Что значит таможенное оформление импорта за пределы россии
Что значит таможенное оформление грузов и товаров
Любой товар, пересекающий границу, проходит процедуру таможенного контроля как в стране отправления, так и в стране назначения. Что значит таможенное оформление, сколько оно длится и как проходит процесс импорта/экспорта товаров разберем в данной статье.
Таможенное оформление является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности, представляет собой процесс полной или выборочной проверки товара, документов, разрешений, сертификатов, деклараций, оплату пошлин. Растаможку или затаможку производит должностное лицо, процедура осуществляется на постах тех регионов, где проходит граница с другими государствами.
Этапы таможенного оформления
Подготовка и предоставление всей необходимой сопроводительной документации является ответственностью владельца груза. Декларация – основополагающий документ, который содержит исчерпывающие, достоверные сведения о ввозимой продукции.
На первом этапе происходит регистрация уполномоченным органом декларации, она может быть одна (сразу несколько товаров могут быть внесены в один документ, если перевозка реализуется одной партией) или их может быть несколько. В ТД вносится список продукции соответственно кодам ТНВЭД, что определяет величину пошлины. Далее следует проверка соответствия кодов категориями товаров, паспорта сделки, валютный контроль. На данном этапе происходит соотнесение финансовых данных, указанных в декларации с продукцией. При необходимости происходит корректировка расчета пошлин.
После проведения необходимых платежей, осмотра груза, он выпускается, а растаможка считается успешно завершенной.
Особенности декларирования транспортных средств
Существуют определенные особенности таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки. Как и любой товар, ввозимый на территорию России, автомобиль должен пройти процедуру растаможки, которая включает правильное заполнение декларации, в ней должны быть указаны данные владельца ТС, вся информация об автомобиле, включая год производства, бренд, объем и номер двигателя, VIN-номер. Один экземпляр декларации остается у владельца. Далее инспектору предоставляются сопроводительные документы на ТС, среди которых договор купли-продажи или поставки, инвойс, спецификация на новую технику, счет на транспортные услуги. После этого осуществляется осмотр транспортного средства, оплата платежей и выпуск авто с таможни. Если инспектор находит какие-либо нарушения, неточности, автомобиль отправляется на специальную стоянку до устранения замечаний, ошибок в ТД.
Таможенное оформление посылок
При пересечении границ производится таможенное оформление любой посылки или товара без исключений. Зачастую многие даже не подозревают, что их посылка прошла таможню, как правило, это происходит без участия получателя. Что содержит в себе отправление проверяет сотрудник уполномоченной службы с помощью рентгена, смотрит документы и, если все соответствует, выпускает товар в страну. Вы можете видеть статус в программе отслеживания доставки или на сайте продавца в личном кабинете «начато таможенное оформление». Процедура длится не более 24 часов, если были предоставлены корректные паспортные данные и не обнаружено других замечаний.
При заказе товаров на иностранных сайтах, при отслеживании доставки можно увидеть статус «ошибка таможенного оформления» – что это значит? Это означает, что посылу задержали на таможне. Это возникает по ряду причин: неверно заполненные документы или их отсутствие, нет информации об отправителе, в посылке находится запрещенная к ввозу продукция, несоответствие цены товара рыночной стоимости (занижена), подозрение на использование товара в коммерческих целях. При возникновении вопросов задержки посылки, стоит обратиться напрямую в таможенную службу для уточнения дополнительной информации.
Компания МВ-Трейд регулярно осуществляет таможенное оформление грузов и товаров. Мы знаем законодательные базы, следим за их актуальностью, ориентируемся в сложных вопросах растаможки и затаможки продукции, учитываем все нюансы. Для проведения успешной таможенной очистки обратитесь к специалистам МВ-Трейд по телефонам, указанным на сайте, или оставьте ваши контактные данные в форме ниже. Мы вам перезвоним в ближайшее время.
Этапы и сроки таможенного оформления импорта коммерческих грузов
Порядок таможенного оформления импорта коммерческих грузов регламентирован Таможенным кодексом ЕАЭС. Все связанные с ним процедуры можно разделить на три основных этапа: подготовку к оформлению, прибытие груза на таможню и само оформление, которое начинается после подачи декларации. У каждого из этапов есть особенности.
Подготовка к оформлению
Она начинается еще до прибытия груза на границу. Чтобы он был оформлен как можно быстрее, важно правильно подготовить документы. Их проверяют, запрашивают или оформляют недостающие бумаги. Для растаможки могут понадобиться документы следующих видов:
Еще до начала оформления нужно определить код ТН ВЭД и таможенную стоимость груза. Классификация по ТН ВЭД выполняется, чтобы определить ставки пошлин, размер НДС, наличие льгот или дополнительных требований при растаможке товара. При классификации его относят к определенной товарной категории, и важно определить ее как можно точнее, однозначно, так, чтобы таможня не смогла ее оспорить. Таможенная стоимость рассчитывается как цена сделки, суммированная с транспортными, страховыми и некоторыми другими расходами, которые импортер понес до прибытия груза на таможню. Эта стоимость является основой, базой, от которой исчисляются обязательные платежи. Зная код ТН ВЭД и таможенную стоимость товара, можно заранее рассчитать примерный размер сборов, пошлин и налогов.
До поступления груза на терминал нужно проверить баланс единого лицевого счета импортера в системе ФТС. Баланс заранее пополняют так, чтобы его остатка хватило на выполнение обязательных платежей с учетом возможного колебания курса валют.
Прибытие груза на таможенный терминал
Декларант направляет таможне уведомление о планируемом прибытии груза. При этом декларацию можно подавать позже: не одновременно с доставкой товара на терминал и не сразу после нее. До подачи декларации можно провести сертификацию и осмотр груза.
Требования по сертификации устанавливает ряд нормативных актов, для каждого кода ТН ВЭД они являются своими. Так, сертификаты соответствия нужны только для товаров, указанных в постановлении Правительства РФ №982 от 01.12.2009. Требования о фитосанитарном контроле устанавливает Решение Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016. Почти всегда сертификаты оформляют заранее или получают у производителя вместе с товаром, но в некоторых случаях сертификация проводится после поставки груза на таможню. Так делают, например, при фитоконтроле, отбирая образцы товара из транспортного средства. Лабораторные тесты и подготовка акта фитоконтроля обычно занимает всего несколько часов, поэтому сертификация ненамного увеличивает срок оформления.
Осмотр является частью предварительного контроля. Он может проводиться по запросу декларанта или по инициативе инспектора. Его организуют, чтобы проверить правильность маркировки товара, проконтролировать состав партии.
Основные этапы таможенного оформления импорта
Процедура оформления начинается после подачи декларации. Ее сопровождают комплектом документов. Весь документооборот ведется в электронном виде, с помощью специальных программ, с использованием электронной цифровой подписи декларанта. Получив электронные документы, таможня начинает проверку.
Первой оценивают правильность заполнения декларации: во всех графах должны стоять правильные значения, декларацию должен сопровождать полный набор документов. Эта проверка частично автоматизирована, и сразу после ее начала с принадлежащего импортеру лицевого счета за оформление списывается таможенный сбор.
Декларации присваивается номер, после чего выполняется автоматическая проверка рисков. Система управления рисками оценивает вероятность нарушения законодательства. При «срабатывании» тех или иных рисков инспектор получает информацию о том, какую дополнительную проверку он должен провести. Кроме того, часть дополнительных проверок назначается случайным образом.
Инспектор также проверяет декларацию вручную, контролируя следующие основные параметры:
Если есть признаки ошибок, нарушений при оформлении документов, если товар описан с неточностями или не полностью, инспектор проводит досмотр. Если по результатам досмотра никаких нарушений или несоответствий не выявлено, разрешается выпуск товара в свободное обращение.
Каковы сроки таможенного оформления?
Сроки выпуска товаров определяет ст. 19 ТК ЕАЭС. Они составляют от четырех часов, но могут быть увеличены. Для отдельных этапов процедуры установлены специальные ограничения по срокам:
Срок оформления может увеличиваться в случае, если при проверке документов или проведении досмотра будут выявлены неточности или нарушения законодательства. Таможенный брокер «СТТ Логистика» рекомендует тщательно проверять документы, своевременно вносить платежи и не допускать искажения данных, чтобы исключить задержки груза на границе.
Таможенное оформление: что это такое — порядок процедуры, этапы, правила перевозки грузов и товаров
Абсолютно вся продукция, проходящая через границу того или иного государства, подлежит набору специализированных процедур. Таможенное оформление – это комплекс всевозможных мероприятий, который производится для товаров, грузов, транспортных средств и прочих изделий различных форматов. Знать о принципах их реализации должны все предприниматели, занимающиеся импортом и внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера. Неверно заполненные бумаги, бланки и свидетельства могут привести к самым неприятным последствиям: задержке, конфискации, штрафам, отчуждению и пр.
Весь перечень сопутствующих пограничных процессов может быть проведен как самим владельцем предметов транспортировки, так и его официальным представителем. Конечно, правила проверки пересылок зависят от множества факторов: типа отправляемых вещей, законодательных норм страны и так далее.
Что такое таможенное оформление и контроль грузов, товаров, что это значит: правовое регулирование
Рассматриваемое понятие имеет четкую и однозначную трактовку, используемую, в том числе и в области юриспруденции при возникновении всяческих проблем судебного характера. Пограничные процедуры – это набор юридических действий, совершаемых при транспортировке всевозможных вещей через территорию государства. В нашем случае в качестве основного пункта назначения или отбытия выступает Российская Федерация. В перечень мероприятий, реализуемых в строгом соответствии с установленными правилами, входит следующая череда этапов:
Основные стадии, технология, этапы и процесс таможенного оформления товаров и грузов – это понятийный аппарат, который, как уже говорилось ранее, опирается на законодательные нормы страны-эмитента. За соблюдением всех правовых аспектов указанных операций в России следит ФТС – орган, в компетенцию которого входит, в том числе и подача инициатив по изменению установленных регламентов. В своей деятельности члены этой организации пользуются как Конституцией РФ, так и полным набором различных профильных правовых актов. При этом учитываются положения:
Отдельные нормативы существуют и в области взимания всевозможных госпошлин соответствующей спецификации. В таком формате работают Федеральные законы №5003-1, №311, №754.
Порядок реализации процедур
Особенности, виды, понятия и принципы таможенного оформления товаров контролируются органами ФТС. В перечне нормативных актов, выпущенных в том числе и специалистами этого ведомства, прописан четкий перечень этапов, через которые предстоит пройти каждому человеку, вывозящему груз с территории РФ:
Таким образом, цели, порядки, правила и этапы процедуры таможенного оформления груза и товаров, затрагивают не только законодательные нормы державы-эмитента, но и регламенты, установлением которых занималось принимающее государство. В рамках всех сопутствующих операций владельцу посылки или его представителю придется предоставить внушительное количество бумаг и всевозможных допусков.
Помимо документации на сам предмет транспортировки, при себе также следует иметь устав организации, свидетельство о регистрации компании в реестре, справку с реквизитами счета юридического лица и пр. В качестве дополнительного инспекционного бланка, который могут потребовать пограничники, выступает соглашение (договор) между получателем и отправителем. Также нередко просят предоставить счет-фактуру, накладные, сертификаты спецификации и пр.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Кто отвечает за проведение рассматриваемых мероприятий
На вопрос о том, что означает и как происходит процесс таможенного оформления грузов, невозможно ответить без упоминания о ФТС. Однако в перечне лиц, ответственных за реализацию соответствующих действий, числится и человек, выступающий в роли декларанта. Такой статус принимают:
Для иностранцев существует отдельный набор нормативов, в соответствии с которыми должны действовать и специалисты пограничных структур. Беспрепятственная перевозка такими людьми возможна, например, в случае если они являются собственниками предметов транспортировки, перемещаемых не в рамках сделки со страной-членом ЕАЭС. Как и во всех других случаях, контроль и оформление товаров производится в строгом соответствии с установленными инструкциями.
Предприниматели, занимающиеся импортом и внешнеэкономической деятельностью, знают, что еще задолго до вопроса о пересечении границы перед ними появляется огромное количество задач, нуждающихся в немедленном рассмотрении. Магазины, склады, организации, функционирующие в сфере e-commerce и пр., сегодня могут работать как часы, или, наоборот, приносить своему владельцу множество проблем. Чтобы упростить и автоматизировать процессы работы с такими предприятиями, можно использовать, например, программное обеспечение «Склад 15» от компании «Клеверенс».
Цели, порядки, правила и этапы процедуры таможенного оформления груза или товаров
Как уже говорилось ранее, все пограничные операции проводятся в строгом соответствии с набором установленных правительством регламентов и норм. Сопутствующие мероприятия, реализуемые сотрудниками ФТС и владельцем посылки (или его представителем), двигаются в таком маршруте:
Таким образом, в вопросе о том, что такое таможенное оформление грузов и как оно происходит, появляется ст. 88 ТК ЕАЭС. В соответствии с нормативами данного документа специалисты пограничного контроля выносят окончательную резолюцию о пропуске того или иного товара.
Особенно важный этап – это проведение всевозможных пошлинных платежей и последующая инспекция на предмет наличия указанных транзакций в общей базе. В рамках инструкции декларант получает внушительное количество специализированных прав, например, на получение профильной консультации в электронной, устной и письменной форме. Эта норма прописана в ч. 2 ст. 264 ФЗ №289.
Правила перевозки и оформления таможенных грузов в рамках отведенных сроков
Как и многие процессы, в которых задействованы те или иные государственные структуры, рассматриваемые мероприятия реализуются в соответствии с достаточно строгими и сжатыми временными регламентами. Все инструкции, касающиеся вопроса о срочности тех или иных процедур, также прописаны в ТК ТС:
Вопросы о том, как товар проходит таможню (определения и правила оформления таможенных документов), устанавливаются различными государствами на основании имеющихся на их территории правовых норм. Представленные сроки характерны именно для Российской Федерации в середине 2021 года: спустя некоторое время регламенты могут измениться вследствие тех или иных причин.
Задачи по прохождению пограничного контроля появляются перед предпринимателем далеко не в самом начале его коммерческого пути. До момента совершения описываемых процедур проходит огромное количество, например, локальных учетных мероприятий, на производственных базах самого поставщика.
Чтобы автоматизировать многие виды подобных работ, можно использовать специализированное программное обеспечение. Функционал приложения «Склад 15» от российской компании «Клеверенс» позволяет облегчить работу магазинов, учреждений и организаций, работающих в сфере e-commerce.
Ответственность
Декларант, занимающийся перевозками каких-либо грузов через границы Российской Федерации, несет определенную ответственность:
Таким образом, с проблемами сталкивается не только физическое лицо – человек, решавший набор транспортных задач, но и компания, представлением интересов которой он и занимался. Экспортно-импортные операции любого формата – это череда чрезвычайно важных, строго регламентированных процедур. Нарушения в данных рамках способны привести к катастрофическим неприятностям, сталкиваться с которыми не захочет ни один здравомыслящий гражданин или иностранец.
Тарифы ФТС
Как уже говорилось ранее, один из самых важных моментов при реализации пограничных процедур – это оплата соответствующих госпошлин. При оформлении всевозможных грузов, следующих по импортному пути, на отправителя налагается внушительное количество необходимых материальных обязательств. Размеры сборов и пошлин варьируются в зависимости от многих показателей, с учетом типа, формы и класса товара. Также на них могут начисляться величины НДС и акциза.
Основное, что должен сделать человек, занимающийся внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера (или его представитель!) – это оплатить соответствующий таможенный налог. В отдельных случаях к нему добавляется и специализированная экспортная пошлина, начисляемая отдельно. Чтобы определить, какая сумма определена для проведения выплатной транзакции, специалист должен использовать код ТН ВД.
Основные виды пограничных госпошлин на различные коммерческие грузы представлены в ст. 4 Федерального закона №5003-1. В рамках данного процессуально-юридического норматива описаны следующие типы реализуемых государством сборов:
При выдаче услуг по вычислению размеров тех или иных налоговых сборов, сотрудники ФТС учитывают огромный перечень всевозможных правовых регламентов. Так, на итоговую величину оказывают влияние показатели страны-производителя и кода ТН ВД. Также в соответствующем разделе законодательства присутствует и блок, описывающий исключения. В нем представлен перечень классов товаров, не облагаемых экспортными пошлинами.
Точные параметры тех или иных выдвигаемых правительством таможенных тарифов представлены в Постановлении №754. При этом акцизы и НДС исчисляются по нормативам, прописанным в Налоговом кодексе России. Всего в 2021 году в категорию пограничных выплат, совершаемых людьми, выполняющими транспортировку грузов, входят:
Проведение выплатных транзакций по тем или иным указанным сборам – это прямая обязанность человека, занимающегося импортом и экспортом, а также внешнеэкономической торговой деятельностью. При реализации пограничного контроля специалисты Федеральной таможенной службы в обязательном порядке проверят факт совершения сопутствующих платежей. При отсутствии сведений о пополнении нужных счетов в централизованной информационной базе данных, человек через границу пропущен не будет.
Как малому бизнесу импортировать товары на продажу
Базовые знания для начинающего импортера
Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Это счет на оплату, где указаны:
Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.
Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.
Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.
Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.
Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.
Виды транспортных документов
Способ доставки | Название транспортного документа |
---|---|
Автодорожным транспортом | Международная товарно-транспортная накладная, CMR |
Самолетом | Грузовая авианакладная, AWB |
Поездом | Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS |
Кораблем | Коносамент, он же Bill of landing |
Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.
Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.
Как оплатить инвойс в банке
Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.
А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.
За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.
Как происходит ввоз товаров в Россию
Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.
Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.
Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.
Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.
Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ
При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.
Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.
В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.
Что такое тарифное регулирование
Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.
Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.
Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.
Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:
Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.
Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.
Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.
Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.
Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.
Какие бывают виды таможенных платежей
Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:
Расскажу про каждый платеж подробнее.
Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.
Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.
Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.
Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.
Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.
Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.
Как рассчитать таможенные платежи
На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:
Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.
Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.
Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.
Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.
Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.
Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.
Пошлина за ввоз составит:
2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €
А в рублях по курсу ЦБ:
3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р
Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.
Тогда таможенная стоимость составит:
Переведем в рубли по курсу ЦБ:
Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:
(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р
Как внести таможенные платежи
Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.
Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.
В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.
Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ
Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.
Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.
На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.
Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.
Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.
Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.
Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.
А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.
Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.
Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.
Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.
Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.
Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.
Расходы на импорт пуховиков из нашего примера
Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС
Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.
Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.
За что могут оштрафовать импортера
Т—Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.
Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.
Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.
Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.
Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.
По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.
Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.
Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».
Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.
Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.
Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».
Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.
Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.
Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.
Как сэкономить на импорте
Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.
Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.
Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.
Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.
В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.
При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.
При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.
Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.