Что значит территориальное устройство
Территориальное устройство
Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.
По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарная форма
Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные.
Федеративная форма
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации.
На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств:
Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США — с историко-географическими особенностями.
Конфедеративная форма
Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация.
Полезное
Смотреть что такое «Территориальное устройство» в других словарях:
Административно-территориальное устройство Третьего рейха — Великогерманская империя Основная статья: Третий рейх Администра … Википедия
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) — разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть… … Юридический словарь
Административно-территориальное устройство Московской области — это территориальная организация Московской области, представляющая собой систему административно территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций,… … Официальная терминология
Административно-территориальное устройство — деление территории государства на определенные части (административно территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов гос ной власти и органов местного самоуправления. А. т.у. существует в любом государстве,… … Энциклопедия права
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — (ДЕЛЕНИЕ) разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных… … Юридическая энциклопедия
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — деление территории государства на части административно территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти… … Энциклопедический словарь конституционного права
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А. т.у. используется в государствоведении и в политической… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
административно-территориальное устройство — административно территориальное деление разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь
Административно-территориальное устройство — деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А. т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его в наиболее эффективной организации и… … Большая советская энциклопедия
Форма территориального устройства государства
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Административно-территориальное деление Российской Федерации
Административно-территориальное деление Российской Федерации – важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно-территориальное устройство России обусловлено обширностью территории страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа:
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
В соответствии с указом Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» 13 мая 2000 года были созданы федеральные округа.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации.
В настоящее время в России восемь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
В экономических и статистических целях субъекты Российской Федерации объединены в экономические районы. При этом под экономическим районом понимается часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.
В настоящее время в территория России делится на 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградский.
Информация подготовлена на основе материалов РИА Новости
Государственно-территориальное устройство
Государственно-территориальное устройство – внутренняя национально-территориальная организация гос. власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, характер взаимоотношений между государством в целом и его частями, между центральными и местными органами.
Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации.
Формы гос.-территориального устройства:
1) Унитарное государство – единое, централизованное государственное образование, представляющее собой совокупность различных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки: на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика; единые для всего государства высшие исполнительные, представительные и судебные органы; не имеет в своем составе других государств или государственных образований; составные части гос. суверенитетом не обладают; состоит из различных адм.-терр. единиц (провинция, округ, область); каждая из частей государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
2) сложные государства – представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности:
– империи – насильственно создаваемые сложные монархические государства, во главе которых стоит правитель.
– Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью. Признаки: государственное образование, входящее в состав федеративного государства, является субъектом федерации и имеет собственное административно-территориальное деление; существуют две системы высших органов власти федеральных органов и органы власти членов федерации; как правило, субъекты имеют собственные конституции, уставы, определенный суверенитет и законодательную компетенцию; как правило, наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации; федеральный парламент всегда двухпалатный, одна из палат которого представляет интерес субъекта федерации; компетенция федерального центра и субъекта федерации разделена: исключительное федеральное ведение, исключительное ведение субъекта федерации и совместное ведение.
Принципы образования федерации: национальный; территориальный; смешанный.
– Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода.
Признаки: объединяются на основе договора; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеют единой армии, единой системы налогов и сборов, единого государственного бюджета; предметом ведения конфедерации является небольшой, четко оговоренный договором круг вопросов; образуются те органы, которые необходимы для достижения поставленных для них целей; субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказ применять акт союзной власти; внутри конфедерации устанавливаются границы, таможни между субъектами, нет союзного гражданства.
Форма территориального устройства государства: понятие, виды
Содержание:
Формы территориального устройства государства, кратко — это принцип территориального устройства управления и государственных властей. Его характеризует административный, территориальный, национальный и государственный уклад. Основной задачей принципа является определение типа взаимных отношений между различными областями, регионами и территориями страны. Центральная и местная власть также взаимодействуют в соответствии с выбранной формой.
Территориальный признак является ключевым в построении управленческой системы и власти в государстве. Разновидности форм государственно территориального устройства определяются в соответствии с многими факторами:
Что определяет форма государственно-территориального устройства
Основные формы гос. устройства определяют, из каких частей состоит страна, каково ее соотношения с центральными регионами. Каждое государство, независимо от его размеров, состоит из определенных территориальных единиц. Разница заключается в их статусе. Федерация включает в себя ряд частей, обладающих всеми государственными признаками. Федеративная республика может иметь собственную систему власти, отличную от других регионов страны. В унитарном государстве у регионов или областей такие признаки отсутствуют.
Организация и структура региональных властей в двух формах практически одинаковая. Население выбирает региональный совет, имеющий схожие черты с парламентом. Правление регулируется региональным головой. На применяемые методы в выборе и назначении руководящих лиц форма и устройство государства фактически не влияют.
Унитарные страны более цельные, имеют единое правление, законы. Их области не обладают государственными признаками. В некоторых государствах мира встречается ситуация, когда некоторая территория получает автономию. Это дает некоторую самостоятельность.
В федерациях в одной стране находится много частей, которые живут по принципу отдельного государства. У них может быть свой суд, налоговая и законодательная система, социальные льготы и прочее.
Форма территориального устройства государства — понятие и виды
Территориальное устройство страны определяет, как будут взаимодействовать между собой области и устанавливает принципы совместной работы между местными, центральными и региональными властями. Различают три разновидности форм: