Что значит тезисы текста
Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.
Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.
Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.
Определение тезиса — что это такое
Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.
В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.
Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.
В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.
После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.
В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.
Тезисный план — как писать научные тезисы
Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.
Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.
Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:
Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.
Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.
Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.
Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)
Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.
В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.
Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:
Ремесленников тысячи, творцов – единицы.
Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:
К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.
Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.
Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.
Пример тезиса по направлению доброта и жестокость
Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:
Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.
Предлагаем следующие аргументы:
В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.
Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.
Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.
Пример тезиса по теме «Отцы и дети»
Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:
Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.
Аргументы могут быть такими:
Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.
Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.
В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.
С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.
Тезисы по направлению «Мечта и реальность»
Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.
Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:
Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.
Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.
Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.
Краткое резюме
Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.
Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.
Тезис — что это такое, зачем нужен и как использовать, примеры в повествовании.
Тезис – это утверждение или центральная идея, которую автор выдвигает в начале и будет поддерживать на протяжении всего последующего текста; точка зрения, которую пытается доказать автор.
Что такое ТЕЗИС — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Тезис – это аргумент / утверждение / высказывание, которое будет защищено (доказано) в исследовании / сочинении / рассуждении. Тезис также известен как претензия или аргумент.
Тезис является точкой зрения, которую автор считает истинной, и которая будет доказана посредством фактов или ситуаций, подкрепляющих эту центральную идею. Тезисы чаще всего встречаются в академической литературе и играют более тонкую, но аналогичную роль в художественной литературе.
Сильный тезис определяет тему для обсуждения, резюмирует основные аргументы и убеждает вашу аудиторию продолжить чтение текста. Он определяет разницу между вдумчивым исследовательским проектом и простым пересказом фактов.
Этимология слова «тезис».
Слово «тезис» происходит из греческого языка и означает «что-то выдвинутое». Определение тезиса развилось из этого значения в предложение, обоснованность которого автор хочет доказать.
Компоненты тезиса.
Обычно, хороший тезис состоит из двух компонентов:
Место тезиса в тексте.
Тезис обычно можно найти в следующих местах текста:
Виды тезисов.
Изложение тезиса, которой вы пишете, может варьироваться в зависимости от типа статьи (высказывания, эссе), что вы пишете:
В аргументированном эссе писатель занимает конкретную позицию по спорной теме. Эта позиция и утверждения, подтверждающие ее, являются аргументом. В отличие от пояснительных тезисов, аргументативные тезисы позволяют автору занять позицию по предмету (например, о более глубоком смысле художественного текста или о лучшей политике в отношении социальной проблемы) и убедить читателей в своей позиции. В основной части аргументированного эссе используются примеры и другие доказательства, подтверждающие мнение автора.
Например: В «Укрощение строптивой» Шекспир использует юмор, маскировку и социальные роли, чтобы критиковать отсутствие власти у женщин в елизаветинской Англии.
В аналитическом тезисе анализируется или разбивается проблема, или идея на различные части. Затем автор оценивает тему и ясно представляет читателю порядок анализа.
Например: политика школы, согласно которой учебный день начинается на час позже, выявила три связанных преимущества: учащиеся были более внимательными в классе, более позитивно относились к школе и лучше выполняли домашние задания.
Изложение пояснительного тезиса основано исключительно на фактической информации. Он не содержит личных мнений или утверждений, не подкрепленных доказательствами. Вместо этого он точно сообщает читателю, какой будет тема, и затрагивает основные моменты, которые будут рассмотрены в эссе.
Например: основные компоненты здорового образа жизни — это полноценная диета, регулярные упражнения и полноценный сон.
Признаки хорошего тезиса.
Тезис является основным утверждением эссе. Он должен раскрывать читателю суть или идею статьи, или сочинения. Хороший тезис будет четко идентифицирован в статье, он будет узким, целенаправленным и конкретным. Изложение тезиса всегда должно быть законченным предложением. В некоторых случаях тезис может растянуться на два предложения, но его следует сформулировать кратко, а не обсуждать в целом абзаце.
Тезисы могут отличаться в зависимости от типа статьи. В аргументированном эссе тезис должен четко излагать ваше мнение или точку зрения по проблеме. В эссе сравнения и сопоставления тезис должен показать, чем два рассматриваемых объекта похожи и различны. Организация или тип эссе повлияют на построение тезисного предложения. Это помогает отразить цель статьи. В некоторых случаях ваш тезис будет служить дорожной картой и даже может быть гидом для вас и вашего читателя по остальной части эссе, представляя основные моменты рассказа и то, как они связаны друг с другом и как в конце концов формируют главную идею.
Попробуйте эти тесты, чтобы узнать есть ли у вас хороший тезис:
Если вы не можете ответить положительно на эти вопросы, тогда внесите изменения в свой тезис, чтобы улучшить его.
Думайте о тезисе как о корешке вашего высказывания. Как все части вашего тела связаны с позвоночником, а без позвоночника ваше тело не могло бы стоять, так и в вашем эссе все части должны быть связаны с тезисом, а без тезиса эссе не выдержит. Части, которые не соединены, должны быть пересмотрены, чтобы они действительно соединялись, или же были исключены. Тезис не ограничивается одним местом в эссе; он проходит через все ваше высказывание, от начала до конца.
Когда у вас есть рабочий тезис, вы должны подумать, какие существуют контраргументы против него. Это поможет вам уточнить тезис, а также заставит задуматься об аргументах, которые вам нужно будет опровергнуть позже в своем эссе. При этом важно помнить, что у каждого аргумента есть контраргумент. Если у вас его нет, то это не аргумент: это может быть факт или мнение, но не аргумент.
Хороший тезис должен быть интересным и, возможно, даже спорным. Он должен привлечь читателей к вашей работе и побудить их узнать больше.
Тезис всегда должен совпадать с остальной частью вашей работы, чтобы передать основную мысль. По мере того как вы пишете, ваши идеи могут меняться, особенно когда вы проводите исследования. Ваша основная мысль изменится, когда вы будете больше писать и вникать в свои собственные мысли по предмету. Не бойтесь изменять тезис в соответствии с вашими новыми идеями и убеждениями.
Пример тезиса.
Важность тезиса.
Тезисы важны для определения позиции автора относительно темы или идеи. Они помогают представить эссе и сосредоточить внимание читателя.
Нарративный (повествовательный) тезис.
Нарративный тезис можно найти в повествовательных эссе или в литературе. Они создают сцену для урока, который будет изучен или преподан через художественное сочинение. В любом случае важно, чтобы тезис был ясным, чтобы эффективно передать сообщение автора.
Год назад я ушла из дома в школу и больше не вернулась. Я была ранена пулей талибов, и вылетела из Пакистана без сознания. Некоторые люди говорят, что я никогда не вернусь домой, но в глубине души я твердо верю, что вернусь. Быть оторванным от страны, которую любишь, никому не стоит желать.
В этом тезисе Юсафзай устанавливает основу своих мемуаров, которые должны рассказать историю о том, как она была вынуждена покинуть свой дом.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл.
Здесь рассказчик устанавливает личность молодой нимфы, которой он нездорово одержим в истории. Лолита – маленький ребенок, а он взрослый мужчина. Следовательно, это утверждение вызывает у него неприятное чувство, которое сохраняется на протяжении всего романа.
Тысячу ран Фортунато я нанес, как мог, но когда он рискнул нанести оскорбление, я поклялся отомстить.
В этом заявлении Монтрезор говорит, что будет стремиться отомстить после того, как Фортунато неправильно обошелся с ним. Начав рассказ с повествования, тезис устанавливает цель оставшейся части повествования.
Функция тезиса в художественной литературе.
Тезис в литературе устанавливает цель работы или представляет урок, который писатель попытается преподать в сочинении (мораль). Это позволяет сосредоточить читателя уже в начале сочинения, чтобы эффективно вовлечь его в рассказ.
Хотя тезис литературного произведения может быть труднее понять и извлечь из основного текста, чем из академического письма, он столь же важный. Писатели имеют определенную точку зрения, с которой они пишут, и могут создавать стихи и романы, чтобы доказать истинность определенных идей.
Отличия между академическим и художественным тезисом.
В то время как академический писатель основывает свои аргументы на фактах и данных, литературный писатель часто использует ситуации и эмоции, которые они вызывают, чтобы подтвердить определенные идеи. Этот процесс может занять больше времени, чем в создании академических тезисов, и все же результат часто может быть более сильным. Когда авторы стихов и прозы апеллируют к эмоциям, а также к логике (как к эмоциям, так и к логике), читатель с большей вероятностью будет убежден в определенном сообщении, а также запомнит его в течение более длительного периода времени.
Что такое тезис? Определение тезиса простыми словами. Тезисный план — что это и как составить? Пример тезиса. Как выделить тезис из текста?
Каждый доклад, сочинение или изложение можно разложить на тезисы. Они представляют собой утверждения, из которых состоит материал. В этой статье мы расскажем, что такое тезис, приведем его определение и несколько примеров.
Что такое тезис? Определение тезиса
Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Это слово широко используется во многих сферах науки, искусства и философии. Тезис позволяет выделить из текста или исследования наиболее важные мысли. Например, если человек написал длинное рассуждение на какую-либо тему, тезисы позволяют разобраться в статье, не читая полный текст и пропуская этап размышлений автора. Именно поэтому тезисом называется только та часть текста, в которой соблюдена ясность и краткость мысли.
Определение тезиса звучит следующим образом:
«тезис — это основные мысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»
В более узком смысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи. Поэтому тезис часто путают с аннотацией. В чем же разница между этими понятиями? Аннотация и тезис отвечают на разные вопросы. В аннотации говорится о сути статьи и ее содержании. Тезисы же дают понять, какие утверждения и выводы рассматриваются в статье.
Как составить тезисный план?
Тезисный план текста можно сравнить с его кратким содержанием. Чтобы составить тезисный план, нужно прочитать материал и выделить из него основные мысли, после чего записать их максимально коротко и ясно. Попробуем составить тезисный план на примере русской народной сказки «Колобок».
В плане пропущена история о том, как колобок готовился, почему он укатился, как именно он обхитрил зайца, волка и медведя, и почему был съеден лисой. Тезисный план отражает только основные мысли сказки.
Пример тезиса
Допустим, мы пишем статью о важности постоянного обучения. В данном случае тезис будет звучать следующим образом:
«Чтобы преуспеть в жизни и построить успешную карьеру, нужно постоянно учиться»
Это главная мысль статьи, ее вывод. В самой статье мы будем этот тезис объяснять и доказывать:
«Чтобы стать успешным человеком, нужно прилагать как можно больше усилий. Успешные люди часто идут на риск, пробуют новые пути развития. Но для того, чтобы рисковать, нужно хотя бы иметь представления о результатах и последствиях риска. А для этого нужны знания. Поэтому важно постоянно учиться».
Абсолютно любую статью можно разложить на тезисы по этому примеру.
Основные сведения о тезисах в сочинении
Что такое тезис и где встречается
Тезис — основные мысли, положения, которые формулируют кратко.
Слово «тезис» используют в сферах науки и искусства, философии. В литературе термином обозначают значимые рассуждения, понятия и мысли.
В данном рассуждении излагают личностное мнение кратко и ясно. В формулировке могут использоваться цитаты.
В сочинении на заданную тему под тезисами подразумевают ключевые идеи темы, которые облегчают понимание сути сочинения.
Под тезисами понимают кратко сформулированные положения в аннотации. Это главные мысли научной работы, доклада, курсовой работы или диплома.
Формулировку утверждающего положения доказывают и комментируют на протяжении работы. В нем содержится ответ на вопрос, который задан темой, или разъяснение темы.
Виды тезисов:
Как пишется тезис к сочинению
Ключевое утверждение передает основную суть сочинения. Их количество для сочинения варьируется от двух до пяти в зависимости от объема работы.
В сочинении выделяют три составляющие:
Для написания сочинения используют тезисный план:
Чем больше текст, тем больше ключевых утверждающих положений.
Характеристики главного утверждения:
Утверждающие положения комментируют — вводят аргументацию для создания доказательной базы.
Аргумент — высказывание, которое доказывает или опровергает тезис.
Аргументами выступают жизненные примеры, цитаты из литературных источников, пословицы, поговорки, афоризмы, факты.
Виды аргументов:
Требования к оформлению тезисов
Текст тезисов может быть цитатным, назывным и вопросным.
Содержание утверждений не повторяется, слова-дубли убирают.
Ключевое утверждение размещают в начале сочинения — конец вводной части — или сразу после вступления.
Избегают сложных синтаксических конструкций.
Объем утверждения: одно-два предложения.
Распространенные ошибки
Ошибки при формулировке тезисов:
Что такое «тезисы», как их писать?
Что такое «тезисы», как их писать?
Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок.
· При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
· Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
· Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
· По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте
«Азбука логичного мышления».
Хочешь знать больше, читай дальше!
Памятка для студентов, которые никогда этого не делали, или делали, но не уверены, что правильно.
1. Что такое тезисы?
2. Какие бывают тезисы?
3. Некоторые общие позиции
4. Проблемы в постановке проблемы
5. Краткое обследование результатов исследования
6. Работа по освещению методов работы
7. Как трудно оформить тезисы?
1. Что такое тезисы?
2. Какие бывают тезисы?
В соответствии с последним высказыванием, бывает три типа приветствуемых нами тезисов:
· К постановке проблемы.
· Новая методика работы…
Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?
При написании текстов «к постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:
· Краткое вступление (как насчет актуальности?).
· Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
· Некоторые собственные мысли на эту тему.
· (опционально) Предполагаемые исследования.
Что предполагают тезисы по типу «Результаты исследования»?
· Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).
· Гипотеза (в случае экспериментального исследования).
Что предполагают тезисы типа «Новая методика работы»?
· Краткое вступление, описывающее, например, область применения методики.
· Описание существующих методик.
· Описание новой методики.
· Описание результатов применения.
· Методики оценки эффективности.
3. Некоторые общие позиции
· Утверждение должно быть кратким и ёмким. Нет логорее!
· Утверждение должно быть обосновано. Либо логикой, либо эмпирикой.
· Читатель должен понять ваш текст.
· Не держите редакторов за наивных людей.
· Если у вас острый приступ «амнезии», не надо писать тезисы.
4. Проблемы в постановке проблемы.
· Краткое вступление:
1. Политические высказывания. Недопустимо включение в научную работу политических высказываний. «В связи с антинародной политикой правительства Гайдара, в стране возникла ситуация, приводящая к стрессовым состояниям у большого процента населения России…». Такие утверждения, как правило, бездоказательны. Переформулируйте: «В соответствии с исследованиями В. Пупкин-Тютькина, в нашей стране существенно выросла частота стрессовых состояний у населения» и т. д.
3. Как надо: «В современных условиях качественно новым образом решается проблема развития и использования человеческих возможностей, т. к. предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека. Это и объясняет повышение интереса к проблеме самореализации специалистов разных областей, но до сих пор проблема самореализации и, в частности, проблема профессиональной самореализации является открытой для исследований». Вот примерно так. Т. е., просто кратко обозначить сферу, актуальность и направление работы.
Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области
2. Долгая расшифровка распространенных понятий.
· Некоторые собственные мысли на эту тему
1. Они должны быть! Это научная публикация, а не учебник и не реферативный сборник. Если у вас нет собственных мыслей по поводу сферы, в которой вы специализируетесь, вам не надо писать тезисы. Зачем вы их, в конце концов, пишете?
3. Лучше избегать размышлений на «популярные» темы. К ним самые строгие требования. Если вы пишете тезисы «О любви», вы просто обязаны сказать новое слово в науке.
· (опционально) Предполагаемые исследования
1. Это опциональный, но весьма желательный пункт, который показывает, что вы двигаетесь в сторону экспериментальной проверки выдвинутых вами положений
· Вывод
1. С этим проблемы у всех и всегда, начиная со школьного сочинения. Но эти проблемы возникают, как правило, из-за лакун в предыдущих пунктах.
3. Да напишите же что-нибудь, и мы от вас отстанем!
5. Краткое обследование результатов исследования.
· Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко)
1. Если тезисы посвящены результатам исследования, нелепо тратить больше половины отданного вам пространства под изложение чужих мыслей. Абзац. Ну, два абзаца. Иногда можно вовсе ограничиться одним предложением.
2. Опять-таки, не надо лирики.
· Гипотеза (в случае экспериментального исследования)
1. К публикации принимаются кроме экспериментальных, также и описание эмпирических исследований (но тогда по жанру тезисы приближаются к постановке проблемы). Понимая недоумение многих студентов, которые не знакомы с различием между эмпирическим и экспериментальным исследованием, вкратце поясняю:
Эмпирическое исследование, это когда вы вышли из дому и обнаружили на улице дождь.
Экспериментальное исследование, это когда вы посмотрели прогноз погоды, подумали, дай-ка проверю, вышли на улицу и обнаружили дождь.
Иногда ошибочно исследования, посвященные корреляционному анализу множества признаков, считаются экспериментальными. В качестве примера можно привести исследование, где в качестве гипотезы фигурирует связь успешности обучения с личностными признаками. Такая гипотеза эквивалентна гипотезе о том, что на улице вообще есть какая-то погода. Для того, чтобы исследование считалось экспериментальным, существует нечеткий критерий «хрупкости» экспериментальной гипотезы. Чем более маловероятная гипотеза следует из ваших умозаключений, тем больший вес она имеет в случае успеха. Например, гипотеза о связи интеллекта с успешностью обучения имеет меньшую хрупкость по сравнению с гипотезой о наличии такой связи у нейротизма (просто потому, что интеллект по определению должен быть как-то позитивно связан с успешностью деятельности, в первую очередь учебной).
· Примененные методы
· Параметры выборки.
1. Они должны быть указаны. Так, чтобы не было разночтений.
2. Параметры бывают количественные и качественные.
3. Соответственно, надо указать, сколько и каких человек вы исследовали.
4. Ничего особо страшного, если испытуемых мало. Бывают кандидатские диссертации на одном испытуемом. Но число надо четко указать.
5. Кого исследовали? Школьники? Какой класс? Не секрет, что дети дошкольного возраста по некоторым качествам существенно отличаются от детей младшего школьного возраста.
6. Если речь идет о сравнении нескольких групп, постарайтесь избежать разночтений по поводу количества испытуемых. Лучше всего прямо указать, сколько испытуемых было в каждой группе.
· Собственно результаты.
1. Они таки должны быть также изложены. Где-то на одной из конференций участники с большим удивлением узнали от выступавших, что результаты их исследований являются собственностью и коммерческой тайной…
2. Результаты также должны быть изложены в адекватной форме. Метод математической обработки также должен быть указан. Например, «Проводился корреляционный анализ, зафиксирована корреляция 0,6 (p