Что значит телематические услуги связи
Телематические услуги связи – это. Правила оказания телематических услуг связи
Телематика – это быстроразвивающаяся область телекоммуникационной сферы. Перспективы развития телематики многообещающи и обширны. Данная сфера охватывает широкий спектр различных услуг. Техника связи позволяет решить любые телекоммуникационные задачи с большим заделом на будущее.
Что такое телематика?
Телематические услуги связи – что это такое? Этот вопрос интересует людей, которые связаны с телекоммуникационной сферой. Телематические услуги связи – это комплекс услуг, предоставляемых клиентам в области электронных коммуникаций. Данная сфера не включает в себя услуги телеграфной и телефонной связи. Под термином «телематическая связь» подразумевается применение только кибернетического пространства. Телематические службы – это одно из последних достижений в сфере развития связи.
Голосовая и электронная почта, интернет и факс являются классическими видами телематической связи. Подобная связь получила стремительное развитие в последнее время. Классическим примером является видеообщение посредством Skype. Среди новинок можно выделить видео- и аудиоконференции, в которых принимают участие множество абонентов.
Учебные программы, видеоуроки и обучение в онлайн-режиме также относятся к категории телематических услуг связи. Неотъемлемой частью описываемого вида связи является хостинг сайтов, почтовых ящиков и различных приложений. Телематические системы включают в себя различные элементы, обладающие самонастраивающимися модулями.
Телематика в рамках закона
Рассматриваемая в статье сфера регулируется законами страны, где фактически зарегистрирован оператор. Правила оказания телематических услуг связи регламентируют данную сферу деятельности. При этом житель любой страны вправе зарегистрировать сайт в другой стране и заниматься оказанием телематических услуг. Исключение составляют только страны, в которых присутствует диктаторский режим.
Данная сфера деятельности регламентируется законом «О связи». Операторы предоставляют гарантию конфиденциальности и несут полную юридическую ответственность за разглашение личной информации клиентов. Также оператор противостоит любым хакерским атакам.
Телематические услуги – это особая сфера, которая подлежит обязательному лицензированию. В целях получения лицензии оператор обязан иметь специальное техническое оснащение. Оно должно гарантировать сохранность всей информации и адресов. Самые высокие требования предъявляются к предоставлению услуг в банковской сфере.
Правовые нормы, указанные в законе «О связи», предусматривают общую модель поведения. Однако существуют ситуации, которых законодатель не предвидел. В этом случае могут потребоваться услуги специальных организаций, которые обладают соответствующими знаниями и опытом. Подобные компании занимаются профессиональным толкованием правовых норм.
Перспективы развития
Телематические услуги связи – это быстроразвивающийся рынок, который ежегодно увеличивается на 40 %. В России данная разновидность услуг появилась только в начале 2000-х гг. На сегодняшний день существует более 100 различных подобных услуг. Они используются в наиболее прогрессивных технологиях, затрагивающих социальный и технический аспекты.
В последние годы значительно возрастает интерес к дистанционному обучению. Такой формат позволяет получить качественное образование без посещения учебного заведения. В будущем можно ожидать высокотехнологичные телематические услуги, поскольку данная сфера активно развивается. Поэтому в ближайшие годы все пользователи интернета будут знать, что это такое – телематические услуги связи.
Виды услуг
Общий перечень телематических услуг определяется согласно определенным лицензионным условиям. До недавнего времени перечень услуг включал предоставление:
Лицензия на телематические услуги связи охватывала деятельность служб электронной почты, хостинг-провайдеров и интернет-кафе. Операторы, которые не имели собственных серверов, осуществляли свою деятельность на основании другой лицензии. Правительство России утвердило Правила, которые внесли ряд изменений в перечень услуг. На сегодняшний день телематические услуги предоставляют:
Доступ в Интернет является основным видом услуг, который охватывает лицензию на телематику.
Лицензирование деятельности компании
Если компания занимается предоставлением услуг «последней мили», следует получить два вида лицензии. Одна из них выдается на телематику, а другая – на осуществление передачи данных. Использование собственного узла связи и оказание услуг хостинга, электронной почты также требует получения лицензии.
Если фактическая деятельность отличается от предмета лицензии, потребуется создание «серых» линий связи и сетей, которые позволят привести инфраструктуру в соответствии с утвержденными Правилами. Получить лицензию можно следующими способами:
Окончательное решение о предоставлении лицензии предоставляет лицензирующий орган. В результате рассмотрения пакета документов и проведения проверок выдается лицензия на осуществление деятельности в сфере телематики.
Персональные данные
Правила оказания телематических услуг связи предусматривают заключение письменного договора с клиентом или осуществление конклюдентных действий. Заключение договора предусматривает предоставление удостоверения личности. Данная информация относится к категории персональных данных. Поэтому на нее распространяется специальный режим, который требует получения согласия субъекта на реализацию обработки полученной информации. В свою очередь, это налагает определенные ограничения на использование копии представленных документов.
Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к абоненту, в том числе адрес, имя, контактные данные и т. д. Обработка персональных данных подразумевает накопление, систематизацию, блокирование и иные действия. Телематические услуги связи – это сфера деятельности, в которой особое внимание уделяется данному вопросу.
Обязанности компании
В соответствии с утвержденными правилами, оператор не берет на себя ответственности за содержание информации, которая передается пользователям и абонентам. Однако это не освобождает провайдера от ответственности в том случае, когда он владел информацией о незаконном распространении информации.
Основная обязанность оператора – это качественное предоставление телематических услуг связи абоненту. Ликвидация любых неисправностей является одним из условий правил оказания подобного вида сервиса. Приостановление услуг возобновляется после погашения задолженности пользователем. Если оператором нарушены требования, указанные в договоре, возможно приостановление оказания телематических услуг.
Обязанности пользователей
В связи с инновациями в информационной сфере, телематические услуги приобрели особенную популярность. Они позволяют абонентам пользоваться мировыми информационными ресурсами и другими возможностями.
Телематические услуги подразумевают соблюдение определенных обязанностей со стороны пользователей. Среди основных обязанностей, можно выделить следующие:
Если провайдер требует дополнительной платы за предоставляемые услуги, это расценивается как нарушение условий договора. Поэтому он может подлежать немедленному расторжению.
Системные уровни
Телематические услуги связи – это быстроразвивающаяся сфера, которая пользуются высоким спросом. Поэтому рынок данных услуг увеличивается с каждым годом. Телематика – это особая сфера деятельности, которая предоставляет множество способов осуществления связи. При этом выделяют следующие системные уровни телематики:
Уровень прикладных задач является определяющим направлением развития телематических услуг. Набор услуг определяется индивидуально для каждого потребителя, согласно специфике прикладной области. Пакеты услуг создаются для реализации различных задач, которые возникают как у малых рабочих групп, так и у предприятий.
Телематическими услугами является совокупность услуг, предоставляемых клиентам. При этом им присваивается идентификационный код. Здесь подразумевается электронная почта, голосовая, работа в сети Интернет посредством передачи определенной информации через данную сеть.
Операторы телематических услуг связи будут подробно рассмотрены в данной статье.
Отметим, что телефонная и телеграфная связь сюда не включены. Необходимо проанализировать сущность телематической связи, правила оказания соответствующих услуг.
Телематические услуги связи: что это такое
Главная составляющая
Главная составляющая телематических услуг связи (что это такое, мы пояснили) – это сайты, хостинг почтовых адресов и пр.
Этот вид функционирует в соответствии с действующим законодательством того государства, где зарегистрирован оператор. Свободное размещение сайтов, услуги на территории иных государств осложняют поддержку операторов в строгом соответствии с законодательством страны, в какой он проживает. Однако не стоит забывать о странах, где существует диктаторский режим правления, при котором их граждане не обладают возможностью осуществления данного права. Правила оказания телематических услуг связи должны строго соблюдаться.
Основные гарантии
Среди основных гарантий и разрешений при оказании данных услуг, следует выделить то, что оператором гарантируется полное конфиденциальное общение клиентов, он исполняет обязанность в виде предотвращения взломов, ответственен за разглашение личных данных. С целью осуществления данной деятельности необходимо организовать получение лицензии. В связи с этим у оператора должно присутствовать соответствующее техническое оснащение, которое обеспечивает неприкосновенность информации.
Нужна ли лицензия на телематические услуги связи? Об этом далее.
Структура ТУС
Возможности
В областях телематических услуг связи (что это такое, теперь понятно) предоставляются следующие возможности:
Договор
Между оператором и пользователем заключается договор на оказание телематических услуг связи.
Его заключение осуществляется через конклюдентные действия либо письменно. Перечень данных действий подтверждается непосредственно офертой. Эти действия подразумевают непостоянную основу, то есть заключение договора происходит как разовое оказание услуг. Сторонами договора являются физлицо, юрлицо или ИП и, соответственно, оператор.
Проблемы правового регулирования оказания телематических услуг связи особенно актуальны сегодня.
Отказ
Оператору позволительно отказывать будущему пользователю в принятии заявления от него по поводу заключения договора, если у абонента отсутствует техническая возможность. Отказ оператор должен предоставить в течение десяти дней с момента окончания проверки. Если он предоставляет иной необоснованный отказ, тогда пользователь вправе обратиться в суд за тем, чтобы защитить свои права.
Документы от заявителя
Документами, которые необходимо предоставить со стороны заявителя, являются:
— Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
Договор на оказание телематических услуг заключается на неопределенный срок. По волеизъявлению заявителя, он может быть срочным.
Получение лицензии на телематические услуги связи является обязательным.
Условия договора
— Указание даты и места его заключения.
— Присутствие наименования и расположения оператора связи.
— Лицензия на телематические услуги связи.
— Реквизитные данные р/с оператора связи.
— Информация о пользователе, содержащая Ф. И. О., данные паспорта, если это юридическое лицо, то полное его наименование, свидетельство о регистрации в качестве ИП (если договор заключается с ИП).
— Техническая информация о качестве телематических услуг связи.
— Тарифная стоимость оказания услуг.
— Права и обязанности сторон.
— Дополнительные обязательства оператора и система расчетов между сторонами.
Чем грозит навязывание услуг
Навязывание дополнительной платы за предоставление данной услуги считается нарушением условий договора, в связи с чем возможно его расторжение. Среди обязанностей оператора связи важно выделить оказание абоненту телематических услуг связи, согласно законодательству и иным НПА РФ, лицензии и договору. Следовательно, оператор должен устанавливать иные сроки по оказанию услуг при наличии согласия со стороны абонента (такое предусмотрено, если исполнение договора невозможно ввиду обстоятельств непреодолимой силы). Устранение неисправностей также является условием правил оказания телематических услуг связи. Если происходит приостановление услуг, то возможно их возобновление пользователю, если задолженность за данные функции оплачена. Помимо этого, должен быть выделен абонентский терминал сетевого адреса, предназначенный для осуществления операций по оказанию данных услуг.
Следует отметить, что предусматривается также приостановление оказания телематических услуг связи абоненту, если были нарушены оператором требования, предусмотренные договором и в случаях, которые установлены законодательством РФ.
Обязанности пользователей
Среди обязанностей пользователя выделим следующие:
— Он должен оплачивать оказанные ему телематические услуги связи в полном объеме.
— Обязуется использовать только устройства и ПО, соответствующие определенным законодательством требованиям.
— Должен уведомлять оператора о каких-либо изменениях, оказывающих влияние на условия договора, при этом срок уведомления составляет не более 60 дней с момента изменения.
— Бережно относиться к предоставленному оборудованию и абонентской линии.
— Следить за защитой абонентского терминала в результате возникновения вредоносного ПО.
— Должен способствовать противодействию распространения спама и вредоносного ПО с его абонентского терминала.
Отказ от оплаты
Кроме того, пользователь имеет право предъявить отказ от совершения оплаты за предоставление телематических услуг связи, которые не предусмотрены договором и предоставлены в отсутствии его согласия, а также согласовать срок оказания услуг при несоблюдении предусмотренного договором срока ввиду обстоятельств непреодолимой силы. С предоставлением оператору данной связи сетевых адресов или унифицированных указателей информационных систем (вид предоставления должен быть указан в договоре), абонент обладает правом требования исключить возможность доступа к ним. Это подтверждает закон о телематических услугах связи.
Таким образом, данный вид оказания услуг крайне необходим в настоящее время в связи с инновациями в информационной сфере, поскольку именно он позволяет пользователю или абоненту в полном объеме осуществлять использование глобальной сети Интернет, мировые информационные ресурсы, с целью передачи различных сообщений посредством применения электронной и голосовой почты. Достаточно удобный формат и перечень обязанностей, что, в свою очередь, не нарушает права граждан при заключении договора об оказании телематических услуг с оператором соответствующей связи.
Степень важности оказания таких услуг связи достаточно высока, поскольку в современной жизни большинство профессий складываются на основе работы во Всемирной системе Интернет, а использование, например, электронной почты – это очень важный аспект в трудовой деятельности граждан и в личной. Большое разнообразие предоставляемых услуг обуславливает дальнейшую перспективу в развитии этого направления в информационной системе, которые имеют важное значение и спрос на рынке предоставления информационных услуг. Важно учитывать, что соблюдение требований при заключении договора об оказании телематических услуг связи, включая права и обязанности сторон, общие условия предоставления услуг, обязательны.
Лицензирование телематических услуг связи
Для получения лицензии потребуется заполнить много бумаг. В случае ее отсутствия владелец компании может быть привлечен к ответственности. Наличие разрешения можно проверить в реестре лицензий на телематические услуги связи.
Получение разрешения требуется любой компании, которая осуществляет продажу различного контента с помощью сервиса мгновенных сообщений, предоставление хостинга, GPS-мониторинг, обеспечение доступа в интернет.
Для того чтобы оформить разрешение, необходимо будет пройти несколько этапов. Чтобы увеличить вероятность получения лицензии, нужно обратиться в специализированную компанию.
Телематические услуги и обязательное лицензирование
Что такое телематические услуги, ТМ-связь и т. д., не могут точно сказать даже айтишники, что уж говорить о юристах. Но мы все же решили замахнуться на сложные термины и рассмотреть их с точки зрения законодательства. Эдакий микс юриспруденции и информатики. То, что есть в «Википедии», мы затрагивать не станем, постараемся рассмотреть только то, чего там нет.
Законодательство Отечества нашего не дает нам представления, что подразумевается под телематическими услугами связи. Но определено понятие ТМ-сообщения: это сообщение электросвязи, содержащее информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом, – к этому относят практически все, кроме телефона и телеграфа. Возникает логичный вопрос: кому же нужна лицензия на оказание телематических услуг связи? Сейчас все объясню!
Обратимся к закону «О связи». В нем мы видим, что «деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи».
Этот закон отсылает нас к постановлению правительства РФ, в котором прописано следующее: «оказание услуг связи по отправке телематических сообщений входит в перечень услуг, подлежащих лицензированию».
ПРИМЕР
В Курганской области индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, как указал суд, за оказание информационных услуг, а именно за рассылку астрологического гороскопа на следующий календарный месяц, а также прогноза погоды.
ВЫВОД
Лицензия нужна и интернет-магазинам, и информационным сервисам, ведь оба эти вида интернет-бизнеса осуществляют регулярную рассылку сообщений своим покупателям или клиентам.
Роскомнадзор, используя такую широкую формулировку телематического сообщения и отсутствие четко прописанного перечня телематических услуг связи, имеет возможность весьма творчески подходить к выбору основания для наказания интернет-предпринимателей.
Тем, кто занят в интернет-бизнесе, не стоит пренебрегать получением лицензии на телематику, к тому же учитывая ее сравнительно небольшую стоимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и интернет-бизнес, как и бизнес вообще, обязан предвидеть риски и предпринимать меры к недопущению нарушения закона во избежание будущих проблем.
Для интернет-магазинов и различных инфосервисов оформления лицензии можно избежать, если заключить агентский договор с компанией или сервисом, состоящим в Реестре Роскомнадзора на основании имеющейся телематической лицензии, который и будет заниматься рассылкой сообщений клиентам и покупателям.
Необходимо сказать, что такая лицензия должна оформляться в паре с лицензией на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Надеюсь, эта информация была полезной для вас.
Илья Львов, ведущий юрист «Зарцын и партнеры» и по совместительству скромный автор сего опуса.
Телематическая связь – что это такое
Одна из самых перспективных и бурно развивающихся отраслей телекоммуникационной сферы – это телематика. Рынок телематических услуг демонстрирует непрерывный рост. Основные области применения данного типа телекоммуникационных услуг включают в себя:
Телематическая связь – это связь, основанная на удаленном доступе к данным, за исключением телефонии, которая требует некоторой промежуточной обработки.
В целом, можно привести следующую классификацию сегментов применения телематических услуг:
Телематические услуги связи – это одна из самых популярных сфер телекоммуникации
Рынок телематической связи в Европе увеличивается на 400% в год. Разнообразные телематические услуги исчисляются сотнями. В России телематические услуги связи стали зарождаться примерно в начале 2000-х. Сегодня они активно применяются пользователями в самых разных сферах жизни. Темпы роста рынка сетевой телематики в России составляют примерно 30-50% в год.
Перспективы у телематической связи самые радужные. Она активно используется в самых прогрессивных технологиях, которые затрагивают как технический аспект, так и социальный. Сегодня высоким спросом пользуется дистанционное образование через интернет, которое позволяет студентам получать знания, не привязываясь к какому-либо одному учебному заведению. Сфера очень бурно развивается, поэтому стоит ждать появления самых разных телематических услуг в будущем.
Голосовая почта – еще один яркий пример современных телематических услуг. Провайдер должен хранить все сообщения, которые поступают пользователю на автоответчик, если человек недоступен в данный момент. Также провайдер должен сохранять уникальное сообщение, которое пользователь задал для автоответчика.
Телематическая связь – это сфера деятельности, которая регулируется законом «О связи». Чтобы вести легальную деятельность в этой области, оператору необходимо получить лицензию на телематические услуги связи. Компания Хостинг-консалт поможет Вам сделать это в самые короткие сроки. С нами вы затратите минимум сил и средств.
Новое явление — телематические услуги связи. Виды, права, требование и иное
Стремительное расширение кибернетического пространства породило внутри себя сравнительно новое явление — телематические услуги связи. Они являют собой целый комплекс возможностей, благодаря которым операторы обеспечивают абонентам различные варианты электронных коммуникаций с одновременным присвоением каждому из клиентов идентификационного адреса (кода).
Что это такое и как регулируется законодательно?
По сути, телематические службы представляют собой варианты связи, не включающие в себя телефонную и телеграфную службы, а также службу, передающую данные с их помощью.
Сфера применения телематики:
Но если ранее к телематическим службам относили только те, которые посредством сетей связи удалённо управляли различными ресурсами, то сегодня под это расширенное понятие попадает всякое взаимодействие пользователей с любой службой в киберпространстве в режиме «запрос-ответ» согласно определённому протоколу.
Сегодня наиболее активно развивающимися сферами применения телематических услуг связи выступают коммуникация с интернетом и хостинг сайтов, почтовых ящиков и различных приложений. При этом телематические системы располагают разными элементами, обладающими самонастраивающимися модулями.
В основном телематика в настоящее время подразделяется на:
Однако сфера применения телематической связи расширяется постоянно и неуклонно, захватывая всё большие участки человеческой жизни. Столь мощная экспансия глобальной сети потребовала реакции со стороны правительства для урегулирования стремительно возникающих вопросов.
В результате в 2007 году появилось правительственное Постановление «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» за № 575. В нём обозначена и официально закреплена образовавшаяся в данной сфере терминология.
Правила предполагают заключение договора между поставщиком услуги и её потребителем, который может быть составлен в письменной форме или базироваться на конклюдентных действиях. При этом поскольку заключение договора сопровождается предоставлением личных данных, то от поставщиков услуг требуется соблюдение конфиденциальности.
Ещё сравнительно недавно перечень телематических услуг включал в себя:
Эти услуги распространялись на службы электронной почты, хостинг-провайдеров и интернет-кафе. Не имевшие собственных серверов операторы действовали на основании нескольких лицензий.
После появления упомянутых выше правительственных Правил телематические услуги чётко очерчены в виде:
Ответственность за некачественное оказание
Операторы связи, которые не выполняют свои договорные обязательства или выполняют их ненадлежащим образом, несут ответственность перед клиентом, если:
Игнорирование оговоренных сроков предоставления абоненту доступа к сети влечёт за собой ответственность оператора связи в виде выплаты неустойки, составляющей 3 процента от договорной суммы за каждый день просрочки. Неустойка выплачивается вплоть до начала выполнения оператором договорных обязательств, а её размер может и превышать 3 процента, если это указывается в договоре.
Кроме того, если имело место нарушение сроков оказания телематических услуг, пользователь может потребовать возмещения понесённый вследствие этого убытков в полном объёме.
Права потребителей
Пользователи, которым оператором связи были оказаны некачественные услуги, имеют право требовать:
При этом потребители вправе поручить оказание услуг другому оператору за приемлемую цену с параллельным возмещением понесённых расходов прежним оператором, нарушившим условия договора.
Хотя оператор связи не несёт ответственности за содержание информации, передающейся пользователями, он может подвергнуться ответственности в случае, если обладал сведениями о незаконном распространении информации.
Требования к предоставлению
Кроме того, что предоставление телематических услуг связи должно чётко сопрягаться с выполнением договорных обязанностей, оно должно также соответствовать требованиям к программному обеспечению и соответствующему техническому обеспечению в виде дееспособного оборудования. При этом должны соблюдаться протоколы передачи данных, организующие канал связи до абонента.
Строго запрещаются попытки несанкционированного доступа к ресурсам сети, организация или участие в проведении сетевых атак и сетевого взлома, если они не разрешены владельцем или администратором ресурса.
К оператору связи предъявляется строгое требование обеспечить абонентам и пользователям круглосуточные телематические услуги связи, если это не противоречит законодательству Российской Федерации или содержанию договора между поставщиком и потребителем услуги.
Одним из важнейших требований к предоставлению телематических услуг выступает обязанность оператора связи гарантировать полную конфиденциальность общения клиентов в сети, совмещённую с надёжной защитой от взломов. Эта гарантия базируется на лицензировании поставщиков данной услуги.
Лицензия от Роскомнадзора
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающиеся организовать хостинг, SMS-сервис, Call-центр, GPS-мониторинг, открыть интернет-кафе или заняться иной деятельностью, связанной с предоставлением выхода в интернет, должны получить лицензию от Роскомнадзора.
Она выдаётся сроком от 3 до 25 лет с возможностью продления. Лицензия представляет собой лист вензельной бумаги форматом А4 под шапкой «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
В документе указываются:
На фото представлен образец лицензии на телематические услуги связи от Роскомнадзора:
Чтобы получить лицензию, необходимо подать заявление, в котором, кроме реквизитов соискателя, необходимо указать краткий бизнес-план со схемой сети и перечислением предоставляемых услуг.
Отказ от выдачи лицензии может последовать в случаях:
В лицензии нет необходимости, если телематические услуги связи оказываются бесплатно или с помощью посредника, получающего за это проценты.
Кто имеет право оказывать?
Официально телематические услуги связи имеют право оказывать операторы, имеющие лицензию на данный вид деятельности и располагающие оборудованием, способным технически её обеспечивать.
Кому предоставляются?
В уже упоминавшемся правительственном Постановлении «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» чётко зафиксирован термин «абонент». Под ним подразумевается пользователь, заключивший возмездный договор о получении телематических услуг связи с одновременным выделением уникального идентификационного адреса (кода).
То есть пользователь, получивший тем или иным способом доступ к сети, но не имеющий договорных отношений на возмездной основе с операторами связи, официально получателем услуги не является.
Обязанности сторон
Также оператор связи обязан:
В обязанности абонента входят:
Зародившись в России в начале XXI века, телематические услуги связи расширяют область своего применения в стране чрезвычайно быстро. Они охватывают всё большие области человеческой деятельности как в технических, так и в социальных сферах.
Сегодня темпы роста отечественного рынка сетевой телематики достигают 50 процентов ежегодно, постоянно при этом прогрессируя.