Что значит тетрадь на печатной основе

Родители не должны покупать печатные рабочие тетради в школу

Многие родители учеников до сих пор тратят деньги из своего кармана на приобретения ТПО (тетрадей с печатной основой), несмотря на разъяснения, данные Министерством просвещения РФ от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 “Об использовании рабочих тетрадей”. Чаще всего такие тетради приобретаются по всем предметам для учащихся начальной школы 1-4 класса. По примерным подсчетам один комплект тетрадей на год для родительского кошелька обходится сегодня примерно в 2 000р.

Что значит тетрадь на печатной основе

На родительских собраниях учителя убеждают родителей, что ребенку просто необходимо приобрести такой комплект тетрадей для успешного освоения школьной программы. Давайте разберемся так ли необходимо приобретать эти пособия и кто же должен обеспечить ТПО-шками учеников: школа или родители?

Кто должен обеспечить ТПО-шками учеников: школа или родители?

Сначала рассмотрим письмо от Министерством просвещения РФ от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 “Об использовании рабочих тетрадей”. В нем четко разъяснено, что

Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.

Каждая школа сама выбирает комплект учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и формирует соответствующий список, который утверждается приказом директора образовательной организации. Например, конкретная школа сама будет выбирать по какому учебнику школьники будут осваивать программу по окружающему миру: под редакцией Плешакова или Виноградовой.

Со списком таких учебников можно ознакомиться у руководства в школе (иногда он выкладывается на сайте школы). И если в нем есть тетради на печатной основе, то возникают правовые основания для их закупки школой за бюджетные средства.

Что значит тетрадь на печатной основе

Проще говоря, если школа включила ТПО-шки в список необходимых учебников, то и предоставлять их ученикам обязана именно школа, а не родители.

Что же касается учителей, то они могут лишь рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования! И при этом такие рабочие тетради и прочие пособия не могут быть использованы в образовательном процессе.

Это значит, что если вы приобретете для своего ребенка печатную рабочую тетрадь по математике, литературе или окружающему миру, то проверять ее заполнение и ведение будете именно вы, ведь учитель этого делать не обязан. А работать в печатной тетради ученик будет лишь дома, ведь она не включена в список школы, а значит может быть не у всех учеников. На уроки такую тетрадь носить тоже необязательно, ведь учитель же не сможет разорваться между теми детьми, у которых есть ТПО и теми, которые ее не приобрели.

Отсюда возникают множество вопросов и недовольства родителей:

— Мы купили тетради, как сказала учительница, а они в школе не нужны, их не проверяют, зачем же деньги тратим?

Почему так происходит и где искать виноватых?

С полным комплектом УМК вы можете ознакомиться сами. Обычно состав комплекта указан на обратной стороне обложки учебника по нужному предмету.

Приведем пример такого УМК по русскому языку для учебника 2 класса В.П. Канакина:

Из этого списка курсивом мы выдели те, которые понадобятся только учителю. Оставшиеся пособия (кроме учебника) родителям могут порекомендовать приобрести.

Итак, для успешного освоения программы, нужны все вышеперечисленные материалы, а школа дает только учебник (и то не всегда).

А что же отвечают учителя на вопрос родителей о незаполненных и непроверенных печатных тетрадках? Чаще всего учитель говорит, что он не обязан это делать и за лишнюю работу ему не платят.

Что значит тетрадь на печатной основе

Круг замыкается: школа не закупает, учитель не может полноценно работать без всего комплекта, а если пособия и закуплены, то проверять он их будет не всегда.

Конечно стоит упомянуть о настоящих учителях, глубоко переживающих за знания школьников по своему предмету. Такие люди обходятся и без полного комплекта УМК, перерабатывая материалы и составляя свои планы уроков. Но сколько их, таких учителей?

Надеемся, мы помогли вам разобраться с вопросом приобретения печатных тетрадей для школы.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Источник

Родители и школы / Нужны ли и кому покупать рабочие тетради?

Что значит тетрадь на печатной основе

С рабочими тетрадями и расходами на них знакомы практически все родители учеников начальной школы.

Учебники важнее

Рабочие тетради – это ноу-хау, которое придумали издательства как дополнение к современным учебникам, да и новая ниша в их бизнесе. В классе дети изучают новую тему, а дома, в рабочих тетрадях, они эту тему закрепляют, выполняя задания в печатной тетради самостоятельно. При этом классическую тетрадь (в клеточку или линейку) никто не отменял, в ней ребята работают как в классе, так и дома.

Большой популярностью в школах Марий Эл рабочие тетради пользуются в начальной школе. По словам родителей ученика 4 класса одной из школ Йошкар-Олы, комплект рабочих тетрадей по всем предметам обошелся семейному бюджету в прошлом году в 3500 рублей.

Финансирование школ на приобретение учебников составляет 1000 рублей в расчете на одного учащегося. Сумма была увеличена вдвое Главой Марий Эл. Но понятно, что приобрести к комплекту учебников комплект рабочих тетрадей на эту сумму невозможно.

Что значит тетрадь на печатной основе

Учебники и учебные пособия на эти средства приобретаются ежегодно, вместе с тем идет и износ фонда.

Вспомогательный, но не обязательный

Разъясняя ситуацию с рабочими тетрадями, специалисты Минобра отмечают, что они не являются в чистом виде учебным пособием. Если школа не включила данный учебный материал в список необходимой учебной литературы, приобретать эти «расходники» она не имеет права.

Что значит тетрадь на печатной основе

По словам эксперта, в каждой школе педагоги должны сами решить, применять в образовательном процессе рабочие тетради или нет. Если необходимость в их приобретении все же есть, то, конечно, этот вопрос надо решать с родителями учеников.

Но здесь есть одно но.

В своем письме Минпросвещения России разъясняет: «Если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для закупки за бюджетные средства. В целях более углубленного изучения предмета учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования«, сообщает информационный партнер «Марийской правды» «Российская газета».

То есть за работу в рабочих тетрадях, приобретенных родителями, школа не вправе выставлять оценки.

Что значит тетрадь на печатной основе

Что касается прописей, специалисты регионального Министерства образования предлагают школам включить прописи в список необходимой учебной литературы.

Что значит тетрадь на печатной основе

Дополнительные возможности

В прошлом году вышло поручение Президента о том, что нужно рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей, в том числе внедряя современные цифровые технологии

Помочь решить проблему может и дистанционка.

Дело в том, что в период пандемии многие рабочие тетради разработчики перевели в формат интерактивных онлайн-задачек. И это помимо всевозможных онлайн-платформ, дополняющих школьную программу. Правда, многие из них имеют ограниченный доступ – необходима платная подписка.

Бесплатной крупной государственной площадкой сегодня является портал «Российская электронная школа», сообщает наш информационный партнёр «Российская газета».

Что значит тетрадь на печатной основе

Учебный процесс

Использование рабочих тетрадей, по мнению некоторых учителей, готовит детей к предстоящим тестированиям, которые есть при выполнении ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. В Министерстве образования региона отметили, что это не самоцель.

Нужна общая картина

В октябре этого года ОНФ представили первые итоги мониторинга по поручениям Президента России об анализе сокращения использования рабочих тетрадей и обеспеченности учебными пособиями в школах. Чтобы понимать реальную ситуацию, эксперты ОНФ предлагают школам указывать в отчетах Минпросвещению России, предоставляются они за счет бюджета или оплачиваются родителями, сообщается на официальном сайте ОНФ.

По итогам мониторинга эксперты ОНФ направили заключение в контрольное Управление администрации Президента России, в котором предлагают выкладывать электронные версии тетрадей в открытом доступе. Если школа выбирает учебный комплект, то закупать весь учебно-методический комплект целиком, также размещая его на общедоступном портале.

Источник

ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ

Смотреть что такое «ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ» в других словарях:

Карасёв, Сергей Анатольевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Карасёв. Сергей Карасёв … Википедия

Карасев Сергей Анатольевич — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия

Карасёв Сергей Анатольевич — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия

Сергей Анатольевич Карасев — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия

Сергей Анатольевич Карасёв — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия

МАТЕМАТИКА — уч. предмет в школе, в содержание к рого входят элементы арифметики, алгебры, начал анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитич. геометрии, тригонометрии. Преподавание М. направлено на овладение учащимися системой матем.… … Российская педагогическая энциклопедия

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

КАТЕХИЗИС — [греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis], жанр христ. вероучительной лит ры. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни К. предполагает краткость, ясность и однозначность… … Православная энциклопедия

Источник

Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины

Что значит тетрадь на печатной основе

Статья просмотрена: 10336 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 24.12.2021).

Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание обучающих и обучаемых, является печатная рабочая тетрадь для обучаемого. Имея значительный опыт по созданию таких тетрадей по физике как для школьников [1–10, 12–15], так и для студентов [11, 16–18], мы пришли к следующему выводу. Применение рабочей тетради учащимися улучшает качество их образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет его индивидуализации, предоставляет учителю возможность реализации инновационных методов обучения. Кроме того, рабочая тетрадь для учащегося может входить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, включающего кроме нее, например: рабочую программу, учебник, методическое пособие для учителя, различные дидактические материалы и т. п., образуя наряду с другими элементами комплекса стройную систему взаимосвязанных звеньев. Актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направление движения мыслительной деятельности учащихся при их работе с тетрадью. Практическая значимость тетрадей заключается в применении их для облегчения изучения учащимися трудных, но очень важных дисциплин (физики, математики, химии и т. п.).

Основной акцент в статье сделаем на тетрадях для школьников. При проектировании уроков учитель может испытывать определенные трудности, которые связаны с тем, что программ специального дидактического назначения для разработки конкретных уроков по данной учебной дисциплине мало, и учителю приходится в основном использовать те, которые предлагаются для широкого круга педагогов, адаптируя их к конкретным условиям учебного процесса. В этом случае вариантом решения проблемы может стать рабочая тетрадь для учащегося, разработанная учителем самостоятельно или в паре с опытным методистом. Современная множительная техника позволяет тиражировать такие тетради даже в домашних условиях. Тем не менее, тетрадь должна быть рассмотрена соответствующей комиссией и утверждена для использования в учебном процессе. Другой вариант — использование учителем в своей практике тетрадей, которые уже официально входят в базовый комплект для обучения дисциплине по тому или иному учебнику.

Рабочие тетради, как правило, используются для текущего контроля умений и знаний учащихся. Благодаря информации, содержащейся в рабочей тетради, можно осуществить более легкое и эффективное усвоение учебного материала учащимися, а также проверку этого усвоения учителем.

Рабочая тетрадь имеет общие признаки с опорными конспектами. С опорными конспектами ее объединяет, например, знаковая (иногда компактная) форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь, как и конспект, призвана активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Отличие же ее от опорных конспектов заключается в том, что в опорных конспектах учебная информация представлена в соответствии с определенной логикой, а в рабочей тетради она специально конструируется. Назначение такого конструирования: обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов в сознании учащихся. Операции можно представить в виде отдельных элементов мыслительной деятельности, а каждой операции сопоставить определенный тип действия, который учащийся должен осуществить в тетради. Таким образом для сознательного и целенаправленного формирования мыслительных операций у учащихся и необходимо такое надежное средство, как рабочая тетрадь, в которой они будут фиксировать с помощью своих действий (записей) правильность осуществления этих операций.

Если у преподавателя и учителя такого эффективного средства нет, то это может вызвать ряд проблем в их деятельности. Например, объясняя новый материал и решая с учащимися учебные задачи, они не могут быть точно уверены в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужно, и так, как это нужно делать, и что эти операции складываются в ту конкретную систему, которая востребована процессом обучения. Иными словами, в такой ситуации преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять процессом формирования мыслительной деятельности учащихся.

Итак, цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить пооперационное формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Обеспечить такое успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля, что и является важнейшей задачей при разработке и создании рабочих тетрадей для учащихся.

Основными источниками информации при контроле знаний преподавателем являются опрос и различные проверочные работы. Устный опрос требует значительных затрат времени и носит эпизодический характер по отношению к конкретному ученику. Осуществляя проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проанализировать сам процесс этой деятельности. В этом случае на помощь ему вновь может прийти рабочая тетрадь.

Рабочие тетради могут решать следующие образовательные задачи:


приобретение практических умений и навыков;

формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;

развитие мышления у учащихся;

контроль процесса обучения.

Для решения образовательных задач в рабочей тетради размещаются специальные задания. Они должны быть построены так, чтобы, работая над ними: учащийся не мог не производить всех необходимых операций; его ошибка на каждом этапе выполнения задания может быть замечена педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

Печатная рабочая тетрадь может выполнять следующие функции:


Обучающая функция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений. Развивающая функция способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается, так как он наглядно представлен. Рабочая тетрадь может способствовать развитию мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера. Воспитывающая функция способствует воспитанию аккуратности при ведении записей и выполнении рисунков в тетради, самоорганизации учащихся. Формирующая функция тетради обеспечивает формирование у учащихся навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий в тетради. Рационализирующая функция состоит в том, что при использовании рабочей тетради учащиеся учатся рационально тратить время, организуя свою учебную деятельность. При этом основное время затрачивается на осознание смысла изучаемых понятий, принципов, процессов и т. п. Контролирующая функция рабочей тетради может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. При этом тетрадь может содержать тесты в явном виде и задания, имеющие характер тестов, но явно на них не похожие. Рабочая тетрадь дает возможность осуществлять контроль в любое, удобное для учителя время. Для оптимизации такой проверки учебный материал в рабочей тетради должен быть разбит на блоки.

Различают три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.

Рабочая тетрадь первого типа несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Тетрадь для контроля используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее помощью может не только установить факт знания или незнания, но и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки, и устранить их на этапе формирования понятия.

Смешанный тип тетради включает в себя оба блока: информационный и контролирующий. В информационный блок входит новый учебный материал, в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы. На наш взгляд, целесообразнее применять в учебном процессе тетради этого типа.

Структура рабочей тетради для учащегося может быть такой:


обращение к учащимся;

тематическое наполнение содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов (обязательно иллюстрированное);

система контрольных вопросов и заданий к параграфу, теме, разделу;

место для ответов учащихся и выполнения ими заданий;

К таким рабочим тетрадям предъявляют следующие требования:


требование полноты информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений, процессов и т. п.);

требование группировки заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных способов их решения);

требование системности информации (блоки информации должны быть логически связаны);

требование возрастания сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);

требование целевой ориентации (для каждой задачи должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);

требование психологической комфортности (учащимся должно быть комфортно работать с тетрадью, они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков).

Использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе и вузе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.

Антонова Н. П. Физика 9: Законы сохранения: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Антонова Н. П. Физика 9: Механические колебания и волны: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, Г. В. Главатских, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 72 с.

Антонова Н. П. Физика 9: Основы динамики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Антонова Н. П. Физика 9: Основы кинематики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Антонова Н. П. Физика 10: Молекулярная физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Антонова Н. П. Физика 11: Теория относительности. Квантовая физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные волны. Оптика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные явления: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

Голубева И. С. Физика 10: Электрический ток. Магнитное поле: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

Голубева И. С. Физика 10: Электростатика: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Данилов О. Е. Лабораторный практикум: Молекулярная физика и термодинамика. Рабочая тетрадь студента / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ, 2007. — 84 с.

Данилов О. Е. Физика 7: Давление газов, жидкостей и твердых тел. Работа. Энергия: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Данилов О. Е. Физика 7: Строение вещества. Взаимодействие тел: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Данилов О. Е. Физика 8: Тепловые явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 64 с.

Данилов О. Е. Физика 8: Электрические и магнитные явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов, Т. Г. Мельм, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

Рабочая тетрадь по педагогической практике / Сост. Агафонова Е. С., Данилов О. Е., Иванов Ю. В. и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2003. — 96 с.

Технология и содержание обучения: Физические дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. Е. С. Агафонова, Р. В. Акатов, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 212 с.

Технология и содержание обучения: Дидактика физики. Информационные дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. О. Е. Данилов, О. Н. Демьянова, Ю. В. Иванов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 176 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *