Что значит тетя мотя
Кто такая тетя-мотя?.
Тётя Мотя
Степан Степанов
Тётя Мотя на работе потеряла кошелёк,
А милиция узнала — посадила на горшок.
А горшок горячий! Тётя Мотя плачет!
Из детского фольклора
В доме десять, дробь не помним, Тётя Мотя
На проспекте Путевом,
Был пивной киоск огромный,
А теперь там гастроном,
Там, где рядом вытрезвитель,
По двору наискосок
Мимо гаражей пройдите,
И в заборе из досок
Есть дыра, в неё пролезешь
И к подъезду попадёшь.
На машине не проедешь,
Тротуаром не пройдешь.
Ну так вот, подъезд найдёте,
На четвертом этаже
Проживает тётя Мотя
Года полтора уже…
Имя было ей — Матрёна,
А фамилья — Россенклодт.
Но Матрёну «тётей Мотей»
Называл простой народ.
Кто не знает тётю Мотю?
Да никто с ней не знаком!
Вам представим тётю Мотю,
Чтобы речь понять, о ком.
Тётя Мотя — это что-то…
Это что-то юных лет.
До пяти у ней работа,
С двух до трех у ней обед.
Не красотка, не дурнушка,
Не умна и не глупа.
Так, простая молодушка
В жёлтой майке до пупа.
Одевалась тётя Мотя —
Тут отдельный разговор,
Выходила тётя Мотя —
Собирался целый двор.
Лай собаки поднимали,
Но они не понимали,
Что на сейшене и пати
Тётя Мотя в этом платье
Сможет всех легко затмить,
Если в меру будет пить.
А для модного журнала
Тётя Мотя всё снимала.
И на глянцевой обложке
Из одёжки — лишь серёжки.
— Вам, — кричали Моте люди, —
Накачать бы чем-то груди!
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
С кем сегодня тётя Мотя,
Кто с ней в комнате живёт.
Все любили тётю Мотю,
Обсуждали тётю Мотю.
Все старушки на скамейках
Знали как у ней дела.
Вот она идёт с прогулки.
— Как дела? — кричат бабульки.
Тётя Мотя отвечает,
Мол, пока не родила!
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Тёте Моте говорят:
— Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Тётя Мотя с тротуара
Говорит из пеньюара :
— Ну и что же, ну сгорят,
Вот забота у ребят!
Голубиное-то мясо
Очень вкусно, говорят!
У меня проблема шире:
Я оставила в квартире
Шубу. Да и чёрт бы с ней,
Но в кармане сто рублей!
Что за крик и топот ног?
Потерялся кошелек!
Не в толпе, а на работе!
Помогите тёте Моте!
Дядя Стёпа и собака
Ищут всюду кошелёк.
— Тётя Мотя, хватит плакать,
Покажите, где горшок.
Тут собака след берёт
И милицию ведёт
В туалетную для дам
По горячим по следам.
Вот в уборной дознаватель
И овчарка в поводке.
— Ну, гражданка, опознайте:
Ваш предмет лежит в горшке?
На глазах всего народа
Тётя Мотя лезет в воду,
Кошелёк свой достаёт
И, конечно, узнаёт!
За поступок благородный
Тётя всех благодарит.
— Попросите что угодно! —
Милицейским говорит.
— Может, я для вас станцую?
Может, песенку спою?
Может, просто поцелую
Или квасом напою?
Но от щедрой от награды
Отказался паренёк.
— Целовать меня не надо,
Я за деньги вам помог.
Кошелёк у тёти Моти
Он уверенно берёт,
На глазах у тёти Моти
Две купюры достаёт.
КТО ВЫ, ТЁТЯ МОТЯ?
Н.В. Богданова
Санкт-Петербург
Впрочем, специальная статья на тетю Мотю обнаружилась в весьма интересном «Словаре коннотативных собственных имен» Е. Отина ( Отин 2006), где данная единица рассматривается как «узуальный коннотативный антропоним с интралингвальной коннотацией и широким диапазоном известности» ( там же : 21) и имеет два значения: «некультурная, невоспитанная, несимпатичная женщина» и «расхлябанный человек, разгильдяй (независимо от пола)» 9 ( там же : 352). Строго говоря, на этом определении можно было бы и успокоиться, однако, по справедливому замечанию В.М. Мокиенко, написавшего вступительную статью к этому словарю, богатство материала «позволяет каждую словарную статью сделать самостоятельным ономастическим очерком, предложить читателю ценную справку о русских личных именах, прозвищах и т. п.» ( Мокиенко 2006: 10). Что-то вроде такого очерка и предлагается читателю в настоящей статье.
Для выяснения лексического значения выражения тетя Мотя показалось полезным обратиться к ментальному лексикону носителей языка (своеобразный блиц-эксперимент психолингвистического толка): соответствующий вопрос был разослан по электронной почте разным людям, по большей части филологам, в ответ были получены реакции такого рода:
Какая-то тётя (пренебр.) 10 ;
Простая тётка (пренебр.) ;
Женщина странного вида, может быть, незнакомая женщина странного вида ;
Простая женщина из народа ;
О простоватой, глуповатой женщине деревенского происхождения ;
Эвфемизм «глупой женщины», ироничное отношение к несообразительности в какой-либо ситуации ;
Мне кажется, что «Мотя» неопределенный артикль к слову «тётя». То есть некая дама среднего/старшего среднего возраста (+ возможно, активная, дородная );
Это такая недотепа, недалекая женщина, у которой мало что хорошо получается, но она всех судит, считает себя умнее всех, имеет свой взгляд на вещи ;
Тётя Мотя – обыватель ;
Электорат нижней ступени;
Недалекая неопрятная женщина в возрасте ;
В моем понимании «тётя Мотя» употребляется в отношении некоей колоритной персоны женского пола, скорее всего, не без еврейских корней, которая делает/говорит нечто не совсем ожидаемое, либо не входящее в привычное, неприятное говорящему/рассказывающему персонажу/субъекту, даже абсурдное с его точки зрения ;
Немолодая женщина в немодной, безвкусной или неопрятной одежде, в нелепом головном уборе или с плохой прической;
На мой взгляд, выражение «тётя Мотя» имеет одно из следующих значений: 1) любая взрослая женщина (скорее с шутливым или пренебрежительным оттенком); 2) некто, одна из группы людей (соседей, пассажиров, участниц чего-либо и т. д.), второстепенный персонаж, т. е не участник происшествия, а скорее одна из свидетелей; 3) 1-е или 2-е + выделяется среди других за счет какого-либо внешнего фактора (манера поведения, одежда, социальный статус и т. д.) ;
По поводу тети Моти. я представляю ее так: очень простоватая женщина, необразованная, безвкусно одетая, недалекая, немолодая. Вот такая неприглядная картинка ;
Я считаю, что это нарицательное существительное для обозначения женщины, скорее, простой, обычной, возможно даже, заурядной. Срифмованное словосочетание собственного и нарицательного существительных хорошо запоминается, что типично для фольклора (например, «волк-зубами щёлк», «зайчик-побегайчик», у болгар – «кумчо-вълчо») ;
Словосочетание мало употребляется. В последнее время оно неожиданно всплыло благодаря некоторым публичным личностям, но в основном, по-видимому, из-за фонетических, а не смысловых ассоциаций;
Обобщенный народный образ, примерно равно «Клава» для другого временного отрезка 11 + матрешка.
9. Эта «независимость от пола» легко просматривается и на рис. 2. По-видимому, обобщенность, собирательность этого выражения включает в себя и грамматическое значение общего рода, ср. ниже в толкованиях испытуемых: обыватель, электорат нижней ступени, представитель народа, обычный человек и под.
10. Пометы и смайлики также принадлежат респондентам.
11. О тёте Клаве см. ниже.
Кто такая тётя Мотя?
Так в старину называли человека оказавшегося в нелепой ситуации.
Например: Эх ты, тетя Мотя! Ты только посмотри, что у тебя из этой затеи получилось! Ты настоящая тетя Мотя!
Такое образное выражение применяют к простоватым, неряшливым женщинам, безвкусно одетым.
Например: Ты только посмотри на себя, как ты одета, просто настоящая тетя Мотя!
Имя Матрёна раньше считалось весьма простецким именем, не очень подходящим для приличного общества.
Например Матрёна Распутина, дочь Григория Распутина, своё имя не любила и предпочитала называться Марией. Хотя по-моему она типичная тётя Мотя:
А рифма говорит о том, что персонаж еще и фольклорный, типа зайчик-побегайчик, девочка-припевочка.
В общем, пришла к нам тётя Мотя из глубин веков и поселилась в нашем подсознании.
Я лично представляю её крупногабаритной дамочкой с «химией» на голове, в ярком платье, обязательно в туфлях на каблуках, в шляпе в виде абажура и с добрыми васильковыми глазами на уже не очень молодом лице.
Тётя Мотя любит макароны и своих племянников. А еще она обожает стоять в очередях, ходить по магазинам и сплетничать, хотя по натуре совсем не злая.
Ну как же вы не знаете тётю Мотю, это жена дяди Пети. Вымышленные, имя-нарекательные персонажи, применяемые в диалоге когда человек хочет выразить возмущение и задать вопрос о действии которое пытаются переложить на кого то, либо просто не хотят делать.
Так в старину и даже в советские времена называли неуклюжую женщину, порой даже добрую по натуре. Но в какой-то степени определенная нестандартность и неповоротливость была в каждом ее движении. Многих это раздражало, другие просто улыбались. Поэтому и говорили: «Тетя Мотя! Тетя Мотя! Убери свое лохмотье!» Эта чудаковатая поговорка сохранилась до наших дней. Как ни странно, но чаще всего такое выражение можно услышать на блошиных рынках.
А вот и описание данного персонажа:
Да, да, тётя Мотя именно такая, как ее описывают!
Ну, а других тёть Моть я не знаю.
В праздничном наряде,
Мою бабушка звали Матрёна Павловна, а многие её так и называли тетя Мотя. Это сейчас это стало распространенным явлением называть так людей, которые что-то накосячят или неторопливы и неповоротливы в своих действиях, а раньше так называли маленьких девочек. Мотя от полного имени Матрёна.
Тётя Мотя это известный блоггер в инстаграмме. Настоящее имя Наталья Давыдова. Она жена российского бизнесмена, гендиректора компании USM Advisors Ивана Стрешинского.
В своем рассказе А.А. Аверченко, повествует достаточно поучительную историю про мальчика Сережку Морщинкина, который пристрастился к обману.
Сначала Сережка обманом, получил от дяди рубль, за то что прочитал стихи Пушкина, выдав их за собственное сочинение.
Такая новость быстро облетела гимназию и Сережа стал почти «героем», но. с почестями, на мальчика свалились и «обязанности», как то защита от других драчунов.
Собственно это краткий пересказ рассказа, касаемо плана к нему, то можно предложить такой:
Этот рассказ Аверченко посвящает наивному мнению детей, что в жизни многое можно добиться обманом. Автор показывает не только варианты обмана, но и последствия, которые могут произойти с самими обманщиками. Конечно в рассказе не сказано о моральной стороне, но нужно подразумевать, что обман может сыграть очень плохую роль в вопросе дальнейшего взаимоотношения между людьми.
Прочитав все ситуации рассказа «Сережкин рубль», можно сделать вывод, что заработанное нечестным путем, пользы не приносит и любой обман рано или поздно все равно раскрывается.
Тема достойная внимания!
Самый простой путь ее реализации-классическое сочинение.
Сформулируйте тезис и опишите его.
Аргументируйте тезис текстом из какого нибудь хорошего классического произведения,например из»Капитанской дочки»Пушкина,или «Леди Макбет мценского уезда»Лескова.
Завершите сочинение-размышление примером-аргументом известным Вам из личного опыта.Если такого примерного опыта нет,включите фантазию,романтизируйте,сгущайте краски.Все получится!
Ну а если Вы не ищете легких путей,то попробуйте написать сочинение про женщину-героиню нашего времени.
Женщина на рабате,женщина в семье.Женщина врач,женщина учитель,кондуктор и целитель,женщина кухарка и она же домохозяйка.Вобщем женщина чтец,певец и на дуде игрец.Сочините образ женщины разгребающей рутину повседневных забот-хлопот и обязательств.И все ради семьи,детей-любимых.
Разве это не подвиг,не героизм самоотверженности?
У Вас все получится,желаю удачи.
У меня очень сложный характер, так говорят взрослые, хотя лично я ничего сложного в нем не вижу. Я самая обычная городская девчонка со своими тараканами в голове. Да, меня редко можно надолго удержать на одном месте или заставить заниматься тем, что мне не нравится, но я никогда не стану вредничать понапрасну или капризничать без видимой на то причины. Мне говорят, что у меня нет своего мнения, но на самом деле оно есть, но я просто очень часто его меняю. И ничего плохого в этом не вижу. Ведь мне еще рано обрастать мхами и иметь обо всем на свете устоявшееся постоянное мнение. Я его еще только формирую и если мне сегодня кажется так, то завтра все может оказаться совсем наоборот. Также говорят, что я легкомысленная, но добрая и это словосочетание я абсолютно не понимаю. Хотят меня этим поощрить или обидеть? С одной стороны приятно, но с другой стороны, я же не Иванушка-дурачок, чтобы быть и легкомысленной и доброй одновременно. Мне говорят, что я часто все делаю назло, но я просто пытаюсь найти альтернативные варианты и не понимаю, почему на меня обижаются, если я пытаюсь проявить фантазию и сообразительность. В общем у меня самый обычный ничем не примечательный характер, но я им вполне довольна. Ведь я не скряга, не зануда и не обманщица. Я не заносчивая и очень очень скромная. А может и нет.
В юмореске А.П. Чехова Жалобная книга» мы читаем записи, оставленные посетителями в этом средстве обратной связи. По этим записям можно судить и об уровне образованности, и об уровне воспитанности тех, кто их оставил.
Рассмотрим типы допущенных ошибок.
Орфографическая ошибка в слове «станцЫи». По правилу в окончаниях существительных после Ц пишется И: специи, нация, рация.
Классический пример грамматической ошибки при употреблении причастного оборота. Действие, выражаемое глаголом-сказуемым и деепричастие, обозначающее дополнительное действие, должны совершаться одним и тем же лицом.В записи по смыслу получается, что к станции подъезжала шляпа.
Правильно: «Когда я поъезжал к сией станции, с меня слетела шляпа».
Орфографическая ошибка: необоснованное написание с прописной буквы нарицательного существительного «кондуктор».
Орфографическая: «шулер» пишется с одной Л.
Пунктуационная: не выделено обращение.
Пунктуационные: не выделено придаточное предложение.
Пунктуационная: не отделено придаточное предложение от главного.
________________ _______________
Как видим, чаще всего допускаются пунктуационные ошибки.
Слово «физиоГномия» написано в соответствии с прежней орфографической нормой, поэтому ошибкой не считается.
Если писать сочинение на тему «Когда ужасное прельщает», надо составить план и показать во вступительной части, что ужасное не может прельщать и быть приоритетом в жизни, потому что впереди только лучшее, светлое, чистое, доброе, никак не ужасное и темное. Далее в основной части сочинения развивать эту мысль и рассуждать на тему, показать отношение. В заключительной части завершить и сделать вывод.
Ужасы не могут прельщать, притягивать должно что-то хорошее и красивое, что заставляет быть к этому ближе.
Когда прельщают ужасы, то в душе человека не ладно, надо осмотреться и выбирать не ужасное, а прекрасное.
Когда ужасное прельщает, значит у человека не все в порядке, значит у него ошибочная точка зрения и что-то случилось с ним случилось такое, что вызывает внутренние противоречия, как личная трагедия и в результате этого ошибочность взглядов, внутреннее беспокойство, нарушение представления о внешнем мире, в ущербе душевная гармония. Страдают психология и психика, если «прельщает ужасное». Если такое случилось, то надо помочь и сделать так, чтобы человек понял ошибочность, чтобы тянуло к прекрасному. Это сделать можно разными способами, все зависит от глубины, насколько сильно пошатнулось внутреннее спокойствие и мировоззрение.
Когда прельщает ужасное, значит что-то произошло из ряда вон, надо менять и искать, как помочь и изменить к лучшему.
Когда прельщает ужасное, надо помочь и вылечить. Ужасное не может прельщать. Притягивают красота и свет, а ужасы и бездна притягивают только когда что-то случилось с человеком и его мышлением. Надо помочь и дать понять, что надо стремиться к светлому, позитивному, радостному в жизни. Ужасное не может прельщать, это против природы, только красота и свет помогут выжить и быть ближе к природе.
КТО ВЫ, ТЁТЯ МОТЯ?
Н.В. Богданова
Санкт-Петербург
Интересен также образ тёти Моти в повести Е. Макаровой «В начале было детство»:
Эта тётя Мотя даже получила у автора соответствующее «портретное изображение» – см. рисунок.
Любопытно, что один из образов тёти Моти (единственный женский образ в творческой биографии актера) создал в свое время (февраль 1970 г.) В. Высоцкий – в спектакле театра на Таганке «Берегите ваши лица» 16 (см. рис. 4, 5).
Видно, что выражение тётя Мотя действительно наделено неким всем знакомым смыслом, представляет собой идиому, которая появилась в языке уже довольно давно, хотя в устной русской речи эта единица в значении ‘незаметная, обыкновенная, может быть, слегка нелепая женщина, обыватель’ только еще начинает закрепляться.
Все кошки у тёти Моти всегда были черными. Тётя Мотя жила под нами. Вернее, под Евой Николаевной и Рафаилом Исааковичем [В. Сидур. Памятник современному состоянию (1973-1974)];
Она со смехом тащила его назад и, путаясь в словах, радостно восклицала: Здравствуйте, здравствуйте, тётя Мотя! [В. Осеева. Динка прощается с детством (1969)].
И только три контекста, выявленных в НКРЯ (один из них – в газетном подкорпусе), оказались близки к тому, что дали ОРД и проведенный блиц-эксперимент:
Привет вам, тёти Моти и дяди Пети [А. Вампилов. Утиная охота (1968)];
А надо бы набраться духу причем не тёте Моте, а мне самой! [Г. Полонский. Ключ без права передачи (1975)];
Тёте Моте с улицы проводить в «Петергофе» свадьбу никто не разрешит, кто же разрешил министру? [С. Герасименко, О. Вандышева. Коммунистка Савицкая сравнила министра Грефа с тетей Мотей // Комсомольская правда, 2004.05.17].
Последний пример (из газетного подкорпуса НКРЯ) интересен также тем, что выражение тётя Мотя употреблено в нем уже в названии статьи, что может дополнительно свидетельствовать о его укреплении в качестве идиомы в современном русском языке. Предложенное выше значение этого выражения (‘некая, неопределенная, обычная женщина, простой обыватель’) подчеркивается в данном примере и формой с улицы ( тётя Мотя с улицы ).
В еще большей степени о становлении этой идиомы в русском языке говорит следующий пример (также из газетного подкорпуса НКРЯ):
Что значит тетя мотя
ТЁТЯ МО́ТЯ
DEF: ML Обобщенное и собирательное наименование незнакомой женщины определенного вида
PRAGM: В сознании носителей языка существует, своеобразный словесный портрет, выявленный при помощи обращении к МЛ:
Возраст: взрослая, немолодая, среднего / старшего среднего / старшего возраста, с большим жизненным опытом.
Внешний вид: дородная, колоритная, неуклюжая, неловкая, странного вида, неопрятная, в немодной и безвкусной одежде, в нелепом головном убое, с плохой прической.
Характер и особенности личности и поведения: простоватая, простодушная, глуповатая, глупая, несообразительная, недалекая, недотепа, не злобная, активная, любопытная, демонстративное или абсурдное поведение, всюду сует свой нос, во все встревает, попадает впросак, всех судит, считает себя умнее всех, имеет свой взгляд на вещи, но конструктивного решения проблем не предлагает.
Социальный статус: простая, необразованная, деревенского происхождения, из народа, из толпы, обыватель, электорат нижней ступени, типичный, обычный человек, собирательный образ, обобщенный народный образ.
ILL: и они вот задрали эту цену // *П а тётя Мотя тут / *П они сейчас критикуют // *П вон тут в подъезде / *П вон встал утром / *П вон президент сказал / *П чтоб на музеи не повышали //
INTR:Обращение к МЛ позволило получить следующие реакции:
Такой — обобщенный, собирательный — образ тёти Моти, существующий в языковом сознании носителей русского языка, во многом подтверждают и тексты из Интернета. Подробное описание ей дает в своем стихотворении Степан Степанов:
Кто не знает тётю Мотю?
Да никто с ней не знаком!
Вам представим тётю Мотю,
Чтобы речь понять, о ком.
Тётя Мотя — это что-то…
Это что-то юных лет.
До пяти у ней работа,
С двух до трех у ней обед.
Не красотка, не дурнушка,
Не умна и не глупа.
Так, простая молодушка
В жёлтой майке до пупа.
Еще один портрет тети Моти был обнаружен в рассказе Ю. Зверлина:
— Какая еще тётя Мотя? — не унималась девочка.
— Наша тётя Мотя! — стала объяснять старушка, — Она вроде домового, добрая. Живет тётя Мотя в вытяжной трубе и следит за порядком в доме, чтобы ничего плохого ни с кем не случилось.
— И давно тётя Мотя живет в нашем доме?
— Давно, Маша, очень давно! Я, сколько себя помню, всегда она у нас жила.
— А мама про тётю Мотю знает?
— Конечно, знает! Кто же про нее не знает…
— А чем она питается? — продолжала расспросы Маша.
— Да, святым духом, — засмеялась бабушка и, видя, что Маша ее не поняла, пояснила, — я, вот, сейчас котлеты жарю. Аромат в вентиляционную трубу вылетает. Тётя Мотя его вдыхает, ей и хорошо! А больше ей ничего и не надо, она — бестелесная.
Упоминают тетю Мотю в одном из своих произведений и братья Стругацкие:
— Ну ладно, хватит вам, что вы опять сцепились. Не об этом же речь идет. Ей богу, Олег, ну что ты, в самом деле. Ты что же хочешь мне сказать — сидит где-то какая-то тетя Мотя и сочиняет эти повестки?
— Не-ет, это не тетя Мотя сочиняет. Это сочиняет сытый, гладкий, вчерашний молодежный вожак, и «Жигули» у него есть, и квартира с телефоном, да только вот бездарный он, к сожАлению, серый, как валенок, а потому — убежденный юдофоб. (А. и Б. Стругацкие. Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах).
Рисунок 1
Тётя Мотя-1
Рисунок 2
Тётя Мотя-2