Что значит таухид в исламе

Таухид

Если внимательно прочитать Кур’ан, то становится понятно, что буквально весь он от начала до конца объясняет таухид. Так, Господь Миров говорит:

هَذَا بَلَاغٌ لِّلنَّاسِ وَلِيُنذَرُوا بِهِ وَلِيَعْلَمُوا أَنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ

«Это — послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он — Единственный Бог (, заслуживающий поклонения), и пусть задумаются обладающие разумом» (14:52)

В Своей Книге Аллах объясняет что такое поклонение, приказывает поклоняться только Ему и никому кроме Него, описывает Свои Имена, Качества и Действия, а также разъясняет то, что Его Качества не таковы, как качества творений.

Определение таухида можно сформулировать следующим образом:

В этом определении есть 4 компонента:

1) Правильная вера в Аллаха: в Его сущность и Имена

2) Не равнять Качества Аллаха с качествами творений

3) Не приписывать Действия Аллаха творениям и наоборот

4) Поклонение Аллаху и никому кроме Него

Если кто-то приравняет творение с Аллахом по одному из перечисленных 4-х компонентов, то тем самым совершит ширк.

ذَلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они совершили ширк, то стало бы тщетным все, что они совершали» (6:88)

وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь совершать ширк, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (39:65)

И конечным пристанищем мушрика (человека, который совершил ширк) станет Ад:

إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (совершает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)

Таким образом, становится ясной важность изучения вопросов таухида и ширка, что необходимо для того, чтобы человек не попал в губительную ошибку и не обрек себя на вечный Огонь.

Разберем каждый из компонентов таухида более подробно.

Правильная вера в Аллаха

Вера в Аллаха, очевидно, невозможна без веры в Его существование.

Аллах говорит в Кур’ане:

قَالَتْ رُسُلُهُمْ أَفِى ٱللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ

«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе, Творце небес и земли?»» (14:10)

أَنَاْ رَبُّكُمُ ٱلْأَعْلَىٰ

«Я (фараон) — ваш всевышний господь» (79:24)

В действительности знал, что Господь существует, что становится ясно из аята:

وَجَحَدُواْ بِهَا وَٱسْتَيْقَنَتْهَآ أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا ​ۚ فَٱنظُرْ كَيْفَ كَانَ عَٰقِبَةُ ٱلْمُفْسِدِينَ

«Они (фараон и его знать) отрицали их (знамения Аллаха) несправедливо и надменно, хотя в душе были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (27:14)

В наше время таких людей — атеистов, стало гораздо больше. Однако и теперь, как говорится в известной среди людей поговорке: в падающем самолете, людей, не верящих в существование Бога, не бывает.

В Своей Книге Аллах призывает людей задуматься об окружающем их мире и о них самих :

أَمْ خُلِقُواْ مِنْ غَيْرِ شَىْءٍ أَمْ هُمُ ٱلْخَٰلِقُونَ

أَمْ خَلَقُواْ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ​ۚ بَل لَّا يُوقِنُونَ

«Неужели они возникли сами по себе [или сотворены понапрасну]? Или они сами творцы? Или это они сотворили небеса и землю? О нет, просто у них нет убеждённости» (52:35-36)

سَنُرِيهِمْ ءَايَٰتِنَا فِى ٱلۡأٓفَاقِ وَفِىٓ أَنفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ ٱلْحَقُّ

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это — истина» (41:53)

Ведь Творца можно познать по Его творениям :

إِنَّ فِى خَلْقِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَٱخْتِلَٰفِ ٱلَّيْلِ وَٱلنَّهَارِ وَٱلْفُلْكِ ٱلَّتِى تَجْرِى فِى ٱلْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ وَمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مِن مَّآءٍ فَأَحْيَا بِهِ ٱلْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ ٱلرِّيَٰحِ وَٱلسَّحَابِ ٱلْمُسَخَّرِ بَيْنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ لَأٓيَٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорно [плывущих] между небом и землёй, есть знамения для людей разумеющих» (2:164)

И аятов с таким смыслом в Кур’ане много.

وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا ​ۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَٰٓئِهِۦ ​ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180)

يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِۦ عِلْمًا

«Он знает их будущее и прошлое, а они не могут объять Его своим знанием» (20:110)

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُقَدِّمُواْ بَيْنَ يَدَىِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ​ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«О вы, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий» (49:1)

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِۦ عِلْمٌ ​ۚ إِنَّ ٱلسَّمْعَ وَٱلْبَصَرَ وَٱلْفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْـُٔولًا

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — за всё это [человек] будет спрошен» (17:36)

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ

هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Ведающий сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милующий. Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Царь, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Величавый. Свят Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (59:22-24)

Качества Аллаха

Книга Аллаха содержит в себе множество аятов, посредством которых Господь описывает свои прекрасные Качества.

Часть Качеств Аллаха относятся к качествам совершенства, другие же являются Его сущностными Атрибутами.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11)

لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ مَثَلُ السَّوْءِ وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الْأَعْلَى وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь, а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (16:60)

سُبْحَٰنَ رَبِّكَ رَبِّ ٱلْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ

«Свят твой Господь, Господь могущества, и далёк от того, что они приписывают [Ему]» (37:180)

Вот лишь некоторые из аятов с описанием Качеств Аллаха:

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ ٱلْغَيْبَ إِلَّا ٱللَّهُ ​ۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ

«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, и не знают они, когда их воскресят»» (27:65)

ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلْحَىُّ ٱلْقَيُّومُ ​ۚ لَا تَأْخُذُهُۥ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ​ۚ لَّهُۥ مَا فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِ ​ۗ مَن ذَا ٱلَّذِى يَشْفَعُ عِندَهُۥٓ إِلَّا بِإِذْنِهِۦ ​ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ​ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَىْءٍ مِّنْ عِلْمِهِۦٓ إِلَّا بِمَا شَآءَ ​ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ​ۖ وَلَا يَـُٔودُهُۥ حِفْظُهُمَا ​ۚ وَهُوَ ٱلْعَلِىُّ ٱلْعَظِيمُ

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним без Его позволения? Он знает их будущее и прошлое. Они же охватывают из Его знания только то, что Он пожелает. Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (2:255)

قَالَ عِلْمُهَا عِندَ رَبِّى فِى كِتَٰبٍ ​ۖ لَّا يَضِلُّ رَبِّى وَلَا يَنسَى

«[Муса] ответил: «Знание об этом — у моего Господа в писании. Мой Господь не заблуждается и не забывает»» (20:52)

قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ

«Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»» (38:75)

وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ حِينَ تَقُومُ

«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты — у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (52:48)

Действия Аллаха

В Кур’ане Аллах описывает целый ряд действий, которыми занят только Он и которые не по плечу никому из творений. Так, Господь сказал:

وَٱتَّخَذُواْ مِن دُونِهِۦٓ ءَالِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْـًٔا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلَا يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا وَلَا يَمْلِكُونَ مَوْتًا وَلَا حَيَوٰةً وَلَا نُشُورًا

«Они обожествили, наряду с Ним, тех, которые ничего не создают, а сами сотворены. Они не властны ни навредить себе, ни принести себе пользу и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением» (25:3)

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱذْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ ​ۚ هَلْ مِنْ خَٰلِقٍ غَيْرُ ٱللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ ​ۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ​ۖ فَأَنَّىٰ تُؤْفَكُونَ

«О люди! Помните милость Аллаха к вам. Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который наделяет вас с неба и земли? Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены [от истины]!» (35:3)

ٱللَّهُ ٱلَّذِى رَفَعَ ٱلسَّمَٰوَٰتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ​ۖ ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ ​ۖ وَسَخَّرَ ٱلشَّمْسَ وَٱلْقَمَرَ ​ۖ كُلٌّ يَجْرِى لِأَجَلٍ مُّسَمًّى ​ۚ يُدَبِّرُ ٱلْأَمْرَ يُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لَعَلَّكُم بِلِقَآءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ

«Аллах возвёл небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а потом возвысился на троне. Он подчинил [вашим интересам] солнце и луну: все они движутся до назначенного срока. Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы убедитесь во встрече с вашим Господом» (13:2)

لَمْ تَرَ إِلَى ٱلَّذِى حَآجَّ إِبْرَٰهِـۧمَ فِى رَبِّهِۦٓ أَنْ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُ ٱلْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ رَبِّىَ ٱلَّذِى يُحْىِۦ وَيُمِيتُ قَالَ أَنَاْ أُحْىِۦ وَأُمِيتُ ​ۖ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ فَإِنَّ ٱللَّهَ يَأْتِى بِٱلشَّمْسِ مِنَ ٱلْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ ٱلْمَغْرِبِ فَبُهِتَ ٱلَّذِى كَفَرَ ​ۗ وَٱللَّهُ لَا يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّٰلِمِينَ

«Разве ты не видел того, кто спорил с Ибрахимом из-за его Господа, потому что Аллах дал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и отнимает её». Он сказал: «Я дарую жизнь и отнимаю её». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце с востока. Подними же его с запада». И пришёл в замешательство тот, кто не уверовал. Аллах не ведёт верным путём людей несправедливых» (2:258)

إِنِ ٱلْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ ​ۚ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ ​ۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلْقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ‮

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большинство людей не знают» (12:40)

ٱلرَّحْمَٰنُ عَلَى ٱلْعَرْشِ ٱسْتَوَىٰ

«Милостивый возвысился над Троном» (20:5)

Из этих аятов мы пониманием, что только Аллах способен:

Поклонение только Аллаху

Аллах сказал в Кур’ане, побуждая посвящать поклонение только Ему Одному:

وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَٰقَ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ

«Вот Мы заключили завет с сынами Исраиля: вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83)

وَٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشْرِكُواْ بِهِۦ شَيْـًٔا

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36)

С другой стороны, Всевышний порицает тех, кто посвящает своё поклонение кому-либо ещё, называя это ширком :

وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدْعُونِىٓ أَسْتَجِبْ لَكُمْ ​ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

«Ваш Господь сказал: «Молитесь Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в геенну униженными»» (40:60)

وَمَن يَدْعُ مَعَ ٱللَّهِ إِلَٰهًا ءَاخَرَ لَا بُرْهَٰنَ لَهُۥ بِهِۦ فَإِنَّمَا حِسَابُهُۥ عِندَ رَبِّهِۦٓ ​ۚ إِنَّهُۥ لَا يُفْلِحُ ٱلْكَٰفِرُونَ

«А у того, кто молится другим божествам наряду с Аллахом, не имея никакого довода в пользу этого, отчёт потребует только его Господь. Поистине, неверующие не преуспеют» (23:117)

فَإِذَا رَكِبُواْ فِى ٱلْفُلْكِ دَعَوُاْ ٱللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ فَلَمَّا نَجَّىٰهُمْ إِلَى ٱلْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

«Когда они садятся на корабль, то молятся Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас придают [Ему] сотоварищей (совершают ширк)» (29:65)

Сколько всего существует Имён Аллаха?

В известном хадисе посланник Аллаха ﷺ сказал:

إن لله تسعة وتسعين اسما مائة إلا واحدا من أحصاها دخل الجنة

« Поистине, у Аллаха есть девяносто девять Имен — сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдет в Рай » (Бухари 2736, Муслим 2677).

Однако этот хадис не является указанием на то, что имён Аллаха именно 99, что становится ясно из другого хадиса, в котором пророк обучал сподвижников делать дуа:

مَا أَصَابَ أَحَدًا قَطُّ هَمٌّ وَلَا حَزَنٌ ، فَقَالَ : اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ، وَابْنُ عَبْدِكَ ، وَابْنُ أَمَتِكَ ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ ، أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي ، وَنُورَ صَدْرِي ، وَجِلَاءَ حُزْنِي ، وَذَهَابَ هَمِّي ، إِلَّا أَذْهَبَ اللَّهُ هَمَّهُ وَحُزْنَهُ ، وَأَبْدَلَهُ مَكَانَهُ فَرَجًا

« Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я — Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью ».

Люди сказали: «О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?»

بَلَى ، يَنْبَغِي لِمَنْ سَمِعَهَا أَنْ يَتَعَلَّمَهَا

« Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить » (Ахмад 3704).

Из хадиса очевидно, что у Аллаха существует много Имён, а люди знают лишь их часть.

Источник

Что значит таухид в исламе

Что значит таухид в исламе

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Что значит таухид в исламе

Что значит таухид в исламе

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Что значит таухид в исламе

Лечение преждевременного семяизвержения

Что значит таухид в исламе

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Что значит таухид в исламе

Что значит таухид в исламе

Что значит таухид в исламе

Что значит таухид в исламе

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

Что значит таухид в исламе

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Таухид образованно от глагола “уаххада-юуаххиду”, а это «делать что-либо единым, одним». В шариатском значение это слово означает «единственность Аллаха в том, что принадлежит только Ему в господстве, поклонении и прекрасных именах и атребутах» и имеет два вида:

Первый: таухид филь-ма’рифа уаль-исбат – в познании и утверждении, т.е. познание Господства Всевышнего Аллаха, Его прекрасных имен и качеств и утверждение этого в отношении только одного лишь Аллаха, Его деяний, Его разговор с кем Он пожелает из Его рабов, как об этом говорится в начале суры аль-Хадид, Та ха, в конце суры аль-Хашр, в начале суры Али ‘Имран, сура аль-Ихляс и другие.

Второй: это таухид фит-таляб уа аль-касд – в требовании и цели – то, что содержит в себе сура аль-Кафирун, а также слова Всевышнего: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами”» (Али ‘Имран: 64), начала суры аль-Муъминун, ее середина и конец, начало суры аль-А’раф и ее конец, предложение из суры аль-Ан’ам, большинство сур из Корана. Более того, все суры Корана содержат в себе оба эти вида таухида!

Аяты Корана либо сообщают нам об Аллахе, Его прекрасных именах и атрибутах, действиях, словах, что является таухидом знания и сообщения. Либо – призывают к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей, и оставление всех видов поклонения по отношению к кому бы то ни было помимо Него одного, что является таухидом желания и требования. Либо приказывают и запрещают, а принуждение в подчинении Ему является правом таухида и его полноценность. Либо сообщают почетном положении тех, кто убежден в таухиде, и каково воздаяние им в этом мире и в мире ином за свой таухид. Любо сообщают нам о придающих Аллаху сотоварищей и то, что ждет их за этот грех в обоих мирах по причине их отхода от таухида. Коран целиком и полностью в таухиде, его правах и воздаянии; а также в отношении многобожников и их наказании.

Тот таухид, с которым пришли посланники, это тот, что утверждает поклонение одному лишь Аллаху, свидетельствуя, что нет божества достойного поклонения помимо Аллаха, ни к кому нельзя обращать свое поклонение, кроме лишь одного Аллаха. Нельзя полагаться ни на кого, кроме Него. Нельзя дружить, кроме как ради Него. Нельзя враждовать, кроме как ради Него. Нельзя делать что-либо, кроме как ради Его довольства. А это в свою очередь содержит в себе то, что Он утвердил в отношении Себя из Его прекрасных имен и атрибутов.

Он сказал: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (аль-Бакара: 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь”» (ан-Нахль: 51). «У того, кто взывает наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (аль-Муъминун: 117). Всевышний сообщил, что все пророки и посланники призывали людей к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей.

Он сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (аль-Мумтахана: 4). О многобожниках Он говорит: «Когда им говорили: “Нет божества, кроме Аллаха”, – они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?”» (ас-Саффат: 35-36). И в Коране об этом много сказано.

И смысл таухида не заключается в утверждении только господства в отношении Аллаха, а это убежденность в том, что только Аллах сотворил миры, как это полагают философы и суфии. Они думают, что утверждая это с доводами, утверждают цель таухида. Напротив, тот человек, который утверждает то, что приличествует только Аллаху в господстве и прекрасных имен и атрибутов, а также отрицает то, что Всевышнему не приличествует, говорит, что только Аллах сотворил все сущее, не станет приверженцем таухида до тех пор, пока не засвидетельствует, что истинным божеством достойным поклонения является только Аллах. А значение слова «илях» – божество – это то, чему поклоняются, что обожествляют.

Божество – это не то, что способно к первосозданию. Тот, кто толкует слово «илях» подобным образом и говорит, что значение заключается в том, кто может что-то первосоздать, а так же убежден в том, что это значение является более конкретным определением слова «илях», и делает это целью таухида, как утверждают это философы суфисты, он не познал истинность таухида, с которым был послан пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Тем более, арабы-многобожники утверждали то же самое, что только Аллах является творцом всего сущего, но вместе с этим оставались многобожниками.

Именно поэтому они являются последователями тех, кто совершал земной поклон Солнцу, Луне и другим планетам и взывал к ним, постились и приносили в жертву и совершали хадж ради них. А затем они говорят, что это многобожием не является, а ширк заключается только в убеждении, что они являются управителями – Господами, а если же назвать их причиной и посредниками, то в этом многобожия нет. Но в Исламе непременно известно, что это является многобожием!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Что значит таухид в исламе

Первый большой грех: Многобожие

Что значит таухид в исламе

О знамениях Аллаха

Что значит таухид в исламе

Comment( 1 )

ﺑِﺴْﻢِ ﺍﻟﻠﻪ
اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ للّهِ

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Таухид

Что значит таухид в исламе

Для монотеизма характерна персонификация Бога, то есть отождествление Его с конкретной личностью. Монотеистические религии – это ислам, иудаизм, христианство, но в связи с христианством часто возникают вопросы относительно того, ставит ли под сомнение тройственность Бога единство Бога. Также к монотеистическим религиям относится зороастризм, который является древнейшей из монотеистических религий.

Термин «таухид» является исламским и используется для обозначения уверенности в единственности Бога в Его качествах и сущности. Таухид – это приписывание Аллаху единственности и отрицание сотоварищей у Аллаха. По исламской вере, Всевышний Аллах Один и Един: у Него нет сотоварищей, помощников или соучастников и нет подобных Ему. Таухид основа всех основ в Исламе.

Ислам – религия таухида

Зародившись в седьмом веке нашей эры в Аравии, религия ислама берет свое начало с проповеднической деятельности пророка Мухаммада ﷺ. В основе религии лежит пять столпов Ислама. Самым первым столпом является Шахада, то есть свидетельство того, что нет Бога, достойного поклонения, помимо Аллаха, а Мухаммад ﷺ является Его последним пророком. В формуле Шахады заключен Таухид, то есть идея, лежащая в фундаменте ислама – единобожие или монотеизм.

Все молитвы и ритуалы мусульманской религии направлены на то, чтобы продемонстрировать Единственность и Единство Аллаха, и на это же направлены все мусульманские праздники и обряды исламской религии. Вера в единого Бога, Который является единственным Творцом, у Которого есть прекрасные имена и атрибуты, поклонение только Одному Богу в соответствии с теми законами, что Он ниспослал через ангела Джабраила Пророку Мухаммаду ﷺ является основной концепцией Ислама.

Учение ислама гласит, что монотеизм или чистый Таухид исповедовал не только пророк Мухаммад ﷺ, но и все пророки до него, начиная с Адама. Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ гласят, что ислам возрождает таухид пророка Ибрахима (в Библии – Авраам), который был Ханифом (единобожником).

Ислам – самая молодая авраамическая религия, которая имеет в своей основе принцип единобожия, науку об Едином Аллахе, не имеющем Себе подобных. Если человек не подразумевает, что Бог Один и не имеет подобных Себе ни в качествах, ни в именах, ни в господстве, то такой человек – не последователь единобожия.

Что значит таухид в исламеНадпись на арабском «таухид»

Многобожие в исламе, то есть приобщение Аллаху сотоварищей и равных Ему называется ширком – самым страшным по исламу грехом, и человек не получит прощения за ширк.

Ширк может быть малым и большим. Под малым ширком подразумевается лицемерие, когда человек использует ради личной выгоды религию, а большой ширк – это приравнивание сотоварищей Аллаху и прямое Ему неповиновение.

Слова свидетельства единобожия

Смысл таухида верующие мусульмане выражают с помощью слов свидетельства единобожия:

«Ля иляха илля Ллах», что в переводе означает: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Но для того, чтобы таухид был воплощен в жизнь, мало выразить свою веру в единобожие просто словами.

Сущность таухида и суть доктрины единобожия раскрывается наиболее полно в аятах Корана, которые были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ в мекканский период его жизни. Мусульманские ученые тщательно изучили эти основы и систематизировали.

Отличие единобожия в исламе от концепции христианства и иудаизма

Основной принцип таухида – это утверждение единобожия, того, что Аллах – Один Бог, является Творцом всего сущего, и все, что происходит во всех уголках Вселенной, происходит по его Слову и Его волей, исполняют которую ангелы. Таухид подразумевает, что Творец не имеет начала и конца, он вечен, и нет других богов помимо Творца Единого. Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, но в Нем нуждается все сущее.

Что значит таухид в исламеОсновные постулаты единобожия указаны в суре Священного Корана «Искренность»

Иудеи же утверждают, что Бог избрал только один народ и благоволит к нему, однако последний Пророк Мухаммад ﷺ был отправлен Всевышним Аллахом, как милость для всего человечества.

Имена, атрибуты и качества Аллаха

Атрибуты присущи Всевышнему, но не являются от Его сущности чем-то отличным. Всевышний может иметь разные имена, но они также относятся к атрибутам Бога. Аллах – это имя, которым Всевышний сам чаще всего называет Себя.

Обязанность мусульманина – верить во все имена Всевышнего и Его качества (они упомянуты в аятах Священной Книги Коран и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ), и не приписывать ни одному из творений Аллаха качества и имена Бога. Понимать имена и качества Всевышнего следует так, как они были описаны в коранических текстах или достоверных хадисах, не толковать их по-другому и не игнорировать их истинное значение, не уподоблять качествам и именам других творений и не придавать материальную форму им.

Таухид в исламе предполагает, что только у Бога есть абсолютная ничем не ограниченная сила, могущество, власть создавать любые формы природы, как живой, так и неживой, а также уничтожать эти формы. Всевышний не создал этот мир для забавы – глубоким смыслом наполнено всё и все, кого Он создал. В создании и сотворении этого мира Всевышний следовал Своему изначальному плану.

Бог обладает неограниченной властью, но Он не только основатель этого мира, но и управляет всем тем, что в мире происходит: творения Всевышнего только благодаря Ему получают все то, что необходимо для жизнедеятельности. Всевышний – не только Творец, но и Хранитель, а также Заступник и Дарующий.

Бог также является тем, кто милостив к своим творениям, но кто будет наказывать грешников в Судный день, воздав каждому по его делам.

Поклонение Аллаху – неотъемлемая часть таухида

Величие Таухида

Таухид является основой всех знаний, поскольку единобожие – это знание о Самом Боге. В суре «Пророки» Священной Книги Коран есть слова: «Если бы на них [на небесах и земле] были иные божества наряду с Аллахом, то они [небеса и земля] разрушились бы. Аллах Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбийа (Пророки), 22-й аят).

В основе таухида – стремление поклоняться Всевышнему Аллаху и вера в Него, эти качества есть в человеке уже при его рождении – это подтверждают слова из суры «Римляне».

Призвать людей к единобожию и вере в Единого Бога являлось целью для всех пророков Всевышнего Аллаха. Они призывали поклоняться Одному Богу – этому есть подтверждение в тексте суры «Пророки»: «Мы не посылали до тебя [о, Мухаммад] ни одного посланника, которому не было бы внушено: Нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Так поклоняйтесь же только Мне!» (Аль-Анбийа (Пророки), 25-й аят).

Достоинства Таухида

Единобожие является причиной любви Всевышнего Аллаха к Своим рабам, а также причиной любви людей к Богу.

В основе единобожия – защита Всевышнего и Его покровительство человеку, который уверовал в Единого Бога. Человек, уверовавший в Единого Бога, имеет спокойствие в своем сердце, оживляет свою душу, наполняя ее ощущением безопасности. Чувство безопасности дарует верующему человеку единобожие, ведь в суре «Свет» сказано, что тех, кто уверовал в Единого Бога и ведет праведную жизнь, Аллах сделает наместниками на земле, одарит возможностью исповедовать религию ислам, которая была Им одобрена, а страх их сменит на безопасность.

Что значит таухид в исламе

Единобожие сулит верующему человеку заступничество Посланника Аллаха ﷺ в День Суда. В «Книге Знания» Аль-Бухари в одном из хадисов сказано, что на вопрос, заданный пророку Мухаммаду ﷺ Абу Хурайрой, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что самым счастливым в вопросе заступничества от него будет: «Тот, кто скажет: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от сердца».

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *