Что значит только в кинотеатрах
Почему смотреть кино лучше с субтитрами и на большом экране
Кинокритик Антон Долин рассказал, как правильно смотреть фильмы
Антон Долин кинокритик, журналист, теле- и радиоведущий, главный редактор журнала «Искусство кино»
Книга «Как смотреть кино» задумывалась для подростков (автор тестировал ее на собственном сыне-тинейджере), но заслуживает внимания и взрослых (а некоторые участницы конференции ее уже прочитали). Если вам или вашим детям любопытно разобраться, кто и как снимает кино, освежить в памяти историю кино и узнать, когда оно умрет — вот самое начало книги. Кстати, иллюстрировал ее знаменитый аниматор Константин Бронзит.
Кино надо смотреть на большом экране. То есть в кинотеатре
Многие фильмы снимаются именно для того, чтобы смотреть их в кинозале — в темноте и на огромном экране. Если смотреть их по телевизору, на мониторе компьютера, планшета или смартфона, их достоинства теряются, причем в буквальном смысле слова: многие детали невозможно разглядеть.
Это касается не только зрелищных голливудских блокбастеров, выпускаемых в формате IMAX и иных премиальных форматах, например Atmos или RealD (если в вашем или соседнем городе есть такие кинотеатры, оцените эти огромные экраны и звуковые системы хотя бы однажды в жизни), но и более скромных картин, снятых за меньшие деньги.
К тому же любое произведение искусства надо стремиться увидеть таким, каким оно создавалось. Не случайно и принимающие работу продюсеры или прокатчики, и зрители фестивальной или прокатной премьеры всегда смотрят фильм на киноэкране.
Репродукция картины может быть предельно точной, и все равно даже ребенок понимает: настоящая «Джоконда» — только в Лувре, «Сад земных наслаждений» — только в Прадо, «Явление Христа народу» — только в Третьяковской галерее. Фильм (в идеале) — тоже визуальное произведение, требующее определенных условий просмотра.
— А если фильм, который я хочу посмотреть, не идет в соседнем кинотеатре? Что же, не смотреть его вовсе?
Конечно, нет. Смотрите кино там, где получится, и так, как получится. Если нет возможности пойти в кинотеатр — сгодится любой экран. Но имейте в виду: вы вряд ли сможете оценить достоинства (и недостатки) картины в полной мере.
Между прочим, современные технологии позволяют смотреть кино, в том числе старинное или редкое, на большом телеэкране. Еще можно купить проектор и смотреть дома кино на экране или на стене, превратив обычную комнату в (почти) настоящий кинотеатр.
— Как быть с телефильмами и сериалами? Их-то в кино не показывают.
Во-первых, иногда показывают. Да, в прокат они попадают редко, но на фестивалях и на специальных сеансах их можно увидеть.
Во-вторых, если фильм снимался для телеэкрана или монитора компьютера, то именно так его и стоит смотреть.
— А мне в кинотеатре всегда мешают соседи: они разговаривают во время сеанса и громко хрустят попкорном!
Большинство людей прекрасно реагируют на вежливые замечания. И если зал не заполнен, то у вас (или у них) всегда есть возможность пересесть. Если же в кинотеатре аншлаг, вероятность таких назойливых соседей крайне невысока.
Вообще же в попкорне нет ничего плохого. На громких блокбастерах его хруста все равно не услышишь. А выручка от продажи фастфуда и газировки у владельцев кинотеатров иногда бывает не менее значительной, чем от показа фильмов.
Интересно, почему изобретателями кинематографа считаются братья Огюст и Луи Люмьеры? Ведь первым кино придумал, применил и даже запатентовал американец Томас Эдисон: его чудо-аппарат кинетоскоп появился за два года до синематографа Люмьеров.
Ответ прост. Эдисон изобрел аппарат, позволявший смотреть «движущиеся картинки» (примерно как на сегодняшнем домашнем телевидении и видео) только одному человеку. А Люмьеры провели первый публичный коммерческий киносеанс. Он состоялся 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в Париже. Показали несколько фильмов. Каждый длился примерно 50 секунд. Один из первых фильмов назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Можно считать, что кинематограф по-настоящему родился в тот момент, когда поезд на экране поехал прямо на зрителей в зале и они все, как гласит легенда, одновременно отшатнулись.
Кино — коллективное переживание в одном темном помещении, вместе с незнакомцами, которые чувствуют то же, что и ты.
Если есть выбор между субтитрами и дубляжом, выбирайте субтитры
С момента изобретения звукового кино (оно окончательно сменило немое в 1930-х годах, об этом снят прекрасный фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист») речь актеров — неотъемлемый элемент художественного языка. Изображение в фильме первично, но звук бывает не менее важен.
Пренебрегая оригинальной звуковой дорожкой, вы не замечаете подмены: на экране Мерил Стрип или Роберт Де Ниро, Райан Гослинг или Энн Хэтэуэй, они стараются, играют свои роли специально для вас, а слышите вы вместо них безымянных артистов. Если даже они не безымянные, все равно это абсолютно другие люди. Неужели вам самим не обидно?
Проделайте несложную операцию в уме. Представьте себе любимый отечественный фильм или мультфильм, а потом замените голоса актеров на другие, незнакомые (пусть даже похожие по тембру). Смотреть это будет невозможно. Уж лучше вовсе без звука.
На всех мировых фестивалях кино показывают исключительно с субтитрами. Ни дубляж, ни войсовер (наложенная поверх оригинальной звуковой дорожки озвучка) не практикуются. Именно это — оригинальная форма фильма.
— Но если читать субтитры, то некогда будет смотреть на экран! Что делать?
На самом деле если у вас средняя скорость чтения, то субтитры не будут отнимать так много времени, как кажется. И если некоторое время тренироваться, то вскоре у вас разовьется периферическое зрение, позволяющее смотреть в центр экрана и одновременно читать титры.
— А как быть с детьми, еще не умеющими читать?
В большинстве стран, где все или почти все фильмы субтитрируют (государства Скандинавии, Нидерланды, Израиль), титры без труда читают и дети. Более того, они быстрее, чем взрослые, к этому привыкают. Собственно, ребенок учится читать примерно в том же возрасте, в котором начинает ходить в кино.
В некоторых странах (например, во Франции) фильмы для самых маленьких выходят в дубляже. Но даже в этом случае всегда существуют и копии с титрами.
— Что делать, если копии фильма с субтитрами не существует ни в кинотеатрах, ни онлайн?
В России, к сожалению, многие фильмы выходят только в дублированной версии, причем это касается не только кинопроката, но и легального выпуска в сети. Есть лишь один способ бороться с этим: массово ходить на сеансы с титрами, доказывая правообладателям фильмов и директорам кинотеатров, что спрос на показ оригинальной версии высок.
Не верьте рекламе
О большинстве фильмов вы узнаете из рекламы, даже если не отдаете себе в этом отчета. Со всех сторон вас бомбардируют образы из новых картин, кадры, звуки, персонажи. Они зовут вас в кино, соблазняют, вербуют.
Это игра. Но и бизнес тоже. Позвольте пригласить себя в кино. А окончательное решение все-таки принимайте сами.
Смотря трейлер (рекламный ролик), вы невольно поддаетесь иллюзии, будто перед вами краткая — уложенная в две-три минуты — версия фильма, на который вас зовут.
Это хитроумная уловка. Перед вами рекламная нарезка, сделанная, как правило, не автором самого фильма, а другими людьми. Очень многим режиссерам вовсе не нравится трейлер их собственного фильма. Одни делают кино. Другие его продают. Это разные задачи, и их выполняют разные люди.
Цель фильма — развлечь вас, растрогать, рассмешить, заставить задуматься, поделиться мыслями и чувствами.
Цель трейлера — продать вам фильм, а для этого хороши любые средства.
Часто в трейлер включены сцены, которых вовсе не будет в фильме, или музыка, которой вы в нем не услышите. Иногда в нем собраны решительно все зрелищные сцены из картины, которая окажется скучной.
Или наоборот: фильм получился неожиданным и на самое интересное в трейлере даже не намекнули. В любом случае это обман.
То же самое касается постеров, рекламных роликов, анонсов и предпремьерных интервью — в общем, всех компонентов рекламы.
Маркетологи не виноваты: они делают свою работу. Учитесь оценивать ее критически, без слепой веры.
— А как быть со зрительскими рейтингами на популярных интернет-порталах?
Им можно доверять, но с определенной осторожностью. Не забывайте: никто не способен проверить, действительно ли проголосовавший посмотрел картину, которую хвалит или ругает. Иногда фанаты какой‑то франшизы завышают (или, напротив, занижают) рейтинг той или иной картины; к ее художественным достоинствам и недостаткам это отношения не имеет.
— Кому же тогда верить?
Только не смейтесь: критикам. Или смейтесь, почему нет.
Дело даже не в том, что критики больше понимают в кино, чем так называемые обычные зрители, которые голосуют на «Кинопоиске» и других сайтах. Просто критики сравнительно редко бывают подвержены зрительскому фанатизму: по работе они смотрят слишком много разного кино и учатся сохранять дистанцию между собственными эмоциями и экспертной оценкой.
Кроме того, похваливший плохую (или разругавший хорошую) картину, критик рискует своей публичной репутацией. Это приводит к определенной осторожности в оценках.
Если кто-то и способен отделить персональное «мне не зашло» от оценки качества фильма, приближенной к объективной (ведь не все хорошие фильмы вам нравятся?), то только критик. Хотя не каждому это удается.
— Что делать, если я не совпадаю ни с какими критиками?
Радуйтесь: у вас оригинальный вкус! По нашим дням дьявольская редкость. Но тогда тем более не верьте рекламе!
Каким критикам доверять?
В мире существует огромное количество критиков. Одни работают в популярных СМИ или блогах для колоссальной аудитории, другие трудятся в специализированных изданиях. Некоторым удается это совмещать.
Нет на свете фильма, у которого не найдется хотя бы одного критика-ненавистника (даже если остальным кино понравилось) или одного влюбленного критика (даже если весь мир проклинает эту картину).
Осталось только найти критика, чьи вкусы совпадают с вашими. Или не совпадают настолько радикально, что можно четко знать: ему/ей не понравилось — значит, точно понравится мне.
Если же вы не доверяете вообще ничьему мнению, то знайте, что есть сводные критические рейтинги: порталы Rotten Tomatoes и Metacritic (существуют и отечественные аналоги, хотя они менее популярны). Их модераторы собирают рецензии критиков на фильмы и высчитывают средний оценочный балл.
Нет, это совсем не то же самое, что пользовательские рейтинги: здесь речь идет об оценке публичных профессионалов, поставивших на кон свое имя.
Можно также порекомендовать читать профессиональные издания о кино, которые помогут ориентироваться в тенденциях кинематографа и анализировать конкретные фильмы.
В России это прежде всего «Искусство кино» и «Сеанс». Также заслуживают пристального внимания британский Sight & Sound, французский Cahiers du Cinéma и американский Film Comment.
Обратите внимание на автора
Звучит смешно, и тем не менее: большинство зрителей идет в кино, не задаваясь вопросом, кто его снял.
Представить себе такое с литературой невозможно. Продолжения «Властелина колец» или «Приключений Шерлока Холмса», написанные не Толкином или Конан Дойлом, никогда не будут читать с теми же ожиданиями, что и оригинальные книги. А от современной музыкальной группы, играющей даже самые мастерские кавер-версии The Beatles, вы не станете требовать нового «Revolver». В кино эта логика почему-то не работает: зрители всерьез ждут, что новые «Звездные войны» будут похожи на старый шедевр Джорджа Лукаса, а от очередного сиквела или ремейка «Терминатора» ждут той же мощи, что и от картин Джеймса Кэмерона.
У каждого фильма много авторов: это продюсеры, сценаристы, оператор, монтажер, художник-постановщик. Но все-таки главный дирижер этого оркестра — всегда режиссер. Правда, иногда их бывает двое.
Не верьте рекламному штампу на плакате: «От создателей такой-то картины». Под «создателями» вполне могут подразумеваться продюсеры или, например, специалисты по визуальным эффектам. Все по-настоящему важные решения в фильме принимает режиссер.
Картина может показаться вам интересной из-за актерского состава, а потом разочаровать. Это вина режиссера. Фильм может поначалу не вызвать вашего интереса, а потом оказаться выдающимся. Это заслуга режиссера.
Не поленитесь, справьтесь в «Википедии» или на том же «Кинопоиске»: кто режиссер картины? Проверьте, что он снимал раньше. Может быть, вы познакомитесь с этими фильмами или хотя бы почитаете о них подробно. Так опасность ошибки станет значительно ниже.
Если режиссер дебютант, то он, скорее всего, успел сделать короткометражные работы, участвовал в создании телесериалов, снимал музыкальные клипы или рекламу. Если же о нем не известно решительно ничего, то вам придется рискнуть.
Представление о режиссере как об авторе фильма возникло не так уж давно — чуть больше полувека назад. Когда Люмьеры делали свои фильмы, у них не было режиссера — обоих братьев можно было скорее назвать продюсерами и в то же время авторами.
Со временем представление об авторстве фильма изменилось. Продюсерами стали люди, обеспечивающие организацию производства и его финансирование, а авторами начали считаться режиссеры.
После разделения функций режиссера и продюсера между ними стали возникать конфликты, которые чаще всего разрешались в пользу продюсеров. В 1954 году французский режиссер и критик Франсуа Трюффо сформулировал «авторскую теорию» (она же — «теория авторского кино»). Ее суть в том, что автор фильма — именно режиссер, отвечающий за выработку определенного стиля и киноязыка.
Эта концепция помогла защитить права режиссеров от тех, кто финансировал их проекты. В конечном счете она привела к расцвету авторского кино в Европе, США и Азии, а также к усилению фестивального движения. Благодаря этому была разработана система поддержки и некоммерческой раскрутки авторского кино.
Несмотря на то что голливудские и иные крупные мировые студии по-прежнему производят продюсерское кино, в котором режиссер — лишь наемный работник, выполняющий заказ, сегодня никто в мире не сомневается: автор в кинематографе — это прежде всего режиссер фильма.
Почему лучше не садиться на места для поцелуев? 11 неожиданных закулисных тайн российских кинотеатров
Афиша кинотеатров пестрит новинками, попкорн манит своим насыщенным ароматом, а контролер с улыбкой приветствует на входе в зал. Но что еще вы знаете, о том, как все устроено в кинотеатре?
Что на самом деле происходит в проекционной? Кто и как наблюдает за зрителями во время сеанса? Откуда лучше смотреть фильмы 3D?
Самыми интересными и даже слегка шокирующими тайнами кинотеатров поделились в Сети бывшие и нынешние сотрудники. Портал Anews публикует эти откровения.
1. Правда про уборку
В течение дня в залах кинотеатров проводится лишь экспресс-уборка – из-за ограниченного времени между сеансами и при большом числе залов убирают только поверхностно крупный мусор.
Хотите сидеть в чистом зале – ходите на первые утренние сеансы, так как наиболее тщательная уборка происходит ночью или рано утром.
«Это во всех залах пропылесосить (и не так, как дома, а убрать горы попкорна и грязи), это вымыть полы в холле, за баром, везде, это вынести мусор. Нас 4 взрослых парня выносили мусор – пустые бутылки и куча разной тары занимали огромное пространство и вес. Плюс куча мелкой уборки. Даже в самый чистый день на уборку уходило часа 4. Причем нас было 6 человек в смене».
Кресла чистятся еще реже – лишь во время генеральной уборки.
2. Избегайте мест для поцелуев
Страстные парочки на последнем ряду, бывает, не ограничиваются поцелуями. Притом такие влюбленные «экстремалы» берут билеты не только на поздние сеансы, но и на дневные, где народу поменьше, чтобы предаться всевозможным видам плотских утех.
Кстати, для самих парочек у нас тоже есть новость – читайте следующий пункт.
3. Видеокамеры на каждом ряду
Во многих современных залах давно установлены камеры наблюдения, и в некоторых кинотеатрах, по словам одной из бывших сотрудниц, они есть на каждом ряду.
Камеры не инфракрасные, но они специально приспособлены для съемки в помещениях с малой освещенностью. Картинка с них передается на мониторы дежурных. А еще «кино» о зрителях может видеть руководство через Интернет, даже дома.
Впрочем, как шутят сотрудники, качество записи такое, что порнофильм все равно не смонтируешь.
«Камеры в зале установлены так, чтобы просматривался весь зал и все посетители, но лиц на мониторе не видно. У камер нет зума, поэтому нет возможности приблизить, увеличить отдельные детали. Пускай целуются, главное – чтобы не мешали другим кино смотреть. Даже если кто-то с любовницей придет, жена точно не узнает».
4. Система вычисления «пиратов»
Этого почти никто не знает, но, оказывается, на экранах в кинотеатрах есть определенные метки, которые называют «маяками». По ним профессионалы могут определить где, когда и даже с какой точки зала нарушитель сделал запись. А уже упомянутые камеры наблюдения подсказывают, кого конкретно задерживать.
Именно так осенью 2016 года в Екатеринбурге схватили с поличным видеопирата, который долгое время оставался неуловимым. Запись с камеры наблюдения приложили к делу как главное доказательство вины.
Хотя, по опыту администраторов, обычно до вызова полиции дело не доходит. Нарушителя просто выводят из зала, удаляют сделанную им запись и проводят профилактическую беседу.
5. Чемоданчик и секретный ключ
Кинотеатры сегодня получают новые фильмы. скачивая их через Интернет. Звучит смешно? Но на самом деле все серьезно и куда сложнее, чем кажется.
Закачка от дистрибьютора на сервер кинотеатра происходит по специальному шифрованному каналу. Один 3D-фильм весит в среднем 300 гигабайт, длинные картины от 2 часов – по 400 гигабайт.
Есть и другой способ доставки фильмокопии в кинотеатр – в виде жесткого диска в опломбированном кейсе. Кинотеатр заливает фильм на свой сервер и отправляет жесткий диск обратно компании-прокатчику.
Но самое главное – фильм не запустится без специального ключ-кода, который присылают за пару дней до начала показа. Он подходит только к серверу конкретного кинотеатра и выдается строго на срок проката. Более того, ключ рассчитан на определенное число сеансов, так что внеплановый показ невозможен.
По договоренности с дистрибьютором действие ключа можно продлить. Но, как правило, после показа фильм удаляют с сервера.
6. Сеансы «для своих» и видеоигры на большом экране
Мечтали работать в кинотеатре, чтобы крутить любимые фильмы и резаться в игры на роскошном экране кинозала? Увы, сотрудники могут об этом только мечтать. Лампа проектора страшно дорогая и при этом имеет ограниченный ресурс.
«Эта лампа взрывоопасна. А уж если срок ее действия истечет и ее во время не заменят, может взорваться и разнести весь проектор», – поясняет один из сотрудников.
Кроме того, подобные развлечения могут плохо закончится и для карьеры в целом:
«В ходе общения с киномехаником узнал историю о причине его увольнения из предыдущего кинотеатра. Он на пару с одним из коллег подключили плей-стейшн к проектору и, спустившись в зал, играли в GTA, что не очень оценил управляющий».
Кстати, сами проекторы выглядят вот так:
Подведенная к ним труба – это отдельная вытяжка от перегрева: «температура в кинорубке должна быть строго 15-17 градусов».
А запускаются фильмы с обыкновенного компьютера.
«Если кто-то думал, что в помещении киномехаников что-то необычное или они сидят и смотрят фильмы, я вас огорчу. Вот так выглядит рабочая станция киномеханика. Обычный компьютер со специальным софтом», – делится один киномеханик.
7. «Блат» для сотрудников
Сотрудники киноатетров не только не могут пользовать экраны и залы для развлечений, они зачастую не имеют никаких привелегий для «легального» просмотра кинокартин.
Так, в одних кинотеатрах контролеры билетов вполне могут посмотреть фильм во время сеанса, стоя у двери или присев с краю. В других же местах это запрещено должностной инструкцией. А чаще всего у сотрудников просто нет на это времени.
«Я изначально тоже думал, что сейчас меня поставят возле одного зала, и буду при нем стоять весь день. Ха, размечтался. Сотрудников катастрофически не хватает, поэтому 1-2 билетерам приходится бегать по ВСЕМ залам, а их, например, в КАРО бывает и 5, и 7, и 8, и даже 21. Кроме отрывания контролей, нужно ведь еще и бумаги заполнить, пересчитать эти самые контроли, за очками уследить. Короче, присесть просто невозможно. Если только после полуночи. », – говорит контролер.
8. Сувениры, которые не доходят до зрителей
К каждой ожидаемой премьере дистрибьюторы высылают сопутствующую рекламную продукцию: постеры, выставочные макеты, сборные или надувные фигуры персонажей, которые вы можете видеть в холлах и коридорах. А еще футболки, брелоки, наклейки и прочие сувенирные штучки, которых вы не видите почти никогда.
Дело в том, что «мелочь» поступает в небольшом количестве. Кинотеатр вправе распорядиться ей по своему усмотрению, например, организовать розыгрыш с призами. Однако зачастую сувениры забирает отдел маркетинга.
А вот постеры не особенно интересуют сотрудников кинотеатра и после показа просто выбрасываются. Так что если вам очень-очень хочется какой-нибудь плакат, то просто попросите у администраторов, советуют инсайдеры.
9. Лучшие места для 3D
Многие думают, что, отправляясь на 3D-фильм, нужно сесть как можно ближе к экрану. Но это не так:
«3D-эффект лучше ощущается с более дальних мест, начиная с 6-го ряда (но не дальше 15-го). Желательно смотреть на экран под прямым углом, т. е. чтобы глаза смотрели в центр экрана. Тогда и глаза не будут уставать, и самое лучшее ощущение от 3D будет».
«В 3D близость к экрану не добавит «глубины погружения», а вот головной боли — легко».
Где близость к экрану как раз помогает, так это в залах IMAX. Но там в принципе и не должно быть много рядов.
10. Секреты попкорна
Кинобары, судя по отзывам бывших и настоящих сотрудников, везде разные. И качество попкорна и других закусок, соответственно, разное. Однако, некоторые советы помогут вам стать чуточку эрудированнее в вопросе воздушной кукурузы:
«Подрабатывал в кинотеатре. На самом деле в кино так же, как и на вокзале. Т. е. на вокзале жарят чебуреки на одном масле месяцами, подливая сколько нужно масла временами, с попкорном – так же. Лежит в общей таре столько-то попкорна, как начинается кончаться, то снова готовится и подкладывается в эту тару. Т. е. вы жуете черствый попкорн вперемешку с более свежим».
«Работал в кинотеатре в Перми, так вот насчёт того, что из общей тары брали попкорн, такого не было. Кончался – жарили, высыпали, и так по кругу. Солёный реже всего брали, и раз в три дня мы его – в мусорные мешки и списывали. Мешки чистые были, кто хотел забирайте (сотрудники, конечно). Были начос, сервировали по порциям только целые чипсины, а чуть надломанные опять же списывали, и стабильно раз в два дня был полный пакет этих списанных начос, берите кто хочет».
«Ну я как-то работал продавцом попкорна, попутно и его готовкой. В общем, если есть аппарат для готовки (котёл, висящий над кучей попкорна), то можете радоваться – попкорн почти всегда свежий. Если его нет – скорее всего берут уже готовый, а сколько он лежал готовым, хрен знает. Может быть, как у нас, не больше суток, а может и по полгода».
«Самое худшее, что ожидало моих покупателей, – вчерашний попкорн. Другое дело, что он готовится на пальмовом масле, которого уходит примерно стакан на 3-4 больших порции. «Карамель» в оригинале – это вкусно пахнущий порошок технического вида с гадким вкусом, а «сыр» – глутамат натрия с ароматиризатором».
К слову, попкорн и газировка – это главная причина, почему в кино не пускают со своей едой. На их продаже делается основная прибыль кинотеатров, ведь торговая наценка в кинобарах достигает 900%!
11. Склад забытых телефонов и прочих вещей зрителей
«Если бы я забирал себе все, что забывают в кино, и продавал, то, думаю, ездил бы на новенькой иномарке Audi или BMW. Количество забытых айфонов и айпадов не поддается счету», – признается управляющий одного из кинотеатров.
Многие посетители грешат на уборщиков, якобы те присваивают себе забытые вещи. Но сотрудники кинотеатров уверяют, что эти все найденное всегда честно сдается на склад.
В специально отведенном месте забытые вещи хранятся долго, там даже ведется их регулярный учет. Хозяева, конечно, возвращаются за ценностями, но, бывает, не сразу, потому что думают, что оставили их где-то еще. Администрация кинотеатра старается и сама отыскать владельцев гаджетов, если это возможно. А вот невостребованные шарфы, зонты и прочие «мелочи» спустя полгода-год просто выбрасывают.