Что значит тема стихотворения

Как определить тему стихотворения

Прежде чем научиться определять тему стихотворения, давайте посмотрим, что означает тема. Тема является центральным посланием или восприятием, которое автор хочет донести до читателей. Тема часто пре

Что значит тема стихотворения

Содержание:

Что такое тема

Прежде чем научиться определять тему стихотворения, давайте посмотрим, что означает тема. Тема является центральным посланием или восприятием, которое автор хочет донести до читателей. Тема часто преподает моральный урок читателю. Это универсальная идея, которая может быть применена к любому.

Тем не менее, текст может иметь несколько тем. В большинстве случаев в тексте есть центральная повторяющаяся идея, которая считается центральной темой.

Как проанализировать стихотворение

Теперь, когда вы знаете, как читать и понимать стихотворение, давайте перейдем к теме стихотворения. (Прочитайте, Как Анализировать Стихотворение для длинного описания.)

Что значит тема стихотворения

Как определить тему стихотворения

Задайте себе следующие вопросы, которые помогут вам определить тему / темы в стихотворении.

Есть ли какие-либо слова, фразы или действия, которые повторяются?

Какой урок персонаж выучил в конце?

Чему поэт учит своих читателей?

Почему автор выбрал именно эту тему?

Каковы большие проблемы или универсальные концепции, о которых говорит поэт в этом стихотворении?

Упражнение для определения темы стихотворения

Давайте посмотрим на некоторые примеры, чтобы практиковать этот метод.

Прочитайте это стихотворение «Человек, которого он убил», написанное Томасом Харди.

Что значит тема стихотворения

Какова основная идея стихотворения?

Каковы повторяющиеся элементы в стихотворении?

Повторные слова стреляли / стреляли и враги

Какой урок персонаж выучил в конце?

Каковы большие проблемы или универсальные концепции, о которых говорит поэт в этом стихотворении?

В этом стихотворении поэт использует двух персонажей, чтобы указать на разрушительность войны. Фраза «Как странна и любопытна война» является ярким свидетельством попытки поэта критиковать войну.

Чему поэт учит своих читателей?

В этом стихотворении поэт ставит под сомнение цель войны и осуждает убийство друг друга ради войны.

Что такое тема стихотворения?

Таким образом, тема стихотворения может быть истолкована как бесполезность войны.

Источник

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Что значит тема стихотворения

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Автор использовал такие художественные средства, как:

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Статья «Способы анализа стихотворений»

Как делать анализ стихотворения?

Сейчас необходимо уметь правильно делать анализ стихотворения, как школьникам, так и студентам филологических факультетов. В современной школе анализу стихотворений уделяют с каждым годом всё больше внимания, поскольку специфика ЕГЭ обеспечивает высокие требования к знаниям терминологии, практическим навыкам в разных областях. Школьные программы несколько усложняются, ученики должны осваивать объёмные материалы и хорошо ориентироваться во многих литературоведческих нюансах.

Основные особенности анализа стихотворения

Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук. Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста. Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства, путают образ автора и лирического героя.

Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда производится исследование поэтического текста в области его построения. Также зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.
Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять тему, идею текста.

Алгоритм анализа стихотворения

Выполняя анализ стихотворения, рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть, причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной программе.

В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.

Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.

Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.

Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.

Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на. ». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.

На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.

Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.

Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.

Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.

Сейчас следует указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.

Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка, определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения, аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры). Студенты университетов обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей). Также детально пишут о поэтической лексике, подробно обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия и т.д.). Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению, важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.

Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).

Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.

Очень важно уметь правильно выполнять анализ стихотворения. В процессе исследования текста можно открыть в нём много нового, не замеченного при чтении. Анализ развивает память, литературоведческие навыки.

Источник

Что такое «анализ стихотворения»: понятие и основные этапы

На уроках литературы ученики часто делают анализ стихотворения — полное исследование произведения. Для его выполнения потребуется изучить историю создания работы, определить тему и главную мысль текста, размер и рифму, найти средства выразительности. Все это позволяет лучше понять особенности творчества автора.

Примерный план

Проанализировать стихотворение достаточно сложно, поэтому стоит придерживаться определенной структуры. Она поможет правильно выстроить текст и увидеть все ли аспекты рассмотрены.

Примерный план:

При составлении краткой справки о жизни поэта можно указать в каком направлении работал автор. Например, Маяковский был приверженцем футуризма, а Сологуб символистом.

Иногда стихотворение содержит прямую отсылку на события, которое оно описывает. Например, «Смерть поэта» Лермонтова появилась сразу после гибели Пушкина.

Название, тема и идея

При анализе стихотворения нужно уделить внимание разбору смысла названия. Иногда оно не носит скрытого смысла, например, «Письмо к маме» или «Обращение к (имя персонажа)». Но бывают и сложные названия. Например, работа Маяковского «О дряни!» обращена к двуличным людям, которые приспосабливаются к любым условиям.

Что значит тема стихотворения

Тема стихотворения — о чем говорится в тексте. Идея — то, чему учит работа. Чтобы определить эти два аспекта, нужно внимательно прочитать стих. Например, творение Есенина «Русь советская» посвящено общественным переменам, но его главная мысль — иногда с происходящим остается только мириться и продолжать писать.

При анализе нужно правильно определять жанр стихотворения. Некоторые разновидности:

Это далеко не самый полный перечень. Обязательно нужно разбирать образы и символы, которые встречаются в тексте. Это нужно для лучшего понимания сюжета.

Художественные приемы

Определить композицию можно по тому, сколько разных событий описывается в тексте. Стихотворение может состоять из одной части или нескольких. Иногда переход четко выражен, например, описывается как герой сначала жил в Лондоне, а потом в России. Но часто разделение носит весьма условный характер.

Потом нужно рассмотреть ритм работы. За исключением верлибра (белого стихотворения) тексты носят определенную окраску. Достаточно взять четверостишье и подчеркнуть каждую гласную букву. После нужно в каждом слове поставить ударение — это позволит выявить закономерность чередования ударных и безударных слогов. Полученный результат называют стопой и по ней можно определить размер. Двухсложный состоит из двух слогов, трехсложный — из трех.

Двухсложные стопы:

Что значит тема стихотворения

Среди трехсложных стоп выделяют дактиль, амфибрахий, анапест. Для придания эмоциональной окраски произведению автор может использовать средства художественной выразительности.

Например, лексика в тексте может представлять собой неологизмы — слова, которые придумал автор. Такой прием очень любил Маяковский.

Среди средств выразительности выделяют:

Рифмы тоже бывают нескольких видов. Например, при мужской ударение падает на последний слог, а при женской — на предпоследний. Иногда применяют другую классификацию. При перекрестной рифмуются слова первой и третьей строки, при парной две соседние, а при кольцевой — первая с четвертой, а вторая с третьей.

Чтобы понять, что значит анализ стихотворения, нужно выполнить не одну письменную работу. Начинать тренироваться лучше с простых произведений. Только потом переходить к сложным текстам.

Источник

Что такое тема стихотворения? О чем можно рассказать в стихотворении?

Задание по литературе

Что такое тема стихотворения?

О чем можно рассказать в стихотворении?

Что значит тема стихотворения

Темы стихотворения могут быть самими разными, что придет в голову автору, что его волнует больше всего, о том он может и написать стихотворение.

Например много стихотворений пишут про любовь, это так называемые романтические стихотворения, лирика.

Есть стихотворения о природе, о животных, о дружбе и верности, о Родине, о войне, о детях.

Есть стихотворения смешные и грустные, поучительные и описывающие настроение автора.

Можно придумать даже стихотворение про школу или домашние задания.

Что значит тема стихотворения

Стихотворением называется небольшой рассказ написанный с помощью рифмованных строк. Поэтому, как и любой прозаический рассказ, стихотворение может быть написано о чем угодно: о любви, природе, детях, патриотизме, героическом поступке, школе, чувствах человека, о животных.

То, о чем написано данное стихотворение и будет его темой.

Например темой стихотворения о Родине будет Родина и любовь к ней, может быть даже патриотизм.

Если стихотворение называется Весна, то в стихотворении будет описан приход весны, признаки наступающей весны и тому подобное.

Такая же история если стихотворение о лете, тогда описание будет природы летом.

Что значит тема стихотворения

Что значит тема стихотворения

Думаю, что первоклассники ещё не владеют знаниями-в каких продуктах содержатся те или иные витамины, но знать какими буквами они обозначаются, уже должны. Поэтому предлагаю вот такое четверостишье:

Витамины надо знать

Есть они в нашей еде.

Что значит тема стихотворения

В самом деле, стихотворение для третьего класса должно быть достаточно простым и может быть даже не совсем в рифму. Для написания такого стихотворения самостоятельно наверняка пригодятся эпитеты и сравнения, которые в нем можно использовать.

Эпитеты к слову Зима можно использовать такие:

суровая, холодная, морозная, студеная, веселая, снежная, прекрасная.

Сравнения к слову Зима можно использовать такие:

Красавицы, Художница, Мастерица, Выдумщица, Забавница, Старушка.

Эпитеты к слову мороз также могут пригодится:

крепкий, колючий, сильный, красный, жгучий, жестокий.

А вот пример стихотворения «Зима»:

Пришла Зима, пришел Мороз

Уж покраснел мальчишки нос

Но он упрямо строит горку

Хотя порядочно замерз.

Он снег лопатой подгребает

На горку весело кидает

Он улыбается и ждет

Когда на помощь двор придет.

Построят горку всем двором

Зальют водой ее потом

А завтра рано по утру

И я на горку прибегу.

Что значит тема стихотворения

Каждый из перечисленных авторов отличается своей собственной манерой письма,своим творческим почерком, но при этом в их произведениях мы всегда видим огромную любовь авторов к детям, которая и делает их стихотворения столь популярными и интересными.

Нельзя отнести все их стихотворения только к веселым или только к грустным, у этих поэтов есть стихотворения разных жанров. Но наверное у Маршака и Барто больше веселых стихотворений, в то время как у Благининой больше стихотворений спокойных, даже немного грустных.

Что значит тема стихотворения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *