Что значит священная держава

СМОЖЕМ ЛИ МЫ ИЗМЕНИТЬ РОССИЮ, ЕСЛИ В ТЕКСТЕ НАШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА НЕТ НИ ЕДИНОГО СЛОВА О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЦЕННОСТИ ЕГО ЖИЗНИ, СВОБОДЕ, УВАЖЕНИИ ЕГО ТРУДА И БОГАТСТВЕ НАРОДА. А ВЕДЬ ЭТО САМАЯ НАДЁЖНАЯ И ГЛУБОКАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЖИЗНИ.

Более того, гимн неразумно и недальновидно убаюкивает деловую и социальную активность россиян. Он однозначно и безаппеляционно утверждает, что государство наше уже священное, свободное, воля его могучая, а слава великая на все времена. Россияне в государственном гимне не призываются к деятельности и созиданию. Им ничего не нужно делать для страны, ни о чем не нужно думать и заботиться, ибо грядущее наше безальтернативно описывается широким простором для мечты и для жизни. Россиянам остается только гордиться российской славой и черпать силу в верности Отчизне.

Текст действующего государственного гимна России изобилует несоответствиями Конституции РФ, смысловыми ошибками и неточностями, недопустимыми для государственного гимна. Об этом неоднократно говорили депутаты Государственной Думы, известные политики, высказывались средства массовой информации.

Слова С. Михалкова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Припев.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Первые строчки российского гимна: «Россия – священная наша Держава! Россия – любимая наша страна!» не определяют Россию, для исполняющих гимн, как единственную и неповторимую в своем роде, не отражают степень родства с ней. Это допускает возможность существования в сознании исполняющих гимн не одной, а нескольких священных держав и одновременно любимых стран. Это, во-первых.
Во-вторых, слово «священная» неприменимо для описания сугубо мирского государства. Это слово пришло в светскую жизнь из религии. Сегодня для человека верующего, неверующего и атеиста священной может быть Родина, Отчизна, Мать, Писание, но не держава, под которой мы понимаем государство.
В государственных делах мы не исходим из священных писаний, не делаем ставку на божественный промысел в политике и экономике.
В советское время наше государство уничтожало культовые здания и притесняло религии. От того, что восстановлен храм Христа Спасителя, государство и его органы не стали священными. Поэтому называть державу священной неверно по сути.
Словосочетание «…великая слава» допускает двоякое толкование, так как слава по содержанию может быть или доброй, или недоброй (говорят: «дурная слава»), но при этом оставаться великой. Это же относится и к двум другим строчкам текста, где есть пожелание «Славься», но не сказано, чем.
Строка «Братских народов союз вековой» опасно ограничивает временные рамки этого союза только одним столетием. Она не соответствует действительности, так как у нас многовековая история. В этой строчке также может читаться намек только на советский период либо ограничение нашего союза в будущем. Допустимо ли в государственном гимне так пренебрегать смыслом ради сомнительной рифмы?
Строчка «Предками данная мудрость народная» как-то ограничивает народную мудрость только тем, что дано предками, делает ее какой-то застывшей, неподвижной и отстраненной от нас.
Слова «Мы гордимся тобой» по тексту не требуют предмета гордости. То есть ничего не надо, мы все равно гордимся тобой. Но ведь «гордость без причины», так же как и «смех без причины», это плохой признак.
Словосочетание «От южных морей до полярного края» подразумевает лишь малую часть нашей территории, не захватывая Урала, Сибири и Дальнего Востока. Опять несоответствие действительности и Конституции страны. Обратить внимание на эту строчку важно еще и потому, что слова способны не только отражать действительность, они также могут созидать ее или разрушать, особенно слова государственного гимна. Уверен, что в любом международном договоре мы никогда не согласились бы определить нашу территорию словами «От южных морей до полярного края».
Словосочетание «Раскинулись наши леса и поля» неточно отражает специфику и богатство нашей российской земли. Где же горы, моря, реки, луга, березовые рощи, степи, озера, города, села и деревни, которые не менее любимы и воспеты россиянами. Зачем же в тексте обращаться к такому объемному перечислению, если из него выхватываем только часть – леса и поля.
Требуют осмысления строчки гимна «Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом, родная земля». Даже если «…Хранимая Богом…» (хотя атеисты не верят этому), то почему «Одна… на свете…». Ведь если Бог хранит, то хранит все земли, а не только нашу. Получается, что эти две строчки прямо противоречат содержанию статьи 29 Конституции России, в которой «запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
В царском гимне наши предки пели «Боже, царя храни…», то есть было не утверждение, а мудрое пожелание, нижайшая просьба. А в нашем гимне – самоуверенная констатация факта. А где же «Предками данная мудрость народная»? Или нам дали, а мы потеряли?
Строчки «Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года» полны беззаботного необоснованного оптимизма. Откуда такое знание? Да, грядущие года всегда открывают народам что-то, но что, этого мы никогда не знаем, особенно в наш хрупкий век.
Уместно ли в государственном гимне убаюкивать себя безальтернативным грядущим широким простором для мечты и для жизни? Мы ведь уже имеем опыт убаюкивания сознания текстом государственного гимна: «Союз нерушимый…», «Сплотила навеки…» и т.п.
Наверное, кто-то не верит в мистические совпадения, но ведь есть и те россияне, которые верят. Практика показала, что всё, о чём писал в своих гимнах С.Михалков, исторически разрушилось и не сбылось. Как же быть? Стоит ли обольщаться «широким простором», «великой славой», «могучей волей», помня слова этого же автора о «Союзе нерушимом…»? Это удивительно, но НИ ОДНА строчка старых михалковских гимнов 1944 и 1977 годов не подтвердилась в жизни, не выдержала испытание временем. Все строчки опровергнуты практикой. Михалковские смыслы излишне этатистские, с упором на государство, тогда как основной тенденцией человечества является создание условий для раскрытия возможностей простых пассионариев.
Строчка «Нам силу дает наша верность Отчизне!» истинна только для силы духа и силы воли, которые безусловно важны, но которых абсолютно недостаточно для защиты нашей страны от современных различных угроз.

Слова В. Макаренко
Россия – священная Родина наша,
Мы все как один за тебя постоим,
Просторы бескрайние сделаем краше
И землю отцов для детей сохраним!

Припев.
Славься, Отечество, нашей свободою,
Жизнь человека превыше всего,
Пусть крепнут и множатся общей заботою
Счастье народа, богатство его.

Отечество наше, Россия родная,
Мы жизни свои доверяем тебе.
Страну созидая и мир сберегая,
Российский народ помогает судьбе.

Величие нашей российской державы
Мы видим в поддержке свобод и труда,
Да здравствует воля народа и право,
Сплочённость России и мир навсегда.

Представляется, что в наиболее успешных странах уже давно сформировались их национальные идеи, которые могут быть выражены общей формулой: забота о самих себе и своих согражданах.

Вполне понятно, что нашей национальной идеей способна быть только идея заботы о россиянине. Никакая другая идея не сможет стать всем нам близкой и понятной, не сможет нас сплотить и объединить глубоко, серьёзно и долговременно. Люди, заботящиеся друг о друге бесконечно ближе друг другу. Идея заботы о россиянине включает каждого из нас естественно и органично в процесс её реализации, в котором не может быть лишних людей и второстепенных ролей. Каждый человек на своем месте способен проявить заботу об окружающих, найти способ быть им полезным, внести свой вклад в общее дело.

Таким образом, идея заботы о человеке содержит в себе могучую созидательную силу, базирующуюся на её близости каждому из нас. Эта идея способна настроить наш национальный дух на гуманистический лад, не противоречащий ни официальной политике, ни религиозным конфессиям.

Смысл российской национальной идеи может быть органично отражен в государственном гимне России, который одновременно является гимном уже существующей конкретной стране и, с другой стороны, гимном россиян, целенаправленно строящих свою страну под звуки этого гимна. От расстановки акцентов зависит содержание текста гимна.

Источник

Россия священная наша держава

Россия священная наша держава

Что значит священная держава

Что значит священная держава

Гимн России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом.

Содержание

Гимн Российской Федерации

Мелодия гимна РФ — музыка, написанная Александром Александровым (1883—1946) для «Гимна партии большевиков». Текст принадлежит авторству Сергея Михалкова (р. 1913). Принят в 2000. музыка (info) в исполнении хора (info)

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Принятие гимна

Предварительно, кроме Михалковского, в обсуждение были включены ещё несколько вариантов текстов, многие из которых были откровенно шуточными.

Первый вариант принадлежал перу академика Евгения Примакова, главы фракции «Отечество». [4] Припев его напоминал старый вариант Михалкова. Этот вариант не выносился на голосование, так как сам автор снял его с повестки дня в пользу варианта Михалкова.

Россия прошла череду испытаний – Теперь судьбы Родины в наших руках. Поднимемся все, как один, россияне, Чтоб сделать счастливой страну на века! Славься, Отечество наше единое, Мира, достоинства, чести оплот! Знамя российское, непобедимое К новым свершениям нас приведет!

Союз Правых Сил в знак протеста против возвращения советского гимна предложил шуточно-сатирический текст: [5]

От моря до моря раскинулась вольно Страна деловых и активных людей! В свободной России народы довольны, Живя под крылом либеральных идей! Славься, ты общество наше открытое, Для инвестиций широкий проход! Рынка валютного быстроразвитие Нас к торжеству глобализма ведет!

Мнение населения о гимне

По данным опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2000 года, гимн на музыку Александрова одобряло 27 % опрошенных (на музыку Глинки — 24 %). В ноябре того же года, по опросам РОМИР, уже 49,9 % опрошенных одобряло гимн на музыку Александрова, вместе с тем число сторонников гимна на музыку Глинки снизилось до 15,5 %. Остальные респонденты называли в качестве подходящего гимна музыку песни «Широка страна моя родная» (15 %), марша «Прощание славянки» (5 %), «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» (4 %), «Боже, царя храни!» (3 %), марша Преображенского полка (1 %) или другие варианты, в том числе «Интернационал», музыку Баха или Вагнера. [6]

Критика гимна

В ходе обсуждения закона некоторое количество жителей России выступили против него. Основным аргументом критики гимна было его сходство с гимном СССР, принятым при Сталине.

Государственный гимн Российской Федерации
Что значит священная держава
Нотная запись гимна РФ
Автор словСергей Михалков, 2000
КомпозиторАлександр Александров, 1938
СтранаЧто значит священная держава Российская Федерация
Утверждён27 декабря 2000 [1] (музыка)
30 декабря 2000 [2] (слова)
Что значит священная державаМы выражаем категорический протест против (. ) принятия сталинского гимна, на котором лежит несмываемое пятно крови десятков миллионов граждан нашей страны.Что значит священная держава

Владимир Шехов обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании гимна противоречащим Конституции РФ, причём основанием для подачи иска было утверждение о недопустимости упоминания Бога в тексте гимна.

Что значит священная державаСтатья 21 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Вместе с тем лица, исповедующие атеистические взгляды, неминуемо унижаются включением в Государственный гимн Российской Федерации представлений о Боге, поскольку считают наличие веры в Бога проявлением мракобесия. Следовательно, упоминание Бога в Государственном гимне Российской Федерации противоречит данной норме Конституции Российской Федерации.Что значит священная держава

В принятии жалобы к рассмотрению Конституционный Суд РФ отказал.

Источник

Символика гимна России

06.11.2019 13:25:06

Михаил Чернушенко

Что значит священная держава

Гимн России

Дата принятия: 07.03.2001. Слова: Сергей Михалков

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года,

Нам силу дает наша верность Отчизне,

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

В гимне нет пустых слов или слов не на своем месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму.

Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и её описание. Первая строфа игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия – это священное государство. Источник святости – всегда и только Бог. Россия связана с Богом.

«Держава» и «страна» – это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают её в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет «любимая», то есть тут на неё смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поётся гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «нико гда не перестаёт» (1 Кор. 13:8) в Вечности.

Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки – это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство – успешным.

Слава тоже может быть человеческой (и тогда она, условно говоря, будет измеряться частотой упоминания в масс-медиа), но может быть и божественной. Слава Божия и Божия благодать – это почти синонимы в православном богословии. Поэтому «достояние на все времена» для России – это союз человеческой воли и божественной благодати. Ведь именно благодать даёт силу согласовать волю человеческую с волей божественной, а значит – ведёт ко спасению.

Вторая строфа проецирует то, что заявлено в первой, на плоскость земли в географическом и сущностном смыслах. «От юга до полюса», «от моря до края» – символическое выражение всеохватности, пространственной полноты. «Леса и поля» – природа и дикая, и возделанная человеком, то есть вся полнота земли в качественном отношении. По-русски в слове «земля» соединены значения двух библейских слов: эрец (земля как страна) и адама (земля как почва, грунт). Так что «родная земля» четвёртой строки напоминает не только о привычной всем любви человека к своей родине, но ещё и о творении человека как такового из праха земного (Адама из адамы) – творении Богом. Иначе говоря, о единственности всего человечества (символически являемого Россией), о естественном братском единстве народов, о которых говорится в припеве. Ведь слова «родная» и «народы» – однокоренные.

Вообще для всякого человека его родной дом и его местность уникальны с субъективной точки зрения (there is no place like home). Но Россия уникальна – «одна такая» – и с точки зрения объективной, причем не только в силу пространственной огромности и культурного своеобразия, но и в силу особого государственного – державного – служения Богу и человечеству. Если в первой строфе о Боге говорилось прикровенно, через слово «священная», то здесь указание на Него прямое. Россия, родная земля, хранится Богом. «Священная держава» из первой строки – это не просто государство (res publica, state), – это тот, кто исполняет уникальное служение «удерживающего теперь». Ведь Россия, Третий Рим – это «держай ныне» (2 Фессал. 2:7), а он хранится Богом, и по пророчеству Даниила ему надлежит стоять до конца времён.

Третья строфа – это развернутая проекция на текучее время, ранее уже упомянутое в четвертой строке первой строфы («на все времена»). Понятие «мечта» имеет как благое содержание, побуждающее человека к деятельности, так и опасное, уводящее в прельстительные ловушки. Но именно жизнь должна выявлять, поверять и выправлять во времени то, что порождается мечтой. Если Отчизна такова, как заявлено в первых строфах, то есть если она связана с Богом, то именно верность ей даёт силу и удерживает на добром жизненном пути. Тройная энергичность утверждений завершающей строки – «так было», «так есть» и «так будет всегда» – охватывает всю полноту временного пространства, а значит, выводит к его грани и к его цели – ко входу в благую Вечность, куда допускаются только верные Отчизне.

Слово «Отчизна» указывает на одно из ключевых для библейского сознания слов – на слово «отец». Глубину его содержания невозможно обозреть в этой краткой заметке, но оно пронизывает всю временную ткань Священной истории от сотворения (без Бога Отца земля не может ничего родить и не может быть «родной») до спасения во Христе Богочеловеке, Сыне Отца. Спасаются в Нём люди, то есть сыны как своих отцов (по плоти вплоть до Адама и своих отцов духовных), так и сыны Бога Отца по усыновлению через Христа.

«Верность» – это не просто постоянство, это утверждённость в том, что верно, в той истине, что дана свыше. Вера – это не знание фактов, и это не психологическая убеждённость, которая может быть ложной. Вера – это такая добродетель, которая позволяет потрудившемуся уму без отчаяния остановиться перед такими утверждениями, которые для ума противоречат друг другу, но при этом оба истинны. Вера впускает в сознание антиномичное знание, соединяет противоречия, поэтому она неразложима и даётся свыше как дар, и позволяет хранить верность Отчизне несмотря на противоречия русской истории.

Вера позволяет само грядущее увидеть в двух аспектах. Большинство людей его сейчас видят «впереди». Мы «идём вперёд», а прошлое уже по сути исчезло. Но совсем другое видение присуще библейскому сознанию, и таким оно передано нам в нашем языке от наших предков. Само это слово показывает, что предки «впереди», а мы, потомки и наследники – «потом», идём по их следу. А они впереди на том пути, который ведёт к Вечности и Богу.

Припев гимна России повторяется трижды, что должно символически удостоверять его особую истинность. В припеве 1) «наше свободное Отечество», 2) «союз братских народов» и 3) «данная предками мудрость» перечисляются как имена одной и той же сущности, нашей страны, причем в каждом из этих сложных «имён» мы имеем указание на отцовство: через слово «Отечество», через понятие братства народов (возможного только при признании единого отцовства), и через слово «предки».

О славе как благодати Бога уже сказано раньше, и слово «славься», которым начинается припев, в сущности означает призыв ко благодатным энергиям пронизывать всю жизнь России.

Припев трижды утверждает, что наше Отечество свободно. Корень слова «свобода» тот же, что и слова «свой». То есть главным в русском понятии свободы является суверенность, следование своей природе, неподвластность внешней силе.

В романских и германских языках слова со значением «свобода» происходят от корней со значением «любить» (в смысле «желать») и безличным «хотеться». Нетрудно понять, что свобода как следование своей постоянной идентичности, ради верности которой уместно стеснять свои прихоти, и свобода как следование желаниям (которые в принципе изменчивы) – это совершенно разные понятия.

Тем более далеким от свободы как суверенности является понятие свободы как совершения выбора. Здесь достаточно показать, что у Бога, Который абсолютно свободен, нет свободы выбора, а точнее, необходимости выбора. Выбор – это всегда следствие неполноты знания и возможностей. Всеведущий Бог не выбирает из ряда опций.

Есть предположения, что слово «свобода» ещё богаче и глубже в значении, и смысл его – «своёБогудание» – то есть «предание себя Богу». Возможно, это натяжка. Но для этимологии греческого слова со значением «свободный» дело обстоит именно так, а ведь именно через греческую культуру русские приобщались христианским смыслам. Ελ-ευ-θε-ρος, то есть ελ-ευ-θε-ιερος, буквально – «в-благо-бого-священный», то есть «в добром богопосвящении».

При таком понимании свобода – это не только суверенность по отношению к другим участникам земных событий, но суверенность, посвященная Богу.

Для людей гордость самими собой губительна. Но если мы гордимся не собой, а тем, что возводит к Богу, то есть Отчизной (во всей полноте этого слова), и гордимся не человеческой славой, а славой божественной, благодатью, которой одной только и может в действительности, перед лицом Неба, славиться земная страна, то такая гордость спасительна. Россия намного больше, чем совокупность её жителей данного времени.

Заметим и некоторые неявные подробности. Слово «слава» (о значении которого сказано выше) вместе с производным от него «славься» присутствует в гимне семь раз. Число семь в библейском символизме указывает на полноту в тварном мире, причастном своему Творцу через Его благодать.

Слово «Отчизна» присутствует один раз, а «Отечество», слово с тем же корнем и близким значением – трижды. Это прикровенно указывает на единство Пресвятой Троицы. Она едина, ибо Отец один.

Близкую, но не тождественную мысль о единстве множества людей по образу единства Пресвятой Троицы можно увидеть в диалогическом сопоставлении местоимений множественного числа «мы», «наша», «наше», «нам» и единственного «ты», «твоё», «тобой». Повторим, что Россия – это не только «мы». Простая совокупность «нас», нынешних граждан России, еще не достаточна, чтобы составить «тебя», Отечество-Россию в её полноте, ибо Россия включает в себя и прошлые поколения, и держится Самим Богом как источником и промыслителем всякого бытия. Тем, кто любит теорему Гёделя, эта мысль более понятна.

Но самое главное чудо гимна России в том, что в нём начисто отсутствует любое упоминание зла, смерти, неправды, борьбы, врагов, тьмы, да и вообще чего бы то ни было негативного или хотя бы понижающего в числе или качестве. Даже грамматических форм отрицания или хотя бы сравнения в нём нет. Надо заметить, что это отнюдь не типично для государственных гимнов. Даже в лаконичном дореволюционном гимне «Боже, Царя храни!» упоминался «страх врагам». А в гимне России нет зла, оно отсутствует как таковое!

Вероятно, те качества, которые имеет сейчас гимн России, уместны были бы и для гимна Небесного Иерусалима, если бы он нуждался в государственном гимне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *