Что значит святой предрек победу
Судьбоносное благословение на Куликовскую битву
В этой рубрике мы расскажем о том, какую роль играла в нашей истории церковь и как вера помогала в переломные моменты различных эпох.
Многие знают, что в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от ордынского ига, большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Но не всем известно, что ход знаменитой битвы Пересвета с Челубеем имеет несколько оценок и толкований.
Защитники родины из брянских бояр
Предположительно, оба инока происходили из брянских бояр и славились воинским мастерством. Возможно, Александр Пересвет стал монахом ещё в Ростовском Борисоглебском монастыре, а уже позже оказался вместе с Ослябей, принявшем в постриге имя Андрея, в Троице-Сергиевом монастыре и стал учеником знаменитого радонежского чудотворца.
Божественное заступничество
Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.
Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов – Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием. Известие об их участии внесло дополнительное спокойствие в русское войско. Ещё большее успокоение внесла битва Пересвета с Челубеем. Это был ритуальный «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.
Погибли за правое дело
По одному из преданий, Андрей Ослябя также погиб в бою на Куликовом поле. Рассказывали, что инок первым ринулся в бой после гибели Пересвета. Он же отнёс раненого князя Дмитрия в сторону под берёзу, где его и нашли после сражения.
Причислены к лику святых
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были погребены в Москве рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Оба инока-воина причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7(20) сентября.
История двух монахов стала яркой иллюстрацией активного и плодотворного участия православной церкви в жизни страны. Память об этой победе русских войск сохраняется и благодаря реализации проектов Российского военно-исторического общества. В частности, Тульское отделение РВИО проводит большую работу по сохранению исторического ландшафта Куликова поля.
Куликовская битва — доклад по чтению 4 класс
Ну вот и вы в 4 классе! Литературное чтение не устает баловать нас новыми заданиями. На этот раз требуется составить рассказ (доклад) о Куликовской битве по опорным словам.
Задание
куликовская битва доклад по чтению
Рассказ о Куликовской битве
В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет они хозяйничали на русской земле и взимали дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.
На битву князь просил благословения у Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.
10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.
Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.
Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле битвы.
В честь победы в этой битве князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.
Великая победа на Дону имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside
Краткий рассказ о Куликовской битве по опорным словам: где найти готовый?
Литературное чтение 4 класс. Где найти готовый рассказ о Куликовской битве по опорным словам?
Предлагаю ниже готовый рассказ о Куликовской битве по литературному чтению для 4 класса (по заданию 6 на стр. 29 учебника) по опорным словам:
История России богата событиями. С 10 по 14 век Русь находилась под татаро-монгольским игом, русичи платили дань Золотой орде, воины Орды совершали набеги на русскую землю, сжигая поселения, убивая и пленяя людей. Русские княжества были раздроблены, воевали между собой и не могли дать отпор врагу.
К концу 14 века Золотая Орда начала ослабевать, между частями Орды велись междоусобные войны. В 1374 году Московское княжество, во главе с князем Дмитрием Донским, перестало платить дать Орде. Летом 1380 года Московский князь Дмитрий Иванович Донской узнал о готовящемся наступлении войска монголо-татарской орды под предводительством Мамая на русские княжества и стал готовиться к битве:
-10 августа армия вышла из Кремлевских ворот, а 15 августа 1380 князь с дружиной приехал в Свято-Троицкий монастырь, молился о победе вместе с Сергием и получил благословение святого. Святой предрек победу русскому войску. Монах Александр Пересвет присоединился к войску Донского.
В это же время войска Мамая продвигались на север, их численность также была близка к 100 тыс. Литовские войска и Рязанский князь шел на объединение с Мамаем.
Войско Дмитрия Донского перешло Дон и разделилось на части (основное войско и засадные полки). «Положим, братья, головы за земли русские» – так напутствовал князь своих воинов ранним утром 8 сентября 1380 года. Князь переоделся в одежду простого воина, а княжескую отдал своему помощнику. Войска противников стали сходиться. Бой начался с героического поединка татарина Челубея и инока Александр Пересвет, воины убили друг друга. Русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке, ордынцы напирали. Ударом копья был убит помощник князя Донского, одетый в княжескую одежду. Тут из засады вышли резервные полки и ордынцы с Мамаем в ужасе стали отступать. Князь Дмитрий Иванович был ранен копьем, но остался жив в этой битве, после такой победы, его стали называть Донским.
В этой битве русские победили, благодаря вере в свою правоту, хорошей подготовке к сражению, таланту Дмитрия Донского. Он удачно выбрал место сражения, не дав Мамаю объединиться с войсками литовского князя Ягайло и Князем Олегом Рязанским, устроил засадные полки.
На Куликовом поле русскими была одержана важная победа, которая дала начало к свержению Татаро-Монгольского ига, показала силу русских княжеств, стала толчком к их объединению.
Государственной Третьяковской галерее сохранилась Икона Донской Божьей матери, которую подарили донские казаки Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.
Молитва Благословение на Куликовскую битву
Судьбоносное благословение на Куликовскую битву
Евгения Галимзянова
VK
FB
TW
OK
80289
В этой рубрике мы расскажем о том, какую роль играла в нашей истории церковь и как вера помогала в переломные моменты различных эпох.
Многие знают, что в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от ордынского ига, большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Но не всем известно, что ход знаменитой битвы Пересвета с Челубеем имеет несколько оценок и толкований.
Защитники родины из брянских бояр
Предположительно, оба инока происходили из брянских бояр и славились воинским мастерством. Возможно, Александр Пересвет стал монахом ещё в Ростовском Борисоглебском монастыре, а уже позже оказался вместе с Ослябей, принявшем в постриге имя Андрея, в Троице-Сергиевом монастыре и стал учеником знаменитого радонежского чудотворца.
Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.
Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов – Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием. Известие об их участии внесло дополнительное спокойствие в русское войско. Ещё большее успокоение внесла битва Пересвета с Челубеем. Это был ритуальный «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.
Погибли за правое дело
По одному из преданий, Андрей Ослябя также погиб в бою на Куликовом поле. Рассказывали, что инок первым ринулся в бой после гибели Пересвета. Он же отнёс раненого князя Дмитрия в сторону под берёзу, где его и нашли после сражения.
Причислены к лику святых
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были погребены в Москве рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Оба инока-воина причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7(20) сентября.
История двух монахов стала яркой иллюстрацией активного и плодотворного участия православной церкви в жизни страны. Память об этой победе русских войск сохраняется и благодаря реализации проектов Российского военно-исторического общества. В частности, Тульское отделение РВИО проводит большую работу по сохранению исторического ландшафта Куликова поля.
Молитва о воинах в день Куликовской битвы
21.09.2019 18:43
21 сентября, в День победы русских полков во главе со святым благоверным великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.), после Всенощного бдения в храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове была вознесена заупокойная молитва о почивших русских воинах на поле Куликовом.
После вечернего Богослужения была отслужена заупокойная лития о защитниках Руси, отдавших свои жизни за Православную веру и Родину.
Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.
Предпосылки Куликовской битвы
Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.
Подготовка к сражению – куликовская битва
События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:
Князь рязанский – Олег.
Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.
Подготовка русских войск
Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:
Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.
7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.
Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.
Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.
В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!
Историческое значение Куликовской битвы
Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.
Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.
Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.
Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.
1 Поединок Пересвета с Челубеем
2 Молитва перед боем
3 Покуда стоит Россия
4 Правда о схватке Пересвета и Челубея
5 Молитва пересвета перед боем
6 Павел Рыженко — «Победа Пересвета»
7 Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)
Поединок Пересвета с Челубеем
Со стороны несметной вражьей рати
Спешит на поединок перед боем,
На русских изрыгнув поток проклятий,
Как демон, беспощадный мрачный воин.
Копьё огромное в ручищах наготове.
Глумливым смехом утро оглашая,
Он жаждал только золота и крови
Под визг ордынцев алчного Мамая.
Летел над полем ор его гортанный.
И, над Творцом болванов возвеличив,
Своим бездушным мерзким истуканам
Сулил для жертвы славную добычу.
То был из секты воинов «бон-г-по»
Наёмник, Челубей Тамир-Мурза.
Да, с ним тягаться будет нелегко!
Налиты кровью волчие глаза.
Непобедимым был в трехстах сраженьях
Татарский воин-злобный «Голиаф».
Взирая на противников с презреньем,
Считал, что кто сильнее, тот и прав.
На поединки эти перед боем,
Для устрашения противника морально,
Орда его возила за собою.
Смысл поединка был тогда сакральным.
Но Пересвет наш — опытный вояка.
Пока хулил наёмник русских грязно,
Он понял, где зарыта тут собака,
Внимательным его обмерив глазом.
За счёт копья враг был неуязвимым.
Его копьё на локтя два длиннее.
Будь ты хоть храбрецОм неустрашимым,
Но шанса нет достать до Челубея.
И план созрел у воина-монаха :
Приблизиться он сможет к басурману,
Кольчугу сняв защитную без страха,
Приняв пробитую копьём сквозную рану.
От авангарда русских отделился
Соперник в странном чёрном облаченьи.
С таким врагом он отродясь не бился.
Застыл язычник, глядя с изумленьем.
Не знал поганый в злобе и надменьи,
Что русский поединщик перед битвой
Был, как щитом покрыт благословеньем,
А облачён лишь в схиму и молитву.
В крестах его монашеская схима…
И тут чутьём звериным ощутил он
Грядущей смерти вкус неуловимый.
И страх внезапный пробежал по жилам.
И развернулись на конях друг к другу.
И, копья вскинув, понеслись навстречу.
Один в непрерываемую муку.
Другой к блаженству, жизни в Боге вечной.
И, предвкушая лёгкую награду,
Орда взревела тысячами глоток,
Покрыв до горизонта воздух смрадом.
Дохнула едким запахом и потом.
Глаза горят на озверелых лицах.
Рты призывают демонов в подмогу…
Всем сердцем стали русские молиться,
Всё упованье возложив на Бога.
Но не успели толком, что такое,
Ни русские понять, ни басурмане –
Как Пересвет верхом вернулся с боя.
И рухнул «Голиаф» смертельно ранен.
Тут охватил златоордынцев ужас –
Смерть поединщика недобрая примета.
А вороньё над полем хищно кружит.
Нет, не видать сегодня им победы.
А, что же Пересвет? Вернувшись с поля,
Упал на руки брата Ослябяти…
Окончен тела путь в земной юдоли.
А душу ангел взял в свои объятья…
Молитва перед боем
Вечное Синее Небо,
Дай мне удачи в судьбе!
Дай мне вина! Дай мне хлеба!
Дай мне победы в борьбе!
Тёмное ты теперь, в тучах…
Знаешь ты всё про меня.
Дай твоих сил мне могучих!
Меч дай! И дай мне коня!
Я поскачу на край света.
Там в бой с драконом вступлю.
Все мои мысли – об этом!
Может, себя я сгублю…
Страшный дракон-повелитель
Солнце с луной проглотил.
В чёрную спрятал обитель
Правду. Добро запретил.
Нет ни покоя, ни места
Мне с той поры, как злодей
Наше пожёг королевство —
Много домов и людей.
Я прочитаю молитву.
Друга-коня обниму.
И на смертельную битву
Меч-кладенец подниму.
Покуда стоит Россия
С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.
Читайте так же: Молитва об усопшем на русском
Молитва Пересвета перед поединком
худ. П. Рыженко
На поединок
худ. П. Рыженко
Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра
В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.
С самого начала боя монголы были деморализованы.
Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.
Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.
К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.
При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».
Читайте так же: Молитва за мать умершую
Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.
Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.
«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.
Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.
Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Молитва пересвета перед боем
Воины Духа земли русской. Пересвет
Авилов Михаил Иванович (1882-1954) Поединок Пересвета и Челубея
Видео (кликните для воспроизведения).
Если воин и государь-полководец Александр Невский завершил свою жизнь в монашеской схиме (он почил в Фёдоровском монастыре города Городца под Нижним Новгородом), то другой, не менее значимый в истории Отечества воин-монах – Александр Пересвет – вступил в свой последний бой уже будучи иноком. Как странно и причудливо прорисовывает Промысел Божий узоры людских судеб, предначертанных к великому подвигу ради Отечества!
Павел Рыженко. Молитва Пересвета
Из летописей известно, что знатные мужи Пересвет и Ослябя до поступления в монастырь успели достичь больших высот в ратном деле. А когда на Русь надвинулась чёрная туча полчищ Мамая, и святой князь Димитрий Донской начал собирать воинство для решающей битвы, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Димитрия на схватку с ордынцами, но и отрядил в его войско богатырей Пересвета и Ослябю. Одно это, по свидетельству современников, ощутимо подняло дух русского воинства: обоих в народе знали, уважали и чтили.
Читайте так же: Молитва чтобы уснул малыш
Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя». 2012
Но Пересвету предстояло нечто большее. Именно он принял вызов на смертный бой от непобедимого ордынского богатыря Челубея перед началом сражения. Челубей был не только выдающимся воином. В орде ему приписывали магическую несокрушимость и даже бессмертие. На него смотрели как на полубога. Челубей и внешне выглядел мощнее Пересвета. Казалось, исход поединка был предрешен.
Какая неведомая Высшая Сила подсказала русскому герою, как победить мощного врага? Ведь Пересвет сделал, наверное, то, что до него не делал никто. Неожиданно для всех, вопреки логике и здравому смыслу, он сбросил с себя доспехи и в одной рубахе на лихом коне бросился в атаку. Копьё Челубея было существенно длиннее русский копий. Зная это, Пересвет позволил противнику пронзить себя насквозь, чтобы, приблизившись к нему вплотную, поразить в сердце «бессмертного» ордынского богатыря. Оба испустили дух.
Дмитрий Донской (на коне), Пересвет и Челубей (убиты) на Куликовом поле. Гравюра. 19 век. Автор неизвесте, возможно, Борис Артемьевич Чориков (1802–1866)
Но, по преданию, Челубей сразу рухнул на землю, а Пересвету хватило сил, чтобы вернуться в строй. Там, с молитвой ко Господу, он и умер.
Павел Рыженко. Победа Пересвета. 2005
Сила этого беспримерного мужества оказало столь мощное воздействие на русских ратников, что после кровопролитной сечи враг впервые понес столь масштабное поражение. Да, вскоре хан Тохтамыш сумел отомстить дерзким русским за Куликовское поражение. Он осадил и сжег Москву. Но победный духовный импульс, рожденный на Куликовом поле, уже крепко поселился в сердцах народа и знати. Святой Руси предстоял еще долгий путь к окончательному освобождению от ордынского ярма, и он отнюдь не был усеян розами. На этом пути случались победы и поражения, измены и подвиги, спады и подъемы. Тем не менее, именно Куликово поле по праву считается исторической отправной вехой, с которой, после долгих веков уныния и раздоров, началось трудное восхождение Русского мира к новым историческим высотам. Это невозможно оспорить.
Кадр из мультфильма Пересвет и Ослябя
Каждому из нас стоило бы хотя бы однажды выделить несколько минут своего драгоценного времени, чтобы душою погрузиться в то тревожное и славное время. Ведь Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя нам не чужие. Это наши предки, дух коих наверняка теплится в наших остывающих сердцах. Этот дух настойчиво требует возрождения, он никогда не смирится с любой формой порабощения и растления Отечества. Победная духовная эстафета от самодержца к полководцу, от монаха-воина к суворовскому чудо-богатырю нескончаемой линией тянется сквозь века нашей истории. И для нас уже не секрет, что понятия «монах» и «воин» — отнюдь не антиподы, что это не более, чем две стороны одной медали, два взаимосвязанных образа служения людям и Богу.
Вот и сегодня, когда временно поник наш народный дух под гнетом либеральных псевдоценностей, когда чужеродная «культура греха» добирается «до самых до окраин», великаны прошлого, словно встают из своих гробниц, взывая к тем сокровенным и вечным струнам, которые найдутся в каждой честной русской душе. Может быть, необязательно и не каждому предстоит подставлять свою грудь вражескому копью, как это сделал Александр Пересвет. Но перед каждым – и это совершенно точно! – однажды встаёт выбор: с кем ты, на чьей стороне ты ведешь свой незримый бой? Какой след ты оставишь в истории своей Родины.
Павел Рыженко — «Победа Пересвета»
Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.
Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.