Что значит темное царство

Темное царство

Темное царство
Название статьи (1859) критика и публициста Николая Александровича Добролюбова (1836—1861), посвященная разбору пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Воспользовавшись картинами купеческого самодурства, изображенными драматургом, как поводом, Н. А. Добролюбов уподобляет всю крепостническую Россию с ее невежеством и грубыми нравами «темному царству», «смрадной темнице», «миру тупой ноющей боли, миру тюремного, гробового безмолвия». Критик пишет: «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало всякое сознание чести и права. И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
Сам А. Н. Островский дает такое определение «темному царству» устами Досужева, одного из героев другой своей пьесы — «Тяжелые дни» (действ. 1, явл. 2): «. Живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним сведениям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получаются депеши, но все больше из Белой Арапии и стран, к ней примыкающих».
Иносказательно: темная и косная общественная среда (неодобр.).
См. также Луч света в темном царстве.

Полезное

Смотреть что такое «Темное царство» в других словарях:

Темное царство — Темное царство. Царство тьмы (иноск.) невѣжество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

темное царство(царство тьмы) — (иноск.) невежество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

царство тьмы — темное царство (царство тьмы) (иноск.) невежество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ЦАРСТВО — (1) kingdom; 2) reign) 1) государство во главе с царем; 2) время правления какого нибудь царя, царствования; 3) определенная область действительности, средоточия тех или иных предметов и явлений (например. Ц природы, темное Ц., сонное Ц.) … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

«Тёмное царство» — ТЁМНОЕ ЦАРСТВО выражение, получившее широкое распростр. после появления статей Н. А. Добролюбова Темное царство и Луч света в темном царстве (1859 60), посвященных раннему творчеству А. Н. Островского. Стало употребляться как обознач. самодурного … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Добролюбов, Николай Александрович — (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху «великих реформ». Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… … Большая биографическая энциклопедия

Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

ТЁМНЫЙ — ТЁМНЫЙ, тёмная, тёмное; тёмен, темна, темно (тёмна, тёмно прост.). 1. Лишенный света, погруженный в тьму, в мрак. «Лён стлала до темной ноченьки по росистым по лугам.» Некрасов. «В темной комнате горит одна свеча.» А.Тургенев. «(Волк) в темный… … Толковый словарь Ушакова

Добролюбов Николай Александрович — Добролюбов, Николай Александрович самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно… … Биографический словарь

Добролюбов — (Николай Александрович) самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно блестящая по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Темное царство и его жертвы

Выдающийся русский критик Н. А. Добролюбов дал своей статье о пьесе корифея отечественной драматургии А. Н. Островского «Гроза» название «Луч света в темном царстве», и это образное выражение очень точно и емко раскрывает внутреннее содержание знаменитого произведения. Действительно, главная героиня – Катерина – оказывается на фоне окружающей ее тусклой, косной и бездушной среды таким необыкновенно ярким и сильным по характеру человеком, такой крупной личностью, что ее появление среди безликих и бесцветных обитателей купеческих особняков за высокими заборами и вправду становится в чем-то похожим на луч живого солнечного света, дерзко прорезающий застоявшиеся потемки, пусть лишь на одно короткое мгновение. Но слишком неравны силы. Вскоре обреченная Катерина трагически гибнет, осужденная и отвергнутая «темным царством» купеческого и мещанского захолустья, и над этим провинциальным миром сгущается прежний, еще более плотный и удушливый мрак. Автор пьесы, а вслед за ним и критик, убедительно показывают на примере печальной судьбы Катерины, как необъятна и губительна власть «темного царства», противостоять которому оказывается не в состоянии даже такой смелый и свободный душой человек, как сама Катерина, не говоря уже о других, гораздо более слабых и забитых жертвах этой мрачной среды.
Так кто же они, эти несчастные, ни в чем не повинные жертвы страшного царства ханжей и самодуров?

О самой главной и наиболее очевидной жертве уродливых социальных отношений уже немного сказано в начале. Это – Катерина, чья беспокойная, мятущаяся, страстно ищущая ответов на жизненные вопросы и в то же время обостренно чувствующая, глубокая натура не могла смириться с бесчеловечными условиями жизни в «темном царстве». Ее гибель была предсказуема заранее, и Катерина сама отчаянно шла ей навстречу, безоглядно отдаваясь во власть своей любви к Борису, племяннику купца Дикого. Финальная гибель Катерины стала жестокой расплатой за дерзко брошенный ею вызов мертвящему всё живое миру толстосумов и домашних тиранов. Но зато своей гибелью Катерина избавилась от рабской покорности «темному царству», разорвала его тесные путы и ушла из жизни свободной и непокоренной. Об этом говорит Кулигин в последней своей реплике, завершающей пьесу на высокой, трагической, но одновременно и очищающей ноте протеста против безраздельного господства консервативного бытового уклада над живыми интересами человеческой личности.

Показательно также, что и Тихон, слабый и безответный муж Катерины, еще одна из многочисленных жертв страшного царства, потрясенный гибелью жены, в отчаянии осмеливается бросить упек одной из самых ярких и наглядно выведенных драматургом фигур этого зловещего мира – своей матери, Кабанихе. Но и здесь борьба с самого начала безнадежна, и гневные ответные реплики Кабанихи доказывают, что уж сына-то она не отпустит из-под своей мстительной и лицемерной власти. Таким образом, Тихон так и остается (так же, как и Кулигин, и эпизодический персонаж пьесы мещанин Шапкин) покорной, сломленной, беспрекословной жертвой «темного царства».

Однако этими персонажами еще не исчерпывается перечень страдальцев и жертв. Примером того, как способна аморальная, ханжеская среда уродовать живые человеческие души, слепо толкая их на путь порока, выступает в пьесе сестра Тихона – Варвара. Она, как и Катерина, тоже оказывается очень страстной натурой, неудовлетворенной скудными условиями зависимого существования, но, в отличие от Катерины, отчетливо понимает, насколько гибельной стала бы ее попытка одинокой борьбы со страшной силой обывательского мира. Поэтому она внешне принимает навязываемые ей Кабанихой лживые формы поведения, но на самом деле остается внутренне чужда этим лицемерным путам, тайком предаваясь запретной и осуждаемой «темным царством» любви к приказчику Дикого. В этой любви Варвара ищет выход своим самым заветным женским чувствам и сердечным стремлениям, которым нет возможности по-иному реализоваться в удушающей атмосфере дома Кабанихи. Тем вдвойне горше и нестерпимее Варваре опять возвращаться с мимолетных свиданий в опостылевший ей ханжеский мир. Недаром она однажды призналась Катерине, что непременно когда-нибудь убежит из этого дома – прочь от губящего живые души «темного царства». В этом выражается ее пассивный, но искренний протест.

И, наконец, следует сказать еще об одной жертве «темного царства» – талантливом и самобытном русском человеке, механике-самоучке Кулигине, занятом поисками «вечного двигателя», но не ради собственной корысти, а для того, чтобы обещанный англичанами миллион щедро потратить на нужды «общества», то есть таких же бедных и нуждающихся в самом необходимом людей, как он сам. Однако именно это наивное бескорыстие чудака Кулигина вызывает бешеную ненависть у скопидома и самодура купца Дикого, который готов безудержно швырять деньги в пьяном кураже исключительно по собственной грубой прихоти. Надо ли говорить, с каким презрением относится этот богач-миллионщик, гордящийся своим несчетным торговым капиталом, к какому-то нищему мечтателю, осмеливающемуся что-то там возражать «самому» Дикому!

В этих контрастных противопоставлениях Бориса и Кулигина – Дикому, Варвары и Катерины – Кабанихе драматург детально показывает верхний и нижний социальные полюсы «темного царства», причем выясняется, что по душевным и чисто человеческим качествам жертвы этого царства почти всегда превосходят своих притеснителей и мучителей, но, к сожалению, богатство, власть и отупляющая сила купеческих (а точнее – торгашеских) традиций остаются отнюдь не на их стороне. Поэтому и Борис, самая жалкая, может быть, из всех жертв «темного царства», оказывается, несмотря на всю свою любовь к Катерине, недостоин этой любви, невольно став причиной ее трагической гибели, бессильного отчаяния Тихона и злорадного торжества Кабанихи с Диким. Он даже не предпринял никакой, даже самой слабой попытки спасти Катерину, за что и был сурово наказан роковой потерей любимого человека.

Вот так, в резком разделении нахрапистой силы и терпеливой покорности, тупого самодовольства и приниженной забитости, бездушной черствости и робкой, осужденной «темным царством» искренней любви, создается Островским в «Грозе» ужасающая картина губительного для человеческой души жестокого мира «темного царства» и его бесправных, заранее обреченных на поражение злополучных жертв. Неслучайно поэтому возникло то потрясающее впечатление, которое произвела пьеса на зрителей-современников, и не зря критик-демократ Добролюбов в своей статье призвал всё русское общество дружно подняться на решительную борьбу с силами «темного царства» – ради спасения его безвестных, изверившихся, невинно страдающих жертв.

Источник

Темное царство в пьесе «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросом о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построить на его основе процветающее государство. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе» свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков, и таких же городов, как Калинов.

Судьба Катерины

Что значит темное царство

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй.

Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.

Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.

Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков. И именно этот поступок стал камнем преткновения в отзывах критиков о пьесе Островского.

Конфликт между Катериной и городом Калинов

Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно, Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.

Катерина, несомненно, представитель новой эпохи. Её протест «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.

Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону.

Катерина и «тёмное царство»

Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.

Благодаря своему детству и полученному воспитанию, Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, пустые и жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.

Тёмное царство

Что значит темное царство

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.

Представители «тёмного царства»

Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и упёртый.

Дикой – настоящий тиран, как в своей семье, так и за её пределами. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Дикой очень любит унижать других, тем не менее, люди, знающие об этом, всё равно обращаются к нему за помощью. Это говорит о нежелании местных жителей противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.

Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Её фамилия также говорит о бездушности и свирепости своей хозяйки. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом, и опостылела вся жизнь.

Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вынуждают бедную девушку задуматься о своей участи.

Катерина – луч света в тёмном царстве

Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» сложилось неоднозначное. Для одних она представляется сильной и решительной личностью, ставшей настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабой женщиной, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.

Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать её идеи. Даже Борис, изображавший родственную душу, оказывается слишком зависимым от общественного мнения.

Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.

Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном, поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно юди вспомнят о собственном достоинстве, и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».

Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Два лагеря

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Мир Кабанихи

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Дикой

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.

Подданные «темного царства»

Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Луч света в темном царстве

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

Думаю, что «Гроза» произведение замечательное своим охватом действительности. Автор словно побуждает читателя обратиться вслед за Катериной к правде, к будущему, к свободе.

Источник

Темное царство в пьесе Гроза Островского сочинение

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений. Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».

«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей. Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства». Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу. Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.

Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.

В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой. Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров. Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.

Вариант 2

В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.

Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.

Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.

В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.

Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза

События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.

Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.

Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.

Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.

Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.

Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.

Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.

Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.

Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.

Вариант 4

Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.

Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.

Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.

В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.

Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».

Также читают:

Картинка к сочинению Темное царство в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.

Практически во всех произведениях русской классической литературы немаловажную роль играют образы природы. Пейзажи, в которых живут герои книг, не только раскрывают внутреннее состояние персонажей

Один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский. Потомственный военный, красавец с гордым профилем. Я бы сказала – идеалист, в тайне мечтающий быть похожим на Наполеона

У мальчика был товарищ, который однажды предложил ему в подарок маленькое рыжее существо с черными лапками, сморщенной мордочкой и живыми глазками. Звали обезьянку Яшкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *