Что значит светостойкие краски
Компью А рт
Светостойкость — способность печатных красок сохранять свой первоначальный цвет под воздействием светового излучения. Энергия светового излучения инициирует изменение молекулярной структуры красящего вещества, что ведет к постепенной потере им красящих свойств. Это проявляется в уменьшении насыщенности цвета пигмента или красителя и в изменении их цветового тона.
Эталонные шкалы
Такой шкалой стала Blue Wool Scale (BWS), стандартизованная в Европе и в Северной Америке 2 и используемая до настоящего времени. Шкала BWS включает восемь эталонных полей с плашками, нанесенными синими красящими веществами на шерстяную ткань 3 (blue wool (англ.) — синяя шерсть). Для эталона были подобраны красящие вещества со стабильной, независящей от влажности светостойкостью и материал, не содержащий таких изменяющих светостойкость химических веществ, как, например, отбеливатели. Минимальной светостойкости соответствует первое поле шкалы, максимальной — восьмое. В отличие от Madder, шкала BWS — геометрическая, со знаменателем прогрессии равным двум, то есть каждое последующее поле имеет вдвое большую светостойкость, чем предыдущее. Допускаются и промежуточные оценки, например пигмент crimson madder по шкале BWS имеет светостойкость 45.
Методы тестирования светостойкости
Стандартами предусмотрены два метода тестирования светостойкости: при естественном и при искусственном освещении. В обоих случаях образец экспонируется вместе с тестовой шкалой BWS.
Тестирование при естественном освещении осуществляется на специальном штативе через стекло. На практике этот метод используется редко, поскольку спектр естественного излучения непостоянен и зависит от времени года, а также от погодных условий. Кроме того, тест приходится прерывать в темное время суток, что значительно увеличивает продолжительность испытаний.
Тестирование при искусственном освещении предполагает применение специальной установки, оснащенной ксеноновой лампой высокого давления (цветовая температура от 5500 до 6500 K), спектр излучения которой очень близок к спектру дневного света. Образец и тестовая шкала помещаются в специальный держатель, причем их средние участки закрываются непрозрачной пластиной. Благодаря этому 2/3 образца экспонируются, а 1/3 — нет. Экспонирование осуществляется циклами с периодическим затемнением образца, что обеспечивается вращением держателя.
Таблица 1. Светостойкость пигментов триадных красок при разной относительной влажности воздуха (по результатам тестов компании Paragon Inks)
Цвет краски
45% относительной влажности
100% относительной влажности
Светостойкость красок и ее значение
Качество печати в производстве этикеток – одно из ключевых требований. А правильный выбор красок – залог качественного результата. Важным требованием к красочному материалу является светостойкость краски – ее способность не менять свой цвет при воздействии как солнечного, так и искусственного света. Рассмотрим подробнее понятие светостойкости и ее значение в производстве этикеток.
Воздействие света и степень светостойкости пигментов
В первую очередь стоит сказать, что на цвет красок оказывает воздействие не только свет. Сюда включается еще температура, влажность, толщина красочного слоя, возможный контакт с химическими составами, связующие элементы, которые используются, а также особенности материала-основы. И для того, чтобы сделать правильный выбор краски, необходимо учитывать каждый из этих факторов. Всегда нужно учитывать возможность воздействия на этикетку тех или иных раздражителей.
Светостойкость краски определяется в первую очередь пигментами, которые входят в ее состав, а уже непосредственно их стойкость – химической формулой. Она может меняться от одного пигмента к другому. По факту один и тот же пигмент имеет разный оттенок только за счет отличий в формуле. Соответственно, каждый пигмент имеет свой уровень светостойкости. Вы могли замечать, что после длительного пребывания на солнце некоторые цвета остаются практически без изменений, в то время как другие очень сильно выгорают вплоть до полного изменения оттенка.
По уровню светостойкости пигменты делятся на три больших категории:
На сегодняшний день очень активно используются краски, в составе которых есть несколько разных типов пигментов. Благодаря этому есть возможность создавать красочный материал, который максимально точно отвечает требованиям заказчика. Стоит сказать, что сочетание разных пигментов по своей стойкости практически всегда ниже стойкости даже нестойкого пигмента. Это очень важно помнить, так как многие по ошибке считают, что значение стойкости получается усредненным.
Градация светостойкости красок измеряется цифровыми обозначениями. И если, например, в смеси из двух красок будет пигмент с показателем стойкости 2 и пигмент с показателем 7, то когда первый пигмент потеряет цвет, изображение приобретет цвет второго. Поэтому мы порой и видим ощутимое изменение цвета со временем. Синий может становиться зеленым и т.д. Стоит также упомянуть, что светостойкость самая низкая в красках, где количество пигментов небольшое. Это в основном пастельные цвета и оттенки. Они теряют свои свойства быстрее всего. Насыщенные и интенсивные краски обладают куда большей светостойкостью. Это достигается во многом благодаря взаимному экранированию пигментов. Фактически они сами себя защищают от негативного воздействия естественного и искусственного света. В некоторых случаях определение светостойкости краски происходит на основании двух показателей: для чистого красочного материала и для красок, что содержат в себе один процент пигмента.
Факторы, которые влияют на светостойкость краски
Большое влияние на светостойкость краски оказывает толщина красочной пленки. Толстый слой краски позволяет свету сильнее рассеиваться. А значит, его воздействие ощутимо ниже. Флексографическая печать в этом плане несколько уступает трафаретной и глубокой, на зато выигрывает у высокой и офсетной. То есть, флексография – это своего рода золотая середина. Но в целом различия не сильно заметны на практике, поэтому можно выбирать тот вид печати, который вам будет более доступен и актуален.
В значительной степени на уровень светостойкости краски также влияет размер частиц. Зачастую во время производства краски с целью получения максимальной интенсивности цвета, необходимого показателя прозрачности и глянца используются пигменты с небольшим количеством частиц. Но при этом следует помнить, что чем меньше таких частиц, тем менее светостойкой будет краска. Улучшения показателя светостойкости можно достичь при помощи ламинации или лакирования поверхности. Такое покрытие достаточно хорошо защищает краску от воздействия света и помогает пигментам дольше сохранять свой изначальный цвет.
Определение уровня светостойкости
В процессе печати крайне важно определить степень светостойкости. Для этого есть несколько эффективных способов. Один из наиболее простых, но в то же время точных, — ксенотест. Для его проведения используется ксеноновая лампа. Суть теста заключается в воздействии света на краску определенное количество времени. Для того, чтобы определить степень светостойкости краски, используются специальные эталоны (голубая шерстяная шкала), которая состоит из восьми шерстяных полосок, что окрашены красками различной стойкости. Вместо ксеноновой лампы можно использовать даже обычный естественный свет. Способ достаточно точный и при этом очень экономичный, так как фактически не требуется специфического оборудования. Можно использовать считывали данных о цвете или же определять соответствие «на глаз».
Для более точного определения уровня светостойкости может использоваться и специальное устройство, что способно имитировать различные явления: свет, влажность, скачки температур и тому подобное.
Проблема подобных тестов в их относительности. Дело в том, что с точностью предугадать, какие факторы будут воздействовать на краску в ходе использования, крайне сложно. Конечный эффект зависит от множества факторов, которые взаимодействуют между собой и влияют в итоге на красочный материал. Для того, чтобы максимально точно определить настоящий и необходимый уровень светостойкости, требуется тщательно изучить условия эксплуатации материала. Если мы говорим об этикетках, то в первую очередь это условия транспортировки и хранения.
Если вы хотите, чтобы определением светостойкости красок для ваших этикеток занимались квалифицированные специалисты, можете обращаться в компанию Etiketki24. Мы подберем для вас оптимальные краски и выполним оперативную флексографическую печать этикеток. С нами вы будете уверены, что печать выполняется с учетом высоких современных требований к качеству и долговечности красочных материалов. Светостойкость краски – это один из важнейших показателей в производстве этикеток. И выбор должен быть правильным.
Краска масляная технические характеристики
Как выбрать качественные краски для масляной живописи?
Пожалуй, этот вопрос задают себе все начинающие художники. В художественных салонах так много масляных красок разных производителей по разным ценам. Все краски выглядят одинаково: металлическая туба с крышкой, названия у них одинаковые, и цвета, кажется, как один совпадают.
художник, преподаватель масляной живописи
Как понять, какие масляные краски лучше, какие позволят «прожить» вашему произведению как минимум век?
Все просто, обратите внимание на сам тюбик краски, на нем нанесены непонятные новичку «звездочки» и квадратики. Именно эти знаки расскажут, какие масляные краски выбрать.
Обратите внимание на знаки «звездочек» и квадратиков (на иностранных масляных красках вместо «звездочки» стоит «+» ).
«Звездочки» говорят о светостойкости краски. Чем больше «звездочек», тем больше светостойкость краски, а значит, сочность красок продержится долгие годы.
Квадратики говорят о кроющих свойствах масляной краски — о том, как краска будет «ложиться» на холст.
Разберемся со всем по-порядку.
Одна «звездочка» или «плюс»
Такую краску художники предпочитают не выбирать, так как светостойкость краски низкая и прослужит она очень мало. Такие краски начинают выгорать на солнце в течении года. Картина, написанная такой краской, сохранит яркость 10-25 лет, но лично я очень в этом сомневаюсь. Это «масло» можно использовать для этюдов. Для живописи не рекомендую.
Это краски со средней светостойкостью. Хорошее решение и для этюдов, и для картин. И новички в масляной живописи, и профессиональные художники используют такие краски. Они точно будут радовать яркостью лет двадцать пять. Думаю, такие краски — именно то, что нужно для старта.
Три «звездочки»
Краски с самой высокой светостойкостью. Лучший вариант, если говорить о долговечности сохранения цвета картины. Отлично подходят для живописи. Картины, написанные такими красками, прослужат до 100 лет.
Светостойкость акварели. Что это такое?
Такой параметр как светостойкость указывается на тубах и кюветах с акварелью и обозначается звёздочками.
Чем больше звёзд, тем лучше.
Существует:
— not lightfast(не светостойкая)
* less lightfast (слабая светостойкость)
** limited lightfastness (ограниченная, небольшая)
*** lightfast (светостойкая )
**** good lightfastness (хорошая светостойкость)
***** extremely lightfast (отличная светостойкость)
⠀
Светостойкость акварели зависит от качества пигментов, связующего (натуральный гуммиарабик или синтетика) и наполнителей.
Профессиональная акварель априори более светостойкая.
Это значит, что ваша работа будет держать свой цвет и насыщенность максимально долго!
⠀
Несмотря на качество материалов (а бумага в неменьшей степени влияет на долговечность живописи), не стоит забывать и о других факторах, влияющих на светостойкость вашего рисунка:
— Чистые краски без защиты специальным лаком выцветают быстрее смесей
— Высокая влажность воздуха невероятно сильно влияет на длительность жизни работы
— Перепады температуры, слишком высокая или низкая температура также влияют на светостойкость. ОСОБЕННО в сочетании с высокой влажностью
— Стекло НЕ пропускает более 40% УФ излучения, влияющего на цвет и насыщенность красок.
— Специальное выставочное стекло защищает рисунок практически на все 100
— Специальные фиксативы с УФ фильтрами станут верными спутниками ваших шедевров и помогут сохранить работу в её первоначальном виде
⠀
⠀
В Малевиче ты найдёшь самые надёжные и проверенные материалы, а также получишь максимально подробную консультацию по интересующим тебя вопросам!
⠀
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Параметры художественных красок. Укрывистость, колор-индекс, светостойкость.
Как выбрать качественные краски для масляной живописи?
Пожалуй, этот вопрос задают себе все начинающие художники.
На этикетках профессиональных красок можно встретить большое количество символов, которые помогают художникам подобрать нужные краски. Сегодня мы подробно разберем, какие символы встречаются на тубах и что они обозначают.
Примеры оформления информации о художественных красках:
У каждого цвета и оттенка есть свое название, цифровой код (присваивается производителем), обозначение при использовании в краске органических пигментов вместо натуральных, показатель светостойкости, укрывистости и колор-индекс.
Основными параметрами для подбора художественной краски являются укрывистость, светостойкость и колор-индекс .
Необходимо отметить, что эти параметры помогают оценить краску не по критерию «хорошая-плохая», а по способности воплотить на холсте замыслы художника.
Укрывистость – это способность краски перекрывать собой более ранние слои краски.
По укрывистости краски делятся на виды:
Некоторые производители делят краски на непрозрачные, среднеукрывистые или полуукрывистые и прозрачные.
Укрывистые краски полностью «укрывают» нижние слои, прозрачные наоборот, пропускают через себя цвет предыдущих слоев.
Прозрачность красок используется для создания сложных цветовых композиций.
Укрывистость обозначается закрашенным прямоугольником или кругом.
Например, белила цинковые – прозрачные, а титановые – укрывистые.
Укрывистость
Белый квадрат
Прозрачная краска, хорошо подойдет для лессировки в масляной живописи. Разбавителем можно развести до состояния акварели.
Квадрат закрашен наполовину
Полупрозрачная масляная краска.
Полупрозрачные краски хорошо смешиваются и дают довольно чистые оттенки взаимодействуя с корпусными и прозрачными.
Черный квадрат
Краска с высокими кроющими свойствами, не прозрачная. Такие краски еще называют корпусными. Плотно ложится на холст, даже с разбавителем не разводится до прозрачного состояния.
Такие краски хорошо подойдут для нанесения фактуры и для создания густоты живописи.
При написании картины художники заранее просчитывают, как будут себя вести цвета в готовой работе и как готовая работа будет выглядеть через продолжительный период времени. Более светостойкие краски не выцветают с течением времени, в то время как менее светостойкие могут «прожухать», блекнуть, изменять оттенок.
Современные краски делятся на:
У некоторых производителей деление такое: сильносветостойкие, среднесветостойкие, светостойкие
Светостойкость обозначается на этикетках звездочками (у некоторых производителей плюсами, кружочками и другими знаками).
Одна «звездочка» или «плюс»
Такую краску художники предпочитают не выбирать, так как светостойкость краски низкая и прослужит она очень мало. Такие краски начинают выгорать на солнце в течении года. Картина, написанная такой краской, сохранит яркость 10-25 лет, но лично я очень в этом сомневаюсь. Это «масло» можно использовать для этюдов. Для живописи не рекомендую.
Две «звездочки»
Это краски со средней светостойкостью. Хорошее решение и для этюдов, и для картин. И новички в масляной живописи, и профессиональные художники используют такие краски. Они точно будут радовать яркостью лет двадцать пять. Думаю, такие краски — именно то, что нужно для старта.
Три «звездочки»
Краски с самой высокой светостойкостью. Лучший вариант, если говорить о долговечности сохранения цвета картины. Отлично подходят для живописи. Картины, написанные такими красками, прослужат до 100 лет.
Колор-индекс (англ. color index; цветовой индекс, пигментный индекс) необходим художнику для упрощения процесса подбора красок.
Цветовые индексы красок обозначаются следующим образом:
Буквенные код обозначает к какой группе относятся пигменты в составе краски, а цифра – координаты цветового круга CIELAB (англ.) Wikipedia: Lab color space.
Любая краска – это химическое вещество, способное вступать в реакцию с другими веществами.
Например, при смешении масляных красок желтой стронциановой и желтой лимонной получается грязно-зеленый цвет.
Итак, профессиональные художники выбирают краски по нескольким параметрам: укрывистость, светостойкость и колор-индекс. Именно этим можно объяснить приверженность многих художников краскам определенного производителя, так как они уже проверены на деле и ведут себя так, как привык художник.
Выбираем тип краски
Масляные краски изготавливаются на основе пигментов и связующих. Пигменты оказывают большое влияние на цену краски.
Пигменты могут быть неорганические (минеральные) и органические. Некоторые из них являются очень редкими или требуют больших затрат на производство, другие, напротив, имеют невысокую стоимость и встречаются часто.
Пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость.
Связующее вещество после нанесения краски на холст твердеет, удерживая частички цветного пигмента на холсте.
В состав связующего для масляных красок входит масло (льняное, маковое, сафлоровое, ореховое), восковый раствор, природные смолы (даммара, мастикс) и добавки, повышающие стойкость красочного слоя (скипидар, бальзам, мастикс).
Условно масляные краски можно разделить на серии, предназначенные для различных сегментов покупателей и решения определенных задач.
Профессиональные
Изготавливаются на высококачественных связующих и светостойких пигментах, с высокой концентрацией и с минимально необходимым наполнителем. Используются профессиональными художниками.
Сюда относятся краски Old Holland, Williamsburg, Rublev, Michael Harding, Pip Seymour.
Полупрофессиональные
Изготавливают на качественных связующих, но с заменой дорогих пигментов на аналоги. Краски имеют достаточно высокую светостойкость и неплохую концентрацию. Главное достоинство — уравновешенное сочетание цены и качества. Популярны среди начинающих художников или любителей, учащихся профессиональных художественных заведений.
К этой категории отнесу «Рембрандт» компании Таленс, «Мастер-класс» (ЗХК), Norma Oils немецкой компании Schmincke, Louvre (Lefranc&Bourgeois), XL-серия (Pebeo), Winsor&Newton, серия Puro (Maimeri), Gamblin, Mussini
Краски начального уровня
В основном, изготавливаются на основе недорогих синтетических составляющих с большим процентом наполнителей и связующих, что сказывается на концентрации пигмента. К этой группе относятся «Ладога» (ЗХК), «Ван Гог» (Таленс), серия Classico (Maimeri).
Признаки некачественной краски
Еще один важный момент, как определить, что масляная краска оставляет желать лучшего.
Обратите внимание вот на что:
Плохая консистенция. Излишняя текучесть или излишняя пастозность;
Расслаивание краски. Пигмент отделяется от связующего. Например при выдавливании краски из тюбика, сначала вытекает масло;
Наличие посторонних включений;
Плохая «разносимость» краски.Она ложится на основу неровным слоем, с образованием полос и плохо прокрашивает;
Низкая эластичность. Растрескивается при высыхании.
Чаще всего в линейке производителя представлены как краски профессиональной серии, так и краски начального уровня. Рекомендуется смешивать только краски одной марки, пусть даже из различных серий. В этом случае гарантируется совместимость красок и более адекватная цветопередача.
Итак, если вы решили писать маслом, определяйтесь с красками.