Что значит токалка у казахов
Почему казахстанские девушки становятся токал?
Токал – понятие, ранее имевшее несколько иное значение. Второй женой, которая имела практически те же права, что и первая, нередко брали вдову старшего брата, чтобы сохранить род и поддержать семью материально.
Стоит вспомнить произведение «Путь Абая», чтобы утверждать, что брать токал мужчина мог только с позволения старшей жены – байбише. Сегодня понятие весьма изменено, и не только самими мужчинами.
Впрочем, нередко бывает, что второй женой становятся действительно по любви, надеясь, что однажды из токал женщина превратится в байбише, а точнее, в единственную и законную супругу.
…Я работала во «Французском доме», там мы и познакомились с моим нынешним мужем. Тогда я еще состояла в браке с другим человеком, но отношения откровенно рушились.
В итоге, после развода мы сразу же стали встречаться. Он работал в Астане и хорошо зарабатывал, мне это и нужно было – купил квартиру, машину, забрал к себе. Я хотела жить в достатке и, не раздумывая, уехала с ним. Он помог открыть небольшой бизнес, обеспечивает.
Ему сейчас 41 год, его первой жене 36. Жена первое время ничего не знала, потом все открылось, и, конечно, были скандалы. Постепенно она смирилась, но между собой мы не общаемся.
До недавнего времени она вообще жила с детьми в другом городе, а мы с мужем в Астане. Но сейчас он перевез свою первую семью в столицу и живет с ними, ко мне приходит только днем. Это несмотря на то, что полгода назад у нас родился сын.
Когда я забеременела, он вообще хотел, чтобы я уехала к себе в город. В ситуацию вмешалась моя мама, и я осталась жить в Астане. В начале наши отношения были прекрасными, сейчас все напряженно. Особенно после того, как он перевез семью и стал жить с ними. Нравится ли мне такая жизнь, сложно ответить. Главные минусы, наверное, в том, что он не будет все время с тобой.
С мужем мы не живем уже четыре года, после развода с ним я забыла все свои проблемы.
Но сложностей тоже было много, все-таки он женат. К тому же мои родители были против таких наших отношений, было много долгих и мучительных разговоров, благо сейчас они меня во всем поддерживают.
Посоветовала бы я кому-то еще быть токал? У каждой женщины свои взгляды на это, такое нельзя советовать. Бывает, ты сильно влюбишься и захочешь быть с ним, несмотря ни на что, а бывает, он полностью тебя обеспечивает, и тебе этого достаточно, тебя устраивает. Все зависит от обстоятельств.
Сейчас я в постоянном нервозном состоянии, такие отношения не дают жить спокойно. Хотела бы я быть первой и единственной женой? Наверное, это мечта любой женщины.
Токал не имеют юридической защиты
Девушки, называемые токал, нередко обращаются в фонд социальной помощи «Көмек- Қорғау» в Астане. Причины разные, истории разные, но основная проблема, по которой «вторые жены» идут за помощью – имущественная, отмечает директор фонда Анна Рыль.
— Эти женщины юридически не защищены – у них нет права на имущество супруга, у них может быть не прописано отцовство их общего ребенка, потому как брак регистрируется только через мечеть. Жизнь может сложиться как угодно, мужчина может уйти или с ним может что-то случиться, а женщине придется самой кормить себя и ребенка, если он есть.
Анна считает, что причина, по которой девушки становятся токал – это желание видеть рядом с собой надежного состоявшегося мужчину. Это вовсе не означает, что они глупенькие и наивные, утверждает она. Чаще всего они и сами успешные, и хотят быть со взрослым мужчиной, соответствующим их уровню и их представлению, потому как среди молодых мужчин таких мало.
— Часто бывает, что мужчина после ухода из второй семьи уклоняется от алиментов, и потом приходится решать этот вопрос через суд. Сейчас отношения стали более денежные, если раньше мужчина уходил от женщины и оставлял ей и ребенку имущество, то сейчас токал могут выставить из дома и ничего ей не оставить.
Проблемы девушек идут из детства
Слова директора фонда подтверждает и психолог Татьяна Педаева. По ее словам, как правило, приходящие к ней клиентки со статусом токал – это девушки с высшим образованием, хорошей работой и должностью, весьма самодостаточные, в возрасте около 30.
Примечательно, что все они состоят в отношениях с женатым мужчиной уже несколько лет, таким образом, что начало этих романов приходится на тот возраст, когда они были совсем еще юными.
Практически все девушки признаются, говорит психолог, в том, что боятся потерять своих мужчин из-за страха потерять и материальный достаток вместе с ним. То есть о чувствах речи не идет, говорит Татьяна.
Что касается причин, по которым девушки, с точки зрения психологии, становятся токал, то они вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд.
Удивительно, но проблемы токал не решаются, даже если мужчина разведется с супругой и сочетается браком официально со второй женой или она найдет того, кто сделает ее единственной. В этом случае внутренние страхи девушки, по словам психолога, тоже дадут о себе знать.
Психолог пояснила и то, почему мужчины идут на то, чтобы в их жизни появилась вторая жена.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Откровения казахстанки: Я – токал, и это моя судьба!
Казахстанка в откровенном интервью изданию Comode рассказала, каково быть токал. Женщина три раза в неделю живет с чужим мужем. Это если оценивать ситуацию по светским законам. А по мусульманским – она считает его своим законным супругом.
— Айман, вы привыкли к слову “токал”?
— Честно скажу – привыкла, другого выхода не было. Это ведь одна из традиций казахского народа. У многих наших великих предков было по нескольку жен. К тому же в шариате дается на это разрешение. Конечно, до сих пор есть те, кто смотрит на меня с презрением, распускает слухи из-за того, что я токал. Но еще никто не осмеливался сказать мне это в лицо.
— Многие считают, быть токал – стыдно.
— Я так не считаю. Первая жена моего мужа пишет мне, что у меня нет гордости и что я не построю счастья на чужом несчастье. Но ведь я не любовница, согласно шариату – я законная жена! И муж женился на мне, чтобы оградить себя от греха. То есть перед Аллахом мы чисты.
— Его первая жена о вас знает?
— Знает, конечно. Она мне сообщения пишет. Не так часто, как раньше. А в первые годы много писала, звонила, оскорбляла. А сейчас, мне кажется, она смирилась.
— Совру, если скажу, что она меня нервирует или что я страдаю. Когда я выходила замуж, я знала о его жене и детях и знала, что он не собирается их бросать. Глупо винить судьбу, если я сама сделала выбор. Есть она и есть я, и ни одно звено из этой цепочки не выкинуть.
— Как началась ваша история любви?
— Мы познакомились на работе. Он был моим шефом, я его секретаршей. В то время я как раз развелась с первым мужем, отдала двухлетнего сына в детский сад и вышла на работу. Он привлекательный и видный мужчина, и все его поступки об этом говорили. Но я не допускала мысли стать любовницей или выйти за него замуж, потому что я знала, что он женатый человек, к тому же верующий. Я считала, что он не посмотрит на девушку, которая красится и носит короткую юбку.
Однажды мы задержались в офисе, работая с документами, в перерыве сели пить чай и разговорились. Я рассказала о своей жизни. Через пару дней он пригласил меня на ужин и под конец вечера сказал: “Вы мне нравитесь. Я хочу быть вам и вашему сыну защитой. Как вы смотрите на то, чтобы стать моей второй женой по шариату?” Сначала я его не поняла, что он имеет в виду, была шокирована, но ответила, что подумаю. Мне тогда было нелегко, я с сыном снимала квартиру, каждый месяц платила за жилье и детский сад, на еду и одежду заработанных денег еле хватало. К тому же я страдала от одиночества, мне нужен был мужчина, крепкое плечо. Я начала думать о предложении шефа и поняла, что хочу согласиться. Я решила: чем встречаться с разными мужчинами, лучше я буду принадлежать только одному. После этого мы совершили обряд бракосочетания. Я ни о чем не жалею.
— Как вы рассказали об этом родителям?
— С отцом я не общаюсь. А мама меня поддержала, поскольку сама вышла замуж во второй раз после развода и знает, как женщине в наше время нелегко одной.
— Как отнеслись к вам родители мужа?
— Они до сих пор меня не приняли, и я их в этом не виню. Для людей, вышедших из Советского Союза, такие вещи кажутся неприемлемыми, у них совсем другой менталитет. Но несмотря на это, раз в месяц они видятся со своим родным внуком, гуляют с ним и балуют его.
Согласно вере, мужчина должен одинаково относиться ко всем женам и одинаково их обеспечивать. Как выполняет эти обязанности ваш супруг?
Его первая жена живет вместе со свекрами в двухэтажном доме за городом. А я снимаю двухкомнатную квартиру, за которую, конечно, платит муж. Первая жена два раза в год летает отдыхать за границу, а я радуюсь тому, что муж три раза в неделю приезжает ко мне ночевать, отключает телефон и полностью принадлежит мне. На мой взгляд, у первой жены больше привилегий, но я не хочу нас сравнивать и не хочу ничего подсчитывать. Женщина ведь создание ненасытное, всегда кажется, что тебе мало внимания, заботы, любви, подарков. Я стараюсь не думать об этом. Иногда я обижаюсь, но быстро забываю обиды. В нашем обществе разведенную женщину считают испорченной, многие мужчины стремятся затащить ее в постель и использовать. А если ты токал, они не приближаются. Самое главное – моя совесть чиста. Я не чья-то игрушка, я люблю своего мужа. И я благодарна за все, что он для меня делает. Стараюсь никогда не упрекать его в том, что первая жена получает больше меня. Стремлюсь поддерживать и понимать его во всем, мой мужчина уважает меня за это. И очень высоко ценю его любовь.
— У вас есть общий ребенок и еще вы воспитываете сына от первого брака?
— Да, у моего шестилетнего сына Армана есть младший брат Ансар, ему 2,5 года.
— Муж одинаково относится к детям?
— Конечно! Он старается тепло относиться к моему старшему сыну, покупает все, что ему нужно. Но неродной отец – есть неродной. К Ансару у мужа любовь совсем другая – особенная. Женщины, которые думают развестись, должны помнить об этом. Мы выходим замуж за любимых мужчин, но, как правило, им не нужны чужие дети. Никто никогда не заменит ребенку родного отца. Поэтому не нужно быть эгоистами, думайте о детях.
— А если муж захочет взять третью жену?
— Ясно, что у меня разрешения он не будет спрашивать. Согласно шариату, он может иметь до четырех жен. Если женится на молодой девушке, наверное, буду ревновать. Нет, точно буду ревновать! Однако никогда не буду себя вести, как первая жена, не буду ссориться и плести интриги. Буду благодарна тому, что у меня целиком не отобрали мужа. Конечно, делить любимого с кем-то – непросто. Но если мужчина полюбит другую, с этим придется смириться.
— Что вы скажете девушкам, которые хотят стать токал и тем, кто выступает против?
— Токал становятся не просто так. Одни безумно влюбляются, а другие просто устают бороться с превратностями судьбы. Не осуждайте токал, каждый должен жить своей жизнью. Иногда я шучу, что токалка – тоже человек, и в этой шутке есть доля правды.
Феномен «токал». Почему казахстанки строят отношения с женатыми
Тема вторых жен или неофициальных любовниц так или иначе периодически будоражит казахстанское общество. О возрождении традиции многоженства поговаривают депутаты и не только в кулуарах Парламента. В 2015 году «дело Алиби» вновь затронуло проблему статуса «токал». То и дело появляются рейтинги о самых видных неофициальных женах официальных лиц.
В декабре в прокат выходит фильм «Токал». Недавно, выступая на TedXAstana, редактор Esquire.kz Гульнар Бажкенова также затронула тему «токал». Тенденция, по ее наблюдениям, зародилась в том числе и при переезде функционеров из теплого Алматы в морозную Астану. Семьи чиновников оставались в Алматы, а в Астане мужчины обзаводились новыми ячейками общества.
Зачем молодым казахстанкам отношения с несвободными мужчинами, и почему статус «токал» в обществе если не поощряется, то и не вызывает неодобрения? На эти вопросы с журналистом Tengrinews.kz порассуждал российский психолог Михаил Лабковский. Его последние интервью в российских СМИ о том, почему девушки не могут выйти замуж, стали одними из самых цитируемых в сегменте соседней страны.
На уточняющий вопрос, а что же тогда движет мужчинами, психолог с улыбкой замечает:
Фото facebook.com/Mihail.Labkovskiy
Однако психолог Лабковский подчеркивает, что раз статус «токал» не закреплен законодательно, то и история довольно печальна.
Лабковский вновь возвращается к теме кризиса брака. По его мнению, Казахстан сейчас находится в стадии перехода от традиционных отношений к современным.
«Я токал, и у меня нет души»: гимн вторых жен
Задаюсь вопросом о том, а не вредна ли вообще любовь для брака.
Лабковский подчеркивает, что брак по расчету возможен, если нет потребности в любви:
Фото facebook.com/Mihail.Labkovskiy
Российский психолог высказывает мнение о том, что полигамия свойственна не только мужчинам, но и женщинам, так как принадлежат они к одному подвиду.
Кстати, теме успешного брака он посвящает отдельные лекции и консультации. Девушки на таких лекциях часто задаются вопросом: почему я до сих пор не замужем.
Психолог уверен, когда человек не готов к браку, он подсознательно выбирает партнеров, с которыми невозможно их построить.
Токал — это не любовницы, им нужен официальный статус — социолог
Вообще, кто такие токал? Стоит ли законодательно разрешить вступать с ними в брак, имея первую жену?
Об этом рассуждает социолог.
Наличие токал (вторая жена, неофициальная — ред.) — не редкость для казахстанского общества. Однако, по мнению социолога Тимура Айсаутова, смысл, который вкладывается в последнее время в это понятие, несколько исказился, пишет 365info.kz.
Кто она, токал?
— В традиционном смысле, в рамках культуры народов Центральной Азии
токал — это полноценная вторая жена. Но сегодня произошла подмена понятий. В один момент многие стали называть токалками любовниц
Женщина, будучи токал, не имеет никаких гарантий, что в будущем она и ее дети не окажутся «у разбитого корыта». К тому же, когда к ним причисляют любовниц, это оскорбляет чувства настоящих токалок. К слову, мой отец, которого уже нет в живых (он дожил до 70 лет) был ребенком от третьей жены моего деда. В те времена иметь несколько жен считалось нормой. Все проживали совместно, в традиционном смысле это была полноценная семья, — рассказывает Айсаутов.
В современном обществе институт любовниц значительно укрепился. По словам социолога, в нашем обществе полноценные вторые жены — токал — составляют всего порядка 5-10%. Все остальные любовницы.
«Воскресная» жена
— Полноценную вторую жену мужчина знакомит со своими родителями, семьей и сам знакомится с ее родней. Он берет на себя ответственность и обязательства по содержанию второй жены и совместных детей. При этом он не ставит какую-то из жен выше или ниже, исполняя обязательства к обеим на равных: поровну распределяя доходы и даря обеим внимание.
Если же он не обеспечивает вторую жену, время от времени давая лишь какие-то подачки и скрывая от других, то она не токал
Даже по шариату ее нельзя назвать второй женой. Хотя некоторые пытаются позиционировать как вторых жен своих любовниц. Но иметь «воскресную жену» неправильно ни с точки зрения религии, ни с точки зрения традиций. Заводя любовниц, мужчины ломают судьбы женщин, даря им ложные надежды. Появляются внебрачные дети, разрушаются моральные ценности, страдает институт брака. У детей, которые периодически видели «воскресного папу», меняется картина мира, — считает Тимур Айсаутов.
Лучше токал, чем развод
Он убежден, что завести полноценную токал лучше, чем украдкой встречаться с любовницей.
— Ну бывает такое в жизни: полюбил мужчина во второй раз, имея жену, от этого ни одна семья не застрахована. Как правило, в таких случаях бросают женщину в возрасте, уже не такую привлекательную, и уходят к более молодой.
Мое субъективное мнение: лучше привести в семью токал, чем разводиться
Но последнее слово остается за первой женой: она может не согласиться на такую модель взаимоотношений. И с точки зрения светских законов, и с точки зрения традиций и религии у нее есть право решить, согласна ли она принять вторую жену мужа или уйти, — говорит эксперт.
Ради детей
Но, учитывая, что Казахстан позиционирует себя как светская страна, законодательно оформить токал как жену невозможно.
— Но ввиду многовековых традиций, институт токал у нас не пропадет, как, в принципе, и институт любовниц во всем мире. И раз уж раньше в нашем обществе было нормой иметь несколько жен, я предлагаю законодательно разрешить это и сейчас. Для этого не обязательно быть исламским обществом, это можно узаконить и в рамках светского государства.
Узаконили же, к примеру, проституцию в некоторых развитых странах. А у нас давайте узаконим токал!
Это нужно сделать прежде всего ради детей. Иначе во многом эти дети остаются ущемленными в правах, — считает Тимур Айсаутов.
Хочешь иметь токал — зарабатывай!
По его мнению, если мужчина решил завести токал, надо подходить к этому ответственно и осознавать, что ему придется всех кормить.
— Женщина не должна кормить семью, у ней нет таких обязательств, это ответственность мужчины.
Если он решил завести вторую, третью, четвертую жену, у него должна быть материальная база для содержания их и детей от них
А то есть такие, которые умудряются привести вторую жену и на съемную квартиру. Надо чувствовать ответственность и понимать, что глава семьи может и заболеть. Кто тогда позаботится о женах и детях? Поэтому прежде чем заводить токал, мужчине нужно уверенно стоять на ногах, — заключает социолог.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что значит токалка у казахов
Заместитель руководителя отдела «Шариата и фетв» Духовного управления мусульман Казахстана Хасан Аманкулов рассказал, в каких случаях религией разрешено многоженство.
— Уважаемый Хасан устаз, на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых тем в интернете — многоженство в Исламе. Почему в Исламе разрешено брать до четырех жен?
— В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (Сура Ан-Ниса’, аят 3). В данном аяте Всевышний Аллах указал границы дозволенного в вопросе многоженства. Ведь в те времена в обществе царили беззаконие и несправедливость по отношению к одиноким, обездоленным женщинам, которых использовали, бросали и т.д. Мы должны понимать, что Коран и вообще Ислам были ниспосланы к нам от Аллаха в седьмом веке.
Нужно отметить, что многожёнство не пришло в мир с приходом Ислама. Многожёнство было до нашей религии в арабских и других странах, многих обществах среди других национальностей. К примеру в хадисе сказано, что один человек до прихода в Ислам имел десять жен. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему «Оставь четверых, а остальных отпусти» (аш-Шафии, ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Из истории мы знаем, что Чингизхан имел тысячи жен. Как он мог справедливо всех наделить своим вниманием и заботой, если не знал даже имени многих? Чем больше жен, тем меньше там справедливости, поэтому в Исламе не разрешалось более четырех жен. Чем больше жен, тем труднее создать им всем условия и труднее их окружить заботой и вниманием. Зная об этом, Всевышний Аллах сказал мужчине, что если не можешь справедливо относиться к четырем женам, то бери троих, если не можешь быть справедливым с тремя, бери двоих. «…Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами» (Сура Ан-Ниса’, аят 3).
— Для светского человека, конечно, не совсем понятен смысл аята о четырех женах.
— Да, некоторых людей это пугает. Как можно быть с рабыней, это же не справедливо и жестоко, удивляются они. Но ведь это было в седьмом веке. До прихода Ислама было время рабства, войн. Ислам как раз таки стал религией, которая боролась с рабством. Во-первых, в качестве наказания хозяина освобождали его рабов. Если он нарушил законы Ислама, либо не сдержал слово, то его рабам даровали свободу. Такие правила были установлены в борьбе против рабства. А вот рабы под покровительством мусульман жили очень хорошо. По отношению к этим рабам не совершалось никаких злодеяний и насилия. Чем быть в руках у плохого человека или быть бродягой, конечно, рабам хотелось попасть в руки мусульманина. Это означало, что ты в дальнейшем сможешь обрести свободу. У рабыни, родившей ребенка хозяину, повышался статус. Ее уже нельзя было продавать. Хозяин обязан был создать ей условия и заботиться о ней. Ислам способствовал установлению справедливости в обществе и воспитанию мусульман. Так, всего одним аятом Всевышний Аллах решил множество проблем.
— Люди с европейским мышлением считают религию Ислам несправедливой в вопросах многоженства.
— Действительно, для Европы многоженство не приемлемо по их природе и менталитету. Возможно, это еще связано с их социальными условиями проживания. Надо принимать во внимание и условия народов, проживающих в других странах. Например, менталитет людей из таких жарких стран, как Африка, их природа и происхождение значительно отличаются от остальных. К примеру, мужчины, проживающие на юге, бывают крепкими и сильными. Возможно, одной женщиной они не могут ограничиться в жизни. Это может стать причиной для совершения грехов. Поэтому Всевышний Аллах, принимая во внимание такие вот обстоятельства, по шариату мужчинам с крепким сложением, сильным духом, здоровым телом, живущим в достатке и умеющим справедливо заботиться о женах, разрешил брать двоих, троих, но не более четырех жен.
— А в каких случаях было разрешено многоженство у казахов?
— Многоженство у казахов, в первую очередь, связано с благородной традицией «аменгерлик», согласно которой овдовевшая женщина выходила замуж за одного из братьев своего супруга. Одной из причин многоженства в традиции казахов были войны, когда многие мужчины погибали. В аулах оставались одни женщины и очень мало мужчин. Для того, чтобы сохранить свой род, нацию, увеличить число детей — защитников Отечества, разрешалось многоженство, чтобы взять под опеку вдов и сирот. Были также случаи, когда в отличии от мужского пола женщин рождалось больше.
Следует отметить, что во все времена смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Такие экстремальные случаи, как войны, торговля на улице, аварии забирают в основном жизни мужчин. К пятидесяти, шестидесяти годам число мужчин идет на убывание, а число женщин соответственно увеличивается.
Кроме того, кем является мужчина? Мужчина по нашим понятиям – добытчик, это тот человек, который должен создавать условия своей семьи, обеспечивать всем необходимым, жильем, одеждой и едой. Он должен заботиться о всех членах семьи. Но, к сожалению, в наше время ни для кого не секрет, что таких ответственных, заботящихся о семье образцовых мужчин становится все меньше. Многие мужчины не собираются брать на себя ответственность и не создают семьи.
— В каких еще случаях дозволено брать вторую жену по Исламу?
— Есть случаи, когда семейная пара не может иметь детей. Получили заключение врачей, что супруга бесплодна, не бросать же ее. Супруги уже привыкли друг к другу, прожили уже много лет, вместе ждали ребёнка, у них большая любовь. Но ведь любому мужчине нужно продолжение своего рода. В этом случае единственно правильным решением будет взять вторую жену. Исходя из таких соображений, в Исламе было разрешено многожёнство. Кроме этого существуют еще другие причины разрешения в Исламе множества.
— В современном обществе не все мужчины правильно понимают, что значит разрешение иметь несколько жен в Исламе. А некоторые стали называть своих любовниц вторыми женами – токал.
— Безусловно, с точки зрения религии неправильно иметь любовниц и называть их «токал». В данном случае произошла подмена понятий. В Исламе могоженство разрешено, поэтому мы не обсуждаем это. Но не следует понимать разрешение, как обязанность. При этом нужно учитывать различные обстоятельства людей.
На сегодняшний день многоженство не утверждено законодательно. Если мужчина хочет взять вторую жену, его не регистрируют в ЗАГСе, так как у него есть законная жена. Да, сейчас многие люди в обществе выступают против регистрации второй жены. Но с другой стороны запретами мы открываем возможности для мужчин заводить незаконных любовниц-«токал» на стороне от семьи. К сожалению, таких людей сейчас не мало. Берут женщину, разводятся с ней, берут другую и т.д. Нет никакой ответственности.
К нам поступает очень много вопросов о семейной жизни, при чем 60-70% проблем возникают именно из-за незаконного супружества. Очень много разводов, конфликтов по различным причинам. Отцы не выплачивают алименты собственным детям, никак не помогают женщине. Все это происходит потому что нет регистрации брака и не предусмотрена ответственность. Мужчины делают, что вздумается, дают «талак», могут и не дать и т.д. Страдают дети, мучаются женщины. В связи с этим необходимо рассмотреть, каким образом можно узаконить отношения со второй женой, потому что появится ответственность мужчин перед женой.
— Какая ответственность должна быть у мужчин перед второй женой?
— В случае, если он разведется со второй женой, то предстоит раздел имущества. Таким образом, мужчина много раз подумает, прежде чем заводить вторую жену. Каждый будет принимать решения только по мере своих возможностей. Не принимая такой закон, мы вынуждаем женщин и детей оставаться жертвами неправильных браков. Ведь ни они, ни их дети никак не защищены законом. Если это будет принято законодательно, то отношения станут открытыми, на мужчину возлагаются обязанности.
К вопросу разводов также будут приняты строгие условия. Кроме того, наверное, нужно обязать мужа создать для обеих жен и детей все необходимые условия ждя жизни, обеспечить жильем и т.д. Возможно, первая супруга должна дать письменное согласие на регистрацию брака со втрой женой. Законом должны быть защищены права и первой, и второй жены.
— Не пострадает ли от этого институт семьи, ведь мы светское государство?
— Выше мы говорили лишь о тех людях, которые уже заводят семьи на стороне. Ни как не регистрируя их отношения, мы закрываем глаза на очень страшные проявления беззакония по отношению к женщинам и детям. Повторюсь, что многоженство – это не обязанность, а дозволенный путь решения проблем общества. Это, скорее исключение из правил, а не обязательное требование.
Причина по которой берут вторую жену в Исламе – это защита прав детей и возможность взять под свою опеку нуждающихся женщин. Прежде чем принять решение о второй жене мужчина должен глубоко задуматься, сможет ли он проявить справедливость в отношении обеих жен. Потому что главное условие – одинаково справедливое отношение ко всем женам. Не каждый может выдержать такое требование. Мужчина, решившийся взять вторую жену, должен понять, что токал – это, не прихоть, а, прежде всего, огромная ответственность в обоих мирах. — Спасибо, устаз, за содержательную беседу!