Что значит термин регрессия при чтении
Что значит термин регрессия при чтении
Один из мудрецов Востока, арабский писатель Аббас Махмуд аль-Аккад в сочинении, которое он назвал «Часы, проведенные среди книг», писал:
«Не знаю, откуда у читателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе больше таинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос. Если твой ум развит более, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться к прочитанному — этим проверяется развитие твоей мысли». Можно согласиться с предложением читать сложные и интересные книги по несколько раз. Повторение и многократное чтение закономерно и оправдано при чтении учебников, трудных и сложных текстов. К сожалению, очень часто приходится наблюдать возвратные движения глаз при чтении простых и легких текстов. Пример такого чтения показан на рис. 2.
При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, на пример из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то очевидно, что такой читатель дважды прочитывает весь текст. Именно такого рода регрессии мы и считаем одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Какова же природа регрессий? Первая причина — сила привычки. Одна из слушательниц экспериментальных курсов быстрого чтения как-то призналась: «Когда читаю, постоянно все перечитываю помногу раз. Но все равно ничего не могу понять и запомнить. Почему так читаю? Мне кажется, что в голове у меня сидит маленький чертик, который все время шепчет: «Вернись обратно, ничего не понятно, вернись обратно!» Я постоянно следую его совету и так привыкла читать многократно, что даже на улице, увидев вывеску магазина, повторяю ее несколько раз: «Овощи — фрукты», «Овощи — фрукты». Нам удалось помочь этой девушке. На первом же сеансе аутогенной тренировки, получив установку читать без регрессий, ей удалось прогнать из своего сознания «чертика» навсегда.
Вторая причина регрессий — отсутствие внимания. Этот параметр психологической деятельности определяет продуктивность многих видов работы, выполняемой человеком. Особенно велика его роль при чтении. Действительно, многие читатели при чтении текста думают не о его содержании, а совсем о другом. Естественно, что тогда возвратные движения глаз неизбежны.
Рис. 2. Регрессии при чтении
Пример такого чтения показан в одном из стихотворений А. С. Пушкина:
Читать хочу: глаза над буквами скользят. А мысли далеко. Я книгу закрываю.
Итак, теперь мы знаем природу регрессий и можем наметить меры борьбы с этим недостатком. Очевидно, здесь возможны два пути: преодоление силы привычки — всегда все читать повторно и, второй путь,— воспитание внимания при чтении. Для практической реализации этих путей мы предлагаем вам два упражнения.
Упражнение 2.1. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий
Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Это правило должно стать теперь законом вашего чтения. Какой бы сложности ни был текст, ваши глаза бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз. Мы пока еще не спешим. Наша задача научиться читать правильно. Первый шаг на этом пути — полное исключение регрессий.
Но, как мы с вами знаем, есть много трудных и сложных книг, которые нужно читать и перечитывать многократно. Однако при первом чтении даже таких книг правило «читать без регрессий» должно безусловно выполняться. Взгляните еще раз на содержание правила. Мы выделили в нем только одно слово — осмысление. Это означает, что повторные чтения сложных текстов возможны, иногда обязательны. Но во всех случаях факту, повторного чтения должен предшествовать акт осмысления прочитанного. Однако большинство читателей, не утруждая себя размышлениями, прочитав один абзац текста и думая в этот момент совсем о другом, вновь неоднократно возвращаются к нему, и так—на протяжении всего текста.
Эффективность такого чтения, как мы уже знаем, сомнительна. И не только потому, что оно медленное (в 2—3 раза больше времени расходуется на повторные чтения). Страдает и качество понимания и запоминания прочитанного. Как известно, все тексты строятся в линейной логической последовательности. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повествования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, вы сразу же забываете (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Кроме того, очень часто бывает так, что в последующем изложении — буквально в следующих строчках, абзаце, на следующей странице—проясняются непонятные места текста.
Для освоения упражнения мы рекомендуем вам следующий порядок его выполнения.
Запишите содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах на отдельном листочке удобного для вас размера, например на библиографической карточке 125 Х 75 мм или половине стандартного листа писчей бумаги. Повторите его несколько раз. Постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора. Теперь ваш взгляд всегда будет направлен на это правило. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, отрывая глаза от книг и учебников, вы постоянно натыкаетесь на первое правило быстрого чтения.
Представьте теперь свое чтение без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, никаких возвратных движений. Вы будете так читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте интересующую вас статью в газете без регрессий. Не спешите вторично прочитать текст даже после необходимого осмысления прочитанного. Посидите, подумайте. Вы многое вспомните. Если в течение трех минут не удалось разобраться в прочитанном, снова читайте. Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?
Запишите в дневнике свои впечатления. В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно.
Упражнение 2.2. «Созерцание зеленой точки»
Это комплексное упражнение, которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.
Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать из книги приложение 3 и наклеить на плотный картон. Прочитать внимательно текст, размещенный на странице.
2. Провести сеанс аутогенной тренировки, используя формулы внушения, приведенные в приложении 2, или некоторые подготовительные упражнения для глаз, описанные ниже.
3. Теперь садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещиваются), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст страницы с зеленой точкой.
4. Созерцать 10 мин. зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Посторонние мысли отогнать. Концентрировать внимание взора только на зеленой точке, все мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания.
5. По истечении 10 мин. закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.
На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение — признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После же сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают и можно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд — как бы полусонным.
Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления — засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны беспокоить: Следует сохранять состояние «спокойной сосредоточенности» и возвращать точку на место. Иногда нарастание сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе. Специальные исследования показывают, что достижение подобного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику обучающегося.
После достижения описанного состояния (одна-две недели) ставится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста — справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой — прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обрамление зеленой точки.
Чтение всегда связано по необходимости с движением глаз, сменой их точек фиксации. В упражнении это запрещено. Весь период выполнения упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть — это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, «ясного сознания», вдруг вы видите всю страницу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Так продолжается недолго, всего несколько мгновений, но это и есть красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.
И в заключение еще несколько слов о страничке с текстом с зеленой точкой. Как вы уже заметили, здесь изложена программа всего курса техники быстрого чтения. Текст страницы — суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Делайте упражнение ежедневно. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: «Каждый день я с нетерпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты «ясного сознания». Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь».
Попробуйте. У вас получится обязательно. Мы советуем:
Каждый раз перед вечерним сеансом аутогенной тренировки или перед началом выполнения упражнения «Созерцание зеленой точки» читать весь текст вслух спокойно и не спеша. Это готовит вас к упражнению, к достижению состояния «ясного сознания». Непроизвольно с каждым днем вы будете читать страничку все быстрее и быстрее. Наконец вы убедитесь в том, что одного взгляда достаточно, чтобы прочитать весь текст. Это первая ваша победа на пути освоения техники быстрого чтения.
В заключение нашей второй беседы мы предлагаем вам выполнить очередное задание по измерению скорости чтения.
Регрессии при чтении
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
В предыдущих статьях мы говорили о первом ограничителе скорости чтения – артикуляции.
Сегодня речь пойдет об еще одном ограничителе – регрессии.
Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.
Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.
Произвольные возвратные движения — реципации. Это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста.
Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.
1. Неуверенность.
Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.
«Вернись назад, ведь ничего не понял»,— такие мысли возникают у читателя.
В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.
Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.
Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.
2. Отсутствие внимания.
Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.
3. Слабый словарный запас (Тезаурус).
При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.
Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения.
Но, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.
Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.
Какими?
Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.
Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.
Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.
Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.
Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.
Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.
Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.
Помочь в этом могут различные способы.
1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).
Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.
Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.
Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.
2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.
Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.
Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.
Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.
3. Чтение вслух.
Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.
4. Ограничение времени.
Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.
Думаю, что этого на сегодня достаточно. Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
Уже три статьи, без каких-либо откликов. Поделитесь своим опытом, задайте вопросы, в общем — приглашаю читателей к общению.
Поделиться в соц. сетях
Похожие статьи:
4 комментария к записи “Регрессии при чтении”
1. Увеличение скорости чтения явно влияет на понимание. Можно ли действительно добится сочитания высокой скорости и понимания? Или все таки либо высокая скорость, либо хорошее понимание текста?
2. Как правильно увеличивать словарный запас? Ведь тексты по тематике разные. Сегодня читаешь текст где проскакивают термины из биологии, завтра тексты с экономическим содержанием. При пополнении словарного запаса использовать принципы мнемотехники или есть более действенные способы?
Заранее спасибо за ответы.
Спасибо Сергей за вопросы!
1. Скорость чтения и понимание это две больших разницы.
Но сначала нужно договориться о терминах.
В моей статье о понимании вводятся 7 уровней понимания:
Так вот — чтобы двигаться к качеству чтения — необходимо устранить эти физиологические ограничения. Скорость восприятия информации повысится.
Но это не гарантирует понимания.
И когда приводятся примеры школ скорочтения, что скорость увеличилась и увеличился % понимания, то нужно знать — о чем идет речь. То что из тестовой короткой заметки — ученик смог ответить на вопросы, по которым оценивается понимание, это вряд ли можно назвать пониманием, скорее запомнил что-то, да и то из короткой заметки.
Дайте ему книгу и затем оцените понимание. Это что-то еще может показать.
Кроме того при изучении скорочтения учат и работать с текстом, дают разные алгоритмы (хотя бы дифференциальный и интегральный О. Андреева). Именно алгоритмы повышают уровень понимания.
Так что скорость чтения слабо влияет на понимание. А вот алгоритмы рационального чтения — влияют. О них мы уже говорили и будем продолжать.
Но устранять физиологические аспекты ограничивающие скорость чтения необходимо, поскольку после усвоения алгоритмов рационального чтения — потребуется именно высокая скорость восприятия текста.
2. Словарный запас пополняется с целью. О ней я писал здесь tehread.ru/stereotipizats. korochtenii.html
Необходимо добиваться узнаваемости слова, цель — зрительное восприятие слов.
Поэтому в мнемотехнике здесь нет необходимости. Она нужна для запоминания. Наша же задача стереотипизация слов. Увидел — понял, что значит. Нужно ли специально запоминать слово — автомобиль, магазин и тд. Увидел — даже можно не читать все слово, эффект антиципации по первым буквам сложит понятие слова.
1. Постепенно. Если вы в теме биологии, то каждый новый незнакомый термин — внимательно изучаете значение, поможет словарь.
Специально берете словарь терминов по теме и изучаете.
Берете орфографический словарь и каждый день по одному слову добавляет в свой активный словарный фонд.
Разгадываете кроссворды. читаете книги по теме или например А. Азимов «Язык науки».
Профессиональная терминология накапливается годами,изучением и использованием этой терминологии на практике.
Культурный словарный запас развивается чтением классики.
Сленговый — чтением форумов и тд.
Важно — увидели новый термин, если хотите чтобы он вошел в активный словарный фонд (для узнаваемости при быстром чтении), — то уделяете
ему время для многократного прочтения, выяснения смысла.
Если же круг интересов большой — политика, экономика, биология и тд.
То выделите важные для вас — и по ним расширяйте активный словарный запас.
Примерно как-то так. О расширении своего Тезауруса напишу статью.
Еще раз спасибо за вопросы, если что-то неясно, пишите.
С уважением, Николай.
Поборол регрессию при помощи функции автопрокрутки в электронной книжке.
БЕСЕДА ВТОРАЯ
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Почему мы читаем с регрессиями
Рис. 2. Регрессии при чтении
Пример такого чтения показан в одном из стихотворений А. С. Пушкина:
Читать хочу: глаза над буквами скользят…
А мысли далеко… Я книгу закрываю…
Итак, теперь мы знаем природу регрессий и можем наметить меры борьбы с этим недостатком. Очевидно, здесь возможны два пути: преодоление силы привычки — всегда все читать повторно и, второй путь, — воспитание внимания при чтении. Для практической реализации этих путей мы предлагаем вам два упражнения.
Упражнение 2.1. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий
Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Это правило должно стать теперь законом вашего чтения. Какой бы сложности ни был текст, ваши глаза бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз. Мы пока еще не спешим. Наша задача научиться читать правильно. Первый шаг на этом пути — полное исключение регрессий.
Но, как мы с вами знаем, есть много трудных и сложных книг, которые нужно читать и перечитывать многократно. Однако при первом чтении даже таких книг правило «читать без регрессий» должно безусловно выполняться. Взгляните еще раз на содержание правила. Мы выделили в нем только одно слово — осмысление. Это означает, что повторные чтения сложных текстов возможны, иногда обязательны. Но во всех случаях факту, повторного чтения должен предшествовать акт осмысления прочитанного. Однако большинство читателей, не утруждая себя размышлениями, прочитав один абзац текста и думая в этот момент совсем о другом, вновь неоднократно возвращаются к нему, и так — на протяжении всего текста.
Эффективность такого чтения, как мы уже знаем, сомнительна. И не только потому, что оно медленное (в 2–3 раза больше времени расходуется на повторные чтения). Страдает и качество понимания и запоминания прочитанного. Как известно, все тексты строятся в линейной логической последовательности. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повествования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, вы сразу же забываете (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Кроме того, очень часто бывает так, что в последующем изложении — буквально в следующих строчках, абзаце, на следующей странице — проясняются непонятные места текста.
Для освоения упражнения мы рекомендуем вам следующий порядок его выполнения.
Запишите содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах на отдельном листочке удобного для вас размера, например на библиографической карточке 125 Х 75 мм или половине стандартного листа писчей бумаги. Повторите его несколько раз. Постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора. Теперь ваш взгляд всегда будет направлен на это правило. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, отрывая глаза от книг и учебников, вы постоянно натыкаетесь на первое правило быстрого чтения.
Представьте теперь свое чтение без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, никаких возвратных движений. Вы будете так читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте интересующую вас статью в газете без регрессий. Не спешите вторично прочитать текст даже после необходимого осмысления прочитанного. Посидите, подумайте. Вы многое вспомните. Если в течение трех минут не удалось разобраться в прочитанном, снова читайте. Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?
Запишите в дневнике свои впечатления. В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно.
Упражнение 2.2. «Созерцание зеленой точки»
Это комплексное упражнение, которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.
Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать из книги приложение 3 и наклеить на плотный картон. Прочитать внимательно текст, размещенный на странице.
2. Провести сеанс аутогенной тренировки, используя формулы внушения, приведенные в приложении 2, или некоторые подготовительные упражнения для глаз, описанные ниже.
3. Теперь садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещиваются), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст страницы с зеленой точкой.
4. Созерцать 10 мин. зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Посторонние мысли отогнать. Концентрировать внимание взора только на зеленой точке, все мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания.
5. По истечении 10 мин. закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.
На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение — признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После же сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают и можно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд — как бы полусонным.
Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления — засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны беспокоить: Следует сохранять состояние «спокойной сосредоточенности» и возвращать точку на место. Иногда нарастание сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе. Специальные исследования показывают, что достижение подобного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику обучающегося.
После достижения описанного состояния (одна-две недели) ставится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста — справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой — прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обрамление зеленой точки.
Чтение всегда связано по необходимости с движением глаз, сменой их точек фиксации. В упражнении это запрещено. Весь период выполнения упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть — это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, «ясного сознания», вдруг вы видите всю страницу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Так продолжается недолго, всего несколько мгновений, но это и есть красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.
И в заключение еще несколько слов о страничке с текстом с зеленой точкой. Как вы уже заметили, здесь изложена программа всего курса техники быстрого чтения. Текст страницы — суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Делайте упражнение ежедневно. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: «Каждый день я с нетерпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты „ясного сознания“. Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь».
Попробуйте. У вас получится обязательно. Мы советуем:
Каждый раз перед вечерним сеансом аутогенной тренировки или перед началом выполнения упражнения «Созерцание зеленой точки» читать весь текст вслух спокойно и не спеша. Это готовит вас к упражнению, к достижению состояния «ясного сознания». Непроизвольно с каждым днем вы будете читать страничку все быстрее и быстрее. Наконец вы убедитесь в том, что одного взгляда достаточно, чтобы прочитать весь текст. Это первая ваша победа на пути освоения техники быстрого чтения.
В заключение нашей второй беседы мы предлагаем вам выполнить очередное задание по измерению скорости чтения.