Что значит свободный корень

СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

Корневая и аффиксальная морфемы русского языка

Корень слова.

В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служеб­ные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выде­ляются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корне­вая — брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязатель­ной частью основы слова. Служебные морфемы лишь до­полняют ее. Определение корня связано с известными труд­ностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень — это морфема с основным лексическим значени­ем слова», «корень является носителем идеи, определяю­щей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).

Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих акаде­мических грамматиках сделана попытка структурного оп­ределения корня через понятие основы слова: «Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой». Однако в «Русской грамматике» признается ве­дущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются со­ставителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аф­фиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпа­дать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных призна­ков не относится к бесспорно различительным. Этому пре­пятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных кор­ней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой — совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.

В школьной практике корень определяется по двум при­знакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообра­зовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).

Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами слово­изменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как, где и др.

Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) цент­ральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяет­ся, с одной стороны, особенностями отражения в слове ре­ального предмета, его процессуального признака или харак­терного свойства, а с другой — принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следу­ющие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) при­знаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень кон­кретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь об­щую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом от­ношении занимают местоименные корни, имеющие отвле­ченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлека­ют к ним внимание собеседника.

В материальном (звуковом) отношении корень — это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже — одной фонемы), способная подвергаться формальным видо­изменениям. Традиционно различают два вида таких изме­нений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующи­ми фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызы­ваемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мяг­ких, звонких/глухих согласных [д/д’], [д/т] в словах годо­вой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад’ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вы­зываемые разным положением по отношению к ударению.

К историческим чередованиям корня относится, напри­мер, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипя­щими ж, ч, ш в корнях имен существительных с умень­шительным суффиксом -ок: друг — дружок, сук — сучок, стих — стишок. Чередование корневых звуков к—ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку —печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чере­дующихся звука во всех приведенных примерах находят­ся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формаль­ных различий корневой морфемы не нарушают ее смыс­лового единства, поскольку представленные видоизмене­ния связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.

СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

По степени морфемной и семантической самостоятель­ности различают свободные и связанные корни.

Свободными называются корни, способные высту­пать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с оконча­нием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.

К связанным относятся корни, выступающие толь­ко в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе чле­нимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. ‘корень’ и греч. ‘подобный’): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, при­бавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав— выступал самосто­ятельно.

Образование слов со связанными корнями вызвано раз­нообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходно­го слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном зна­чении как слово с нечленимой основой, а во втором — солн­це — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характери­зуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемнен­ное для современного восприятия значение, подобно сло­вам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы,точить, кромешныйад, попасть впросаки т.д.

Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по оста­точному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вы­зывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0, с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 19208 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Корневые морфемы : свободные ( поливалентные свободные корни ) и связанные корни.

Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение. Корень – это общая часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными (друг, друзья, дружный и т.п.).

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано со словом ветер 90 слов, клей – 151, винт – (стержень со спиральной нарезкой) – 117, вал ( ить ) (заставлять падать) – 199, ви ( ть ) – 166, бел ( ый ) – 242, вод ( а ) – 213, бр ( ать ) – 390 и т.д.

Признаки корневых морфем :

1) корень – центральный и обязательный материально выраженный элемент морфемной структуры слова;

2) корень является носителем основных элементов лексического значения слова;

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть и т.п.);

4) корневые морфемы способны употребляться в свободном или связанном виде.

В зависимости от того, с какими аффиксами связаны такие корни, они делятся на три типа:

Аффиксальные морфемы

В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.

Виды аффиксов по их позиции в слове С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:

Виды аффиксальных морфем по функции ( словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы ) Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.

Словообразовательные аффиксы – аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.

Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.

Понятие интерфиксов

Интерфикс (от лат. Inter – ‘между’ + fixus – ‘прикрепленный’) – межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию.

Вопрос о возможности выделения в словах незначащих межморфемных, или внеморфемных, отрезков представляется одним из важных и принципиальных вопросов морфемной сегментации слова. Идея соединения в слове незначимых соединительных элементов принадлежит Н.С. Трубецкому, который называл такие элементы Verbindungsmorphemen («соединительные морфемы»). В лингвистической литературе именно такие асемантические элементы получили название интерфиксов.

Термин интерфикс был предложен А.М. Сухотиным, поддержан

М.В. Пановым и принят в большинстве работ по морфемике и словообразованию. Труды Е.А. Земской, в которых интерфиксам уделяется особое внимание, способствовали активизации этого термина.

В современном языкознании вопрос об отнесении / неотнесении интерфиксов к морфемам решается, однако, неоднозначно.

Так, Е.А. Земская характеризует интерфиксацию не как способ словообразования, стоящий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией, а как одно из морфонологических средств, используемых для соединения морфов в слове. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. А.Н. Тихонов справедливо подчеркивает, что при допущении существования асемантических морфем, обладающих только структурной функцией, «расщепляется понятие морфемы, границы морфемы становятся неопределенными и расплывчатыми».

Данная точка зрения не получила поддержки среди лингвистов и вряд ли может считаться верной. В.В. Лопатин в связи с этим замечает, что с семантической точки зрения о таких элементах в составе прилагательных можно говорить в лучшем случае как об усилителях выражения относительного значения, но не как о самостоятельных выразителях этого значения.

Наиболее распространенное проявление этой тенденции – возникновение «вторичных (или производных) суффиксов». Этот факт был впервые отмечен в работах Н.В. Крушевского, который, говоря об особых свойствах суффиксов, среди прочих отмечает их «способность сочетаться друг с другом и образовывать один сложный суффикс».

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 2005.

2. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.-Л., 1935.

3. И.В. Евсеева. Интерфиксация как морфонологическое явление: Научно-метод. разработка по курсу современного русского языка / Краснояр.

гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

4. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского литературного языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 1984.

6. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.

7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 9. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. – М., 1981.

10. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник.-М., 1987. – С. 40.

11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.

Контрольные вопросы

1. Какими признаками обладают корневые морфемы?

2. Какие виды аффиксов выделяются по позиции в слове?

3. Какие виды аффиксов выделяются по функциям?

Что значит свободный корень

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что значит свободный корень

Что значит свободный корень

Что значит свободный корень

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

§ 186. Свободные и связанные корни

Морфемы различаются по характеру сочетаемости и осо­бенностям употребления в языке. По сравнению со словом морфемы, как уже отмечалось, несамостоятельны, однако эта несамостоятельность может проявляться по-разному.

1) корневые морфемы могут совпадать со словом (здесь, где);

2) корни в сочетании с формообразующими аффиксами могут составлять словоформу (лес, несу, пел);

3) корни, наконец, могут вступать в разнообразные соче­тания со словообразующими аффиксами (лесник, перенес­ти, запевать).

В зависимости от характера функционирования в языке и особенностей сочетаемости с аффиксами все корни делят­ся на свободные и связанные.

Связанные корни — это корни, которые упо­требляются в составе основ только в сочетании со словооб­разовательными аффиксами; ср.: обуть — разуть; приба­вить — убавить — добавка.

При определении типа корня (свободный / связанный) необходимо учитывать возможную вариативность корневой морфемы и привлекать все морфы, ее представляющие. Так, например, учет морфа пищ- (пиши, пишет) позволяет ква­лифицировать корень в словах писать, написать как сво­бодный; свободным при учете морфов сух-, суш-, сох- при­знается и корень слова засыхать.

Среди связанных корней много заимствованных компо­нентов. Ряд их носит интернациональный характер; см., на­пример, такие корневые морфемы, как био- (от греч. ‘жизнь’) — биология, биография, биостанция; бронх(о)- (от греч. ‘горло’) — бронхит, бронхиальный, бронхоскопия. Сочетаясь с аффиксами или другими корневыми морфема­ми, связанные компоненты интернационального характера могут частично изменять свое значение, сужать или расши­рять его. Так, например, связанный корень баро- восходит к греческому слову baros со значением ‘тяжесть’. В составе слов он реализует значение «атмосферное давление»: ба­рограф, барометр, барокамера.

Появление связанных корней в языке вызывается сле­дующими основными причинами:

русском языке является связанным, он приобрел такой ха­рактер после выхода из употребления слова вой (‘воин’) со свободным корнем;

2) заимствованием слов из других языков; так, напри­мер, в заимствованных словах оккупация, оккупант, окку­пировать, пришедших к нам в язык из немецкого, выделя­ется корень оккуп-, который является связанным, это объясняется его неисконным характером, появлением в рус­ском языке в сравнительно поздний период, когда ряд за­имствований адаптировался и приобрел членимость;

3) семантическими изменениями слов и, соответственно, выделяемых в них корней. Корень cmpoj-, например, в рус­ском языке является свободным (строю). Тот же корень выделялся и в существительном настроение. Однако в 20— 30-е гг. XIX в. под влиянием немецкого слова Stimmung эта лексическая единица приобрела современное значение ‘душевное состояние’ (приподнятое настроение, унылое настроение). Корни в словах настройка (аппарата) и на­строение (человека), таким образом, разошлись в современ­ном русском языке по значению и могут быть признаны омонимичными. В результате семантических изменений и возник связанный корень cmpoj-, который представлен, на­пример, также в словах расстроить, расстроиться, настрой.

Источник

Корневые морфемы. Алломорфы корней и причины появления алломорфов. Типы корней по значению. Свободные и связанные корни.

Что значит свободный корень Что значит свободный корень Что значит свободный корень Что значит свободный корень

Что значит свободный корень

Что значит свободный корень

В классификации морфем учитываются следующие признаки:

Различают два типа морфем:

По степени самостоятельности различаются корневые морфемы свободные и связанные.
Свободными называются корни, которые способны употребляться как самостоятельно, свободно, т.е. в чистом виде, так и в сочетании со словообразовательными аффиксами:

Связанными называются корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными аффиксами, т.е. в связанном виде:

Связанные корни отличаются от свободных некоторыми признаками:

Аффиксальные морфемы, т.е. служебные по функции и значению в языке делятся на словоизменительные и словообразовательные, словообразовательныепо месту расположения по отношению к корню делятся на префиксы, суффиксы, постфиксы.

Словоизменительные морфемы служат для образования форм слова и пожтому являются различителями словоформ, например:

Словоизменительные аффиксы являются носителями грамматических значений определённых словоформ, например:

Словоизменительные аффиксы, т.е. флексии могут выражать и синтаксические отношения между словоформами в предложении:

В этих предложениях есть одинаковые слова, но в первом предложении словоформа ученика является определением, а во втором дополнением.

Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов:

Они принадлежат к слову в целом и выражают словообразовательное значение.
Основными словообразовательными аффиксами являются префиксы и суффиксы, менее продуктивными и менее разнообразными словообразовательными аффиксами являются постфиксы и интерфиксы.

Большинство префиксов по происхождению являются исконно русскими, но встречаются в структуре слова и иноязычные:

По структуре большинство префиксов является простыми ( в//во-, вы-, за-, до-), но встречаются и составные, образованные посредством сочетания двух префиксов:

Префиксы выполняют, как правило, словообразовательную функцию, они служат для образования новых слов, при этом префикс присоединяется к существующему слову в целом и не изменяет принадлежность слова к части речи, например:

Находясь перед флексией, суффиксы характеризуются некоторыми особенностями:

Выполняя словообразовательную функцию, суффиксы изменяют лексическое значение производного слова, хотя по сравнению с корнем имеют дополнительное значение. Так от основы имени существительного баян, журнал, пейзаж посредством суффикса -ист-образуются новые слова той же части речи: баянист, журналист, пейзажист, но с другим значением: обозначением действующего лица по роду деятельности. Словообразовательное значение суффиксов не однородно. Например, суффикс -ник- может выражать «собирательное значение»: ельник, малинник, осинник и обозначать «действующее лицо»: проводник, работник.

Источник

§ 10. Свободные и связанные корни

Непроизводные основы, выступающие в качестве основной структурной и смысловой части слова, неодинаковы по своей морфемной самостоятельности.

Свободными корнями являются такие непроизводные основы, которые способны выступать не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в таком случае в соединении с окончаниями целое слово.

Отношения между производными основами, содержащими внутри себя свободные основы, и соответствующими им непроизводными (ср.: завезти—везти, подоконник — окно и т. д.) являются отношениями последовательной производности. Свободные непроизводные основы с точки зрения своих возможностей реализовать себя аналогичны словам с прямым, номинативным значением.

Связанные корни представляют собой такие непроизводные основы, которые известны только в составе производных основ родственных слов и неизменно выступают в связи либо с теми или иными «нефлексийными» аффиксами, либо с другой основой. Так, связанными являются нрпроизводные основы ул-, слад-, анарх-, тряп-, прек-, шиб-, дород-, пт-, чал-, бод- и т. п., реализующие себя как значимые части слова лишь в связи с определенными основообразующими аффиксами и основами (ср.: переулок, улица; сладкий, сладость; анархия, анархосиндикализм; тряпка, тряпье; упрекать, попреки; расшибать, ушибить; дородство, дородный; птица, пташка; причал, отчалить; бодать, боднуть и т. д.). Отношения между производными основами, содержащими в себе связанные основы, можно охарактеризовать как отношения равнопроизводности. По характеру проявления в слове связанные корни напоминают слова с фразеологически связанным значением, также несвободные по употреблению в качестве отдельных единиц в предложении: чревато (последствиями), закадычный (друг), прищурить (глаза) и т. д.

Связанные непроизводные основы появляются в языке, во-первых, в результате утраты исходного слова, имевшего свободную основу. По этой причине связанными стали, например, непроизводные основы скуд- (в скудный, скудость), завид- (взавидовать, зависть), пал- (в палец, беспалый), нз- (в вонзить, пронзить), после того как из русского литературного языка ушли слова скудыи «скудный», завада «зависть», палъ «палец», ньзти «пронзить».

В-третьих, причиной появления связанных непроизводных основ является усложнение основы, если оно обусловлено заимствованием лов, находящихся между собой в отношении равнопроизводности (ср.: энтузиаст — энтузиазм, импортировать — экспортировать, диктант — диктовать, эгоист — эгоизм и т. д.), а также процессы словообразования по аналогичным образцам в русском языке (ср.: бензин — бензовоз, суверенитет — суверенный, нигилист — нигилизм, акмеизм — акмеист и др.).

Следует иметь в виду, что, кроме связанных корней, наблюдается также и явление связанности их отдельных форм. Однако эти разные по своему характеру факты необходимо четко дифференцировать. Нельзя, например, считать связанными корни пас- (в писать), звіз звать), жж-, жиг- (в жжение, обжигать) и т. п. Ведь они известны также и в виде пиш- [пишу), зов-(зов, зову), жг- (жгу), имея в этих случаях свободный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *