Что значит своевольный человек

Своевольный – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово своевольный? Пытаешься разобраться, что такое своевольный? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «своевольный» в словарях русского языка

Своевольный это:

I м. устар.Тот, кто отличается своеволием. II прил.

1.Поступающий по своему произволу, по своей прихоти; упрямый. отт. Выражающий прихоть, упрямство; проникнутый прихотью, упрямством.

2.Совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный.

Своевольный

1. м. устар. Тот, кто отличается своеволием.

2. прил.
1) а) Поступающий по своему произволу, по своей прихоти; упрямый. б) Выражающий прихоть, упрямство; проникнутый прихотью, упрямством.
2) Совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный.

Своевольный

Своевольный

Своевольный

поступающий по своей прихоти; совершаемый по произволу С. характер. С. поступок.

Своевольный

1. м. устар. Тот, кто отличается своеволием.

2. прил.
1) а) Поступающий по своему произволу, по своей прихоти; упрямый. б) Выражающий прихоть, упрямство; проникнутый прихотью, упрямством.
2) Совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный.

Своевольный

своевольная, своевольное; своеволен, своевольна, своевольно.

1. Поступающий по своей прихоти, по своему произволу. Своевольный человек.

2. Совершаемый по произволу, прихоти, самовольный. Своевольный поступок. Впервые именем таким (Татьяна) страницы нежные романа мы своевольно (нареч.) освятим. Пушкин.

Своевольный

склонный поступать, действовать по своему произволу, по своей прихоти; упрямый, капризный совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный

Где и как употребляется слово «своевольный»?

Кроме значения слова «своевольный» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «своевольный».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «своевольный» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «своевольный»

Если глава семьи, муж, не признаёт никаких авторитетов, если жена не почитает и не слушает мужа – два своевольных человека не могут вырастить послушного ребёнка.

Она очень своевольная и может ответить отказом, чтобы испытать тебя.

Узнав о своевольном поступке дочери, они якобы отреклись от неё.

Источник

Своеволие Своевольный

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Чем выше положение человека, тем более строгим должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.

Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа.

Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний.

Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем

победа над их своеволием.

Своеволие как качество личности – склонность выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других.

Человек захотел жить по воле Божией и вознамерился бросить пить. «А как жить по воле Божией? – подумал он. — Начну бросать монетку! Если выпадет орел, значит, выпью, а если выпадет решка, — не пью!» Кинул монетку, выпала решка. Кинул еще раз, снова решка. «Ну-ка, последний раз проверю!» – сказал он, кинул монетку, – и опять решка! «Ах, вот как! – рассердился этот человек. — Тогда все равно выпью!»

Своеволие — уродливое порождение эгоизма, самомнения, самовлюбленности или эгоцентризма. Сделав из себя центр Вселенной, оно презрительно заявляет: «Пошли все к чертям! Мы сами с усами – всё сделаем сами. Я само знаю, как и что». Раздутое эго своеволия, занятое только самим собой, ожесточенно сражается с любым инакомыслием. В своем эгоистическом пренебрежении своеволие отгородилось от внешнего мира неприступными стенами. Не доверяя никому, оно полностью перекрыло доступ к своему разуму новых идей и убеждений. Иными словами, своеволие – это перекрытый разум.

Своеволие, зачастую, рождается в детской и проявляется через прихоти ребенка и произвол. Маленький человек делает всё вразрез, наперекор требованиям и советам воспитателей. Своеволие, как правило, становится следствием развивающейся самостоятельности, волевых качеств, стремления самоутвердиться, идентифицироваться в группе, стать взрослым. Иногда корнями своеволия становятся протестные настроения ребенка в ответ на неправильное воспитание и несправедливости старших по отношению к нему. Своеволие растет, как на дрожжах, когда родители потакают прихотям ребенка, вскармливают его эгоизм, предъявляют к нему непоследовательные требования. «Встав на ноги», окрепнув, своеволие уже становится следствием ненависти, с растущими из нее жестокосердием и жестокостью.

Своеволие – это отсутствие логичности и присутствие необоснованности. Отсутствие логичности – это недостаток последовательности, закономерности и разумности. Необоснованность – это неподтвержденность фактами и серьезными доводами, неубедительность. Когда человек становится рабом своих желаний и страстей, он пренебрегает здравым смыслом, очевидностью ситуации, интуицией.

Красноречивым примером своевольной личности являются алкоголики, последними видящими свои проблемы. Психиатры, активно работавшие с алкоголиками, пишут: «Внутренне, в душе, алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы. Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию». Алкоголик, опираясь на эгоцентризм и самодовольство, верит, что он в любой момент способен остановиться. Попав в запой и видя, что самостоятельно выйти из него не может, алкоголик сдается на милость врачей, но когда опасность жизни миновала, он с большой долей сопротивления встречает слова врача. Тут же возникает «китайская стена» сопротивления.

Пассивное своеволие проявляется в замаскированных, трусливых формах. Оно делает недовольную гримасу (надувает губы), саботирует, откладывает выражение своего несогласия со дня на день, мешкает с этим, недобросовестно исполняет свои обязанности, постоянно отрицает свои истинные чувства. Пассивное своеволие играет во множество игр. Например, в игре «Непрямое убийство» инакомыслящий оппонент уничтожается посредством сплетен, злословия, критики, клеветы и перефразирования. В игре «Неделание» своеволие публично слушает, кивает и соглашается с оппонентом. Тот уверен, что с его мнением согласились и не подозревает, что перед ним разыгрывался спектакль притворства – никто и не собирался применять его точку зрения в реалиях. В игре «Интеллектуализирование» своеволие пытается поставить оппонентов в затруднительное положение, задавая бесконечную серию гипотетических и безответных вопросов, которые никак не связаны с реальностью. В игре «Выискивание недостатков» своеволие пытается обратить чье-либо внимание, указав на пороки оппонента, исключив возможность взглянуть на его идеи.

Своеволие импульсивно, безответственно, недисциплинированно, нереалистично и неблагоразумно. Не получив немедленного удовлетворения своего желания, оно мгновенно раздражается. Будучи врагом авторитетности, оно, в то же время, позиционирует себя с лучшей стороны для реализации своих корыстных целей. Где своеволие, там обиженность, гневливость, ложь и обвинения других. Поэтому в православии своеволие является одним из четырех главных, соборных пороков, которые неотделимы от него — гордыня, злолюбие и сластолюбие. Блез Паскаль писал: «Наше своеволие таково, что добейся оно всего на свете, ему и этого будет мало».

Своеволие создает у человека иллюзию собственной исключительности, необычности. Ища тому подтверждение, своевольный человек всё больше и больше отдаляется и отчуждается от окружающих. Поэтому он не имеет вообще или имеет крайне ограниченное число близких людей. Водя хороводы с самостью, своеволие объясняет себе свою неповторимость особой одаренностью, талантливостью и даже гениальностью. Обыденные дела кажутся своеволию недостойными, чтобы в них ковыряться. Своевольный человек может посредством притворства подчиниться чужой воле, но внутренне он всегда будет протестовать и при первом удобном случае сделает всё по-своему. Шекспир писал: «Для своевольных людей те беды, что они сами себе приносят, служить должны учителями». Должны, но своеволие не учится на собственных ошибках, всякий раз наступая на всем известные грабли.

Джон Темплтон в книге «Всемирные законы жизни» пишет: «Когда мы стремимся во всем утвердить свою волю, мы можем помешать потоку добра, стремящегося попасть в нашу жизнь, как завал бревен останавливает сплав. Что происходит, если мы упорствуем в своем своеволии? Как сплавщик, применяющий динамит, чтобы избавиться от завала, жизнь устроит нам такое событие, которое снесет нас с места, на котором мы застряли. Результаты часто бывают весьма болезненными и разрушительными. Чем больше мы противимся потоку жизни, тем больше становится вероятность какого-то неприятного происшествия. Чем больше бревен окажется в заторе, тем большее количество динамита понадобится применить для его устранения».

Амбициозный своеволец ставит перед собой и другими явно невыполнимые задачи. Между его «хочу» и «могу» — гигантская пропасть. Не добиваясь цели, он впадает в ярость. Н. Мандельштам пишет: «Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия».

Источник

СВОЕВОЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «СВОЕВОЛЬНЫЙ» в других словарях:

своевольный — своевольный … Орфографический словарь-справочник

своевольный — См. своенравный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. своевольный самовольный, своенравный, нравный, своеобычный, своеобычливый; распущенный, своевластный, чего моя левая… … Словарь синонимов

СВОЕВОЛЬНЫЙ — СВОЕВОЛЬНЫЙ, своеобычный, своеручный и пр. см. свой. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

СВОЕВОЛЬНЫЙ — СВОЕВОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Поступающий по своей прихоти; совершаемый по произволу. С. характер. С. поступок. | сущ. своеволие, я, ср., своевольность, и, жен. и своевольство, а, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Своевольный — I м. устар. Тот, кто отличается своеволием. II прил. 1. Поступающий по своему произволу, по своей прихоти; упрямый. отт. Выражающий прихоть, упрямство; проникнутый прихотью, упрямством. 2. Совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Своевольный — I м. устар. Тот, кто отличается своеволием. II прил. 1. Поступающий по своему произволу, по своей прихоти; упрямый. отт. Выражающий прихоть, упрямство; проникнутый прихотью, упрямством. 2. Совершаемый по произволу, без разрешения; самовольный.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

своевольный — своевольный, своевольная, своевольное, своевольные, своевольного, своевольной, своевольного, своевольных, своевольному, своевольной, своевольному, своевольным, своевольный, своевольную, своевольное, своевольные, своевольного, своевольную,… … Формы слов

своевольный — своев ольный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

своевольный — кр.ф. своево/лен, своево/льна, льно, льны; своево/льнее … Орфографический словарь русского языка

своевольный — своево/льный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Источник

Своенравие (Своенравность)

Все добродетели являются послушанием по отношению к законам, данным людьми. И только своенравие подчиняются другому закону, тому закону, что заключен в самом человеке, — «своему нраву».

Своенравие (своенравность) как качество личности – склонность во всех жизненных ситуациях поступать так, как вздумается, действовать, руководствуясь только своей точкой зрения, посылами своего характера.

Своенравие – это безграничное доверие своим чувствам. Слишком рискованно доверять управление колесницей человеческого тела своенравным лошадям – чувствам. Благоразумные люди следуют по проложенным дорогам и протоптанным тропинкам. Они обращаются к авторитетному знанию и его лучшим представителям, ибо знают, что чувства-лошади и разум – колесничий повлекут их на дорогу чувственных наслаждений, и они окажутся пленниками чревоугодия, сна и секса. Эти разбойники заманят их в чащобу безумия и бросят в мрачный колодец мирских тревог и страха смерти.

Люди чураются своенравия из-за его проявлений в связке с такими порочными качествами личности как неуступчивость, непокладистость, взбалмошность, капризность и упрямство. Зачастую своенравность проявляется в паре со своеволием — склонностью выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других. В отличие от своеволия в своенравности отсутствует открытая агрессия и презрение. Чаще всего своенравие реализуется немым протестным настроением или ограниченным вербальным несогласием.

Своенравие противостоит конформизму, а поскольку большинство людей обожают иметь «крышу» и готовы слепо подчиняться общепринятому мнению, то непослушная чужому влиянию своенравность вызывает у них раздражение и неприязнь. И лишь когда своенравный человек, пробив дорогу через частокол людской косности и непроходимые дебри консерватизма, становится общепризнанным гением, люди забывают о его своенравии, предпочитая прибавлять к его имени словосочетания «выдающаяся личность», «человек с характером и непоколебимой силой воли», «матёрый человечище».

Если внимательно осмотреть портретную галерею гениев, становится ясно, что многие из них были своенравны. Это сильно проявленное в них качество личности и выделяло их из серой, косной массы, ставящей палки в колёса переменам, новым идеям и веяниям. Этот факт доказывает, что нельзя своенравность безоговорочно и бездумно сразу же записывать в пороки, иначе человечество многим рискует. Без своенравных гениев человечество напоминает каменную лодку, брошенную на глубоководье. Что было бы с развитием знания не будь Сократа, Джордано Бруно, Галилея, Пушкина, Байрона, Эйнштейна?

Люди снисходительно относятся лишь к своенравности людей искусства. Своенравность Гогена, Моне, Пикассо и Дали, их эксцентричные выходки только добавляют цену на их полотнища. Г. Гессе пишет: «В остальном же под «характером» или «личностью» нынешний повседневный язык понимает нечто крайне путаное, а именно такой характер, который хоть и имеется в наличии и при случае может себя показать, но во всяком действительно важном деле неукоснительно подчиняется чужим законам. «С характером» — говорят о человеке, у которого имеется собственное мнение и взгляды, но который не живет в согласии с ними. Он лишь дает время от времени понять, что мыслит иначе, что у него есть свое мнение. Приняв такую смягченно тщеславную форму, такой характер и при жизни может стяжать ему славу человека добродетельного. Однако если у человека действительно есть мнение и он живет в согласии с ним, то он немедленно лишается похвального отзыва — «характер» — и за ним признается лишь «своенравие»… И что самое любопытное: те немногие, что не желают считаться с этими произвольными законами и следуют законам собственным, естественным, — они хоть и бывали всегда осуждены и побиваемы камнями, зато впоследствии именно они провозглашались на веки вечные героями и освободителями. То самое человечество, которое провозглашает величайшей добродетелью послушание своим произвольным законам и требует его от живущих, принимает в свой вечный пантеон как раз тех, кто отказывается подчиняться этим требованиям и скорее готов проститься с жизнью, чем изменить «своему нраву»».

Своенравный гений Антонио Гауди говорил: ««Я изжил все свои недостатки, но так и не смог исправить мой скверный характер». Великий архитектор, «застывшая музыка» которого до сих пор украшает Барселону, как правило, не считался с мнением заказчика, полагаясь исключительно на свое. Однажды промышленник Жозеп Батло поручил реконструкцию своего дома Гауди. Если его главной целью было получить нечто единственное в своем роде, то ему не на что жаловаться… На первый взгляд дом напоминает жилище эльфов. В поисках объяснения непривычного вида здания барселонцы окрестили его «домом из костей», так как колонны и другие архитектурные элементы фасада напоминали им большие и малые берцовые кости, позвонки, ключицы и черепа. Все вместе представляло собой довольно странную картину, однако Батло оплачивал одну за другой дорогостоящие выдумки архитектора, причем последний полностью игнорировал все практические замечания и пожелания, которые время от времени ему делали хозяева дома. Жозеп Батло не обладал сильным характером, но супругу взял из семейства Годо, а с ними шутки были плохи. В процессе реконструкции хозяйка дома часто навещала постройку. И чем дальше, тем больше разочарований это ей приносило. В частности, она поняла, что овальные формы внутренних помещений не позволят поместить рояль дочери в музыкальный салон. Она несколько раз довольно тактично высказала архитектору свои сомнения. Гауди попросту не обращал на них внимания. Наконец строительство завершилось. Так и есть: рояль в комнату не помещался. Забыв о хороших манерах, хозяйка в резкой форме высказала все, что думала, о своенравном архитекторе. В ответ на гневную тираду Антонио Гауди невозмутимо заявил: «Сударыня, не помещается рояль? Так купите вашей дочери скрипку!»

У него возникали проблемы не только с заказчиками, но и с городскими властями. Не желая отступить от своего проекта ни на шаг, Гауди одной из колонн дома занял часть тротуара на Пасео де Грасия. Проводивший инспекцию член муниципального совета увидел нарушение. Он тут же заявил ответственному за строительство, что колонну надо немедленно убрать с тротуара. Услышав новость, возмущенный архитектор выпалил: «Хорошо, я срежу колонну, а на срезе напишу, что сделано это было тогда-то, по приказу того-то». Больше инспектор к этому разговору не возвращался. Современники поговаривали, что Бог был единственным существом, с которым Гауди прекрасно ладил.

Другой своенравный гений Альберт Эйнштейн в 12 лет неожиданно для родителей впал в религиозный экстаз, отказался есть свинину, распевал религиозные гимны, но через год все прошло. В возрасте 15 лет Эйнштейн бросил школу с плохими отметками и не получив аттестата, но продолжал учиться самостоятельно. В 1896 г. со второй попытки сдал экзамены в Высшее техническое училище в Цюрихе. Нерадивое отношение к учебе и открытое пренебрежение мнением профессоров аукнулось Эйнштейну при выпуске. Его дипломная работа получила лишь 4,5 балла (по современным меркам — «тройка»), а мстительные педагоги отказали ему в рекомендации на работу. Своенравному ученому пришлось два года перебиваться с хлеба на воду, подыскивая себе работу. Пробыв два месяца внештатным школьным учителем, он устроился техническим экспертом третьего класса в патентное бюро.

Подобная история случилась и с Михаилом Лермонтовым. В 1830 году он стал студентом Московского университета. В стенах учебного заведения у юноши не сложились отношения с некоторыми профессорами, и это вынудило его написать прошение об уходе. Данный факт указывает на сложный и своенравный характер молодого человека. Он пререкался с преподавателями, и ему посоветовали уйти. Случилось это в 1832 году.

Солнце русской поэзии тоже не отличался покладистостью, демонстрируя в общении резкость, вспыльчивость и своенравность. 29 дуэлей тому свидетельство. Не случайно поэт воспел своенравие своего сердца:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *