Что значит свободное словосочетание
Свободные и несвободные словосочетания
По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).
Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.
Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.
Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.
1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.
2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).
4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.
5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.
Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).
6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
В данной статье рассмотрены типы словосочетаний в современном русском языке по степени связанности элементов: свободные и несвободные словосочетания.
В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяют различные типы словосочетаний.
Свободные словосочетания
Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.
Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.
Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.
Примеры свободных словосочетаний:
раннее лето, позднее лето, знойное лето, холодное лето;
истинный друг, старый друг, хороший друг, весёлый друг;
истинная любовь, истинная правда, истинная дружба.
Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.
Несвободные словосочетания
В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.
Мы с мужем были счастливы.
В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.
Типы цельных словосочетаний
В зависимости от категории главного слова или от вида связи между элементами, неделимые словосочетания делятся на несколько типов.
1. Именные (чувственный рот, объективный анализ), иногда они создают избыточность описания.
Наиболее употребительны количественно-именные:
Три певицы на открытии исполнили одну и ту же песню.
Словосочетание «три певицы» целиком выступает подлежащим.
2. С предлогом «из» в значении избирательности:
Кому из нас ты отдашь предпочтение?
Сочетание «кому из нас» целиком выступает дополнением.
3. Словосочетания со смыслом совокупности, совместности, с предлогом «с» (указывает на одинаковое участие в деятельности):
Нам с тобой повезло.
Сочетание «нам с тобой» целиком выступает дополнением.
4. Словосочетания с формами существительных типа «…с глазами», «…с лицом», «…роста» и определяющими их прилагательными.
добрый человек всё простит;
женщина с пышной грудью;
мужчина высокого роста.
А в этом предложении существительное и определяющее его прилагательное является цельным и представляет собой определение:
Люди с радостными лицами шли на праздник.
5. Словосочетания с метафорическим смыслом – это сочетания, в которых хотя бы один из компонентов имеет переносный смысл:
Слова «глубокая» и «золотое» здесь использовано в переносном значении и нельзя сочетать «глубокая весна», «глубокое лето» или «золотые почки», «золотая печень» и пр.
6. Словосочетания, несущие неясное, неточное значение; в них основное слово обозначается неопределённым местоимением, а второстепенное слово, как правило прилагательное или причастие, согласуется с основным в роде, числе и падеже:
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:
Она начала готовить ужин;
Студенты хотят перекусить, преподаватели начали дискуссию.
Важно помнить, определяя цельное словосочетание, что их ключевой характеристикой является недостаточность смысловой нагрузки главной её части.
Он шествовал широким шагом.
Сочетание «широким шагом» является цельным, потому что главная его часть «шагом» не несёт достаточной смысловой нагрузки обстоятельства, а необходимый смысл передаётся зависимой частью «широким».
В то же время часто цельные словосочетания дают избыточную смысловую нагрузку.
В заключение отметим, что все указанные типы неделимых сочетаний с разной частотностью встречаются в современном русском языке. Знание цельных словосочетаний и умение их выделять существенно облегчает синтаксический разбор предложения.
В этом сложном предложении целых три неделимых словосочетания.
Свободные и несвободные словосочетания
По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).
Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.
Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.
Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний:
1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.
2. Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).
4. Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.
5. Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.
Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).
6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Был роста трех аршин и трех вершков – составное именное сказ;
— прямая линия – цельное словосочетание, метафорическое значение;
— фаршированная голова, Был столь малого роста, не мог без слез видеть – глагольные фразеологизмы.
2. Что такое сатира, сатирический пафос (дайте определение)? Какие явления русской жизни подвергаются Салтыковым-Щедриным сатирическому осмеянию в данном фрагменте (и в романе в целом)? Что такое пародия? Какие сочинения (исторические, литературные) получают пародийное переосмысление в данном отрывке? Кто в этом отношении был его литературным учителем?
САТИРА (латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»):
1) Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М. Ренье, Н. Буало, А.Д. Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно.
2) Другой, менее определенный, смешанный жанр литературы, возникший в конце 3 в. до н.э. в творчестве греческого философа-киника Мениппа из Гадары. Название сатирического сборника, составленного римским ученым Варроном (116–27 до н.э.), закрепилось как определение этой разновидности жанра – Мениппова сатира. В менипповой сатире (Апоколокинтосис (Отыквление) Сенеки, I в., роман Петрония Сатирикон, I в., и др.) сочетаются стихи и проза, серьезное и комическое.
3) Особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности – обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни.
Пародия — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его лит-ру, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает лит-ру своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей лит-ры, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в 4 юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории лит-ры функция П. очень различна: от П.-шутки до П., игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на лит-ом фронте.
Как и всякая сатира, П. разоблачает противника смехом. Ей всегда присущ момент комического. Она доводит до абсурда, комически, обессмысливает враждебный стиль или недостатки своей лит-ры. П. и строится обычно на контрасте пародируемого и своего стиля.
Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства. Вероятно, наиболее распространены литературные пародии, как прозаические, так и поэтические. Широко известны кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино.
Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых:
Смещение контекста. От пародийных отличают пародические произведения, в которых тоже используется чужое произведение, но целью подражания оно не является, а получившееся произведение имеет утилитарное назначение (например, переделка лирического произведения «к дате»).
Явления, кот пародируются (нет прямолинейных отсылок):
1) ассоциации с женским правлением 18 в.;
2) насмешка над манерой гордится древностью своего происхождения (Баклан)
3) польская интервенция, заговоры
4) правитель-тиран, правитель-военный (Павел I, Аракчеев)
5) имитация правит-ой деятельности («Потемкинские деревни»)
6) летопись, историческая монография
7) готовность рус народа принимать любого правителя, любить его
8) пристрасти рус-х к западу (фр, нем)
9) бездушный, жестокий административный аппарат, автоматизм
10) сентиментализм, романтизм (Грустилов)
Пародия на истор-е сочинения: Костомаров, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Пыпин
Рабле, Сервантес, Свифт
Учитель Гоголь (Мертвые души), но соц-полит, а не быт
3. Структура и содержание раздела «Словосочетание» в школьной программе. Цели изучения. Произведите синтаксический разбор одного словосочетания из текста (на выбор) сначала как образец для пятиклассника, а затем – для восьмиклассника.
В ШКОЛЕ. Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
5 кл: понятие словосочетание
Виды по значению(соч и подч), главное и завис-е слово. Умение находить словосочетания.
8 кл: повт 5 кл + способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синонимия словосочетаний (девушка из города, городская девушка). Синтаксическая функция словосочетаний. Цельные словосочетания.
Цели изучения:
2) умение находить словосочетание
3) умение определять вид связи
4) умение определять синтаксическую функцию компонентов
Разбор словосочетания. Лакомился лягушками
5 кл:
1) выделить из предложения;
2) опредилить вид по значению
3) найти главное и зависимое слово
4) определить части речи: гл и сущ
8 кл:
4) указать стороение гл+сущ в Тв.п.
5) вид связи: управление
6) определить синтаксическую функцию компонентов
4. Формирование понятия о сатире в школьном курсе литературы. Подготовьте план урока о жанре романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Покажите десятиклассникам приемы сатиры, использованные автором в характеристиках градоначальников (вопросы, комментарии, сопоставление и т.д.)?
6. Объектом пародирования здесь являются тексты древнерусской литературы, и в частности “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской”.
В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия.
Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе.
В произведении «История одного города» кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак «Эзопов язык» помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь.
Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.
7 кл
«Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил»
Особенности создания сатирического образа. Сатира и гротеск
Урок: «Жанр Истории Одного города»
1. Общая характеристика произведения учителем: обличение, сатира на устройство гос. Системы; вскрытие пороков гос и соц жизни
2. Задания учащимся: Опредеоить жанр «Истроии..» пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман
3. Вводится понятие романа-антиутопии. Связь со спецификой приема сатиры в отл от юмора.
Приемы сатиры в изображении градоначальников: гротеск, гипербола, говорящие фамилии, сарказм
Семантика словосочетаний (смысловые отношения)
Свободные словосочетания
Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими.
Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.
Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.
Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.
Примеры свободных словосочетаний:
Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.
Свободные и несвободные словосочетания
Свободные и несвободные словосочетания
По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически
свободные
и
несвободные
(нечленимые, цельные).
— это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих
свободное словосочетание
, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов
свободного словосочетания
в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.
Синтаксически цельные словосочетания
— это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.
Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.
словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже:
три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг
и т. п.
2.Словосочетания со значением избирательности;
главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом
из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим
значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:
серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).
4.Словосочетания со значением неопределённости;
главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие:
что-то неприятное, кто-то незнакомый.
5.Словосочетания со значением совместности
(называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом
с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с
приятелем.
Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с»,
являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.:
Мама с дочкой готовили обед.
—
Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой).
—
Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).
6. Контекстуально цельные словосочетания
(цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания):
Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами
и
глаголами-связками
(а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:
Он начал рассказывать о
приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Несвободные словосочетания
В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.
Мы с мужем были счастливы.
В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.
Словосочетания (синтаксически свободные и несвободные, простые и сложные)
Можно выделить несколько типов словосочетаний с подчинительной связью, проведя их классификацию по разным основаниям:
Синтаксически свободные словосочетания — такие, которые включают в себя слова, сохраняющие свою самостоятельность и являющиеся отдельными членами предложения. В таких словосочетаниях их компоненты полностью сохраняют свои лексические значения (например, смотреть фильм, жить в России, увлекательная поездка), они могут заменяться на другие слова (смотреть фильм / «Войну и мир» / расписание; смотреть / обсуждать / снимать / озвучивать фильм).
Синтаксически несвободные словосочетания бывают двух типов:
Следует отличать несвободные словосочетания, где представлены живые синтаксические связи между их компонентами (см. примеры выше), от тех случаев, где эти связи на данном этапе не прослеживаются (типа шутка сказать, себе на уме), или где стерты или даже полностью утрачены лексические значения хотя бы одного из компонентов (типа водить за нос, у черта на куличках, попасть впросак). Сочетания слов, приведенные в последних двух случаях, не являются предметом синтаксиса — это примеры фразеологических сочетаний, которые рассматриваются в лексикологии.
Простые словосочетания — те, которые обычно состоят из двух знаменательных слов, одно из которых — главное, а второе, его распространяющее, — зависимое, например: большой город, идти вперед, играть на скрипке. Иногда словосочетания, являющиеся простыми по значению, состоят более чем из двух знаменательных слов. Это бывает за счет того, что главное слово распространяется
Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху).
В большинстве случаев они образуются на основе двух и более синтаксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близкий друг Пушкина, новая квартира со всеми удобствами, контрольная работа по математике, отдыхать летом на море. При этом нередко такого рода словосочетания образуются на основе разных способов связи, которые диктуются одним и тем же главным словом: например, в словосочетании новый жилец сверху стержневое существительное жилец с определением новый связано согласованием, а с определением сверху — примыканием.
В некоторых случаях формы и синтаксические связи зависимых слов определяются не главным словом данного сложного словосочетания: например, в словосочетании успех юного музыканта от главного существительного успех зависит другое существительное — музыкант, которое и диктует свои грамматические характеристики прилагательному юный.
Именные словосочетания — такие, где главное слово является представителем именной части речи. Соответственно их можно подразделить на следующие группы:
Глагольные словосочетания — такие, где главное слово-глагол соединяется с зависимыми существительными в косвенных падежах с предлогом и без предлога (писать письмо, резать ножом, звонить родителям, отвечать на вопросы, стоять у истоков), с наречиями (быстро говорить, относиться дружески), с деепричастиями (падать звеня, смотреть улыбаясь), с инфинитивами (выйти освежиться, рекомендовать не ехать).
Наречные словосочетания — словосочетания с главным словом-наречием и зависимым от него наречием (совсем близко, почти даром) или существительным с предлогом (недалеко от дома, наедине с миром, задолго до катастрофы).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
Редко встречающиеся несвободные словосочетания
Существуют также сочетания с метафорическим значением – «зеркало воды», «пламя рябины» и т. д. Зависимое слово здесь называет предмет, а главное используется в переносном значении, его цель – сформулировать то, что напоминает предмет. Часто встречаются композиции со значением неопределенности – «кто-то невидимый», «что-то незнакомое», составленные по формуле «неопределенное местоимение+прилагательное». Если вы хотите получить из такой композиции свободное словосочетание, достаточно просто заменить местоимение на существительное и поменять порядок слов – «незнакомое явление».
Сочетания наподобие «Маша с подругой», «мы с друзьями», «дядя с тетей» обладают лексическим значением совместности. Их отличительная особенность в том, что они являются несвободными только в тех случаях, когда играют в предложении роль подлежащего, а сказуемое находится во множественном числе, например, «Маша с подругой пошли в кино». Если переформулировать предложение – «Маша с подругой пошла в кино», то словосочетание становится свободным и дополнительный элемент «с подругой» можно убрать из предложения без потери лексического смысла.
В категорию несвободных словосочетаний также входят контекстуально цельные и сочетания с глаголами, играющими роль вспомогательного компонента. К первому типу относятся композиции наподобие этой — «девушка с белокурыми волосами», а ко второму — наподобие «Мы планируем ему помочь».
Что такое синтаксически несвободные словосочетания
В связи с ступени слияния ингредиентов сочетания слов имеют все шансы существовать вольными и связанными. Вольные сочетания слов заключаются изо обещаний, берегущих родное лексическое смысл. Составляющие имеют все шансы замещаться текстами пирушка ведь группы: запоздалая сезон, прохладная сезон, ранешняя сезон. Связанные сочетания слов заключаются изо обещаний лексически несамостоятельных, т. е. с угнетенным либо растерянным лексическим ролью. Сообразно семантике эти сочетания слов недалеки к единичному тексту. Около функционировании в предписании они считаются один-одинешенек членом предписания. Имеется 2 варианта несврободных сочетаний слов а) синтаксически связанные – наверное сочетания слов лексически посыльные и неделимые в предоставленном контексте к примеру, женщина высочайшего подъема. Фоменко Ю. В. именует их синтаксически едиными словососчетаниями.
Б) фразеологически связанные сочетания слов – наверное сочетания обещаний, в каких поминается лексическая зависимость ингредиентов в всяком контексте: после протока, колотить баклуши. В предписании они еще считаются один-одинешенек членом предписания. Их разрешено сменить один-одинешенек одним словом схожим сообразно резону (после протока ≈ нехорошо, колотить баклуши ≈ лентяйничать).
В собственной заметке “Разновидности синтаксически единых сочетаний слов в российском слоге Фоменко отделяет последующие будущий синтаксически связанных сочетаний слов (= синтезов обещаний):
1) сочетания неполнознаменательного глагола (глаголы истока, баста, продолжения деяния и безвыездно модальные глаголы) с инфинитивом. В предписании безвыездно наверное станет предикат. Закончил действовать, приступить соврать, полагать поспеть. Еще к неполнознаменательным касаются бесхарактерные глаголы: довелось дать, приспичило передохнуть, и этак именуемые промежные глаголы: обожать обучаться выбирать: паренек обожает живописать.
Изъятие сочиняют сочетания неполнознаменательного глагола с объектным инфинитивом: принудил ответствовать, т. к. данные глаголы означают деяния различных персон.
2) сочетания вида: замерз строчить (=замерз… беллетристом). Эти сочетания обещаний имеют все шансы существовать хоть каким членом предписания: основатель порекомендовал ми начинать беллетристом. 1-ый составляющую – неполнознаменательный речь и потому неспособен без помощи других образовать достоинство предписания. 2-ой компонентом имеет возможность существовать слово, слово: числился мощным, числительным (был 2-ой), причастием. Основное словечко речь с ролью твориться, проявляться, глядеться, сообразовываться, быть, существовать.
3) Двухэлементные предикие в каком месте 1-ый вещество – речь с ролью перемещения, а 2-ой – устройство. Безвыездно наверное в предписании станет проявляться предиким: возвратиться инженером, симпатия прогуливается печальная
4) Сочетания вида: числительное вименительном падеже, что считается основным одним словом + подвластное словечко слово в родительном падеже. Единые сочетания данного варианта в значения главенствующего болтовня имеют все шансы кормить существительные: бездна, толстяк, кусочек, единица, немало расцветок и т. д.
5) Сочетания вида: основное словечко числительное + подвластное словечко слово с поводом изо в родительном падеже
6) Сочетания с ролью совместности около договоре, будто речь-предикат владеет фигуру многочисленного количества: основатель с отпрыском, я с братом
7) Сочетания, в каких поминается смысловая неразбериха существительных, коие именуют неприменные симптомы: лицо высочайшего подъема, непроливашка необычной стать (лицо никак не имеет возможность существовать решен подъема)
Сочетания, в каких слово выдается в фигуральном смысле: копа шевелюра, стволы дыма, правило (цель) сентября.
9) Сочетания, в каких коннотационный авторитет местоимения мал, чтоб оно само определило достоинство предписания: который-ведь иной, что-то невнятное.
10) Сочетания вида: раненько с утра, поздненько ночкой, единожды вечерком. Ежели желание они имелись вольными, ведь наверное имелись желание схожие происшествия и меж ними разрешено имелось желание вделать альянс “и”.
Что такое словосочетание?
По мнению современных лингвистов, к словосочетаниям следует относить соединения слов, в которых одно из них играет роль главного, а другое – зависимого, при этом они оба могут одновременно выполнять обязанности совершенно разных членов предложения. В современном русском языке существует три вида связи между компонентами словосочетаний: согласование, управление и примыкание.
Все словосочетания также делятся на три типа по главному слову: глагольные, именные и наречные. С точки зрения структуры все сочетания делятся на простые (состоят из двух элементов) и сложные (из трех и более). Существует большое количество классификаций данных компонентов языка, одна из них – по степени сочетаемости компонентов, которая делит их на свободные и несвободные словосочетания.
Синтаксис / 8. Понятие о свободных и несвободных словосочетаниях
Понятие о свободных и несвободных словосочетаниях
В зависимости от степени слияния компонентов
словосочетания могут быть свободными и несвободными.
состоят из слов,
сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение
.
Компоненты
свободного словосочетания
могут замещаться
словами соответствующей категории, например:
поздняя осень, ранняя осень, холодная осень
.
Сочетающиеся словоформы свободны здесь в том смысле, что могут быть замещаемы при использовании в предложении в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными
, в которых место того или иного компонента может быть заполнено
не любым словом данной категории
, а лишь некоторыми (теми, которые образуют
определенную семантическую группу)
.
Например: словосочетание слушать звуки
лексически
не ограничено
(
слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т.д.
), тогда как словосочетание
подслушать разговор
лексически
ограничено
, так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя:
подслушать лекцию
).
Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные опирается на лексическую сочетаемость и несочетаемость
слов. Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные
условно и относительно
, так как показывает лишь
большую или меньшую сочетаемость
слов по сравнению друг с другом; в конечном же счете все словосочетания оказываются лексически ограниченными, так как слова их составляющие связаны определенным кругом понятий.
Например, глагол слушать
образует словосочетания, лексически неограниченные по сравнению с глаголом
подслушать
, однако, безотносительно к этому глаголу, его сочетаемость тоже ограничена теми словами, которые способны обозначать объект этого процесса.
состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е.
из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением
. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно
близки отдельному слову
. При функционировании
в предложении
несвободные словосочетания
не расчленяются
и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на
и несвободные фразеологически
словосочетания — это словосочетания, лексически связанные и
нечленимые в данном контексте
: например, в предложении
Ко мне подошла девушка высокого роста
словосочетание
высокого роста
несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.:
высокорослая девушка
. Словосочетание
высокого роста
нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать
девушка роста
). Однако то же словосочетание в иных контекстуальных условиях может выступать как вполне свободно построенное, например:
Высокий рост выделял эту девушку в группе
(ср.:
Рост выделял эту девушку в группе
). Оба слова в таком словосочетании лексически полноценны.
Словосочетание два мальчика
также в зависимости от контекстуальных условий своего употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.:
Я любовался игрой этих двух мальчиков
(
Я любовался игрой этих мальчиков
).
В предложении Два мальчика подошли к столу
оба слова лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически несвободные словосочетания
обнаруживаются
лишь при функционировании
в конкретных предложениях
, где они утрачивают раздельность своих компонентов.
словосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов
применительно к любому контексту
. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста:
вверх дном, спустя рукава, бить баклуши
. Изучение устойчивых словосочетаний, называемых фразеологическими, выходит за пределы синтаксиса и является предметом фразеологии. В синтаксисе они могут быть рассмотрены лишь как компоненты структуры предложения.
Фразеологические словосочетания могут отражать живые синтаксические связи
, т.е. строиться по моделям свободных словосочетаний:
бить баклуши, держать камень за пазухой, класть зубы на полку, выметать сор из избы
, такие словосочетания легко расшифровываются как образные выражения;
другие фразеологические словосочетания отражают утраченные связи
и сочетаемость, не сопоставимые с современными, например:
шутка сказать, ничтоже сумняшеся, и вся недолга
.
«Спаянность» слов и их роль в формировании сочетания
Свободное словосочетание – это итог соединения пары и более слов, каждое из которых обладает собственным полноценным лексическим значением. Его отличительная особенность – главное слово является таковым и по своему смыслу, и по грамматическим признакам, а у зависимого есть своя цель – уточнить лексическое значение главного, используя аналогичные морфологические признаки.
Все компоненты, входящие в состав свободного словосочетания, это отдельные члены предложения, и каждый из них имеет собственную синтаксическую функцию. Например, в сочетании «круглый мяч» главное слово «мяч» — существительное, и в предложении оно будет выполнять функцию подлежащего, а зависимое слово «круглый» — прилагательное, в предложении оно выполняет функцию определения и уточняет значение главного. Перед нами – свободное именное определительное словосочетание простого типа.