Что значит территория опережающего развития
Что такое ТОСЭР. Объясняем простыми словами
ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) — экономическая зона с особым правовым режимом ведения бизнеса и льготными налоговыми условиями.
Такие зоны с широким кругом льгот для предпринимателя власти создают на малонаселённых территориях (особенно Дальнего Востока, в моногородах, в закрытых городах (ЗАТО) — для привлечения инвестиций и диверсификации экономики в регионе.
Это обеспечивает жителей рабочими местами, разнообразными сервисами и более комфортными условиями для жизни. Льготы касаются налога на прибыль, на имущество, на землю, ставок по арендной плате, использования объектов инфраструктуры. Например, в ТОСЭР социальные платежи с зарплаты ниже (не 30%, а 7,6%).
Пример употребления на «Секрете»
«Президент пообещал инвесторам подумать о создании в территориях опережающего развития, в частности в Амурском крае, трансграничных зон, где мог бы сконцентрировать свои капиталы малый бизнес РФ и КНР».
(Из новости о встрече Владимира Путина с потенциальными инвесторами в дальневосточный регион.)
Ошибки в употреблении
ТОСЭР (часто говорят просто ТОР) не нужно путать с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), где также действует особый режим для предпринимателей. Суть этих инструментов близка: в них действуют различные льготы для бизнеса, однако набор их отличается.
В ТОСЭР гораздо ниже порог вхождения для потенциальных резидентов (50 млн инвестиций на 10 лет), а в ОЭЗ — от 120 млн рублей. ТОСЭР создаётся на территории города в целом, а ОЭЗ — обособленная промышленная территория в буквальном смысле слова.
ОЭЗ предназначены больше для поддержки технологичных предприятий, производства на экспорт и привлечения иностранного капитала, тогда как ТОСЭР направлены на внутреннее социально-экономическое развитие городов и регионов.
Создание подобных особых зон — распространённая в мире практика. Её называют китайским путём: в КНР развитие провинций, которым присваивался статус зон экономического и технического развития, привлекло большое количество иностранных инвестиций и сделало их центрами торговли и экспорта.
Критика
Закон о территориях опережающего развития вызвал опасения со стороны политиков и журналистов, потому что он открывает широкие возможности для иностранных компаний и иностранной рабочей силы на малозаселённом Дальнем Востоке, а конкретно — облегчает доступ Китаю к российским природным ресурсам и территориям.
Кроме того, не всегда механизм ТОР работает гладко. В январе 2016 года предприниматель Олег Тиньков раскритиковал федеральных и региональных чиновников Камчатского края за сложности с выделением земли и инфраструктурой для планируемой им гостиницы. И сказал: «Разговоры эти про территории опережающего развития, про Дальний Восток — болтовня».
Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации
В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).
Что такое ТОР?
ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс
О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.
Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.
К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:
Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития РФ.
Правовая база
Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.
ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.
Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.
Определения, связанные с ТОР
Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.
Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.
Особенности правового режима
Статус территорий опережающего развития заключается в:
Специфика административного аппарата
Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.
Налоговые привилегии
Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.
Налог на добавленную стоимость
Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.
Налог на прибыль
Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.
Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.
Налог на добычу полезных ископаемых
Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.
Страховые и пенсионные взносы
Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.
Проверочные мероприятия
Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.
Закон в действии
Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.
Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.
Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.
Аспект сравнения №1. Налоговые режимы
Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:
Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:
ОЭЗ Алабуга | Бюджет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Налог на прибыль | РФ | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% |
РТ | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 5% | 5% | 5% | 5% | 5% | 13,5% | 13,5% | 13,5% | 13,5% | 13,5% | |
Сумма | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 7% | 7% | 7% | 7% | 7% | 15,5% | 15,5% | 15,5% | 15,5% | 15,5% |
ТОСЭР Н.Челны | Бюджет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Налог на прибыль* | РФ | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% | 2% |
РТ | 5% | 5% | 5% | 5% | 5% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | |
Сумма | 5% | 5% | 5% | 5% | 5% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% | 12% |
* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).
ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:
По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:
Аспект сравнения №2. Инфраструктура
Что есть в ОЭЗ?
В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в «чистом» поле)
Что есть в ТОСЭР?
Чего нет в ТОСЭР?
Чего нет в ОЭЗ?
Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
Прежней России юридически больше нет! Вы слышали о ТОРах?
По новому закону ТОР приравнивается к новому минигосударству в пределах российских границ, собственником которого становится любой желающий иностранец
Вот так страна может выглядеть буквально через десяток-девяток лет. 60% территории страны могу исчезнуть с фактической карты. Как всегда, нас заботит настроенность китайцев в этом плане. Именно у них в школах с детства внушают идею о том, что вся Сибирь и Дальний Восток это их территория, а из-за хаоса в стране и большого количества бедняков большинство жителей так и не смогут узнать, что такое, например, Иркутск, какой-нибудь «хуйнань». Ну да ладно.
Что предполагается по закону? Да практически все, и не в нашу пользу. Закон прямо нарушает конституционные основы государственного строя по причине передачи в частную собственность земель и общих национальных ресурсов в руки иностранных инвесторов в кавычках.
Причем передача осуществляется на безвозмездной основе, то есть бесплатно. Все расходы на создание инфраструктуры таких ТОРов происходит за счет средств федерального и местных бюджетов.
Чтобы подвести вас к сути вопроса, объясним некоторые положения закона.
По определению ТОР вляется минигосударством, границы которого могут быть изменены при желании собственника, т.е. инвестора. По факту такой инвестор является никем иным, как лицом юридического толка, который осуществляет деятельность на территории Тора, направленную на присвоение собственности России. Заключение договора предполагает ведение хозяйственной деятельности на территории образования целых 70 лет с правом продления. Это фактически означает признание территории за иностранцами. Только представьте себе китайца, который взрастил на «своей» территории три поколения за почти век, и все его отпрыски глубоко убеждены в том, что это их историческая родина! Вы действительно думаете, что они уйдут с этой территории просто так? Может быть проще будет взрастить второй Китай и организовать блокаду оставшихся территорий субъектов РФ?
А между прочим права у этих инвесторов очень широкие:
1. На территории ТОРов не действуют законы РФ, а также местных органов самоуправления;
2. Инвесторы вправе сами решать, какими законными путями будет развиваться их территория. Они вправе печатать свои законы, создавать свои «государственные» учреждения и службы;
3. Им разрешено не уплачивать страховые взносы, за исключением обязательных (и вроде по части трудовых отношений, ну, чтобы рабочие лечились как нужно, все-таки лес рубить — этого вам не в бассейне плавать);
4. Граждане, нанятые для работы в таких образования, могут проходить службу в российской армии, причем даже в секретных подразделениях;
5. Такие предприятия освобождены от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, что называется «ешь—не хочу»;
6. Местное самоуправление в ТОРах упраздняется, но инвесторы могут участвовать в избирательном процессе и даже изъявлять свою кандидатуру в качестве управленца для местных органов власти;
7. Ресурсы на территории таких образований могут изыматься в неограниченном количестве, причем их ввоз и вывоз не будет облагаться налогами и пошлинами.
Что за благая идея, которая привлекает в страну расхитителей и не декларирует саму цель закона, даже его название? Это уже не территория опережающего развития, это какое-то Средневековье.
Оказывается, первоначальная цель создания таких образований была заключена в привлечении иностранных лиц на территорию страны в качестве основной управляющей единицы депрессивных регионов. Это где большая безработица, нет рабочих мест, пропадают целые города и поселки с карт. То есть нет развитого управления по простому. Центр не справляется со своими функциями и не может контролировать коррумпированную власть на местах. Их указы и постановления не исполняются местными властями. Так зачем же нам такие бездари — подумали высшие саны государства, и пригласили иностранцев задаром. Но с учетом того, что местное население все-таки хоть как-то будет принимать участие в экономической жизни региона, ну, как минимум получит заработную плату за работу на китайца, или американца, или еще кого-нибудь. Но вот ведь одна загвоздка. В новой редакции ТК РФ не предполагается никаких ограничений на количество приезжий рабочей силы. По факту это означает то, что тот же самый китаец может создать всю необходимую рабочую базу при помощи собственных работников, а россиян это никак не коснется. И даже наоборот, инвесторы отнимут земли, на которых русские даже не смогут поселиться. Вот такие дела.
Кстати, вам для справки, на территории Российской Федерации с официальными российскими паспортами проживает уже 2 млн. китайцев. А наши так и не могут себе позволить выехать даже в ближайший Мухосранск.
В итоге имеем, что имеем. Принятие законопроекта привнесло целый ряд поправок в кодексах, таких как, Гражданский, Лесной, Трудовой, Градостроительный, Земельный и другие НПА.
Преимущества такого сотрудничества на лицо:
1. Бюджет только теряет, но не получает;
2. Земля изымается у российских законных собственников;
3. Создаются предпосылки для создания квазигосударств, которые могут впоследствии получить полный контроль над территорией и подчинить себе власть.
Список законопроектов прилагается:
Столько лет прошло, а мы только очнулись! Поддержите действующую власть! Не дайте себе засохнуть!
«Территория опережающего развития. А кого или что опережать?»
Уменьшение поступлений в бюджет, экспансия иностранных рабочих, экологическая безопасность — вот проблемы, с которыми могут столкнуться города, получившие статус ТОСЭРа. О преимуществах и недостатках данного статуса говорили накануне на круглом столе в челнинском филиале Казанского инновационного университета. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о дырах в законе о ТОСЭРах и о том, почему эти территории не должны повторить судьбу ОЭЗ.
Так ли хорош налоговый рай, как его преподносят обладатели статуса ТОСЭР?
«СУБЪЕКТ ЛИШАЕТСЯ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ АКТИВОВ – ЗЕМЛИ»
Так ли хорош налоговый рай, как его преподносят обладатели статуса ТОСЭР? Об этом и не только говорили вчера на круглом столе в челнинском филиале Казанского инновационного университета. Тема мероприятия, безусловно, интересна, так как о преимуществах статуса территории опережающего развития известно много: страховые взносы 7,6% вместо 30%, отсутствие налога на землю и имущество организаций вместо примерно 1,5% и 2,2%, налог на прибыль 5% в первый год и 10% в последующие вместо 20%. Но эта медаль, как и любая другая, имеет и оборотную сторону.
Напомним, что в Татарстане статус ТОСЭР предоставлен Набережным Челнам с 1 января 2016 года. Ожидают получения аналогичного статуса Зеленодольск, Нижнекамск и Чистополь, готовит документы в правительство РФ по данной тематике и Менделеевск. В автограде резидентами территории опережающего развития уже стали 15 компаний, заявка еще одной уже одобрена минэкономики РТ, но в реестр резидентов эта фирма пока не включена. Еще пять организаций находятся на стадии рассмотрения. Впрочем, на круглом столе говорили не только о челнинской ТОСЭР, а вообще об этих территориях как явлении.
Первой о недостатках ТОСЭРа заговорила кандидат юридических наук Наталья Ющенко, которая пробежалась по законодательной базе. По ее мнению, там немало белых пятен. Например, контроль за финансовой деятельностью правовыми актами не определен, да и критерии эффективности работы ТОСЭРа не обозначены. «ТОСЭР подразумевает под собой не просто рост по различным направлениям деятельности, но и опережающее развитие. Только не совсем понятно, кого или что надо опережать», – задалась докладчица вопросом. К слову, функцию финансового контроля управляющей компании ТОСЭР она предлагает отдать Счетной палате и вести его в соответствии с Бюджетным кодексом, так как создание территории подразумевает огромные затраты из бюджета РФ.
«ТОСЭР – те места, где должны быть новые инвестиции, а не «перекрашенные» старые, которые хочется подвести под льготные условия»
Далее, по мнению Ющенко, неоднозначно проговорены в законодательстве взаимоотношения ТОСЭРов и субъектов. Первой в ущерб вторым отданы ряд полномочий. Например, изъятие земель и недвижимости в интересах территории опережающего развития. «Таким образом, субъект лишается одного из самых ценных своих ресурсов – земли, – продолжает юрист. – В бюджете должна быть предусмотрена компенсация по данному направлению». Кроме того, считает Ющенко, недостаточно прописана отчетность ТОСЭРов. Управляющая компания территории как бы обязана ежегодно публиковать отчеты на официальных источниках, а вот ее «дочка» – созданное ООО – уже вольна в этом вопросе. В то же время, согласно законодательству, УК может передать дочернему обществу практически все полномочия. Таким образом, резюмирует Ющенко, нормативно-правовые акты о ТОСЭРах требуют корректировки. А завершила она свое выступление спичем Дмитрия Медведева, определяющим главную проблему «территорий»: «ТОСЭР – те места, где должны быть новые инвестиции, а не „перекрашенные“ старые, которые хочется подвести под льготные условия».
Ющенко не отпустили без ответов на вопросы. Например, собравшихся интересовало: если, например, «Хайер», резидент ТОСЭРа в Челнах, привезет 100 тыс. китайцев, то что будет? «Закон о ТОСЭРах внес изменения, в том числе и в Трудовой кодекс, — пояснила юрист. – И теперь для резидентов ТОСЭРов не требуется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, они выдаются без учета квот для данного региона. Я изучала практику других стран в данном вопросе, там везде есть ограничения. У нас же законодатель пошел по льготному пути. И если „Хайер“ завтра привезет из Китая своих работников, они все будут трудоустроены».
На создание одного рабочего места в особых экономических зонах было потрачено несколько миллионов бюджетных рублей
Елена Несмеянова, кандидат экономических наук из КИУ, дополнила доклад своим комментарием. Во-первых, она упомянула изменение культуры из-за экспансии иностранных рабочих: «Под Елабугой строится большой китайский логистический центр, и там уже появляется своеобразный Чайна-таун, который влияет на культуру, на этнос Елабуги, – сказала она. – До этого были проблемы с турецким районом. И вообще, отсутствие квот на иностранных рабочих для резидентов ТОСЭРов и ОЭЗ означает недополучение бюджетом огромные налоговые отчисления. Но, с другой стороны, „Хайер“ в этом году частично заменил китайских рабочих на русских. Взяли их в качестве эксперимента, на месяц. Никто и двух недель не выдержал. И дело тут не в профессионализме, а в скорости, в темпе работы. В этом плане мы им пока не конкуренты».
В завершение темы были затронуты особые экономические зоны (ОЭЗ), о которых недавно было объявлено, что 16 из них закрываются, так как их работа была признана неэффективной. На создание там одного рабочего места было потрачено несколько миллионов бюджетных рублей. Кто-то из присутствующих высказал пожелание, чтобы «ТОСЭР не повторили судьбу ОЭЗ».
«Уезжают профессиональные сотрудники, а приезжают представители ближнего зарубежья и сельской местности»
«НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ БЫЛИ БЫ РЕАЛИЗОВАНЫ, ХОТЬ И НЕ В ТОСЭР»
Доцент Набережночелнинского института К(П)ФУ Гыльия Галиуллина в своем выступлении определила основные факторы, влияющие на развитие особых зон. Например, трудовые ресурсы. В частности, она заметила, что больше всего ТОСЭРов создано на Дальнем Востоке и в Приволжском округе. Однако и там, и там уже несколько лет наблюдается снижение количества населения. Что касается моногородов, то лишь Челны и Тольятти можно отнести к крупным, а 23 населенных пункта и вовсе малые. Из всего этого числа положительную демографическую ситуацию демонстрируют только четыре муниципальных образования, Челны в это число входят. «Население Набережных Челнов увеличивается благодаря естественному приросту, но у нас отрицательное сальдо миграции, – сообщила Галиуллина. – Череповец растет по обоим параметрам, а вот Гуково, где постоянно бастуют шахтеры, – за счет миграции, что удивительно. Но это некачественный рост: как и во многих моногородах, уезжает молодежь и не возвращается, уезжают профессиональные сотрудники, а приезжают представители ближнего зарубежья и сельской местности. Может, они и замечательные люди, но. »
Отметила Галиуллина и такой показатель, как доля собственных доходов в доходной части бюджетов моногородов. Здесь даже Челны предстают не в лучшем свете: за последние годы данный показатель снизился с 82% до 63%, что тоже не очень хорошо. Кроме того, докладчица озвучила и такой момент, как совпадение реализации проектов с появлением в автограде статуса ТОСЭР «Мы знаем, что и завод «ТЭМПО», и мясокомбинат от „Камского Бекона“ были бы реализованы, может, чуть позже, но были бы. А так мы теряем определенные поступления в бюджет», – резюмировала Галиуллина. Далее она перешла к вопросу зарплаты: «Муниципалитет может сказать: „Заходите к нам в ТОСЭР, мы даем вам льготы, но уровень зарплаты мы установим не меньше определенной суммы“, – высказала докладчица свои пожелания. – Но у меня есть студент, он работал в исполкоме, как раз в отделе, который занимается резидентами ТОСЭРа. И он мне сказал, что, когда „Хайер“ презентовал свой проект, его потом. попросили уменьшить уровень зарплаты. Я не поверила своим ушам, переспросила несколько раз. Тут мне приходят в голову два объяснения: либо пресловутые „майские указы“, когда растет зарплата в регионе, то бюджетникам тоже надо платить больше, либо картельный сговор».
«На опыте ОЭЗ «Алабуга» можно сказать, что это мина замедленного действия»
Затем Галиуллина отметила, что дальневосточные ТОСЭР наступили на грабли. Подразумеваются под этой фигурой речи ориентированность на экспорт при наличии экспортных льгот только для единичных резидентов, снижение объемов перерабатывающего производства, так как используются уже существующие сферы – горно-добывающая промышленность и рыболовство, а также недостаток иностранных инвестиций. Китайцы, японцы и корейцы считают нашу экономическую модель непонятной – сегодня есть ТОСЭР, а что будет завтра? – и не идут в нашу страну.
Несмеянова опять же вмешалась в дискуссию, затронув тему экологии. «На опыте ОЭЗ „Алабуга“ можно сказать, что это мина замедленного действия, – высказала она свое мнение. – Там на предприятия экологов просто не пускают». «У нас в Челнах был резидент, который как раз не смог обеспечить экологическую безопасность производства, — ответила Галиуллина. – Поэтому он ушел в Нижнекамск и теперь там ждет, когда этот город получит статус ТОСЭР. А вообще жесткие требования по экологии для резидентов не предусмотрены. Сейчас главное – количество резидентов, и экологическая составляющая там занимает далеко не первое место».
«Из 16 предприятий, которые получили статус резидентов в Челнах, лишь 4 конкурируют с уже существующими компаниями»
«ИЗ 16 РЕЗИДЕНТОВ ТОЛЬКО 4 ЯВЛЯЮТСЯ ПРЯМЫМИ КОНКУРЕНТАМИ»
Наталья Аблизина, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» КИУ рассказала о двойственности преимуществ ТОСЭРа. «Статус резидента дается с момента включения его в реестр минэкономики, – рассказала докладчица. – Но между моментом утверждения и моментом включения в реестр может пройти несколько месяцев. И может получиться так, что инвестиции потрачены, рабочие места созданы, но они не подпадают под требования ТОСЭРа. Как вариант такого развития отношений может быть разрыв договора. Кроме того, некоторые компании, чтобы войти в ТОСЭР, создают дочерние общества, и происходит переток кадров из действующего предприятия в новые. В этих условиях создание новых рабочих мест не становится фактом».
Также Аблизина озвучила такую проблему, как уход резидентов в другие регионы по окончании льготного срока, а также то, что некоторые моногорода делают ставку на якорного резидента, к которому потом подтягиваются его партнеры. »Это своеобразная модель моногорода, – высказала Аблизина свое мнение. – Это имеет свой плюс – создание некоего кластера, но имеет и минус – нет уверенности, что устойчивости якорного резидента хватит на всех его партнеров».
Завкафедрой финансового менеджмента КИУ Иван Стяжкин затронул, пожалуй, самую большую проблему ТОСЭР – конкуренцию с действующими производствами. По его словам, из 16 предприятий, которые получили статус резидентов в Челнах, лишь 4 конкурируют с уже существующими компаниями. Даже «Хайер», по его словам, не представляет в этом плане проблем, так как холодильники в РФ производят только зарубежные компании путем сборки. «„Бош“, „Индезит“, „Стинол“ – это сборные производства, один болт и одна гайка, – говорит Стяжкин. – Даже ПОЗиС здесь не конкурент – они ориентируются в основном на торговое оборудование». Из зала прозвучал вопрос: «А разве „Кастамону“ не является конкурентом КБК?» «За счет высокого качества продукции и низкой себестоимости, конечно, они будут конкурентами КБК, – признал Стяжкин, указав, что это решение людей, руководящих «Алабугой».