Что значит ток шоу
Что такое ток-шоу на телевидении?
В наши дни телевидение, хотя и изрядно потеснённое интернетом, всё ещё удерживает первую позицию в качестве источника информации и средства развлечения для миллионов людей.
В немалой степени это происходит благодаря новым жанрам, появившимся в последние десятилетия и стабильно собирающим огромную аудиторию зрителей. Один из таких жанров – ток-шоу на различные темы.
Что такое ток-шоу?
Название «ток-шоу» является прямым заимствованием из английского языка, в котором «talk show» буквально означает «разговорное зрелище». Это телепередача, в ходе которой несколько участников, приглашённых в телестудию, ведут обсуждение одной или нескольких тем, предложенных постоянным ведущим этой передачи.
Часто для усиления «эффекта присутствия» в студии одновременно находятся зрители, которые имеют возможность реагировать на слова оппонентов, поддерживать участников аплодисментами, а иногда даже задавать им вопросы или по окончании обсуждения выставлять оценки, соглашаясь или не соглашаясь с мнением тех, кто участвовал в обсуждении.
Какие бывают ток-шоу?
Для максимального охвата зрительской аудитории телепродюсеры организуют ток-шоу разных тематических направлений, отвечающие интересам и вкусам разных поколений и социальных слоёв. Традиционно популярностью пользуются ток-шоу, в ходе которых обсуждаются:
– политические события и позиции тех или иных политсил;
– семейные неурядицы, различные жизненные коллизии;
– воспитание детей, проблемы образования;
– медицина и здоровье, кулинария, дом-сад-огород и тому подобные направления;
– жизнь «звёзд» эстрады и шоу-бизнеса, скандалы и шокирующие события;
– криминальные события и т.д.
Темами и направлениями для ток-шоу могут быть любые грани нашей жизни, способные вызвать стабильный интерес достаточно большой зрительской аудитории. Что касается форматов обсуждения, то они могут проводиться в виде:
– дискуссии либо диспута с привлечением экспертов;
– теледебатов между двумя-тремя главными участниками;
– телемостов, когда часть собеседников отсутствует в студии, и разговор ведётся посредством телесвязи.
Специалисты масс-медиа считают, что жанр ток-шоу во многом сродни интервью, так как в ходе обсуждений нередко раскрываются личностные качества собеседников. В то же время это всё же дискуссия, умело управляемая ведущим телепередачи.
Участники ток-шоу
Главная роль в ток-шоу принадлежит ведущему, в роли которого выступает обычно яркий тележурналист, актёр или шоумен. Порой его присутствие остаётся почти незаметным для зрителей, но очень часто его фигура служит тем центром притяжения, вокруг которого образуется фабула спора.
Ведущий обязательно должен быть неглупым, обаятельным и харизматичным человеком с быстрой, точной реакцией и «чутьём» собеседника. Он управляет дискуссией, не давая ей ни заглохнуть, ни скатиться к уровню площадной перебранки, вовремя подбрасывает замечания, приглушает эмоции либо разжигает интерес зрителя, направляя разговор в нужную сторону.
Приглашённые участники могут быть известными личностями либо обычными людьми «с улицы». Иногда в ток-шоу, посвящённых скандальным событиям или семейным проблемам, участвуют специально нанятые актёры, которые разыгрывают бурные сцены обвинений и примирений, создавая зрелищное шоу.
В других случаях участниками становятся известные личности – политики, профессионалы, эксперты, которые обладают определённой информацией по теме обсуждения. Не секрет, что для каждого ток-шоу заранее пишется сценарий, и участники перед началом передачи обсуждают с ведущим темы, которые они собираются затрагивать.
Хорошее ток-шоу нередко оказывается достаточно полезным для зрителей, которые могут составить мнение о той или иной теме, исходя из её обсуждения. В то же время они являются удобным инструментом для формирования общественного мнения, а порой даже манипулирования массами.
Ток-шоу: понятие и направления
Глава 1. Ток-шоу
Ток-шоу – разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от английского talk-show – заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалось соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план.
При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда информационно-аналитически, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседа за круглым столом или же простое интервью в студии, если его ведёт достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист- «звезда» экрана или радио эфира.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и её создателя в первую очередь способствует необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяния, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее.
Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Современные ток-шоу имеют новый формат и самый разнообразный спектр направлений. Это и советы для домохозяек, и народные рецепты, и поиск близких и знакомых, обсуждение вопросов политики, культуры. На телеэкране если не исчезают, то существенно уменьшаются форматы, посвященные политическим сюжетам. Ограничен и круг программ разговорного жанра, касающихся вопросов интеллектуальной и культурной жизни («Тем временем», «Культурная революция», «Школа злословия», «Оркестровая яма»).
На передний план выходят темы повседневности. Производители телевизионной продукции рассуждают о перспективности этого направления, об «усталости зрителей от политики» и их желании видеть на экране передачи, отражающие трудности и радости обычной жизни. Под «жизнью» понимается сфера житейских отношений, все то, что связано с устройством семьи, с детьми, родственниками, друзьями, бытовыми вопросами. Реже выпуски программ затрагивают социально значимые проблемы — ксенофобии, преступности, экологии, демографии.
Они создают образ достаточно благополучного среднего класса (например, «Принцип домино»), мнения «простого народа» («Народ хочет знать»), предназначены тинейджерам («Девичьи слезы»), зрителям старшего возраста («Короткие встречи», «Жди меня»), либо это шоу, претендующие на респектабельность (как «Частная жизнь»), стремящиеся к эпатажу («Окна», «Большая стирка», «Пусть говорят»). Часто они ориентированы на женскую аудиторию — это вынесено в названия: «Город женщин», «Поговори с ней».
Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». Отцом основателем отечественного ток-шоу по праву считается Владимир Познер. Однако тут следует учитывать, что когда ещё не было в нашем лексиконе этого броского англоязычного термина «ток-шоу», уже регулярно выходили в эфир телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему («12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой и пр.). Жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
При абсолютном разнообразии тем ток-шоу, следует обратить внимание на альтернативный характер рассмотрения вопросов (точек зрения). Ток-шоу не должно сводиться к «внешней форме свободной дискуссии», когда (при отсутствии потенциальных оппонентов) «зрителям» втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.
Жанр ток-шоу одновременно является как развлекательным, так и информационным.
Сценарий ток-шоу тесно связан с «вопросно-ответной» основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. В том случае, если «группа посетителей» не располагает подготовленным сценарием, в студии всегда должен быть ряд т.н. «типовых сценариев», отвечающих как насущным вопросам текущего времени, так и общефилософской направленности.
Телестудия должна иметь ряд штатных модераторов у которых «фронт работы» несколько отличен от типичного представления. Модераторы телестудии обеспечивают поддержку посетителей (включая блиц-обучение) на всех стадиях производства собственной программы (ток-шоу).
В обязательном порядке следует детально разработать методику «блиц подготовки» телеоператоров, режиссера, и пр. участников группы и иметь (наряду с модераторами) минимальный штат персонала, отвечающего за инженерно-техническое функционирования всего оборудования телестудии.
Ток-шоу должно «имитировать прямой эфир» в полном соответствии канонам профессиональной работы над аналогичной (по жанру) программой идущей в записи (например, ток-шоу В.Соловьёва «К барьеру»). Записанное ток-шоу «будет просматриваться/прослушиваться и анализироваться всей группой» (в телевизионном сленге данное мероприятие часто носит название «разбор полёта»). «Разбор полёта» проходит в аппаратной монтажа (такая аппаратная, естественно, может быть совмещена с аппаратной записи).
Монтаж ток-шоу (имитирующего прямой эфир) должен предусматривать определённый перечень атрибутов профессиональной работы.
«Мастер программы» ток-шоу оформляется графическими шапками, перебивками, музыкальными отбивками, фоновой музыкой, аплодисментами. Завершает работу (в аппаратной монтажа) создание рекламно-информационного ролика, анонсирующего ток-шоу.
Таким образом, создание программы (профессионального ток-шоу) «руками посетителей» представляет из себя условный «аттракцион трансформер».
Коллектив штатных специализированных модераторов (в проекте они обозначены как «аниматоры») патронирует (учит, контролирует, замещает) работу посетителей по созданию «оригинального ток-шоу». Телестудия всегда располагает готовыми сценариями ток-шоу, архивом тематических видео-зарисовок, вариантами графического и музыкального оформления. И даже «дежурными героями» (экспертами). При этом предусматривается посещение студии «организованными посетителями», которые частично (например, имеют свой готовый оригинальный сценарий) или полностью «экипированы» необходимыми для производства ток-шоу атрибута
Значение слова «ток-шоу»
Что означает слово «ток-шоу»
Словарь Ефремовой
Ток-шоу
Энциклопедический словарь
Ток-Шоу
Толковый словарь русского языка ХХI века
Ток-шоу
Телепередача в виде свободного обмена мнениями, в ходе которой гости обычно отвечают на вопросы ведущего, а также присутствующих в студии гостей и/или телезрителей.
* ► При этом оставшиеся у телеэкранов зрители по-прежнему чрезвычайно отзывчивы на откровенный и прямой разговор о сущем. Поэтому событием сезона стало ток-шоу «Справедливость», где главное все-таки не шоу, а «ток», то есть разговор о болевых проблемах общества и пороках системы.. (Изв. 16.07.10). *
Є англ. talk show talk ‘разговор’+ show ‘шоу’.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «ток-шоу»
Фонетический разбор слова «ток-шоу»
Значение слова «ток-шоу»
Синонимы «ток-шоу»
Карточка «ток-шоу»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Специфика и типы ток-шоу
Ток-шоу
Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?».
У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, с очень маленьким бюджетом, и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире.
Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах.
Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра.
В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких, провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».
Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста.
Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».
Диалогические (разговорные) жанры телевидения на протяжении полустолетия сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием – ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.
Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Ток-шоу Владимира Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе, Артура Крупенина или Елены Ханга на другом – свидетельствует о необычайной тематической и функциональной широте этой жанровой разновидности. Но ее интенсивная экспансия практически на всех телеканалах – свидетельство открытости миру и одно из следствий коммерциализации наших СМИ, борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Более сложные ток-шоу (типа «Пресс-клуба») строятся как обсуждение видеорепортажей. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).
Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира.
Ток-шоу – жанр, появившийся в российском телевизионном эфире очень недавно. Суть его хорошо передаёт русский перевод термина – разговорное зрелище. Фактически это те же беседа или дискуссия. Отличие заключается в том, что зрите-ли находятся не у экранов телевизоров, а присутствуют при разговоре в студии. При этом можно выделить две основные модели ток-шоу.
В первой зрители пассивны, они, создавая лишь шумовое сопровождение, аплодируют, свистят и другими способами выражают своё отношение к происходящему на съёмочной площадке. Но даже эта эмоциональность, которую делают зрители в студии, делает разговор специалистов гораздо более интересным для зрителей у экрана.
Во второй модели зрители довольно активно включены в обсуждение возникающих вопросов. Такой разговор более эмоционален, хотя нередко эмоциональность превосходит рациональность, и разговор рискует утонуть в море эмоций, когда вместо поиска решения проблемы люди просто хотят выговориться, отвести душу.
Ток-шоу часто используют вставки из заранее подготовленных ведущим корреспонденций, интервью, репортажей, комментариев и т.д. Такие вставки делают видеоряд передачи значительно более интересным, и, вместе с яркими эмоциями зала, это создаёт увлекательное зрелище.
В силу участия в ток-шоу большого количества людей, которые заранее не подготовлены к каким-то ролям, оно представляет собой жанр в большой степени импровизационный. Отсюда огромное значение получает личность ведущего, его умение мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию, управлять толпой, увлекать её и вести к намеченной цели. Хотя написать подробный сценарий такой передачи невозможно, она должна быть по возможности продумана во всех возможных вариантах развития. Известно, что импровизация хороша, когда она заранее подготовлена.
Следует отметить, что ток-шоу в известной степени «народные» передачи, в отличие от комментариев, бесед и дискуссий, более нацеленных на внимание элитного зрителя. Ток-шоу позволяют зрителю вместе с большим количеством простых людей – зрителей в студии – высказать своё мнение публично, почувствовать себя в коллективе единомышленников. Зритель ток-шоу сродни зрителю спортивного соревнования: он может вместе с тысячами таких же болельщиков поболеть не в одиночестве у экрана. Это же облегчает и задачу формирования общественного мнения. Отсюда большая популярность этого жанра как среди зрителей, так и у профессионалов телевидения.
На радио ток-шоу не получило распространения: оно не даёт возможности различать голоса участников, нередко говорящих одновременно, перебивая друг друга. Слушателю разобраться в этой какофонии будет едва ли возможно, и следить за развитием разговора он не сможет.
Ток-шоу как жанр
Одни программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».
В первый год своего появления на наших экранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время, в отличии от частоты их трансляции «на родине». Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований аудитории, ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм. Во всем мире принято: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов оказался сильно заполненным ток-шоу. По коммерческим причинам дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», под завязку нашпигованные незатейливой рекламой.
При таком понимании жанра и возникли, в общем-то второсортные «Город женщин» и «Большая стирка» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»).
С течением времени с жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. С изменением социально-политической ситуации в стране, позже, когда жанр ток-шоу стал гулять по всем телеканалам, побив по количеству передач рекорды, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде.
Многие из отечественных тележурналистов, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире.
Исследователи телевизионных жанров Вакурова Н.В. и Московкин Л.И характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому».
Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.
Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача.
Так называемая «телевизионная пресс–конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения.
Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.
Стремление к инновационности продукта. Затраты на производство и приобретение контента являются определяющими, так как от его качества (и даже количества) зависит рейтинг и в результате – привлекательность для рекламодателей. Ценность телевизионной программы для зрителей заключается не в параметрах электромагнитного сигнала, записанного на теле- или видеокамеру. Напротив, именно нематериальные свойства телевидения, а именно информационная, мобилизационная или развлекательная составляющие его программ представляют ценность для аудитории. Степень новизны телепрограммы в значительной мере будет определять интерес аудитории к ней. Для многих жанров телевидения новизна является определяющей характеристикой. Это касается новостей, аналитических программ на актуальные темы политики и экономики, викторин, ток-шоу, комедий.
Действуя на втором рынке – рынке рекламы, ТВ также имеет нематериальную ценность, поскольку внимание аудитории, которое стремятся привлечь рекламодатели, также представляет собой нематериальный ресурс.
Необходимость инновационности осознается большинством телекомпаний, которые в последние десятилетия создают отделы исследования и развития (Research and Development, R&D).Цены на размещение рекламы в наиболее популярных телешоу в США
Название шоу | Год | Цена за 30-секундный ролик (долл.) |
Peyton Place | ||
Bonanza | 2 6 000 | |
Dallas | 14 5 000 | |
M*A*S*H* | 15 0 000 | |
Cheers | 30 7 000 | |
Cosby Show | 36 9 500 | |
Roseanne | 29 0 000 | |
Murphy Brown | 31 0 000 | |
ER | 56 0 000 | |
Seinfeld | 57 5 000 |
Источник: Уэллс У., Вернет Д., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. СПб: Питер, 2001. С. 399.
Следовательно, чем больше компания, производящая телепрограммы, способна получить от первого показа, тем лучше выглядят дальнейшие перспективы продвижения программы на телерынке. Очевидна и другая особенность: только производство программ в больших странах и для больших телевизионных рынков (например, США) может быть экономически выгодным. Даже в США первый показ далеко не всегда приносит доход, во многих случаях он не окупает производство программы. Часто программы приносят доход только после переуступки прав на повторный прокат внутри США или после продажи их на внешние рынки. Именно поэтому многие продюсеры США считают дефицит стандартной нормой на начальной стадии продажи сериалов или развлекательных шоу крупнейшим телесетям.
Под давлением экономических обстоятельств многие телекомпании постоянно стремятся снизить затраты на производство и закупку программ. К настоящему моменту известно несколько таких способов
1. Производство серийных программ и сериалов. Производить сериалы дешевле из расчета на один час, поскольку первоначальные затраты, разработка идеи, оплата работы команды, производство декораций и костюмов «распределяются по времени». Подобная же экономическая логика существует и при производстве ток-шоу, информационных и спортивных программ. Все телестанции получают выгоду от создания программ в постоянном формате.
2. Производство более дешевых программ. Общая программная политика телеканалов подразумевает производство не только дорогих, но и дешевых программ, поиск своего рода баланса между ними. К типу недорогих программ относятся создаваемые в студиях комедии положений (sitcom), сериалы – мыльные оперы для дневного показа, некоторые детские программы, большинство образовательных программ, программы со звонками в студию, игры, ток-шоу. Основа дневной стратегии многих телестанций – дешевые мыльные оперы. Большая часть программ для дневного эфира записывается на видеоаппаратуру без какого-либо редактирования. Для компании-производителя участники «не стоят» практически ничего, поскольку гонорары им не выплачиваются или их сумма остается чисто символической. Однако многие приглашенные на ток-шоу с удовольствием соглашаются участвовать даже бесплатно, поскольку часто используют участие в программах для создания своего публичного имиджа.
3. Использование дешевой аппаратуры и студийного оборудования. Известный путь сокращения производственных затрат – это меньшее использование производственных ресурсов, таких как телекамеры, съемочные площадки, рабочие в студии, редакторы и монтажеры. Вместо «звезд» первой величины часто приглашаются менее известные актеры. Эта стратегия оправдывается тем, что не всегда создание дорогих программ гарантирует их успех. Однако чаще всего при сравнении более и менее дорогих постановок зритель обычно выбирает более дорогие, поскольку в любом случае их техническое качество выше.
Многие страны – экспортеры телепрограмм учитывают растущую потребность небольших телестанций в дешевых программах для дневного эфира. Они сознательно ориентируются на производство недорогого телеконтента: бюджеты многих постановок столь незначительны, что актеры получают сценарии лишь перед съемками или даже не учат ролей заранее, слушая свой текст через микрофоны во время съемок. Это особенно заметно при просмотре программ, произведенных за пределами традиционных лидеров телерынка – США, Великобритании, Австралии. Настоящая индустрия дешевых телепрограмм создана в Бразилии, Мексике, Аргентине.
4. Вторичное использование художественных программ. Этот путь оптимизации связан с тем, что с течением времени и по мере увеличения числа показов стоимость авторских прав на телепрограммы и кинофильмы снижается.
Многие информационные и большинство спортивных программ окупаются после первого же показа, однако для более дорогих художественных программ возвращение расходов возможно после второго или даже третьего показа на своем или другом канале. Успешные драматические сериалы повторяются или сразу же (в Великобритании на менее популярных каналах), или год спустя. Американские телесети обычно считают премьерным показом показ сериалов в весенний или осенний сезон. Поэтому повторяя сериалы после летних месяцев, они устанавливают столь же высокие рекламные расценки, как и весной.
Развитие технологий распространения телесигнала привело к появлению стратегии «многооконности» (windowing), при которой телевизионные программы в определенном порядке реализуются телеканалами, использующими различные технологии распространения телесигнала. Хотя в разных странах стратегии «многооконности» отличаются, в последние годы происходит их определенное сближение. Основанная на модели телерынка США, стратегия «многооконности» нацелена на максимизацию прибыли, получаемой от продажи авторских прав. Эта стратегия осуществляется как по горизонтали (сбыт программ максимально большому числу телеканалов – «окон»), так и по вертикали (продажа программ в определенном иерархическом порядке). Стратегия «многооконности» исходит из того, что премьерный показ программ должен проходить на каналах с максимальным числом зрителей, но с течением времени последующие показы распределяются по каналам с уменьшающимися аудиториями.
5. Рециклинг – многократное использование информационных сюжетов. Цикличное использование новостей в течение дня становится обычной практикой многих телекомпаний, производящих новости. Такой путь оптимизации чрезвычайно привлекателен для небольших коммерческих станций, он также развит и в практике общественного вещания небольших стран. Стратегия рециклинга традиционно использовалась при подготовке утреннего вещания («ТВ к завтраку»), сейчас во все возрастающей степени применяется при подготовке дневного вещания (своего рода «ТВ к ланчу»). В последнее время рециклинг распространяется на все форматы телевизионных журналов с большим объемом новостей. Цикличность в использовании новостей и иных сюжетов (принцип телевизионного «секонд хэнда») позволяет делать эти программы не слишком дорогими. Самые большие затраты в них приходятся на «обрамление» существующих сюжетов.
Специфика и типы ток-шоу
Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — звезда экрана или радиоэфира.
Непременными компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни.
Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов.
Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает эмоциональную подсказку телезрителям.
С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю.
В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу.
В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа.
Они и приглашают зрителей в студию.
Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы.
Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.
В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.
То есть, определение жанра должно быть основано на его разговорной природе.
Мы в дальнейшем под ток-шоу будем понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей.
Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям.
Так, различают следующие виды ток-шоу:
ТЕЛЕМОСТ — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи.
Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.
ТЕЛЕДЕБАТЫ — вариант разговорного жанра, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.
Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.
БЕСЕДА — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон, то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном.
Существует в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
ДИСКУССИЯ — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.
Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы.
Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке