Что значит священная держава
СМОЖЕМ ЛИ МЫ ИЗМЕНИТЬ РОССИЮ, ЕСЛИ В ТЕКСТЕ НАШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА НЕТ НИ ЕДИНОГО СЛОВА О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЦЕННОСТИ ЕГО ЖИЗНИ, СВОБОДЕ, УВАЖЕНИИ ЕГО ТРУДА И БОГАТСТВЕ НАРОДА. А ВЕДЬ ЭТО САМАЯ НАДЁЖНАЯ И ГЛУБОКАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЖИЗНИ.
Более того, гимн неразумно и недальновидно убаюкивает деловую и социальную активность россиян. Он однозначно и безаппеляционно утверждает, что государство наше уже священное, свободное, воля его могучая, а слава великая на все времена. Россияне в государственном гимне не призываются к деятельности и созиданию. Им ничего не нужно делать для страны, ни о чем не нужно думать и заботиться, ибо грядущее наше безальтернативно описывается широким простором для мечты и для жизни. Россиянам остается только гордиться российской славой и черпать силу в верности Отчизне.
Текст действующего государственного гимна России изобилует несоответствиями Конституции РФ, смысловыми ошибками и неточностями, недопустимыми для государственного гимна. Об этом неоднократно говорили депутаты Государственной Думы, известные политики, высказывались средства массовой информации.
Слова С. Михалкова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Первые строчки российского гимна: «Россия – священная наша Держава! Россия – любимая наша страна!» не определяют Россию, для исполняющих гимн, как единственную и неповторимую в своем роде, не отражают степень родства с ней. Это допускает возможность существования в сознании исполняющих гимн не одной, а нескольких священных держав и одновременно любимых стран. Это, во-первых.
Во-вторых, слово «священная» неприменимо для описания сугубо мирского государства. Это слово пришло в светскую жизнь из религии. Сегодня для человека верующего, неверующего и атеиста священной может быть Родина, Отчизна, Мать, Писание, но не держава, под которой мы понимаем государство.
В государственных делах мы не исходим из священных писаний, не делаем ставку на божественный промысел в политике и экономике.
В советское время наше государство уничтожало культовые здания и притесняло религии. От того, что восстановлен храм Христа Спасителя, государство и его органы не стали священными. Поэтому называть державу священной неверно по сути.
Словосочетание «…великая слава» допускает двоякое толкование, так как слава по содержанию может быть или доброй, или недоброй (говорят: «дурная слава»), но при этом оставаться великой. Это же относится и к двум другим строчкам текста, где есть пожелание «Славься», но не сказано, чем.
Строка «Братских народов союз вековой» опасно ограничивает временные рамки этого союза только одним столетием. Она не соответствует действительности, так как у нас многовековая история. В этой строчке также может читаться намек только на советский период либо ограничение нашего союза в будущем. Допустимо ли в государственном гимне так пренебрегать смыслом ради сомнительной рифмы?
Строчка «Предками данная мудрость народная» как-то ограничивает народную мудрость только тем, что дано предками, делает ее какой-то застывшей, неподвижной и отстраненной от нас.
Слова «Мы гордимся тобой» по тексту не требуют предмета гордости. То есть ничего не надо, мы все равно гордимся тобой. Но ведь «гордость без причины», так же как и «смех без причины», это плохой признак.
Словосочетание «От южных морей до полярного края» подразумевает лишь малую часть нашей территории, не захватывая Урала, Сибири и Дальнего Востока. Опять несоответствие действительности и Конституции страны. Обратить внимание на эту строчку важно еще и потому, что слова способны не только отражать действительность, они также могут созидать ее или разрушать, особенно слова государственного гимна. Уверен, что в любом международном договоре мы никогда не согласились бы определить нашу территорию словами «От южных морей до полярного края».
Словосочетание «Раскинулись наши леса и поля» неточно отражает специфику и богатство нашей российской земли. Где же горы, моря, реки, луга, березовые рощи, степи, озера, города, села и деревни, которые не менее любимы и воспеты россиянами. Зачем же в тексте обращаться к такому объемному перечислению, если из него выхватываем только часть – леса и поля.
Требуют осмысления строчки гимна «Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом, родная земля». Даже если «…Хранимая Богом…» (хотя атеисты не верят этому), то почему «Одна… на свете…». Ведь если Бог хранит, то хранит все земли, а не только нашу. Получается, что эти две строчки прямо противоречат содержанию статьи 29 Конституции России, в которой «запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
В царском гимне наши предки пели «Боже, царя храни…», то есть было не утверждение, а мудрое пожелание, нижайшая просьба. А в нашем гимне – самоуверенная констатация факта. А где же «Предками данная мудрость народная»? Или нам дали, а мы потеряли?
Строчки «Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года» полны беззаботного необоснованного оптимизма. Откуда такое знание? Да, грядущие года всегда открывают народам что-то, но что, этого мы никогда не знаем, особенно в наш хрупкий век.
Уместно ли в государственном гимне убаюкивать себя безальтернативным грядущим широким простором для мечты и для жизни? Мы ведь уже имеем опыт убаюкивания сознания текстом государственного гимна: «Союз нерушимый…», «Сплотила навеки…» и т.п.
Наверное, кто-то не верит в мистические совпадения, но ведь есть и те россияне, которые верят. Практика показала, что всё, о чём писал в своих гимнах С.Михалков, исторически разрушилось и не сбылось. Как же быть? Стоит ли обольщаться «широким простором», «великой славой», «могучей волей», помня слова этого же автора о «Союзе нерушимом…»? Это удивительно, но НИ ОДНА строчка старых михалковских гимнов 1944 и 1977 годов не подтвердилась в жизни, не выдержала испытание временем. Все строчки опровергнуты практикой. Михалковские смыслы излишне этатистские, с упором на государство, тогда как основной тенденцией человечества является создание условий для раскрытия возможностей простых пассионариев.
Строчка «Нам силу дает наша верность Отчизне!» истинна только для силы духа и силы воли, которые безусловно важны, но которых абсолютно недостаточно для защиты нашей страны от современных различных угроз.
Слова В. Макаренко
Россия – священная Родина наша,
Мы все как один за тебя постоим,
Просторы бескрайние сделаем краше
И землю отцов для детей сохраним!
Припев.
Славься, Отечество, нашей свободою,
Жизнь человека превыше всего,
Пусть крепнут и множатся общей заботою
Счастье народа, богатство его.
Отечество наше, Россия родная,
Мы жизни свои доверяем тебе.
Страну созидая и мир сберегая,
Российский народ помогает судьбе.
Величие нашей российской державы
Мы видим в поддержке свобод и труда,
Да здравствует воля народа и право,
Сплочённость России и мир навсегда.
Представляется, что в наиболее успешных странах уже давно сформировались их национальные идеи, которые могут быть выражены общей формулой: забота о самих себе и своих согражданах.
Вполне понятно, что нашей национальной идеей способна быть только идея заботы о россиянине. Никакая другая идея не сможет стать всем нам близкой и понятной, не сможет нас сплотить и объединить глубоко, серьёзно и долговременно. Люди, заботящиеся друг о друге бесконечно ближе друг другу. Идея заботы о россиянине включает каждого из нас естественно и органично в процесс её реализации, в котором не может быть лишних людей и второстепенных ролей. Каждый человек на своем месте способен проявить заботу об окружающих, найти способ быть им полезным, внести свой вклад в общее дело.
Таким образом, идея заботы о человеке содержит в себе могучую созидательную силу, базирующуюся на её близости каждому из нас. Эта идея способна настроить наш национальный дух на гуманистический лад, не противоречащий ни официальной политике, ни религиозным конфессиям.
Смысл российской национальной идеи может быть органично отражен в государственном гимне России, который одновременно является гимном уже существующей конкретной стране и, с другой стороны, гимном россиян, целенаправленно строящих свою страну под звуки этого гимна. От расстановки акцентов зависит содержание текста гимна.
Россия священная наша держава
Россия священная наша держава