Что значит театральные маски

Маски театральные

Что значит театральные маски

Полезное

Смотреть что такое «Маски театральные» в других словарях:

Маски театральные — У древних греков и римлян М. служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что М. применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних М. до нас не дошло… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театральные премии России — (Театральные награды России) премии, вручаемые в области театрального искусства в Российской Федерации. Виды премий Премия «Золотая Маска». Статус Национальная театральная премия. Учредитель Союз театральных деятелей России.… … Википедия

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — • Ludi scaenici. Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам. В Афинах представления трагедий и … Реальный словарь классических древностей

Маски — или по старинному “личины”, “хари” пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театральные маски — Занятые в трагедиях и комедиях актеры носили Т. м. Они изготавливались чаще всего из холе га, которому придавалась с помощью гипса определ. форма, после чего маски раскрашивались, в них делались прорези для глаз и рта, а сверху… … Словарь античности

маска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. [франц. masque] 1. Специальная накладка с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п., надеваемая на лицо человека. М. медведя. М. кота. Разрисованная м. М. из папье маше. Надеть маску. // Накладка на… … Энциклопедический словарь

Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

МАСКА (в славянской мифологии, альтернативный подход) — МАСКА (от рус. мазать), в славянской мифологии (см. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)) первоначально все, что наносилось на лицо (первоначально маски из растений для ухода за кожей лица или разрисованные маски богов). Позже «маской»… … Энциклопедический словарь

МАСКА — (франц. masque) 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Что такое «Театр масок» и что такое «импровизация»

Для тех, кто увлекается драматическим искусством, занимается в драмкружках, полезно разобраться в этом вопросе. И может быть, разобравшись в нем, некоторые из вас захотят «взять на вооружение» эти очень интересные приемы актерской игры: игры в маске и без заранее выученного текста. Но дело это нелегкое. И чтобы стало понятней, о чем идет речь, мы начнем с самого простого: с простой черной маски.

ПРОСТАЯ ЧЕРНАЯ МАСКА

Вам, конечно, знаком этот лоскуток черной материи с прорезями для глаз, закрывающий верхнюю половину лица. У него есть одно волшебное свойство: надев его на свое лицо, конкретный человек с именем и фамилией временно. исчезает. Да, он превращается как бы в невидимку, в человека без лица, становится «неизвестной личностью».
Простая черная маска. Участница карнавалов, фестивалей, она связана с праздником, с музыкой, танцами, серпантином. Люди давно уже догадались о ее волшебном свойстве. Надев маску, можно встретиться со своим недругом и выведать у него важную тайну. В маске можно сказать своему другу то, что иной раз не скажешь с открытым лицом. В ней всегда есть что-то таинственное, загадочное. «Молчит – таинственна, заговорит – так мило. «, – говорится о ней в «Маскараде» у Лермонтова.
В старом, дореволюционном цирке ЧЕРНАЯ МАСКА, бывало, выходила на арену и укладывала на лопатки одного за другим всех борцов.

БОРЕТСЯ ЧЕРНАЯ МАСКА! В СЛУЧАЕ СВОЕГО ПОРАЖЕНИЯ ЧЕРНАЯ МАСКА ОТКРОЕТ ЛИЦО И ОБЪЯВИТ СВОЕ ИМЯ!
Хозяин-то цирка знал, кто скрывается под черной маской. Иногда это был самый никудышный борец, страдающий ожирением сердца и одышкой. И вся борьба была сплошным жульничеством. Но публика валом валила на загадочную Черную маску.
Но не всегда простая черная маска была связана с балами, маскарадами и классической борьбой на арене цирка. Она участвовала и в более опасных затеях: разного рода авантюристы, бандиты, наемные убийцы скрывались под ней. Черная маска участвовала в дворцовых интригах, политических заговорах, совершала дворцовые перевороты, останавливала поезда и грабила банки.
И ее волшебное свойство оборачивалось трагически: лилась кровь, сверкали кинжалы, гремели выстрелы.
Вот видите, что в свое время значил этот лоскуток материи, закрывающий верхнюю половину лица. Но самое-то интересное, что не о нем у нас с вами пойдет разговор. Ведь мы повели разговор о «Театре масок». Так вот, в отличие от простой черной маски существует другого типа маска. Назовем ее ТЕАТРАЛЬНОЙ. И она обладает еще более сильным волшебным свойством, чем простая черная маска.

Чем же отличается театральная маска от простой черной маски?
А вот чем: черная маска ничего не изображает, она только превращает человека в невидимку. А театральная маска всегда изображает что-то, она превращает человека в другое существо.
Человек надел маску надел маску Лисы – и превратился в хитрого зверя из басни дедушки Крылова. Надел маску Буратино – и превратился в сказочный образ деревянного человечка из сказки А. Толстого. И это, конечно, куда более сильное и интересное волшебное свойство, чем способность простой черной маски делать из человека невидимку. И люди уже давно догадались об этом свойстве театральной маски и пользовались им с давних времен.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ В ДРЕВНОСТИ

Что значит театральные маскиВы, конечно, бывали в цирке. Так вот, представьте себе помещение цирка, но только во много раз большее и притом без крыши. И скамейки не деревянные, а высеченные из камня. Это и будет амфитеатр, то есть место, где происходили театральные представления древних греков и римлян. Такие амфитеатры вмещали иногда до 40 тысяч зрителей. А знаменитый римский амфитеатр Колизей, развалины которого вы и сейчас можете увидеть в Риме, был рассчитан на 50 тысяч зрителей. Вот и попробуйте играть в таком театре, где зрители задних рядов не увидят ваше лицо и даже не услышат ваш голос.
Для того чтобы быть лучше видимыми, актеры тех времен вставали на котурны – особого рода подставки – и надевали маски. Это были большие, тяжелые маски, сделанные из дерева, нечто вроде водолазных скафандров. И изображали они разные человеческие чувства: гнев, горе, радость, отчаяние. Такая маска, ярко раскрашенная, была видна на очень далекое расстояние. А чтобы актера было слышно, рот маски делался в виде маленького рупора-резонатора. Знаменитые трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида игрались в ТРАГИЧЕСКИХ масках. Комедии Аристофана и Плавта, не менее знаменитые, игрались в масках КОМИЧЕСКИХ.
Что значит театральные маскиИногда по ходу спектакля актеры меняли маску. В одной сцене актер играл в маске ОТЧАЯНИЯ, а потом уходил и в другой сцене приходил в маске ГНЕВА или в маске ГЛУБОКОГО РАЗДУМЬЯ.
Но нам с вами уже не могут понадобиться такого рода маски, изображающие застывшие человеческие чувства. Не нужны нам и резонаторы и котурны, хотя актеры кукольного театра до сих пор пользуются котурнами, чтобы подравнять свой рост к кукольной ширме. Не нужно нам все это потому, что мы не собираемся возрождать театр Древней Греции и Рима и играть для сорока или пятидесяти тысяч зрителей. Нас интересуют не маски ужаса или громоподобного смеха, а маски-характеры, маски-образы. И поэтому мы будем избегать масок, изображающих слишком резко и ярко какое-нибудь чувство, например улыбающихся и плачущих масок; наоборот, мы будем стараться придать нашим маскам нейтральное выражение, чтобы в них можно было играть разные состояния человеческой души. И тогда зрителям будет казаться, что наши маски то улыбаются, то плачут, то хмурятся, то удивляются, – лишь бы правдивые глаза актера сверкали из-под маски.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ КЛОУНОВ И АКТЕРОВ

Найти свою собственную маску считается большой удачей у цирковых клоунов и актеров. Удачно найденная маска иногда переворачивает всю жизнь актера, делает его мировой знаменитостью, приносит ему славу.
Но найти свою маску – это не так просто, как кажется. Прежде всего надо, чтобы все внутренние и внешние качества актера совпали с тем образом, который изображает маска. А самое трудное – это догадаться о самом образе, сыграть такого человека, такой характер, который напоминал бы многих людей сразу, воплощал бы в себе не один характер, а собрал бы отдельные характерные черты многих, то есть, другими словами, чтобы образ маски был образом собирательным или типическим и притом обязательно современным. Только тогда эта маска найдет отклик у большого количества зрителей, станет близкой, любимой маской, над которой народ будет смеяться или плакать. Но такая удача случается редко, может быть, раз в сто или двести лет.
Так случилось с известным актером Чарли Чаплином. Он нашел свою маску, и она стала переходить из фильма в фильм: черные усики, слегка приподнятые как бы в удивлении брови, на голове – котелок, в руках – тросточка. И огромные, не по росту ботинки. Иногда менялись отдельные подробности костюма: скажем, на голове вместо котелка появлялась соломенная шляпа, – но сама маска оставалась всегда одной и той же. Правда, если уж говорить точно, то это была не маска, а собственное лицо Чаплина с приклеенными усиками. Но ведь живое человеческое лицо тоже может порой делаться маской, если оно становится застывшим или малоподвижным, если на нем играет всегда одна и та же улыбка или гримаса.
Еще один такой пример лица-маски. Знаменитый в свое время киноактер Бастер Китон никогда не улыбался. Что бы он ни переживал, в каких бы смешных положениях ни оказывался, он всегда сохранял серьезный вид, а зрители «ревели» от восторга, помирали со смеху. Его «страшно» серьезное лицо стало его маской. Но вот что интересно: маска Бастера Китона забыта, а маска Чаплина живет до сих пор. И это потому, что Чаплин нашел для своей маски типический образ, близкий каждому зрителю, образ маленького смешного человечка, никогда не унывающего, несмотря на то, что жизнь бьет его на каждом шагу. А Бастер Китон играл просто отдельный характер никогда не улыбающегося человека. Образ Чаплина был шире, типичнее.
Но я все это рассказываю совсем не для того, чтобы вы сейчас же бросились искать свою маску. Нет, пусть уж лучше этим трудным делом занимаются профессиональные актеры! Конечно, то, что случается однажды в сто или двести лет, может случиться и с кем-нибудь из вас. Но пока вы учитесь в школе, а театральным искусством занимаетесь потому, что любите театр, а вовсе не потому, что хотите стать мировыми знаменитостями. Даже мечтать об этом – довольно неумное занятие, потому что слава обычно приходит к тем людям, которые о ней совсем не думают. И наоборот, тот, кто о ней думает, чаще всего становится неудачником. Нет, у нас с вами более скромные намерения. И поэтому мы говорим не о такой маске, для которой нужно еще выдумать характер, образ, мы говорим о маске, которая изображает уже существующий, известный зрителям характер, взятый из жизни или из литературы. Но, кроме масок, мы еще хотели с вами разобраться в том, что такое импровизация. Поэтому нам обязательно нужно познакомиться с итальянским «Театром масок», в котором было и то и другое: и маски и импровизация.

ИТАЛЬЯНСКАЯ «КОМЕДИA ДЕЛЬ АРТЕ», ИЛИ «КОМЕДИЯ МАСОК»

Итальянская «Комедия масок», или, как ее еще называют, «Комедиа дель арте», зародилась в далеком прошлом. Но настоящий ее расцвет произошел в XVII веке. Тогда в труппах комедии дель арте стали появляться знаменитые актеры-любимцы народа, – и спектакли масок вытеснили все другие театральные представления.
Что значит театральные маскиЧто же это были за маски? Ведь мы уже с вами знаем, что театральная маска всегда изображает кого-то. Вот вам несколько масок комедии дель арте:
1. ПАНТАЛОНЕ – венецианский купец. Жадный, глупый старик, всегда попадает в смешное положение. Его грабят, дурачат, а он по глупости своей идет на любой розыгрыш. Его маска – совиный нос, торчащие усы, небольшая бородка, на поясе – кошелек с деньгами.
Что значит театральные маски2. ДОКТОР – сатира на ученого юриста, судью. Болтун и крючкотвор. В черной полумаске, черной мантии, широкополой шляпе.
Что значит театральные маски3. КАПИТАН – карикатура на военного авантюриста, хвастун и трус. Костюм испанский: короткий плащ, шаровары, шляпа с пером. Говорит с испанским акцентом.
Уже по этим трем маскам можно понять, что собой представляла итальянская комедия дель арте. Это было собрание масок, изображавших различных представителей итальянского общества того времени. Причем все они выставлялись в смешном виде, то есть были сатирическими масками. Простой народ хотел смеяться в театре над теми, кто в жизни причинял ему немало горя: купец богател за его счет, ученый юрист доводил его до тюрьмы, а «капитан» грабил и насильничал. (В те времена Италия была оккупирована испанцами, поэтому «капитан» и носил испанский костюм и говорил с испанским акцентом.) Что значит театральные маскиСреди масок комедии дель арте были две маски слуг, или, как их тогда называли, ДЗАННИ: это были комические маски, изображавшие ловкого мастера на все руки, лакея и простоватого деревенского парня. Это были уже настоящие клоуны, потешавшие зрителей в интермедиях. Дзанни назывались по-разному: Бригелла, Арлекин, Буратино, Пульчинелла. Им подыгрывали служанки: Смеральдина, Коломбина.
Эти образы-маски стали известны всему миру. Их имена звучали со сцены театров, про них писали стихи поэты, их рисовали художники. Да ведь и вы знаете некоторых из них. Помните Буратино? И помните, что он видит на сцене кукольного театра? Тех же Пьеро, Коломбину, Арлекина.
Кроме масок, комедия дель арте отличалась еще одним очень интересным свойством: ее актеры не учили ролей, а говорили на спектаклях свои собственные слова, те, которые приходили им в голову в момент действия. Они импровизировали.

ЧТО ТАКОЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Моменты импровизации встречаются в жизни на каждом шагу: речь, произнесенная экспромтом; без подготовки, к месту рассказанная шутка. Даже когда ученик у школьной доски объясняет своими словами выученный урок или решает теорему, – это тоже своего рода импровизация.
Итак, итальянские актеры комедии дель арте импровизировали. У них не было ролей, вернее, текста роли. Авторы писали для них не пьесы, разбитые на диалоги и монологи, а сценарии, где только намечали, что должен делать и говорить актер по ходу спектакля. А уж сам актер должен был произносить слова, которые ему подсказывали его фантазия и воображение.
Некоторые из вас могут обрадоваться. Вот хорошо-то! Значит, не надо учить текст, репетировать, а прямо выходи и шпарь свою роль своими словами?!
Вот и неправда.

О ТРУДНОМ ИСКУССТВЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Да, это заманчивое, увлекательное, но трудное искусство. Оно требует от актера напряжения всех его способностей, памяти, фантазии, воображения. Оно требует точного знания сценария, то есть того, что ты должен говорить и делать на сцене. «Ex nihil – nihil est» – была такая пословица у древних римлян: «Из ничего ничего не бывает».
Так вот, если вы «без ничего» захотите начать импровизировать, у вас ничего и не получится. Вы можете легко это проверить. Возьмите любой рассказ А. П. Чехова, скажем, «Хамелеон» или «Хирургия», или рассказ какого-нибудь современного автора и попробуйте разыграть его в виде сценки, в лицах, своими словами, то есть импровизируя. И вы увидите, как это трудно. Вы будете стоять, раскрыв рот, и ждать, когда вам подскажут.
А что подсказывать-то? Ведь у вашей роли нет слов, автор не написал отдельных реплик для каждого персонажа, как это делается в пьесах. Значит, нужно добиваться, чтобы слова сами рождались у вас в голове и легко сходили с языка.
Значит, нужно очень хорошо знать тот образ, который вы играете: его характер, походку, манеру разговаривать, что он делает в этой сцене, чего он хочет и в каком состоянии он находится. И потом, нужно хорошо знать вашего партнера, уметь общаться с ним, слушать его и отвечать ему. А когда вы все это будете знать, нужно много раз примериться к вашей сценке, попробовать сыграть ее и так и эдак, то есть, короче говоря, нужно работать, репетировать.
И надо вам сказать, что актеры-импровизаторы итальянской «Комедии масок» работали как звери, готовясь выйти на сцену: они репетировали, изобретали разные трюки, придумывали смешные реплики. Конечно, им облегчало дело то, что они играли в масках, а маски представляли собой известные театральные образы, которые переходили из спектакля в спектакль. И все же они работали ничуть не меньше, чем актеры, играющие текст автора. Но каждый труд в конце концов вознаграждается и приносит радость. И вы, конечно, тоже почувствуете радость, когда однажды на одной из репетиций вдруг поймете, что вы можете легко и смело говорить своими словами от лица своей роли.
Это и будет значить, что вы овладели искусством импровизации.

ЧТО И КАК ИГРАТЬ МАСКАМИ, ИМПРОВИЗИРУЯ!

Ну вот мы познакомились с двумя интересными приемами актерской игры: с театром масок и искусством импровизации. И мы уже знаем, что эти два приема актерской игры однажды соединились в блестящем искусстве комедии дель арте. Теперь нам остается подумать, как «взять на вооружение» это искусство, использовать его, скажем, в драмкружке.
Некоторые могут засомневаться: живое человеческое лицо лучше неподвижной маски, а хороший автор лучше «своих слов», отсебятины импровизаторов. Так стоит ли возрождать эти устаревшие приемы комедии дель арте?
Но, во-первых, они никогда не устаревали. Пока люди не разучились шутить, смеяться, фантазировать, будет жить и импровизация. А во-вторых, говоря о масках и импровизации, мы вовсе не хотим упразднить живое лицо актера и хорошую пьесу хорошего автора. Наоборот, мы хотим, чтобы они, эти разные приемы актерской игры: маски, импровизация и живое человеческое лицо, произносящее текст автора, – все это существовало рядом друг с другом, обогащало друг друга.
Потому что у каждого из этих театральных приемов есть свое дело. В пьесе, написанной автором, есть интересный сюжет, тщательно разработанные психологические характеристики действующих лиц. Конечно, такую пьесу бессмысленно играть приемом масок и импровизации. Но оживить политическую карикатуру, инсценировать басню, ввести в драматический спектакль веселые интермедии, живо и остроумно откликнуться на любое событие сегодняшнего дня – это дело масок-импровизаторов, и никто лучше их не сделает этого. Но как это делать. Ведь у нас с вами нет еще авторов, пишущих специальные сценарии для актеров-импровизаторов.
Значит, самим придется придумывать темы и сочинять сценарии для своих выступлений.
Что значит театральные маски
Герои басен, в сущности, тоже маски. У каждого зверя свой характер. Вот, например, Медведь и Осел (из «Квартета»).

Это может взять на себя один из членов вашего драмкружка, у которого есть к этому способности и желание. Либо можно это делать сообща, коллективно, что, конечно, намного веселее.
Вспомним, что мы говорили о театральной маске. Она всегда изображает уже сложившийся характер, образ, известный и зрителям и самим актерам. В такой маске легче импровизировать, потому что актеру уже известна ее биография, или, если хотите, ее внешность, ее повадки. И, сочиняя сценарии, мы должны об этом помнить. И прежде всего должны отобрать ряд известных и нам и зрителям сценических образов, своих старых знакомых. Они и помогут нам сочинить тот или другой сценарий. Таких старых знакомых мы можем найти довольно легко и в жизни и в литературе. Из сегодняшней новости к нам может явиться образ любителя «холодной войны», став героем политического скетча, ожившей карикатурой. Образы могут прийти к вам из басен Крылова. Ведь каждый басенный образ – лиса, медведь, волк, заяц – скрывает в себе какой-нибудь порок или недостаток человеческого характера. Так и просятся в маски образы ленивого ученика, хулигана или «подхалима». Подумайте и о таком сценарии, где бы действовали всем известные литературные или исторические герои, но играли бы они на близкие вам, актуальные темы.

Источник

Театральные маски как символ искусства Мельпомены.

Что значит театральные маски

Что значит театральные маски

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

школа №3 городской округ г. Выксы, Нижегородской области.

Театральные маски как символ искусства Мельпомены.

Быкова Кристина Вадимовна

Королева Светлана Васильевна

Глава 1. Обзор литературы.………………………………………. 6

1.1. История возникновения масок…………………………………………. 7

1.2. Маски в искусстве разных эпох ………………………. 10

Глава 2. Материалы и методы исследований……………………………………..13

2.1. Венецианские карнавальные маски и их виды………………………..13

2.2. Историей развития маски в России……………………………………14

2.3. Лица советской эпохи или «искусство перевоплощения».…………..16

Глава 3. Результаты и их обсуждения……………………………………………..17

3.1. Изготовления маски в технике « папье-маше»………………………..17

3.2. Анкетирование и опрос …………………………………………………19

3.3. «Золотая маска» театрального фестиваля……………………………..21

В работе предоставлено исследование истории масок, которая снабжена большим количеством рисунков, фотографий, графиков и таблиц.

Актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что на данном этапе накоплен значительный материал о значении феномена маски в культуре. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать и обобщить.

Актуальность выбранной темы еще объясняется появлением в современной культуре новых смыслов, значений, функций феномена маски.

Цель работы: изучение роли и значения масок на протяжении разных эпох, создание масок для украшения интерьера кабинета искусств.

Для достижения данной цели использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение), эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.) и практические.

Данные методы исследования помогли решить следующие задачи:

· познакомиться с историей масок;

· развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;

· подготовить презентацию к защите проекта;

Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования серии масок, необходимых в украшении интерьера кабинета искусства. Работа будет полезна всем творческим людям, которые увлекаются разными видами искусства.

Уж не они ли виноваты в том,

Что в жизни мы, как персонажи сказки,

Разыгранной под сереньким дождём,

Но в ярких декорациях и красках.[ ]

Нет ни одного уголка на планете, где люди бы в определенные моменты истории не использовали «ложные лица».

Маска – замечательное и актуальное изобретение человечества, которое дает возможность хоть на некоторое время почувствовать себя другим человеком, добрым или злым, умным или глупым, красивым или уродливым. Возможно примеряя чужую личину, легче научиться понимать другого, почувствовать его боль и радость, пожить немного его жизнью. Конечно, многое зависит от того как использовать маску, но какие бы ритуалы в ней не проводили или какой бы забавный персонаж она не олицетворяла, все равно окажется, что маски живут отдельной жизнью, незаметно меняя наш внутренний мир, воспитывая нас и перемещая порой в страну фантазий и грез [3].

Маски всегда привлекали меня своей загадочной красотой, являясь неотъемлемой частью мирового искусства. Во мне проснулся интерес узнать, как создавались маски в разных странах и какую роль они играют в мировом искусстве?

Тема исследовательской работы:

«Театральные маски как символ искусства Мельпомены»

Мне интересны разные виды декоративно-прикладного искусства. Особое место в моей творческой деятельности занимает изготовление предметов в технике «папье-маше».

Желая создать художественные объекты для декоративного оформления интерьера кабинета в школе, я сформулировала следующую гипотезу:

« Если оформить кабинет в школе серией декоративных работ, то у других учащихся появиться интерес к декоративно-прикладному искусству, его эмоционально- чувственному восприятию».

В своей творческой работе я объединила интерес к венецианским маскам и свое увлечение «папье-маше».

Целью моей работы : создание серии декоративных масок на основе одной из венецианских форм.

o найти и изучить литературу по данной теме;

o познакомиться с классическими формами венецианских масок;

o изготовить маски в технике « папье-маше»;

o использовать информацию данного проекта в практической деятельности;

o провести опрос и сделать выводы.

Методы исследования : наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, практический.

Работа выполнялась в течение октября-января 2017-2018 учебного года, на базе школы. В анкетировании и творческих заданиях задействованы были педагоги, учащиеся школы, близкие друзья и знакомые в количестве 50 человек.

Говорю искреннее спасибо своему научному руководителю за сотрудничество, и предоставление мне необходимой информации.

Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги 3, в работе активно пользовалась услугами Интернета [ 7-10].

В работе представлены цветные фотографии, детские работы, репродукции картин знаменитых художников, таблицы и диаграммы.

Глава 1. Обзор литературы.

При исследовании темы: «Театральные маски как символ искусства Мельпомены» я первоначально обратилась к словарю (Бредбери, 1964г). Мною были найдены термины, которые помогли разобраться во многих интересующих меня вопросах, касающихся масок и театрального искусства[1].

В переносном смысле: Мельпомена – искусство трагедии, символ сценического искусства (см. Рис.2.).

Что значит театральные маски Что значит театральные маски Что значит театральные маски Что значит театральные маски

Рис. 1. Мельпомена, Эрмитаж. Рис.2. Статуя Мельпомены. Музы театра.

В книгах (Иванова В.В, 2007 г.) и (Осьмухина О. Ю, 2009 г.) были найдены стихи и интересные высказывания, связанные с данной темой, значения определённых терминов 3.

Большую информацию о славянских и венецианских масках нашла в книге (Осьмухина О. Ю, 2009 г.), материал оказался интересным и увлекательным, что позволило мне больше узнать о истории развития масок [3].

В современное время просто необходимо пользоваться услугами интернета. Для нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий, в работе c таблицами и графиками, при создании презентации, успешно использовались интернет ресурсы: 5.

1.1. История возникновения масок.

Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа [2].

Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.

Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Рассматривая изображения древних археологических раскопок, можно прийти к выводу, что маски надевали на лица усопших. Самой удивительной находкой стала золотая маска, египетского фараона Тутанхамона IV, обнаруженная в 1922 году, археологом Говардом Картером ( см.Рис.4.).

Это удивительное творение древних мастеров. Считалось, что маска предохраняет умершего от злых духов.

Что значит театральные маски Рис.3. Что значит театральные маскиРис.4. Что значит театральные маски Рис.5.

Древние люди считали, что человек, надевающий тотемическую маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов ( см. Рис.5.).

Тотемические игры и пляски являлись элементом театрального искусства. Маска была главным атрибутом ритуальных действий ( см. Приложение №1).

Маска греческого театра отличалась от обрядовой. Она изображает человеческое лицо в обобщенных чертах и не показывает индивидуальный характер героя. Есть упоминания о том, что маски были изобретены скульптором Фесписом.

В театрах Древней Греции и Рима зрительные залы были огромны, сцена располагалась далеко от зрителей и в масках делали приспособление для усиления голоса актера. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки ( см. Приложение№ 1).

С развитием театрального производства маски стали делать из воска, кожи, загипсованного льна, полотна. Иногда маски были сдвоенные, строенные, это давало возможность небольшому количеству актеров играть несколько ролей, быстро преображаться [3].

Со временем стали делать портретные театральные маски, которые чертами лица были похожи на знаменитых людей: царей и полководцев, но такие маски вскоре были запрещены.

Полумаски использовали редко. Позднее, к маскам стали прикреплять парики, сделанные из пакли и веревок, поэтому голова в своем размере сильно увеличивалась.

В средневековом театре маски надевали актеры, изображавшие чертей и дьявола [2].

Основной материал для изготовления масок: дерево, глина, керамика, кожа, металл. В современное время используются легкие материалы: пластик, папье-маше, ткань. Театральные маски украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками.

Спектр предназначения масок огромен ( см. Таблицу №1).

o ритуальные и обрядовые;

Что значит театральные маски

.1. Святочные маски россиян

o погребальные и посмертные;

Что значит театральные маски

2. Погребальные маски ацтеков.

o театральные и маскарадные;

Что значит театральные маски Что значит театральные маски

o маска в искусстве кино;

Что значит театральные маски

5. « Маска» художественный фильм режиссера: Чака Рассела, 1994 г. США.

медицинские; защитные; фектовальные; хоккейные; декоративные и др…

Что значит театральные маски Что значит театральные маски Что значит театральные маски Что значит театральные маски Что значит театральные маски

Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил.

Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов.

По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту [3].

1.2. Маски в искусстве разных эпох.

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах.

Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и претерпели изменения формы и выразительных средств.

В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян (см. Рис 6,7).

Общеизвестный символ театрального искусства – смеющаяся и плачущая маски – берет начало в древнегреческом театре.

Что значит театральные маскиРис.6. Что значит театральные маскиРис. 7.

Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра. В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.

Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла ( см. Приложение № 2).

Масочные герои «комедии дель арте» считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра – Арлекин, широко известен и в настоящее время. Маски «комедии» были органично связаны с жанром импровизации, буфонным стилем, специфическими особенностями представления.

Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актера ( см. Таблица №2).

Четыре основных персонажа «комедии дель арте»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *