Что значит тмутараканский идол
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Есть в великолепном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» занятное словосочетание: «Тмутараканский болван».
А вот с болваном возникают сложности. Вообще, болванами в старину звали разных идолов. Не само языческое божество, которому эти идолы ставили, а конкретно чурбан, его изображавший и ему посвященный. Своих идолов так старались, конечно, не называть. А вот чужие как раз и звались болванами.
Обычно историки сходятся на том, что «тмутараканским болваном» неведомый автор «Слова. » назвал какую-нибудь статую, расположенную на Таманском полуострове.
Странно только, почему была выбрана лишь одна из этих статуй, раз уж там стоят две. Этот момент многих исследователей продолжает смущать, поэтому регулярно появляются новые версии.
Представили картину? Чем не искомый болван? У этой версии есть только один, хотя и весьма существенный недостаток. Остатков предполагаемого маяка на дне Керченского пролива пока не обнаружено.
научная статья по теме И ЕЩЕ РАЗ О ТМУТАРАКАНСКОМ БОЛВАНЕ Языкознание
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «И ЕЩЕ РАЗ О ТМУТАРАКАНСКОМ БОЛВАНЕ»
. И еще раз о тмутараканском болване
© Е.А. ЛЕВАШОВ, кандидат филологических наук
Чему же велит прислушаться див (мифическое чудище)? Местам, которые еще не познаны, и местам известным: реке (Волге), поморью (местностям близ Черного и Сурожского/Азовского морей), областям по реке Суле (левому притоку Днепра), крымскому городу Сурожу (Судаку), городу Корсуню/Корсуни (в Крыму) и некоему болвану в Тму-торокане/Тьмуторокани (русскому городу, основанному Святославом в
РУССКАЯ РЕЧЬ 4/2015
Предположительное мнение Д.С. Лихачева сводилось к тому, что «это идол, столп, статуя. Около Тамани еще до самого XVIII столетия стояли две огромные статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до н.э. Возможно, что речь идет об одной из этих статуй» [1].
В 1792 году на месте древнего Тмутороканя/Тьмуторокани при строительных работах была обнаружена в земле мраморная плита [6]. В 1187 году (когда было создано «Слово») эта каменная плита, надо полагать, еще стояла на своем первоначальном месте и была известна автору «Слова» (и после победы над Игоревой враждебной ратью половцами была сброшена на землю или со временем упала естественным образом).
Можно предположить, что тмутараканский камень 1068 года (обозначенный в современных энциклопедиях как «мраморная плита с русской надписью, сделанной тмутораканским кн. Глебом в 1068») и тму-
1. Слово о полку Игореве. Л., 1953 / Вступительная статья, подготовка текста и примечания Д.С.Лихачева. Название города и оттопони-мическое прилагательное писались по-разному.
2. Санкт-Петербургские ведомости. 1992. 3 окт.
3. Князькин И.О. Тмутороканский болван // Русская речь. 1985. № 2.
4. Корзухина Г.Ф. Еще раз о Тмутараканском болване // Культура средневековой Руси. М., 1974. Вып. 1.
5. Слово о битве Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова // Слово о полку Игореве. Л., 1953.
6. Левашов Е.А. Тмуторокань / тьмутаракань. Русская речь. 2015. № 3.
Институт лингвистических исследований РАН
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Языкознание»
ЩЕРБА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, ЯКОВЕНКО ВЛАДИСЛАВ ИВАНОВИЧ — 2012 г.
Что значит тмутараканский идол
Сложнее оказалось установить, что означает слово Б. в контексте С. Н. И. Надеждин высказал догадку, что речь идет о каменном истукане, каменной бабе, которых немало встречается в южнорус. степях. П. С. Савельев в примеч. к статье Надеждина отверг его допущение и предположил, что речь идет об известных археологам памятниках Боспорского царства. Он напомнил, что «на Таманском полуострове, близ Тмумарокани (так. — О. Т.) почти до прошлого столетия (т. е. до XVIII в. — О. Т.) стояли еще две колоссальные статуи, воздвигнутые божествам Санергу и Астарте». Именно их и мог, по мнению Савельева, иметь в виду автор С. Но эта справка не совсем точна. В труде исследователя древностей Боспорского царства А. Б. Ашика сообщается: «В 1805 г. археологом Келлером была обнаружена надпись, гласившая: „Комосария, дочь Горгиппия и супруга Перисада, воздвигла по обету этот памятник могущественным божествам
Высказывались и др. предположения. Д. В. Айналов допускал, что речь идет о пограничном столбе «в виде болвана, к которому направлялись русские войска» (Замечания к тексту. С. 180). Каменной бабой считает Б. и Менгес (Восточные элементы. С. 88). Заслуживает внимания гипотеза Г. Ф. Корзухиной, по предположению которой на побережье возле Тмутаракани мог в древности располагаться маяк; при этом в эллинистич. эпоху маяки сооружались со статуями наверху. Однако остатков такого маяка не сохранилось, и вопрос о реалии, которую автор С. именует Б., пока остается открытым.
Лит.: Дубенский. Слово. С. 40; Надеждин Н. И. Заметка о каменных бабах // Изв. имп. Археол. об-ва. СПб., 1859. Т. 1, вып. 3. С. 168; Савельев П. (Примечание к статье Надеждина) // Там же; Иловайский Д. И. Несколько соображений о памятниках Тьмутараканской Руси и Тьмутараканском болване, упоминаемом в Слове о полку Игореве // Древности: Тр. Моск. Археол. об-ва. М., 1874. Т. 4, вып. 2. С. 61—64; Барсов. Лексикология. С. 20—27; Мелиоранский П. М. 1) Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 2. С. 274—282; 2) Вторая статья о турецких элементах в языке «Слова о полку Игореве» // Там же. 1905. Т. 10, кн. 2. С. 68—81; Корш Ф. Е. 1) Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // Там же. 1903. Т. 8, кн. 4. С. 2—32; 2) По поводу второй статьи проф. Мелиоранского о турецких элементах в языке «Слова о полку Игореве» // Там же. 1906. Т. 11, кн. 1. С. 266—278; Айналов Д. В. Замечания к тексту «Слова о полку Игореве» // Сб. статей к 40-летию учен. деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 178—180; Дмитриев Н. К. О тюркских элементах русского словаря // Лексикографический сб. М., 1958. Вып. 3. С. 21; Mason A. 1) «Тьмутораканьскый блъванъ» // RÉS. Paris, 1961. Т. 39. P. 138; 2) «Тьмутораканьскый блъванъ» // Ibid. 1964. Т. 43. P. 91—92; Творогов О. В. О воскрешении некоторых неоправданных предположений О. Сенковского // ИОЛЯ. 1963. Т. 22, вып. 5. С. 432—434; Соловьев А. В. О «Тьмутораканском болване» проф. А. Мазона // Там же. 1965. Т. 24, вып. 4. С. 346—347; Менгес. Восточные элементы. С. 87—91; Корзухина Г. Ф. Еще раз о Тмутороканском болване // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 25—29; Князький И. О. «Тьмутороканьский
болван» // РР. 1985. № 2. С. 106—108; Орлов Р. С. Тмутараканский болван «Слова о полку Игореве» // Тез. ист.-археол. семинара «Чернигов и его округа в IX—XIII вв.». Чернигов, 1990. С. 73—75.
Действительно, при чем здесь тараканы?
Это загадочное слово в течение XI ст. неоднократно попадало на страницы летописей и, наверное, весьма занимало умы русичей. Для многих из них Тмутаракань была такой же таинственной «незнаемой» землей, как и заморские страны; о ее князьях рассказывали предания, звучали в ее адрес и проклятия с пепелищ сожженных половцами поселений.
По утверждению многих ученых, Тмутаракань лежала едва ли не у подножия Кавказских гор. По византийским источникам предшественником этого города была античная Фанагория, которая с VIII в. имела название Таматарха. Тождественность ее с летописной Тмутараканью подтвердилась археологическими находками. Наиболее известная из них — Тмутараканский камень с надписью: «Въ лето зфоз (1068 г. ) індікта з (6) глебь князь мерилъ море по леду от тьмутараканя до кърчева Т и Д (10000 и 4000) сяженъ»
Название Таматарха имеет несколько вариантов: “Та Матарха” (за греческий артикль “та” принимается начало слова), “Таматарха”, “Матрахон” (родительный падеж), “Метраха”, “Метрахон” (родительный падеж), “Тюматарха” (в списке епархий XV века). Иногда на-звание передавалось двумя словами. Впоследст-вии этот топоним был преобразован в Тъмуторокань, что еще в начале XVIII в. отмечал Г.З. Байер. Звуковой состав греческого “Тама Тарха” близок к звуковому составу русского “Тъмуторокань” и именно слово из согласных звуков т-м-т-р-к-н легло в основу этого русского географиче-ского названия. Современное название Тамань (Таман) – по-видимому, является множественным от “Тама” (как отмечалось, в Византии было обычаем понимать как множественную форму прежнего названия – Таматарха, часто отделяя “та”). Совершенно неверна этимология слова “Тмута-ракань”, предложенная В.Г. Васильевским, который выводил название Тмутаракани от якобы населявших ее готов-тетракситов.
Население: ещес эпохи ранней бронзы население Таманского полуострова являлось полиэтничным по своему составу, прежде всего в силу географического положения. Крупный торговый город должен был отличаться известной демографической пестротой и без сомнения включал в свой состав разнообразный конгломерат этнических общностей, связанных с торговлей – собственно хазар, греков, евреев, арабов, русов и армян. В городе мог быть представлен и кочевнический элемент, так ал-Мас`уди сообщает о вторжениях в Хазарию, в первой половине Х в., огузов, которые доходили до Таманского полуострова.
После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань, которая стала политическим центром созданного здесь Тмутараканского княжества, крупным торговым городом с хорошей гаванью, отличавшимся пестротой этнического состава.
Ч ерез Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В Тмутаракани жили касоги, греки, аланы, русские и армяне. В 1023 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 гг., построил здесь церковь Богородицы.
В 1068 году князь Глеб измерил море от Тмутаракани до Корчева (Тмутараканский камень).
Раскопки Тмутаракани производились с 19 до середины 20 вв. Сохранились остатки мощных оборонительных стен из кирпича 10 в., домов, собора и др.
И тебе, Тьмутораканьскый блъванъ-это о ком?
Слово о полку Игореве.
«Сложнее оказалось установить, что означает слово Б. в контексте Слова. Н. И. Надеждин высказал догадку, что речь идет о каменном истукане, каменной бабе, которых немало встречается в южнорус. степях. П. С. Савельев в примеч. к статье Надеждина отверг его допущение и предположил, что речь идет об известных археологам памятниках Боспорского царства. Он напомнил, что «на Таманском полуострове, близ Тмумарокани (так. — О. Т.) почти до прошлого столетия (т. е. до XVIII в. — О. Т.) стояли еще две колоссальные статуи, воздвигнутые божествам Санергу и Астарте».
«Высказывались и др. предположения. Д. В. Айналов допускал, что речь идет о пограничном столбе «в виде болвана, к которому направлялись русские войска» (Замечания к тексту. С. 180). Каменной бабой считает Б. и Менгес (Восточные элементы. С. 88). Заслуживает внимания гипотеза Г. Ф. Корзухиной, по предположению которой на побережье возле Тмутаракани мог в древности располагаться маяк; при этом в эллинистич. эпоху маяки сооружались со статуями наверху. Однако остатков такого маяка не сохранилось, и вопрос о реалии, которую автор С. именует Б., пока остается открытым.»
Это всё с сайта «Русская Литература и Фольклор»-о чем они требуют упоминать и я с удовольствием это сделал.
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-1311.htm
«збися Див, кличетъ връху древа»
Ну и начинают пороть про иго, понты про 300 лет и бредни про путешествия Невского в далекую, глухую, голую степь за конским хвостом.
Посмотрел фильм «Урга»-территория любви.
Одна юрта и больше ничего до горизонта. Палки нет.
Печь топят кизяками.
Бабка, муж, жена и трое детей.
Старик был, но умер. И его просто выбросили на корм птицам.
Поэтому кладбищ тоже нет.
Которые откуда-то взялись у Карамзина, у которого тоже ничего нет- в голой, далекой, глухой степи.
Но кладбища- есть.
Там, наверное, похоронены мозги членов клуба.
А Игорю хотелось его повидать.
«Уже, княже, туга умь полонила;
се бо два сокола слетеста
съ отня стола злата
поискати града Тьмутороканя,»
Если не получится пройти половцев-погибнуть.
Если получится испить шеломом Дона(Днепр)
любо испить шеломом Дону
и вдоль него дойти до Черного Моря.
О чем последовательно и говорит Автор.
Через Сулу, которую Игорь не прошел.
К побережью Черного Моря.
Судак или Корсунь-это Херсон.
На корабли и там в конце это маршрута и цель похода-
Тьмутороканский болван.
Игорь не дошел до Тьмуторокани, а вот Всеслав дошел и Распял Автора Слова.
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Поэтому, как ни странно.
Но Тьмутороканским болваном-называет себя Автор.
И Он Главный в этом городе.
Император Византии и Руси-Христос в городе Рима-ЦарьГраде.
Слово болван-не имело тогда неприличного, ругательного смысла.
Наоборот-это Божество.
» Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами»
Но, что поделать. Как назвал Он себя-так назвал.
Ай, да Игорь.
«Тьмутороканский болван»-выполнит желание Игоря.
Мало того, что Игорь с ним повидается- Он его спасет и доставит в Киев.
На фото-Знамя с Семарглом.
Примерно такое и было у Игоря. и было у Игоря.