Что значит тема эпизода
Как анализировать эпизод литературного произведения
План анализа эпизода
Просмотр содержимого документа
«Как анализировать эпизод литературного произведения»
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
План анализа эпизода
Место и роль эпизода в композиции произведении.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы в 5-9 классах (Анализ рассказа Н.А.Тэффи «Два»)
Путкова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы
Эпизод – это отрывок (фрагмент) из художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Как в капле отражается химический состав воды, так и в эпизоде отражаются все особенности художественного произведения, поэтому эпизод может стать «рабочей площадкой» для формирования читательских умений учащихся – умений понимать произведение и анализировать его. Именно это является мотивацией к практике такой формы работы на уроке литературы, как анализ эпизода.
Обучение анализу эпизода начинается с формирования умения выделять эпизод.
Умение выделять эпизод при анализе художественного произведения – это одно
из важных читательских умений.
План анализа эпизода
Определить основную мысль эпизода, дать ему название.
Указать, через какие образы раскрывается главная мысль эпизода.
Проследить смену настроений и чувств действующих лиц, выявить авторскую мотивировку поступков героев.
Указать, какие выразительные средства языка помогают автору раскрыть основную мысль (тропы, риторические фигуры и др.)
Определить, какова роль эпизода и законы сцепления его с остальными эпизодами.
Трудности (ошибки) в анализе эпизода
Однообразны приемы анализа (распространенный прием – беседа, а возможен и диафильм – кадр).
Не предусмотрена монологическая речь учащихся.
Мало используются опережающие задания.
Не используется инсценировка эпизода (в среднем звене).
Словарная работа слаба или неудачна.
Отсутствие мотивированности выбора эпизода («Нравственные искания Пьера (на примере дуэли с Долоховым)»).
Неорганична связь с современностью.
Анализ эпизода включает 3 блока
Место в произведении, связи с другими эпизодами
Приемы (главные из них – портрет, деталь, пейзаж)
Покажем на конкретном примере разные варианты анализа текста на примере небольшого рассказа Тэффи «Два».
Анализ рассказа Н.А.Тэффи «Два»
(4) Конфликт неизбежен, и исход предрешен: пыль, визг, хвосты, зубы. Злодей наказан и с повизгиванием, поджав хвост, бежит. Казалось бы, победитель должен ликовать! Но даже кость (а ведь это была ко-о-о-сть) не приносит ему радости, и грызет он ее без темперамента.
(8) Жизнь часто ставит нас перед выбором, что лучше: забирать или отдавать. Этот голодный пес сделал свой выбор: в такое тяжелое время он отдал своему собрату ко-о-о-сть и счастлив. Так писательница через образы собак решает проблему милосердия в жестоком мире. Ведь милосердие – это милость к ближнему, идущая из сердца. Автор убеждает нас в том, что милосердие и доброта еще есть на земле, а человеку не худо бы брать пример с животных, ведь без взаимопомощи жить на свете трудно всем. Возможно, для Н.А.Тэффи милосердие и счастье неразрывно связаны.
РОЛЬ ЭПИЗОДА в раскрытии проблемы
К данному тексту можно предложить и другое задание.
Написать сочинение-рассуждение по рассказу «Два» Тэффи Н. А., ответив на вопрос:
«Почему ресторанный пес почувствовал себя счастливым не после победы в драке с другим псом, а после того, как отдал ему кость?» (Текст не менее 70 слов)
Подробный план анализа эпизода
Подробный план анализа эпизода
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.
Определить границы эпизода, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-025023
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сочинение-анализ эпизода художественного произведения
В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них — анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова? В толковом словаре одно из значений следующее: эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Но, подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь : сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? На уроках литературы и русского языка отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки написания сложных планов к сочинениям. Чтобы сэкономить время на данном уроке, можно на уроке русского языка систематизировать знания и умения о постановке точки с запятой при перечислении. Нужная нам запись была оформлена на одном из них на развёрнутом тетрадном листе, разграфлённом на три части: “Проанализировать эпизод — это значит. ”, “План сочинения-анализа эпизода”, “Мои варианты”. В начале занятия обратимся к этим записям, сделанным для себя каждым учеником к уроку и учителем на доске.
Проанализировать эпизод — это значит:
— определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
— уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
— показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
— сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
— определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
— понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода. Логика построения плана такого сочинения уже заложена в наших записях, сделанных к уроку. Исходя из содержания этих рекомендаций, определим, что может быть вступлением.
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
(Второй пункт основной части плана опять будет подсказан рекомендациями к анализу эпизода, данными к уроку.)
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
Следующие пункты плана формулируются на основе рекомендаций к сочинению-анализу эпизода художественного произведения.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Дома учащимся предлагается перечитать записанные на уроке материалы, осмыслить их, отредактировать общий план анализа эпизода — работа со второй и третьей частями на двойном листке, написать сочинение «Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода из четвёртой главы романа “Евгений Онегин”.)», опираясь на знания, полученные на уроках.
Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
Стоит оговориться, что составленный нами план носит рекомендательный характер. На основе его можно будет составить план к конкретно предложенной теме, допускающей анализ эпизода.
Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М. Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
Поэтому и важна работа по коллективному составлению плана сочинения; ученик должен понять, как развивается логика сочинения-анализа эпизода, обозначить для себя последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему. Учитель же, на наш взгляд, должен сделать всё, чтобы ученик не догадался, что он ведомый, нужно создать видимость, будто ученик сам делает “открытия”. Тогда это станет его логикой, а не навязанной, предложенной учителем схемой.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т. п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода «Бородинское сражение» из романа Л. Толстого «Война и мир». Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л. Толстого.
ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Анализ эпизода «Бородинское сражение» из романа Л. Толстого «Война и мир» (т.2, ч.2, гл. 19-39)
Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.
Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.
Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?
Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?
Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?
Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?
На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды «Пьер на батарее» и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев?
Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?
Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.
Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин «конфликт»). Цитируем.
Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.
Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе «истинное-ложное»? Формулируем мысли автора по этому вопросу.
Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?
Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.
Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.
Как раскрывается в эпизоде содержание слова «мир»? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)
Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:
Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.
Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).
Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.
План анализа эпизода
1) границы эпизода, озаглавить его;
2) место эпизода в развитии сюжета и композиции всего произведения;
3) речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений и т. д.);
4) общую композицию самого эпизода (отдельные части, вступление, заключение);
5) какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
6) как и с какой целью автор использует детали предметной изобразительности;
7) какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
8) каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
9) тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде свое развитие, значение эпизода для раскрытия идеи всего произведения, выражения авторской позиции.