Что значит теория официальной народности
Теория официальной народности графа Уварова
С разгромом движения декабристов в 1825 году завершился период господства просветительской идеологии в России. Новый император, Николай I, вошёл в историю как политик-консерватор, противник распространения либеральных идей и преследователь инакомыслия. Главную задачу своего правления император видел в укреплении и сохранении существующего государственного строя. Идеологическим обоснованием охранительной политики Николая I стала теория официальной народности.
Положения теории официальной народности
Впервые принципы новой государственной идеологии были представлены в 1833 году графом С.С. Уваровым, занимавшим пост министра просвещения.
Основа теории официальной народности выражалась в триединой форме:
Православие
Православие объявлялось основой духовной жизни народа. Русский народ религиозен по своей природе и православная вера – лучшее средство объединения всех подданных русского царя.
Самодержавие
Самодержавие выступало главным звеном, выступало основой современной жизни. Только сохранение самодержавного строя могло обеспечить величие и мощь России. Преданная служба самодержавию считалась гражданским долгом для всех подданных великой страны. Забота о них, в свою очередь, и есть главная задача самодержца.
Народность
Народность – по Уварову, заключается для России в отсутствии социальной розни и борьбы. Существует единение народа с царём, которое сложилось в результате добровольного выбора русского народа. Автором теории идеализировалось прошлое народа, говорилось о приверженности народа ко всему патриархальному, что служило косвенным оправданием существования крепостного права.
Создание теории официальной народности
Автор теории официальной народности граф Уваров не изобретал эти понятия. Новым было то, что теперь они связывались в единую триаду, что способствовало, по предположению автора теории, объединению под её началом всех слоёв общества.
Сторонники теории официальной народности подчеркивали и выдвигали в качестве важной особенности отсутствие внутренней борьбы, благодаря чему Россия могла выступать охранительницей и блюстительницей спокойствия. В этом Россия противопоставлялась Западу. Святая Русь крепла единством православия, самодержавия и народа, в отличие от Запада, в котором его нет. Более того, согласно концепции историка Устрялова, Российская империя объявлялась так же и вне Европы, так как занимала срединное, евразийское положение.
Теория С.С. Уварова была последовательной и логичной, чем снискала поддержку многих общественно-политических деятелей.
Минусы теории официальной народности
Достаточно было и тех, кто с критикой отнёсся к новой государственной идеологии, поддерживая серьезность её недостатков.
2 основных недостатка теории официальной народности:
Хотя недостатки теории Уварова были очевидны многим, никто не осмеливался вслух озвучивать свою позицию. Она стала главным идеологическим орудием реакционных политиков и продвигалась во всей сети образовательных учреждений, печаталась на страницах газет, отсылки к ней встречались в художественной литературе и в религиозных проповедях.
Теория официальной народности была господствующей до 1848 года. А настоящий её кризис наступил в тяжёлый для страны период Крымской войны, после поражения в которой даже для сторонников теории стала очевидной несостоятельность Николаевской системы.
ЕГЭ. История. Термины. Теория официальной народности
Теория официальной народности
Портрет Сергея Уварова
работы В.А.Гоике, 1833.
«Теория официальной народности» – так называют официальную идеологию Российской империи, принятую в период правления Николая I. Какова её суть, кто её автор?
Основные положения «теории официальной народности»:
С.С.Уваров предложил концепцию создания таких учебных заведений, которые бы стали надёжной опорой самодержавия.
Данная теория выражала дух николаевской эпохи с её идеями гражданского повиновения, любви к царю, подчинением воле правительства.
Теория оправдывала наличие крепостного права, которое являлось благом для государства и народа, так как предполагало подчинение народа, его законопослушность.
Теория официальной народности долгие годы способствовала укреплению самодержавия. Её поддержало консервативное высшее общество(например, журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч на страницах газеты «Северная пчела», профессора Московского университета историк М.П. Погодина и филолог С.П. Шевырев и др)
Однако именно в период правления Николая I начинает активизироваться общественно-политическое движение, что стало одной из причин реформ Александра II.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Теория официальной народности
Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 г.):
Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.
Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».
Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела». Данная триада являлась своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих с изоляционистских и националистических позиций.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Теория официальной народности» в других словарях:
Официальной народности теория — теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… … Большая советская энциклопедия
«ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… … Русская история
Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.
официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь
ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова
теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Принятое название идеологии Российской империи во время правления Николая I. Соответствовала формуле министра народного просвещения С.С. Уварова (1833-1849) «православие, самодержавие, народность».
Выработка новой государственной идеологии
На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано III отделение, выполнявшее функции политической полиции.
Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.
Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности. Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.
Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.
В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность – формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.
Содержание теории
Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии. Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность». Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение – черты, как считали, исконно присущие русской нации.
Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.
Подобная идеология была полностью принята властью и царем. Многие же русские общественные и культурные деятели называли такой подход «квасным патриотизмом», таившим в себе большие опасности.
Официальной народности теория
Смотреть что такое «Официальной народности теория» в других словарях:
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь
ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… … Русская история
Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.
официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь
«ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия
Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п … Википедия
ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова
теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
НИКОЛАЙ I Павлович — НИКОЛАЙ I (1796 1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович), почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Подавил … Энциклопедический словарь