Что значит суверенитет россии
Государственный суверенитет РФ
РФ – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).
Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально- государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.
Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ.
Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.
Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.
Верховенство государственной власти РФ – установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.
Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.
Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.
Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.
РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.
Что такое государственный суверенитет
Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Что такое внутренний и внешний суверенитет
Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.
У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.
Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.
Признаки государственного суверенитета
Признаки внутреннего суверенитета:
Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.
Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.
Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.
Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.
Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.
Признаки внешнего суверенитета:
Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.
Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Чем ограничен суверенитет государства
На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.
На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.
В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.
Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете
Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.
Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Путин и суверенитет России
Путин рассказал китайцам о важности для России отстаивания своего суверенитета. Что такое суверенитет? И кому он принадлежал в Российской Империи?
Эта мысль высказана президентом не впервые. Так, ещё в 2007 году на политическом форуме «Валдай» он говорил, что:
суверенитет — это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет — не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия — такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, её вообще не будет».
Президентом в очередной раз озвучено его главное убеждение, цель всей его деятельности, как государственного деятеля — либо Россия будет суверенной, либо её не будет.
Что же такое суверенитет и почему он так важен
Суверенитет, о котором говорит президент, является синонимом понятия независимости или, по исторически сложившейся русской монархической терминологии, он есть синоним понятия самодержавности (самостоятельности Государя и государства).
Суверенитет России предполагает, во-первых, независимость государства во внешней политике. А во-вторых, верховенство государственной власти (в монархической терминологии власти неограниченной), то есть не имеющей юридических соперников во внутренних делах своей страны.
По сути это два крыла любой национальной свободы. Свободы от внешнего влияния и от внутреннего соперничества.
Президент является своеобразным органом республики, уполномоченным представителем нации для выполнения той клятвы, которую он даёт, вступая в свою должность. И там, в тексте этой клятвы, тоже идет речь о суверенитете. Кроме всего прочего, в ней президент клянётся «при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации… защищать суверенитет и независимость… государства» (82 статья Конституции РФ).
В современном мире заявление государственного деятеля о том, что для России суверенитет жизненно необходим, есть определенный вызов сложившейся мировой системе, завязанной на транскорпорации и западные элиты.
И всё давление на Россию, все эти многочисленные санкции со стороны Запада направлены, прежде всего, на уничтожение отвоёвываемого Путиным для страны государственного суверенитета.
Как было в Российской Империи
До революции суверенитет принадлежал Государю Императору. Царь владел всей полнотой власти, являясь творческим инициатором движения всей мощи государственной машины Российской Империи.
Император Николай II. Фото: Everett Historical / Shutterstock.com
Государь в Российской Империи был самодержавен, потому что был самостоятельным правителем (суверенитет фактический), и его власть была не ограничена никакими другими силами внутри его государства (суверенитет юридический). Почему власть в России и именовалась неограниченным Самодержавием, обладая и фактическим, и юридическим суверенитетом.
В Империи воля суверенной Верховной власти, которой являлся Император, распоряжалась силой русского народа в целях достижения величия и благосостояния страны.
Царь олицетворял собою всю нацию, объединяя и прошлое, и настоящее. Государь управлял своим народом, имея в виду не только тех, кто был непосредственным населением Империи во времена его правления, но правил и от имени тех многочисленных поколений, которые жили в продолжение всей тысячелетней истории России.
Наследственная Монархия была органом исторической связи поколений русской нации. Олицетворением русской истории.
Только такая власть и могла чувствовать свою живую ответственность перед Богом и историей.
Как не хватает этого сегодняшнему республиканскому и демократическому сознанию. Особенно когда они затевают бесконечные перманентные реформы общества и государства.
Отталкиваются ли они в своих замыслах от того миллиардного кворума мнений русских людей, уже ранее живших на Русской земле? Вопрос имеет печально риторический отрицательный ответ…
Суверенная Россия или «часть мирового сообщества»
В 1917 году свергнув законного Государя, мы как русское общество, русское государство потеряли свой суверенитет, свою цивилизационную свободу. Слово Россия было убрано из названия советского государства.
Штурм Зимнего дворца. Фото: www.globallookpress.com
Именно поэтому сегодняшняя Конституция говорит о том, что Россия современная есть государство, в котором «многонациональный народ Российской Федерации» возродил «суверенную государственность России», «сознавая себя частью мирового сообщества».
Со времени 1993 года, когда была написана и принята наша Конституция, конечно, многое изменилось. И «мировое сообщество» уже давно отрицательно ответило на те наивные надежды определённой части политического класса, записавшего в нашу Конституцию фразу о России, как «части» этого сообщества.
Не приняв Россию в своё общение, «мировое сообщество» начало разваливаться. Глобализм под эгидой США не смог стать универсальной системой для мирового объединения.
И дилемма «либо — либо», поставленная Путиным в интервью Медиакорпорации Китая, не даёт никакой вариативности в вопросе «быть или не быть России суверенной?».
Либо Россия станет полностью суверенной и могущественной (ещё один синоним суверенности), либо перестанет быть Россией и вернётся в положение бесправной, колониальной «части мирового сообщества». Как об этом пишет наша устаревшая Конституция времен государственного упадка.
Суверенитет Российской Федерации
Понятие суверенитета
Термин «суверенитет» впервые появился в знаменитом труде Жана Бодена «Шесть книг о республике». Вот какое определение он приводит.
Суверенитет является признаком государства, сущность которого в абсолютной, не связанной никаким законодательством властью над народом.
Спустя столетие Томас Гоббс внес в понятие суверенитета элементы демократии. Определение звучит следующим образом.
Суверенитет выступает результатом договора между людьми в качестве проявления действия «естественного закона», который положил конец догосударственному периоду под эгидой «война всех против всех».
Из данной мысли вытекает логичный вывод об ограниченности госвласти, что значило привнесение в понятие суверенитета элементов демократии.
Четыре признака суверенитета по Л.Дюги
Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:
В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.
Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.
Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.
Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.
Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.
Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.
Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.
Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.
Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.
Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.
Концепции суверенитета в федеративном государстве
I концепция
Первая концепция возникла в период образования 1-го федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. Известные политические деятели США такие, как Джеймс, Мэдисон, Гамильтон, выдвинули идею делимости суверенитета, принадлежащего как федерации в совокупности, так и ее субъектам. Данная концепция была воплощена в Конституции Соединенных Штатов Америки в 1787-м году. Представители данной концепции считали, что принадлежность суверенитета как федеративному государству, так и его субъектам даст возможность не допустить сосредоточение всех властных полномочий у федеральных органов госвласти, обеспечить гармоничное сочетание власти федеральных органов госвласти с госвластью, проводимой субъектами РФ.
II концепция
Смысл следующей концепции состоит в том, чтобы пропагандировать идеи принадлежности государственного суверенитета исключительно субъектам федерации и лишить суверенитета федерации в целом. Идеологи данной концепции – американский сенатор Кальгун, а также баварский государствовед Зейдель. Они отстаивали идеи части господствующего класса, отстаивающей сепаратизм, считавшей наиболее приемлемым для себя децентрализованное государство, с сильной госвластью субъектов федерации, которые могут не подчиняться федеральным органам госвласти.
III концепция
Сущность третьей централистской концепции суверенитета заключается в идее принадлежности суверенитета исключительно федерации. У субъектов федеративного государства суверенитет отсутствует. Данную концепцию защищали в своих трудах известные немецкие представители науки конституционного права П. Лаванд и Г. Еллинек. Ученые знали, что успешное решение выдвинутых перед государством задач может быть исключительно в централизованном государстве.
Централистская концепция суверенитета широко распространена в наши дни, она заложена в конституции множества зарубежных стран. С позиции конституционного права государство, которое выступает частью второго государства, не может быть суверенным государством. На одинаковой территории не может быть в одно и то же время 2-х суверенных властей. Госвласть федерации – это единственная суверенная власть на федеративной территории. И она осуществляется, исходя из воли всего населения федеративного государства. Суверенитет или полный, или его не существует вообще. Вот почему идея делимости суверенитета считается полным абсурдом.
Суверенитет в СССР
Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали:
Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии:
У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.
12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.
Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.
Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP».
В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия».
31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права.
В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.
Суверенитет РФ
Конституция Российской Федерации 1993-го года, которая принималась уже в иных исторических условиях, когда происходило укрепление федеральной власти, понятие суверенитета используется лишь по отношению к Российской Федерации.
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России – это ее многонациональный народ (согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации).
Так, основа государственного суверенитета России – ее многонациональное население. Суверенитет России в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации исключает существование 2-х уровней суверенных властей в одной системе госвласти, которым присуще верховенство и независимость, то есть не допустим суверенитет во всех без исключения субъектах Российской Федерации.
Итак, республики по настоящей Конституции Российской Федерации не являются суверенными. Понятие «суверенные» по отношению к республикам ни в одной статье Конституции Российской Федерации не используется. Это положение подтверждается в ряде решений Конституционного Суда России.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2000-го года касаемо дела о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона, посвященного общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов России, содержит мысль о том, что субъекты Российской Федерации не наделены суверенитетом, который первоначально принадлежит российскому государству в целом.
Отметим, признание за республиками суверенитета при условии того, что все остальные субъекты Российской Федерации им не наделены, нарушило бы конституционное равноправие федеральных субъектов, сделало бы невозможным его реализацию в принципе, так как субъект Российской Федерации, не имеющий суверенитета, по собственному статусу не может считаться равноправным наряду с суверенным государством.
По этой причине использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации по отношению к определенному ею федеративному устройству термина «республика (государство)» не означает (в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992-го года) признание государственного суверенитета данных субъектов Российской Федерации, а только отражает конкретные особенности их конституционно правового статуса, на которые влияют исторические, национальные и иные факторы.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что положения Федеративного договора, которые предусматривали суверенитет республик и давали возможность тем самым определять ограничения суверенитета России, ее конституционно правового статуса и полномочий, что отразилось в конституциях некоторых республик, не могут действовать и не подлежат использованию как противоречащие Конституции Российской Федерации.
Суверенитет России действует на всей ее территории. Российское государство обеспечивает целостность и неприкосновенность собственной территории. Выступая гарантом Конституции Российской Федерации, Президент России в определенном Конституцией порядке принимает мероприятия по охране территории Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности (статья 80 Конституции России). С целью охраны суверенитета государства при агрессии против России либо прямой угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на ее территории либо в отдельных ее местностях военное положение с мгновенным сообщением об этом Совету Федерации и ГосДуме (статья 87 Конституции России).
При угрозе территориальной целостности и неприкосновенности российскому государству, которая исходит от субъекта Федерации, возможно применение «федеральной интервенции» для преодоления данной угрозы.
В интересах охраны суверенитета российского государства Правительство России воплощает меры по обеспечению обороны, госбезопасности, осуществлению внешней политики России.