Что значит суверенный бог
Суверенность Бога – Его воля.
Да будет воля Твоя!
Под этим общим названием понимаем проявление высшей воли и руководящую роль Бога в планировании и направлении всего сущего, руководстве разумными творениями, Его всемогущество в реализации своей воли.
Тайная и явная воля Бога. Несколько отличительных признаков можно выделить в воле Бога, из которых наиболее общими являются тайная и явная воля Бога. Тайная воля глубоко скрыта в Боге, тогда как явная воля проявляется в Его предписаниях, которые открыты нам в законе Божием и в Евангелии. Выделение этих отличительных признаков основано на Втор. 29:29. Тайная воля Бога упоминается в Пс. 113:11; Рим. 9:18,19; 11:33,34; Ефес. 1:5,9,11, а Его явная воля — в Матф. 7:21; 12:50; Иоан. 4:34; 7:17; Рим. 12:2. Тайная воля Бога относится ко всем вещам, которые Бог хочет задействовать или позволить, т.е. к вещам абсолютно реальным. Явная воля относится к обязанностям, исполнение которых Бог/предписал человеку и которые указывают путь, на котором человек может найти радость и божественное благословение, хотя он и не всегда готов следовать по этому пути.
Свобода воли Божией. Имеется целый ряд вещей, которые являются обязательным волеизъявлением Бога. Например, Он не может не любить Себя и не получать радости от созерцания Своих собственных совершенств. Однако и в том, что является обязательным волеизъявлением Бога, Он непринуждаем и действует в соответствии со Своей внутренней сущностью. Нет также никакой принудительности в изъявлении воли Божией по отношению к Его созданиям. Бог совершенно самостоятельно выбрал, кого и что Он будет созидать, и время, и место, и обстоятельства их жизни. Он размечает пути для всех разумных своих творений, определяет их судьбу и использует их в своих целях. И хотя Он дает им свободу, Он контролирует их действия. Библия говорит о свободе воли Божией абсолютно однозначно (Иов. 11:10; 33:13; Пс. 113:11; Прит. 21:1; Ис.10:15; Матф. 20:15; Рим. 9:15—18: Откр. 4:11).
Отношение воли Бога ко греху.
Серьезные проблемы возникают в отношении воли Божией ко греху. Если Бог планировал все вещи, то Он также планировал вхождение греха в мир. Но разве это не делает Его автором греха? Следует иметь в виду, что Бог вовсе не принимал решения совершать грех и не способствовал совершению греха другими. Он допустил Своим разумным созданиям грешить, позволяя, таким образом, греху, конечно, войти в мир, но Сам Он при этом не становился автором греха.
Такая аргументация вопроса не решает проблемы полностью, однако гарантирует защиту моральной чистоты Бога. Еще одна проблема возникает из отношения тайной и явной воли друг к другу. Часто говорят, что они противоречат друг другу. Тайная воля Бога охватывает много вещей, которые Он запрещает явной волей, и исключает много вещей, которые Он рекомендует к исполнению явной волей (Быт.22; Исх. 4:21—23; IV Цар. 20:1—7). Бог предопределил иудеям распять Иисуса, но, поступая так, они пошли против явной воли Бога (Деян.2:23).
Однако следует иметь в виду, что, рассматривая тайную и явную волю Бога, мы используем слово «воля» в двух различных смыслах. Своей тайной волей Бог решает, что Он будет делать или что произойдет; а с другой стороны, Своей явной волей Он рекомендует нам, что мы должны делать. Более того, ситуацию не следует понимать так, что Своей тайной волей Он получает удовольствие от греха, а Своей явной волей его отвергает. Тот факт, что Бог допустил, чтобы грех вошел в мир, вовсе не подразумевает того, что Он получает удовольствие от греха.
Суверенное могущество или всемогущество Бога. Верховенство Бога находит свое выражение в божественном могуществе власти или всемогуществе, во власти, ведущей к исполнению Его воли. Всемогущество Бога не следует понимать так, что Бог может делать все. Библия учит нас, что есть много вещей, которые Бог не может делать. Бог не может лгать, грешить, не может изменяться и не может отрицать самого Себя (Чис. 23:19; I Цар. 15:29; II Тим. 2:13; Евр. 6:18; Иак. 1:13,17). Схоласты были неправы, когда говорили, что Бог может делать всевозможные вещи, которые внутренне противоречивы, и что Он даже может уничтожить Себя. Более правильно говорить, что благодаря Своему всемогуществу Бог может посредством своей воли сделать все, что Он решил совершить. И если бы Он так пожелал, Он мог бы сделать больше, чем Он фактически совершает (Быт. 18:14; Иер. 32:27; Зах. 8:6; Матф. 3:9; 26:53). Всемогущество Бога находит выражение в имени Эль-Шаддай, и это подтверждается в нескольких разделах Писания (Иов. 9:12; Пс. 113:11; Иер. 32:17; Матф. 19:26; Лук. 1:37; Рим. 1:20; Ефес. 1:19).
Вопросы для самопроверки
Как мы классифицируем атрибуты Бога? Какие атрибуты принадлежат к рассмотренным здесь классам? Что такое независимость Бога? Что такое Его неизменность? Как мы можем объяснить, что Библия все-таки приписывает изменения Богу? Что такое вечность и безграничность Бога? Как мы можем доказать простоту Бога? Какова природа и уровень знаний Бога? Как мудрость Бога соотносится с Его знанием? Что такое великодушие Бога и какие другие слова используются для определения этого качества? Должны ли мы говорить о любви как о главном качестве Бога? Как мы различаем Божий благодать, милосердие и долготерпение? В чем проявляется святость Бога? В каких различных аспектах может рассматриваться праведность Бога? Что включает в себя правдивость Бога? Какие два вида воли Бога мы выделяем? Имеет ли Бог свободу воли? Допустив грех, стал ли Бог его автором? Противоречат ли друг другу тайная и явная воли Бога? В чем ошибка трактовки всемогущества Бога схоластами? Имеем ли мы в виду, говоря о всемогуществе Бога, что Он может сделать все? В каком из имен Бога указывается на Его суверенное могущество?
Луис Беркхоф. Христианская доктрина.
Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. — Минск: Вышэйшая школа, 1995. — 295 с.
Что значит суверенный бог
Определение Божественного суверенитета
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (Пар. 29:11).
Выражение «Божественный суверенитет» когда-то всем было понятно. Оно зачастую использовалось в религиозной литературе. На эту тему часто проповедовали с кафедры. Эта истина принесла покой многим сердцам и воспитала мужество и постоянство в характере христиан. Но сегодня» само упоминание о Божественном суверенитете во многих местах означает разговор на иных языках. Если мы объявим со средней кафедры, что темой нашего рассуждения будет Божественный суверенитет, то реакция на это будет очень похожа на то, если мы произнесем фразу на одном из мертвых языков. Увы! это действительно так. Увы! учение, которое является ключевым в истории, которое дает объяснение Провидению, является краеугольным камнем Писания и основанием христианского богословия, не признаете и так мало понято.
Говорить, что Бог Отец запланировал спасение всего человечества, что Бог Сын умер с целью спасти всю человеческую расу, и что теперь Святой Дух пытается завоевать весь мир для Христа, в то время как вполне очевидно то, что большое количество наших ближних умирают во грехе и переходят в безнадежную вечность, значит утверждать, что Бог Отец разочарован, что Бог Сын не удовлетворен, что Бог Святой Дух побежден. Мы сделали плохое заключение, но оно неизбежно. Спорить, что Бог «изо всех сил» пытается спасти все человечество, но большинство людей не позволяет Ему сделать этого, означает предположить то, что воля Творца бессильна, а воля творения всесильна.
Несколько лет назад один знаменитый «евангельский» проповедник приехал в наш город и на протяжении всей своей проповеди не уставал повторять: «Бедный Бог! Бедный Бог!» Конечно же, тот проповедник, а не Бог заслуживает жалости.
Обвинения во всем дьявола, как многие это делают, не решает проблемы, так как если дьявол слушает планы Божий, тогда он всемогущ, а Бог больше не является Верховным Существом.
Заявлять о том, что первоначальный план Творца был погублен грехом, значит свергать Бога с Его престола. Предполагать, что события в Едеме для Бога были полной неожиданностью, и что теперь Он пытается исправить непредвиденные обстоятельства, значит сводить Наивысшего до уровня ограниченного, погрешимого смертного. Спорить о том, что человек сам определяет свою судьбу и, поэтому обладает способностью нарушать планы Творца, значит лишать Бога звания Всемогущий. Сказать, что творение вышло за рамки, очерченные его Творцом, и что теперь Бог является беспомощным наблюдателем греха и страданий, вызванных падением Адама, значит отрекаться от очевидного заявления Святого Писания, а именно: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (Пс.75:11). Словом, отвергать Божественный суверенитет, значит ступить на путь, ведущий к слепому атеизму.
Суверенитет характерен всей Божественной Сущности. Он суверенен во всех Своих качествах. Он суверенен в Своей власти. Он демонстрирует ее как Он желает, когда желает и где желает. Это находит подтверждение на каждой странице Писания. Долгое время эта власть кажется бездейственной, но затем, проявляется с непреодолимой силой. Фараон осмелился препятствовать Израилю, поклоняться Иегове в пустыне. Что произошло? Бог использовал Свою власть, Его народ освобожден, а жестокие хозяева убиты. Немного позже, Амалекитяне осмелились напасть на тех же самых Израильтян в пустыне и что же случилось? Использовал ли Бог Свою силу в этом случае, как Он это сделал на Красном море? Были ли эти враги Его народа мгновенно повергнуты и уничтожены? Нет, напротив, Господь поклялся: «брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх.17:16). Когда Израиль вошел в землю Ханаанскую, снова была явлена славная сила Божья. Ерихон встал у них на пути. Что же случилось? Израиль ни сделал ни единого выстрела. Господь протянул руку Свою и стены города пали. Это чудо никогда более не повторялось! Никакой другой город не пал таким образом. Другие города должны были быть завоеваны мечом!
Можно привести и множество других примеров, чтобы показать суверенную силу Божью. Бог использует Свою силу, и Давид избавляется от великана Голиафа, Бог заграждает пасти львов, и снова Давид выходит неповрежденным, трое еврейских юношей брошены в печь огненную, но выходят из нее целыми и невредимыми. Тем не менее Божья сила не всегда способствовала избавлению Его народа, так как мы читаем: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:36,37). Почему? Почему эти мужи веры не были избавлены от страданий, как и другие? Почему других не убивали, как этих? Почему сила Божья спасает одних и не спасает других? Почему Бог позволил, чтобы Стефана побили камнями до смерти, но избавил Петра от темницы?
Бог суверенен и в передаче Своей силы другим людям. Почему Бог наделил Мафусала жизненной силой, что позволило ему пережить своих современников? Почему Бог наделил Самсона такой физической силой, какой никогда не обладал другой человек? И снова написано: «Но чтобы помнили Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18). Бог не дает эту «силу» всем одинаково. Почему? Почему Он дал такую «силу» Карнеги и Рокфеллеру? Ответ на такие вопросы следующий: потому что Бог суверенен и, будучи таковым, поступает так, как пожелает.
Почему этот человек был выделен из среды других людей? Нам не говорится, что он кричал: «Господи, смилуйся надо мной». В повествовании нет ни единого слова о том, что этот человек обладал какими-то качествами, благодаря которым, он получил эту особую милость. Это было примером суверенного проявления Божественной милости. Христос с легкостью мог исцелить все то «великое множество» народа, так же как Он исцелил этого одного «определенного человека». Но Он не сделал этого. Он послал Свою силу и избавил от страданий одного определенного страдальца, и по причинам известным только Ему Самому, Он не сделал этого для других.
Суверенное проявление благодати отражено почти на каждой странице Писания. Язычники оставлены ходить своими путями, в то время как Израиль становится народом Завета Иеговы. Измаил, первенец, изгнан без благословения, в то время как Иисак, рожденный в старости своих родителей, сделан дитем обетования. Есаву, щедрой душе, отказано в благословении, в то время как червь Иаков, получает наследие и становится подобным сосуду славы. Так же и в Новом завете. Божественная истина сокрыта от умных и мудрых и открыта младенцам. Фарисеи и садуккеи оставлены ходить своими путями, в то время как мытари и блудницы привлекаются к Богу нитями любви.
Удивительным образом Божественная благодать проявилась во время рождения Спасителя. Перевоплощение Сына Божьего было самым великим событием за всю историю вселенной, тем не менее оно не было объявлено всему человечеству, вместо этого о нем было поведано Вифлеемским пастухам и мудрецам с Востока. И это имело вполне пророческое и показательное значение для всей той диспенсации, ибо даже в наши дни Христос явлен не всем. Бог мог послать отряд ангелов в каждую нацию и провозгласить рождение Его Сына. Но Он не сделал этого. Бог мог с легкостью привлечь внимание людей ко «звезде», но Он не сделал этого. Почему? Потому, что Бог суверенен и распределяет Свою благодать как Ему угодно. Особо обратите внимание на то, что о рождении Спасителя было объявлено двум наиболее маловероятным классам людей, пастухам и язычникам из далекой страны. Никакой ангел не предстал перед синедрионом и не объявил о рождении Израильского Мессии! Нет, «звезда» явилась книжникам и законникам, когда они из-за своей гордости и само праведности исследовали Писания! Они искали прилежно, чтобы узнать, где должен родиться Спаситель, но тем не менее факт рождения не был им явлен. Какое в этом проявление Божественного суверенитета: смиренные пастухи отделены для особой чести, а умные и выдающиеся оставлены без внимания! Почему рождение Спасителя было явлено этим чужестранцам, а не тем людям, среди которых Он был рожден? Усмотрите за этим удивительное предвосхищение Божиих отношений с человечеством на протяжении всей диспенсации христианства. Он суверенен в проявлении Своей благодати и посылает Свои милости на того, на кого пожелает, зачастую на самых маловероятных и недостойных.
Eвангельские проповеди
Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко
Суверенность Бога и выбор человека
Ответ: Мир и благодать вам благословенный брат Дмитрий. Вы свои сомнения выводите из текста послания к Римлянам 9 стих 18. «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Именно эти слова вызывают у вас и сомнение в справедливости Бога, и в его праве обвинять и наказывать человека. Таким образом, первый вопрос мы сформулируем так.
1. Определяет ли Бог произвольно одних людей к вечным мукам, а других к вечному блаженству.
Вот как выражена воля Бога, по отношению к погибшим грешникам.
«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». 1Тим.2:4-6. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Но спасение получают только те, которые веруют и крестятся.
Нигде вы не прочитаете такого слова, которое бы говорило, что некоторым людям Бог предопределил вечные муки. Нигде так не написано. Написано очень внятно иное.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Иоан.3:16,17.
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Иоан.5:24.
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Мар.16:15,16.
Тщательно перечитайте весь Новый Завет, и нигде вы не найдёте даже намёка на то, что Бог каким либо иным способом спасает грешников, кроме веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Напротив, вы снова и снова будете встречать слова: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Ведь очевидно, что если бы спасение было делом волюнтаристского решения, причём по праву всесильного Бога, такое мы можем допустить, тогда жертва Иисуса Христа, вера в Спасителя не имела бы никакого смысла.
2. Что тогда означают слова Павла: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».
Слова Апостола Павла «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает», никоим образом не относятся к Евангельской вести.
Стих, о котором мы беседуем, говорит об истории, в котором решалась судьба Израиля. Моисей, человек, исполненный любви к своему народу, исполненный страха, и перед народом, и перед Фараоном, и перед собою, нуждается в укреплении. Фараон ни за что не отпустит народ, тем более, насовсем. Да и народ не пойдёт. Как двинуть эту массу людей? Как удержать фараона? Бог увещевает Моисея. Среди обещаний, и такое: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими; тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их». Исх.7:3-5.
В данном слове стратегия победы.
Вся девятая глава послания к Римлянам посвящена Израилю. На фоне восторженной песни о любви Божьей, в восьмой главе, возникает Израиль, отверженный. И Павел говорит об Аврааме, Исааке, Иакове, Моисее. И именно в этом контексте слова об ожесточении и о милости. Это ведь, будем помнить, время Закона. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». 1Кор.10:11,12.
Теперь уже не образы, но Бог, пришедший во плоти с нами. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Матф.26:27,28. «Потому что конец закона — Христос»
Вот почему, завершив объяснение об Израиле, Павел пишет уже в двенадцатой главе.
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» Рим.12:1.
Не играйте с огнём. Дар Благодати, вы не заслужили, но берегитесь подобно Израилю утратить этот, ни с чем несравненный дар Божьей Любви.
Я вас умоляю. Даже свой народ Бог не пощадил за неверие их. Пощадит ли тебя?
Я вас умоляю. Отдайте себя в жертву.
Безвольных людей не умоляют. Людей, от которых ничего не зависит, не умоляют. Умоляют людей, у которых есть право, есть выбор. Умоляют людей, которые в беспечности могут оказаться в опасности.
Нужно ли снова повторять, что во Христе мы вовсе не безвольные и бесправные куклы.
3. Имеет ли человек свободную волю?
Может ли человек действовать вопреки воле Бога?
Сразу признаем, что воля человека вовсе не беспредельна. Она обусловлена Богом данными пределами. Но в пределах Богом данной свободы, человек имеет волю, и действует, в том числе и вопреки воле Бога.
История с Адамом лучшая иллюстрация свободы человека.
«Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели»! Лук.13:34.
Как видите, Бог хотел собрать Израиль, но они не захотели. Воспротивились. Отвергли волю Божию.
Или вот всем нам знакомый эпизод. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Ис.6:8. Здесь нет поступка вопреки, но здесь настолько ясно, что Бог ожидает от человека доброй воли, что все сомнения о свободе человека исчезают.
«Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Лук.7:30.
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Деян.7:51.
«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали». Деян.17:32-33. Понятно, что такая реакция людей говорит о их свободном выборе.
«И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
4. Суверенность Бога.
Суверенность, определяется как абсолютная независимость. Вообще это термин из политического словаря.
Мы можем такую абсолютную независимость отнести к Богу, ибо Он абсолют во всём. Но Библия не вводит такого определения Бога. Введение этого термина в богословский словарь дискуссию привело тупик. Делая упор на суверенности Бога, философы –богословы, исключили, или по крайней мере сделали бессмысленными не только любовь, справедливость, святость Бога, но и саму дискуссию о Боге и о человеке, образе и подобии Бога. Ведь в абсолюте, суверенность Бога исключает, какое бы то ни было внешнее воздействие, влияние, на Суверена.
Реальность, однако, такова, что Бог пригласил человека в партнёрские отношения. Партнёрские отношения всегда налагают определённые обязательства на участников соглашения. И сильный, обладающий огромным преимуществом перед партнёром слабым, тем не менее, заключая соглашение, ограничивает себя обязательствами по соблюдению условий Завета.
«Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Быт.9:11. Просто слова. Но это ограничение суверенитета Божьего. Бог может потоп навести на землю? Он всё может!
Не наведёт. Почему? Потому, что Он дал слово!
Бог вдунул в человека дыхание Своё – поделился Собою. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Деян.17:28.
Бог заключил с человеком Завет один, другой, затем и Новый Завет. «Новый Завет в Моей крови» и, какой суверенитет может быть после этого? Бог связал Себя с человеком. Завет КРОВИ. Он дал человеку свои обязательства, т.е. он свой суверенитет связал, ограничил, договором — Заветом с человеком. Все идут в ад. Но если кто, приговорённый к аду, по вере своей воскликнет: «Господи! Будь милостив ко мне грешнику». – Бог отменяет приговор, и делает такого грешника наследником вечной жизни.
«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Матф.21:22. Это условия Завета. И это обещание Бога. Суверен, предопределивший всё, уже никак не будет реагировать, на чьи бы то ни было мольбы.
Через Завет в крови Иисуса Христа, мы, вчерашние грешники становимся детьми Бога. Наши отношения с Богом, это отношения детей и Отца.
Суверен исключает такие отношения. Суверен – это абсолютный безраздельный хозяин, права которого ничем и никем не ограничены. В таком случае, всё окружающее Суверена не имеет абсолютно никаких прав.
Библия не даёт нам примеров такого рода отношений Бога и человека.
Библия не даёт нам права на использование термина суверенность Божия, в отношениях Бога и человека.
Бог есть любовь. Это определение Библейского Бога.
Избранные Богом
Приступая к битве с доктриной предопределения, нам в первую очередь необходимо ясно понять значение этого слова. К сожалению, здесь мы сразу сталкиваемся с проблемами. Наше понимание нередко зависит от наших доктрин. Можно, конечно, надеяться, что, обратившись к нейтральному источнику (например, к «Новому составному словарю» Вебстера), мы сможем избежать предвзятого отношения.
Предопределение — доктрина о том, что Бог, вследствие Своего предузнания всех событий, безошибочно ведет к спасению тех, кто предопределен.
Предопределять — назначать, предписывать, определять, устанавливать или решать заранее.
Не знаю, много ли можно понять из приведенных выше определений, кроме того, что сам составитель — Ной Вебстер — по всей видимости лютеранин. И все же ясно, что предопределение каким-то образом связано с концом нашего земного существования, который кем-то давно предрешен. Приставка пре д- относится ко времени. Вебстер выражает это словом «заранее». Назначение же связано с местом, куда мы направляемся. Когда я, например, звоню в агентство по продаже билетов и прошу сотрудника помочь мне, я слышу вопрос: «Каков пункт вашего назначения?» Иногда вопрос звучит проще: «Куда вы направляетесь?»
Предопределение, в его самой элементарной форме, означает, что пункт нашего конечного назначения — рай или ад — определяется Богом не только задолго до того, как мы туда попадаем, но еще и до нашего рождения. Согласно доктрине о предопределении, наша конечная участь находится в руках Божьих. Иными словами, в вечности, еще до нашего рождения, Бог решил спасти некоторых представителей человеческой расы, позволив погибнуть оставшейся части. Бог сделал выбор — некоторых людей Он решил избрать к спасению в вечное блаженство на небесах, а других — обойти, обрекая их пожинать последствия содеянных грехов в вечном мучении ада.
Это суровые слова, с каких бы позиций мы на них ни смотрели. Мы спрашиваем себя: «Неужели наша жизнь никак не влияет на решения Бога? Пусть Бог принимает их до нашего рождения, но Он-то знает, какой будет наша жизнь. Учитывает ли Он это предузнание при принятии окончательного решения?» Ответ на последний вопрос и отличает реформатскую точку зрения на предопределение от всех остальных. Помните, мы как-то сказали, что у каждой церкви существует хоть какое-то формально выраженное отношение к доктрине предопределения. Большинство церквей соглашаются с тем, что Божье решение при- нимается еще до нашего рождения. Но в этом случае вопрос звучит так: «А на каком основании Бог принимает Свое решение?»
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, необходимо уяснить еще одну деталь. Зачастую мы осмысливаем предопределение через хронику дорожных происшествий и т. п. Нередко
спрашивают: «Правда ли, что победу именно этой команды на чемпионате мира предопределил Бог?» Или: «Неужели Бог определил этому дереву упасть именно на мою машину?» Даже страховые компании часто относят подобные события к «Божьему произволению».
Обычно подобные вопросы обсуждаются в рамках богословской категории провидения. Наше же исследование будет рассматривать предопределение в более узком смысле, сводя проблему к вопросу о предопределенном спасении и погибели, избрании или отвержении. Другие вопросы тоже интересны и по-своему важны, но они выходят далеко за пределы этой книги.
Слова власть, авторитет заключают в себе идею авторства. Бог — автор всего, над чем Он властвует. Он сотворил вселенную — Он и владеет ею. Поэтому право собственности наделяет Его исключительными полномочиями. Он может делать со С воей вселенной все, что угодно Его святой воле.
То же самое можно сказать и о могуществе. Любая сила во вселенной берет свое начало в могуществе Бога и подчинена Ему. Даже сатана бессилен без Божьего суверенного попущения.
Христианство — не дуализм. Мы не верим в существование двух равно могущественных сил, вечно борющихся за превосходство. Если бы сатана был равен Богу, у нас не было бы убежденности и надежды на победу добра над злом. Мы были бы определены к вечным мытарствам между двух равных, но противоборствующих сторон.
Сатана — тварное существо. Если говорить точнее, он — само зло; но даже его зло, как, впрочем, и наше с вами, подвластно суверенности Бога. Власть Бога окончательна. Он — всесилен. Он — суверенен.
В круг моих обязанностей в семинарии входит преподавание богословия «Вестминстерского исповедания веры». «Вестминстерское исповедание» стало центральным вероисповедальным документом исторического пресвитерианства, в нем излагаются классические доктрины пресвитерианской церкви.
Преподавая этот курс, однажды я объявил студентам вечернего отделения, что на следующей неделе мы будем рассматривать раздел «Исповедания», посвященный предопределению. А так как вечерние лекции были открыты для вольных слушателей, мои студенты поспешили пригласить на многообещающее обсуждение своих друзей. На следующей неделе аудитория была до отказа заполнена студентами и гостями.
Я начал свою лекцию первыми строками третьей главы «Вестминстерского исповедания»:
Бог прежде вековых времен по изволению С воей в высшей степени мудрой и святой воли свободно и незыблемо установил порядок того, что произойдет.
На этом я остановился и спросил: «Найдутся ли среди присутствующих те, кто по своим убеждениям не разделяет только что прочитанных слов?» Вверх поднялось множество рук. Затем я задал следующий вопрос: «А есть ли в зале убежденные атеисты?» Ни одной руки. И тогда я произнес очень жестокую фразу: «Каждый, кто поднял руку первый раз, должен сделать это и сейчас».
В ответ по аудитории прокатился шум недовольства и возражений. Как я мог обвинить этих людей в атеизме только потому, что они не верили в предопределение Богом абсолютно всех событий? Ведь никто не отрицал существования Бога, не опровергал христианства. Кое-кто лишь не соглашался с кальвинизмом.
Я попытался объяснить, что идея предопределения Богом всех событий не принадлежит исключительно кальвинизму. Она не уникальна даже для христианства. Это всего лишь один из принципов теизма, одно из необходимых его условий.
То, что Бог предустанавливает все, чему надлежит произойти, есть не что иное, как результат Его суверенности. По своей сути этот вывод никак не относится к кальвинизму. Он лишь утверждает суверенность Бога, Его абсолютную власть над Своим творением. Предопределить события Бог может по-разному. Но все, что происходит, должно совершаться по Его изволению. Если Бог допускает что-либо, то уж, наверное, делает это подумав. А раз Бог решается на это, то Он, в некотором смысле, это самое «что-либо» предопределяет. Кто из христиан будет оспаривать, что Бог в состоянии остановить в этом мире совершение любого события? Если Бог захочет, у Него хватит власти и могущества прекратить существование даже самой вселенной.
Когда мы говорим о Божьем предопределении, мы просто утверждаем, что Бог суверенен над всем Своим творением. И если что-нибудь может произойти без Его разрешения, то, следовательно, Его суверенитет может быть нарушен. Если Бог не допус-тил какого-либо события, а оно все-таки произошло, — значит оно обладает большей силой и властью, чем С ам Бог. А раз какая-то часть творения находится вне Божьей суверенной власти, то Бога нельзя назвать суверенным Вседержителем. Если же Бог не суверенен, то Он — не Бог.
Если во вселенной есть хоть одна молекула, совершенно неподвластная Божьему суверенитету и существующая сама по себе, тогда у нас не остается никаких гарантий осуществления Божьих обетований. Может быть, эта одна беспризорная молекула нарушит все великие и славные планы Бога? Коль скоро крошечный камешек в почках у Оливера Кромвеля смог повлиять на ход английской истории, то наша диссидентствующая
молекула способна изменить ход всей искупительной истории. Может быть, эта самая молекула даже воспрепятствует второму пришествию Христа!
Мои студенты постепенно начали понимать, что вопрос суверенности Бога не относится только к кальвинизму или даже к христианству. Без всевластия (суверенности) Бог не может быть Богом. Отвергая принцип Божественной суверенности, мы вынуждены признать себя атеистами. Эту проблему должен решить для себя каждый верующий. И каждый должен твердо держаться принципа суверенности Бога. Однако при этом недопустимо нарушать принцип свободы человека.
Тут я хочу сделать для вас то, что сделал для моих студентов — закончить утверждение «Вестминстерского исповедания». Итак, целиком это утверждение гласит:
Бог прежде вековых времен по изволению С воей в высшей степени мудрой и святой воли свободно и незыблемо установил порядок того, что произойдет. В то же время Бог не есть автор греха, над волей творения нет насилия, свобода и вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены.
Заметьте, что, провозглашая Божье полновластие над всей вселенной, «Исповедание» также утверждает, что Бог не делает
зла и не нарушает свободы человека. Человеческая свобода и зло находятся под контролем Божьей суверенности.
СУВЕРЕННОСТЬ БОГА И ПРОБЛЕМА ЗЛА
Самый каверзный вопрос, конечно, следующий: как зло может сосуществовать со святым и суверенным Богом? Боюсь, большинство христиан не понимают всей серьезности этой проблемы. Скептики даже назвали ее «ахиллесовой пятой христианства».
На протяжении многих лет я пытался разрешить эту дилемму, читая труды богословов и философов. Мне удалось обнаружить несколько довольно толковых объяснений, но, к сожалению, их глубина меня не устраивала.
Самое распространенное решение проблемы (которое, кстати, нередко звучит и сегодня) — это ссылка на свободную волю человека. Нам говорят: «Зло пришло в мир благодаря свободной воле человека. Не Бог, а человек является автором греха».
Это утверждение, безусловно, согласуется с библейским повествованием о грехопадении. Мы знаем, что человек был наделен свободной волей и что именно он выбрал путь согрешения. Грех, таким образом, совершил не Бог, а человек. Но проблема, тем не менее, остается. Откуда человек приобрел пусть даже самую ничтожную склонность к греху? Если он был сотворен с желанием к греху, то тень ответственности падает на Творца. Если же человек был создан без желания грешить, откуда тогда оно у него появилось?
Тайна греха тесно связана с нашим пониманием таких явлений, как свободная воля, состояние человека после сотворения и Божья суверенность. Вопрос свободной воли настолько важен для прояснения вопроса о предопределении, что мы посвятим ему целую главу. А сейчас обратимся к первому греху человека.
Как произошло падение Адама и Евы? Можно предположить, что виной всему послужило коварство сатаны, который просто обвел их вокруг пальца, уговорив съесть запретный плод. Возможно, этот змей был таким пройдохой и ловкачом, что полностью затмил рассудок наших прародителей.
Такое объяснение содержит несколько недостатков. Если Адам и Ева не осознавали, что творят, если их, простите, совершенно одурачили, то за грех ответственен сатана. Но Библия ясно говорит, что, несмотря на все свое лукавство, змей явно перечил заповеди Божьей. Адам и Ева слышали требование и предостережение Бога. Слышали они и то, как сатана противоречил Богу. И решение принимали именно они. Поэтому ссылка на хитрость сатаны их не оправдывает.
И вновь можно услышать «простое» объяснение: зло появилось благодаря свободной воле творения. Хороша же эта свободная воля! Тем не менее то, что Бог наделил нас ею, не делает Его виновником всех проблем. При сотворении человеку была дана возможность грешить и способность не грешить. Он воспользовался первой. Но почему?
В этом-то и сложность. Прежде чем совершить грех, человек должен сначала захотеть этого. Библия говорит, что злые деяния возникают из порочных желаний. А наличие порочных желаний уже есть грех! Мы грешим, потому что мы — грешники. Мы рож-даемся с порочной природой. Мы — падшие твари. Но в отли
чие от нас, Адам и Ева были сотворены беспорочными. Они не обладали грешной природой. Они были хорошими людьми со свободной волей. И все же они выбрали грех. Почему? Я не знаю. И не знаю никого, кто мог бы ответить на этот вопрос.
Несмотря на сложность проблемы, мы по-прежнему утверждаем, что Бог не является автором греха. Библия не дает ответов на все наши вопросы. Но в ней открываются природа и характер Бога. И совершенно немыслимо, чтобы Бог был автором и ис-полнителем греха.
Нужно признать, что Бог заранее знал о грехопадении человека, мог вмешаться и все предотвратить. Он, впрочем, моги
не творить нас вовсе. Примем эти гипотетические предположения к сведению. С другой стороны, нам известно, что Он знал, что мы согрешим, но все же сотворил нас. Почему же Его нельзя назвать любящим? Ведь Он заранее знал и то, что осуществит план искупления Своего падшего творения, в котором будет провозглашена Его совершенная праведность и явлены Его любовь и милость. Именно любовь подвигла Бога предопределить спасение Своего народа, названного в Библии «избранным».
А как быть с неизбранными? Если кто-то не избран к спасению, то Бога за такое к ним отношение не очень-то назовешь любящим. Бог, пожалуй, явил бы больше любви, если бы вообще не дал появиться им на свет.
Важно еще раз отметить, что затрагиваемые нами вопросы возникают у всех христиан, верующих в суверенного Бога. Они касаются сторонников любых взглядов на предопределение.
Люди утверждают, что у Бога достаточно любви, чтобы обеспечить путь спасения для всех грешников. Атак как кальвинизм ограничивает спасение лишь числом избранных, с его позиций Бог выглядит менее любящим. К тому же, в отличие от кальвинизма, другие христианские направления допускают возмож-ность спасения для гораздо большего числа людей.
Повторю: этот вопрос касается сферы, о которой мы будем подробнее говорить в других главах. А сейчас позвольте заметить, что, если возложить принятие окончательного решения о спасе
нии падших грешников на самих грешников, ни у одного из людей не останется надежды на спасение.
Когда мы рассматриваем проблему взаимоотношений суверенного Бога с грешным миром, перед нами, по сути, остается четыре варианта ее разрешения:
1) Бог мог не давать возможности спастись ни одному человеку;
2) Бог мог дать возможность спастись всем людям;
3) Бог мог лично вмешаться и гарантировать спасение всем людям;
4) Бог мог лично вмешаться и гарантировать спасение не всем, а лишь некоторым.
Все христиане немедленно вычеркивают первый вариант. Почти все — третий. Нас же интересует четвертый вариант, где Бог кого-то спасает, а кого-то — нет. Именно так отвечают на вопрос о спасении кальвинисты. Кальвинистский догмат о пред-определении гласит, что Бог активно вмешивается в жизнь избранных, чтобы гарантировать их спасение. Конечно же, другие люди также приглашаются к Христу и всем дается «возможность» спасения, если им этого захочется. Но кальвинизм предполагает, что без вмешательства Бога ни один человек никогда не захочет прийти к Христу. Никто не захочет избрать Христа сам.
В этом-то вся загвоздка. Христиане- нереформаты полагают, что каждый грешник сохранил способность избрать Христа. В отличие от кальвинистов, они не считают человека настолько грешным, что для его спасения требуется личное вмешательство Бога. Все нереформатские учения оставляют за человеком право последнего голоса в определении его окончательной судьбы. Для них лучшим решением является второй вариант: Бог дает возможность спасения всем людям. Возможности, впрочем, не у всех одинаковые. Ведь огромное количество людей умерло, так и не услышав Евангелия.
Сторонник нереформатских позиций возражает против четвертого варианта, потому что в нем спасение ограничивается небольшой группой, избираемой Богом. Сторонник реформатской точки зрения не соглашается со вторым вариантом, потому что одна лишь возможность спасения, по его мнению, недостаточна
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте подчеркнуть, что он касается не только кальвинизма. Каждый христианин должен ощущать всю его серьезность. Во-первых, мы постараемся понять, обладает ли Бог властью гарантировать спасение каж-дого человека? Разумеется, во власти Бога изменить сердце любого нераскаявшегося грешника и привести его к Себе. Если у Него такой власти нет, — значит Он не всевластен. Если же она есть у Бога, то почему Он не использует ее д ля всех?
Конечно, грешнику в аду такое объяснение мало чем поможет. Грешник, пожалуй, захочет спросить: «Господи, если Ты на самом деле любил меня, то почему не заставил верить? Лучше жить с попранной свободной волей, чем в вечных муках». Кстати, эти жалобы осужденного тоже ничего не изменили бы в отношении праведности Божьей, ибо Бог не может навязать Себя
человеку. Кальвинист задает другой вопрос: «Почему Бог не может сотворить веру в сердце грешника?»
Единственное, что я могу сказать в ответ, — не знаю. Я не знаю, почему Бог спасает не всех, а лишь некоторых. Ни на мгновенье не сомневаясь, что у Бога есть власть спасти всех, я знаю, что Он решил не спасать всех. Почему? Не знаю.
Но одно я знаю наверняка. Если Богу угодно спасти лишь некоторых, в этом нет ничего порочного. Бог никого спасать не обязан. Решение спасти некоторых не обязывает Его спасать всех. Ведь Библия настаивает на Божьем праве миловать тех, кому Он желает оказать милость.
Тут на кальвинистов начинают со всех сторон кричать: «Это же нечестно!» Но позвольте узнать, о какой честности идет речь? Если имеется в виду равноправие, то протест принимается. Да, Бог по-разному обращался с людьми. И это ясно выражено в Писании. Например, Бог не являлся Навуходоносору так же, как Моисею. А перед Пилатом Он предстал не так, как на дороге в Дамаск перед Павлом. Господь не обращался с каждым человеком одинаково. С этим, пожалуй, никто не будет спорить.
Возможно, под словом «честность» подразумевается «справедливость». Мол, не очень-то справедливо со стороны Бога
одних избрать и оказывать им милость, обходя стороной других. Над этим нюансом следует поразмыслить. Предположим, что все люди виновны в грехе перед Господом. Из этого множества виновных людей Бог суверенно решает помиловать лишь некоторых. Что же получат остальные? Они получат справедливость. Спасенные получают милость, а неспасенные — справедливость. Ни с кем не обходятся несправедливо.
Милость — это не справедливость. Но милость не является и несправедливостью. Посмотрите на иллюстрацию:
Есть справедливость и не справедливость. Все то, что выходит за рамки справедливости, справедливым не является. К категории, выходящей за рамки справедливости, мы отнесли два ее выражения: милость и несправедливость. Милость является положительной формой, тогда как несправедливость — формой отрицательной. В процессе спасения Бог не совершает ничего плохого. Он никогда не вершит несправедливости. Некоторые получают справедливость, то есть заслуженное, а другие — милость. Повторим, факт помилования одних не означает, что другие могут требовать того же. Бог оставляет за Собой исключительное право на милосердие.
Как человек, я могу желать, чтобы Бог явил С вою милость каждому одинаково, но я не могу требовать этого. Если Господу не угодно оказать милость всему человечеству, я должен подчиниться Его святому и справедливому решению. Никогда, ни при каких обстоятельствах Бог не обязан быть милостивым к грешникам. Стремясь понять полноту благодати Господней, мы должны обратить на это особое внимание.
На самом деле вопрос должен звучать так: почему Бог вообще решил кого-то миловать? Этого никто не вправе требовать, а
СУВЕРЕННОСТЬ БОГА И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Каждый христианин охотно подтвердит, что Бог — суверенен. Для нас суверенность Божья — утешение. Она гарантирует способность Бога совершить все, что Он обещает. Но факт суверенности Божьей влечет за собой еще один вопрос. Как Его суверенность соотносится со свободой человека?
Этот вопрос ставит нас перед дилеммой — «сражайся или спасайся». Можно приложить все силы и попытаться найти логическое решение, а можно повернуться и бежать.
Многие из нас предпочитают второй путь, причем бегут все по-разному. Чаще всего это бегство оформляется в отговорку: мол, Божественная суверенность и человеческая свобода — это противоречие, с которым нам нужно смириться. Мы пытаемся найти аналогии, которые помогли бы успокоить наш растревоженный разум.
Однажды в колледже я услышал два сравнения, которые, подобно таблетке анальгина, давали мне временное успокоение:
Первая аналогия — «Божья суверенность и человеческая свобода подобны параллельным прямым, которые сойдутся в вечности».
Вторая аналогия — «Божья суверенность и человеческая свобода подобны веревкам, опущенным в колодец. На поверхности они кажутся отличными друг от друга, но в темноте глубины становятся единым целым».
Впервые услышав их, я почувствовал облегчение. Несмотря на простоту, они звучали довольно убедительно. Идея двух параллельных прямых, пересекающихся в вечности, вполне меня удовлетворяла. По крайней мере, при встрече с закоснелым скептиком, рассуждающим о Божественной суверенности и человеческой свободе, мне было что сказать.
Я не люблю противоречий. Они мне ничем не помогают. Я не перестаю удивляться, с какой легкостью многие христиане с ними уживаются. То и дело я слышу, как люди защищают противоречия в богословии заявлениями вроде: «Бог превыше любой логики!» или «Вера превосходит разумение!»
Я, безусловно, не спорю с тем, что Бог превыше любой логики и что вера превосходит разумение. Всем сердцем и разумом я согласен с этим. Уж с чем мне не хотелось бы иметь дела, так это с Богом, который меньше логики, и с верой, которую превосходит разум. Бог, укладывающийся в рамки логики, может и должен быть уничтожен самой логикой. Вера, не превосходящая разумение, иррациональна и абсурдна.
Полагаю, именно проблема сочетания Божественной суверенности и человеческой свободы как ничто другое заставило многих христиан принять противоречия за нормальные элементы веры. Объясняется это так: логика, мол, не может примирить Божественную суверенность и человеческую свободу. Эти два вопроса никогда не достигнут логической гармонии. Атак как в Библии утверждается существование и того, и другого, нам нужно принять их, не обращая внимания на то, что они противоречат друг другу.
Упаси нас Господи! Когда христианин принимает очевидное противоречие, это равносильно интеллектуальному самоубийству и убиению Святого Духа. Ведь Дух Святой никогда не был автором противоречий. Бог не двуличен, у Него один язык.
Если человеческая свобода и Божественная суверенность на самом деле вступают в противоречие, то одно из двух должно быть
вычеркнуто. Если суверенность исключает свободу или наоборот, тогда либо Бог не суверенен, либо человек не свободен.
К счастью, есть другой выход. Мы можем оставить и суверенность, и свободу, показав, что они не противоречат друг другу.
На человеческом уровне мы прекрасно знаем, что люди могут быть вполне свободными даже на территории, управляемой суверенным монархом. Свобода не обесценивается суверенностью. Автономность же сосуществовать с суверенностью не может.
Что такое автономность? Это слово состоит из приставки авт о- и корня ном. Авто означает «сам». Например, автомобиль — это то, что движется самостоятельно, а автомат — это нечто, само по себе действующее.
То же самое можно сказать и о паре «суверенность-автономность». Если Бог суверенен, человек не может быть автономным. Если же человек автономен, то Бог не может оставаться суверенным. Эти два статуса несовместимы.
Но человеку не обязательно становиться автономным, чтобы быть свободным. Автономия означает абсолютную свободу. Мы свободны, но у нашей свободы есть свои границы. И границы эти — суверенность Бога.
Как-то раз я прочитал заявление одного христианина, который писал: «Божья суверенность никогда не ограничивает свободы человека». Вы можете себе представить, чтобы такое произнес христианин? Это же чистой воды гуманизм! Не ставит ли закон Божий границ человеческой свободе? Не вправе ли Бог
ограничивать мой выбор? Бог не только может устанавливать определенные нравственные границы моей свободы, но имеет право поразить меня на этом самом месте, если потребуется остановить меня на пути злодеяний. Если бы у Господа не было права на принуждение, у Него не было бы и права управлять творением.
Лучше изменить фразу: «Свобода человека никогда не ограничивает суверенности Бога». Вот что такое суверенность. Если Божья суверенность может быть ограничена свободой человека, то суверенным будет не Бог, а человек.
Бог свободен. И я свободен. Но Бог более свободен, нежели я. Поэтому если сравнивать наши свободы, я, конечно, буду в проигрыше. Божья свобода ограничивает мою — и никак иначе. Можно провести аналогию с обычной семьей. У меня, как у главы семейства, есть свободная воля. Есть она и у моих детей. Но когда происходит столкновение наших волеизъявлений, я могу настоять на своем. Их воли должны быть подчинены моей, а не наоборот. Разумеется, приводя это сравнение на человеческом уровне, мы пользуемся не абсолютными категориями.
Божественная суверенность и человеческая свобода часто рассматриваются как элементы явного противоречия, ибо таковыми и выглядят на первый взгляд. Но мне хотелось бы обратить внимание на некоторые важные моменты, которые необходимо учитывать при решении этого вопроса, если мы, конечно, хотим избежать недоразумений.
Предлагаю рассмотреть три тесно связанных друг с другом слова, которые мы часто путаем:
век может быть и сыном, и отцом в одно и то же время, но не в одной и той же системе отношений. Никто не может быть себе отцом. Даже когда мы говорим об Иисусе как о Богочеловеке, нужно быть очень осторожными. Несмотря на то что Иисус — и Бог, и человек в одно и то же время, Он не является Богом и человеком в той же системе отношений. Он разделял как Божественную, так и человеческую природы. И смешивать их нельзя. Противоречие не может существовать на самом деле, даже в ра-зумении Божьем. Если составляющие явного противоречия останутся истинными в Его разуме, то все сказанное для нас Богом будет лишено всякого смысла. Если добро и зло, справедливость и несправедливость, праведность и неправедность, Христос и антихрист для Бога означают одно и то же, то невозможно вообще говорить о существовании какой-либо истины.
2. Парадокс. Парадоксом называется кажущееся противоречие, которое при подробном рассмотрении разрешимо. Часто приходится слышать, что христианская идея Троицы противоречива. Это не так. Ведь она не нарушает ни одного закона логики. И тест на противоречивость этот догмат проходит успешно. Бог один по естеству и троичен в лицах. В этом нет никакого противоречия. Вот если бы мы сказали, что Бог один по естеству и троичен по естеству, тогда это заявление послужило бы хорошим примером противоречия, разрешить которое не смог бы никто. Тогда христианство было бы безнадежно иррациональным и абсурдным. Но идея троичности — не противоречие, а парадокс.
Трудность появляется тогда, когда мы используем термин антиномия в отношении не противоречия, а парадокса, или кажущегося противоречия. Мы помним, что парадокс означает утверждение, которое выглядит как противоречие, но на самом деле им не является. Особенно в Великобритании антиномия часто используется как синоним парадокса.
Я даю эти определения по двум причинам. Во-первых, стремясь избежать путаницы, мы должны четко понимать разницу между настоящим противоречием и кажущимся. Ибо это — разница между рациональностью и иррациональностью, между истиной и абсурдом.
Впрочем, некоторые люди находят в Божественной истине противоречия. По их мнению, такое сочетание вполне возможно. Но тогда непогрешимость будет означать, что Библия непогрешимо являет противоречия в Божьей истине. Задумавшись хотя бы на секунду, мы поймем, что если истина Божья противоречива, то к истине она не имеет никакого отношения. Само слово истина лишается смысла. Если бы противоречие могло быть истиной, мы не нашли бы разницы между истиной и ложью. Вот почему я уверен, что доктор Пакер использует термин ан- тиномия в смысле парадокса, а не противоречия.
3. Тайна. Словом тайна мы называем то, что истинно, но что мы не в состоянии понять. Триединство, например, — это тайна. Я не способен проникнуть в тайну триединства или воплощения Христа своим ограниченным умом. Такие истины для меня недосягаемы. Я знаю, что Иисус был одной личностью с двумя природами, но я не понимаю, как такое возможно. То же самое касается и сферы природы. Кто может сказать, что понимает силу притяжения или движения? Кто проник в тайну жизни? Раскрыл ли какой-нибудь философ глубины смысла самого человека? Все это тайны. И в них нет противоречия.
Очень легко спутать тайну с противоречием. Ведь ни то, ни другое мы не понимаем. Никто (даже Бог) не понимает противоречия, потому что оно выходит за рамки рассудочного мышления. Противоречия не имеют смысла. И никому не под силу придать им смысл.
Тайну же понять можно. Новый Завет открывает нам, к примеру, то, что было непонятно в ветхозаветные времена. Существуют вещи и явления, которые когда-то были для человека тайной, но получили осмысление. Это не значит, что все, счи-тающееся сегодня тайной, мы однажды поймем самостоятельно. Хотя многие сегодняшние тайны будут раскрыты. Что-то мы сможем постичь уже в этом мире, а остальное откроется нам на небе. Но даже там мы не сможем полностью осознать бесконечность. Ведь для того чтобы понять бесконечность, нужно самому быть бесконечным. Это под силу л ишь Богу. И не потому, что Он использует некую отличную от земной, небесную логику, а потому, что Он С ам бесконечен и смотрит на все с точки зрения бесконечности.
Скажу так: все противоречия таинственны, но не все тайны противоречивы. Христианство изобилует тайнами, но в нем нет противоречий. Тайны могут оказаться истиной, но противоречия никогда не будут истиной ни в рассуждениях человека, ни в разумении Божьем.
Итак, проблема остается проблемой. Великий спор, кипящий в котле противоречия, определяется вопросом: «Какое отношение имеет предопределение к нашей свободной воле?»
Этой темой мы и займемся в следующей главе.
Краткие итоги второй главы
1. Что такое предопределение?
«Предопределение означает, что конец нашего земного существования, то есть рай или ад, определен Богом еще до нашего рождения».
2. Суверенность Бога.
Божья власть является наивысшей властью над небом и землей.
3. Бог обладает никому не доступным могуществом.
Любая власть и могущество подчинены Богу.
4. Если Бог не суверенен, то Он — не Бог.
5. Бог являет С вою суверенность, не совершая никакого зла и не подавляя свободу человека.
6. Грехопадение человека — это тайна. И то, что Бог допустил грехопадение Адама, не свидетельствует о наличии в Боге зла.
7. Все христиане сталкиваются с проблемой — почему Бог, который теоретически может спасти всех, спасает лишь некоторых?
8. Бог никого не обязан спасать.
9. Милость Божья — исключительно добровольный акт. Бог не обязан быть милостивым. Он оставляет за Собой право миловать тех, кого Он захочет помиловать.
10. Божья суверенность и свобода человека не противоречат друг ДРУГУ