Что значит тарификация в школе
Тарификация педагогических работников
На протяжении нескольких последних лет в сфере образования применяется особая методика расчета заработков педагогов. Ее внедрение было вынужденной мерой, призванной решить проблему с низким уровнем зарплат, и унифицировать подход к оплате труда учителей. В настоящее время расчет доходов педагогических работников производится на основании их тарификации.
Процедура тарификации педагогических работников
Это мероприятие позволяет точно определять заработную плату работников образовательных учреждений на основе их квалификационных данных, нагрузки, ведомственных и внутриорганизационных нормативных актов и других факторов.
Тарификация должна проводиться не реже одного раза в год. При необходимости, например, в ходе существенного изменения условий оплаты труда или количества учебных часов и предметов, эта процедура может проводиться каждое полугодие или четверть.
Это связано с началом учебного года, когда существенно меняются основные факторы, учитываемые при расчете зарплат педагогов. В школах обычно проводят тарификацию педагогических работников один раз в год, в профессиональных образовательных учреждениях тарификационные списки составляют дважды в год — 1 сентября и 1 января.
Сам процесс тарификации можно условно разделить на несколько этапов:
Расчет заработков учителей производится на основе их педагогической нагрузки. Поэтому начинается подготовка к тарификации одновременно с составлением и утверждением учебного плана на будущий учебный год.
В этом документе определяют количество часов по каждому предмету, учитывается численность обучающихся. Общее количество часов равномерно распределяется между всеми преподавателями по тому или иному предмету.
Одновременно с утверждением учебного плана, кадровикам необходимо обновить информацию для тарификационной комиссии.
Для расчета зарплаты учителя необходима информация об образовании, квалификации, ученых (почетных) званиях и стаже работы педагога. Дополнительно учитываются условия на рабочем месте — необходимость назначения доплат за вредные условия, проживание в сложных климатических условиях и т. д.
К ним относятся:
Основную работу по тарификации педагогического состава выполняет специальная комиссия. При ее отсутствии необходимо до начала нового учебного года создать этот орган.
Комиссия по тарификации педагогов
Этот коллегиальный орган действует в любом образовательном учреждении на постоянной основе. Ее создание и изменение состава регулируются распоряжениями руководителя.
Действует комиссия на основании внутреннего локального документа:
Как правило, в состав этого органа включают работников кадровых подразделений, бухгалтера и представителя профсоюзов. Возглавляет комиссию один из заместителей директора учебного заведения.
Комиссия не только проводит ежегодные работы по тарификации, но и вносит изменения в тарификационные списки, согласует их с педагогическим персоналом, информирует о принятых решениях учителей.
Созвать заседание комиссии может не только ее председатель, но и руководитель учебной организации.
Некоторые свои решения комиссия может оформлять в виде протоколов. Список после подписания членами комиссии, утверждается руководителем образовательной организации.
Проведение тарификации педработников
После того, как составлен учебный план, созывается тарификационная комиссия. На основании данных о нагрузке, квалификации педагогов, а также информации о размерах окладов и надбавок из локальных и ведомственных нормативных актов, различных приказов директора, рассчитывается размер оплаты труда для каждого преподавателя.
Эти расчеты сводятся в табличную форму под названием тарификационный список. Работа комиссии состоит в определении:
Например, учителю математики положен оклад на 1 ставку в размере 12 000 рублей. Учебная нагрузка составляет 25 часов. Коэффициент увеличения равен 1,389 (25/18).
По аналогии с увеличением, рассчитываются базовые оклады и в случае нагрузки меньше 1 ставки.
Поэтому в зависимости от региона трудовой деятельности педагога зависит не только размер, но и условия получения той или иной доплаты.
После того, как комиссия составит проект тарификационного списка, его можно согласовать с педагогическим коллективом. При наличии замечаний их устраняют. Если несостыковки отсутствуют, члены комиссии подписывают составленный список и передают его на утверждение.
Такая предварительная работа позволит в дальнейшем избежать корректировки списка.
Утверждение и изменение тарификационных списков
После того, как комиссия составит проект этого документа, он передается руководителю учебной организации для утверждения. Директор проверяет информацию. Сделать это он может как самостоятельно, так и поручить, например, бухгалтерам.
При наличии замечаний, комиссия дорабатывает проект списка. Если в документе все правильно, готовят и подписывают распоряжение руководителя об утверждении тарификационного списка.
В течение учебного года может понадобиться изменение этого документа, например, региональные власти утверждают новый размер базовых окладов педагогов.
Изменение тарификационного списка происходит по тому же алгоритму, что и его утверждение. Созывается заседание комиссии, которая рассчитывает новые оклады, надбавки и доплаты. Подготавливается проект изменений, утверждаемый затем приказом руководителя.
Тарификация педагогов подразумевает под собой процедуру определения оплаты их труда. Основную работу по расчету заработков учителей выполняет специальная комиссия, которая действует на постоянной основе.
Итоги работы по тарификации оформляются в виде тарификационного списка, который затем утверждается руководителем учебной организации.
Зачем используется тарификация педагогических работников
Тарификацией можно назвать целый комплекс мероприятий со стороны работодателей, направленных на поддержку сотрудников педагогической сферы. Это связано с необходимостью устанавливать заработную плату в зависимости от требований к квалификации и общей подготовке. При тарификации педагогических работников предполагается учитывать не только ставку, но и другие дополнительные показатели.
Педагогические работники в школах и детсадах: что такое тарификация для них?
Система тарифов разрабатывается в каждом учреждении таким образом, чтобы соответствовать нормам, действующим для той или иной отрасли.
Основные компоненты вознаграждения за труд – должностные оклады или ставки, компенсации и стимулирующие выплаты.
В случае с бюджетной сферой тарификация становится обязательной процедурой. Она проводится в школах, в отношении других образовательных учреждений. Но есть исключения. К примеру, она не предусмотрена для детских садов. Администрация этих учреждений может самостоятельно принимать решения относительно того, как будет оплачиваться труд.
Отдельно устанавливаются следующие составляющие:
Все правила подробно прописываются внутренними нормативными документами.
Правила тарификации в школе
Для представителей школ тарификацию проводят каждый день. Ещё весной составляют предварительную таблицу с цифрами, рассчитанными на следующий год. В большинстве учреждений он начинается с 1 сентября. Затем с таблицей знакомят самих педагогов.
Благодаря этому каждый учитель получает информацию относительно того, какие основные и дополнительные курсы предусмотрены для него в текущем году. Сотрудник ставит подпись в документе, если у него нет возражений по отношению к имеющимся данным.
Когда учебный состав выходит из отпуска, информацию из таблицы при необходимости уточняют. Основные таблицы разрабатываются в большинстве случаев уже к 1 октября.
Некоторые учебные учреждения соглашаются разрабатывать таблицы чаще, каждую четверть или каждый квартал. Главное – соблюдать законодательные ограничения и учитывать количество должностей, занятых одним сотрудником.
Комиссия для тарификации педагогов
Это коллегиальный орган, который действует на территории любого образовательного учреждения, на обязательной основе. Распоряжения руководителей организаций регулируют создание комиссий или изменение состава, когда это необходимо.
Комиссия действует, опираясь на какой-либо внутренний акт:
Чаще всего комиссии включают в свой состав бухгалтера, представителя профсоюзных организаций. Объединения допускают наличие в качестве руководителя одного из заместителей директора.
Решения принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным. Поэтому не стоит собирать комиссии, где членов будет слишком много. С секретарём и председателем комиссии достаточно до 5-7 человек.
Ежегодные работы по тарификации – не единственная обязанность членов комиссии, к ним относят ещё и корректировка тарификационных списков. При необходимости информацию доносят до учителей, с ними согласовывают отдельные положения.
Тарификация педработников: особенности процедуры
Созыв тарификационной комиссии актуален уже после окончания разработки учебного плана для ближайшего времени. Следующая информация используется, чтобы рассчитать вознаграждение за труд:
Все эти сведения заносят в специальную таблицу, которую и называют тарификационным списком. Комиссия определяет базовый оклад для каждого из учителей индивидуально. Для направления есть несколько важнейших факторов, включая категорию учеников, минимум зарплаты и квалификационный уровень.
Доплаты за наличие определенного уровня подготовки устанавливают, исходя из личных сведений относительно каждого из сотрудников. Доплата за стаж работы рассчитывается отдельно.
Результаты часто зависят и от возможности местных бюджетов.
Что происходит дальше?
Если педагоги берут на себя дополнительную деятельность – не обойтись без так называемых стимулирующих выплат. За определённые достижения учеников тоже разрабатывают отдельные поощрения. Используют надбавки, связанные со следующими направлениями:
За опасные условия труда и проживание в определенных климатических зонах сотрудникам образовательных учреждений полагаются дополнительные выплаты и компенсации.
Утверждение тарификационных списков, их изменение
Когда комиссия заканчивает составление документа, его передают руководителю для дальнейшего утверждения. Директор проверяет изложенную информацию, самостоятельно, либо с участием бухгалтеров или других специалистов.
Комиссия дорабатывает проект списка, если у второй стороны появились какие-либо замечания. Если всё правильно, то проект утверждают.
Алгоритм изменений документа во многом похож на то, как его утверждают впервые. Сначала созывают комиссию, проверяют все цифры. Отправляют на утверждение руководителю.
Одно из новшеств для образовательной системы РФ – так называемые целевые показатели. Раньше возможности для создания дополнительных материальных стимулов у педагогов были сильно ограничены. Сейчас Правительство внесло существенные изменения в действующую систему.
Разработан целый перечень работ, связанный с увеличением вознаграждений для педагогов.
Особенности тарификации для дошкольных учреждений
Порядок разработки документа в этом случае остается стандартным. Предварительные таблицы содержат общие сведения относительно часов. Потом составляют окончательный вариант, где есть подробное расписание для каждого из сотрудников.
Строгие требования к разработке тарификационных таблиц пока не созданы. В шапке документа – полное наименование образовательного учреждения, обязательные реквизиты вроде адреса. Отдельно указывают год, на протяжении которого документ остается действительным.
Ниже расположена таблица из 24 колонок. По каждому сотруднику приводят порядковый номер записи и ФИО.
Поощрительные выплаты разработаны и для представителей дошкольного образования. Они полагаются не только старшим воспитателям и их помощникам. Стимулы создаются и для других профессий:
В случае с дополнительным образованием правил придерживаются тех же, что и для основного. Наполняемость групп – единственное отличие именно внеурочной деятельности.
Собственное Положение о доплатах и надбавках обычно формируется в каждом центре, где занимаются дополнительным образованием. В этом документе подробно описывают, за что и когда полагаются дополнительные стимулирующие надбавки.
Подтверждение и другие особенности
Форма документа составляется так, чтобы в нём не было противоречий действующему законодательству РФ.
Только заполнение специальных письменных форм согласно установленным правилам позволит рассчитывать на выплату стимулирующих надбавок в полном объёме. В одних случаях пользуются готовыми формами.
Обязательно подтверждать информацию из листов, которые касаются целевых показателей. Следующие документы могут стать главным доказательством в пользу эффективности работы сотрудника:
Баллы не будут начисляться учителям, у которых недостаточно сведений для подтверждения своей работы. В связи с этим уменьшаются и выплаты.
Для бюджетной сферы тарификацию относят к обязательным процедурам. Благодаря этому проще учитывать большое количество факторов, когда педработникам устанавливают вознаграждения за труд. После предварительной тарификации становится проще узнать о предполагаемой нагрузке на ближайшее время. Отмечают не только общие часы, но и классное руководство, другие виды дополнительной работы.
Смотрите лекцию про оплату труда педагогических работников:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Готовимся к тарификации
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 8
Правовые основы оплаты труда педагогов
Оплата труда педагогических работников состоит из должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом учреждения исходя из трудового законодательства, нормативных актов Правительства РФ и субъектов РФ.
Размер окладов, ставок заработной платы работников учреждения определяется с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности, на основе отнесения занимаемых работниками должностей к профессиональной квалификационной группе (ПКГ). Для каждой ПКГ устанавливается минимальный оклад, от которого и производятся все последующие начисления. Размеры минимальных окладов по ПКГ для преподавателей определяются на уровне субъектов РФ, и за последние два-три года они неоднократно индексировались.
Отметим, что в отношении работников образования ПКГ и критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждены Приказами Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N N 216н, 217н.
Продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы
а) 18 часов в неделю:
б) 24 часа в неделю:
в) 720 часов в год:
В рабочее время педагогов включается преподавательская (учебная), воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогов установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
Преподавательская (педагогическая) работа, выполняемая с согласия педагогов сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере, то есть если учебная (педагогическая) нагрузка данного преподавателя будет больше установленной по норме, то каждый час этой нагрузки будет оплачен по стоимости 1 часа, установленной преподавателю по тарификации.
Согласно п. 4 Приложения к Приказу N 2075 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, в некоторых случаях гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с утвержденной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (п. 6 Приложения к Приказу N 2075).
В соответствии с Отраслевым соглашением объем учебной нагрузки учителей общеобразовательных учебных заведений и преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (в том числе их подразделений) определяется исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Установленная при заключении трудового договора нагрузка не может быть уменьшена на следующий учебный год, за исключением случаев, когда уменьшается количество обучающихся (студентов) и часов по учебным планам и программам.
Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.
Право распределять учебную нагрузку преподавателей предоставлено руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения), который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником. Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы) для руководителя образовательного учреждения, который он может выполнять в том же образовательном учреждении, определяется при заключении с ним трудового договора, а для других работников (включая заместителей руководителя), ведущих преподавательскую работу помимо основной, устанавливается самим образовательным учреждением.
Часовая ставка рассчитывается путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).
Дополнительные выплаты
Окончательно месячный размер заработной платы педагога будет зависеть от установленных данному конкретному преподавателю выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также доплат за дополнительно возложенные на него обязанности. К выплатам компенсационного характера относятся:
К стимулирующим выплатам относятся:
Из всех стимулирующих выплат, как правило, в тарификацию включаются только выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет. Остальные стимулирующие выплаты имеют непостоянный характер, производятся по решению руководителя учреждения в размере и по условиям коллективного договора и положения по оплате труда учреждения. Конкретный размер этих выплат может определяться как в процентах к окладу, так и в абсолютной величине. Премирование руководителей учреждений осуществляется по решению органа, выполняющего функции и полномочия учредителя.
Доплаты за дополнительно возложенные на педагогических работников обязанности устанавливаются на учебный год и включаются в тарификацию. К ним относятся доплаты:
Размер таких доплат устанавливается в процентах от минимального оклада по должности в соответствующем приказе руководителя.
Расчет заработной платы по тарификации
При подготовке к тарификации необходимо учесть много нюансов и провести большую подготовительную работу. Перед ее составлением совместно с кадровой службой учреждения нужно проверить сведения о каждом педагоге, включенном в нее, потому что установка повышающих коэффициентов к минимальным окладам по ПКГ зависит от уровня образования педагога, наличия квалификационной категории, стажа педагогической работы.
В образовательных учреждениях разного уровня (общеобразовательных, начального, среднего и высшего профессионального образования) имеется своя специфика составления тарификационных списков учителей и преподавателей. Однако существуют общие принципы. На примере учреждения среднего профессионального образования рассчитаем заработную плату за месяц по тарификации преподавателю русского языка и литературы.
Минимальный оклад по ПКГ для преподавателя составляет 6092 руб.
Минимальный оклад по ПКГ с учетом педнагрузки составит 7361,17 руб. (6092 руб. / 72 ч x 87 ч).
Минимальный оклад по ПКГ данному преподавателю за уровень его образования будет увеличен на 10% и составит 6701,2 руб. (6092 руб. + 10%).
Минимальный оклад по должности с учетом педнагрузки будет равен 8097,09 руб. (87 ч x 93,07 руб.).
Доплата за классное руководство преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 20% от минимального оклада по ПКГ и равна 1218,4 руб. (6092 руб. x 20%).
Доплата за заведование кабинетами и учебно-производственными мастерскими установлена в размере 10% от минимального оклада по ПКГ и составит 609,2 руб. (6092 руб. x 10%).
Положением по оплате труда работников, принятым в учреждении, предусматриваются повышающие коэффициенты, формирующие надбавки к должностному окладу работника за выслугу лет:
Стимулирующая выплата за выслугу лет будет равна 1104,18 руб. (7361,17 руб. x 0,15).
Заработная плата данного преподавателя за месяц по тарификации составит 14 046,47 руб. (8097,09 + 2024,27 + 221,68 + 771,65 + 1218,4 + 609,2 + 1104,18).
Заработная плата учителей и преподавателей всех учебных заведений устанавливается на учебный год, который, как известно, начинается 1 сентября каждого года и не совпадает с годом календарным.
Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. Тарификация производится раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебные планы на каждое полугодие предусматривают разное количество часов на предмет (дисциплину).
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогов и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета зарплаты, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.
До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Оплата проведенных часов учебных занятий при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам работников производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с предусмотренной, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.