Что значит темная тема
Что за тёмная тема, о которой все пишут в ВК. Как включить ночной режим в приложении «ВКонтакте» на Android
«ВКонтакте» заполонили посты и комментарии со словами «тёмная тема». Пользователи утверждают, что с помощью комбинации слов можно включить ночную тему в приложении для «ВКонтакте» на Android. Medialeaks опробовал функцию и рассказывает, как она работает.
В середине апреля пользователи «ВКонтакте» наткнулись на то, что на первый взгляд выглядело как новый флешмоб — в комментариях люди массово писали комбинацию слов «тёмная тема». Реплаи почти в каждом крупном паблике выглядели вот так.
Специально для тех, кто не в курсе, объясняем, что это за тёмная тема. Дело в том, что в середине апреля разработчики «ВКонтакте» добавили возможность включать ночной режим в мобильном приложении на Android (для владельцев iPhone опция была доступна ещё с прошлой осени).
Объявления о ночном режиме не было в официальных сообществах ВК и на страницах его представителей. Одним из первых про новое оформление написал портал IGuides. В материале говорилось, что для переключения на новое оформление нужно было зайти в настройки — опция «Тёмная тема» должна была появиться выше графы «Уведомления». Как всегда бывает с подобными обновлениями, они не сразу становятся доступными для всех пользователей.
Несмотря на отсутствие официального объявления, информация о том, что тёмная тема теперь доступна на Android, быстро стала расходиться по соцсети. Кто-то из пользователей обнаружил простой лайфхак, как включить ночной режим во «ВКонтакте» — для этого было достаточно лишь написать комбинацию слов «тёмная тема» в комментариях.
Несколько сотрудников Medialeaks попробовали этот способ и убедились: он работает. Если написать в комментариях «тёмная тема», на экране появляется всплывающее окно.
А привычный интерфейс «ВКонтакте» после включения ночного режима выглядит как на скриншоте ниже. Отключить тёмную тему можно, как и говорится во всплывающем окне, в настройках — соответствующая опция появляется над графой «уведомления».
Для того чтобы включить тёмную тему, необязательно оставлять комментарий в официальных группах «ВКонтакте», как утверждают некоторые пользователи. Редакция Medialeaks убедилась на своём опыте, что также можно написать «тёмная тема» на страничке друга (но за последствия для вашей дружбы мы не ручаемся).
Помимо того, лайфхак в нашем случае сработал и для комбинации слов в кавычках, и без них — и то же самое касалось буквы Ё в слове «тёмная». Также, по нашему опыту, если вы собрались активировать ночной режим с помощью комментариев, необязательно скачивать обновление приложения.
Но есть и исключения. Во «ВКонтакте» некоторые пользователи пишут, что комментарий с комбинацией слов не помог им получить ночной режим. И даже после обновления приложения.
Лучше приготовиться к тому, что посты и комментарии с «тёмной темой» будут преследовать вас как минимум несколько дней. Да, так же, как было с фразой «Ержан, вставай». Ранее Medialeaks рассказывал, откуда взялось это выражение и как превратилось в абстрактный мем.
Мемом сегодня может стать всё что угодно и кто угодно. Особенно часто объектами виральных шуток становятся звёзды. Актёру из «Чёрной пантеры» вот для этого понадобилось лишь хитро увильнуть от вопроса журналистки о спойлерах к «Мстителям».
Почему люди так любят темную тему для смартфона
Все чаще и чаще мы слышим вопросы о том, когда в том или ином приложении появится темная тема. На фоне этого статьи о ее появлении собирают большое количество просмотров, которое подтверждает интерес людей к данной теме. Одно время даже гулял мем про темную тему, который то ли высмеивал интерес публики к ней, то ли наоборот подтверждал, что она нужна. Вопрос в том, почему ТТ, как ее сокращенно называют, так глубоко проникла в умы пользователей по всему миру, словно коронавирус, от которого все уже успели немного подустать. Если вы тоже задавались вопросом, когда что-то получит тему, или хотели бы, чтобы разговоров о ней было поменьше, нам есть, что обсудить.
Многие хотят, чтобы так.
В чем секрет популярности темной темы
Найти точного ответа на этот вопрос у меня не получилось. Я очень хотел найти мнения психологов, маркетологов, дизайнеров, да кого угодно, хоть НЛПшников, будь они неладны, но внятного мнения так и не увидел. Пришлось ходить по форумам, комментариям и нашему Telegram-чату и собирать мнения простых людей. В итоге, вот до чего я дошел в своем поиске.
Темная тема на OLED дисплее
В первую очередь, все говорят, что темная тема хороша на OLED-экранах, которых в последнее время становится все больше. Тут я могу только полностью согласиться. Это действительно смотрится эффектно. Особенно в полной темноте, когда буквы на экране буквально парят в воздухе. В остальных случаях разница не настолько заметна. Просто ты лучше видишь, что у тебя четкий черный цвет.
Настроили бы смартфон так? Или белый фон лучше?
Темная тема бережет глаза
Считается, что экран с темной темой не просто хорошо выглядит, но и бережет глаза, если пользоваться им в темноте. Как раз из-за того, что в глаза не бьет белый поток света, как из прожектора. Тут немного спорно, так как многие все равно утверждают, что их глаза даже при использовании темной темы устают от экрана в темноте. Кроме этого пока никто не смог нормально опровергнуть информацию о том, что OLED-экраны в принципе вреднее для глаз, чем IPS из-за бОльшего мерцания.
Пока меньшим из зол для глаз при использовании смартфона в темноте является выбор ночного режима с приглушенным синим спектром на IPS-экране. А еще лучше просто не пользоваться в экранами в темноте. Даже телевизор и компьютер сильно портят зрение, когда бьют из темноты ярким встречным потоком. Когда в помещении светло, глаз сам адаптируется к яркому освещения и не так сильно напрягается. С этим можно спорить, но со временем действительно начинаешь это чувствовать. Если кто-то говорит, что у него такого нет, надо просто немного подождать — появится.
Темная тема выглядит стильно
Кроме описанных выше преимуществ по мнению пользователей, есть еще одно. Оно заключается в том, что темная тема выделяет его владельца на фоне остальных. Хотя в последнее время ситуация немного изменилась, но многим все равно нравится, как выглядит черная картинка на экране смартфона. Есть в этом что-то современное и прорывное. Так думают многие.
В целом это действительно выглядит стильно.
Темная тема более информативная
Столкнулся я и с мнением, что темная тема, если она хорошо прорисована, является более информативной. Сторонники этого мнения утверждают, что это эволюционное развитие интерфейса, которое позволяет считывать информацию быстрее и правильнее. Возможно, в этом что-то есть, но на счет развития не очень согласен. Темная тема у меня была еще на КПК HP iPaq 4700 около пятнадцати лет назад. Тогда никто не говорил, что это тренд будущего. Просто люди читали книги с темной подложкой, если им это нравилось. Сейчас мало что изменилось, кроме трендов и увлечений.
С другой стороны, нет ничего плохого в том, что дизайнеры пробуют и придумывают что-то, что нравится людям. Хотя, я больше склонен к тому, чтобы дизайнеры сами предлагали инновации, а не слушали толпу, которая зачастую сама не знает, что хочет. В итоге может получиться, как в анекдоте про глухонемого деда, который поймал золотую рыбку и теперь у него есть гитара, грудь и лыжные палки.
Так может получиться, когда дизайнеры и разработчики идут на поводу у пользователей.
Когда появится темная тема для всех приложений?
Проблема распространения темной темы в том, что недостаточно просто сделать белый фон черным, а черные буквы белыми. Для полной адаптации надо проделать большую работу. Потребуется не только работа дизайнера, но и программиста. Они должны будут придумать и реализовать новый дизайн и работу элементов. Все должно быть видно и в некоторых случаях приложения придется буквально написать заново.
Не игнорируйте наш новостной канал в Telegram. Там очень много всего интересного.
Многие крупные продукты уже сделали это, но некоторые полулюбительские приложения точно еще долго будут адаптироваться или просто выпускать интерфейс, от которого будет рябить в глазах и болеть голова. Я лично встречал такие примеры. При этом, если приложения еще как-то позволяют адаптироваться, то некоторые сайты, которые поддерживают темную тему, это настоящая боль. Даже мой не особо требовательный дизайнер внутри стучит отверткой по батарее и просит выключить это уродство.
Темная тема не всегда смотрится хорошо.
Есть примеры приложений, которые хорошо работают с темной темой, но адаптированы как-то не полностью. Например, приложения YouTube и Яндекс.Карты на iOS при запуске выдают заставку белого цвета и только потом открывают темный интерфейс. Такой колорит мне вообще непонятен.
Какими будут интерфейсы будущего
Ни для кого не секрет, что все идет к повсеместному внедрению AR в нашу жизнь. В чем-то это действительно будет удобно, например, при использовании очков для получения дополнительной информации, но где-то проще будет пользоваться по старинке. В любом случае, в то, что со временем интерфейсы станут прозрачными, в целом верится.
Проблема в том, что даже при прозрачном интерфейсе надо будет делать подложку под буквы для того, чтобы они лучше читались. Вот и вопрос, какой она будет. Мне кажется, что, скорее всего, она будет полупрозрачной, а ее оттенок будет адаптивным и станет подстраиваться под окружающие объекты. Если подложки не будет, то в некоторых случаях считывание информации будет тем еще челенджем.
Давайте обсудим в комментариях, как вы относитесь к темной теме. Важно мнение каждого человека. Чем их будет больше, тем лучше. Очень хочется хотя бы в паре слов узнать мнения за и против темной темы. А пока поучаствуйте в опросе ниже.
Почему в «ВКонтакте» все пишут словосочетание «темная тема» и что это значит: объясняем новый тренд
Вы, возможно, уже заметили, что многие пользователи в «ВКонтакте» пишут в комментариях к записям и у себя на страницах словосочетание «темная тема». Внешне это все похоже на какой-то флешмоб, при этом ни одного официального объяснения от руководства соцсети не поступало. Выглядит это вот так:
Одним из первых про «тема» написал портал IGuides. В материале говорится, что это словосочетание — своеобразный «пароль» для переключения на новое оформление приложения «ВКонтакте». Это можно сделать в настройках приложения: «Темная тема» должна была появиться выше графы «Уведомления». С прошлой осени эта опция была доступна для владельцев iPhone, а теперь и для тех, у кого Android. Кто-то из пользователей соцсети обнаружил лайфхак: если написать комбинацию слов «темная тема» в комментариях, опция «сменить интерфейс» появится тоже. Несколько сотрудников Medialeaks попробовали этот способ и убедились: он работает. Если написать в комментариях «темная тема», на экране появляется всплывающее окно.
Ничего особенного: просто все на экране становится черным. Отключить темную тему можно, как и говорится во всплывающем окне, в настройках — соответствующая опция появляется над графой «уведомления». Как пишут экспериментаторы, также можно написать «темная тема» на страничке друга, причем кавычки или наличие буквы ё значения не имеют. Правда, некоторые пользователи «ВКонтакте» пишут, что у них все равно не получается переключить интерфейс. Почему так получается — пока неизвестно.
Тёмная тема: приёмы, которые помогут сделать качественный интерфейс
Рассказываем про кейсы Google, Apple, Microsoft и «ВКонтакте» — главное, что нужно знать про разработку тёмной темы.
Тёмная тема стала популярной в 2018 году после её релиза на macOS Mojave. Её полюбили за удобство для глаз и возможность по-новому посмотреть на привычные интерфейсы.
Создание тёмной темы — сложная дизайнерская задача: под тёмный фон нужно подобрать новые цвета, сохранить общую узнаваемость интерфейса и читаемость текста. Рассмотрим, какие принципы и приёмы помогут вам сделать тёмную тему для собственного интерфейса на примере Google, Apple, Microsoft и «ВКонтакте».
Зачем нужна тёмная тема
Экономия батарей аккумуляторов с OLED-дисплеями
В отличие от обычных экранов, OLED-дисплеи полностью выключают пиксели на месте чёрного цвета. Например, если на странице чёрный фон и белый текст, OLED-дисплей активирует пиксели только для текста и тратит меньше энергии батареи. Благодаря этому пользователь видит глубокий чёрный цвет, а батарея устройства разряжается медленнее.
Наглядный эксперимент провело издание PhoneBuff. Оказалось, что в среднем тёмная тема экономит 30% заряда:
Комфорт для глаз
Исследования показали, что для людей с нормальным зрением нет принципиальной разницы, как читать текст: в тёмном или светлом окружении. Но людям с катарактой или другими проблемами со зрением удобнее воспринимать текст на тёмном фоне.
Фокусировка на задачах
Светлый контент в тёмном окружении привлекает к себе внимание — это помогает пользователю сфокусироваться на задачах, которые он хочет решить в приложении. Посмотрите, как выделяется письмо в приложении Mail в macOS — оторвать от него глаз невозможно:
Пользователи выбирают тёмную тему по разным причинам: кому-то она кажется более строгой, кому-то так удобнее воспринимать текст, кто-то хочет просто поменять цвета в привычном приложении. Хотя тёмная тема не обязательна, желательно дать пользователям возможность её использовать.
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Опыт крупных компаний
Тёмная тема появилась во всех сервисах Google, Apple и Microsoft. Поэтому изобретать велосипед остальным дизайнерам уже не нужно — все принципы и приёмы давно проверены крупными корпорациями.
Фон и тени
Google применяет систему Material Design. В светлой теме плашки отделяются друг от друга по принципу «наслаивания»: каждый элемент интерфейса — это отдельный слой, который отбрасывает тень на предыдущий:
В тёмной теме это правило не работает, так как на чёрной поверхности тень того же оттенка увидеть невозможно. Чтобы разрешить это противоречие, дизайнеры Google выделяют слои высветлением: чем ближе объект к пользователю, тем он светлее. Тени не такие заметные, но они есть:
Теми же соображениями руководствовались дизайнеры мобильной версии Office 365 и «ВКонтакте»:
Apple хитро поступила с тенями в macOS. Их сделали насыщеннее и дополнительно усилили контраст с помощью чёрной обводки и внутренних бликов окна:
В стандартных приложениях macOS интересно реализован фон. Для окон добавили серый цвет, который смешивается со средним цветом обоев рабочего стола. Это позволяет приложениям в тёмной теме выглядеть гармонично на любых обоях: хоть на тёмных, хоть на светлых:
Цвет элементов интерфейса
Если инвертировать весь интерфейс, цвета на нём будут кислотными. Смотреть на такое приложение неприятно из-за высокого контраста:
На тёмном фоне насыщенные цвета выделяются гораздо сильнее. Например, яркий синий цвет хорошо выглядит в светлой теме, но в тёмной он кажется гораздо ярче:
Дизайнеры Google сформулировали правило для подбора цветов: чем темнее фон, тем светлее должны быть цвета элементов интерфейса. Каждый цвет разбили на яркостную градацию от 900 до 50 и подобрали наиболее контрастные и приятные глазу оттенки:
Цветовое правило работает не только с элементами интерфейса, но и с векторными иллюстрациями:
В том же направлении поработали и дизайнеры macOS. Каждому системному цвету подобрали тусклую пару для тёмной, чтобы цвета не «выжигали» глаза пользователей:
В тёмной теме macOS решили не только уменьшать непрозрачность текста белого цвета, но и подобрали оттенок серого, чтобы текст лучше читался на любом фоне:
Результат этой работы хорошо виден на боковой панели Finder:
Также важен контраст текста и фона. Приложением или сайтом с тёмной темой может пользоваться кто угодно, а значит, нужно подобрать удобные для всех цвета. Google, Apple и другие компании ориентируются на стандарт 1.4.6 WCAG: «Визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1».
Совет. Чтобы проверить контраст своих цветов, зайдите на сайт Web Aim, введите код цвета текста в графу Foreground Color, а цвета фона — в Background Color. За образец контрастности можно брать значения Google и Apple — 15,8:1.
Иконки
Обычно иконки для интерфейсов рисуют контурами — делают только обводку, оставляя пространство внутри «пустым». Если сделать то же самое в тёмной теме, иконки станут слишком контрастными и будут выглядеть довольно странно:
В Apple решили, что раз стандартный подход делает иконки плоскими и портит формы, нужно не только инвертировать цвет, но и изменить подход к рисованию. Поэтому в тёмной теме все пиктограммы macOS залиты белым цветом:
Так же поступили и дизайнеры мобильной версии Office 365 — перерисовали иконки с использованием заливки:
При таком подходе иконки не теряют форму, остаются читаемыми и контрастными.
В Photoshop и Figma уровень прозрачности регулируется свойством Opacity — непрозрачность.
О чём нужно помнить при создании тёмной темы
Чтобы ничего не забыть при создании тёмной темы, придерживайтесь правил:
Переходим на темную сторону: что такое темная тема и зачем она нужна в приложении
Преимущества использования темного режима
Темная тема — не просто модное увлечение. Она дает три положительных эффекта, о которых сейчас расскажем.
Забота о здоровье
Когда мы резко заходим из светлого помещения в темное, то «слепнем» на несколько минут. Это некомфортно, но адаптация проходит быстро. А вот если наоборот, из светлого помещения переходим в темное, то привыкание займет долгое время (20-30 минут).
Точно так же обстоят дела и со смартфонами. Когда мы смотрим на яркий дисплей в темном пространстве, наше зрение долго адаптируется к темноте. И сопровождается дискомфортом для глаз.
Есть также исследования Гарвардского университета, что пользование электронными устройствами с ярким дисплеем перед сном подавляет секрецию мелатонина. А недостаток этого гормона вызывает диабет, депрессию и, возможно, ожирение.
Экономия заряда батареи
Компания Google протестировала влияние темной темы на аккумуляторы телефонов и получила следующие результаты:
При яркости в 50 % темная тема в приложении «Youtube» экономит заряд на 15 %. При яркости в 100 % экономия заряда батареи составляет аж 60 %!
Без темного режима все белое пространство на дисплее вашего телефона требует больше энергии, что, в свою очередь, разряжает батарею.
Сделаем важную оговорку: темная тема экономит заряд на экранах OLED/amoled, которые используют устройства под управлением Android. Но Apple делает смартфоны на LCD (жидкокристаллический экран). Однако в прошлом году компания анонсировала, что поменяет дисплеи в 2020 году. И действительно, вышел флагманский смартфон iPhone 11 Pro с OLED-экраном.
Красивый дизайн
Темный режим кажется интересным за счет новизны и дает возможность представления графических элементов (рисунки, информационные графики) в необычном свете.
Некоторые оттенки выглядят лучше на темном фоне, чем на светлом. Например, ваши брендовые цвета могут быть блеклыми и на светлом фоне просто теряться.
Плюс, согласно исследованиям, темный фон позволяет дольше удерживать пользователей в приложении.
Примеры темных тем
Android 10
Google долгое время тестировал темную тему в приложении GMail и наконец-то в августе 2019 года включил ее в Android 10. Плюс компания дала сторонним разработчикам инструменты для интеграции их приложений с темной темой.
iOS 13
Apple также выкатили темный режим в своих продуктах, работающих на iOS 13. В Dark Mode система использует более темную цветовую палитру, чтобы контент выделялся на таком фоне.
Мессенджер еще тестирует темную тему. Для смены варианта отображения, нужно сначала включить новый интерфейс в настройках, а потом передвинуть ползунок «Темный режим».
VKontakte
Также добавили темную тему в приложение. Как утверждают разработчики VK, они переработали более 2 000 файлов, чтобы подобрать цветовые гаммы. Активировать опцию можно в разделе «Настройки».
Кому нужна темная тема
Темная тема — это дополнение к основной светлой теме, соответственно разработка новой опции несет дополнительные и необязательные затраты. Поэтому ее делают далеко не все, а те, кто может позволить себе выделить бюджет для большего удобства клиентов.
Необходимо провести анализ, как часто и в какое время пользователи включают ваше приложение. Возможно, у вас много контента, который нужно долго просматривать.
Например, наш Заказчик компания «ТрансТехСервис» занимается продажей новых и подержанных автомобилей. В этой нише до совершения покупки люди тратят много времени на изучение ассортимента. Клиенты могут по несколько часов просматривать товары в приложении, в том числе и ночью. Для ТТС разработка темной темы в приложении будет вложением в бизнес, а не затратой.
В этом случае, даже если ваши клиенты пользуются устройствами на базе Android 10 или iOS 13, которые могут сами переключить светлый режим на темный, все равно нужно помнить о собственном решении. Так как реализованная штатными инструментами смартфонов темная тема не всегда выглядит хорошо, а иногда даже очень плохо, что определенно будет мешать пользователям вашего приложения.