Что значит сын человеческий
Православная Жизнь
Ответы – в церковном предании.
Въедливо размышляя над таким самоназванием со стороны Бога, будем последовательны и начнем с того, что бросается в глаза в первую очередь. Итак, слова, сказанные Христом, для человека непосвященного могут быть расценены как Его признание себя самым обыкновенным представителем человечества. И действительно, в этом явлено глубокое смирение и показано мощное родством, близость к людям. Ведь Бог стал человеком во плоти, то есть максимально приблизился к нам, буквально оказался в нашей шкуре, чтобы понять, как нам помочь. Спаситель – наш «в доску», плоть от плоти, и Он – представитель человечества, свой для каждого из людей.
Но евангелисты, перенесшие произнесенные слова в текст, обозначают имя Сын Человеческий с заглавной буквы. И здесь логика также ясна: Христос есть Бог, потому Его имя и выделено особым образом, чтобы в сознании читающего два слова, пусть и важные наравне с остальными в священном тексте, не затерялись в памяти и не были упущены сознанием. Сын Человеческий – важное самоназвание, на котором Господь акцентирует внимание 65 раз.
Здесь можно было бы поставить точку в наших поисках, особенно христианам, для которых все понятно: Христос, именуя себя так, выказывал и глубокое смирение, и близкое родство с людьми, а апостолы записали еще одно из имен Бога с заглавной буквы. Но тут всплывает отрывок из таинственной Книги пророка Даниила, и мы не можем так просто завершить наше расследование: «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13–14). То есть ветхозаветный пророк, не знакомый с евангельскими истинами (тем более с ними не знакомы те, для кого через Даниила доносилось откровение), УЖЕ называет Спасителя Сыном Человеческим.
В иудейской традиции фразу «сын человеческий» можно дословно перевести как «сын Адама» (евр. «бен-адам»), то есть родственно связанный с первым человеком. У пророка Даниила виден принципиально новый подход, и его описание Сына Человеческого «с облаками небесными» создает связь с Откровением Иоанна Богослова, а главный герой повествования при сохранении привычного для иудеев имени уже наделяется Божественными свойствами и представляется как минимум Мессией. Вспомним, что Христа принято называть и Новым Адамом, то есть Человеком, Которому суждено было обратить вспять ошибки первого человека, победить грех, восстановить утраченную связь с Богом.
И вот у нас возникает уже новая цепочка смыслов. Да, Господь являет пример смирения и показывает Его родство с нами, людьми. Но Он Бог, а потому и имя Сын Человеческий требует почтительного отношения. Оставаясь кровно связанным с людьми по плоти, Христос не перестает быть Богом. Соединяя в себе Божественную и человеческую природы, восстанавливая утраченную Адамом связь, Он стирает грань, нарушенную грехопадением. Христос возносит падшую человеческую природу на Небеса. И вот Он уже не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Спаситель дает нам очередную подсказку, к чему мы должны стремиться. Будучи людьми, пришедшими в этот несовершенный мир, и сами являясь далеко не Ангелами, мы должны дорасти до того, чтобы однажды быть названными детьми Бога, с Его помощью стерев границы греха, разделяющие нас с благодатной вечностью.
Сын Человеческий
Сын Человеческий
(SonofMAN) Мессианский титул, который Иисус использовал для описания Своего небесного происхождения, земной миссии и грядущего славного будущего. Речь идет не просто о Его человеческой природе, как полагают некоторые отцы церкви и современные ученые. Имеются в виду скорее небесное происхождение и божественное достоинство Иисуса, тайна Его явления в человеческом облике и Его земная миссия, которая привела Его на крест и к славе. Истоки термина «Сын Человеческий» следует искать в ВЗ. Основным источником является Книга Иезекииля, потому что этот пророк 90 раз упоминает «сына человеческого». Например, Бог обращается к нему: «Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою» ( Иез 2:1 ).
То, что Иисус использует термин «Сын Человеческий» и многочисленные темы из Иезекииля, указывает на Его желание отождествить Себя с эсхатологическим пророком, Который, подобно Иезекиилю ( Иез 4 ; Иез 7 ; Иез 10 ; Иез 22 ; Иез 40 ), должен был сказать последнее слово о разрушении Иерусалима и восстановлении Царства Божьего в Израиле ( Мф 23-24 ; Деян 1:6-8 ).
Понятно, что Иисус считал этот отрывок пророчеством о Себе: Своем воплощении, вознесении и наследовании Царства Божьего. В евангелиях термин «Сын Человеческий» используется около 80 раз, когда Иисус таинственно, косвенным образом говорит о Себе (у Матфея — 32 раза; у Марка — 14 раз; у Луки — 26 раз; у Иоанна — 10 раз).
Во всех этих отрывках переданы речи Иисуса, и никто другой не обращался к Нему как к «Сыну Человеческому». В некоторых текстах это упоминание кажется отдельным толкователям достаточно загадочным, и они утверждают, что Иисус говорит о другом человеке. Подобная тень сомнения присутствует только в одном месте у Иоанна, где толпа спрашивает Иисуса: «Кто Этот Сын Человеческий?» ( Ин 12:34 ).
В большинстве текстов совершенно ясно, кто имеется в виду. Иногда это очевидно: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — и далее: «А вы за кого почитаете Меня?» ( Мф 16:13,15 ).
Обычно делается вывод, что Иисус использовал этот термин в качестве Своего мессианского титула, чтобы одновременно и быть скромным, рассказывая о Своей личности и миссии, и передавать их возвышенное содержание, которые Он собирался явить. Он мог сделать это с достаточной долей оригинальности, потому что этот титул не был связан ни с какими неверными народными представлениями о Мессии. В остальной части НЗ термин встречается только четыре раза. В Деян 7:56 Стефан говорит: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». В Евр 2:6 цитируется Пс 8:5 по отношению к Иисусу. Наконец в Откр 1:13 ; Откр 14:14 излагаются видения «подобном Сыну Человеческому», Который, без сомнения, является прославленным Иисусом. В синоптических евангелиях первая тема откровения Иисуса о Себе связана с использованием титула «Сын Человеческий» и касается Его пришествия на землю для выполнения мессианской миссии. Текущее земное состояние Иисуса в общих чертах сравнивается с Его предыдущей небесной славой в словах: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф 8:20 ; Лк 9:58 ).
Это высказывание означает, что Сын Человеческий отказался от Своего небесного дома, чтобы пострадать от всех унижений Его земного служения ( Флп 2:5-11 ).
Иисус использовал этот титул, когда претендовал на божественные прерогативы: «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф 12:8 ; Мк 2:28 ; Лк 6:5 ).
Божественный институт субботы не может пересматриваться обычными людьми. Но так как Иисус — небесный Сын Человеческий, Он имеет право быть господином и субботы, ведь Он — Тот Самый Господь, что учредил субботу ( Быт 2:2 ; Исх 20:8-11 ).
После исцеления паралитика в Капернауме Иисус заявил, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф 9:6 ; Мк 2:10 ; Лк 5:24 ).
Раньше прощение грехов исходило с небес и от Бога, но теперь прощение исходит от Иисуса в Капернауме. Другая сторона использования Иисусом титула «Сын Человеческий» касается Его страданий, смерти и воскресения в славе как таинственного метода свершения Его земной миссии в качестве Сына Человеческого. Иисус начал объяснять эту тему страстей после того, как Петр признал Его Мессией и Сыном Божьим ( Мф 16:16 ).
Иисус использовал также титул «Сын Человеческий», чтобы учить о Своем втором пришествии. Как Сын Человеческий Иисус вернется на землю с небес в славе Своего Отца, с ангелами ( Мф 16:27 ; Мк 8:38 ; Лк 9:26 ).
Во-первых, Он воссядет по правую руку Бога, а потом придет снова ( Мф 26:64 ; Мк 14:62 ; Лк 22:69 ) с облаками ( Мф 24:30 ; Мк 13:26 ; Лк 21:27 ).
Это пришествие будет неожиданным ( Мф 24:27 ; Лк 12:40 ), как молния или Ноев потоп ( Мф 24:37 ; Лк 17:24 ).
Он придет для того, чтобы собрать избранных, судить все народы земли ( Мф 19:28 ; Мф 25:32 ) и восстановить в мире изначальную праведность ( Мф 19:28 ; Мф 25:46 ).
В этих отрывках акцент смещается с текущей победы Иисуса в Его страданиях и воскресении на окончательную победу Сына Человеческого в момент Его второго пришествия. Здесь драматический акцент снова ставится на небесном происхождении и божественных прерогативах Сына Человеческого. Иисус, Сын Человеческий, будет последним Судьей ( Деян 17:31 ).
В Евангелии от Иоанна есть свой, только здесь имеющийся материал о Сыне Человеческом. Здесь сказано, что ангелы сходили и восходили к Сыну Человеческому ( Ин 1:51 ), а значит, Он — вечно существовавшая личность, сошедшая на землю с небес ( Ин 3:13 ; Ин 6:62 ).
Его вознесение йа крест даст вечную жизнь тем, кто верит в Него ( Ин 3:14 ).
Сын Человеческий ( Ин 3:14 ) — также Сын Божий ( Ин 3:16 ), единственный Сын Бога ( Ин 1:18 ; Ин 3:18 ).
В Евангелии от Иоанна титул «Сын Человеческий» явно равнозначен титулу «Сын Божий». Он указывает на Его Божественность, вечное существование, небесное происхождение и божественные прерогативы. Он утверждает, что Его нынешнее земное состояние принято в целях откровения и для страстей, и Его будущую эсхатологическую славу. Отец дал Сыну Человеческому власть воскрешать мертвых и судить мир ( Ин 5:25-27 ).
Сын Человеческий
Выражение «Сын Человеческий» было хорошо известно в ветхозаветные времена. Оно употреблялось для обозначения человеческой слабости, несовершенства, беспомощности и зависимости от Бога.
Например, Псалтири, в восьмом псалме, который представляет собой хвалебную песнь Давида Богу за Его блага в прекрасно устроенной Вселенной, есть такие слова:
«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»
Давид поражается замыслу Бога о мире и тому, что человек поставлен главою сотворённого мира. И в этом автор усматривает необыкновенное Божье благоволение к нему.
Или же как в Книге Бытие (цитата):
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».
В общем смысле так назывались все люди, естественно ничтожные перед величием Господа. Но в данном случае, повествующем о строительстве башни, речь идёт только о нечестивых представителях Хамова племени, бросивших вызов Богу. С этим значением известны и другие синонимичные выражения: «сыны адамовы» и «сыны персти», то есть праха.
А вот у пророка Даниила значение выражения «Сын Человеческий» приобретает иной смысл. Здесь мы встречаем его в значении: «Царь, исполненный власти и славы» (цитата):
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».
В Новом Завете выражение «Сын Человеческий» объединило в себе все значения, данные ему пророками Ветхого Завета, и добавило новые.
В Евангелии от Луки оборот «Сын Человеческий» появляется уже со значением «МессИя». Процитируем первоисточник:
«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Толкование уточняет, что «Сыном Человеческим» Иисуса Христа не называли другие, а только он Сам. В последствии, это выражение было понято в мессианском смысле и Его учениками.
Если довериться источникам, то в Евангелии от Матфея словосочетание «Сын Человеческий» употребляется тридцать раз, у евангелиста Марка тринадцать, у Луки двадцать четыре, а у Иоанна — двенадцать раз.
Сегодня выражение «Сын Человеческий» употребляется в двух значениях. В первом так говорят о человеке, как о простом смертном. Во втором — оно является именованием Господа Иисуса Христа.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Сын Человеческий
Сын Человеческий (евр. бен-адам, арам. бар-енаш) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ).
В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях.
В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф 17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве, – см.).
Литература:
Что значит сын человеческий
Иисус упоминается как «Сын Человеческий» 88 раз в Новом Завете. Что это значит? Не Библия ли говорит, что Иисус был Сыном Божиим? Как в таком случае Иисус может быть Сыном Человеческим? Первым смыслом фразы «Сын Человеческий», является ссылка на пророчества Даниила 7:13-14: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его—владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». «Сын Человеческий» — был мессианским титулом. Иисус есть Тот, Кому дано владычество и славу и царство. Когда Иисус использовал эту фразу, связывая с Собой, Он был относил пророчество о «Сыне Человеческом» к Себе. Евреи того времени были бы тесно знакомы с этой фразой. Иисус провозглашал Себя Мессией.
Второй смысл фразы «Сын Человеческий» заключается в том, что Иисус был поистине человеком. Бог называл пророка Иезекииля «Сыном Человеческим» 93 раза. Бог просто называл Иезекииля человеком. Сын человеческий — человек. Иисус был полностью Богом (Иоанна 1:1), однако он также человек (Иоанна 1:14). 1 Иоанна 4:2 говорит нам: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;» Да, Иисус был Сыном Божиим — Он был в Его сути Бог. Да, Иисус был также Сыном Человеческим — Он был в Его сути человеком. Таким образом, выражение «Сын Человеческий» указывает на то, что Иисус есть Мессия, и что Он является поистине человеком.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.