Что значит тематический классный час

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Что значит тематический классный час

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Источник

Что такое тематический классный час

Что значит тематический классный час

Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час — одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива. Таким образом, организация классного часа для преподавателя — нелегкое и очень ответственное дело.

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями.

Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Классный час представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения.

Тематический классный час отличается тем, что по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Источник

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов. Полезный материал для классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов»

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Что значит тематический классный час

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Классный час воспоминаний и размышлений в 9 классе «Если в классе выпускной…»

Цели:
1) выявить наиболее значимые для учащихся события, произошедшие на протяжении всей жизнедеятельности классного коллектива;
2) способствовать развитию взаимного интереса одноклассников друг к другу, формированию желания поддерживать дружеские отношения и по окончанию школы.

(После линейки девятиклассники стоят у входа в классную комнату. Вход в неё закрыт красивой лентой (своеобразный шлагбаум). Негромко звучат мелодии школьных песен.)

Классный руководитель
Привычно в этот класс вы торопились,
Он стал особым, стал родным.
Порою радовались, а порой сердились,
Но этот класс привыкли вы считать своим.
Сегодня вновь готов он вас принять,
Но вот порог иначе вам велю переступать!

Пусть первыми войдут в класс сегодня те ребята, которые учатся в нашей школе с самого первого класса. Затем порог классной комнаты переступят ученики, пришедшие в эту школу второклассниками, третьеклассниками и четвероклассниками. За ними должны войти в класс вместе со мной те, кто стал членом нашего коллектива в пятом классе. Следующую группу входящих в классную комнату составят ученики, которые были новичками для большинства из вас в шестом, седьмом и восьмом классах.

(Девятиклассники усаживаются за парты)

Уважаемые мамы, папы и ученики!
Сегодня у нас праздник. Мы подводим итоги учёбы в школе за девять лет! Но мы обсудим и серьёзные вопросы, например, проверим, насколько готовы наши дети к поступлению в другие учебные заведения. А проверим мы это с помощью занимательных конкурсов, игр и заданий. Итак, мы начинаем!

1 ведущий. Уважаемые папы и мамы! Одноклассники! Скоро, совсем скоро начнутся наши первые экзамены.

2 ведущий. Очень хочется, чтобы они были сданы успешно, чтобы мы оправдали надежды своих учителей и родителей, друг друга.

1 ведущий. Что ты имеешь в виду?

2 ведущий. Я имею в виду, что не зря же мы столько лет вместе. Науку подглядывания, списывания мы усвоили неплохо.

1 ведущий. Ты уверена в этом? Я –нет. Наши предки делали это гораздо виртуознее.

Кл. руководитель. Уважаемые родители! А что вы можете рассказать вашим детям о своих первых школьных экзаменах?

(Родители делятся воспоминаниями )

Кл. руководитель. Дорогие ребята! Я предлагаю и вам сейчас совершить путешествие по лабиринтам памяти и рассказать о самом памятном дне или событии из жизни классного коллектива.

(Ученики вспоминают самые яркие события из школьной жизни, о буднях и праздниках сегодняшних выпускников)

Кл. руководитель. А я, в свою очередь, хотела бы дополнить ваши воспоминания своими.
А помогут мне в этом ваши школьные тетради по развитию речи, которые я хранила у себя с пятого класса и сегодня хочу возвратить вам.
Но прежде чем получить тетрадь, её владелец должен угадать, что это именно его тетрадь.

(Учитель знакомит ребят с отдельными, наиболее запоминающимися сочинениями, комментирует работы, делится своими воспоминаниями)

Кл. руководитель. А ещё в пятом, да и не только в пятом, но и в шестом-седьмом классах вы любили приносить на уроки разные игрушки, безделушки. Как только я с этим ни боролась, вплоть до того, что всё это отдавала только вашим родителям на родительском собрании. Но вот некоторые вещи сохранились у меня до сих пор, и сегодня я вам их возвращаю. (Учитель отдаёт игрушки. ) Теперь детки выросли, и у них появились новые игрушки, типа сотовых телефонов. Даже на уроках ухитрялись играть и слушать музыку с их помощью.

1 ведущий. Ты помнишь наши классные праздники, путешествия в природу, походы, игры?

2 ведущий. С каким восторгом мы смотрели на малышей, которые играли в классики на школьном дворе, а мы в это время решали химические задачи и осваивали физические законы.

1 ведущий. Но ведь мы сами были такими же малышами, также вместе играли и росли. Посмотри на фотолетопись жизни класса. (Указывает на газету, прикреплённую к доске.)

Кл. руководитель. Да, время идёт быстро. Не успели прийти в школу забавные малыши и поступить в первый класс, глядишь, выросли вот такие замечательные юноши и девушки.

(Кл. руководитель комментирует фотографии на стенгазете)

1 ведущий. На улице май, а мы всё задачи какие-то решаем.

2 ведущий. Ну, в этом нет ничего удивительного. Ведь скоро экзамены.

1 ведущий. Экзамены экзаменами, но ведь хочется и расслабиться, музыку хорошую послушать, подумать о хорошем.

Кл. руководитель. И я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Недостающие слова». А родителям в это время я тоже предлагаю не скучать и составить портрет нашего классного коллектива. Уважаемые родители, можете использовать бумагу, цветные карандаши, фломастеры и своё красноречие.

Ребята, достаньте вот из этой корзины по листочку. На каждом листочке написано предложение, вам необходимо вставить в него недостающие слова. Скорее всего это будут имена и фамилии ваших одноклассников. А затем каждый зачитает получившееся предложение.

В нашем классе самым самостоятельным является…

Часто меня приятно удивлял(а)…………………………. так как…

Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению, никогда не пропадёт…

Хулигану крупно не повезёт, если на его пути окажется…

Самая одарённая личность в нашем классе – это…

У………………………….лучше всего развиты умения выслушать, понять и поддержать.

Если в классе скучно, то значит в нём отсутствует…

Мне интересно наблюдать за манерами………………………………, особенно во время ответа у доски.

Иногда я очень сожалею, что у меня не сложились дружеские отношения с…

Первыми претендентами на получение титулов настоящего мальчишки и настоящей девчонки являются……………………….и……………………………, потому что…

Находчивость – это качество, которое присуще…

Украшением школьной дискотеки являются танцы в исполнении…

Самым добрым человеком в классе, пожалуй, следует назвать…

В политики целесообразно рекомендовать………………………………, так как…

Щедрость……………………….. не знает границ.

Скромность всегда украшает…

Веселее………………………………, пожалуй, в классе нет никого.

Каждый старался как-то себя проявить, но маска Мистера Икса осталась у…

Чаще всего мне будет сниться………………. потому

Кл. руководитель. Вот такими вас видят ваши одноклассники. А такими вы показали сами себя после работы с школьным психологом. Я вручаю вам результаты социологического исследования. Надеюсь, они пригодятся вам для личного портфолио и обязательно при выборе будущей профессии.

(Кл. руководитель раздаёт результаты социологического исследования)

Кл. руководитель. А сейчас слово нашим родителям. Напоминаю: родители работали над составлением портрета классного коллектива.

Девушка. Ясный день. Сентябрь. Ромашки.

Юноша. Бант. Косички. Первоклашки.

Девушка. Дважды два. Букварь. Пятёрка.

Юноша. В классе первая уборка.

Девушка. Фараоны. Глобус. Ката.

Юноша. Разрисованная парта.

Девушка. Щелочь. Пифагор. Кислоты.

Юноша. Лев Толстой. Проливы. Ноты.

Девушка. Танцы. Турпоход. Гитара.

Юноша. Поцелуй. За четверть «пара».

Девушка. Май. Последний вальс прощальный.

Юноша. Отчего же ты печальна?

Девушка. Здесь ответа нету проще –
Не вернётся детство больше!

Кл. руководитель. Да, ребята, детство, к сожалению, больше не вернётся. Но грустить не стоит: со многими из вас мы увидимся уже в сентябре, а тех, кто уходит из нашей школы навсегда, мы всегда с радостью примем у нас в школе как желанных гостей.

А сейчас, ребята, я раздам вам листочки, на которых я попрошу вас написать друг другу пожелания. Я обещаю, что через десять лет эти пожелания прозвучат на вечере встрече выпускников. И мы с вами сможем убедиться, сбылись ли они.

(Выпускники пишут пожелания. Тихо звучит музыка.)

Кл. руководитель. Уважаемые ребята, родители! Вот и закончился наш классный час. Он показал нам, что мы умеем, какие мы на самом деле. Мы убедились в том, что ещё больше новых знаний и умений у нас впереди. А сейчас нас ждут первые экзамены, которые ещё раз помогут вам, ребята, проявить творчество, собранность и ответственность за то дело, которым вы занимаетесь.
А теперь я хочу вручить каждому памятку по подготовке к экзаменам.

(Ребята получают памятку.)

Выпускной вечер в 9 классе «Прощание со школой»

Источник

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Что значит тематический классный час

Основными составляющими тематического классного часа являются:

5) оценка результатов.

Определение темы

В первую очередь классный руководитель должен определиться с темами, которые будут разбираться на классных часах. При этом желательно учитывать мнение самих школьников. Неплохо было бы обсудить этот вопрос и решить его совместно с учениками класса, а также посоветоваться с их родителями. Можно сразу же составить план тематических классных часов на весь учебный год.

При планировании преподаватель может дать ученикам на выбор определенный список тем, который они могут дополнить интересными для себя темами. Затем проводится опрос и отбираются наиболее часто повторяющиеся в ответах ребят темы. Их и включают в годовой план.

Некоторые темы могут быть такими обширными, что органично выливаются в целые программы, рассчитанные на поэтапное воспитание учеников. Такие темы раскрываются на протяжении нескольких классных часов. Все это следует учитывать при планировании общения.

Темы классных часов могут быть очень разнообразными. На них могут рассматриваться:

1) нравственные и этические проблемы (позволяют воспитать у учащихся определенное отношение к обществу, коллективу, себе, природе, родителям, Родине, труду и т. п.);

2) эстетические проблемы (воспитывается чувство прекрасного, стремление к гармоничности во всем — внешности, поведении, быту, искусстве, труде, отношении к окружающей среде, развивается творчество);

3) наука, познание (воспитывается правильное отношение учеников к процессу познания, в частности, к учебе как способу духовного развития);

4) политические аспекты (связаны с конкретными политическими событиями, происходящими в стране, воспитывают ответственность перед Родиной, переживание за ее успехи на мировой арене, учат пониманию государственной политики);

5) вопросы здоровья и гигиены (учат школьников вести здоровый образ жизни, предостерегают от пагубного влияния вредных привычек);

6) психологические проблемы (учат школьников самовоспитанию, решению конфликтов, налаживанию отношений);

7) экологические проблемы (учат школьников заботиться об окружающей среде, животном и растительном мире, ответственно относиться к природе);

8) общешкольные темы (приурочиваются к общественным событиям, праздникам).

В помощь преподавателю

Перед проведением классного часа рекомендуется психологически подготавливать учеников, настраивая их на серьезный разговор по заданной теме.

Постановка целей тематического классного часа

При определении целей классный руководитель должен руководствоваться в первую очередь возможностями личностного развития учеников с учетом их уникальности. В соответствии с целями и темой классного часа преподаватель подбирает методы проведения классного часа.

Содержание тематического классного часа

Продумывая этот аспект классного часа, руководитель должен учитывать возможности самореализации учеников и утверждения их как личностей. В соответствии с этим подбирается материал для внеклассного общения.

Работая над материалом, преподаватель определяет ключевые моменты и разрабатывает план проведения общения. Не стоит подробно записывать все содержание классного часа, только основные пункты. Иначе, пропустив какое-нибудь слово, можно растеряться во время общения. Достаточно краткого конспекта планируемого классного часа.

Материал должен быть выстроен так, чтобы постоянно сосредоточивать внимание школьников на том, чему они должны научиться в соответствии с поставленными преподавателем целями. Содержание классного часа является умело выстроенной иллюстрацией того, чему классный руководитель хочет научить детей.

В помощь преподавателю

Эффективность подачи материала зависит от практической подготовки самого классного руководителя. Такая подготовка включает в себя упражнения голоса, жесты рук и тела, мимику. Материал нужно представлять живо. Преподаватель, который держится скованно, очень быстро вызовет скуку у своих подопечных. Дети должны увидеть в преподавателе то, что он сам в первую очередь увлечен излагаемым материалом и заинтересован в раскрываемой теме.

Если во время классного часа предполагается использование цитат известных людей, лучше всего выписать их полностью на отдельный лист, чтобы в нужное время прочитать. Трудные слова тоже можно выписать на отдельный лист или вписать их большими буквами над конспектом.

Во время проведения классного часа преподаватель не должен полностью сосредоточиваться на изложении материала. В это время необходимо также следить за поведением и участием в общении самих школьников. Если они разговаривают и не слушают, не стоит делать замечаний, просто надо постараться заинтересовать, привлечь чем-нибудь их внимание.

Необходимо также учитывать то, что школьники сами любят принимать участие в различной деятельности, поэтому им интересны различные конкурсы, викторины, соревнования, сценки, праздники и т. д. Использование таких форм общения способствует личностному развитию и делает школу более притягательной в сознании ученика.

При этом следует помнить, что классный час предназначен не для развлечения учащихся, а для их духовного развития. Соответственно содержание этого часа (будь то игры или лекции) должно нести в себе назидание.

Организация тематического классного часа

Классный руководитель полностью организует классный час. От качества подготовки и организации общения зависят эффективность его проведения и результаты — степень достижения поставленных целей.

При подготовке каждой темы классный руководитель продумывает форму проведения общения, а также время и место. При выборе вида классного часа преподаватель должен учитывать желания учащихся.

В соответствии с материалом, темой и формой классного часа преподаватель подбирает подсобный материал, наглядные пособия, музыку, реквизит и т. д.

В проведении или подготовке классного часа могут участвовать сами школьники. Классный руководитель определяет конкретных ребят на эти роли и дает им задания.

Длительность классного часа зависит от поставленных преподавателем целей. При этом общение не должно быть слишком затянутым, чтобы ребята не успели устать в его процессе. Так, например, в начальных классах, не стоит проводить классный час дольше 30 мин. В старших классах он может длиться 1 ч и более (в зависимости от заинтересованности школьников). При этом следует учитывать режим дня учащихся.

В помощь преподавателю

Рекомендуется чисто убрать и проветрить место, где будет проводиться классный час. Комнату желательно украсить (цветами, лентами, шарами, флажками, бантиками и т. п.). Название темы должно быть на виду. Для этого можно использовать плакат, доску, широкую ленту. Можно также заранее написать вопросы, которые будут предложены для обсуждения целому классу или группам.

Класс можно оформить высказываниями известных людей на данную тему. Их можно написать на простых листах, вывесить на стены, доску, двери, разложить но партам.

Рекомендуется дать возможность ученикам сесть на те места, какие они сами выберут. Кроме того, полезно позволить им самим выбрать и партнера по выполняемому заданию. Такой подход повысит результативность деятельности учащихся во время классного часа.

Распределяя поручения между школьниками, можно дать возможность самим выбрать задания с учетом собственных интересов, умений, качеств и т. п. Это научит учащегося ответственности за выполнение работы и соизмерению своих возможностей с поставленными задачами.

Оценка результатов проведения тематического классного часа

Преподаватель оценивает влияние проведенного классного часа на личность ребенка, его поведение, успеваемость, развитие творческого потенциала и т. п. Результаты анализа классный руководитель должен использовать в дальнейшей индивидуальной воспитательной работе с учащимися класса.

В анализе классного часа могут участвовать и сами школьники, которым были доверены подготовка или проведение внеклассного общения.

В помощь преподавателю

Для изучения влияния классных часов на учеников можно использовать такие общеизвестные аналитические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.

Для школьника очень важно чувствовать себя значимым. Осознание этого влияет на его самочувствие и отношение к окружающим людям, окружающему миру, себе. Поэтому преподаватель должен замечать участие каждого школьника во внеклассной работе и оценивать его по достоинству. Когда школьник видит, что его деятельность ценят, это стимулирует его в будущем быть более активным и успешным.

Оценка ученика преподавателем может быть передана как словом, так и жестом, мимикой, интонацией.

При этом взрослый должен быть искренним, а его оценка — реалистичной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *