских народов (от киммерийцев до осетин), 2009
3. Бахши Иман, Джагфар тарихы (История Джагфара), 1997
4. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.,1978. C.114-115.
Примечания
1. Город в Болгарии, у реки Дунай. Центр Области Видин и Общины Видин.
2. Савиры (сабиры, савары, сувары) — группа племён первого тысячелетия нашей эры. По некоторым предположениям от их имени произошло название «Сибирь». В тексте Бахши Иман «Джагфар тарихы» есть упоминание сэбер. Здесь интересна лингвистическую параллель сэбэр – сябры – сэрби (сянбийцы) – сербы.
Считается, что савиры пришли в Западную Сибирь из Центральной Азии вместе с хуннами.
Зона их первоначального обитания находилась в Западной Сибири, между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда татар.
Савиры на Северном Кавказе между болгарами, хазарами и аланами
Первое известие о савирах (греч. Σαύαροι) оставлено Птолемеем в трактате География (кн.3, гл.5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор.
В 463 году савиры были вытеснены со своей территории аварами и пришли в северный Дагестан, потеснив оттуда болгарские племена. В 508 году они предприняли опустошительный набег в Каппадокию и Галатию. Видимо об этом походе Банджа-Татра Бананта пишет Бахши Иман в «Джагфар тарихы».
Сведения о савирах очень немногочисленны. Они почерпнуты из военных хроник, столкнувшихся с этими племенами государств. Из этих сообщений можно установить, что савиры являлись серьёзной военной силой на Северном Кавказе. Однако единого политического целого они не составляли, а были разделены на несколько колен, которые соперничали друг с другом. Византия и в большей степени Сасанидский Иран подвергались их набегам и одновременно стремились использовать в качестве наёмников. В 521 византийский император Юстин склонил савирского вождя Зилигда (Джилки) на войну с персами. Однако тот, получив дары от Ирана, перешёл на его сторону и с 20 тыс. войском напал на Византию. Тогда Юстин предложил Ирану заключить мир, чтобы не идти на поводу у варваров и персы уничтожили савирское войско.
В 527 савирами, расположенными близ иранской границы, правила вдова вождя Болаха (Буляк-Болгар Джилки — Старший сын Банджа-Татры ) — Боарикс ( Бояр-кыз). Она заключила союз с Византией. Двое других племенных вождей (двое двоюродных братьев Джилки Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу), живших позади савир Боарикс, согласились служить Ирану.
Савиры служили в иранском войске во время кампаний 528—531. Они сыграли важную роль во время ирано-византийской войны за Лазику (550—556). Правитель лазов — Губац нанял савир и алан для защиты от персов, но не смог расплатиться, и союзники перешли на сторону Ирана. Византийский император Юстиниан прислал необходимую сумму. Три савирских вождя прибыли за ней к византийскому войску, осаждавшему город Петру. Савиры научили византийцев строить переносные тараны, благодаря чему город был взят.
Могущество савир было подорвано междоусобными войнами. В 562 году персидский шах Хосрой нанёс савирам поражение. Часть их он взял в плен и поселил в Кавказской Албании,в районе Кабалы. Остальных прогнал обратно в Дагестан. У каспийского прохода он построил крепость — Дербент, что значительно затруднило дальнейшие набеги.
В VII—VIII вв. остатки савиров жили в низовьях р. Кумы и в Северном Дагестане, они подчинялись хазарам и были известны под именем гуннов. В 682 году вождь гунно-савиров — Алп Илитвер принял христианство.
В начале VIII века (ок. 737 года) под влиянием арабских нашествий савиры вместе с болгарами переселилась в Среднее Поволжье, где столкнулась с населением именьковской культуры и построили город Сувар. Часть волжских савиров мигрировала на запад к Днепру (Волынцевская культура), другая часть осталась на Волге, приняв участие в формировании Волжской Болгарии.
В 9 веке часть савиров жила между Донцом и Днепром.
3. Боспорское царство, (или Боспор) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в.