Что значит терем расписной
Значение слова «терем»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками. На каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.
Терем неоднократно упомянут в русских сказках.
Иногда слово терем употребляют в значении синонима роскошного особняка.
ТЕ’РЕМ, а, мн. а́, м. [от греч. teremnon] (истор., поэт.). В древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. Девичий т. Боярский т. Черноокая далеко в пышном тереме своем. Лермонтов. В тереме высоком вмиг растворится окно. А. Кольцов. Тебя я повезу в мой светлый терем, в тайную светлицу. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
те́рем
1. в древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни ◆ Черноокая далеко в пышном тереме своем. Лермонтов ◆ В тереме высоком вмиг растворится окно. А. Кольцов ◆ Тебя я повезу в мой светлый терем, в тайную светлицу Пушкин
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова криптографический (прилагательное):
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 14 августа 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Бунина «Листопад» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 151.
Иван Бунин «Листопад», читать текст в сокращении
1. Что напомнил осенний лес Бунину? Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? Какие эпитеты использует для этого автор?
Осенний лес напомнил поэту расписной терем, очень красивый, нарядный дом.
Лес стоит стеной, словно забором окружает поляну.
Ёлочки напоминают вышки по краям забора.
Просветы среди ветвей и листвы, в которые видно небо, напоминают поэту оконца.
Эти сравнения помогают ярко представить себе лес-терем.
Эпитеты дополняют сравнения и помогают составить целостную картину.
2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением Осени?
3. Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
Показать тишину помогают слова мёртвое молчанье. Ощущение тишины усиливает упоминание шуршащего листика. В другое время этот тихий звук не был бы слышен, но в наступившей тишине он отчетливый, даже громкий.
4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?
В этих строках очень часто повторяются шипящие звуки Ш и Ж. Благодаря этому мы слышим шуршание листвы в осеннем лесу.
5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
Поэт трижды повторяет в стихотворении слово сегодня, подчеркивая, что завтра вся эта необыкновенная красота исчезнет. Листва опадёт, лес останется голым и пустым.
Ведь красота осень очень кратковременна, быстротечна. Она исчезнет, как исчезнет последний мотылёк.
Поэт напоминает об этом и призывает читателя успеть насладиться этой красотой, запечатлеть её в своей памяти.
6. Какое настроение ты передашь при чтении?
Это скорее грустное стихотворение, чем радостное. Его нельзя читать быстро. Оно требует медленного чтения, которое позволит до конца насладиться описанной поэтом красотой. Такой яркой красотой, но такой недолговечной.
Не зря в стихотворении поэт часто напоминает о смерти: вдовой, мёртвое. Это время увядания природы, время её смерти.
Расписной терем
Наш сегодняшний рассказ о том, как можно вполне прозаичное типовое жилище превратить в настоящий сказочный дворец. Все, что для этого нужно, — это группа единомышленников, богатая фантазия и умелые руки
архитекторы-дизайнеры Ергали Даутов, Павел Барков
художественная роспись: Мария Петрова, Наталья Барабанова, Алла Кузьмина
1 | 2 | 3 | 4 |
Внутренние преобразования
На втором этаже, над трапезной, обустроили три жилые комнаты, рядом с которыми оборудовали просторный санузел с ванной. Еще один санузел сделали на первом этаже, во входной зоне, по соседству с гардеробной. А помещение над бывшим гаражом сохранило свои функции, оставшись каминным залом.
5 | 6 | 7 | 8 |
5. На потолке, подшитом сосновой доской, из массивных брусьев сделана декоративная раскладка, имитирующая балки деревянного перекрытия, в то время как на самом деле этажи разделяет монолитная железобетонная плита.
6. Домотканые дорожки и вышитые скатерти стали прекрасным дополнением интерьера в русском стиле.
7. Помещение курительной полностью отделано деревом, тонированным под темный дуб. Легкий восточный колорит интерьеру придает драпировка потолка из полотен ткани с мелким орнаментом, а также цветной витраж, украшающий внутреннее окно и застекленную дверь, ведущую в трапезную.
8. Деревянная мебель для кухни выполнена на заказ с учетом габаритов помещения. Роспись на дверцах шкафчиков повторяет мотивы рисунков на потолке.
9 | 10 | 11 | 12 |
Сказочные фасады
Деревянное убранство
Особое внимание было уделено внутреннему убранству дома. Для каждого помещения был создан свой эскиз, по которому затем воспроизводили интерьерный декор, изготовляли предметы мебели, подбирали текстиль и аксессуары. Чтобы передать атмосферу традиционного русского жилища, в интерьер привнесли много деревянных элементов. Напольное покрытие собрали из добротных широких лиственничных половиц. Бетонные потолки скрыли под сосновой обшивкой. Предварительно доски обработали специальным образом, выбрав мягкие волокна древесины для выявления фактуры, а их края намеренно сделали с щербинами и зазубринами. Чтобы сквозь щели между досками не проглядывала плита перекрытия, ее подшили листами фанеры, тонированными в цвет дерева. Сами потолочные доски затем расписали в народном стиле темперными красками на основе ПВА и покрыли защитным слоем лака.
Царский очаг
Стены помещений отделали белой штукатуркой, контрастирующей с темными деревянными поверхностями. В некоторых местах по штукатурному слою выполнили роспись водно-дисперсионными красками (Tikkurila).
13 | 14 | 15 | 16 |
13. Для интерьеров жилых и общественных помещений по эскизам дизайнеров сделаны потолочные светильники. Они представляют собой деревянный резной короб, в дно которого вставлен плафон, выполненный в технике витража.
14. На стене ванной комнаты, расположенной на втором этаже, сделана декоративная вставка из керамической плитки с ковровым орнаментом. Мотивы этого рисунка нашли отражение в росписи деревянного потолка, а также декоративных экранов ванны и радиаторов отопления.
15. Теплый терракотовый оттенок керамогранита, который использован в отделке пола и стен санузла, гармонично сочетается с тонированным деревом.
16. На двери каждой из трех спален второго этажа изображен свой сказочный персонаж.
С умением и фантазией
Когда же ворота распахнуты, погребок превращается в открытую веранду. Имеется здесь и камин-гриль, который становится центром притяжения на вечеринках с барбекю. В холодное время года помещение тоже может использоваться для отдыха, так как тут установлены радиаторы водяного отопления.
экспликация первого этажа
1. Прихожая 3 м 2
2. Санузел 2,5 м 2
3. Гардеробная 3,5 м 2
4. Кальянная 17 м 2
5. Веранда 30 м 2
6. Трапезная (кухня, гостиная, столовая) 37 м 2
7. Холл 12 м 2
8. Котельная 8 м 2
экспликация второго этажа
технические данные
общая площадь дома 200 м 2
системы жизнеобеспечения
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ: муниципальная сеть
ВОДОСНАБЖЕНИЕ: скважина
ОТОПЛЕНИЕ: двухконтурный газовый котел Buderus
КАНАЛИЗАЦИЯ: септик
ГАЗОСНАБЖЕНИЕ: централизованное
дополнительные системы
КАМИН: кирпичный, по индивидуальному проекту
внутренняя отделка
ПОЛ: доска из лиственницы
СТЕНЫ: штукатурка, роспись, сосновая доска
ПОТОЛОК: сосна
МЕБЕЛЬ: по индивидуальному проекту
Таблицу смотрите в журнале «Идеи Вашего Дома» №1(168) с.172
Иван Бунин Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу.
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив.
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Лес, точно терем расписной.
Тема. «Лес, точно терем расписной».
Цели. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта.
Оборудование. Учебник «Родная речь», (4 класс) (авт. В.Г. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет писателя; книга И. Бунина «Листопад»; репродукции картин «Золотая осень» И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана; запись части «Осень» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть стихотворения об осени («Осень» А.С. Пушкина; «Сон», «Шишкопад» Р.Г. Граубина). Двое учеников сами сочинили стихотворения об осени.
III. Беседа по картинам об осени
Учитель. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами три картины разных художников: Ильи Семеновича Остроухова, Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана. Название каждой – «Золотая осень».
Какие краски используют художники, изображая золотую осень?
Дети. Желто-золотистый цвет, красный и т.д.
У. Что изобразили на первом плане художники?
Д. Остроухов изобразил два старых клена с поникшими ветвями.
– Поленов – поляну с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк.
– Левитан – реку, берег.
У. Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-своему. И все же название «Золотая осень» ассоциируется в нашем сознании с произведением Левитана.
IV. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным осени. Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
Б 2 3 4 У 1 N 7 5 Н 3 4 G 7 5 И 7 8 Н
У. Вспомните имя и отчество поэта.
У. Сегодня мы познакомимся с произведением этого поэта, посвященным осени.
V. Беседа об И.А. Бунине
У. Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Выслушиваются высказывания детей.) Действительно, ребята, это замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа. » Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям.
Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Какие из его стихотворений вам известны?
Д. «Первый снег», «Собака», «Вечер», «Помню – долгий зимний вечер. », «Небо», «Речка», «Мороз» и др.
VI. Работа с текстом
У. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся.
У. Что означает слово листопад?
Д. Явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев.
У. На сегодняшнем уроке мы познакомимся только с отрывком из стихотворения. Но прежде выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.
Терем – высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.
Вдова – женщина, оставшаяся без мужа.
– Ваша одноклассница прочтет стихотворение. Вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить на вопрос: какую осень вы увидели?
Ученица читает стихотворение Бунина «Листопад».
– Что вы увидели? (Дети отвечают.) А теперь закройте глаза. Представьте себе расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Мертвое молчание. Спокойствие. Красота необыкновенная!
Звучит «Осень» из симфонического концерта А. Вивальди «Времена года».
– Ребята, вы слушали музыкальное произведение, которое называется «Осень». Его автор – Антонио Вивальди. Удалось ли композитору с помощью музыки рассказать об осени?
Выслушиваются ответы детей.
– Неторопливо прочитайте стихотворение «Листопад». Какие приметы осени открылись вам в бунинских строках?
Д. Великолепие красок, праздник цвета, торжество природы.
У. Каким настроением проникнуто стихотворение?
Д. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.
У. Какая интонация должна возникнуть при чтении?
Д. Мы будем читать медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят в медленном темпе, но ведь и восхищение картиной надо выразить!
У. Какие слова вам подсказывают интонацию?
Д. «На паутине замирает. », «Такое мертвое молчанье. », «Завороженный тишиной. »
У. Теперь прочтите, доказывая свою интонацию.
Читают несколько учеников.
– Ребята, вообразите осень – красивую, спокойную. Кого она вам напоминает?
У. Какое слово в тексте, употребленное автором, подсказало вам это?
Д. «И Осень тихою вдовой. »
У. Чем привлекательна пора осени? Как поэт выразил эту привлекательность?
Д. «Сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье. »
У. Ребята, почему автор повторил эти слова?
Д. Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо.
У. Как вы думаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении? Все ли он повторил?
Д. Автор не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.
У. Поэт усиливает этим повтором свое впечатление от всей картины, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Почему Иван Бунин в конце стихотворения поставил многоточие? Как, на ваш взгляд, следует прочитать заключительные строчки?
– Прочитаем эти строки.
Почему автор назвал стихотворение «Листопад»? Как еще можно озаглавить произведение Бунина?
Д. «Золотая осень», «Осенний лес».
VII. Итог урока
У. Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? Что показалось вам наиболее интересным?
Дома подготовьтесь выразительно читать стихотворение и попробуйте изобразить бунинскую осень в цвете.