Что значит театральная рассадка

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

Что значит театральная рассадка

В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

До начала спектакля

Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.

Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.

Что значит театральная рассадкаТеатр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой

В зрительном зале

Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.

ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.

АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.

БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.

БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.

ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.

БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».

ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.

Что значит театральная рассадка

В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.

Устройство сцены

Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.

ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.

В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.

К одежде сцены относятся:

ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.

Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.

АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.

ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.

ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».

ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.

Сценическое пространство делится на такие части:

АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».

АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.

Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.

Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.

ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.

КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.

30 самых красивых театров мира

КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.

СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.

РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.

Что значит театральная рассадкаСцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой

Спектакль начался

Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.

ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.

ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.

АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».

РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».

Спектакль закончился

Спектакль заканчивается поклонами артистов.

АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.

А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.

Источник

Как устроен зрительный зал в театре

Что значит театральная рассадка

Заядлые театралы точно знают, на какие места покупать билет и откуда идеально видно сцену. А для тех, кто бывает в театре редко, мы подготовили небольшую шпаргалку. Рассказываем об устройстве зрительного зала и как разобраться, откуда лучше смотреть спектакль.

Места в зрительном зале

Классический зрительный зал в театре делится на несколько частей.

Что значит театральная рассадка

Партер — места перед сценой на нижнем уровне, одни из самых удобных в зале: отсюда открывается равномерный обзор на сцену, особенно с центральных мест в ряду. Многие опытные поклонники театра считают, что идеальные места в партере — середина 5-7 рядов.

Амфитеатр — места за партером. Как правило, расположены полукругом и могут иметь несколько ярусов. Сцена видна хорошо, но так как места находятся в самом конце зала, рекомендуем воспользоваться театральным биноклем — он непременно пригодится, чтобы внимательно рассмотреть декорации, тончайшие нюансы мимики и игры актёров.

Ложи бенуара находятся на одном уровне со сценой по сторонам от партера. Между собой ложи разделены перегородками. В некоторых залах в бенуаре расположены не только ложи, но и классические ряды.

Бельэтаж — ярус над бенуаром. В переводе с французского «bel étage» звучит как «красивый этаж», а само слово пришло из архитектуры: в богатых домах именно второй этаж, расположенный над цоколем, было принято нарядно украшать. В театре бельэтаж также очень удобен для просмотра спектаклей и относится к дорогим местам в зрительном зале.

Балкон — места над бельэтажем. В зависимости от размера зала балкон может состоять из одного или нескольких ярусов. Места на верхнем ярусе балкона называют галёркой: отсюда сцена видна значительно хуже, чем, например, из партера, но и стоимость билетов заметно ниже.

Как выбрать удобные места в театре

Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.

Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.

Источник

Варианты рассадки гостей на мероприятиях

Поделиться

Очень часто event-менеджеры сталкиваются с проблемой рассадки гостей на предстоящем мероприятии. Какую именно схему рассадки выбрать и как обыграть пространство зала. Какие моменты стоит учесть при выборе и каких ошибок следует избежать. Все эти вопросы возникают у каждого, кто занимается организацией event-мероприятий.

Наиболее распространенными являются представленные ниже схемы расстановки столов и стульев.

Схема «Театр»

Что значит театральная рассадка

Подобный план рассадки применяется при организации масштабных мероприятий с большим количеством зрителей, когда всё внимание должно быть обращено в сторону предполагаемой сцены. Рассадка используется на разнообразных конференциях, торжественных событиях и церемониях.

Если event предполагает очень большое количество гостей, то стулья можно расположить в виде полукруга, что позволит максимально эффективно использовать пространство и обеспечит зрителям лучший обзор.

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

Схема «Подкова»

Что значит театральная рассадка

При проведении малочисленных тренингов, консультаций, интервью и творческих встреч отлично подходит рассадка гостей полукругом в один или два ряда и не предполагает наличие столов. Таким образом, все участники находятся в тесном зрительном контакте с главным гостем.

Что значит театральная рассадка

Схема «Лекция»

Что значит театральная рассадка

Данная схема отлично подходит для конференций и лекций, для проведения обучающих программ и мастер-классов. Благодаря наличию индивидуальных столов все участники имеют достаточно пространства чтобы писать, конспектировать и просматривать раздаточный материал.

При расстановке столов подобным образом стоит обратить внимание на расположение проектора, чтобы всем участникам было видно экран. Не рекомендуется выставлять столы слишком длинными рядами, а между ними следует оставить достаточно пространства для свободного прохода.

Источник

Соблюдая дистанцию. 10 типов рассадки для мероприятия во время пандемии

Что значит театральная рассадка

1,5 метра – именно такое расстояние должно отделять делегатов на мероприятиях друг от друга. Как теперь организовывать рассадку? Как размещать сидения, чтобы участникам было удобно взаимодействовать? И какие способы наиболее опасны с точки зрения соблюдения дистанции? В этих вопросах разобралось Конгресс-бюро Зальцбурга. Публикуем материал наших австрийских коллег на русском языке и с поправками на российскую действительность.

1. Театральная рассадка

Классический вариант для лекций и пленарных заседаний на конференциях – расставить стулья рядами. В «доковидное» время можно было запланировать разместить сидения на расстоянии около 60-70 см между спинкой и передней частью сиденья за ним. Однако во время коронавирусных ограничений этого недостаточно. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, с 26 июня 2020 года расстояние между сидениями должно составлять не менее 1,5 метра.

Чтоб сохранить минимальное расстояние между сидениями и при этом оставить участникам возможность прохода между ними, стоит размещать ряды на расстоянии 140-150 см. Конечно, не стоит забывать и о расстоянии между соседними сидениями.

Если сидения прикреплены к полу и нет возможности убрать половину из них, необходимо наглядно отметить подходящие для размещения. Помните, что психологически людям более комфортно видеть разрешающие знаки, а не запрещающие. Используя наклейки со словами «Садитесь здесь, пожалуйста», а не «Здесь сидеть запрещено!» вы снизите напряжение среди участников.

Плюсы:

Минусы:

2. Рассадка типа класс

Эту рассадку также называют «парламентской». Она позволяет разместить на столах документы или напитки, а под ними – розетки, что даёт участникам возможность пользоваться ноутбуками. Всё это делает рассадку типа класс отличным вариантом для семинаров и конференций.

Для выполнения требований дистанцирования можно распределить столы по одному на делегата и предусмотреть возможность прохода между столами с разных сторон. Тогда участники, перемещаясь, по-прежнему будут держаться на расстоянии друг от друга. Также придётся увеличить расстояние между столами.

Плюсы:

Минусы:

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

3. Банкет

Банкетная рассадка хорошо подходит для торжественных мероприятий, официальных обедов, церемоний награждения, а также семинаров. Такой тип размещения поощряет взаимодействие между участниками, что позволяет организовать работу в командах. Однако некоторым делегатам придётся смотреть на сцену из-за плеча, и это будет недостатком во время длительных сессий. Чтобы решить эту проблему, можно оставить свободной ближайшую к столу сторону – такая рассадка называется кабаре.

Ранее банкетная рассадка предусматривала размещение от 6 до 12 человек за столом. При соблюдении дистанцирования их число придётся уменьшить вдвое.

Попробуйте отказаться от круглых столов в пользу овальных: они занимают меньше места, выглядят более оригинально и не проигрывают по вместительности.

Плюсы:

Минусы:

4. Рассадка шеврон или елочкой

Как и при рассадке типа класс, в этом случае участники сидят за прямоугольными столами, но их можно разместить по диагонали от сцены. Это позволит лучше взаимодействовать участникам и модераторам. Однако стоит учитывать, что такая рассадка займёт больше места.

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

5. Рассадка типа зал заседаний

При этом варианте прямоугольные или квадратные столы окружены сидениями. Такую рассадку обычно используют в переговорных комнатах. Во время коронавирусных ограничений можно сократить количество сидений вдвое, но лучше оставить их прежнее количество, отметив подходящие для размещения. Так вы помешаете подсознательному порыву участников сдвинуть стулья поближе друг к другу.

Если расставить столы, оставив внутри пустое пространство, у делегатов появится больше возможностей для обзора. Такая рассадка подойдёт для встреч политиков, проведения саммитов и VIP-конференций.

Плюсы:

Минусы:

6. П-образная рассадка

Для семинаров, презентаций и дебатов хорошо подойдёт рассадка между столами, расставленными так, чтобы они напоминали букву «П». Также п-образная рассадка удачно подойдёт для сессий мотивирующих спикеров, так как позволит выступающему свободно перемещаться и взаимодействовать с участниками. Делегаты также смогут хорошо видеть друг друга

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

7. Стойки

Это тип расстановки подойдёт для организации нетворкинга: участники смогут курсировать между столами, чтобы завязать как можно больше деловых знакомств. Следите за тем, чтобы участники оставались в средствах индивидуальной защиты – соблюдать правила социального дистанцирования при такой расстановке довольно сложно. Лучше всего использовать подобный подход для мероприятий на открытом пространстве.

Часто организаторы используют такую расстановку в залах для кофе-брейка, чтобы делегаты могли совместить перекус с общением. Однако стоит помнить, что во время пандемии эти задачи нельзя объединять – хаотичные перемещения по залу и без того считаются небезопасными, а во время приёма пищи люди снимают маски и наиболее беззащитны перед вирусами.

Один из трендов – комбинация разных столов и сидений в залах для нетворкинга. Кроме стоек и высоких круглых столов без сидений в зале можно разместить диваны, барные стулья и кофейные столики.

8. «Мировое кафе» (World Café)

Эта рассадка применяется на одноимённых сессиях, во время которых группы делегатов перемещаются от стола к столу. Это правило не касается модераторов – каждый из них остаётся за своим столом. Команды меняются столами, согласно установленным правилам, например, каждые 10-45 минут. В момент смены столов можно устроить небольшие перерывы, чтобы проветрить зал и протереть столы дезинфицирующими средствами. Ещё один плюс рассадки в условиях пандемии в том, что группы делегатов обычно состоят из сотрудников одной компании, и это уменьшает риски заражения.

Плюсы:

Минусы:

9. «Аквариум»

Аквариум, как и World Café – это не рассадка, а скорее полноценный формат мероприятия. С его помощью организаторы могут побудить обычно молчаливых участников высказаться. Любой желающий может занять место во внутреннем круге, а модератор проконтролирует время выступления, чтобы более активные делегаты не превращали обсуждение в личную сессию.

Во время пандемии этот тип рассадки хорош тем, что не требует тем или иным способом блокировать возможность разместиться на некоторых сидениях. Нужно будет всего лишь расставить стулья чуть шире. Ещё один плюс – если разместить экран в центре, то во «внутренний круг» смогут выйти даже виртуальные участники.

Плюсы:

Минусы:

Что значит театральная рассадка

Что значит театральная рассадка

10. Анти-конференция или «баркемп»

Формат баркемпа предполагает отсутствие заранее утвержденных рамок обсуждений и позволяет высказаться любому участнику. Чтобы организовать такую сессию нужно использовать гибкую рассадку, например, расставить сидения по кругу, а в центре разместить флип-чарт. Лучше использовать необычные сидения вроде пуфиков или мешков, чтобы подчеркнуть творческую основу сессии. Минус в том, что участники будут самостоятельно перемещать такие сидения, и это может помешать соблюдению социальной дистанции. На сессиях с возможностью перемещать мебель нужно отметить подходящие для размещения сидений точки. А ещё такую сессию можно перенести в онлайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *