Что значит свободный выбор
Свободный выбор
Смотреть что такое «Свободный выбор» в других словарях:
Свободный выбор — «Свободный выбор» Санкт Петербургская автономная некоммерческая организация правовой помощи призывникам. Организация проводит консультации для молодых людей и их родителей по всему спектру вопросов, связанных с призывом в вооруженные силы РФ,… … Википедия
Свободный выбор в народной Европе — «Свободный выбор в народной Европе» латыш. Brīvā izvēle tautu Eiropā, BITE (латышская аббревиатура означает «пчела») латвийская политическая партия, состояла в объединении ЗаПЧЕЛ. Основана 28 августа 2003 г. рядом членов «Равноправия», а также… … Википедия
свободный выбор врача — deutsch: freie Arztwahl f english: free choice of doctors Право застрахованного в больничной кассе на свободный выбор среди всех врачей, обеспечивающих медицинское обслуживание в системе законодательно установленного страхования на случай болезни … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению
Комитет 2008: Свободный выбор — «Комитет 2008: Свободный выбор» («Комитет 2008», «2008 Free Choice Committee», «Committee 2008») группа либеральных российских демократов[источник не указан 1098 … Википедия
Комитет «2008: Свободный выбор» — Комитет 2008: Свободный выбор «Комитет 2008: Свободный выбор» («Комитет 2008», «2008 Free Choice Committee», «Committee 2008») группа либеральных российских демократов под председательством Гарри Каспарова, находящаяся в оппозиции тогдашнему… … Википедия
«Комитет 2008: Свободный выбор» — («Комитет 2008», «2008 Free Choice Committee») группа либеральных российских демократов под председательством Гарри Каспарова, находящаяся в оппозиции президенту РФ Владимиру Путину и его окружению. Основной целью Комитет считает проведение в… … Политология. Словарь.
ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) — в соответствии со ст. 3 Закона от 9 января 2002 г. О защите прав потребителя является одним из прав потребителя, гарантированных государством. Согласно ст. 11 указанного Закона потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги)… … Юридический словарь современного гражданского права
СВОБОДНЫЙ — свободная, свободное; свободен, свободна, свободно. 1. Не стесняемый, не испытывающий принуждения извне, независимый, самостоятельный, пользующийся свободой (см. свобода во 2 знач.), вольный. Свободные граждане великой советской страны. Свободный … Толковый словарь Ушакова
Свободный агент — Свободный агент в профессиональном спорте статус командного игрока, чей контракт с командой истёк, и который имеет право заключить контракт с другой командой. При этом различают обычно неограниченно свободных агентов, не связанных… … Википедия
выбор — ВЫБОР разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей. Исторически проблематика В. разрабатывалась… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Свобода выбора человека. Как научиться принимать решения
Так получилось, что в настоящее время мы как-то полностью забыли о том, что имеем одну очень уникальную способность, которая дается каждому из нас с рождения. Мы привыкли к тому, что за нас кто-то постоянно принимает решения и то, что навязывается посредством основных сфер жизни, является нормой. Семья, работа, медиа, социальные отношения лишились самого основного и стали практически бездушными. Мы утратили свободу выбора и разучились принимать самостоятельные решения.
Фото: свобода выбора человека
Свобода воли
Существует несколько различных терминов, которые в принципе характеризуют одно и то же явление, но с разных позиций. Отсюда следует, что свобода воли – это возможность любого человека, в силу наличия у него сознания, делать выбор в зависимости от конкретно сложившихся обстоятельств. Однако следует заметить, что представленный выше термин характеризует философскую категорию, которая есть не что иное, как прообраз свободы выбора.
Период «неизменности».
Период, когда результаты жизни находятся в некотором коридоре значений, а потолок не пробивается, хоть ты тресни. Возможно, что это период для того, чтобы наработать какой-то предельный уровень навыков, опыта или знаний, чтобы выйти на новый уровень, а может быть, это период для того, чтобы остановиться в бесконечной гонке за доходами и навести порядок у себя в голове и в сердце.
С таким явлением сталкивался не только я, но и мои друзья. Интересно, что когда такой период наступает после 30 лет, то часто принимается решение перестать биться головой об стену, успокоиться, направить свои усилия на свой личностный и духовный рост, расслабиться, дождаться следующего периода, принять жизнь такую, какая она есть.
Даже в такой период, когда вроде бы обстоятельства сильнее тебя, совсем опускать руки чревато.
Два подхода к видению свободы воли
В философии существует два основных подхода к рассмотрению свободы воли. Первый называется метафизическим либерализмом. Он свидетельствует о наличии у человека свободы воли в силу неверности утверждения, что детерминизм верен. Иными словами, приверженцы этого подхода поддерживают мнение о том, что человек волен делать выбор самостоятельно. Второй подход говорит, что детерминизм неверен. Таким образом, свободы воли попросту не существует. Следует отметить: второй подход является в корне неверным, если помимо чисто философских взглядов ориентироваться на иные показатели. Ведь человек, по сути, не скован жёсткими природными рамками, в отличие от животных. Наиболее простым примером является наличие в животном мире пищевой цепи и её отсутствие в человеческой среде.
Что такое свобода выбора?
Свобода выбора – это, по сути, то же самое, что и свобода воли, однако первый термин используется не в философии, а в юриспруденции. Как показывает история, на протяжении многих веков люди лишались возможности самолично выбирать для себя что-либо. И лишь в середине XX века было принято решение о том, что человеческие права являются основным приоритетом. Таким образом, с того времени свобода выбора – это не просто термин, а принцип реализации людьми своих прав и свобод. Отсюда следует, что данное определение необходимо рассматривать через призму именно права.
Парадокс физики
В современных представлениях о физическом устройстве вселенной заложено две крайности. С точки зрения классической ньютоновской физики, вселенная представляет собой гигантский механизм, в котором каждая мельчайшая частица подчиняется строгим законам. А значит, при всем многообразии видов каждое проявление жизни и всякая свободная воля полностью детерминированы изначальным состоянием системы и законами, которым она следует.
Говоря проще, начиная с большого взрыва и по настоящий момент вселенная раскручивается, как огромный часовой механизм, с тотальной предопределенностью того, что случится дальше. Это включает в себя и каждый выбор, который нам когда-либо еще предстоит совершить.
Такой взгляд интересен тем, что включает в себя необъяснимое и при всей своей грубости близок к тому, о чем говорят всевозможные духовные учения (об этом ниже). Например, идее детерминизма нельзя противопоставить субъективные впечатления о свободе собственной воли, поскольку всегда можно сказать, что и эти интроспективные наблюдения запрограммированы и предопределены устройством часового механизма. С такой же легкостью можно разрушить и любую другую контраргументацию. Попробуйте сами на досуге, а пока перейдем к другой наукообразной крайности…
На другом полюсе у нас находится квантовая механика, которая оперирует совершенно иными категориями. Просто и наглядно объяснить не смогу, поскольку и в обычной-то физике не силен, но конечный вывод выразить довольно легко — вместо полной предопределенности на первый план здесь выходит такая же полная неопределенность.
Может показаться, что неопределенность — это хорошо, что она оставляет место для свободы воли. Но при внимательном рассмотрении мы упираемся в противоположную стену — вместо предопределенности каждого нашего выбора мы получаем совершенную случайность каждого исхода. А значит, как и раньше, наша индивидуальность, наше чутье, наш интеллект и наши личные принципы оказываются не у дел, поскольку не принимают в совершении выбора никакого участия, создавая лишь красивые рационализации.
Свобода выбора в юриспруденции
Практически во всём мире на уровне законодательства существуют нормативные акты, которые закрепляют принцип свободы выбора и создают условия для его непосредственной реализации. В данной статье автор будет рассматривать этот принцип через призму национальных правовых традиций Российской Федерации. Учитывая сложившуюся тенденцию демократизма в РФ, свобода выбора – это личное, свободное право каждого человека в полной мере использовать свои правомочия, а также ресурсы, которыми он обладает, например деньги. Существует несколько основных примеров проявления принципа свободы выбора, а именно:
— право работника самолично выбирать место и вид труда;
— право потребителя на расходование имеющихся у него денег для удовлетворения собственных нужд;
Таким образом, свобода выбора, примеры которой представлены выше, является в большей степени совокупностью правомочий, которые человек может осуществлять.
— Притчи в тему.
*** Бедный крестьянин совершил преступление. Его поймали и привели на суд к правителю. За его деяние в тех землях полагалась смертная казнь, но правитель предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо войти в большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник чуть подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг обратился к правителю: — Мне не даёт покоя мысль: что там, за той дверью? Правитель удивился дерзости крестьянина, но рассмеялся: — Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор — и все выбирают виселицу. — А за дверью-то что? — допытывается преступник. Я всё равно уже никому не скажу, — добавил он, криво улыбаясь и указывая на петлю. Помолчав, король ответил: — Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.
Вас может заинтересовать статья о сильных сторонах человека.
Читайте статью «Характер по группе крови«.
Конституционное закрепление принципа
Следует помнить, что глава 2 Конституции РФ закрепляет ряд основных прав и свобод человека и гражданина. Одним из подобных является право свободы выбора. Но существует один достаточно интересный факт. Непосредственно определения права свободы выбора не существует в Конституции. Оно является совокупным понятием, которое определяет возможность человека реализовать свои конституционные права. Примером является глава 2 Конституции РФ, в которой закреплены разные правомочия, а именно:
Как мы понимаем, конституционное право основное по своей сути, поэтому прописывать отдельно принцип свободы выбора попросту нет смысла, потому что в нём воплощаются все те правомочия, которыми Конституция РФ наделяет каждого гражданина и человека.
Проблема свободы выбора
На сегодняшний день многие правоведы задумываются о том, какой смысл в действительности несёт свобода выбора. По этому поводу существует множество теорий. В одной из них говорится, что свобода выбора – это непосредственная возможность человека действовать в рамках, которые предписываются действующим законодательством России и конституцией. С другой стороны, человек волен выбирать не только в рамках форматизированных официальных норм, но также ориентироваться еще и на свои моральные принципы. Таким образом, остаётся непонятным факт того, должны ли законы быть приоритетом в процессе непосредственного выбора, или же это сугубо личное правомочие? Скорее всего, людям дана возможность выбирать самим, но любое их решение должно быть в рамках правового режима, который существует в России.
Период «удачи и везения».
Период, когда все получается, когда приходят возможности, когда успех врывается в вашу жизнь.
Как и во всех рассматриваемых ниже периодах, требуется держать планку усилий хотя бы на минимальном уровне, чтобы собрать все сливки. В идеале – увеличить количество усилий, чтобы выжать из этого периода максимум.
В такой период важно не только брать, но разумно распределять полученное. Сколько жизненных историй мы слышали о том, как человек, попав в струю успеха, просто разбазарил все, что у него было. В такие периоды чаще всего человеку хочется увеличивать свои расходы, теряется бдительность. В такие периоды необходимо, наоборот, бдительность увеличить. Об этом предупреждают многие успешные и богатые люди, например об этом пишет Роберт Кийосаки в своих книгах. Об этом писал и я в своей статье «Какой денежный совет я бы дал своим детям».
В такой период от вас будет зависеть, насколько хорошо вы им воспользуетесь? Я уверен, что будет.
Чему нас учат такие периоды – умением распоряжаться удачей, умением оставаться человеком. Такие периоды – определенные испытания, которые проходят не все, ведь гордыня и алчность могут полностью захватить сердце, и тогда человек приобретает богатства, но разрушается как личность.
Свобода, выбор, ответственность
Не менее важным является вопрос о соотношении свободы выбора и ответственности. Дело в том, что Конституция России как бы закрепляет описанный в статье принцип в полной мере. По сути, человек может делать все, что хочет. Но некоторые общественные отношения, мораль и иные факторы не дают возможность людям осуществлять абсолютно все свои задумки. К примеру, человек хочет совершить какое-либо правонарушение. По сути, он делает свой выбор. Но за него он понесёт установленную законом ответственность. С точки зрения права, любые выходящие за рамки правового поля действия должны наказываться, если они имеют негативный характер. Но с позиции здравого смысла, человек фактически отвечает за совершённый им выбор. Таким образом, свобода выбора – это двойственная категория, которая существует как в правовом, так и философском поле.
Решение проблематики соотношения свободы выбора и ответственности многие юристы видят в моральных устоях общества. Ведь, как уже указывалось ранее, человек – это, прежде всего, социальное существо. Поэтому в процессе взаимодействия с иными индивидами он должен подчиняться общеустановленным правилам, не соблюдая которые любой из нас уподобится животному.
Страх принятия решений
Фото: свобода выбора человека
Можно ли научиться жить без ошибок? Однозначным ответом будет «Нет». Тогда почему существует так много страхов и проблем, связанных с вопросами принятия решений? Немного подумав, мы легко сможем найти ответ.
Рассмотрев эти страхи, мы легко можем превратить их из непреодолимых препятствий в небольшие ухабы на нашем пути.
Нарушение свободы выбора
Очень часто государство, которое должно быть фактическим гарантом обеспечения прав и свобод человека, нарушает все принципы этой сферы. В данном случае мы говорим о специфических политических режимах, которые приходят к власти в том или ином государстве, для более удобного контроля над людьми. Как показывает практика многих столетий, подобные антидемократические режимы практически всегда ущемляют права людей. При этом свободы выбора у населения подобных стран фактически нет. Потому что любые проявления инициативы наказываются, так как люди должны жить исключительно в заведомо созданных рамках. В таких странах, как правило, существуют «мертвые» конституции. Потому что тоталитарная власть понимает, что конституционное право — основное по своей сути. При жестком соблюдении конституционных норм невозможно каким-либо образом угнетать население.
Следует отметить: подобные режимы тотального контроля не приносят ничего хорошего как для государства, так и для жителей на его территории. Хотя на первых этапах организации новой страны жёсткие рамки просто необходимы, потому что без них невозможно добиться нужного эффекта.
Свобода выбора
Перед Вами стоит важнейшая задача сделать выбор: либо Вы примете решение
сыграть свою симфонию успеха, где Вы станете дирижером, либо Вы предпочтете
унести с собой в могилу всю свою музыку, которая потенциально существует
в Вашей душе, но так и останется не сыгранной и которую так никто и не услышит.
Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя.
Каждый мужчина в итоге выбирает ту девушку,
которая верит в него больше, чем он сам.
Свобода выбора как качество личности – способность определять своё поведение сообразно собственным, ответственным желаниям сегодняшнего дня; умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение.
Бедный крестьянин совершил преступление. Его поймали и привели на суд к правителю. За его деяние в тех землях полагалась смертная казнь, но правитель предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо войти в большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник чуть подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг обратился к правителю: — Мне не даёт покоя мысль: что там, за той дверью? Правитель удивился дерзости крестьянина, но рассмеялся: — Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор — и все выбирают виселицу. — А за дверью-то что? — допытывается преступник. Я всё равно уже никому не скажу, — добавил он, криво улыбаясь и указывая на петлю. Помолчав, король ответил: — Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.
В отличие от материи у любого живого существа есть относительная свобода. Какая у дивана свобода? Он не сможет от вас ускакать, как посуда в басне Сергея Михалкова «Федорино горе». Сели на него, всё, никакой свободы. Нет выбора. Попробуйте сесть на тигра, на змею или на пассажира в автобусе. Все начнут сопротивляться. Все сделают физическое замечание.
Айр Рэнд в романе «Атлант расправил плечи» пишет: » Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора».
Свобода выбора невозможна без ответственности. Свобода говорит: — Сделал выбор добровольно, помни, что сразу за этим возникает ответственность. Свобода выбора и ответственность неразделимы. Это два сапога – пара. Говорим свобода – подразумеваем ответственность, произносим ответственность – осознаёт, что возникла она он основе свободы выбора.
Например, человек женится. Его в ЗАГС никто под автоматом не вёл, в брачное ложе с бензопилой «Дружба» не укладывал. Всё было добровольно, по взаимному согласию, по свободному выбору. Выбор сделан, Рубикон перейдён. Теперь у каждого возникает ответственность, соответствующая мужской и женской природе. Мужчина уже несет ответственность за безопасность каждого члена семьи, за материальное её обеспечение, за эмоциональную защиту женщины, за духовное развитие жены и детей.
В сериале «Сыны анархии» герой говорит: — Наступят дни, когда вам придется принимать решения, которые повлияют на жизнь всех, кого вы любите. Сделанный выбор изменит вас навсегда. Повзрослев, вы поймете, что значит быть мужчиной. Это не значит добиться уважения или силы. Это означает отвечать за свои поступки. Дети думают о себе, следуя за своими эгоистичными желаниями. Мужчины думают о других и действуют, исходя из их потребностей.
Есть отличная притча о свободе выбора: — Господи, убери этого человека с моего жизненного пути, ибо он делает меня несчастным, — молил человек.
— Не он в этом виноват, а твои чувства, — ответил Господь. — Я каждому дал свободу воли. Он свободен выбирать, как поступать, впрочем, как и ты. А ты свободен выбирать, как относиться к происходящему. Ты можешь отказаться от гнева и осуждения, и, отдав их мне, взамен получить любовь, прощение и счастье. Но знай, если вдруг тебе надоест твое счастье и тебе вновь захочется осуждать, обвинять, обижаться и страдать, то ты всегда можешь вернуть свои обиды, но при этом мои мир, любовь и счастье покинут тебя. Тебе выбирать, что для тебя важнее.
От большого выбора вожделенный ум может ненароком слететь с катушек. Чем больше предложение, тем сложнее сделать выбор. В маленький магазин горного села заходит альпинист и спрашивает: — Пряники свежие? – Свежие. – А вафли? – Бери лучше пряники. В большом супермаркете сложнее сделать выбор.
Свобода выбора – превосходное средство очищения и развития разума. Выбирая, мы замечаем некоторую внутреннюю борьбу в сознании. Голос ума говорит: — Мне это нравится. Голос разума возражает: — Мало, что нравится. Это вредно, дорого и совершенно мне не нужно. Словом, идёт мотивация выбора. Николай Аосский пишет: «В случае столкновения мотивов выбор всегда совершается в сторону сильнейшего мотива».
Иными словами, при выборе происходит борьба чувств, ума и разума. Возникают сомнения, и разумный человек говорит себе: — Надо посоветоваться с профессионалом. Это уже развитие, стремление к полному знанию. Выбор требует воспользоваться в полном объёме имеющимися знаниями. Выбор разумного человека при этом делается с позиций, правильно это или неправильно, полезно или вредно, нужно это или не нужно, чисто или грязно, нравственно или безнравственно. Разум понимает, что за свободным выбором следует ответственность, поэтому тщательно выбирает и, следовательно, развивается, совершенствуется.
Свобода выбора – есть понимание, что за внешним выбором, стоит внутренний рост или падение личности. К примеру, женатый мужчина оказался в СВ с женщиной, которая не вербально показывает, что не против заняться с ним сексом. Насильно его к сексу не склоняет. Есть свобода выбора. Можно нарваться на клофелинщицу или заразиться венерическим заболеванием. Потом заразить жену и стоять, виновато лыбясь, перед венерологом.
Муж возвращается из командировки и говорит жене: — А вот и мы! – Кто это мы? – Я и лобковые вши.
Словом, без внутреннего роста или падения внешний выбор не сделаешь. В жизни есть только одна дорога – либо вверх, либо вниз. Выбор ограничен, но, главное, он есть. Делая выбор, разумный человек стремится осознать, ЗАЧЕМ он это делает. Если знаешь зачем, сможешь ответить на вопрос «Как я это должен сделать». Свобода выбора предполагает ясность в связке «Зачем и как».
Глупец озабочен вопросом «Как?», поэтому у него и получается всё каком. Он не думает, зачем я это делаю, для чего. Мудрость – думать и понять сначала о «зачем», а лишь потом о «как». При таком подходе происходит саморазвитие и самосознание, человек личностно растёт, развивается его разум.
Философ Вячеслав Рузов говорит, что для решения правильного выбора, необходимо понять зачем. Если мы понимаем зачем, мы понимаем как. Если не понимаем зачем, как тоже не возможно. Поэтому, если мы понимаем, зачем живём, тогда становится понятно, как надо жить. Всё очень просто, никаких вопросов не возникает, не о чем спорить. Мир сложный и загадочный, но если мы понимаем зачем, сразу понятно как.
Свобода выбора – есть возможность отречься от наших плохих, дурных желаний. Желание человека является самой большой силой, которая влияет на его судьбу. Желание, которое приносит счастье окружающим людям, делают нас счастливыми. Желание, которое приносит страдания окружающим людям, делают нас несчастными. Если человек ставит перед собой высокие жизненные цели, его желания напрямую связаны с реализацией данных целей. Поэтому свобода выбора заключается в том, чтобы человек научился желать того, что соответствует его главным жизненным целям.
— Мастер, что такое свобода выбора? — Это когда, из двух зол выбираешь меньшее.
Свобода выбора – умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и особенно невежества, понимают свободу выбора в контексте, что хочу, то и ворочу, где хочу, там и топчу, что стукнуло в дурную голову, то и надо делать. Словом, свободен тот, кто потакает своим дурным желаниям: — Я свободный человек, поэтому гуляй, рванина, от рубля и выше. Могу пить, курить, сношаться, ходить голым в общественных местах, жрать, что хочется и вволю.
Человек свободен делать глупости. Только должен знать, что за них придётся страдать. Жизнь – бумеранг. За всё глупое и низменное придётся платить страданиями. Поэтому, свобода выбора состоит в том, чтобы порвать, как Бобик тряпку, свои дурные желания, своё разбухшее «Я хочу», обычно идущее из прошлого, и утвердить то, что хочет сейчас разум. Именно разум, а не чувства и изменчивый ум.
Человек думает, что желания к нему пришли сейчас и в этом состоит его свобода выбора. Заблуждение. Желания, в основном приходят из прошлого и заставляют человека превращаться в животное: пей, гуляй, развратничай, занимайся всяким непотребством. Словом, продолжай делать глупости. Разумный человек делает выбор между желаниями прошлого и разумными желаниями сегодняшнего дня.
Счастлив тот человек, кто осознал, что его свобода выбора, его счастье состоит в борьбе со своими прошлыми желаниями. Кто побеждает свои прошлые желания, становится счастливым и свободным, ведь он имеет право жить, как положено, как советует ему душа, совесть и разум. Раб своих прошлых желаний лишает себя свободы выбора. Свобода выбора находится внутри, а не снаружи. В силу плохой кармы к нам наведываются глупые желания. Нужно дать им от ворот поворот, и они уйдут не солоно хлебавши.
Сколько времени уходит на выбор? Иногда между возникшей ситуацией и реакцией на неё есть всего лишь одно мгновение. Этого достаточно, чтоб стать трусом, предателем, непорядочным человеком. А можно, сделав правильный выбор, ещё больше утвердиться во мнении, что ты благородный и порядочный человек.
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают — кому позор,
Кому — бесславье, а кому — бессмертие!
Иными словами, из любых негативных обстоятельств нужно выходить благородно, с достоинством и честью, с человеческим лицом, так, как будто Бог на тебя смотрит в тот момент, когда ты делаешь выбор. Благородный человек всегда делает выбор в унисоне с совестью.
Нужно быть благодарным Богу за то, что он подарил нам промежуток времени, пусть даже мгновение, за которое мы можем попытаться сделать правильный выбор. Выбирает разумный, неразумный отдаётся во о власть ненасытных чувств и вожделенного ума. Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.
К примеру, трамвайный хам баламутит пассажиров. Как поступить. Раздражитель – хам. Есть время для выбора, как себя вести. Можно постараться его перехамить, дать ему по наглой, противной морде, потребовать остановить трамвай и призвать пассажиров совместными усилиями сделать хаму несколько физических замечаний и дать пинка для ускорения при вылете в дверь, попытаться его усовестить, проигнорировать и многое другое. Словом, всегда есть свобода выбора, как пространство между возникновением раздражающего фактора и реакцией на него. Словом, человек получил величайший подарок Бога – время на выбор.
Позднее он вспоминал: «Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.
Франкл организовал в концлагере службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом: «Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».