Что значит священная страна
Значение слова «священный»
1. Рел., церк. Обладающий святостью, признаваемый божественным. Священный сан. || Связанный с религиозным культом, выполнением религиозных обрядов, относящийся к богослужению. Священные книги. □ Около этого родника по утрам и по вечерам всегда можно было застать набожных турок, пивших воду и творивших свои священные омовения. Куприн, Белый пудель.
2. Глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное; святой. Сия пустынная страна Священна для души поэта: Она Державиным воспета И славой русскою полна. Пушкин, Баратынскому из Бессарабии. Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца. Л. Толстой, Война и мир.
3. Вызываемый, порождаемый благоговением перед чем-л. глубоко почитаемым, высоким; благоговейный. Наполнил грудь восторг священный, Благоговейный обнял страх. Батюшков, Прогулка в Академию художеств.
4. Освященный высокой целью; благородный. Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. А. Н. Толстой, Что мы защищаем. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война! Лебедев-Кумач, Священная война. || Высокий, почетный. [Чичиков] отвечал, что он не только с большою охотою готов это исполнить, но даже почтет за священнейший долг. Гоголь, Мертвые души. Священная обязанность ухода за ранеными бойцами стала делом женских рук. Новиков-Прибой, Русские женщины.
5. Неприкосновенный или незыблемый, нерушимый в силу своей важности, значительности и т. д. Священные рубежи нашей Родины. Общественная собственность священна. □ — Татьяна Марковна не изгоняет гостей: гость — священная особа. И. Гончаров, Обрыв. — О, против священных супружеских прав я не возражаю. Достоевский, Кроткая. — Брак представляет из себя нечто, так сказать, священное. Л. Толстой, Крейцерова соната.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
свяще́нный
1. обладающий святостью, относящийся к религиозному культу ◆ В Евангелиях, священных книгах христиан, рассказывается о рождении Иисуса Христа. ◆ Почитание священных гор, рек, деревьев, а среди животных — коров, слонов, обезьян и змей и по сей день остается характерной особенностью индуизма. Борис Малышев, «Индуизм», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. ведущийся в интересах религии ◆ Крестоносцы вели священные войны.
3. особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный ◆ Священные слова «мать» и «отец».
4. такой, на который нельзя посягнуть, в высшей степени почитаемый и значимый, неприкосновенный ◆ Есть священные символы и мировые идеи, которые заставляют дрожать самые сокровенные струны сердца: такое значение имеет, например, христианский Царьград и крест на св. Софии, или освобождение из рук неверных Гроба Господня. С. Н. Булгаков, «Сион», 1915 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Священное право всякого народа иметь своих героев, святых и подлецов. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба, ч. 1», 1960 г. (цитата из НКРЯ)
5. возвышенный, благородный; высокий, почётный ◆ Священное чувство сыновней любви. ◆ Священный долг.
6. почтительный, проникнутый благоговением, благоговейным трепетом ◆ Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с этим открылся ему в такой близости и таком дивном сиянии. Антоний (Блум), митрополит Сурожский, «О Боге», 1982 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова опосредствование (существительное):
Причины создания союза
Великая Римская империя, которая всегда являлась мировым центром христианства, постепенно утратила своё влияние и распалась. На Западе сформировалось несколько независимых варварских королевств, находящихся в вассальном положении по отношению к столице католицизма. Население этих государств роднили общие традиции, религия, история и культура. По этой причине правители королевств периодически стремились объединить западные земли.
Впервые создать крупную империю удалось Карлу Великому, который успешно противостоял нормандским завоевателям. Но после смерти короля его владения распались на множество мелких княжеств и герцогств. Очередную попытку создания единого религиозного и культурного пространства на территории Европы предпринял король Оттон Первый. Именно его принято считать основателем Священной Римской империи.
Государственный деятель вёл активную завоевательную и миссионерскую деятельность, поэтому заполучил репутацию защитника христианского мира. В 960 году папа римский попросил помощи у влиятельного правителя в защите католической церкви от короля Италии. Оттон 1 с многочисленной армией подчинил Беренгара Иврейского, а вместе с ним и всю Италию. 2 февраля 962 г. потомок Карла Великого был провозглашён императором. В состав нового союза входило несколько государств:
Ядром империи стала Германия, культурная столица монархии располагалась в Риме. Союз имел собственный флаг и герб.
Негосударственное образование имело разные названия. Например, слово «священная» стало употребляться в связи с тем, что католическая церковь играла ключевую роль в управлении государством. Формулировка «Римская империя» фигурирует в документах с 1034 года. Так правители подчёркивали уважение к великому античному наследию. Принадлежность к германской нации стали озвучивать в середине XV века, после того как значительная часть ненемецких земель была утрачена.
Окончательное название союза сформировалось только в 1512 году. В России империю называли Цесарией. После разделения Германии и Австрии государство именовали Старой империей или Первым рейхом.
Кратко об истории развития государства
Священная германская империя не имела чётких границ, поэтому власть была децентрализована. Кроме этого, правители государства регулярно конфликтовали с соседями и католической церковью. Несмотря на наличие проблем, раннефеодальный союз держав сыграл огромную роль в мировой истории.
Средневековый период
Титул императора поставил Оттона Первого на одну ступень с папой римским. Неудивительно, что политика этого правителя и его наследников была направлена на укрепление центральной власти и ослабление влияния церкви. Императоры осуществляли:
Церковь стала главной опорой центральной власти. Император вместе с рыцарями и дворянами полностью контролировал территориальную аристократию и духовенство.
Падение центральной власти началось во время правления Генриха Четвёртого. В империи активно развивались клюнийские движения, в рамках которых отстаивалась независимость церкви от светской власти. Генрих 4 открыто выступил против главы католицизма и вместе со своими войсками окружил Рим. Хоть папа римский смог купить суровых норманнских воинов, он так и не одержал победу.
В ответ на действия центральной власти духовенство отлучило Генриха от церкви. Такое действие лишило правителя поддержки большей части населения. Император был вынужден пойти на существенные уступки. В течение трёх дней голодный и босой правитель ожидал встречи с папой римским, а затем на коленях вымаливал прощение у неприятеля. Так государство утратило возможность влиять на выбор епископов и аббатов.
Наибольшего могущества СРИГН достигла в начале XII века во время правления Фридриха I Барбароссы. Император укрепил свою власть в Италии, прославившись несколькими крупными завоеваниями. В XIII веке начался длительный период междуцарствия. Авторитет центральной власти падал, а влияние региональных князей, напротив, возрастало. В герцогствах формировалась собственная система безопасности, управления и налогообложения.
Региональная знать пожелала ограничить власть монарха. Титул императора стал ненаследуемым. С XIV века правителя выбирала коллегия курфюрстов, состоящая из архиепископов, герцогов, князей. Такое изменение привело к усилению мелкого регионального дворянства, возникновению и обострению феодальных усобиц. Кризисные настроения усилила эпидемия чумы, наступившая в 1347 году. Население Священной Римской империи существенно сократилось, экономика пришла в упадок.
Новое время
В XV веке на территории СРИГН располагалось больше сотни территориальных образований. Крупные княжества были автономны, так как вели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Возникла угроза распада римско-германского государства. Изменить порядок дел решил австрийский император Максимилиан I.
Для создания и реализации «Имперской реформы» правитель созвал всеобщий совет. По закону Германия делилась на 6 округов. Органом управления становилось окружное собрание. К списку полномочий учреждения относились:
Законодательным органом стал рейхстаг. Император участвовал только в исполнительной деятельности. Кроме этого, Максимилиан I учредил Высший имперский суд. По мнению историка Ф. Раппа, благодаря новому законодательному акту из феодального союза СРИГН превратилась в правовое государство с эффективной системой регулирования. На престоле закрепилась династия Габсбургов, столица государства была перенесена в Вену. На какое-то время монархический строй в империи укрепился.
В 1517 году в Европе началась Реформация, то есть раскол церкви на лютеран и католиков. Этот процесс не обошёл стороной и Священную империю. Противостояние конфессий привело к Шмалькальденской, а затем и к Тридцатилетней войне. Стоит отметить, что в религиозном конфликте участвовало не только население империи, но и такие державы, как Англия, Франция, Швеция, Испания и Пруссия.
Конец кровопролитной войны ознаменовывается подписанием Вестфальского мира. Этот документ полностью изменил положение дел в Священной империи:
Власть императора была ограничена ещё больше, княжества стали практически независимыми. Историки полагают, что именно Вестфальский мир предопределил последующий упадок и падение империи. Габсбургские монархи пытались отвоевать утраченные позиции, но уже в конце XVII века Священная империя вновь оказалась в глубочайшем кризисе.
Падение империи
В XVIII веке на первые позиции в Европе вышла Франция. Пруссия и Австрия не желали, чтобы в Священной Римско-германской империи повторился сценарий французской революции, поэтому объединились против правительства Наполеона. В 1793 году между державами началась война. Австрийский император хотел расширить территорию государства и вытеснить французов с немецких земель, но не рассчитал свои силы.
Проблема заключалась в том, что германские княжества не желали платить военные сборы и участвовать в боевых действиях. Из оборонительного союза постепенно вышли мелкие королевства, княжества, а затем и Пруссия. Австрийская армия потерпела поражение. Император уступил Франции:
Под давлением Франции и России австрийский правитель согласился на полную реорганизацию империи. Противники призывали ликвидировать все вольные города в союзе и создать сеть независимых государств. Большинство членов рейхстага и Имперского суда стали составлять протестанты. Таким образом, император лишился своей главной опоры в виде свободных городов и католиков в органах государственного управления.
В 1805 году началась новая война с Францией. В сражении под Аустерлицем армия австрийского правителя была полностью разбита. Франц II подписал позорный мирный договор, согласно которому империя теряла значительную часть итальянских территорий. Кроме этого, за некоторыми региональными правителями закреплялся королевский титул, что означало полное освобождение мелких государств от имперской власти.
В 1806 году Наполеон потребовал от Франца II отречения от престола.
Австрия лишилась поддержки всех союзных государств и не могла начинать новую войну, поэтому правитель Священной империи был вынужден подчиниться.
После разгрома Наполеона в 1811—1814 гг. немецкий народ предпринял попытку восстановления союза держав, но Франц II, опасаясь новой войны, отказался от этой идеи. Священная Римско-германская империя пала. Вместо него была образована новая конфедерация, получившая название Германский союз.
Символика гимна России
06.11.2019 13:25:06
Михаил Чернушенко
Гимн России
Дата принятия: 07.03.2001. Слова: Сергей Михалков
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года,
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
В гимне нет пустых слов или слов не на своем месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму.
Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и её описание. Первая строфа игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия – это священное государство. Источник святости – всегда и только Бог. Россия связана с Богом.
«Держава» и «страна» – это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают её в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет «любимая», то есть тут на неё смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поётся гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «нико гда не перестаёт» (1 Кор. 13:8) в Вечности.
Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки – это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство – успешным.
Слава тоже может быть человеческой (и тогда она, условно говоря, будет измеряться частотой упоминания в масс-медиа), но может быть и божественной. Слава Божия и Божия благодать – это почти синонимы в православном богословии. Поэтому «достояние на все времена» для России – это союз человеческой воли и божественной благодати. Ведь именно благодать даёт силу согласовать волю человеческую с волей божественной, а значит – ведёт ко спасению.
Вторая строфа проецирует то, что заявлено в первой, на плоскость земли в географическом и сущностном смыслах. «От юга до полюса», «от моря до края» – символическое выражение всеохватности, пространственной полноты. «Леса и поля» – природа и дикая, и возделанная человеком, то есть вся полнота земли в качественном отношении. По-русски в слове «земля» соединены значения двух библейских слов: эрец (земля как страна) и адама (земля как почва, грунт). Так что «родная земля» четвёртой строки напоминает не только о привычной всем любви человека к своей родине, но ещё и о творении человека как такового из праха земного (Адама из адамы) – творении Богом. Иначе говоря, о единственности всего человечества (символически являемого Россией), о естественном братском единстве народов, о которых говорится в припеве. Ведь слова «родная» и «народы» – однокоренные.
Вообще для всякого человека его родной дом и его местность уникальны с субъективной точки зрения (there is no place like home). Но Россия уникальна – «одна такая» – и с точки зрения объективной, причем не только в силу пространственной огромности и культурного своеобразия, но и в силу особого государственного – державного – служения Богу и человечеству. Если в первой строфе о Боге говорилось прикровенно, через слово «священная», то здесь указание на Него прямое. Россия, родная земля, хранится Богом. «Священная держава» из первой строки – это не просто государство (res publica, state), – это тот, кто исполняет уникальное служение «удерживающего теперь». Ведь Россия, Третий Рим – это «держай ныне» (2 Фессал. 2:7), а он хранится Богом, и по пророчеству Даниила ему надлежит стоять до конца времён.
Третья строфа – это развернутая проекция на текучее время, ранее уже упомянутое в четвертой строке первой строфы («на все времена»). Понятие «мечта» имеет как благое содержание, побуждающее человека к деятельности, так и опасное, уводящее в прельстительные ловушки. Но именно жизнь должна выявлять, поверять и выправлять во времени то, что порождается мечтой. Если Отчизна такова, как заявлено в первых строфах, то есть если она связана с Богом, то именно верность ей даёт силу и удерживает на добром жизненном пути. Тройная энергичность утверждений завершающей строки – «так было», «так есть» и «так будет всегда» – охватывает всю полноту временного пространства, а значит, выводит к его грани и к его цели – ко входу в благую Вечность, куда допускаются только верные Отчизне.
Слово «Отчизна» указывает на одно из ключевых для библейского сознания слов – на слово «отец». Глубину его содержания невозможно обозреть в этой краткой заметке, но оно пронизывает всю временную ткань Священной истории от сотворения (без Бога Отца земля не может ничего родить и не может быть «родной») до спасения во Христе Богочеловеке, Сыне Отца. Спасаются в Нём люди, то есть сыны как своих отцов (по плоти вплоть до Адама и своих отцов духовных), так и сыны Бога Отца по усыновлению через Христа.
«Верность» – это не просто постоянство, это утверждённость в том, что верно, в той истине, что дана свыше. Вера – это не знание фактов, и это не психологическая убеждённость, которая может быть ложной. Вера – это такая добродетель, которая позволяет потрудившемуся уму без отчаяния остановиться перед такими утверждениями, которые для ума противоречат друг другу, но при этом оба истинны. Вера впускает в сознание антиномичное знание, соединяет противоречия, поэтому она неразложима и даётся свыше как дар, и позволяет хранить верность Отчизне несмотря на противоречия русской истории.
Вера позволяет само грядущее увидеть в двух аспектах. Большинство людей его сейчас видят «впереди». Мы «идём вперёд», а прошлое уже по сути исчезло. Но совсем другое видение присуще библейскому сознанию, и таким оно передано нам в нашем языке от наших предков. Само это слово показывает, что предки «впереди», а мы, потомки и наследники – «потом», идём по их следу. А они впереди на том пути, который ведёт к Вечности и Богу.
Припев гимна России повторяется трижды, что должно символически удостоверять его особую истинность. В припеве 1) «наше свободное Отечество», 2) «союз братских народов» и 3) «данная предками мудрость» перечисляются как имена одной и той же сущности, нашей страны, причем в каждом из этих сложных «имён» мы имеем указание на отцовство: через слово «Отечество», через понятие братства народов (возможного только при признании единого отцовства), и через слово «предки».
О славе как благодати Бога уже сказано раньше, и слово «славься», которым начинается припев, в сущности означает призыв ко благодатным энергиям пронизывать всю жизнь России.
Припев трижды утверждает, что наше Отечество свободно. Корень слова «свобода» тот же, что и слова «свой». То есть главным в русском понятии свободы является суверенность, следование своей природе, неподвластность внешней силе.
В романских и германских языках слова со значением «свобода» происходят от корней со значением «любить» (в смысле «желать») и безличным «хотеться». Нетрудно понять, что свобода как следование своей постоянной идентичности, ради верности которой уместно стеснять свои прихоти, и свобода как следование желаниям (которые в принципе изменчивы) – это совершенно разные понятия.
Тем более далеким от свободы как суверенности является понятие свободы как совершения выбора. Здесь достаточно показать, что у Бога, Который абсолютно свободен, нет свободы выбора, а точнее, необходимости выбора. Выбор – это всегда следствие неполноты знания и возможностей. Всеведущий Бог не выбирает из ряда опций.
Есть предположения, что слово «свобода» ещё богаче и глубже в значении, и смысл его – «своё—Богу—дание» – то есть «предание себя Богу». Возможно, это натяжка. Но для этимологии греческого слова со значением «свободный» дело обстоит именно так, а ведь именно через греческую культуру русские приобщались христианским смыслам. Ελ-ευ-θε-ρος, то есть ελ-ευ-θε-ιερος, буквально – «в-благо-бого-священный», то есть «в добром богопосвящении».
При таком понимании свобода – это не только суверенность по отношению к другим участникам земных событий, но суверенность, посвященная Богу.
Для людей гордость самими собой губительна. Но если мы гордимся не собой, а тем, что возводит к Богу, то есть Отчизной (во всей полноте этого слова), и гордимся не человеческой славой, а славой божественной, благодатью, которой одной только и может в действительности, перед лицом Неба, славиться земная страна, то такая гордость спасительна. Россия намного больше, чем совокупность её жителей данного времени.
Заметим и некоторые неявные подробности. Слово «слава» (о значении которого сказано выше) вместе с производным от него «славься» присутствует в гимне семь раз. Число семь в библейском символизме указывает на полноту в тварном мире, причастном своему Творцу через Его благодать.
Слово «Отчизна» присутствует один раз, а «Отечество», слово с тем же корнем и близким значением – трижды. Это прикровенно указывает на единство Пресвятой Троицы. Она едина, ибо Отец один.
Близкую, но не тождественную мысль о единстве множества людей по образу единства Пресвятой Троицы можно увидеть в диалогическом сопоставлении местоимений множественного числа «мы», «наша», «наше», «нам» и единственного «ты», «твоё», «тобой». Повторим, что Россия – это не только «мы». Простая совокупность «нас», нынешних граждан России, еще не достаточна, чтобы составить «тебя», Отечество-Россию в её полноте, ибо Россия включает в себя и прошлые поколения, и держится Самим Богом как источником и промыслителем всякого бытия. Тем, кто любит теорему Гёделя, эта мысль более понятна.
Но самое главное чудо гимна России в том, что в нём начисто отсутствует любое упоминание зла, смерти, неправды, борьбы, врагов, тьмы, да и вообще чего бы то ни было негативного или хотя бы понижающего в числе или качестве. Даже грамматических форм отрицания или хотя бы сравнения в нём нет. Надо заметить, что это отнюдь не типично для государственных гимнов. Даже в лаконичном дореволюционном гимне «Боже, Царя храни!» упоминался «страх врагам». А в гимне России нет зла, оно отсутствует как таковое!
Вероятно, те качества, которые имеет сейчас гимн России, уместны были бы и для гимна Небесного Иерусалима, если бы он нуждался в государственном гимне.