Что значит театр одного актера
Мир Театра
Что такое театр одного актера
Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель.
В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.
Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов.
В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.
Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса.
Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры.
Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику.
Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин.
Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.
Поздравления
Поздравляем с Днем рождения Рената Ивановича Радова – актера Гагаузского Национального театра им. Диониса Танасоглу.
Жанр моноспектакль, как высший пилотаж
Говоря о моноспектакле, как о театральной культуре, мы не можем не заметить, как он набирает силу и почти в каждом театре режиссеры все чаще и чаще обращаются к этому жанру самовыражения.
Интересно, а сложно играть одному, имея в виду все ту же ответственность? Ведь человек в моноспектакле говорит о наболевшем, сокровенном, включая свои эмоции и личные переживания. Безусловно сложно, но интересно и, как правило, это осознанный шаг.
В моноспектакле поднимаются темы любви, жизни, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства. То есть, те вопросы, которые всегда волновали, в той или иной степени, каждого человека. И актер, оставаясь один на один со зрительным залом, каждый раз пытается понять сам, и найти ответ вместе со зрителями.
Но и зритель должен быть мыслящим! Человек может задумываться о каких-то серьезных вещах уже в раннем возрасте. А это значит, что спектакль и о зрителях тоже. И тогда актер создает на спектакле свой мир, свое времяисчисление, глядя в зал именно в этот час, в этот миг, выражая свое видение. И если исполнитель сможет взволновать поднятой темой, значит и сидящие в зале также начинают жить в унисон с героем пьесы и непременно найдут для себя ответы.
Интересно, что моноспектакли, безусловно несущие собой положительный аспект, имеют и побочный эффект. То есть, актер на сцене «вытягивает» один весь спектакль, полагаясь только на себя, собственный опыт и мастерство. Но позднее, работая в партнерстве с другими актерами, часто продолжает играть так, словно считает пьесу своим собственным спектаклем. И здесь важно не переступать тонкую грань, видеть разницу в подаче игровой техники.
Театр одного актера
Театр одного актера
Популярное в 1920-е гг. неофициальное название театра «Современник», основанного в 1927 г., в котором был единственный актер — Владимир Николаевич Яхонтов (1899—1945).
Употребляется: в прямом смысле: о театре, где режиссер и исполнитель ролей — одно лицо, а также об актере, который один разыгрывает всю пьесу, выступая в роли всех ее персонажей, или о чтеце-декламаторе.
Употребляется: иносказательно об учреждении, организации и т. д., в которых все подчинено воле их руководителя (ирон.).
Смотреть что такое «Театр одного актера» в других словарях:
Театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия
Театр «Ювента» — Место нахождения на сцене театра АлеКо Санкт Петербург, пр. Юрия Гагарина, 42 Координаты … Википедия
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТЕАТР — • Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся… … Реальный словарь классических древностей
Кукольный театр Китая — Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира, и в далеком прошлом выполнял важную роль в жизни архаичных обществ. Его традиционные формы уже ушли из быта большинства народов, но на Востоке, в… … Википедия
Камерный Драматический театр (Вологда) — Камерный Драматический театр г.Вологда Место нахождения Вологда Ленина 5 Основан 1 сентября 1999 Художественный руководитель Яков Рубин Сайт www.cultinfo.ru … Википедия
Мамоновский театр — Прежние названия «Мамонтовский театр миниатюр» (1911) «Театр одноактных пьес» (1913) Место нахождения Москва Координаты 55.766361, 37.598917 … Википедия
Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не… … Википедия
Какое значение фразы Театр одного актера
Театр, пожалуй, одно из особых мест, где человек соприкасается с культурой. Театр был и остается любимым местом всех культурных людей, которые ценят красоту искусства и талант актеров. Однако с ХХ века в России вошла в широкое употребление такая фраза как «театр одного актера». Спустя короткое время это словосочетание стало неким афоризмом, крылатым выражением, которым все пользуются, но в основном никто не знает ее значения и основной сути. Итак, что такое «театр одного актера»?
Простой ответ на интересный вопрос
Каждый знает, что все крылатые фразы сложились исторически. Так и в этом случае. В 20-х годах ушедшего века был создан театр «Современник», который в народе называли «Театр одного актера». Вся фишка была в том, что в там играл всего один актер: знаменитый Владимир Николаевич Яхонтов. Великий человек, основатель жанра «моноспектакль».
Значение фразы
В разных смыслах сейчас употребляется выражение «театр одного актера». Значение фразы немного изменилось сейчас, и употребляют ее как в прямом, так и в переносном смысле.
Немного истории
Театр одного актера как самостоятельный и профессиональный вид появился в России в ХХ веке. Естественно, что за десять столетий своего существования этот театр активно развивался и изменился в жанре и даже в иерархии внутри жанровой системы. На сегодняшний день в театре одного актера можно выделить такие направления как:
Авторский театр, в свою очередь, может с легкостью найти себя в этих трех жанрах.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что режиссерские искания вокруг актера в конечном итоге привели к возникновению такого жанра как театр одного актера.
Актер в разных жанрах театра
Театр 1 актера. Страшно представить, как трудно приходится человеку, играющему в нем. Как утверждал философ П.Рикёра, в драматическом тексте высказывания должны быть зримыми. То есть, если художественное рассказывание и чтение можно только услышать, то драматический театр одного актера нужно смотреть. Ведь только благодаря физическому присутствию персонажа и диалогу актера со зрителями можно достичь корректности и полноты художественного впечатления. Как уверял Э. Ионеско: »В драме говорят не слова, а образы». А этого добиться поможет только совокупность психотехнических и психофизических средств. Тут можно выделить гибкость актера, умение свободно пользоваться языком жестов и мимики.
Другой подход и требования к актеру, исполняющему художественное чтение или рассказывание. К основным требованиям относится голос и диапазон актера, так как он должен вжиться в роль и ‘показать’ разные эмоции только чтением.
Моноспектакль: разве это не скучно?
Многим не понять, как можно получать удовольствие, сидя в театре два часа и смотря на одного и того же актера. Некоторые думают, что моноспектакли скучны. Однако позвольте возразить. Представьте себе: одна сцена. Одна постановка. И только один человек.
Как актеру добиться убедительного выступления?
Ведь стоя на огромной сцене одному, без этих качеств невозможно дойди до поставленной цели. А без воображения тут уже никак не обойтись, ведь импровизировать придется очень часто.
Напоследок
Думается, каждый человек должен хотя бы раз в своей жизни посетить моноспектакль. И возможно, после первого раза он станет любимым видом театрального искусства для того, кто его посетит. Станет местом, куда каждый будет охотно возвращаться вновь и вновь. Ведь это нечто особое, уникальное и неповторимое. Это и доказывается тем, что на основе данного театрального жанра пошло в народ крылатое выражение.
Театр одного актера (ретрофлексия)
Что Вы знаете о том, чего хотите, и как это получить? Казалось бы, ответить на этот вопрос просто, однако, при наличии потребности в чем-то, осознавания того, как ее удовлетворить, даже с запасом потенциала внутренней энергии, бывает так, что цель не достигается. Как такое возможно?
Дело в том, что, в момент обращения не во внешнюю среду, а на себя, мобилизованной для достижения поставленных задач энергии, запускается психологический защитный механизм – ретрофлексия. Давайте рассмотрим его более подробно. Эта статья поможет разобраться с тем, как управлять этой энергией, что позволит получать желаемое от социума.
Два вида ретрофлексии
Ретрофлексия имеет два вида:
Эти процессы не осознанны, а значит, ими сложно управлять. Управление доступно только в случае, если личность выйдет на уровень осознавания этих механизмов. Например, Вы общаетесь с человеком и замечаете в какие-то неприятные для него моменты, что он немного стискивает зубы, сжимает ладони. Это может указывать не только на то, что вопрос, который Вы с ним обсуждаете, ему не приятен, но и указывать на источник этих неприятных ощущений, т. е. Вас. В эти моменты все то, что он делает с собой, направлено на Вас.
А во втором случае, при том же контакте с Вами, в какие-то моменты, человек поглаживает себя, что может говорить о том, что ему требуется от Вас поддержка.
То, в какие именно моменты это происходит, даст Вам понимание истинного отношения собеседника и к обсуждаемому вопросу, и к Вам лично. Разумеется, не все так линейно и необходимо рассматривать это в контексте ситуации, однако, изучив реакции партнера, очень скоро Вы сможете «читать его» как открытую книгу.
Личности, у которой запускается этот механизм, сложно замечать других людей, обращаться к ним напрямую, контактная граница смещается внутрь личности, а импульс, который был адресован во вне, другому человеку, не достигает цели, замыкается в самой личности.
Конечно, в данном случае, человек в большинстве случаев не получит от других того, чего хочет. А что с этим делать? По сути, ему остался один шаг – опустить письмо в почтовый ящик или нажать клавишу «отправить», но вместо этого человек ждет того, что письмо прочтут, однако, носит его в своей сумке.
Также возможно поведение личности, при котором человек, как бы наблюдая за собой со стороны, видит нелепость или абсурдность своего поведения, либо ему становится неловко. В этом случае возникает аутоагрессия, т. е. агрессивные импульсы, направленные на себя самого. Причиной возникновения такого механизма является то, что когда-то, в момент взросления, человек обратился к другим за помощью и встретил сопротивление, или враждебность среды и человек получил отказ, или еще больше – наказание. В данном случае само наказание за «проступок» не устраняет саму потребность человека, вынужденной мерой будет ее сдерживание. Это приводит к напряжению мышц. Такие люди могут говорить на психологической сессии что-то подобное: «Помогите мне справиться с собой!».
Сдерживание себя необходимо рассматривать в отношении социальной уместности и адекватности поступков. Например, сдерживание мочеиспускания во время лекции не является патологией. Человек осознает импульс, но предпочитает (и имеет возможность) подождать. Здесь обе составляющие осознаваемы и принадлежат одному человеку, он способен этим управлять. Важно осознавать свои побуждения и их последствия.
Однако ретрофлексия патологична в случаях, когда она становится хронической, привычной. В этом случае естественная задержка спонтанного поведения закрепляется в отказе от действия. Человек перестает манипулировать в среде и средой, застывает, в нем много напряжения и мало жизни. Например, отец требует от мальчика: «Мальчики не плачут!». Ребенок перестает плакать, переживать потерю самым естественным образом. Следствием этого могут возникнуть депрессивные состояния. При этом внутреннее напряжение нарастает, а выход накапливающегося напряжения блокируется. Очень хорошо, если при этом этот парень, например, вместе с папой, занимается спортом или активными видами деятельности, при этом происходит сброс накопившейся энергии. А просто замалчивание и игнорирование желания поплакать приводит к неспособности в будущем выражать свои чувства.
Признаки наличия у человека ретрофлексии
Признаками наличия ретрофлексии у человека могут быть такие обороты его речи, как «Я говорю себе», или «Я спрашиваю себя». Импульс направлен внутрь себя. В большинстве случаев есть внешний адресат этого импульса и, если Вы хотите помочь себе или другому человеку его установить, задайте уточняющий вопрос: «А к кому еще это может быть обращено, от кого зависит?». Есть вещи, на которые мы не в состоянии повлиять, они объективно зависят не от нас. Их важно отделять от тех, на которые мы в состоянии повлиять.
Бывает так, что человек как-бы застывает, замораживается: «Все под контролем, ничего не чувствую!». Внешне это выглядит, как скованные руки и опущенные плечи, сжатые зубы, неестественная улыбка, отсутствие движений во время коммуникации с партнером. В здоровом организме мышцы не зажаты и не расслаблены – это средний тонус, готовность к выполнению действий и движений. Исследуя этот феномен, психолог Кепнер выделил следующие формы телесной ретрофлекксии:
Какие формы телесной ретрофлекксии выделил Кепнер
1. Классическая – поворот на себя действия, первоначально направленного в среду. Симптомы: ком в горле, головная боль, ощущение сдавливания в грудной клетке, грызение ногтей и другие. В данном случае человек сдерживает все те проявления, которые были адресованы во вне или на других людей.
3. Делание себе того, что хотелось бы получить от окружения. Например, попросить кого–то позаботиться о себе. С одной стороны, забота о себе – это путь самоподдержки и самопомощи, а с другой, при хроническом использовании, – путь изоляции от других людей. Здесь блокируется импульс, направленный на оперирование окружением, взаимодействие с ним. Блокируются также чувства нежности, привязанности, интимности. Если сказать проще, то сам человек совершенно не контролирует свои внешние проявления по отношению к другим людям, направляя все то, что адресовано им, на себя. Хотя сама потребность ориентирована на других людей, однако действие разворачивается на себя.
Но попытка выразить другим людям свои чувства вызывает страх, вину, замешательство, т. к. большинство этих импульсов агрессивны. Важно так же учитывать, в какой социальной среде человек воспитывался и проживает сейчас, каков уровень рефлексии и анализа своих поступков. Отслеживание, откуда внутри появляется напряжение и где оно локализуется, даст возможность управления своими реакциями и поведением.
Установки из детства
В основе ретрофлексии могут лежать установки из детства, которые навязаны родителями или значимыми для него людьми (интроекты). Например, запрет на проявление ярких эмоций в общественном месте в детстве может вылиться в сложность самовыражения во взрослом возрасте. При этом импульс тормозится самим человеком, он сам себя сдерживает, считая подобные проявления не уместными, или запретными. Клиент во время психологической сессии может распознать свои противоречия – действия против себя (я хочу заниматься Х, а занимаюсь У). Клиент может занять сторону каждой части, познакомиться с ними и осознать, что каждая из них хочет. Если во время мыслей о чем-то у Вас появляется приятное ощущение и желание туда двигаться, это первые признаки того, что это истинная потребность человека, в отличии от того, когда он сам себя убедил в том, что ему это нужно или, наоборот, не нужно.
Работа с ретрофлексией может проходить через проекцию – во мне или в моей жизни есть кто–то, кто заставляет меня, или на кого я проецирую такое принуждение – путем принятия такой позиции, осознание и пересмотр интроекта. Происходит присвоение энергии для манипуляции миром и дальнейшее продвижение к удовлетворению потребности. Например, во время сессии мы выходим с клиентом на то, что он в какой-то момент замирает, боится пошевелиться, выясняется, что такая реакция была в детстве на властную маму, которая ограничивала ребенка в чем-то. При этом его потребность была иной, энергия, которая возникает внутри потенциально способна удовлетворить эту потребность. Если эту энергию направить во вне, то человек получит удовлетворение. Тут важно так же брать на себя ответственность и за свои желания, и за свои действия.
Вариант ретрофлексии – делание себе того, что могло бы (и хотелось) быть сделано другим (сам себе дед мороз). Такое прерывание контакта (в психологии называется конфлексия) – это внимание, жалость к себе, подарки себе. Это и опора на себя и ретрофлексия одновременно, если человек пытается удовлетворять себя сам по всем вопросам, отвергая значимых других. Во время сессии я наблюдал поглаживание себя, жалость к себе, когда необходима поддержка или утешение от психолога. Здесь важно развернуть клиента к миру, чтобы он смог удовлетворить свою потребность во вне, а не искать ресурсы внутри себя самого, игнорируя значимых других. В этом случае человек, вместо того, чтобы жаловаться на жизнь и желать, чтобы его все жалели, просто получает то, чего реально хочет в социуме.
Чему учится клиент в сессии с психологом
Что же делать в случае, если, читая эту статью, Вы осознали, что у Вас ретрофлексия присутствует? Разумеется, самим себе удалять зубы можно, даже если Вы знаете какой именно и как, но лучше обратиться к специалисту. В психологии также.
В первую очередь, обратите внимание на физические признаки ретрофлексии – напряженную позу, задержки дыхания, сжаты кулаки, обнимание себя руками, ломание пальцев, постукивание ногой о пол, сжатые челюсти – обратите внимание на то, что с Вами происходит.
Далее, после того, как Вы научились распознавать свои напряжения и импульсы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату. Тут важно понимать кто или что является адресатом. От кого или от чего Вы этого хотите?