Что значит священник ушел в раскол
Успенский храм село Михеево
Официальный сайт православного прихода Успенского храма с. Михеево
Что такое раскол и как отличить раскольников?
Понедельник, 04.03.2013 13:47
Многие местные жители общались с людьми, ходящими по домам и предлагающими поговорить о Боге. Пообщавшись с ними, большинство понимает, что это сектанты (чаще всего свидетелиИеговы), и прерывают разговор. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник—это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная православная церковь», «древлеправославная церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же Православная Церковь. Но нет…
Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)—человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.—в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии—преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается—здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.
Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.
Почему уходят в расколы?
Раскол в Церкви. Страшный смертный грех отделение от Тела Христова. Раскол как кровоточащая рана, это боль Церкви о заблудших чадах. Он скорбью отзывается в душе каждого православного. Раскол вызывает разделение не только в Церкви, но и в семьях, и в душах людей. Что становится причиной того что люди уходят из Церкви?
Опишем несколько примеров: В N-ской епархии женский монастырь с настоятелем игуменом ушел в раскол из-за ИНН. По крайней мере, именно это было явной причиной. Из другого женского монастыря архимандрит с игуменией и сорока сестрами просто ушел, поселившись в деревне. Кстати, они не ушли в раскол, а просто ушли. Здесь причиной было уже не ИНН и паспорта, а нечто другое. В одном селе настоятель очень уважаемый человек со своим приходом ушли в раскол по причине в основном несогласия с тем, что делалось в епархии. Чья в этом вина? Несомненно, самих ушедших. Ересь, раскол – это грех ума, гордость, самомнение. И уходят то те, кто действительно был заметным человеком, кто много делал для Церкви. Но это не оправдание раскола.
Вспомним церковную историю, Отец Церкви святитель Иоанн Златоуст, был изгнан и умер в ссылке, осуждён целым собором, но он не стал творить греха, не ушел в раскол, а претерпел и теперь мы знаем такого святого. Раскольники же отрезают себя от Церкви Христовой. И в последнем случае священник с приходом целенаправленно ушли именно в раскол, отпали от Церкви, а не стали нести свой крест внутри Церкви. Но ничего не бывает без причины, что-то должно было произойти, чтобы эти люди, возомнив, к сожалению, себя судьями пошли на такой страшный и гибельный для душ человеческих шаг.
Несколько ранее в той же N-ской епархии: Некий священник бросил семью ради замужней женщины, был запрещен в служении, но чудесным образом быстро восстановлен и послан служить на дальний приход. Что удивительно, что к матушке он так и не вернулся, а свою новую подругу, также бросившую семью, устроил себе на приход бухгалтером. Далее интереснее он назначается настоятелем в городской храм, священник, служивший там и возмутившийся этим, изгоняется на нищий приход, а карьера нового настоятеля летит вверх вот он уже и благочинный и руководитель епархиального отдела. Матушка брошена, а подружка так и числится в бухгалтерах.
Другой священник, также оставивший свою семью, и поменявший уже пять, а то и более храмов, из которых его убирали по многочисленным просьбам прихожан, все продолжает служить настоятелем в городском храме. Человек властный, требующий полного послушания, что достоверно известно как он руками требовал себе подчинения от служивших с ним священников. Также продолжающего служить и далее выгоняющего то одного, то третьего, то пятого священника, которым почему-то не нравится его самодурство. Слава Богу теперь не служит.
Третий священник, где-то даже уникальный, что не может не радовать. Имеющий гарем из нескольких женщин и детей от них. Сидевший в тюрьме за преступления совершенное в священном сане, вдруг недолго после отсидки начинает служить в очень видном городском храме, а потом назначается настоятелем на приход рядом с городом. Еще надо учесть, что в этом храме недавно произошёл раскол и назначение такого настоятеля только его усугубило. При предыдущем настоятеле, только за две недели из раскола вернулось 6 человек. Предыдущий настоятель, служивший там и посчитавший себя недостойным, чтобы служить с таким уникальным священником выгоняется на вольные хлеба, несмотря на его многочисленных детей.
Вот такие удивительные истории, которые автор знает достоверно.
Автор служил настоятелем в храме после произошедшего там раскола и испытал на себе и злобу, клевету и оскорбления со стороны ушедших в раскол, но автору понятны причины которые могли послужить этому. Как мы пастыри должны быть внимательны к своим поступкам, чтобы своим поведением, жизнью не подать соблазн прихожанам или своим собратиям священникам. Как от каждого нашего дела, а то и слова зависит, пойдут люди ко Христу, пойдут в храм или изменят Богу.
Раскол это страшный грех, смертный грех, но не соучастники, ли его те, кто, преступая каноны церковные, устав Церкви подает соблазн верующим творя беззаконие и неправду.
История получила продолжение. Пошла так сказать по второму кругу. Помните историю: Некий священник бросил семью ради замужней женщины, был запрещен в служении, но чудесным образом быстро восстановлен и послан служить на дальний приход. Что удивительно, что к матушке он так и не вернулся, а свою новую подругу, также бросившую семью, устроил себе на приход бухгалтером. Далее интереснее он назначается настоятелем в городской храм, священник, служивший там и возмутившийся этим, изгоняется на нищий приход, а карьера нового настоятеля летит вверх вот он уже и благочинный и руководитель епархиального отдела. Матушка брошена, а подружка так и числится в бухгалтерах.
Так вот этого товарисча снова назначили на тот же городской столичный приход, а там служит священник, который в прошлый раз возмутился этим беззаконием. И что Вы прикажите делать этому священнику идти на сделку с совестью, предавать Христа, соглашаться с беззаконием? Или поступить по совести, по заповедям Божиим и канонам Церковным? А это значит, в очередной раз идти на гонения, полную нищету, преследования. Помните там у этого священника еще и многодетная семья. Пророк Иоанн обличал незаконную связь Ирода и был убит за это. Святитель Иоанн Златоуст был изгнан и умер в ссылке по злобе императрицы. Будем делать, как велит совесть. Но соучаствовать беззаконию, что молчанием, что соглашательством значит предавать Христа. Человечек, который у нас всем управляет хорошо просчитал, как изгнать этого священника, не получилось издевательствами, не выплаченными зарплатами, отпускными и пр. Он прекрасно знает, что этот священник не будет служить вместе с новым настоятелем, что для него храм святое место, тем более он посвящен святой семье, и что он не будет соучаствовать в осквернении храма.
Дошло до того что и сами священнослужители оставляют своих жен и детей, кто под видом благочестия, а кто творя явный грех. Попросту попирая заповеди Божии и каноны Церкви.
«13 правило Трульского Собора: Священнослужитель, изгоняющий от себя законную супругу под видом благочестия, подлежит отлучению от священнодействия, а в случае упорства извергается из сана; последнему наказанию подлежит и тот, кто принуждает священнослужителя разлучиться со своей законной супругой» Журнал Московской Патриархии №1, 2012г. Стр.41.
Почему люди уходят в раскол? Главные причины
Редакция портала «Православная жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) назвать основные причины отпадения человека от Церкви и ухода в раскол.
– Об этих причинах говорили разные святые и учителя Церкви на протяжении многих веков.
Но я бы хотел остановиться на словах святителя Игнатия Брянчанинова.
Одной из главных причин ухода в раскол, отпадения от Церкви Христовой, святой считал самомнение:
«Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точного повиновения Святой Церкви, умнее ее; оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо – грех, не терпит благоухания для них смертоносного, убийственного благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод – смирение. Спаситель мира сказал: ‟блаженны нищие духом, блаженны алчущие ныне, блаженны плачущие ныне – и горе вам, насыщенные нынеˮ (Лк. 6:20–21, 25)».
Как правило, тщеславие ловит в свои сети талантливых людей, которые чувствует свое превосходство над другими в своих знаниях, умениях, энергии, разносторонних талантах. Эти люди, действительно, многое умеют и знают, щедро одарены. Но они не понимают, к сожалению, главного: все эти таланты даны им Богом для служения Ему. Они же присваивают все заслуги себе и служат своему тщеславию, которое порабощает их ум и сердце.
Еще одной причиной может быть то, что люди перестают слушать свое сердце, совесть, а все решают умом.
Безусловно, трезвомыслие обязано присутствовать в наших рассуждениях, но оно не должно забивать голос сердца. Когда во всем ищешь рациональную выгоду, теряешь веру. Добро и зло не объясняются разумом, а постигаются жизнью, посредством исполнения заповедей Господних, послушания Богу и Его Церкви, смирения перед святой волей Божией.
«Различать добро от зла принадлежит сердцу – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжает способность совершать принадлежащее ему дело – то и другое засвидетельствовал апостол: ‟Совершенных же есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и злаˮ (Евр. 5:14)», – рассуждает свт. Игнатий Брянчанинов.
От послушания рождается истинное смирение. Вне послушания Богу и Его Церкви, нет ни истинного смирения, ни духовного умного размышления –только иллюзия и ложь, выстроенная на самообольщении.
Существуют и другие причины отпадения от Церкви. Это и маловерие, и разрушение личности под воздействием различных факторов и испытаний, с которыми она не справляется, и «дурная компания», когда неокрепший в вере человек подпадает под влияние противостоящих Христу и Его Учению, и многое другое.
Падение человека всегда прискорбно. Поэтому Церковь постоянно молится об отпавших и заблудших чадах, не оставляя надежду на раскаяние и возвращение в Ее лоно.
Будем же уповать на милость Божию ко всем нам! Не будем забывать, что всем хорошим мы обязаны только нашему Творцу, а плохим – нашим грехам и страстям!
Будем внимательны к Слову Божию, которое, как спасительная нить, выведет нас из любой сложной ситуации и поможет найти верную дорогу к Господу.
«Попы-расстриги»: Почему священники отрекаются от сана
Бывший настоятель одного из храмов Санкт-Петербурга Владислав Анцибор заявил, что прекращает священническое служение, поскольку уже давно сменил мировоззрение, в качестве повода к отречению от сана использовав. коронавирус.
«Чертей со сковородкой я уже не боюсь» – именно таким, весьма странным и даже глумливым заявлением завершил своё первое после отречения от православной веры интервью бывший протоиерей Владислав Анцибор. Человек, прослуживший в священном сане около четверти века и неожиданно для многих верующих публично от него отрекшийся (в качестве формального предлога использовав коронавирус, к которому Церковь якобы относится «не так»). Формально бывший настоятель одного из храмов Северной столицы ещё не «расстрижен» (в церковной древности был такой обряд, однако он уже давно не применяется, достаточно указа об извержении из сана), но по факту «расстригой» уже стал.
Понимая, что случившееся – глубокая трагедия не только для самого гражданина Анцибора, пусть даже сам он этого и не осознаёт, но и для Санкт-Петербургской епархии и всей Русской Православной Церкви, считаю недопустимой даже малейшую иронию по поводу случившегося. Но поскольку информация уже разлетелась очень широко, предлагаю коротко разобрать проблему, слегка приоткрыв церковную «внутреннюю кухню» и ответив на вопрос: почему некоторые священники отрекаются от сана и какие из этого стоит делать выводы.
От Иуды до Гапона
Для начала стоит сказать, что сама эта проблема не нова. Даже среди двенадцати учеников Христа, первых апостолов, нашёлся Иуда Искариот, предавший своего Учителя, но не нашедший сил для покаяния, а потому закончивший свои дни трагически – в петле. Статистика сегодняшних священнических отречений далеко не столь печальна. Но и важно отметить, далеко не каждого клирика, оставившего сан, можно сравнивать с евангельским Иудой. Дело в том, что служение оставляют не только из-за отречения от веры или предательства Церкви. Существуют куда более прозаические причины.
Семья дореволюционного священника. Сегодняшние священнические семьи тоже обычно многодетные. Фото: pravoslavie.ru
Но как быть, к примеру, ещё относительно молодому священнику-вдовцу, да ещё и с несколькими детьми «по лавкам»? В случае с несовершеннолетними детьми вариант принятия монашества отпадает. Каждый ли мужчина сможет жить в миру один, сохраняя целомудренный образ жизни, только исключительно ради сохранения священного сана? Увы, ответ очевиден. А потому число второбрачных расстриг во все времена было немалым. И здесь перед священноначалием стоит очень серьёзная задача: не допустить, чтобы оставивший сан по этой, скажем так, «уважительной причине» отошёл от Церкви. Желательно – предоставить ему такое церковное послушание (работу), которое позволит кормить семью.
Другая проблема – конфликты со священноначалием. Все мы живые люди и нередко конфликтуем со своим руководством, порой забывая о рисках. Но если поскандалившему со светским начальником найти новую работу возможно даже в условиях финансового кризиса, то священнослужителю перевестись в другую епархию к другому архиерею – куда труднее. И в этом есть своя правда: каждый служитель Церкви даёт присягу, во многом напоминающую воинскую. А представить, чтобы какой-нибудь командир роты самовольно перешёл в другую военную часть, просто невозможно.
В итоге ряды расстриг, а чаще – не лишённых сана, но запрещённых в служении священников, нередко пополняются и из-за «производственных конфликтов». И вот именно здесь у клириков нередко возникает соблазн уйти в раскол. То есть продолжить свою прежнюю деятельность, только не в Церкви, а в каких-либо псевдоправославных сообществах, именующих себя «Церквами». Самые яркие примеры – советские раскольники-обновленцы и украинская националистическая лжецерковь ПЦУ, созданная на базе так называемого Киевского патриархата, основанного бывшим митрополитом – расстригой Филаретом (в итоге преданным анафеме гражданином М. А. Денисенко). Увы, есть подобные структуры и в России (благо, менее массовые и активные).
Важно понимать: с церковной точки зрения, уход в раскол – грех куда больший, нежели оставление сана при сохранении верности Церкви. Здесь аналогия с Иудой уже работает по полной. Хотя есть абсолютно искренне убеждённые в том, что именно их раскол – это «Церковь», а настоящая Церковь – это «раскол». Однако это уже другая, очень сложная и объёмная тема, к которой мы, быть может, ещё вернёмся.
Наконец, у некоторых людей, таких, как уже упомянутый Владислав Анцибор, случаются мировоззренческие кризисы. Очевидно: «невольник – не богомольник», заставить верить неверующего – невозможно. А наверное, каждый верующий сталкивался с проблемой «выгорания» веры. Это происходит по разным причинам, нередко семейно-бытовым, иногда из-за тех же «производственных» конфликтов. В итоге личные кризисы некоторые священнослужители выдают за мировоззренческие и религиозные и оставляют не только сан, но и Церковь.
Более того, иные из расстриг начинают активно хулить Церковь, обличая действующих священнослужителей так, как до этого обличали, к примеру, сектантов. То есть использовать полученный в церковных стенах проповеднический опыт с противоположным знаком, а по сути, плевать в колодец, из которого сами же вчера пили.
Порой же, как в случае с профессором Ленинградской духовной академии, бывшим протоиереем, в итоге преданным анафеме Александром Осиповым, проблемы в личной и служебной жизни сочетаются с внешним давлением. Так, советская власть сделала всё, чтобы усугубить личную трагедию Осипова и сделать бывшего служителя алтаря атеистическим агитатором-пропагандистом.
Кроме того, некоторые служители алтаря подменяют пастырское, в том числе социальное, служение политическим активизмом. Самый печальный тому пример – поп-расстрига Георгий Гапон, ставший революционером и в итоге завершивший земную жизнь подобно Иуде – в петле. В наши дни тоже можно встретить такие примеры, начиная с уже умершего бывшего священника Глеба Якунина, одного из «пламенных» либералов-западников 1990-х, заканчивая некоторыми сегодняшними клириками, активно выступившими в поддержку зачинщиков прошлогодних московских массовых беспорядков. К сожалению, подобный политический активизм нередко завершается уходом из Церкви.
«Образ буди верным»
Эти апостольские слова, вынесенные в подзаголовок, начертаны на каждом священническом кресте, которые священники Русской Православной Церкви получают при рукоположении. В этих словах, полностью звучащих следующим образом: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12), есть две составляющих. Первое – то, что пастырь должен быть примером, образом всем христианам, а второе – сам факт именования верующих «верными».
Священнический наперсный крест. Фото: pravoslavie.ru
Вера и верность – это важнейшие основы нашей земной Церкви. Ещё одна основа – нелицемерность, отсутствие притворства. И недавняя петербургская трагедия, с одной стороны, очень печальна, а с другой, несомненно, полезна для Церкви и верующих. К сожалению, протоиерей Владислав Анцибор несколько лет совершал священническое служение, будучи неверующим. Он лгал на проповедях, лгал в алтаре, когда совершал Евхаристию (хотя мы знаем, что по Милости Божией церковные таинства являются действительными, даже когда их совершают недостойные клирики), лгал всем окружающим. И то, что наконец случился момент истины, гораздо лучше, чем затянувшееся лицемерие.
С другой стороны, Церковь готова принять любого Иуду, если только он принесёт покаяние. Разумеется, если этот Иуда был в сане, то его ему уже не вернут. Но в новейшей церковной истории есть куда менее печальный и поистине обнадёживающий пример, когда человек, по ряду причин прекративший священническое служение, остался глубоко верующим и верным Церкви, и есть надежда, что ещё вернётся к пастырской деятельности. Это – широко известный актёр и режиссёр отец Иоанн Охлобыстин. Благо, осознав невозможность сочетания священства и актёрства, он добровольно попросил временно запретить его в служении, сана же лишён не был.
Мы же, миряне, должны понимать, насколько тяжело священническое служение, а потому максимально поддерживать наших пастырей и молиться о них. Ведь христианская жизнь в Церкви без служителей алтаря невозможна.