Что значит свободный корень
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
Корневая и аффиксальная морфемы русского языка
Корень слова.
В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служебные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выделяются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корневая — брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Определение корня связано с известными трудностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень — это морфема с основным лексическим значением слова», «корень является носителем идеи, определяющей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).
Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих академических грамматиках сделана попытка структурного определения корня через понятие основы слова: «Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой». Однако в «Русской грамматике» признается ведущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются составителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аффиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпадать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных признаков не относится к бесспорно различительным. Этому препятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных корней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой — совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.
В школьной практике корень определяется по двум признакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообразовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).
Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами словоизменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как, где и др.
Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) центральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяется, с одной стороны, особенностями отражения в слове реального предмета, его процессуального признака или характерного свойства, а с другой — принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следующие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) признаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень конкретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь общую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом отношении занимают местоименные корни, имеющие отвлеченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлекают к ним внимание собеседника.
В материальном (звуковом) отношении корень — это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже — одной фонемы), способная подвергаться формальным видоизменениям. Традиционно различают два вида таких изменений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующими фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызываемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мягких, звонких/глухих согласных [д/д’], [д/т] в словах годовой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад’ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вызываемые разным положением по отношению к ударению.
К историческим чередованиям корня относится, например, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипящими ж, ч, ш в корнях имен существительных с уменьшительным суффиксом -ок: друг — дружок, сук — сучок, стих — стишок. Чередование корневых звуков к—ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку —печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чередующихся звука во всех приведенных примерах находятся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формальных различий корневой морфемы не нарушают ее смыслового единства, поскольку представленные видоизменения связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
По степени морфемной и семантической самостоятельности различают свободные и связанные корни.
Свободными называются корни, способные выступать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с окончанием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.
К связанным относятся корни, выступающие только в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе членимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. ‘корень’ и греч. ‘подобный’): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, прибавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав— выступал самостоятельно.
Образование слов со связанными корнями вызвано разнообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходного слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном значении как слово с нечленимой основой, а во втором — солнце — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характеризуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемненное для современного восприятия значение, подобно словам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы,точить, кромешныйад, попасть впросаки т.д.
Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по остаточному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вызывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0, с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.
Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 19208 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Корневые морфемы : свободные ( поливалентные свободные корни ) и связанные корни.
Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение. Корень – это общая часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными (друг, друзья, дружный и т.п.).
Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано со словом ветер 90 слов, клей – 151, винт – (стержень со спиральной нарезкой) – 117, вал ( ить ) (заставлять падать) – 199, ви ( ть ) – 166, бел ( ый ) – 242, вод ( а ) – 213, бр ( ать ) – 390 и т.д.
Признаки корневых морфем :
1) корень – центральный и обязательный материально выраженный элемент морфемной структуры слова;
2) корень является носителем основных элементов лексического значения слова;
3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть и т.п.);
4) корневые морфемы способны употребляться в свободном или связанном виде.
В зависимости от того, с какими аффиксами связаны такие корни, они делятся на три типа:
Аффиксальные морфемы
В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.
Виды аффиксов по их позиции в слове С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:
Виды аффиксальных морфем по функции ( словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы ) Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.
Словообразовательные аффиксы – аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.
Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.
Понятие интерфиксов
Интерфикс (от лат. Inter – ‘между’ + fixus – ‘прикрепленный’) – межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию.
Вопрос о возможности выделения в словах незначащих межморфемных, или внеморфемных, отрезков представляется одним из важных и принципиальных вопросов морфемной сегментации слова. Идея соединения в слове незначимых соединительных элементов принадлежит Н.С. Трубецкому, который называл такие элементы Verbindungsmorphemen («соединительные морфемы»). В лингвистической литературе именно такие асемантические элементы получили название интерфиксов.
Термин интерфикс был предложен А.М. Сухотиным, поддержан
М.В. Пановым и принят в большинстве работ по морфемике и словообразованию. Труды Е.А. Земской, в которых интерфиксам уделяется особое внимание, способствовали активизации этого термина.
В современном языкознании вопрос об отнесении / неотнесении интерфиксов к морфемам решается, однако, неоднозначно.
Так, Е.А. Земская характеризует интерфиксацию не как способ словообразования, стоящий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией, а как одно из морфонологических средств, используемых для соединения морфов в слове. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. А.Н. Тихонов справедливо подчеркивает, что при допущении существования асемантических морфем, обладающих только структурной функцией, «расщепляется понятие морфемы, границы морфемы становятся неопределенными и расплывчатыми».
Данная точка зрения не получила поддержки среди лингвистов и вряд ли может считаться верной. В.В. Лопатин в связи с этим замечает, что с семантической точки зрения о таких элементах в составе прилагательных можно говорить в лучшем случае как об усилителях выражения относительного значения, но не как о самостоятельных выразителях этого значения.
Наиболее распространенное проявление этой тенденции – возникновение «вторичных (или производных) суффиксов». Этот факт был впервые отмечен в работах Н.В. Крушевского, который, говоря об особых свойствах суффиксов, среди прочих отмечает их «способность сочетаться друг с другом и образовывать один сложный суффикс».
Литература
1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 2005.
2. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.-Л., 1935.
3. И.В. Евсеева. Интерфиксация как морфонологическое явление: Научно-метод. разработка по курсу современного русского языка / Краснояр.
гос. ун-т. – Красноярск, 2004.
4. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского литературного языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.
5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 1984.
6. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.
7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 9. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. – М., 1981.
10. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник.-М., 1987. – С. 40.
11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.
Контрольные вопросы
1. Какими признаками обладают корневые морфемы?
2. Какие виды аффиксов выделяются по позиции в слове?
3. Какие виды аффиксов выделяются по функциям?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
§ 186. Свободные и связанные корни
Морфемы различаются по характеру сочетаемости и особенностям употребления в языке. По сравнению со словом морфемы, как уже отмечалось, несамостоятельны, однако эта несамостоятельность может проявляться по-разному.
1) корневые морфемы могут совпадать со словом (здесь, где);
2) корни в сочетании с формообразующими аффиксами могут составлять словоформу (лес, несу, пел);
3) корни, наконец, могут вступать в разнообразные сочетания со словообразующими аффиксами (лесник, перенести, запевать).
В зависимости от характера функционирования в языке и особенностей сочетаемости с аффиксами все корни делятся на свободные и связанные.
Связанные корни — это корни, которые употребляются в составе основ только в сочетании со словообразовательными аффиксами; ср.: обуть — разуть; прибавить — убавить — добавка.
При определении типа корня (свободный / связанный) необходимо учитывать возможную вариативность корневой морфемы и привлекать все морфы, ее представляющие. Так, например, учет морфа пищ- (пиши, пишет) позволяет квалифицировать корень в словах писать, написать как свободный; свободным при учете морфов сух-, суш-, сох- признается и корень слова засыхать.
Среди связанных корней много заимствованных компонентов. Ряд их носит интернациональный характер; см., например, такие корневые морфемы, как био- (от греч. ‘жизнь’) — биология, биография, биостанция; бронх(о)- (от греч. ‘горло’) — бронхит, бронхиальный, бронхоскопия. Сочетаясь с аффиксами или другими корневыми морфемами, связанные компоненты интернационального характера могут частично изменять свое значение, сужать или расширять его. Так, например, связанный корень баро- восходит к греческому слову baros со значением ‘тяжесть’. В составе слов он реализует значение «атмосферное давление»: барограф, барометр, барокамера.
Появление связанных корней в языке вызывается следующими основными причинами:
русском языке является связанным, он приобрел такой характер после выхода из употребления слова вой (‘воин’) со свободным корнем;
2) заимствованием слов из других языков; так, например, в заимствованных словах оккупация, оккупант, оккупировать, пришедших к нам в язык из немецкого, выделяется корень оккуп-, который является связанным, это объясняется его неисконным характером, появлением в русском языке в сравнительно поздний период, когда ряд заимствований адаптировался и приобрел членимость;
3) семантическими изменениями слов и, соответственно, выделяемых в них корней. Корень cmpoj-, например, в русском языке является свободным (строю). Тот же корень выделялся и в существительном настроение. Однако в 20— 30-е гг. XIX в. под влиянием немецкого слова Stimmung эта лексическая единица приобрела современное значение ‘душевное состояние’ (приподнятое настроение, унылое настроение). Корни в словах настройка (аппарата) и настроение (человека), таким образом, разошлись в современном русском языке по значению и могут быть признаны омонимичными. В результате семантических изменений и возник связанный корень cmpoj-, который представлен, например, также в словах расстроить, расстроиться, настрой.
Корневые морфемы. Алломорфы корней и причины появления алломорфов. Типы корней по значению. Свободные и связанные корни.
В классификации морфем учитываются следующие признаки:
Различают два типа морфем:
По степени самостоятельности различаются корневые морфемы свободные и связанные.
Свободными называются корни, которые способны употребляться как самостоятельно, свободно, т.е. в чистом виде, так и в сочетании со словообразовательными аффиксами:
Связанными называются корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными аффиксами, т.е. в связанном виде:
Связанные корни отличаются от свободных некоторыми признаками:
Аффиксальные морфемы, т.е. служебные по функции и значению в языке делятся на словоизменительные и словообразовательные, словообразовательныепо месту расположения по отношению к корню делятся на префиксы, суффиксы, постфиксы.
Словоизменительные морфемы служат для образования форм слова и пожтому являются различителями словоформ, например:
Словоизменительные аффиксы являются носителями грамматических значений определённых словоформ, например:
Словоизменительные аффиксы, т.е. флексии могут выражать и синтаксические отношения между словоформами в предложении:
В этих предложениях есть одинаковые слова, но в первом предложении словоформа ученика является определением, а во втором дополнением.
Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов:
Они принадлежат к слову в целом и выражают словообразовательное значение.
Основными словообразовательными аффиксами являются префиксы и суффиксы, менее продуктивными и менее разнообразными словообразовательными аффиксами являются постфиксы и интерфиксы.
Большинство префиксов по происхождению являются исконно русскими, но встречаются в структуре слова и иноязычные:
По структуре большинство префиксов является простыми ( в//во-, вы-, за-, до-), но встречаются и составные, образованные посредством сочетания двух префиксов:
Префиксы выполняют, как правило, словообразовательную функцию, они служат для образования новых слов, при этом префикс присоединяется к существующему слову в целом и не изменяет принадлежность слова к части речи, например:
Находясь перед флексией, суффиксы характеризуются некоторыми особенностями:
Выполняя словообразовательную функцию, суффиксы изменяют лексическое значение производного слова, хотя по сравнению с корнем имеют дополнительное значение. Так от основы имени существительного баян, журнал, пейзаж посредством суффикса -ист-образуются новые слова той же части речи: баянист, журналист, пейзажист, но с другим значением: обозначением действующего лица по роду деятельности. Словообразовательное значение суффиксов не однородно. Например, суффикс -ник- может выражать «собирательное значение»: ельник, малинник, осинник и обозначать «действующее лицо»: проводник, работник.
§ 10. Свободные и связанные корни
Непроизводные основы, выступающие в качестве основной структурной и смысловой части слова, неодинаковы по своей морфемной самостоятельности.
Свободными корнями являются такие непроизводные основы, которые способны выступать не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в таком случае в соединении с окончаниями целое слово.
Отношения между производными основами, содержащими внутри себя свободные основы, и соответствующими им непроизводными (ср.: завезти—везти, подоконник — окно и т. д.) являются отношениями последовательной производности. Свободные непроизводные основы с точки зрения своих возможностей реализовать себя аналогичны словам с прямым, номинативным значением.
Связанные корни представляют собой такие непроизводные основы, которые известны только в составе производных основ родственных слов и неизменно выступают в связи либо с теми или иными «нефлексийными» аффиксами, либо с другой основой. Так, связанными являются нрпроизводные основы ул-, слад-, анарх-, тряп-, прек-, шиб-, дород-, пт-, чал-, бод- и т. п., реализующие себя как значимые части слова лишь в связи с определенными основообразующими аффиксами и основами (ср.: переулок, улица; сладкий, сладость; анархия, анархосиндикализм; тряпка, тряпье; упрекать, попреки; расшибать, ушибить; дородство, дородный; птица, пташка; причал, отчалить; бодать, боднуть и т. д.). Отношения между производными основами, содержащими в себе связанные основы, можно охарактеризовать как отношения равнопроизводности. По характеру проявления в слове связанные корни напоминают слова с фразеологически связанным значением, также несвободные по употреблению в качестве отдельных единиц в предложении: чревато (последствиями), закадычный (друг), прищурить (глаза) и т. д.
Связанные непроизводные основы появляются в языке, во-первых, в результате утраты исходного слова, имевшего свободную основу. По этой причине связанными стали, например, непроизводные основы скуд- (в скудный, скудость), завид- (взавидовать, зависть), пал- (в палец, беспалый), нз- (в вонзить, пронзить), после того как из русского литературного языка ушли слова скудыи «скудный», завада «зависть», палъ «палец», ньзти «пронзить».
В-третьих, причиной появления связанных непроизводных основ является усложнение основы, если оно обусловлено заимствованием лов, находящихся между собой в отношении равнопроизводности (ср.: энтузиаст — энтузиазм, импортировать — экспортировать, диктант — диктовать, эгоист — эгоизм и т. д.), а также процессы словообразования по аналогичным образцам в русском языке (ср.: бензин — бензовоз, суверенитет — суверенный, нигилист — нигилизм, акмеизм — акмеист и др.).
Следует иметь в виду, что, кроме связанных корней, наблюдается также и явление связанности их отдельных форм. Однако эти разные по своему характеру факты необходимо четко дифференцировать. Нельзя, например, считать связанными корни пас- (в писать), звіз звать), жж-, жиг- (в жжение, обжигать) и т. п. Ведь они известны также и в виде пиш- [пишу), зов-(зов, зову), жг- (жгу), имея в этих случаях свободный характер.